Направленность личности как фактор профессионального самоопределения врача
Тема:
Направленность личности как фактор профессионального самоопределения врача.
Оглавление
Введение
Основная
часть
Заключение
Список
литературы
Введение
Актуальность данной темы состоит в проблеме выбора
профессии, достижения в ней мастерства, реализации в профессиональной
деятельности способностей и возможностей человека, получения удовлетворения от
своего труда - всегда привлекали внимание ученых и практиков.
По-прежнему острыми остаются проблемы профессиональной
ориентации и консультации молодежи, находящейся на пороге профессионального
выбора своего будущего, карьеры. Однако до сих пор, несмотря на критику, при
построении профконсультации преобладает упрощенный "диагностический"
подход, игнорирующий активность субъекта в выборе жизненного пути, навязывающий
ему готовые решения, создающий условия для манипулирования человеком,
выбирающим профессию. Таким образом можно констатировать, что существует как
научный так и практический запрос на комплексное исследование профессионального
самоопределения, становления личности в профессиональном труде на разных
возрастных этапах.
Объект данной темы: процесс направленности личности как
фактор профессионального самоопределения врача.
Предмет данной темы: психологические составляющие
профессионального самоопределения врача.
Цель работы: в процессе работы выявить базовые компоненты
и структуру профессионального самоопределения на разных его стадиях в профессии
врача.
Гипотеза данной работы:
- процесс профессионального самоопределения является
динамичным и охватывает существенную часть жизненного пути человека, внося
специфический вклад в развитие личности на каждом этапе ее становления. Он не
ограничивается формированием профессиональной пригодности, а является составной
частью личностного самоопределения в целом.
Задачи данной работы:
- выделить базовые компоненты процесса профессионального
самоопределения личности
- изучить закономерности развития профессиональных
способностей, обеспечивающих развитие операциональной стороны деятельности
представителей разных профессий (на примере врача).
Основная часть
Одной из причин интереса к проблеме профессионального
самоопределения является признание того, что оно является способом
самоактуализации личности в социально-одобряемой деятельности и важнейшей
линией ее жизненного самоопределения (К.А. Абульханова-Славская, Л.И.
Анцыферова, М.Я. Басов, К.М. Гуревич, М.Р. Гинзбург, Н.А. Логинова, А.В.
Петровский, Е.С. Романова, С.Л. Рубинштейн, G. Allprt, Ch. Buhler, A. Roe, D.
Super и др.). Если понятие профпригодности означает как бы итог овладения
профессией, то понятия профессионального становления и развития акцентируют ее процессуальную
сторону.
По моему мнению личностный аспект профессионализации
человека с упором на субъектную активность в осуществлении этого процесса в
наибольшей степени реализован в терминах "профессиональное
самоопределение" и "профессиональная самореализация". При этом
второй термин представляется нам более узким, отражающим скорее одну из стадий
самоопределения личности в труде. Ключевым для нашего исследования мы считаем
термин "самоопределение", рассматривая его не как состояние, итог, а
как процесс. Следует отметить, что сведение профессионального самоопределения к
выбору профессии выразилось в доминировании так называемого диагностического
подхода в профориентации и профконсультации. Суть этого подхода состоит в том.
что профессиональная пригодность определяется до вступления в профессию путем
выявления соответствия индивидуально-психологических черт личности требованиям
профессии. Профессиональное самоопределение - длительный и динамический
процесс, включающий в себя две важнейшие составляющие: 1 - развитие человека в
профессиональной деятельности, формирование его индивидных особенностей и черт
личности, выбор жизненного пути; 2 - творческое развитие и обогащение человеком
самой профессиональной деятельности, мира профессий. В профессиональном
самоопределении выделяются фазы или стадии: выбор профессии, профессиональное
обучение, овладение профессиональным мастерством (на основе выработки
индивидуального стиля и средств профессиональной деятельности) и самореализация
в ней, творческий вклад в развитие самой деятельности и передача
профессионального опыта другим людям. Указанные фазы не являются строго разведенными
во времени, в значительной степени они зависят от содержания профессии, индивидуальных
и личностных качеств человека, сформировавшихся до вступления в профессию
(задатки, интересы, мотивы, способности и пр.), внешних благоприятных или
неблагоприятных обстоятельств, в том числе экономических и
социально-психологических.
