Классификация воздушно-реактивных двигателей. Особенности проточной части различных типов двигателей
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ОТЧЕТ ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ
по дисциплине "Теория и конструкция воздушно-реактивных двигателей"
КЛАССИФИКЦИЯ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ. ОСОБЕННОСТИ ПРОТОЧНОЙ ЧАСТИ
РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ДВИГАТЕЛЕЙ
Выполнили: ст. гр.
Проверил:
к.т.н., доцент
Уфа 2010
Лабораторная работа №1
Цель работы:
1. Изучить принцип действия и классификацию ВРД, используя схемы
двигателей и разрезные макеты.
2. Изучить конструкции основных узлов и изменение параметров
по тракту газотурбинных двигателей на примере Д-136.
1. Основные сведения двигателя Д-136
Страна: СССР (Россия)
Тип: Турбовальный двигатель
Турбовальный трехвальный двигатель Д-136 1 серии устанавливается
на один из самых больших в мире транспортных вертолетов Ми-26. Высокая мощность,
низкий рабочий расход топлива, малая рабочая масса двигателя получены благодаря
оптимизации параметров рабочего цикла и использованию высокопрочных материалов и
прогрессивных технологий. Простота обслуживания и высокая ремонтная способность
обеспечиваются модульностью конструкции двигателя. Двигатель разделен на девять
основных модулей, каждый из которых является законченным конструктивно-технологичным
узлом и может быть (кроме основного модуля) демонтирован и заменен без разбирания
соседних модулей.
Модули двигателя:
вал ведущий;
свободная турбина;
ротор турбины низкого давления;
корпус опор турбин;
ротор турбины высокого давления;
камера сгорания;
корпус промежуточный с компрессором высокого давления;
компрессор низкого давления.
Основные достоинства:
низкий удельный расход топлива;
высокая надёжность;
высокая мощность;
простота и технологичность обслуживания, высокая ремонтопригодность;
малый удельный вес
Максимальный взлетный режим:
Мощность - 11400 л.с.
Расход топлива - 0.196 кг/э.л.с. -ч
Расход воздуха - 36 кг/с
Суммарная степень повышения давления - 18.30
Температура газов перед турбиной - 1478 К
Габаритные размеры:
высота - 1382 мм
ширина - 1133 мм
Сухая масса двигателя - 1050 кг
Назначенный ресурс - 3000 часов
Схема трехвального ТВАД с коротким наружным каналом и изменение
параметров рабочего тела в проточной части внутреннего и наружного контуров (гидравлические
потери давления и температуры на входе и выходе не учитываются)
По одновальной схеме двухконтурные двигатели, как правило, не
выполняются. Известны, однако, двигатели, например фирм SNECMA и "Турбомека", выполненные по одновальной схеме. Это
либо малоразмерные двигатели, либо двигатели с небольшой степенью двухконтурно
- сти и невысокой степенью повышения давления в компрессоре.
3. Конструкция
Д-136 - двухкаскадный трёхвальный ГТД с силовой турбиной. Двигатель
имеет модульную конструкцию, 5 из 10 его модулей взаимозаменяемы с аналогичными
модулями Д-36. Осевой компрессор имеет 6 и 7 ступеней в каскадах низкого и высокого
давлений, соответственно. Его конструкция аналогична компрессору двигателя Д-36,
за исключением промежуточного корпуса между каскадами низкого и высокого давления.
Камера сгорания - кольцевая. Турбины компрессора - осевые одноступенчатые, силовая
турбина - осевая двухступенчатая с охлаждаемыми лопатками. Крутящий момент от ротора
силовой турбины через задний вал передаётся на редуктор винта. Вспомогательные агрегаты
двигателя установлены на коробках приводов, расположенных сверху и снизу промежуточного
корпуса с приводом от вала турбины высокого давления.
