Процессы
памяти
|
Краткая
характеристика
|
запоминание
|
- это процесс памяти, в
результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с
приобретенным ранее. Различаются:
кратковременное
и долговременное
произвольное
и непроизвольное
|
воспроизведение
(актуализация, возобновление)
|
- процесс
памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее
содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти. Внутри
процесса воспроизведения можно выделить его различные виды: узнавание, собственно
воспроизведение (произвольное и непроизвольное), припоминание. Особое место
занимает воспоминания - историческая память личности
|
сохранение
|
- определяется степенью
участия материала в деятельности личности. Процент сохранения заученного
материала после определенного отрезка времени находится в обратно
пропорциональном отношении к объекту этого материала при условии
количественно и качественно одинаковой работы с ним
|
забывание материала
|
- зависит от времени.
Это впервые экспериментально установил нем6ецкий психолог Эббингауз, который
показал, что забывание особо интенсивно протекает после заучивания, а затем
замедляется. Чем более осознан материал, тем медленнее он забывается. Имеет
избирательный характер. Устойчиво значимый материал забывается медленнее.
|
Все люди по
способности запоминать подразделяются на два типа: быстро и медленно
запоминающие материал. Экспериментально доказано что люди быстро заучивающие
способны с 1-го раза воспроизвести 8 элементов в то время как медленно
заучивающие помнят только 3. Если добавить к характеристике названных групп ещё
и то, что быстро заучивающие быстро и забывают, а медленно заучивающие забывают
медленно, то станет ясно, что для оценки качества памяти в целом, применять
какой либо один показатель нельзя. Поэтому необходимо отметить, что память
людей различается по нескольким параметрам: скорости, прочности, длительности,
точности, объему заполнения.
Пути
практического воздействия на память человека и ее совершенствование
В настоящее
время разработано и на практике используется немалое количество разнообразных
систем и методов влияния на память человека с целью
ее улучшения.
Рассмотрим
некоторые конкретные приемы улучшения памяти, которыми мог бы воспользоваться
любой человек независимо. Один из них основан на более активном использовании
при запоминании и воспроизведении материала образного мышления и воображения.
Чтобы что-либо запомнить быстро и надолго, рекомендуется
в отношении запоминаемого материала выполнить следующую последовательность
действий:
1. Мысленно
связать запоминаемое с каким-либо хорошо известным и легко представляемым в
воображении предметом. Этот предмет далее связать с каким-нибудь другим, который
окажется под рукой именно тогда, когда нужно будет вспомнить запоминаемое.
3.Мысленно на секунду представить
себе, как будет выглядеть этот составленный из двух других, придуманный, необычный
предмет.
Этих трех действий практически
достаточно для того, чтобы в нужный момент вспомнить запоминаемое, причем
благодаря описанным выше действиям оно сразу же переводится из кратковременной
памяти в долговременную и остается там надолго.
Ф.Бартлетт
рекомендует для лучшего запоминания материала повторять его незадолго до
нормального времени отхода ко сну. В этом случае, как
он считает, запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку
не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые обычно в течение дня
накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше
внимание.
Процессы памяти тесно связаны с
особенностями личности человека, его эмоциональном настроем, интересами,
потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и
припоминает. Запоминание также зависит от отношения личности к запоминаемому
материалу. Мы обычно запоминаем то, что нам интересно и эмоционально значимо.
2. Направленность личности
Направленность личности – это устойчивое психическое
свойство в котором выражается некоторые потребности, мотивы, установки и цели
жизни и деятельности в котором наглядным образом может проявляться совокупность
личных интересов.
Личность человека является
интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.
Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез,
процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия,
анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.
Социальное "измерение"
личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых
человек был воспитан и в которых он участвует.
В основе личности лежит ее структура
- связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности:
способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.
Практически никто из исследователей
не возражает против того, что ведущим компонентом структуры личности, ее
системообразующим свойством (признаком, качеством) является направленность.
