Анализ особенностей психического развития детей, рожденных путем кесарева сечения
Введение
Проблема отдаленных последствий
операции кесарева сечения для физического и психического здоровья ребенка
остается и по сей день актуальной как для акушерства, гинекологии и
неонатологии, так и для детской неврологии и психологии. С одной стороны,
абдоминальное родоразрешение позволяет улучшить показатели перинатальной
смертности и мертворождаемости; а с другой - неблагоприятно сказывается на
протекании адаптационного периода новорожденных; способствует увеличению
частоты развития гипоксически-ишемической энцефалопатии у новорожденных,
относящейся к одной из перинатальных патологий и лежащей в основе большинства
нервно-психических расстройств детского возраста; видоизменяет процесс
функциогенеза мозга.
Анализ особенностей
психического развития детей, рожденных с
помощью кесарева сечения
Согласно мнению зарубежных ученых,
операцию кесарева сечения следует рассматривать не только в качестве источника
родовой травмы, но и перинатальной психотравмы. Последняя обусловлена
неожиданностью и неподготовленностью ребенка к переходу во внеутробное
существование, характеризуется шоковым состоянием и вызывает нервно-психические
и интеллектуальные депривации у ребенка, которые чрезвычайно трудно поддаются
коррекции. Таким образом, кесарево сечение - это один из факторов натального и
постнатального воздействия, который может отражаться в особенностях онтогенеза
ребенка как в форме индивидуальных вариантов психического развития, так и в
форме субклинических и клинических отклонений в психическом онтогенезе.
Целью нашего исследования было
изучение влияние операции кесарева сечения на нейроонтогенез, т.е. на
морфофункциональное созревание мозга с помощью сравнительного
нейропсихологического анализа уровня сформированности высших психических
функций (ВПФ) у детей, рожденных с помощью операции кесарева сечения и через
естественные родовые пути. Нами было проведено нейропсихологическое
обследование 30 детей 6 лет, рожденных с помощью кесарева сечения. Они
составили две экспериментальные группы (по 15 человек), различающиеся по виду
операции кесарева сечения (экстренная и плановая). В контрольную группу вошли
15 детей рожденных через естественные родовые пути самостоятельно без
дополнительных акушерских вмешательств (щипцы, вакуум экстракция,
выдавливание).
Количественный анализ данных
нейропсихологического обследования в 3-х исследуемых группах показал, что у
детей, рожденных с помощью кесарева сечения, более выражена несформированность
высших психических функций (ВПФ). Прежде всего, это касается таких ВПФ и их
отдельных звеньев, как кинестетическая и кинетическая организация движений,
целостная правополушарная переработка зрительной информации, пространственные
представления, внимание, речь и мышление.
Статистически значимых отличий между
экспериментальными группами и контрольной в уровне сформированности
межполушарного взаимодействия, зрительно-предметного гнозиса, зрительной
памяти, объема словаря, квазипространственных представлений не обнаружено.
Экспериментальные группы количественно не отличались друг от друга.
Качественный анализ результатов
проведенного нейропсихологического исследования указывает на то, что у всех
детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования находятся следующие
зоны головного мозга: передние и задние лобные отделы, средние височные отделы,
теменно-височно-затылочные отделы преимущественно левого полушария и мозолистое
тело. У абдоминально рожденных детей отмечаются также синдромы функциональной
дефицитарность подкорковых отделов, затылочных и теменно-затылочных отделов
правого полушария, а у детей, рожденных с помощью экстренного кесарева сечения
имеет место также функциональная дефицитарность верхней теменной области.
Дефицитарность подкорковых
образований головного мозга у абдоминально рожденных детей к 6 годам
модифицируется в подкорково-лобный синдром, который проявляется в большинстве
проб в виде трудностей усвоения и удержания инструкции, некритичностью к своим
импульсивным ошибкам, которые исправлялись только при организации внимания
ребенка на них, а также упрощением программы в динамическом праксисе. В случае
экстренного кесарева сечения дефицитарность субкортикальных отделов нарушает
функционирование верхних теменных отделов, приводя к недостаточности
кинестетического праксиса, что в дальнейшем затрудняет формирование моторных навыков
и пространственного представлений.
Индивидуально-психологические
особенности личности студентов,
рождённых путём кесарева
сечения
В настоящее время ученые пришли к
выводу, что основы здоровья, а так же многие черты характера человека
закладываются как до рождения, так и в момент его рождения, которые в
значительной мере определяют направление его дальнейшего развития.