Примечания
↑ При Н=0, V=0, МСА
↑ На взлётном режиме
Двигатель выполнен по схеме с двухвальным газогенератором и свободной
турбиной. Компрессор двигателя осевой, двухкаскадный, тринадцатиступенчатый. Он
состоит из околозвукового компрессора низкого давления (КНД), шестиступенчатого,
и дозвукового компрессора высокого давления (КВД), семиступенчатого. КНД расположен
в передней части двигателя за пылезащитным устройством (ПЗУ), КВД за промежуточным
корпусом. Роторы КНД и КВД приводятся во вращение своими турбинами и связаны между
собой только газодинамической связью. Для обеспечения газодинамической устойчивости,
настройки режимов работы КНД и КВД и согласования работы каскадов двигателя в КВД
и КНД предусмотрены поворотные лопатки входных направляющих аппаратов (ВНА), регулируемые
при доводке двигателя на стенде. Для обеспечения газодинамической устойчивости двигателя
на запуске и при малой частоте вращения роторов КНД и КВД предусмотрены клапаны
перепуска воздуха (КПВ). Для обеспечения возможности осмотра проточной части в корпусах
КНД и КВД выполнены смотровые окна, закрытые заглушками с цанговыми фиксаторами.
Компрессор низкого давления - осевой, состоит из переднего корпуса с ВНА КНД, ротора,
статора, клапанов перепуска воздуха и подшипникового узла передней опоры ротора.
Шарикоподшипник передней опоры установлен на масляном демпфере. Передний корпус
КНД - литой, состоящий из наружного и внутреннего колец, соединённых между собой
восемью обтекаемыми стойками, образует воздушный тракт на входе в компрессор и осуществляет
силовую связь передней опоры КНД с корпусными деталями двигателя. К переднему фланцу
наружного кольца переднего корпуса крепится проставка, служащая для крепления ПЗУ
на входе в двигатель. К заднему фланцу наружного кольца переднего корпуса крепится
наружное кольцо ВНА КНД, в котором установлены лопатки ВНА КНД. Ротор КНД - барабанно-дисковой
конструкции, состоит из следующих основных частей: - рабочего колеса 1 ступени;
- рабочего колеса 2 ступени; - рабочего колеса 3 ступени; - сварной секции рабочих
колёс 4, 5 и 6 ступеней; - переднего вала; - заднего вала; - переднего лабиринта;
- заднего лабиринта с зубчатым венцом, являющимся индуктором для датчика замера
частоты вращения ротора низкого давления бесконтактым способом. Рабочие колёса 1,
2, 3 ступеней и секция 4, 5, 6 ступеней соединяются между собой призонными болтами.
К переднему фланцу сварной секции ротора крепится передний вал ротора. На валу смонтированы
детали передней опоры ротора низкого давления. К диску шестой ступени крепится задний
вал. Хвостовик вала опирается на роликоподшипник в корпусе опор турбины и передаёт
крутящий момент ротору от турбины низкого давления. Каждое рабочее колесо состоит
из диска и рабочих лопаток, установленных в ободе диска с помощью замков типа
"ласточкин хвост". От осевых перемещений рабочие лопатки фиксируются пластинчатыми
замками. Промежуточный корпус установлен между КНД и КВД, предназначен для установки
агрегатов двигателя и их приводов, установки узлов передней подвески двигателя к
летательному аппарату и образует воздушный тракт двигателя на своём участке. Промежуточный
корпус имеет форму двух усечённых конусов, соединённых восемью стойками - рёбрами.
К промежуточному корпусу крепятся спрямляющий аппарат шестой ступени КНД, корпус
КНД, корпус КВД, входной направляющий аппарат КВД, корпус передней опоры ротора
высокого давления. Четыре стойки выполнены полыми и сообщаются с внутренней полостью
промежуточного корпуса. Через две стойки проходят рессоры, передающие вращение к
приводам, установленным в верхнем и нижнем коробчатых приливах. Полости ещё двух
стоек служат для слива масла из верхнего коробчатого прилива в полость центрального
привода. Компрессор высокого давления - осевой, семиступенчатый, состоящий из входного
направляющего аппарата, ротора, статора, клапанов перепуска воздуха с кожухами и
подшипникового узла передней опоры ротора высокого давления. ВНА расположен в передней
части КВД. Консольные лопатки ВНА с жёстко прикреплёнными к их цапфам рычагами помещены
в разъёмное кольцо, которое крепится к промежуточному корпусу. Конструкция ВНА позволяет
производить регулировку углов установки лопаток на собранном неработающем двигателе
в стендовых условиях. Ротор КВД - семиступенчатый, барабанно-дисковой конструкции
состоит из секции ротора 1-5 ступеней, рабочих колёс шестой и седьмой ступеней,
проставки, переднего вала и заднего вала. Секция ротора 1-5 ступеней, рабочее колесо
шестой ступени, проставка и рабочее колесо седьмой ступени, передний и задний валы
крепятся между собой болтами. Передний вал крепится фланцем к диску шестой ступени
и проставке, а хвостовиком опирается на шарикоподшипник передней опоры ротора. На
переднем валу установлены детали передней опоры ротора и ведущая шестерня для привода
агрегатов двигателя. Задний вал крепится передним фланцем к диску седьмой ступени
и проставке. Каждое рабочее колесо состоит из диска и рабочих лопаток, установленных
в ободе диска с помощью замков типа "ласточкин хвост". От осевых перемещений
рабочие лопатки фиксируются пластинчатыми замками. Статор КВД состоит из корпуса,
в котором установлены шесть венцов направляющих аппаратов и семь рабочих колец.