Направленность оказывает организующее
влияние не только на компоненты структуры личности (например, на нежелательные
черты темперамента), и на психические состояния (например, преодоление
отрицательных психических состояний с помощью положительно доминирующей
мотивации) и познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы (в
частности, высокая мотивация в развитии процессов мышления имеет не меньше
значение, чем способности).
Направленность наряду с доминирующими
мотивами имеет и иные формы протекания: ценностные ориентации, привязанности,
симпатии (антипатии), вкусы, склонности и др. Она проявляется не только в
различных формах, но и в различных сферах жизнедеятельности человека.
Направленность личности
характеризуется уровнем зрелости, широтой, интенсивностью, устойчивостью и
действенностью.
По данным Санкт-Петербургских
психологов, в начале 90-х годов прошлого столетия в стране резко снизилась
ценность образования, как возможность материально обеспечить себя в будущем. В
конце 90-х годов образование снова вошло в систему ценностей. В последнее время
студенты сочетают работу с учебой, т.е. подрабатывают. Таким образом, какой
выбор будет сделан в юности, решение пойти в тот или иной конкретный ВУЗ
зависит от направленности личности, доминирующих мотивов, основных ценностных
ориентаций.
Большинство психологов полагает, что
человек личностью не рождается, а становится. Правильнее, видимо, считать, что
личность не просто результаты биологического созревания или матрица
специфических условий жизни, но субъект активного взаимодействия со средой, в
процессе которого индивид постепенно приобретает (или не приобретает)
личностные черты.
В тех свойствах, которые были
приобретены, а не заложены с рождения (темперамент, задатки), личность менее
устойчива, что позволяет ей адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам,
к изменяющимся социальным условиям.
В молодости вероятность соответствия
психологического возраста хронологическому весьма велика. Если социально
значимая цель не достигнута (образование, женитьба), психологический возраст
может отставать от хронологического. В зрелости психологический возраст в
гораздо большей степени зависит от индивидуальных особенностей человека, от
направленности его личности, специфики жизненных целей и их реализации.
3. Способы улучшения
психоэмоционального состояния
Три основные – древние, как мир, но
заново осознаваемые и переживаемые каждым поколением идеи.
I Здоровье – физическое и неэтическое
– связано с мироощущением, "настроем" и образом жизни. То, как мы
думаем, чувствуем и поступаем, и чему стремимся, определяет наше здоровье не
меньше, чем здоровье определяет нашу жизнь.
II Человек ответственен за свою жизнь и
свое здоровье. Понимание именно этой ответственности может очень многое
изменить в жизни. Оздоравливаясь, вы дарите радость жизни и окружающим.
III Сохранение или обретение здоровья
неосуществимо без соразмерности ваших возможностей и притязаний. Как сказал
Станислав Ежи Лец, "поднимайся над собой, но не теряй себя из виду!"
Истинное физическое и душевное
здоровье состоит не в том, чтобы соответствовать чьим-то нормам и стандартам, а
в том, чтобы прийти к согласию с самим собой и реальными фактами своей жизни.
Повышение образования эндорфинов
приводит к улучшению настроения, снятию эмоционального напряжения, уменьшению
или устранению болевых ощущений.
Распространенная прежде фраза "все
болезни от нервов" трансформировалась – "все болезни от стрессов".
И не без оснований. По данным Всемирной организации здравоохранения, 45% всех
заболеваний связано со стрессом, а некоторые специалисты считают, что эта цифра
в 2 раза больше. Но вот и другой факт: 30-50% посещающих поликлиники – это
практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в некоторой коррекции
эмоционального состояния.
Хотя релаксация представляет собой
очень полезное средство для улучшения психоэмоционального состояния, мало кто
умеет глубоко расслабляться. Такие методы, как медитация, хатха-йога и
спокойное созерцание, являются наиболее эффективными способами достичь
глубокого расслабления в противоположность таким видам досуга, как телевизор,
радио и магнитофон. Необходимо помнить, что отпуск и другие формы
восстановительного отдыха не всегда обладают расслабляющим действием.
Человек должен развить у себя
способность самоанализа, для того чтобы идентифицировать характерные для него
стрессоры.
Очень важную роль в улучшении
психоэмоционального состояния играет психотерапия - лечение психологическими
средствами (словом, внушением).
