Основные психологические проблемы спортсменов
Введение
А.Ц. Пуни, К.П. Жаров, П.А. Рудик,
Е.П. Ильин уделяли большое внимание вопросам волевой подготовки. Волевая
подготовка - одна из важнейших сторон психологической подготовки спортсмена. Она
направлена на формирование воли как высшего сознательного саморегулирования
человеком своего поведения и деятельности, связанного с затратой волевых усилий
при преодолении препятствий и для достижения поставленной цели. Спортсмен
должен управлять своими действиями, мыслями, переживаниями для достижения
высоких результатов в избранном виде спорта, опираясь на определенные волевые
качества, которые обеспечили бы ему успех.
Для определения уровня волевой
подготовленности спортсменов было проведено исследование с участием 40
спортсменов, из них 20 - занимающихся дзюдо и 20 - пулевой стрельбой.
Волевые качества у спортсменов
Для определения уровня волевой
подготовленности спортсменов была использована методика "Самооценка
волевых качеств студентов-спортсменов", разработанной Н.Е. Стамбуловой. Результаты
методики были обработаны по шкалам: "Целеустремленность", "Смелость
и решительность", "Настойчивость и упорство", "Инициативность
и самостоятельность", "Самообладание и выдержка".
По шкале "Целеустремленность"
у стрелков средний уровень результатов как по выраженности (19,1±0,84), так и
по генерализованности (19,25±0,95) свидетельствует о наличии у спортсменов
ясных целей и задач, способности намечать еще более высокие и сложные цели, а
так же умение подчинять свою деятельность их достижению, объективно оценивать
результаты своих действий, корректировать решаемые задачи. Низкий уровень
развитости целеустремленности у дзюдоистов (выраженность: 18,55±0,88,
генерализованность (17,75±0,87) показывают, что у спортсменов не в полной мере
проявляются и другие волевые качества, особенно при встрече с трудностями,
требующими проявления волевых усилий. Поэтому целеустремленность занимает
особое положение в волевой подготовке спортсменов, является связующим звеном в
волевой деятельности, объединяя все волевые качества, повышая эффективность их
проявления.
По шкале "Смелость и
решительность" стрелки и дзюдоисты продемонстрировали средний показатель
выраженности (19±0,81 против 19,2±0,93; Р>0,05) и генерализованности (22,3±0,99
против 22,55±0,75; Р>0,05) свидетельствует о способности спортсменов
самостоятельно и своевременно находить и принимать обдуманные решения вопросов
и задач, возникающих в процессе деятельности, реализации решений в напряженные
моменты борьбы (стрельбы), не боясь принять на себя ответственность, активно
действовать в условиях риска и опасности для достижения цели. Решительность и
смелость способствуют выполнению сложного технического приема. По шкале "Настойчивость
и упорство" результаты дзюдоистов на среднем уровне.
Показатель выраженности (19,25±0,92)
говорит о проявлении воли в достижении намеченной цели, преодолении
препятствий, несмотря на временные неудачи. Показатель генерализованности (19,25±0,93)
свидетельствует о настойчивом и постоянном стремлении не уходить от трудностей
в любом деле, не только в спорте. Можно сказать, что дзюдоисты успешно
совмещают занятия спортом с учебой, работой, что требует от них высокой личной
ответственности. Низкий уровень выраженности (18,85±0,8) и генерализованности (18,65±1,17)
у стрелков может свидетельствовать о том, что им сложнее, чем дзюдоистам
переносить неудачи и поражения, а во время соревнований им сложнее побороть
нарастающее утомление. Не все стрелки способны бороться до конца, через "не
могу", когда ситуацию невозможно изменить. Конечно, сказывается то, что
борьба характеризуется непосредственным контактом с соперником, а в стрельбе
нет.