Корпус КВД - цельный, с двумя фланцами по торцам. На переднем фланце, которым корпус
крепится к промежуточному корпусу, выполнены отверстия под шпильки крепления, и
одно отверстие вверху, в вертикальной плоскости для штифта, фиксирующего угловое
положение КВД относительно промежуточного корпуса. На заднем фланце выполнен ряд
отверстий под винты крепления к корпусу камеры сгорания, и одно отверстие, в которое
запрессован штифт, фиксирующий окружное положение набора рабочих колец пятой, шестой
и седьмой ступеней, направляющих аппаратов четвёртой, пятой и шестой ступеней и
корпуса камеры сгорания. Рабочие кольца всех ступеней цельные, направляющие аппараты
всех ступеней имеют разъёмы в диаметральных плоскостях. К внутренним кольцам направляющих
аппаратов приварены по два лабиринтных кольца межступенчатых воздушных уплотнений.
Рабочие кольца и лабиринтные кольца направляющих аппаратов имеют мягкие, легко прирабатываемые
покрытия. Передняя опора ротора - шариковый, радиально-упорный подшипник с разрезной
внутренней обоймой. Наружная обойма подшипника установлена в упругом стакане типа
"беличье колесо" с жёстким ограничителем хода для демпфирования колебаний
ротора. Фланец упругого стакана крепится к промежуточному корпусу. Смазка шарикоподшипника
осуществляется тремя форсунками, установленными на корпусе центрального привода.
Проникновению масла в полость ротора препятствуют два контактных уплотнения и одно
лабиринтное Камера сгорания двигателя кольцевого типа, прямоточная. Предназначена
для превращения химической энергии топлива в тепловую и подвода тепла к рабочему
телу (воздуху). Камера сгорания расположена между КВД и сопловым аппаратом турбины
высокого давления, состоит из корпуса, диффузора со спрямляющим аппаратом ступени
КВД и жаровой трубы. Камера сгорания диффузором сцентрирована по рабочему кольцу
ступени КВД и соединена передним фланцем корпуса с помощью болтового соединения.
К сопловому аппарату ТВД и статору ТНД камера сгорания закреплена задним фланцем
корпуса с помощью болтового соединения в котором часть болтов выполнена призонными.
Диффузор со спрямляющим аппаратом ступени КВД установлен в корпусе камеры сгорания
и закреплен на его переднем фланце. Диффузор состоит из наружной и внутренней оболочек,
соединенных между собой спрямляющими лопатками.
Турбина двигателя осевая, реактивная, четырёхступенчатая. Она
служит для преобразования энергии газового потока в механическую энергию вращения
компрессоров двигателя, приводов агрегатов и трансмиссии вертолёта. Расположена
турбина за камерой сгорания и состоит из одноступенчатой турбины высокого давления
(ТВД), одноступенчатой турбины низкого давления (ТНД), каждая из которых включает
статор и ротор, и двухступенчатой свободной турбины (СТ), которая состоит из статора,
ротора и корпуса опор ротора свободной турбины. Выхлопное устройство выполнено в
виде расширяющегося патрубка и служит для снижения скорости газового потока и отвода
его в атмосферу в сторону от оси двигателя. Оно расположено непосредственно за корпусом
опор ротора СТ двигателя и передним фланцем крепится к заднему фланцу корпуса опор
ротора СТ стяжной лентой, затянутой стяжными болтами, законтренными проволокой.