Назовем лишь несколько
распространенных методов психотерапии: групповой метод – для разрешения
трудностей в общении, самопознании, приобретении автономной самооценки;
семейный метод – для гармонизации супружеских взаимоотношений, воспитания
детей; аутотренинг – для волевого воздействия на вегетативные проявления;
музыкотерапия и многое другое.
Произвольная регуляция дыхания также
используется в качестве мероприятия, направленного на улучшение состояния.
Сознательный контроль дыхания, т.е. регуляция дыхательных движений, является,
по всей вероятности, самым древним из известных методов борьбы со стрессом.
Для улучшения психоэмоционального
состояния может быть использована также и медитация – концентрация внимания на
объекте, предназначенном для сосредоточения.
Среди эффективных способов улучшения
психоэмоционального состояния хорошо зарекомендовала себя аутогенная
тренировка. Она является одним из методов релаксации. При аутогенной тренировке
обеспечивается полное сохранение самоконтроля, упражняется воля человека; при
этом не исключаются проявления инициативы и творческого подхода. Она позволяет
не только предупредить вредные последствия стресса и возникновение некоторых
заболеваний, но и повысить общую работоспособность, тренировать волю, внимание,
память, овладеть своими эмоциями, выработать навыки самонаблюдения. Аутотренинг
направлен на перестройку сознания человека. Лица, занимающиеся аутогенной
тренировкой, приобретают способность быть спокойными, бодрыми, уравновешенными
в течении всего дня, в нужное время засыпать, управлять своим настроением.
Гипноз также может быть использован
для профилактики и лечения чрезмерного психофизиологического стрессового
возбуждения. В состоянии гипноза у человека уменьшается периферическая сфера
осознания.
Одним из самых эффективных средств
укрепления здоровья и улучшения психоэмоционального состояния является
использование физических упражнений, т.е. "выбивание" психического
стресса физическим. Физические упражнения и спорт являются наилучшим способом
предотвращения отрицательных последствий стресса.
Хотя физические упражнения сами по
себе являются интенсивной формой стресса, они сильно отличаются от стрессовой
реакции, участвующей в развитии хронических заболеваний.
В последнее время в США завоевал
широкое признание как средство улучшающее психоэмоциональное состояние, массаж.
Массаж снимает мышечное напряжение, снижает кровяное давление, развивает гибкость
и упругость мышц.
Медитация – умственное действие,
направленное на приведение психики человека в состоянии углубленной
сосредоточенности. В психологическом аспекте медитация предполагает устранение
эмоциональных "крайностей" и значительное снижение реактивности.
Телесное состояние медитирующего характеризуется при этом расслабленностью, а
его умонастроение – приподнятостью и некоторой отрешенностью.
Нередко очевидны и более глубокие
изменения, человек становится в большей степени хозяином своей судьбы:
появляются адекватное отношение к окружающей реальности и к самому себе,
уверенность в своих силах, повышается ответственность за собственную жизнь.
Постоянное сосредоточение внимания на светлых сторонах жизни и на
действиях, на которые могут улучшить положение, не только сохраняет здоровье,
но и способствует успеху. Ничто не обескураживает больше, чем неудача, ничто не
ободряет больше, чем успех.
С плохим настроением можно
справиться, нужно лишь желание и немного свободного времени для себя любимого.
Другое дело, что нет желания – просто человеку приятно рассказывать, "жалуясь"
всем, о том, в каком он глубоком стрессе, ища в этом наверное сочувствия,
понимания. Если же есть желание и немного свободного времени, то описанные выше
способы преодоления плохого настроения, весьма эффективны. Начав с релаксации
(2-3 раза в день по 10-15 минут), постепенно может освоить аутотренинг,
медитацию, что со временем войдет в вашу жизнь, как нечто неотъемлемое.
Займитесь спортом, хобби и т.д.
Релаксация по методу Бенсона.
1.
Спокойная
обстановка.
2.
Объект
сосредоточения.
3.
Пассивное
отношение (освобожденность разума от мыслей, целей).
4.
Удобная поза.