Таким образом, под профессиональным самоопределением мы
понимаем процесс развития личности в профессиональной деятельности на основе
наиболее полного использования своих способностей и
индивидуально-психофизиологических возможностей. Этот процесс не может быть
ограничен лишь каким-то одним этапом, он занимает весь период активной трудовой
деятельности.
На каждой стадии профессионального самоопределения
личностью осознаются и формулируются определенные цели и задачи, которые
соотносятся с общественно выработанными требованиями, нормативами и реализуются
в соответствии с ними и собственными "ресурсами", интересами,
потребностями и ценностными ориентациями. В определенные периоды времени могут
возникать расхождения между внешними, профессиональными требованиями и
внутренними возможностями индивида, что, в свою очередь, приводит к конфликтам
и противоречиям между ними. Человек может "перерастать" требования профессии
и ему становится тесно в ее рамках, но может и отставать от них, и тогда перед
ним встает задача "подтягивания" операциональной стороны деятельности
до необходимого более высокого уровня. Разрешение таких противоречий, на наш
взгляд, является одним из психологических механизмов личностного самоопределения
в профессиональной деятельности.
Человек на своем жизненном пути включается в многообразные
виды деятельности (их перечень может меняться в зависимости от исторических
условий и индивидуальной судьбы). Содержание каждой сказывается на его
личностном развитии, формируя те или иные черты. Особенности овладения
деятельностями разного типа, возникающие расхождения между внешними
требованиями и внутренними возможностями индивида могут приводить к конфликтам
и противоречиям в процессе формирования личности. Их разрешение и является
одним из психологических механизмов личностного становления.
Можно выделить ряд причин, определяющих важное значение
профессиональной деятельности как фактора, оказывающего существенное формирующее
воздействие на личность. Личность - продукт общественного развития, субъект
труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями
жизни общества. Профессиональная деятельность как раз и придает развитию
личности эту историчность, предлагая совершенно определенные ее виды, орудия
труда, способы деятельности, характерные именно для данной эпохи и,
следовательно, в определенной степени ограничивает линии развития точности.
Поскольку профессиональная деятельность признается ведущей
у взрослого человека, его формирование в первую очередь должно определяться
содержанием, и специфический особенностями (Л.И. Анцыферова, М.С. Каган и др.).
Именно профессиональная деятельность позволяет удовлетворить основную гамму
потребностей личности.
Закономерности формирования психологической готовности
учащихся к профессиональному самоопределению рассматриваются на основе развития
операциональной и мотивационно-потребностной сторон деятельности (Э.А.
Фарапонова, В.В. Чебышева и др.).
К операциональным компонентам психологической готовности к
профессиональному самоопределению относят всю систему базисных и
профессиональных знаний, умений, интеллектуальных функций, а к личностным -
направленность на труд, особенности мотивов и интересов к нему, систему
привычек и отношении, эмоциональные и волевые функции человека и
профессионально значимые качества личности (Э А. Фарапонова).
Сама готовность к профессиональному самоопределению может
рассматриваться в рамках теории установки.
Работа врача необычайна сложна, напряженность труда,
протекающего в недостаточно благоприятных условиях. К последним относится режим
труда, неблагоприятный микроклимат (высокая температура воздуха в помещении,
увлажненность), необходимость выполнять свои обязанности в экстремальных
условиях и дефиците времени, постоянно прямрй контакт с больными. При этом
бросается в глаза, что среди отрицательных сторон своей профессии очень часто появляются
эмоциональные стороны, вызванные душевными переживания за пациентов. Среди
профессионально-важных качеств на первое место ставятся компетентность, высокий
профессионализм (владение всем арсеналом средств медицинского воздействия),
"клиническое мышление", а также выдержанность, хладнокровие,
выносливость, умение принимать решения в условиях дефицита времени, гуманное
отношение к больным. Также у врача должны преобладать и такие качества как хорошее
понятийное мышление, гибкость мышления, аналитичность, коммуникативность,
толерантность, уверенность в себе, переключаемость (лабильность), устойчивость
к фрустрациям, деловая направленность, активность, доминантность и др.
Материальная заинтересованность имеет большое значение на
всем протяжении профессиональной карьеры, однако со временем
мотивационно-протребностная сфера начинает обогащаться за счет появления
мотивов, связанных с содержанием, процессом труда и его результатами. Особое
значение приобретает коллектив, и тот авторитет, которым пользуется в нем
работник.