Задним фланцем выхлопное устройство при помощи болтов крепится к разрезному кольцу,
которое опирается на коническую балку и фиксируется на ней стяжной лентой, затянутой
гайкой, законтренной проволокой. Выхлопное устройство состоит из экрана, конической
балки и внутреннего кожуха, которые соединены между собой стойками. По наружной
поверхности к внутреннему кожуху крепится наружный кожух с выштамповками в форме
чашек. Трансмиссия. В данном двигателе каждый из каскадов имеет две опоры - заднюю
и переднюю. В роли передней опоры выступает шарикоподшипник, а роли задней - роликоподшипник
(КВД, КНД). На валу же свободной турбины роль передней опоры играет роликоподшипник,
а задней - шарикоподшипник. Передняя опора КНД - шариковый, радиально-упорный подшипник
с разрезной внутренней обоймой. Наружная обойма установлена в стакане типа “беличье
колесо”, поверх его одет корпус опоры. Между корпусом опоры и упругим стаканом предусмотрена
замкнутая полость. ограниченная маслоуплотнительными кольцами, которая заполняется
маслом, образуя масляный демпфер во время работы двигателя. Задняя опора каскада
низкого давления - роликоподшипник, монтируется в стакане ТНД. Передняя опора каскада
высокого давления - шариковый, радиально-упорный подшипник с разрезной внутренней
обоймой. Наружная обойма установлена в стакане типа “беличье колесо”, с жестким
ограничителем хода (нелинейно-упругая опора). Задний роликовый подшипник на масляном
демпфере. Задние подшипники каскада НД и ВД сведены в одну смазочную полость, которая
находится за рабочим колесом ТНД. Передняя опора свободной турбины - роликовый подшипник,
а задняя - шариковый, радиально-упорный подшипник с разрезной внутренней обоймой.
Они также имеют демпфирующие полости.
Двигатель Д-136 состоит из 10 модулей, каждый из которых (за
исключением основного модуля) может быть снят и заменен, без значительной разборки
смежных модулей на установленном двигателе. Пять модулей газогенератора идентичны
с модулями двигателя Д-36.
Компрессор:
как и на двигателе Д-36, но с реконструированным промежуточным
корпусом между компрессорами низкого и высокого давления (без контура вентилятора).
Частота вращения (максимальная): н.д.10950 об/мин, в.д.14140 об/мин. Расход воздуха
36 кг/с. Суммарная степень сжатия 18,4.
Рисунок. Принципиальная схема двигателя Д-136
Турбины компрессора:
обе одноступенчатые. Температура на входе в турбину (максимальная)
1243 ºС.
двухступенчатая с неохлаждаемыми лопатками СА, бандажированными
рабочими лопатками и дисками с воздушным охлаждением. В модуль силовой турбины входит
корпус опор, наружный и внутренний корпуса, соединены 11 стойками. Во внутреннем
корпусе устанавливаются роликоподшипник и шарикоподшипник ротора турбины.
Выходная мощность:
задний вал, с помощью шлица передает крутящий момент от ротора
силовой турбины к редуктору винта.
Реактивная выхлопная труба:
отклонена в сторону от продольной оси двигателя.
Вспомогательные агрегаты:
установлены на коробках приводов, расположенных сверху и снизу
промежуточного корпуса с приводом от вала ВД.
Запуск:
воздушный турбостартер.
Система регулирования:
гидромеханический регулятор числа оборотов силовой турбины с
синхронизатором мощности обоих двигателей Ми-26. Частота вращения силовой турбины,
поддерживаемая в пределах 8300 об/мин. Электронный регулятор температуры газа и
частот вращения силовой турбины и роторов газогенератора. Клапаны перепуска компрессоров
регулируются автономной пневматической системой.
Рисунок. Схема двигателя Д-136
Двигатель Д-136 состоит из основных частей:
1.
Входной направляющий аппарат
2.
Компрессор низкого давления
3.
Промежуточный корпус
4.
Компрессор высокого давления
5.
Кольцевая камера сгорания
6.