Рекомендуется сидячая, чтобы не заснуть.
Было бы полезно, - отмечает Бенсон, -
введение в современную культуру ежедневной утренней релаксации "вместо
утреннего кофе".
Нередко очевидны и более глубокие
изменения, человек становится в большей степени хозяином своей судьбы:
появляются адекватное отношение к окружающей реальности и к самому себе,
уверенность в своих силах, повышается ответственность за собственную жизнь.
Постоянное сосредоточение внимания на
светлых сторонах жизни и на действиях, на которые могут улучшить положение, не
только сохраняет здоровье, но и способствует успеху. Ничто не обескураживает
больше, чем неудача, ничто не ободряет больше, чем успех.
Хочешь быть счастливым – будь им.
4. Основные направления
воспитательного процесса
Прогрессивные педагоги понимали воспитание как "институт, призванный
с нежного возраста готовить людей с помощью наставлений и примера, убеждением и
принуждением к практической деятельности и к неуклонному изменению в жизни
усвоенных правил" (Г. Сент-Джон). В различные времена содержание этого
принципа менялось, приобретая то большую общественную, то государственную,
личностную направленность. В отечественной педагогике также неоднократно
изменялся. От общего принципиального положения — воспитание должно готовить
человека к активной общественной и счастливой личной жизни — сохранилось мало.
Опираясь на этот принцип, большинство воспитательных систем успешно проводят в
жизнь идеологические установки, политические доктрины. Воспитание ориентировано
на поддержку и упрочение государственного строя, его статусов, органов власти,
формирование гражданских и остальных качеств на основе принятых и действующих в
государстве идеологии, конституции, законов. Этот принцип требует подчинения
всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в
соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность
воспитателей на формирование социально необходимого типа личности. Как лицо,
состоящее на службе у государства, воспитатель осуществляет государственный
заказ в сфере воспитания. Если государственные и общественные интересы при этом
совпадают, а также согласуются с личными интересами граждан, то требования
принципа естественно вписываются в структуру целей и задач воспитания. При
рассогласовании целей государства. общества и личности реализация принципа
затрудняется, становится невозможной. У воспитателя недостает конкретного
фактического материала для полноценного воспитания. Школа — не госучреждение, а
социальный институт, общественно-государственная система, призванная
удовлетворять образовательные запросы государства в той же мере, как общее и
личности. Нарушение этого взаимодействия приводит к застою школы. Школа как
общественно-государственный" институт не может жить только на
государственном дыхании, рано или поздно общество вновь должно прийти к ней на
помощь. Должна быть преодолена отчуждённость общества от школы и школы от
общества, изолированность школы от процессов, происходящих в общественной
жизни, а также узость и корпоративность профессиональных педагогов. Педагоги
должны осознавать себя не монополистами, а лишь уполномоченными народа в деле
воспитания.
Для преодоления процесса
огосударствливания школы в развитых странах создана сеть частных (
общинных)школ, реализующие цели определённых слоёв общества, которые могут и не
совпадать с государственными. И, несмотря на то, что обучение в государственных
школах бесплатное, а в частных — платное, большинство населения (от 50 до 80—
85% в различных странах) предпочитает платить за возможность воспитания своих
детей на общественно-личностных ценностях.
Реализуя принцип общественной
направленности воспитания, важно добиваться практически-мотивированного
взаимодействия с воспитанниками.
При этом следует избегать лозунговой
педагогики, многословия, ибо воспитание осуществляется прежде всего в процессе
(полезной деятельности, где складываются отношения между воспитанниками,
накапливается ценный опыт поведения и общения. Однако, чтобы деятельность
(трудовая, общественная, игровая, спортивная), к которой привлекаются
воспитанники, имела воспитывающее значение, необходимо формировать у них
общественно ценные мотивы деятельности. Если они высоконравственны, общественно
значимы, то и деятельность, в процессе которой поступки совершаются, будет
иметь большой воспитательный эффект.
В процессе выработки социальных
качеств необходимо сочетать организацию разнообразной общественнополеэной
деятельности с целенаправленным формированием сознания воспитанников
посредством слова, нравственного просвещения. Словесное воздействие обязательно
должно подкрепляться полезными практическими делами, положительным социальным
опытом в общении и совместной деятельности с другими людьми.