Интерес к процессу труда формируется постепенно, являясь
одним из важнейших условий успешной профессиональной адаптации.
Вместе с овладением мастерства профессии происходит перестройка
мотивационной сферы, образуются мотивы, связанные с интересом к содержанию труда,
процессу деятельности, стремлением поддержания своего трудового авторитета. Отчетливо
прослеживается известный механизм "сдвига мотива на цель" (А.Н.
Леонтьев). Развитие операционально-технической стороны деятельности приводит к появлению
новых мотивов, а они, в свою очередь, "подтягивают" операциональную.
Перестройка мотивационного комплекса влечет за собой формирование новых
интересов и потребностей, приводит к расширению сферы деятельности субъекта,
изменению его реальных и идеальных отношении с действительностью, вводит в
новую систему взаимосвязей с людьми, формирует профессиональное
самоопределение.
Таким образом, динамика развития мотивационной сферы
личности в профессиях с разным содержанием, составом действий, задачами,
уровнем квалификации существенно различна. Профессиональная деятельность,
которая не приносит удовлетворения, рассматривается как нечто чуждое, внешнее,
не имеющее важного значения в жизни.
Социально-психологические условия, в которых протекает
деятельность, оказывают огромное влияние на скорость и успешность
профессионального и личностного самоопределения.
Вхождение в профессию радикально меняет социальную
ситуацию развития личности, влияет на формирование способностей,
мотивационно-потребностной сферы, интересов и ценностных ориентации. Важнейшими
психологическими составляющими профессионального самоопределения являются
индивидные качества (задатки) и такие подструктуры личности как
профессиональная мотивация, способности, самосознание и межличностные
отношения. Врачи, помимо развитого "клинического мышления" и владения
разнообразным арсеналом средств медицинского воздействия, должны обладать высокой
работоспособностью, умениями работать в условиях дефицита времени, быть устойчивыми
к стрессу, уметь преодолевать отрицательные эмоциональные состояния и т.д. В
оптимальном варианте профессиональное самоопределение развивается до того
уровня, который обеспечивает достижение общественно приемлемой эффективности
труда. Дальнейшее овладение профессиональным мастерством достигается за счет
организации способностей в индивидуализированные структуры, определяемые требованиями
профессии и природными задатками индивида, формированием индивидуального стиля
деятельности и овладением системой планирования и организации труда, высоким
уровнем саморегуляции.
В процессе овладения профессией значительную перестройку
претерпевает мотивационно-потребностная сфера личности. Особенности и
направления ее развития определяются типом профессий, богатством их содержания,
составом действий, сложностью задач, определяющих длительность обучения,
уровень квалификации, представленность элементов творчества.
В профессии врача, с относительно богатым содержанием профессиональные
мотивы изначально лежат внутри деятельности как таковой, и их динамика
характеризуется расширением и обогащением мотивационно-потребностной сферы
профессионалов. На начальном этапе деятельность мотивируется в первую очередь,
интересом к процессу труда, стремлением приобрести квалификацию, стать
специалистом высокого уровня. В ходе овладения профессией на первый план
выдвигаются мотивы самоактуализации, раскрытия способностей и потенциальных
возможностей в профессиональном труде.
В ходе профессионального становления изменяется роль и
место индивидуально-психофизиологических, природных особенностей в структуре
профпригодности. На ранних этапах овладения профессией индивидуальные
особенности не имеют принципиального значения, поскольку требования к
эффективности и качеству труда невелики. Однако в дальнейшем они ужесточаются и
соответствовать им могут лишь те, кто в наибольшей степени использует свой
природный потенциал.
Заключение
Уровень достижений в профессии с относительно богатым
содержанием (врача) оказывает огромное формирующее влияние на личность. Он
является одним из важнейших условий успешного профессионального самоопределения
в данном типе профессий. Личностные особенности, профессиональное самосознание
тех. кто успешно овладел профессией, и тех. кто столкнулся с непреодолимыми
трудностями, существенно различаются. Для первых профессия становится
"окном в мир", узелком, связывающим его с другими людьми, сообществом
профессионалов и обществом в целом, способом самоутверждения и самореализации.