По шкале "Инициативность и
самостоятельность" средний уровень выраженности (23,45±0,75; P>0,05) и
средний генерализованности (22,25±0,54; P>0,05) у дзюдоистов свидетельствует
о проявлении качества в различных жизненных ситуациях, умении организовать свою
деятельность, вносить в нее творчество, не поддаваться влиянию людей, но оно
неустойчиво проявляется, что порой может негативно повлиять на исход
соревнований, если спортсмен нуждается в помощи тренера в сложной обстановке, а
его нет рядом. Стрелки же, наоборот, зная свои индивидуальные особенности и
видя, что что-то идет не так, меняют намеченный план (тактику) самостоятельно,
что повышает их спортивное мастерство. Это видно по результатам выраженности (19,5±1,13)
и генерализованности (21,7±1,01) волевых качеств (инициативности и
самостоятельности).
По шкале "Выдержка и
самообладание" стрелки продемонстрировали средний уровень. Об этом
свидетельствуют результаты выраженности (23,05±0,59 P>0,05) и
генерализованности (24,15±0,65; P>0,05) качеств. Это говорит о способности
управлять своими чувствами, мыслями, действиями в условиях эмоционального
возбуждения или подавленности, нарастающего утомления, неожиданных трудностей,
неудач и других неблагоприятных факторов. Дзюдоистами были продемонстрированы
показатели ниже, чем у стрелков, но так же относящиеся к среднему уроню
выраженности (20,15±0,93) и генерализованности (20,00±0,98). Выдержка и
самообладание во всем многообразии проявляются в условиях соревнований,
особенно в поединках с равным соперником (дзюдо) и в финале (стрельба), когда
необходимо правильно распределить свои силы, реализовать намеченный тактический
план. В пылу соревновательного азарта спортсмен рассуждает здраво, управляет
чувствами и действиями и составляют психологическую сущность выдержки и
самообладания.
Для эффективности волевой
подготовки необходимо воспитывать все волевые качества, но упор делать на тех,
которые являются ведущими в избранном виде спорта.
Волевые качества "инициативность
и самостоятельность" у спортсменов-дзюдоистов выражены больше, чем у спортсменов-стрелков.
По мнению Ф. Генова данные качества являются ведущими волевыми качествами в
борьбе.
Волевые качества "выдержка
и самостоятельность" имеют большую выраженность у представителей
стрелкового спорта.А.Ц. Пуни выделяет эти качества, как ведущие в данном виде
спорта.
К вопросу о фрустрации у спортсменов
Исходя из понятия фрустрации как
психического состояния, Левитов Н.Д., дает ей такое определение: "фрустрация
- состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения
и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями,
возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи".
Б. Кретти, Р. Мартенс, Д. Джил,
Дж. Силва, Р. Уэйнберг и Д. Гоулд установили, что спортсмены находятся в
состоянии фрустрации, когда:
1) проигрывают;
2) воспринимают судейство как
несправедливое;
3) испытывают беспокойство;
4) испытывают физическую боль;
5) выступают ниже своих
возможностей.
При низком фрустрационном пороге
(низкой толерантности) проявляется деструктивное воздействие этого психического
состояния на спортсмена: нарушается тонкая координация, когнитивная
ограниченность (спортсмен не видит альтернативных путей или другой цели),
эмоциональное возбуждение с частичной утратой контроля над собой и ситуацией,
генерализуется агрессия.
Для выявления наиболее
стрессогенных соревновательных ситуаций, вызывающих фрустрацию, было проведено
исследование с участием 40 спортсменов: из них 20 девушек в возрасте 16-20 лет
и 20 юношей в возрасте 16-21 года. Исследование проводилось с помощью методики
Р. Фрестера "Соревновательные стресс-ситуации" и "Метода
рисуночной фрустрации" С. Розенцвейга.
У девушек доминирующим
направлением реакции во фрустирующей ситуации является также импунитивная.
Используя методику Р. Фрестера
"Соревновательные стресс-ситуации" выявлено, что у юношей наиболее
стрессогенными соревновательными ситуациями (12,35±0,51) являются объективные
ситуации соревнования, влияние которых растет с повышением мастерства и
соревновательного опыта спортсмена (незнакомый соперник, плохое оснащение
соревнований, отсрочка старта, неожиданно высокие результаты соперника,
зрительные, акустические и тактильные помехи, неудача на старте).
