Червячная передача
1.КИНЕМАТИЧЕСКИЙ И
СИЛОВОЙ РАСЧЕТ
1 2.1 Выбор
электродвигателя
2.2 Расчет частоты
вращения вала электродвигателя
2.3 Кинематические
расчеты
3 ВЫБОР МАТЕРИАЛА И
РЕЖИМА ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ
3.1 Выбор
материала и режима термической обработки для червяка
3.2 Выбор
материала для червячных колес
4 РАСЧЕТ ДОПУСКАЕМЫХ
НАПРЯЖЕНИЙ
4.1 Расчет допустимых
контактных напряжений
4.2 Расчет
допустимых напряжений изгиба
5 ПРОЕКТИРОВАНИЕ
ЧЕРВЯЧНОЙ ПЕРЕДАЧИ
5.1 Определение
межосевого расстояния
5.2 Подбор
основных параметров передачи
5.3 Фактическое
передаточное число
5.4 Геометрические
размеры червяка и колеса
.5 К.П.Д. передачи
5.6 Силы в
зацеплении
5.7 Проверочный
расчет червячной передачи на контактную прочность
5.8 Проверочный
расчет червячной передачи на изгибную прочность
5.9 Тепловой
расчет
6 СМАЗКА
7 КОНСТРУИРОВАНИЕ
ВАЛОВ РЕДУКТОРА
7.1 Исходные
данные для расчет
7.2 Приближенный
расчет быстроходного вала
7.3 Приближенный
расчет тихоходного вала
8 ПОДБОР И РАСЧЕТ
ПОДШИПНИКО
8.1 Быстроходный
вал
8.2 Тихоходный вал
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Червячная передача относится к передачам зацеплением с
перекрещивающимися осями валов.
Основные достоинства червячных передач: возможность получения
больших передаточных чисел в одной паре, плавность зацепления, возможность
самоторможения. Недостатки: сравнительно низкий к.п.д., повышенный износ и
склонность к заеданию, необходимость применения для колес дорогих
антифрикционных материалов.
Червячные передачи дороже и сложнее зубчатых, поэтому их
применяют, как правило, при необходимости передачи движения между
перекрещивающимися валами, а также там, где необходимо большое передаточное
отношение.
Критерием работоспособности червячных передач является
поверхностная прочность зубьев, обеспечивающая их износостойкость и отсутствие
выкрашивания и заедания, а также изгибная прочность. При действии в червячном
зацеплении кратковременных перегрузок проводится проверка зубьев червячного
колеса на изгиб по максимальной нагрузке.
Для тела червяка осуществляется проверочный расчет на
жесткость, а также проводится тепловой расчет.
Проектирование осуществляется в два этапа: проектировочный –
из условий контактной выносливости определяются основные размеры передачи и
проверочный – при известных параметрах передачи в условиях ее работы
определяются контактные и изгибные напряжения и сравниваются с допускаемыми по
выносливости материала.
Определяются силы, нагружающие подшипники и производится
подбор подшипников по грузоподъемности.
1.1.1 Для
выбора электродвигателя определяются требуемая его мощность и частота вращения.
Согласно исходным данным на проектирование, требуемую
мощность для выполнения технологического процесса можно найти из формулы:
Рвых=Ft∙V, (2.1)
где Рвых – мощность на выходном валу привода, Вт;
Ft – тяговое усилие, Н;
V – скорость движения рабочего органа, м/с;
Рвых = 1,5 кВт.
Тогда в соответствии с кинематической цепочкой передачи
мощности общий К.П.Д. всего привода рассчитывается по формуле:
ηобщ = η1×η2×η3×η4 (2.2)
Отсюда
ηобщ = 0,8×0,95×0,98×0,99 =
0,74.
Таким образом, из расчета общего К.П.Д. стало видно, что в
процессе работы привода только 74% мощности от двигателя будет поступать к барабану
лебедки.
Определим требуемую мощность двигателя для нормальной работы
лебедки:
, (2.3)
кВт.
Принимаем двигатель мощностью 2,2 кВт.
Поскольку на данном этапе еще неизвестны передаточные числа
передач привода и не известна частота вращения вала двигателя, возникает возможность
рассчитать желаемую частоту вращения вала электродвигателя.
Для этого проведены следующие расчеты.
Согласно исходным данным угловая скорость выходного вала
рассчитывается по формуле:
,(2.4)
где ω – угловая скорость, с-1;
Dб – диаметр барабана, м;
v – скорость движения рабочего органа, м/с.
