Номер вала
|
КПД ступени привода
|
Мощность на валу Р, кВт
|
Передаточное число U
|
Частота вращения вала, об/мин
|
Крутящий момент на валу, Н×м
|
I
|
0,96
|
-
|
1,5
|
2,89
|
-
|
1415
|
10,1
|
II
|
0,98
|
1,44
|
4
|
490
|
28,1
|
III
|
0,98
|
1,41
|
3,5
|
122,5
|
110
|
IV
|
-
|
1,38
|
-
|
35
|
376,5
|
2. Расчет зубчатых передач
редукторов
2.1 Расчет тихоходной ступени редуктора
Расчет
зубчатых передач нашего редуктора начинаем с расчета тихоходной ступени,
поскольку в соосных редукторах она нагружена больше, нежели быстроходная
ступень.
Суммарное
время работы привода в часах определяется по формуле:
где Lгод – срок службы привода, лет;
С – число
смен работы привода;
300 –
количество рабочих дней в году;
8 – число
рабочих часов за одну смену.
Тогда:
ч.
Выбор термической обработки заготовок
По табл. 2.2
(с. 10, [1]) выбираем материал для изготовления зубчатых колес – сталь
12ХН3А. Принимаем твердость рабочих поверхностей зубьев > НВ 350. В этом
случае зубья во время работы не прирабатываются и обеспечивать разность
твердостей зубьев шестерни и колеса не требуется. Выбираем термообработку –
улучшение + цементация + закалка. Твердость поверхности HRC 56…63,
сердцевины НВ 300…400.
Определение механических свойств
материалов зубчатых колес и допускаемых напряжений
1) Средние значения твердостей зубьев:
2) Предельные характеристики материалов:
sВ = 1000 МПа, sТ = 800 МПа (см. табл. 2.2, [1]).
3) Допускаемые напряжения для расчета передачи на контактную
выносливость:
(см. табл.
2.5, [1]).
В этих
формулах:
sОН – длительный предел контактной выносливости
МПа (см. табл. 2.6, [1]);
SН – коэффициент
безопасности, SН = 1,2 (см. табл.
2.6, [1]).
Тогда:
МПа.
NНО – число циклов
перемены напряжений, соответствующее длительному пределу выносливости; NНО = 200×106
(рис. 2.1, [1]);
NНЕ – эквивалентное
число циклов перемены напряжений для расчета на контактную выносливость:
КНЕ
– коэффициент приведение; при тяжелом режиме работы КНЕ = 0,5
(табл. 2.4, [1]);
NS – суммарное число циклов перемены напряжений
где ni –
частота вращения i-го зубчатого колеса.
Для шестерни:
NS1 = 60×21600×122,5 = 158,8×106 циклов
Для колеса: NS2 = 60×21600×35 = 45,4×106
циклов
Таким
образом,
циклов
циклов
Так как NНЕ1 < NНО и NНЕ2 < NНО, то:
МПа
МПа
В качестве принимаем меньшее из и , т.е.
= 1330 МПа.
Предельное
допускаемое напряжение определим по формуле:
МПа
Условие < выполняется.
4) Допускаемое напряжение для расчета передачи на изгибную
выносливость:
(см. табл.
2.5, [1]).
В этих
формулах:
sОF –
длительный предел изгибной выносливости
МПа (см. табл. 2.6, [1]);
SF – коэффициент безопасности, SF = 1,55 (см. табл. 2.6, [1]).
Тогда:
МПа.
NFЕ – эквивалентное
число циклов перемены напряжений для расчета на изгибную выносливость:
КFЕ – коэффициент приведение; при тяжелом режиме работы КFЕ = 0,2 (табл. 2.4, [1]);
Таким
образом,
Для шестерни:
циклов
Для колеса: циклов
Так как NFЕ1 > 4×106 циклов и NFЕ2 > 4×106
циклов, то принимаем NFЕ1 = NFЕ2 = 4×106 циклов.
Тогда:
МПа
Так как МПа (табл. 2.6, [1]), то условие < выполняется.
