Стоимость строительства. Сметный ликбез
Стоимость строительства. Сметный ликбез
Смета,
так как она понимается в традиционном российском строительстве — сводный расчет,
определяющий стоимость строительной продукции, и являющийся обязательным
разделом проектной документации.
На
практике, смета является прежде всего инструментом продаж, документом "для
Заказчика". Смета должна быть, как с точки зрения органов строительного
надзора, так и с точки зрения налоговых органов (очевидно, не осведомленных о
практике подряда design-build, при котором в начале проекта существует лишь
укрупненная смета инвестора, но не рабочая смета подрядчика).
Какой
должна быть смета, не установлено: нет сегодня в России единых, обязательных
правил составления смет, нет обязательных классификаторов работ и затрат, нет
общепринятых справочников цен. Наконец, нет и органов, уполномоченных такие
правила вводить.
Павел
Горячкин, гендиректор негосударственного координационного центра по
ценообразованию и сметному нормированию: "Вопросы ценообразования и
сметного нормирования оказались не прописаны ни в одной из структур, можно
сказать — осиротели.
Их
нет в Положении о Федеральном агентстве по строительству и ЖКХ. Более того, этому
агентству (как и всем остальным агентствам, службам и надзорам) запрещено
нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности. В
Положении о Министерстве промышленности и энергетики РФ есть вопросы
нормативно-правового регулирования в сфере строительства.
Однако
термин "ценообразование" возникает только применительно к сфере ЖКХ и
установлению стоимости квадратного метра жилья для определения субсидий... У
нас весьма ограниченный перечень видов продукции и услуг, по которым
государство имеет право устанавливать цены. Большая часть услуг ЖКХ входит в
этот перечень, строительные услуги — нет. И, таким образом, вопросы
ценообразования и сметного нормирования напрямую нигде не прописаны... А ведь и
раньше (с 1992 года), и сейчас все документы, касающиеся вопросов
ценообразования и сметного нормирования, были и есть рекомендательные. Таков их
нормативно-правовой статус".
Таким
образом, Подрядчик вправе самостоятельно выбирать метод составления смет, классификатор
видов работ, глубину детализации по видам работ и затрат, самостоятельно
назначать цены и расценки. Методы составления смет, по существу, сводятся к трем:
Ресурсный
метод: смета составляется в текущих рыночных ценах (в т.ч. на труд)
Ресурсно-индексный:
cмета составляется в текущих ценах, однако в порядок расчетов закладывается
индексация всех (или наиболее подверженных инфляции) статей на время
производства работ (речь может идти о нескольких годах). Фактически, это
переход от договора с фиксированной ценой к договору "затраты-плюс"
Базисно-индексный
метод: смета составляется в ценах, фиксированных на год составления сметного
справочника, и индексируется относительно него
Подрядчик,
применяющий базисно-индексный метод, полностью привязан к существующим
справочникам, изданным Госстроем РФ. Это прежде всего, государственные
элементные сметные нормы (ГЭСН-2001), детализирующие затраты ресурсов на
единицу строительной продукции: номенклатура и количество материалов, время
работы машин, время работы и средняя квалификация рабочих — в ценах 2001 года.
На сегодня система ГЭСН представляет собой сборник из 119 справочников по видам
работ, сгруппированных в четыре книги — строительные, ремонтно-строительные, монтажные
и пусконаладочные работы. Классификатор работ ГЭСН — восьмизначный (не считая
девятого и десятого знака — года разработки). Классификатор и перечень работ
ГЭСН базируется на нормах 1984 года; в свою очередь, на базе ГЭСН, повторяя их
структуру и перечень видов работ, разработаны справочники Федеральных Единых
Расценок (ФЕР-2001) и Территориальных Единых Расценок (ТЕР).
Павел
Горячкин: "Производителям строительных материалов никто не диктует, какие
цены устанавливать на их продукцию. Строителям же продолжают диктовать.
Делается это через индексы, воспринимаемые всеми как обязательные. А индекс —
это и есть нечто иное, как установление жестко регламентированной цены, так как
они применяются к фиксированной базовой стоимости (1984, 1991 или 2000 года).
Между тем в индексе сидит до 70 процентов стоимости строительных материалов, которая
никем не регулируется"
В
Москве с июля 1999 введена в действие конкурирующая система МТСН-81-98, в
которую заложена возможность привязки цен материалов не к общим индексам, а к
периодически обновляемому каталогу прямых цен, связанному с МТСН общим
классификатором материалов. Классификатор работ, структура которого
заимствованна у норм 1984 года, расширен по сравнению и с ними, и с принятыми
позже ГЭСН-2001. Формально — шаг вперед, к реальности, в действительности —
результат ненамного лучше. Дело в том, что ни федеральные, ни местные нормы не
в состоянии оценить труд — главный ресурс Подрядчика.
Индекс
заработной платы в строительстве (без учета специальности и разряда)
устанавливается на базе сводных данных Госкомстата (федеральные нормы) и
местных полугосударственных органов (Москва). Туда не попадают ни
квалифицированные строители, зарабатывающие приличные черные зарплаты, ни
таджики-нелегалы, получающие мизерные, но не менее черные деньги. Недостоверны
даже данные по немногим предприятиям, выплачивающим исключительно белые
зарплаты (см. гл.2.5). "Заколдованный круг: чем больше начислений, налогов
и сборов, других сметных затрат рассчитывается от размера заработной платы
рабочих, тем меньше становятся отчетные данные об оплате труда... низкий
уровень отчетных данных принимается за базу во вновь разрабатываемых сметах и т.д.