К сожалению, опыт эффективного
гражданского воспитания у нас утерян, приходится обращаться к своему прошлому,
зарубежным воспитательным системам, накопившим немало иного в этой области. "Главная
задача школы — воспитание граждан, которые поддерживают государственные
институты ,уважают законы государства" (Г. Форд, бывший президент США). На
достижение этой цели в школы направляются значительные финансовые средства.
Президент США Клин тон победил на выборах именно потому, что пообещал
избирателям вложить в развитие системы образования в четыре раза больше
средств, чем его соперник.
Один из эффективных путей реализации
принципа - введение специальных школьных предметов и наполнение соответствующим
содержанием других школьных дисциплин на практику американской школы, например,
прочно воплощается преподавание мини-курсов продолжительностью от двух недель
до нескольких месяцев, таких, как "Отношения между странами", "Социальные
проблемы" и т.п. Для всех классов созданы подготовленные видными
специалистами учебные пособия: "Закон и американское общество" (для
IX — XI классов), "Выдающиеся процессы Верховного суда" для VII -VIII
классов), "Важнейшие статьи Конституции" (для XI класса) и многие
другие. Издаются тематические серии, состоящие из нескольких учебников: "Закон
и город", "Землевладелец и арендатор", "Закон и потребитель",
"Бедность и процветание", "Преступление и правосудие" и
т.д.
В американских школах и школах других
западных стран очень многое делается для формирования привлекательного образа
общества и государства, воспитания положительного отношения к его идеалам и
ценностям. Это, в частности, достигается внушением юным гражданам выгодных
правительству, хотя и не всегда бесспорных идей.
Наши возможности пока скромнее.
Однако даже при недостатке или отсутствии соответствующих пособий процессы
происходящие в обществе, дают вполне достаточный материал для осуществления
эффективного гражданского воспитания.
В общественные процессы каждый
человек включается раннего детства. Поэтому и гражданское воспитание начинается
в юном возрасте. Чувство социальной ответственности разрабатывается несколько
позже — в школе второй ступени. Всех этапах формирования социальных качеств
надо заботиться о соответствии преподносимых знаний возрасту и развитию
учеников. Уже в школе первой ступени дети усваивают такие понятия, как "конституция",
"власть", "авторитет", "закон", "ответственность",
"правительство" и др., если их формирование осуществляется на
конкретных примерах, тут же подтверждается практикой и закрепляется. Школа
второй и третьей ступени закрепляет, развивает необходимые 1тия, воспитывает
убеждения, формирует гражданские качества, привлекая воспитанников к реальным
социальным процессам.
Актуальная задача — преодоление в
ближайшие годы апатии, инертности и социального отчуждения молодежи. Для чего
воспитатели должны добиваться ускорения темпов социализации, которые в
последние десятилетия снизились. Часть молодых людей не торопится принимать на
себя ответственность за судьбу общества, своей семьи и даже свою собственную.
Уход от трудностей жизни, безразличие к общественным делам распространены
повсеместно. В этом повинно и общество, не предоставляющее молодым людям
надлежащие условия для ускоренного развития, и система воспитания, отводящая
молодым людям роль "недорослей", и семья, создающая условия для
иждивенчества, долгих поисков своего в жизни.
"Не для школы — для жизни"
— такой призыв встречал учеников древнеримских школ. Уже античные педагоги
поняли бессмысленность воспитания, оторванного от жизни, практики. Формирование
личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участия
в обменных и трудовых отношениях.
Положительные качества развивает труд: чем его больше, чем он целесообразнее,
тем выше уровень развития и социализации личности. Поэтому воспитанников
необходимо включать в общественную жизнь, разнообразные полезные дела, формируя
соответствующее положительное отношение к ним. Участвуя в посильном труде на
правах равноправных членов, воспитанники приобретают опыт нравственного
поведения, развиваются духовно и физически, уясняют общественно важные мотивы
труда, закрепляют и совершенствуют моральные качества.