Определение коэффициента нагрузки
По рекомендациям
стр. 21 и 24 ([1]) принимаем для 7–9 степени точности зубчатых колес и
соосной схемы редуктора:
–
коэффициент нагрузки при расчете на
контактную выносливость = 1,75;
–
коэффициент нагрузки при расчете на
изгибную выносливость = 1,8.
Проектирование зубчатой передачи
1)
Определение предварительного значения
межосевого расстояния производим по формуле:
, мм
Здесь: Т2
– номинальный вращающий момент на валу колеса, Н×м;
U – передаточное число;
КН
– коэффициент расчета на контактную выносливость;
yba – коэффициент ширины зубчатых
колес передачи, yba = 0,4 (см. табл. 2.9 с. 18, [1]);
– допускаемое напряжение при расчете на
контактную выносливость, МПа.
Тогда:
мм
По табл. 3.2
(с. 22, [1]) принимаем аw = 100 мм.
2)
Определение рабочей ширины зубчатых
колес.
Рабочая
ширина колеса: мм (в соответствии с ГОСТ
6636–69).
Ширина
шестерни: b1 = b2 + (2…4) = 40 + 4 = 44 мм. По ГОСТ 6636–69 принимаем b1 = 45 мм.
3)
Определение ориентировочного значения
модуля производим по формуле:
m = (0,01…0,02)×аw =
1,0…2,0 мм.
По табл. 3.3
(с. 22, [1]) принимаем m = 2 мм.
4)
Суммарное число зубьев:
5)
Число зубьев зубчатых колес:
шестерни , принимаем z1 = 22
колеса = 100 – 22 = 78
6)
Определяем фактическое значение
передаточного числа:
Ошибка: % = 1,4% < 4%, что допустимо.
Проверка зубьев на выносливость при
изгибе
1) Проверка колеса на выносливость при изгибе производится по
формуле:
где YF2 – коэффициент, учитывающий
форму зуба колеса.
По табл. 3.4
(с. 25, [1]) для несмещенных колес YF2 = 3,6.
Тогда:
МПа < МПа
2) Напряжение в опасном сечении зуба шестерни:
где YF1 – коэффициент, учитывающий
форму зуба шестерни.
По табл. 3.4
(с. 25, [1]) для несмещенных колес YF1 = 3,9.
Тогда:
МПа < МПа
Определение основных параметров зубчатого
зацепления
1) Диаметры делительных окружностей:
мм
мм
Проверка: мм – равенство выполняется.
2) Диаметры окружностей вершин:
мм
мм
3) Диаметры окружностей впадин:
мм
мм
Силы, действующие в зацеплении
1) Окружная сила:
Н
2) Радиальная сила:
Н
2.2 Расчет
быстроходной ступени редуктора
Выбор термической обработки заготовок
Для
уменьшения сортамента материала, применяемого при изготовлении редуктора, для
изготовления зубчатых колес быстроходной ступени редуктора применяем ту же
сталь, что и тихоходной ступени редуктора, а именно сталь 12ХН3А с цементацией
после улучшения и закалки.
Определение механических свойств
материалов зубчатых колес и допускаемых напряжений
1) Средние значения твердостей зубьев:
(см. выше)
2) Предельные характеристики материалов:
sВ = 1000 МПа, sТ = 800 МПа (см. табл. 2.2, [1]).
3) Допускаемые напряжения для расчета передачи на контактную
выносливость:
(см. табл.
2.5, [1]).
В этих
формулах:
sОН – длительный предел контактной выносливости
МПа (см. табл. 2.6, [1]);
SН – коэффициент
безопасности, SН = 1,2 (см. табл.
2.6, [1]).
Тогда:
МПа.
NНО – число циклов
перемены напряжений, соответствующее длительному пределу выносливости; NНО = 200×106
(рис. 2.1, [1]);
NНЕ – эквивалентное
число циклов перемены напряжений для расчета на контактную выносливость:
КНЕ
– коэффициент приведение; при тяжелом режиме работы КНЕ = 0,5
(табл. 2.4, [1]);
NS – суммарное число циклов перемены напряжений
где ni –
частота вращения i-го зубчатого колеса.