Турбина
ВНА служит для закрутки воздуха в сторону вращения рабочего колеса
с целью увеличения напорности первой ступени. Межлопаточные каналы ВНА-сужающиеся.
ВНА состоит из наружного кольца, внутреннего разрезного кольца и 40 пустотелых лопаток.
Лопатки снаружи имеют дефлектор для организации движения обогревающего воздуха.
В наружных цапфах лопаток крепятся рычаги, которые шарнирно соединены с синхронизирующим
кольцом. Это кольцо опирается на катки переднего корпуса компрессора. Для устранения
наклепа катки имеют резиновые кольца. Слева вверху один из рычагов изготовлен в
виде стрелки. Лимб рычага-стрелки крепится к наружному кольцу ВНА. Здесь же к синхронизирующему
кольцу приклепан хвостовик (кронштейн), который зажат регулировочными винтами кронштейна,
закрепленного на переднем корпусе компрессора.
Компрессор низкого давления - осевой, состоит из переднего
корпуса с ВНА КНД, ротора, статора, клапанов перепуска воздуха и подшипникового
узла передней опоры ротора. Шарикоподшипник передней опоры установлен на масляном
демпфере. Передний корпус КНД - литой, состоящий из наружного и внутреннего колец,
соединённых между собой восемью обтекаемыми стойками, образует воздушный тракт на
входе в компрессор и осуществляет силовую связь передней опоры КНД с корпусными
деталями двигателя. К переднему фланцу наружного кольца переднего корпуса крепится
проставка, служащая для крепления ПЗУ на входе в двигатель. К заднему фланцу наружного
кольца переднего корпуса крепится наружное кольцо ВНА КНД, в котором установлены
лопатки ВНА КНД. Ротор КНД - барабанно-дисковой конструкции, состоит из следующих
основных частей: - рабочего колеса 1 ступени; - рабочего колеса 2 ступени; - рабочего
колеса 3 ступени; - сварной секции рабочих колёс 4, 5 и 6 ступеней; - переднего
вала; - заднего вала; - переднего лабиринта; - заднего лабиринта с зубчатым венцом,
являющимся индуктором для датчика замера частоты вращения ротора низкого давления
бесконтактым способом. Рабочие колёса 1, 2, 3 ступеней и секция 4, 5, 6 ступеней
соединяются между собой призонными болтами. К переднему фланцу сварной секции ротора
крепится передний вал ротора. На валу смонтированы детали передней опоры ротора
низкого давления. К диску шестой ступени крепится задний вал. Хвостовик вала опирается
на роликоподшипник в корпусе опор турбины и передаёт крутящий момент ротору от турбины
низкого давления. Каждое рабочее колесо состоит из диска и рабочих лопаток, установленных
в ободе диска с помощью замков типа "ласточкин хвост". От осевых перемещений
рабочие лопатки фиксируются пластинчатыми замками.
Промежуточный корпус имеет форму двух усечённых конусов,
соединённых восемью стойками - рёбрами. К промежуточному корпусу крепятся спрямляющий
аппарат шестой ступени КНД, корпус КНД, корпус КВД, входной направляющий аппарат
КВД, корпус передней опоры ротора высокого давления. Четыре стойки выполнены полыми
и сообщаются с внутренней полостью промежуточного корпуса. Через две стойки проходят
рессоры, передающие вращение к приводам, установленным в верхнем и нижнем коробчатых
приливах. Полости ещё двух стоек служат для слива масла из верхнего коробчатого
прилива в полость центрального привода.
Компрессор высокого давления - осевой, семиступенчатый,
состоящий из входного направляющего аппарата, ротора, статора, клапанов перепуска
воздуха с кожухами и подшипникового узла передней опоры ротора высокого давления.