Школа жизни — лучшая школа
воспитания. Поэтому принцип связи воспитания с жизнью стал одним из
основополагающих в подавляющем большинстве воспитательных систем Он требует от
воспитателей активной деятельности в двух главных направлениях: 1) широкого и
оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей,
происходящими в ней переменами; 2) привлечения воспитанников к реальным
жизненным отношениям, различным видам общественно полезной деятельности.
Подростки активно стремятся к
взрослости, сама природа дает воспитателям возможность достичь необходимого
педагогического эффекта. Чем меньше возраст ребенка, тем больше возможностей
формировать его социальные чувства и стойкие привычки поведения; пластичность
его нервной системы позволяет достигать высоких результатов при решении всех
воспитательных задач. И. П. Павлов указывал, что жизнедеятельность
человеческого организма обусловлена влиянием окружающей среды, условиями его
существования. Это влияние он назвал "жизненным воспитанием". Такое
воспитание — "школу жизни" — проходят все подрастающие поколения. В
результате у них накапливается опыт поведения, вырабатываются навыки,
необходимые для включения в общественную жизнь.
В
некоторых воспитательных системах связь воспитания с жизнью трактуется суженно
как приобщение воспитанников к труду, посильному участию в общественном
производстве. Это обедняет процесс воспитания, закрывает пути для полноправного
участия детей и подростков в решении важных для любого человека проблем:
демократизации общества, соблюдения прав человека, сохранения окружающей среды
и многих других. Общественно полезный труд — это одно из важнейших средств
социализации личности, включения ее в систему общественных отношений.
Правильная реализация принципа связи
воспитания с жизнью требует от педагога умения обеспечить:
— понимание учащимися роли труда в
жизни общества и каждого человека, значения экономической базы общества для
удовлетворения растущих запросов его граждан;
— уважение к людям труда, создающим
материальные и духовные ценности;
— развитие способности много и
успешно трудиться, желания добросовестно и творчески работать на пользу
общества и свою собственную пользу;
— понимание общих основ современного
производства, стремление расширять политехнический кругозор, овладевать общей
культурой и основами научной организации труда;
— бережное отношение к общественному
достоянию и природным богатствам, стремление приумножать своим трудом
общественную собственность;
— нетерпимое отношение к проявлениям
бесхозяйственности, безответственности, нарушениям трудовой дисциплины,
иждивенчеству, лодырничеству, тунеядству, расхищению общественной собственности
и варварскому отношению к природным богатствам. Принцип связи воспитания с
жизнью, трудом осуществляется при соблюдении правил, раскрывающих отдельные
стороны проявления этого принципа:
1. Следует преодолевать абстрактность
и догматизм в социальном и трудовом воспитании школьников, привлекать их к
конкретной и посильной деятельности. Нужно иметь программу осуществления
требований принципа на уроках и во внеклассной воспитательной работе, соблюдать
постепенность в его реализации.
2. Воспитатель, согласуя свои
действия с семьей, объясняет каждому воспитаннику, что его главный вклад в
общественное производство — учебный труд, помощь дома и в школе.
Не надо препятствовать желанию
подростков и юношей объединяться в производственные кооперативы, хозрасчетные
бригады, подрабатывать во время каникул.
3. Дети обычно стремятся к
деятельности; пассивность, инертность, безделье чужды природе ребенка.
Воспитатель, не учитывающий это, нарушает и сдерживает процесс социализации
личности.
4. Реализация принципа требует
широкого использования на уроках и во внеклассной воспитательной работе
местного краеведческого материала.
5. Участвуя наравне со взрослыми в
решении жизненно важных вопросов, школьники приучаются нести ответственность за
принятые решения, у них быстрее и успешнее формируются гражданские качества.
6. Успешно осуществлять принцип связи
воспитания с жизнью немыслимо без постоянного пересмотра и обновления
содержания, организации и методики воспитания в соответствии с преобразованиями
в социальной сфере и хозяйстве страны.
7. Воспитательный процесс должен быть
построен таким образом, чтобы ребята чувствовали, что их труд нужен людям
обществу, чтобы он приносил удовлетворение.