Для шестерни:
NS1 = 60×21600×490 = 635×106 циклов
Для колеса: NS2 = 60×21600×122,5 = 158,8×106
циклов
Таким
образом,
циклов
циклов
Так как NНЕ1 > NНО, то и NНЕ1 = NНО = 200×106, и тогда:
МПа
МПа
В качестве принимаем меньшее из и , т.е.
= 1330 МПа.
МПа.
Условие < выполняется.
4) Допускаемое напряжение для расчета передачи на изгибную
выносливость:
(см. табл.
2.5, [1]).
В этих
формулах:
sОF –
длительный предел изгибной выносливости
МПа (см. табл. 2.6, [1]);
SF – коэффициент безопасности, SF = 1,55 (см. табл. 2.6, [1]).
Тогда:
МПа.
NFЕ – эквивалентное
число циклов перемены напряжений для расчета на изгибную выносливость:
КFЕ – коэффициент приведение; при тяжелом режиме работы КFЕ = 0,2 (табл. 2.4, [1]);
Таким
образом,
Для шестерни:
циклов
Для колеса: циклов
Так как NFЕ1 > 4×106 циклов и NFЕ2 > 4×106
циклов, то принимаем NFЕ1 = NFЕ2 = 4×106 циклов.
Тогда:
МПа
Так как МПа (табл. 2.6, [1]), то условие < выполняется.
Определение коэффициента нагрузки
1) Определяем коэффициент ширины быстроходной ступени по
формуле:
где U –
передаточное число быстроходной ступени, U = 4;
аw – межосевое
расстояние, полученное при расчете тихоходной ступени, аw = 100 мм;
КН
– коэффициент концентрации нагрузки при расчете на контактную выносливость. По
рекомендациям на с. 21 ([1]), КН = 1,75;
Т2
– крутящий момент на валу шестерни быстроходной ступени, Т2 = 110
Н×м.
Подставляя
значения в формулу, получаем:
Принимаем yba = 0,2
(см. рекомендации с. 26, [1]).
Коэффициент
нагрузки на изгибную выносливость принимаем по рекомендациям на с. 24
([1]) КF = 1,8.
Проектирование зубчатой передачи
1) Межосевое расстояние получаем из расчета тихоходной ступени
редуктора:
аw = 100 мм.
2) Определение рабочей ширины зубчатых колес.
Рабочая
ширина колеса: мм. По ГОСТ 6636–69 принимаем
b2 = 20 мм.
Ширина
шестерни: b1 = b2 + (2…4) = 20 + 2 = 22 мм (в соответствии с ГОСТ 6636–69).
3) Определение ориентировочного значения модуля производим по
формуле:
m = (0,01…0,02)×аw =
1,0…2,0 мм.
По табл. 3.3
(с. 22, [1]) принимаем m = 2 мм.
4) Суммарное число зубьев:
5) Число зубьев зубчатых колес:
шестерни , принимаем z1 = 20
колеса = 100 – 20 = 80
6) Определяем фактическое значение передаточного числа:
Проверка зубьев на выносливость при
изгибе
1) Проверка колеса на выносливость при изгибе производится по
формуле:
где YF2 – коэффициент, учитывающий
форму зуба колеса.
По табл. 3.4
(с. 25, [1]) для несмещенных колес YF2 = 3,6.
Тогда:
МПа < МПа
2) Напряжение в опасном сечении зуба шестерни:
где YF1 – коэффициент, учитывающий
форму зуба шестерни.
По табл. 3.4
(с. 25, [1]) для несмещенных колес YF1 = 3,9.
Тогда:
МПа < МПа
Определение основных параметров зубчатого
зацепления
1) Диаметры делительных окружностей:
мм
мм
Проверка: мм – равенство выполняется.
2) Диаметры окружностей вершин:
мм
мм
3) Диаметры окружностей впадин:
мм
мм
Силы, действующие в зацеплении
1) Окружная сила:
Н
2) Радиальная сила:
Н
3. Проектирование ременной
передачи
Ременная
передача – это вид механической передачи, осуществляемой при помощи ремня,
натянутого на шкивы. Передача крутящего момента происходит посредством силы
трения, возникающей между шкивами и ремнем при его натяжении.