У девушек наиболее
стрессогенными соревновательными ситуациями (12,9±0,42) являются ситуации
"успеха-неудачи" и стабильности вегетативных функций
(предыдущие неудачи,
предшествующие поражения от данного соперника, чрезмерное волнение перед
соревнованием, плохой сон накануне, плохое физическое самочувствие).
Исходя из полученных данных
можно сказать, что юноши более устойчивы к воздействию соревновательных
стресс-факторов, так как набрано меньшее количество баллов по шкалам методики Р.
Фрестера.
Доминирующая импунитивная реакция
во фрустирующих ситуациях, как у юношей, так и у девушек свидетельствует об
адаптации к соревновательным условиям.
Фрустрация - состояние
неприятное и напряженное, следовательно, есть стремление избавиться от него. Для
этой цели человек чаще всего использует защитные механизмы психики. Одним из
механизмов является воображение. Спортсмен, потерпев неудачу в процессе
осуществления своих целей, может создавать воображаемые ситуации, в которых
осуществляет свои желания и цели. Компенсаторная функция воображения помогает
сохранить психическое здоровье. Другая форма защиты - регрессия, заключается в
том, что спортсмен бессознательно стремится вернуться к предыдущим уровням
своего развития, ищет в них защиты от фрустратора. Одним из важнейших и
повседневно используемых людьми защитных механизмов является реакция вытеснения
из сферы сознания неприемлемых для моральных установок личности мыслей и
желаний, неприятных событий. Защитным механизмом может выступать агрессия. Выражением
слабости фрустированной личности является механизм идентификации с агрессором,
фрустирующее влияние которого человек не в состоянии устранить. Важным
механизмом защиты является рационализация, псевдопереосмысление ситуации. Если
нет возможности достичь целей, человек успокаивает себя, "усматривая"
в недостигаемых целях массу недостатков, которые раньше игнорировались, или
отказывается от них как недостойных столь больших трат.
Стратегия преодоления фрустрации
характеризуется быстрым переходом от спокойного рационального анализа ситуации к
энергичным действиям по достижению цели. Успешному разрешению ситуации
способствует устранение избыточной реакции на неудачи и внушение уверенности в
своих силах. Для этого используется самовнушение и самоубеждение.
В практике спорта чаще всего
используются разновидности психической саморегуляции: аутогенная,
психорегулирующая, психомышечная и идеомоторная тренировки. Эффективным
средством является быстродействующая, простая и не имеющая противопоказаний
методика С-КР, разработанная и апробированная В.Л. Марищуком.
Формирование климата в спортивной команде
Особое внимание в последнее
десятилетие в психологии уделяется вопросам развития личности. Но при этом
недостаточно раскрыть процесс развития личности в группе и ее отношение к
другим членам группы, т.е. межличностные отношения в группе, в спортивной
деятельности.
Спортивные команды всегда
отличаются коллективизмом, товариществом, взаимопомощью, сплоченностью. Именно
в спортивном коллективе рождаются дополнительная энергия, энтузиазм, столь
необходимые для победы, то, что в социальной психологии именуется "групповым
эффектом", а в практике спорта "чувством локтя".
Для спортивной команды особенно
важен этот феномен "группового эффекта", выражающий в том, что
объединяет людей, может способствовать увлечению или уменьшению индивидуального
вклада спортсмена, энергии отдельных участников группы и существенно влиять на
общий уровень совместной деятельности, на достижение групповой цели. Недаром
исследование спортивных коллективов занимает центральное место в социально-психологической
проблематике физического воспитания и спорта. Потребности спортивной практики
требуют вооружения этими знаниями и будущих профессиональных кадров в области
физической культуры.
Таким образом, актуальность
проблемы исследования, ее недостаточная разработанность в спортивной и
социальной психологии, теории физического воспитания и спорта, а также
практическая значимость определили выбор темы курсовой работы.