". Обратите внимание, что во всех сметных нормах речь именно об оплате
рабочих, но не ИТР. А во многих специализированных подрядных фирмах грань между
инженером, мастером и рабочим стерта — настолько высок квалификационный минимум.
Пример.
Рассмотрим в деталях фрагмент из ФЕР-2001-11 "Полы". В сборнике
расценки даны на 100 кв.м. покрытия, в примере цены приведены к одному кв.м. В
таком виде он будет более нагляден каждому, кто когда-либо занимался ремонтом
собственного дома
ТАБЛИЦА 11-01-034. Устройство покрытий из паркетных досок
(приведено к 1 м2)
|
Номера расценок
|
Наименование и характеристика строительных работ и конструкций
|
Прямые затраты, руб.
|
в том числе, руб.
|
Затраты труда
|
заработная плата рабочих строитей
|
эксплуатация машин
|
материалы
|
чел.-ч.
|
всего
|
в т.ч. заработная плата машинистов
|
|
|
Измеритель: 1 м2 покрытия
|
|
Устройство покрытий из:
|
11-01-034-01
|
досок паркетных
|
359, 38
|
3, 31
|
3, 05
|
0, 12
|
352, 54
|
0, 35
|
11-01-034-03
|
паркета штучного без жилок
|
244, 90
|
10, 76
|
3, 00
|
0, 11
|
229, 88
|
1, 14
|
Помножим
справочные цены на индексы цен для соседних Московской и Калужской областей,
Индексы цен 1 квартала 2004 (Письмо Госстроя № НК-1448/10
от 03.03.2004)
|
Материалы
|
Заработная плата
|
Эксплуатация машин
|
Московская область
|
2, 39
|
3, 75
|
3, 23
|
Калужская область
|
1, 71
|
3, 23
|
3, 08
|
получаем
текущие цены на 1 квартал 2004 года
Номера расценок
|
Наименование и характеристика строительных работ и
конструкций: устройство покрытий из...
|
Прямые затраты, руб.
|
в том числе, руб.
|
заработная плата рабочих строителей
|
эксплуатация машин
|
материалы
|
чел.-ч.
|
всего
|
в т.ч. заработная плата машинистов
|
|
11-01-034-01
|
досок паркетных — Московская область
|
900, 11
|
12, 41
|
9, 47
|
0, 45
|
842, 58
|
0, 35
|
11-01-034-01
|
досок паркетных — Калужская область
|
658, 15
|
10, 69
|
9, 03
|
0, 39
|
602, 85
|
0, 35
|
11-01-034-03
|
паркета штучного без жилок — Московская область
|
713, 85
|
40, 33
|
9, 36
|
0, 40
|
549, 42
|
1, 14
|
11-01-034-03
|
паркета штучного без жилок — Калужская область
|
551, 44
|
34, 74
|
8, 92
|
0, 35
|
393, 10
|
1, 14
|
Теперь
попробуем по таким расценкам построить дом... Как ни странно, индексированная
цена паркетной доски в графе "Материалы" действительно близка к
нижней границе рыночных цен на доску с дубовым или буковым верхним слоем ($25).
Но только в Московской области — в Калужской рыночные цены выше, ведь весь
импорт так или иначе везется через Москву. А по нормам выходит — три четверти
от московской цены. Правда, если учесть фанеру, пенку и клей, без которых доску
не уложить — очевидно, что и "московские" расценки не соответствуют
действительности. Рыночная стоимость труда занижена в разы. Паркетную доску
может уложить каждый, а вот со штучным паркетом беда — цена укладочных работ
(не включая сам паркет) на рынке примерно в 10 раз выше нормативной. Кстати, обратите
внимание, что индекс первого квартала опубликован только в марте. А в январе и
феврале Вам пришлось бы работать по индексам 2003 года.
Пример.
Павел Горячкин: "Мы провели анализ смет на расчистку территории при
строительстве Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга и
обнаружили, что там применены небольшие накладные расходы, использован весьма
скромный индекс пересчета сметной стоимости. Однако физические объемы работ
поражали воображение. По ним выходило, что территорию расчищали не от отдельных
кустов и редких деревьев, а от векового дубового леса, стоявшего насмерть...
Завышение объемов работ — это еще полбеды. Самое-то опасное в том, что
подрядчик, зажатый индексами и всевозможными нормативами, начинает
"удешевлять" свои затраты в ходе строительства: применяет не те марки
бетона, не то уплотнение оснований дорог, нарушает технологию производства
работ... то падает башенный кран, тремя днями раньше сертифицированный
Госгортехнадзором, то вымывается бетон из дамбы" . Госзаказ в сочетании с
базисно-индексным методом привел к вырождению сметного дела в рисование
филькиных грамот.
Люди,
приближенные к руководству "стройкомплекса", выражаются более
церемонно. Ю.Ю.Фишхеллер, начальник отдела экономики и смет ОАО "Моспроект":
"Из рекомендованных способов определения сметной стоимости в текущих ценах,
выбранный в свое время базисно-индексный метод оправдал себя, как наиболее
простой способ для применения в практике, позволяющий с максимальным
приближением отслеживать влияние инфляции на стоимость строительства.
Применение базисно-индексного метода оправдано еще из-за крайней
монополизированности строительного комплекса Москвы и подавляющего преобладания
муниципального заказа за счет бюджетного финансирования над частными заказами.
Считать строительный рынок столицы свободным и конкурентным не приходится.
Следовательно, нельзя и полностью освобождать цены".
Иными
словами, если рынок – торгуемся в реальных ценах, если госзаказ – играем с
коэффициентами, а там видно будет.
Список литературы
www.onoufriev.narod.ru/book/02.htm
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://stroyjournal.com