С точки зрения медицинской модели,
роды представляют собой акт, по существу своему пассивный со стороны ребенка;
вся работа совершается матерью, сокращениями ее матки, в то время как ребенок
перемещается как неодушевленный объект. Главенствующее медицинское убеждение
состоит в том, что ребенок ничего не осознает и не испытывает боли.
Нейрофизиологи отрицают возможность вспомнить рождение, поскольку кора
головного мозга у новорожденного еще не развита и нейроны не имеют миелиновой
оболочки, в свете клинических свидетельств современных исследований сознания
эта точка зрения представляет результатом психологического вытеснения и предвзятого
мышления, так что не нужно считать ее научным фактом.
Современные исследования в области
психологии и психиатрии, проведенные такими исследователями как Отто Ранк,
Станислав Гроф, Джозеф Грэхэм и др. доказали связь между развитием различных
психических расстройств и психосоматических заболеваний и стрессом, пережитым
во время рождения. В результате благополучных физиологических родов у ребенка
формируется адекватные модели поведения, положительные установки по отношению к
окружающему миру, чувство удовлетворения и полноценности. Вмешательства в ход
родов и отклонения от их нормального течения привносят в эту картину целый ряд
негативных моментов. Опыт рождения функционирует психологически как прототип
всех будущих ситуаций, представляющих серьезный вызов для индивида. Последствия
применения кесарева сечения отразятся, прежде всего, на способности обращаться
и взаимодействовать с другими людьми, на любви к ближнему и к себе. Считается,
что у лиц, рождённых путём кесарева сечения, есть одна важнейшая психологическая
тонкость: при родах они не прошли травмирующий родовой период, и поэтому
психологически они более доверчивы к миру, открыты.
В данной работе мы сделали акцент на
изучение индивидуально-психологических особенностей личности студентов,
рождённых путём кесарева сечения. Отметим, что развитие личности студента идет
в ряде направлений: укрепляются идейная убежденность, профессиональная
направленность, развиваются необходимые способности; совершенствуются
психические процессы, состояния, опыт; повышаются чувство долга,
ответственность за успех профессиональной деятельности, рельефнее выступает
индивидуальность студента; растут общая зрелость и устойчивость личности
студента.
В ходе экспериментального изучения
данной проблемы, мы пришли к выводу, что, что студенты, родившиеся путём
кесарева сечения, имеют ряд индивидуально-психологических особенностей. Они
реже используют физическую силу против другого лица, менее агрессивны,
настойчивы, напористы, энергичны, активны. Они менее склонны к чувству вины, хуже
справляются с жизненными трудностями и тяжело их переживают, Им в меньшей
степени свойственны радикализм и гибкость, они в большей степени зависят от
группы.
Волевая регуляция
личности
Начало трудовой жизни является
важной вехой развития личности в зрелом возрасте. Включение в
профессионально-трудовую деятельность ведёт к коренной перестройке отношений
человека с обществом и окружающими его людьми. В ходе этих изменений
складывается совершенно новая социальная ситуация развития человека, в рамках
которой он впервые начинает выступать в качестве субъекта труда. Приспособление
человека к этим новым для него условиям и составляет сущность профессиональной
адаптации, которая предполагает принятие на себя основных компонентов
профессиональной деятельности: её задач, предмета, средств, способов и
ценностных ориентаций.
В процессе профессиональной
адаптации перед человеком встаёт задача перестройки своей активности в
соответствии с объективными требованиями и активностью других людей, в
осуществлении которой решающую роль играет волевая регуляция, как высший
личностный уровень произвольной регуляции. Таким образом, мы можем
предположить, что волевая регуляция претерпевает значительные изменения в ходе
профессиональной адаптации личности.
Для оценки различий в состоянии
волевой регуляции использовались формализованная модификация методики
самооценки (СО) Дембо-Рубинштейн, в которую вместо классических шкал был
включён список из десяти волевых качеств: ответственный, дисциплинированный,
целеустремлённый, принципиальный, обязательный, настойчивый, решительный,
волевой, инициативный, выдержанный, а также «Вопросник для выявления
выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении.
В результате нами было обнаружено,
что с увеличением стажа молодых специалистов по ряду качеств (решительный - χ2(2)=5.523, p=0.05,
волевой - χ2(2)=9.822,
p<0.01, целеустремлённый - χ2(2)=11.069, p<0.01, ответственный - χ2(2)=7.797, p=0.01 и
настойчивый - χ2(2)=5.937,
p=0.05) наблюдается снижение уровня волевой самооценки, а по ряду (решительный
- χ2(2)=6.104, p=0.05,
дисциплинированный - χ2(2)=7.031, p=0.05 и выдержанный -χ2(2)=5.895, p=0.05) снижение уровня их значимости. Также между
сравниваемыми группами наблюдаются различия в способности к эмоциональному
самоконтролю (F(2,110)=3.189, p=0.05). Показатели выраженности самоконтроля в
эмоциональной сфере значимо выше в группе молодых специалистов со стажем до 1
года по сравнению со специалистами со стажем свыше 3х лет.