Цель исследования состоит в
теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности комплекса
(технологии) психологических условий и динамики межличностных отношений в
спортивной команде. Объектом исследования являются межличностные отношения в
спортивной команде. Предметом исследования выступает динамика межличностных отношений
в спортивной команде. Методы исследования: опросник для оценки межличностных
отношений в коллективе и индекса групповой сплоченности спортивной команды; методика
изучения сплоченности в группе. Гипотеза исследования в том, что влияние
психологического воздействия приводит к созданию благоприятного климата в
группе, в данном случае к сплочению спортивной команды.
Практическая значимость
исследования состоит в разработке динамики межличностных отношений; технологии
процесса формирования благоприятного психологического климата в спортивной
команде; результаты исследования могут быть рекомендованы в помощь
тренерам-педагогам, учителям физической культуры.
Созданный нами комплекс
психологических условий привел к формированию и развитию активного слушания,
навыков снижения эмоционального напряжения у партнеров, атмосферы доверия,
понимания и открытости, к расширению осознания участниками своих ощущений в
команде.
Для повторной диагностики
спортивной команды юношей-боксеров после психологического воздействия мы
использовали опросник для оценки межличностных отношений в коллективе и индекса
групповой сплоченности спортивной команды.
Если сравнить результаты первой
методики со вторым, то анализ результатов контрольного среза говорит о том, что
в команде сложились такие качества межличностных отношений, как доверие,
понимание, открытость, взаимная поддержка, взаимовыручка и т.д. Участники
команды удовлетворены отношением товарищей по команде. В команде возникло
подлинное единство и целостность коллектива, отражающее сплоченность. В основе
сплоченности лежит единство целей, мотивов, взглядов, ценностей членов
коллектива, их готовность и умение бороться за достижение общих целей,
отстаивать ценности.
В первой части нашего
исследования мы рассмотрели важные вопросы, связанные с теоретическими основами
динамики межличностных отношений в спортивной команде. Здесь мы хотим отметить,
что для создания благоприятного психологического климата, в данном случае
приведения команды к сплочению большое значение имеют комплекс психологических
условий (психологическое воздействие) и проведение психологического тренинга.
Вторую главу мы посвятили
опытно-экспериментальному исследованию с целью приведения команды к сплочению. В
качестве эксперимента проведена работа по выявлению уровня сплоченности в
спортивной команде.
Список литературы
1.
Жаров К.П. (2006) Волевая подготовка спортсменов. М.: Физкультура и
спорт
2.
Ильин Е.П. (2009) Психология воли.2-е изд. СПб.: Питер
3.
Пуни А.Ц. (2008) Воспитание воли спортсмена. Л.: КОИЗ
4.
Рудик П.А. (2004) Психология. М.: Физкультура и спорт
5.
Левитов Н.Д. (2007) Фрустрация как один из видов психического состояния
// Вопросы психологии, №4.
6.
Прохоров А.О. (2004) Психология состояний. Хрестоматия / Под ред. проф.А.О.
Прохорова. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004.
7.
Хекалов Е.М. (2008) Неблагоприятные психические состояния спортсменов,
их диагностика и регуляция: Учебное пособие. М.: Советский спорт, 2003.
8.
Юров И.А. (2006) Психологическое тестирование и психотерапия в спорте. М.:
Советский спорт, 2006.
9.
Алаторцев В.А. Проблемы психологии спорта (сборник статей). - М.: 2009 г.
10.
Андриенко Е.В. Социальная психология. - М.: 2008 г.
11.
Богданова Д. Социально-психологическая характеристика спортивного
коллектива. - Ленинград, 2007 г.
12.
Гуменюк Н.П., Клименко В.В. Психология физического воспитания и спорта. -
Киев, 2008 г.
13.
Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в
спортивном коллективе. - М.: Изд-во МГУ, 2005 г.
14.
Кретти, Брайент Дж. Психология в современном спорте. - М.: 2008 г.
15.
Мартенс Р. Социальная психология и спорт. - М.: 2009 г.
16.
Попов А.Л. Психология спорта. - М.: 2009 г.
17.
Радионов А.В., Худаков Н.А. Психология и современный спорт. Международный
сборник научных работ по психологии спорта. - М.: 2006 г.
18.
Рудик П.А. Психология спорта. Сборник работ. - М.: 2009.