Тогда,
, с-1.
Найдем частоту вращения, зная угловую скорость по формуле:
об/мин. (2.5)
Из анализа кинематической схемы привода электролебедки видно,
что общее передаточное число его (uобщ)
образуется за счет передаточного числа редуктора червячной передачи.
= 16…50
Принимаем uчп = 50. Взаимосвязь между частотами
вращения вала электродвигателя nдв и выходного вала nз определяется зависимостью:
nдв = nз uобщ, (2.6)
тогда желаемая частота вращения вала электродвигателя
составит:
nдв = 38,2×50 = 1910 об/мин.
Согласно имеющейся номенклатуре двигателей наиболее близким к
желаемой частоте вращения является двигатель с синхронной частотой вращения,
равной 1500 об/мин. С учетом вышеизложенного, окончательно принимаем двигатель
марки: 90L4/1395. серии АИР, который обладает
следующими характеристиками:
Рдв = 2,2 кВт;
nдв = 1500 об/мин.
Общее передаточное число:
uобщ = nдв/ = 1500/38,2=39,3.
Определим все кинематические характеристики проектируемого
привода, которые понадобятся в дальнейшем для детальной проработки передачи. Определение
частоты и скоростей вращения. Частоты вращения всех валов легко рассчитать,
начиная, от выбранной частоты вращения вала электродвигателя с учетом того, что
частота вращения каждого последующего вала определяется через частоту вращения
предыдущего по формуле (2.7) с учетом передаточного числа:
,(2.7)
где n(i+1) – частота вращения i+1 вала, об/мин;
ui–(i+1) – передаточное отношении между i и i+1
валами.
об/мин,
об/мин.
Моменты на валах редуктора:
Т1=9,55×103(Р/nэ)= 9,55×103×(2,2/1500)=14,0 Н×м
Т2=Т1×u=14,0×39,3=550 Н×м.
Необходимо помнить, что при работе червячной передачи в
контакте витков червяка и зубьев червячных колес присутствует трение
скольжения. Поэтому для снижения сил трения и повышения К.П.Д. передачи червяк
изготавливают из стали, а червячное колесо из бронзы, латуни, серого чугуна.
При выборе конкретного материала и режима термической
обработки для червяка необходимо учитывать стоимость и дефицитность материала.
Материалом для червяка являются конструкционные качественные среднеуглеродистые
или низколегированные стали: сталь 35, сталь 40, сталь 45, 40Х, 40ХМ.
Выбираем сталь 40ХН,
твердостью HRC50-56 σт=750 МПа, улучшение и закалка токами
высокой частоты.
Основным критерием для
выбора материала червячных колес является скорость скольжения витков червяка по
зубьям червячного колеса. Скорость скольжения ориентировочно может быть
рассчитана по формуле (3.14).
Vs = 0,45×10-3×n2×u×;(3.1)
где Vs - скорость скольжения,
м/с;
n2 – частота вращения вала червячного
колеса;
u - передаточное число
червячной передачи;
Т2 - крутящий
момент на валу червячного колеса. 992,6
Vs = 0,45×10-3×38,2×50×= 7,0 м/с.
Принимаем: бронзу
БрО10Ф1, способ отливки центробежное литье, σв = 215 МПа,
σт = 135 МПа.
В данном разделе
осуществляется расчет допускаемых напряжений материала червяка и червячного колеса.
В понятие допускаемых напряжений вкладывается следующие смысл: если в
работающей передаче в червячном зацеплении возникают напряжения меньше
допустимых, то она будет работать весь установленный период службы, в противном
случае превышение напряжений в рабочей передаче выше допустимых вызовет либо
существенное сокращение срока службы, либо ее аварийную поломку. Анализ работы
закрытых червячных передач показывает, что наиболее нагруженными являются
поверхности зубьев в месте их соприкосновения основаниями ножек зубьев. Поэтому
все закрытые передачи проверяются по условию не превышения допустимых
контактных напряжений [σ]н и допустимых изгибных напряжений
[σ]F
Условный предел контактно-износной выносливости [σ]но, относящийся к условной базе Νно = 10×106 цикл.
Расчет допустимых
контактных напряжений производят по формуле (4.1).