Для последних - профессия лишь необходимое условие поддержания
жизнедеятельности, условие выживания - деятельность, не приносящая радости и
удовлетворения. Им свойственны неадекватная самооценка и низкий уровень
притязаний в профессии. Профессионалы, достигшие социально-признанного успеха в
своей деятельности, существенно отличаются по личностным особенностям от тех,
кто столкнулся с непреодолимыми, по их убеждению, трудностями в овладении
профессиональным мастерством. У последних часто проявляются различные формы
психологической защиты - обесценивание профессии, выдвижение на первый план
интересов, не связанных с профессиональной деятельностью, состояние фрустрации.
Формирование личности как фактор профессионального самоопределению во многом
зависит от уровня сложившихся в коллективе межличностных отношений и социальным
статусом работника. Особенно ярко это выявляется в профессиях, где стратегия
профессиональной деятельности, ее процесс и результаты прямо зависят от
слаженных действий и взаимозаменяемости членов коллектива.
1.
Психофизиологические основы профессиональной пригодности и личная перспектива
(в соавт. с К.М. Гуревичем и А.И. Сухаревой) // Материалы 4 Всесоюзного съезда
Общества Психологов СССР, Тбилиси, 1971. - 0.06 п. л.
2. Применение
тестов как критерия развития некоторых профессионально важных психофизиологических
функций ткачих коврового производства // Новые исследования в психологии и
возрастной физиологии. № 2. 1972. - 0.3 п. л.
3.
Нужен ли профотбор для массовых профессий? (в соавт. с А.И. Сухаревой, Л.В.
Солдатовой) // Профтехобразование. № 11, 1972. - 0.4 п. л.
4.
Соотношение психофизиологических компонентов профпригодности и эффективности
труда ткачих. // Вопросы психологии, № 3. 1973. - 0.5 п.л.
5.
Формирование профессиональной пригодности ткачих коврового производства. //
Материалы конференции "Профподбор и профориентация как важнейшие элементы
научной организации труда". М., 1973. - 0.3 п. л.
6.
Психологическое содержание труда и формирование профессиональной пригодности
ткачих коврового производства. // Психофизиологические вопросы становления
профессионала. М.. 1974. Вып.1. - 0.7 п.л.
7.
Формирование профессионального восприятия ткачих (в соавт. с Г.П. Логиновой) //
Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. № 1. 1974. -0.2 п. л.
8. Диагносцирование
индивидуальных вариант формирования профессионально важных психофизиологических
качеств ткачих // Материалы всесоюзной конференции по психологической диагностике.
Таллин. 1974. - 0.09 п. л.
9. Проявление
свойства лабильности нервной системы в формировании профессиональных качеств ткачих
// Материалы симпозиума "Дифференциальная психофизиология и ее генетические
аспекты". Пермь. 1975. - 0.08 п.л.
10. О
применении социально-психологических методик в изучении становления
профессионала //Психологическая диагностика, ее проблемы и методы. М.. 1975. -
0,75 п.л.
11.
Индивидуальное своеобразие становления профессионала // Психофизиологические
вопросы становления профессионала. М., 1976. Вып. 2. - 0.6 п. л.
12. О
некоторых аспектах формирования личности профессионала // Проблема деятельности
в советской психологии. М., 1976. - 0,3 п. л.
13.
Выпускник приходит на работу // Семья и школа, N 6. 1977. - 0.3 п.л.
14.
Психологические аспекты формирования личности передового советского рабочего //
Вопросы психологии, № 6, 1977. - 0.4 п.л.
15.
Методы психологической работы на предприятии // Психолог на предприятии. М.,
1978. – 0.65 п.л.
16.Состояние
физиологических функций организма прядильщиц в процессе профессионального труда
при различном уровне взаимоотношений в производственных бригадах (в соавт. с
А.В.Колесниковой) //Материалы 8-ой Всесоюзной конференции по физиологии труда Ленинград.
1978. - 0.06 п.л.
17.
Раскрытие творческих возможностей человека в трудовой деятельности // Психолог
на предприятии. М.. 1979. - 0.3 п.л.
18.
Применение тестов специальных способностей и тестов достижений для диагностики
профпригодности (на словацком языке) // Психодиагностика (материалы 5
конференции по психодиагностике). Братислава. 1980. - 0,3 п. л.
19.
Диагностирование специальных способностей и профессиональных достижений //
Психологическая диагностика. М.. 1981. - 1 п.л.