Таким образом, с увеличением стажа у
молодых специалистов наблюдается снижение уровня волевой активности. Мы
полагаем, что обнаруженные различия между группами с различным стажем могут
быть связаны с нарушениями профессиональной адаптации молодых специалистов.
В результате нами было обнаружено,
что в среднем молодые специалисты со стажем менее 1 года оценивают свою
профессию как более привлекательную, чем специалисты со стажем от 1 года до 3х
лет и со стажем свыше 3х лет (χ2(2)=5,847, p=0,05). Помимо этого значения интегрального
показателя ТСЖО в третьей группе, в среднем значимо ниже, чем в первой и второй
группах (F(2,113)=4.808, p=0.01).
Основываясь на полученных
результатах, мы можем предположить, что в процессе профессиональной адаптации
степень привлекательности профессии, а также уровень удовлетворённости молодыми
специалистами актуальным состоянием их жизни в целом уменьшается. Данные
изменения мы склонны рассматривать в качестве показателя профессиональной
дезадаптации, так как они свидетельствуют об утрате молодыми специалистами
интереса к выбранной профессии и разочаровании в ней. В подобной ситуации,
когда уровень личностной вовлечённости работника в трудовой процесс снижается,
уменьшается роль волевой регуляции в профессиональной деятельности.
Таким образом, мы можем заключить,
что в процессе профессиональной адаптации состояние волевой регуляции
претерпевает изменения. В ситуации профессиональной дезадаптации эти изменения
носят негативный характер и состоят в снижении уровня волевой активности.
Отсутствие личностной вовлечённости и отчуждение человека от трудового процесса
приводят к уменьшению степени вовлечённости волевой регуляции в осуществлении
профессиональной деятельности. В связи с этим перед службами управления
персоналом встаёт задача создания оптимальных условий организации процесса
профессиональной адаптации, способствующих наиболее полной реализации молодыми
специалистами волевых ресурсов.
Заключение
Результаты нашего исследования
призывают задуматься и привлечь внимание к особенностям появления ребёнка на
свет, которые могут найти свое отражение не только в особенностях его
физического развития и соматического здоровья, что давно и плодотворно
изучается медициной, но и в специфике отношения и адаптации к миру, а также к
формированию определённых качеств.
Для детей, рожденных с помощью
кесарева сечения, характерен специфический субклинический синдром
функциональной недостаточности подкорковых образований мозга.
Абдоминально рожденных детей следует
рассматривать как детей группы риска, которым необходима профилактика с целью
укрепления компенсаторных механизмов для предотвращения появления клинических
форм отклонений в психическом развитии.
Необходимы дальнейшие, более
дифференцированные исследования влияния различных операций кесарева сечения на
морфофункциональное созревание головного мозга.
Список литературы
1. Кулаков В.И.,
Чернуха Е.А., Комиссарова Л.М. Кесарево сечение, М.: Триада-Х, 2008.
2. Цыбелова Э.М.
Гипоксически-ишемическая энцефалопатия у доношенных новорожденных, извлеченных
путем операции кесарева сечения // VIII Всероссийский форум «Мать и дитя», М.,
2006.
3. Герман Д.Г.,
Михлин В.М., Королькова Н.М., Коровкина Ф.Н. Динамика нервно-психического
развития детей, родившихся с помощью кесарев сечения // Журнал невропатологии и
психиатрии им. С.С. Корсакова №9, 2008.
4. Султанова А.С.
(2005) Последствия кесарева сечения для психического онтогенеза ребенка //
Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и
послеродового периода / сост. А.Н. Васина, М., 2005.
5. Абульханова-Славская
К.А. Личностные механизмы регуляции деятельности // Проблемы психологии
личности, М., 2005.
6. Иванников В.А.,
Эйдман Е.В. Структура волевых качеств по данным самооценки // Психологический
журнал. 2002, №3.
7. Ильин Е.П.
Психология воли С-Пб., 2007.
8. Леонтьев Д.А.
Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) М., 2007.
10. Реан А.А.
Практическая психодиагностика личности, С-Пб, 2007.