ВНА расположен в передней части КВД. Консольные лопатки ВНА с жёстко прикреплёнными
к их цапфам рычагами помещены в разъёмное кольцо, которое крепится к промежуточному
корпусу. Конструкция ВНА позволяет производить регулировку углов установки лопаток
на собранном неработающем двигателе в стендовых условиях. Ротор КВД - семиступенчатый,
барабанно-дисковой конструкции состоит из секции ротора 1-5 ступеней, рабочих колёс
шестой и седьмой ступеней, проставки, переднего вала и заднего вала. Секция ротора
1-5 ступеней, рабочее колесо шестой ступени, проставка и рабочее колесо седьмой
ступени, передний и задний валы крепятся между собой болтами. Передний вал крепится
фланцем к диску шестой ступени и проставке, а хвостовиком опирается на шарикоподшипник
передней опоры ротора. На переднем валу установлены детали передней опоры ротора
и ведущая шестерня для привода агрегатов двигателя. Задний вал крепится передним
фланцем к диску седьмой ступени и проставке. Каждое рабочее колесо состоит из диска
и рабочих лопаток, установленных в ободе диска с помощью замков типа "ласточкин
хвост". От осевых перемещений рабочие лопатки фиксируются пластинчатыми замками.
Статор КВД состоит из корпуса, в котором установлены шесть венцов направляющих аппаратов
и семь рабочих колец. Корпус КВД - цельный, с двумя фланцами по торцам. На переднем
фланце, которым корпус крепится к промежуточному корпусу, выполнены отверстия под
шпильки крепления, и одно отверстие вверху, в вертикальной плоскости для штифта,
фиксирующего угловое положение КВД относительно промежуточного корпуса. На заднем
фланце выполнен ряд отверстий под винты крепления к корпусу камеры сгорания, и одно
отверстие, в которое запрессован штифт, фиксирующий окружное положение набора рабочих
колец пятой, шестой и седьмой ступеней, направляющих аппаратов четвёртой, пятой
и шестой ступеней и корпуса камеры сгорания. Рабочие кольца всех ступеней цельные,
направляющие аппараты всех ступеней имеют разъёмы в диаметральных плоскостях. К
внутренним кольцам направляющих аппаратов приварены по два лабиринтных кольца межступенчатых
воздушных уплотнений. Рабочие кольца и лабиринтные кольца направляющих аппаратов
имеют мягкие, легко прирабатываемые покрытия. Передняя опора ротора - шариковый,
радиально-упорный подшипник с разрезной внутренней обоймой. Наружная обойма подшипника
установлена в упругом стакане типа "беличье колесо" с жёстким ограничителем
хода для демпфирования колебаний ротора. Фланец упругого стакана крепится к промежуточному
корпусу. Смазка шарикоподшипника осуществляется тремя форсунками, установленными
на корпусе центрального привода.
Камера сгорания двигателя кольцевого типа, прямоточная.
Предназначена для превращения химической энергии топлива в тепловую и подвода тепла
к рабочему телу (воздуху). Камера сгорания расположена между КВД и сопловым аппаратом
турбины высокого давления, состоит из корпуса, диффузора со спрямляющим аппаратом
ступени КВД и жаровой трубы. Камера сгорания диффузором сцентрирована по рабочему
кольцу ступени КВД и соединена передним фланцем корпуса с помощью болтового соединения.
К сопловому аппарату ТВД и статору ТНД камера сгорания закреплена задним фланцем
корпуса с помощью болтового соединения в котором часть болтов выполнена призонными.
Диффузор со спрямляющим аппаратом ступени КВД установлен в корпусе камеры сгорания
и закреплен на его переднем фланце. Диффузор состоит из наружной и внутренней оболочек,
соединенных между собой спрямляющими лопатками.
Турбина двигателя осевая, реактивная, четырёхступенчатая.
Она служит для преобразования энергии газового потока в механическую энергию вращения
компрессоров двигателя, приводов агрегатов и трансмиссии вертолёта.
Турбина высокого давления одноступенчатая вращает вал компрессора
высокого давления.
Турбина низкого давления одноступенчатая вращает вал компрессора
низкого давления.
Свободная турбина вращает свободный вал.
Расположена турбина за камерой сгорания и состоит из одноступенчатой
турбины высокого давления (ТВД), одноступенчатой турбины низкого давления (ТНД),
каждая из которых включает статор и ротор, и двухступенчатой свободной турбины
(СТ), которая состоит из статора, ротора и корпуса опор ротора свободной турбины
Вывод: при выполнении лабораторной работы были изучены
конструкции компрессора высокого давления, компрессора низкого давления, турбины
высокого давления, турбины низкого давления. Несмотря на солидный возраст двигатель
Д-136 не устарел и сегодня, так как эксплуатируется в настоящее время на вертолетах
Ми-26.