Клиноременная
передача – частный случай ременной передачи с ремнем в сечении трапецеидальной
формы (клиновых). Благодаря повышенному сцеплению со шкивами, обусловленному
эффектом клина, несущая способность клиновых ременных передач выше, чем
плоскоременных. Поэтому в нашем курсовом проекте мы будем использовать передачу
с клиновым ремнем.
3.1 Расчет ременной передачи
1) Выбираем сечение ремня.
По графику
рис. 11 ([2]) выбираем ремень сечением А с размерами (см. табл. 1, [2]): Wр = 11 мм, W = 13 мм, Т0 = 8 мм, площадью сечения
А = 81 мм2, масса одного метра длины ремня = 0,105 кг/м,
минимальный диаметр ведущего шкива dmin = 90 мм.
2) Определяем диаметры шкивов.
С целью
увеличения рабочего ресурса передачи принимаем d1 > dmin. Из стандартного ряда ближайшее большее значение d1 = 100 мм. Расчетный диаметр ведомого (большего)
шкива:
где x – коэффициент скольжения, x = 0,01;
U – передаточное число клиноременной передачи, U = 2,89 (см.
раздел 1 КП).
Тогда:
мм
Округляем d2 до ближайшего стандартного значения. Тогда: d2 = 280 мм.
Уточняем
передаточное число клиноременной передачи:
Отличие от
заданного передаточного числа:
% = 2,1% < 5%, что допустимо.
3) Межосевое
расстояние ременной передачи:
мм
мм
Принимаем
промежуточное стандартное значение а = 300 мм.
4) Определяем
расчетную длину ремня:
мм
Ближайшее
стандартное значение по табл. 1 ([2]): Lр = 1250 мм.
где мм
мм
Тогда:
мм
Принимаем ауточн
= 315 мм.
6) Для
установки и замены ремней предусматриваем возможность уменьшения а на 3% (т.е.
на 0,03×315 = 9,5 мм). Для компенсации удлинения ремней во
время эксплуатации предусматриваем возможность увеличения а на 5,5% (т.е. на
0,055×315 = 17,3 мм).
7) Определяем
угол обхвата ремнями ведущего шкива:
8) Для
определения числа ремней определяем коэффициенты: угла обхвата Сa = 0,91 (табл. 6, с. 22, [2]); длины ремня СL = 0,96
(табл. 8, с. 23, [2], Lр = 1250 мм); режима
работы Ср = 1,6 (табл. 10, с. 24, [2], режим тяжелый, число
смен работы – три); числа ремней Сz = 0,95 (табл. 4, с. 20,
[2], приняв ориентировочно z = 2…3).
По табл. 7
(с. 22, [2]) находим номинальную мощность Р0 = 1,494 кВт, передаваемую
одним ремнем сечением А с расчетной длиной Lр = 2240 мм, при d1 = 100 мм, Uуточн = 2,83 и n1 = 1415 об/мин.
Определяем
расчетную мощность, передаваемую одним ремнем:
кВт.
Определяем
число ремней:
Принимаем
число ремней z = 2.
9) Окружная
скорость ремней:
м/с
10) Начальное
натяжение каждой ветви одного ремня:
Н
где q = 0,105 – коэффициент центробежных сил (табл. 11, с. 24,
[2]).
11) Силы,
действующие на валы и опоры:
Н
12) Средний
рабочий ресурс принятых ремней:
ч
где Тср
= 2000 ч (ресурс работы ремней по ГОСТ 1284.2–89);
К1
= 0,5 – коэффициент для тяжелого режима работы;
К2
= 1 – коэффициент климатических условий.
13) Суммарное
число ремней zS, необходимое на весь срок службы привода Lпр = 21 600 ч:
шт.
14) По
результатам расчетов принят:
Ремень А –
1250 Ш ГОСТ 1284.1–80 – ГОСТ 1284.3–80.
3.2 Конструирование шкива
В
соответствии с заданием необходимо сконструировать ведомый (больший) шкив.
Эскиз шкива
приведен на рис. 2.
Рис. 2 Эскиз шкива
ременной передачи
Для ремня сечением А по табл. 12 (с. 27,
[2]) выбираем размеры профиля канавок шкива: f = 10 мм, е = 15 мм,
lр = 11 мм, h = 8,7 мм,
b* = 3,3 мм.
С учетом
того, что количество ремней z = 2, конструктивно ширина шкива получается равной 35 мм:
мм
По ГОСТ
6636–69 принимаем М = 36 мм.
В
соответствии с расчетом диаметр шкива dр = d2 = 280 мм.
Наружный
диаметр шкива мм.
Принимаем для
изготовления шкива чугун СЧ 15 ГОСТ 1412–85.
Толщина обода
d для чугунного шкива:
мм
Принимаем d = 10 мм.
Внутренний
диаметр обода шкива:
мм
Толщина диска
шкива:
мм
Принимаем С =
14 мм.
Диаметр вала:
мм
По
конструктивным соображениям принимаем dв = 22 мм.
Диаметр
ступицы для чугунных шкивов:
мм
Принимаем dст = 36 мм.
Длина
ступицы:
мм
По
конструктивным соображениям принимаем lст = 36 мм.
Для снижения
массы шкивов и удобства транспортировки в диске выполним 6 отверстий диаметром dотв = 20 мм. Диаметр окружности, на котором выполняем
отверстия, принимаем равным 206 мм (по конструктивным соображениям).
Для передачи
вращающего момента от шкива на ведущий вал редуктора предусматриваем шпоночное
соединение. Поскольку диаметр вала = 22 мм, то принимаем шпонку (прил. 2,
с. 57 [2]) сечением b´h = 6´6 мм при стандартной глубине паза ступицы t2 = 2,8 мм (общая глубина паза ступицы проектируемого
шкива 6,3 мм).
Для
исключения концентрации напряжений между ступицей шкива и диском шкива
предусматриваем скругление радиусом = 8 мм.
Для более
легкого захода вала редуктора в шкив предусматриваем фаски глубиной 2 мм.
На наиболее
важные параметры шкива назначаем посадки (Н7 – для диаметра вала, Js7 – для
шпоночного паза) и отклонения размеров (+0,2 мм для глубины паза ступицы).
На отдельные
поверхности шкива назначаем шероховатости: на диаметр отверстия ступицы 1,6
мкм; на торцы шкива 3,2 мкм; на рабочие поверхности канавок шкива 2,5 мкм; на
боковые (рабочие) поверхности шпоночного паза 1,6 мкм; на нерабочую поверхность
шпоночного паза 3,2 мкм; неуказанная шероховатость 25 мкм.
На наиболее
важные поверхности шкива назначаем допуски и отклонения формы: цилиндричность
0,007 мм (допуск на размер 22Н7 равен 21 мкм); перпендикулярность 0,02 мм;
параллельность 0,02 мм; симметричность 0,08 мм. Все отклонения формы
(кроме цилиндричности) назначаются относительно базовой поверхности А (диаметра
отверстия ступицы).
4. Предварительная компоновка
редуктора
4.1 Предварительный расчет валов
Предварительный
расчет валов выполняется для ориентировочного определения их диаметров и
размещения валов в корпусе редуктора вместе с подшипниками и зубчатыми
колесами.
Диаметр вала
определяем из условия прочности:
где t – напряжения кручения вала, МПа,
[t] – допускаемые напряжения кручения вала, [t] = 25 МПа,
Т – момент на
валу, Н×м,
D – диаметр вала, мм.
Тогда:
, мм
Определяем
диаметры:
–
на входном валу мм,
принимаем dII = 18 мм;
–
на промежуточном валу мм, принимаем dIII = 28 мм;
–
на выходном валу мм, принимаем dIV = 45 мм.
По
конструктивным соображениям (см. проектирование шкивов ременной передачи)
диаметр входного вала принимаем = 22 мм, диаметр под подшипниками выбираем
= 25 мм.
Диаметр
промежуточного вала оставляем = 28 мм, диаметры под подшипники принимаем =
30 мм, диаметр под зубчатым колесом быстроходной ступени = 36 мм,
тихоходную оформляем как вал – шестерню.
Диаметр
выходного вала оставляем = 45 мм, диаметры под подшипники принимаем = 50 мм,
диаметр под зубчатым колесом = 56 мм.
4.2 Предварительный выбор подшипников
Предварительный
выбор подшипников производим по диаметру, назначенному под подшипники на
соответствующем валу. По возможности принимаем особолегкую и легкую серию,
чтобы при проверочном расчете была возможность перейти на среднюю или тяжелую
серии, если будет необходимо.
1)
На входном валу принимаем шариковые
радиальные однорядные подшипники легкой серии №205 по ГОСТ 8338–75 с d = 25 мм,
D
= 52 мм, В = 15 мм, r = 1,5 мм, dш » 8 мм, С = 14000 Н, С0
= 6950 Н;
2)
На промежуточном валу принимаем
шариковые радиальные однорядные подшипники средней серии №306 по ГОСТ 8338–75 с
d
= 30 мм, D = 72 мм, В = 19 мм, r = 2,0 мм,
dш » 12 мм, С = 28100 Н, С0 = 14600 Н;
3)
На выходном валу принимаем шариковые
радиальные однорядные подшипники легкой серии №210 по ГОСТ 8338–75 с d = 50 мм,
D
= 90 мм, В = 20 мм, r = 2,0 мм, dш » 13 мм, С = 35100 Н, С0
= 19800 Н.
4.3 Проектирование шпоночных соединений и
проверка их прочности
Исходя из
эскизной компоновки редуктора, выбираем шпонки на валах редуктора:
1) На входном валу принимаем шпонку длиной l = 36 мм,
шириной b = 6 мм, высотой h = 6 мм, глубинами
паза вала t1 = 3,5 мм и
втулки t2 = 2,8 мм;
2) На промежуточном валу принимаем шпонку длиной l = 28 мм,
шириной b = 10 мм, высотой h = 8 мм, глубинами
паза вала t1 = 5,0 мм и
втулки t2 = 3,3 мм;
3) На выходном валу:
-
под зубчатым колесом принимаем шпонку
длиной l = 45 мм, шириной b = 16 мм,
высотой h = 10 мм, глубинами паза вала t1 = 6,0 мм и втулки t2 = 4,3 мм;
-
под муфтой принимаем шпонку длиной l = 56 мм,
шириной b = 14 мм, высотой h = 9 мм, глубинами
паза вала t1 = 5,5 мм и
втулки t2 = 3,8 мм.
После подбора
шпонок выполняются проверочные расчеты на прочность по напряжениям смятия и
среза. Условие прочности при расчете на смятие:
где d – диаметр
вала под шпонкой, мм;
b, h, l, t1 – геометрические
размеры шпонки, мм;
Т – крутящий
момент на валу, Н×мм;
[s]см – допускаемые напряжения смятия, МПа (для
стальной ступицы [s]см = 120 МПа,
для чугунной ступицы [s]см
= 70 МПа).
Условие
прочности при расчете на срез:
где [t]ср – допускаемые напряжения среза, МПа (для
стальной ступицы [t]ср = 70 МПа,
для чугунной ступицы [t]ср
= 40 МПа).
Проверяем
шпонки по условиям прочности:
1) На входном валу
МПа МПа
МПаМПа
2) На
промежуточном валу
МПа МПа
МПаМПа
3) На
выходном валу
-
под зубчатым колесом
МПа МПа
МПаМПа
-
под муфтой
МПа МПа
МПаМПа
Подбор шпонок
произведен правильно.
4.4 Подбор муфты
Для
соединения редуктора с транспортирующим устройством принимаем упругую
втулочно-пальцевую муфту. Эта муфта позволяет компенсировать смещение и
несоосность соединяемых валов. По таблице 7.1 (с. 56, [1]) принимаем муфту
500–45–1-У3 ГОСТ 21424–93 с номинальным вращающим моментом Тном =
500 Н×м, типа 1, с диаметром цилиндрического конца вала 45 мм
и отклонением по Н8, климатического исполнения У категории 3, наружным
диаметром D £ 170 мм, общей длиной
L £ 226 мм, длиной
посадочного места полумуфты l = 110 мм. Допускаемые смещения концов
полумуфт:
-
осевое – 5,0 мм;
-
радиальное – 0,3 мм;
-
угловое – 1°.
4.5 Выбор типа смазки
Так как
окружные скорости колес быстроходной и тихоходной ступеней нашего редуктора
составляют 1,0 м/с и 0,3 м/с соответственно, то тип смазки выбираем
так:
1)
Зубчатых колес редуктора – окунанием в
масляную ванну зубчатых колес тихоходной и быстроходной ступеней редуктора на
величину ³ 10 мм каждое. По табл. 95 (с. 160, [3])
принимаем масло индустриальное И-50А по ГОСТ 20779–88. Для успешного отвода
тепла от зубчатых колес количество масла должно быть не менее 0,5…0,8 л на
1кВт мощности, т.е. не меньше 0,9 л в нашем случае.
2)
Подшипников – пластичной смазкой ЦИАТИМ-202
по ГОСТ 11110–75.
5. Проверочный расчет
промежуточного вала
5.1 Определение опорных реакций
Определение
опорных реакций в подшипниках начинаем с определения расчетной схемы вала. Для этого
вычерчиваем в масштабе вал и прикладываем к нему окружные и радиальные силы в
середине ступиц зубчатых колес (рис. 3). Точки приложения реакций опор– в
середине посадочных мест под подшипники.
Крутящий
момент передается валом в пространстве между серединами посадочных мест под
зубчатые колеса и составляет Мкр = 110 Н×м. Строим эпюру крутящих моментов (см. рис. 3).
Определение
реакций в подшипниках от действия окружных сил и построение эпюры моментов от
действия этих сил
Согласно
проектным расчетам зубчатых зацеплений, на промежуточный вал действуют
следующие окружные силы:
–
от быстроходной передачи Ft Б = 1375 Н;
–
от тихоходной передачи Ft Т = 4827 Н.
Расчетная
схема приведена на рис. 3.
Составляем
уравнения статики:
Н
Н
Проверка:
– реакции определены правильно.
Строим эпюру
моментов Му (см. рис. 3).
Определение
реакций в подшипниках от действия радиальных сил и построение эпюры моментов от
действия этих сил
Согласно
проектным расчетам зубчатых зацеплений, на промежуточный вал действуют
следующие радиальные силы:
–
от быстроходной передачи Fr Б = 500,5 Н;
–
от тихоходной передачи Fr Т = 1757 Н.
Расчетная
схема приведена на рис. 3.
Составляем
уравнения статики:
Н
Н
Проверка:
– реакции определены правильно.
Строим эпюру
моментов Мz (см. рис. 3).
5.2 Проверочный расчет подшипников
При
проектировочном расчете валов на промежуточном валу мы приняли шариковые
радиальные однорядные подшипники средней серии №306 по ГОСТ 8338–75 с
динамической грузоподъемностью С = 28100 Н и статической грузоподъемностью С0
= 14600 Н.
Подшипник в
опоре В нагружен большими силами, поэтому проверочный расчет выполняем для
него.
Радиальную
силу в подшипнике определим по формуле:
Н
Для
радиальных шарикоподшипников величину эквивалентной нагрузки определяем по
формуле:
где X и Y –
коэффициенты отношения осевой нагрузки к радиальной, в нашем случае Fа = 0, и Y = 0, Х = 1;
V – коэффициент вращения, V = 1 (т. к.
вращается внутреннее кольцо);
Кб
– коэффициент безопасности, по табл. 9.4 (с. 72, [1]) выбираем Кб = 1,3;
Кт
– температурный коэффициент, при рабочей температуре подшипниковых узлов <
100°С Кт = 1.
Тогда:
Н
Номинальную
долговечность вычисляем по формуле:
, млн. об.
где m = 3 для
шарикоподшипников. Тогда:
млн. об.
Долговечность
подшипника в часах:
ч ³ tS =
21600 ч
Подшипники
подобраны правильно.
5.3 Расчет вала на усталостную прочность
Расчет на
усталостную прочность производим для двух наиболее опасных сечений вала: I–I и II–II (см. рис. 3).
Определяем
изгибающие моменты, действующие в опасных сечениях вала:
-
в сечении I–I
Н×м
Н×м
Н×м
-
в сечении II–II:
Н×м
Н×м
Н×м
Крутящий
момент в обоих сечениях составляет Мкр = 110 Н×м.
Расчет на
усталостную прочность проводится в форме определения коэффициента запаса
прочности n для опасных сечений вала. Условие прочности имеет вид:
где [n] –
требуемый коэффициент запаса прочности. По рекомендациям с. 76 ([1])
принимаем [n] = 3;
ns и nt – коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным
напряжениям:
где s-1 и t-1 – пределы
выносливости материала вала при изгибе и при кручении с симметричным
знакопеременным циклом нагружения. По рекомендациям с. 76 ([1]) для стали
12ХН3А принимаем:
МПа
МПа;
sа; tа и sm; tm – амплитуды и средние напряжения циклов нормальных и
касательных напряжений. Обычно напряжения в поперечном сечении вала при изгибе
изменяются по симметричному циклу, а при кручении – по пульсирующему
(отнулевому) циклу. Тогда:
; ;
ys и yt – коэффициенты, характеризующие чувствительность материала
к асимметрии цикла нагружения. По ГОСТ 25.504–82 рекомендуется принимать:
Кs и Кt – эффективные
коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении;
es и et – коэффициенты, учитывающие влияние поперечных размеров
вала;
b –
коэффициент поверхностного упрочнения, для неупрочненных валов b = 1.
1)
Сечение I–I.
Моменты
сопротивления изгибу и кручению сечения:
м3
м3
Напряжения в
сечении:
МПа;
МПа.
Коэффициенты:
Кs = 3,5 (табл. 12.1, с. 78 [1])
Кt = 2,1 (табл. 12.1, с. 78 [1])
es =
0,746 (табл. 12.2, с. 79 [1])
et =
0,792 (табл. 12.2, с. 79 [1])
Коэффициенты
запаса прочности:
– условие прочности выполняется.
2)
Сечение II–II.
Моменты
сопротивления изгибу и кручению сечения:
м3
м3
Напряжения в
сечении:
МПа;
МПа.
Коэффициенты:
Кs = 2,0 (табл. 12.1, с. 78 [1])
Кt = 1,9 (табл. 12.1, с. 78 [1])
es =
0,746 (табл. 12.2, с. 79 [1])
et =
0,792 (табл. 12.2, с. 79 [1])
Коэффициенты
запаса прочности:
– условие прочности выполняется.
Таким
образом, усталостная прочность промежуточного вала обеспечивается.
6. Конструирование корпуса редуктора.
Поскольку
редуктор работает в тяжелом режиме, то материал для изготовления корпуса
редуктора принимаем СЧ 20 ГОСТ 1412–85.
Основные
размеры корпуса редуктора принимаем по следующим зависимостям:
-
толщина стенки основания корпуса
мм, принимаем мм;
-
толщина стенки крышки корпуса
мм, принимаем мм;
-
толщина ребра в основании
мм;
-
толщина подъемного уха
мм, принимаем мм;
-
диаметр стяжного болта
мм, принимаем мм;
-
диаметр штифта
мм, принимаем ;
-
толщина фланца по разъему
мм;
-
диаметр фундаментного болта
мм, принимаем мм;
-
толщина лапы для крепления к полу
мм.
Литература
1. Детали машин и
основы конструирования. Методические указания к выполнению курсового проекта
для студентов IV курса.– М.: РГОТУПС, 2004. – 100 с.
2. Детали машин и
основы конструирования. Расчет ременных передач. Расчет цепных передач.
Методические указания к выполнению курсового проекта для студентов IV курса.–М.:
РГОТУПС, 2005. – 64 с.
3. Анурьев В.И. Справочник
конструктора – машиностроителя: В 3-х т.: Т. 2. – 8-е изд., перераб. и
доп. Под ред. И.Н. Жестковой. – М.: Машиностроение, 2001. –
912 с., илл.