[σ]н = Cv[σ]но Kн1,(4.1)
где [σ]н
- допустимые контактные напряжения МПа;
Cv - коэффициент
интенсивности износа зубьев, зависящий от скорости скольжения;
Кн1 -
коэффициент долговечности, учитывающий срок службы передачи.
Так как скорость
скольжения Vs=7 м/c, то Cv = 0,83
Коэффициент долговечности
рассчитаем по формуле (3.16)
Кн1 = ,(4.2)
где Nно 10×106 цикл,
условная база контактно-усталостного испытания материалов червячного колеса.
Νн - число циклов
контактного напряжения зубьев червячного колеса определяется по формуле (4.3).
Nн = Lh×60-n2×Kpeв,(4.3)
где Lh- моторесурс (чистое
время работы);
n2 - частота вращения вала
червячного колеса, об/мин;
Крев -
коэффициент реверсивности;
Крев = 0,5 -
при реверсивном режиме (зубья червячного колеса работают обеими сторонами).
Моторесурс рассчитывают
по формуле (3.18):
Lh =Lгод × 365 × Кгод × 24 × Ксут
× ПВ, (4.4)
где Lгод - количество лет работы
привода;
Lгод = 5 лет;
Kгод = - коэффициент годового использования;
Kсут = - коэффициент суточного использования;
ПВ = - коэффициент продолжительности включения
в течение часа. Из исходных данных имеем:
Kгод = 0,6
Kсут = 0,29.
Отсюда по формуле (4.4)
находим моторесурс:
Lh = 5×365×0,6×24×0,29×0,5=3811 час.
Рассчитаем по формуле
(4.3) Nн - число циклов контактного напряжения зубьев червячного колеса.
Nн = 3811×60×40,2×0,5 = 4595583,6 цикл ≈
4,6×106
Найдем по формуле (4.2) коэффициент долговечности:
Кн1 = ;
[σ]н0 = 0,9×215= 194 МПа;
[σ]н = 0,83×194×1,1=177 МПа.
Допускаемые напряжения изгиба вычисляют для материала зубьев
червячного колеса:
[σ]F
= [σ]F0 KFL,(4.5)
Коэффициент долговечности:
KFL= (4.6)
Здесь NFL=25×107, тогда KFL=0,815, а [σ]F =0,815×0,22×215=38,5 МПа.
Межосевое расстояние рассчитывается по формуле (5.1)
аω ≥ 610, (5.1)
где аω - межосевое расстояние, мм;
Т2 - крутящий
момент на валу червячного колеса, Н∙м;
Т2 – 550 Н∙м;
[σ]но - допустимое контактное
напряжение червячной передачи;
[σ]но = 177 МПа.
аω ≥ 610≥158,5 мм
Округляем до
стандартного. Принимаем аω =160мм.
4.2 Подбор основных параметров передачи
Число витков червяка выбирается с учетом
передаточного числа передачи.
Число зубьев червячного колеса находится из
соотношения:
z2= z1×u, (5.2)
где z1 - число витков червяка, z1 = 1;
u - передаточное отношение;
z2 = 1×39,3=39,3.
Принимаем z2 = 40.
Предварительные значения:
модуля передачи..................................... m=(1,4…1,7)aω/z2;
коэффициента диаметра червяка............. q=2aω/m - z2.
Принято: m=6,8;
q=7,1.
Коэффициент смещения инструмента находится из формулы (5.3).
(5.3)
тогда
.
По расчету коэффициент смещения инструмента получается |x| ≤ 1, поэтому значения aω, m, q и z2 не меняем.
Фактическое передаточное число с учетом найденных значений
чисел зубьев определяется по формуле (5.4).
, (5.4)
Тогда
.
4.4.1 Основные
размеры червяка
Делительный диаметр, размеры в мм:
d1=mq,(5.5)
d1=6,8×7,1 = 50 мм.
Диаметр вершины витков:
da1
= d1 + 2m,(5.6)
da1
= 50+2×6,8 = 64 мм.
Диаметр впадины:
df1=di-2,4m,(5.7)
Делительный угол подъема витков червяка:
,(5.8)
тогда
.
Длина нарезаемой части червяка принимаем:
b1 =
(10+5,5|х|+z1)m,(5.9)
b1 =
(10+5,5×0,02+1) 6,8 = 75 мм.
Делительный и начальный диаметры:
d2 = m×z2,(5.10)
d2 = 6,8×40 = 270 мм.
Диаметр вершины зубьев:
da2
= d2 + 2m(l+x),(5.11)
da2
= 270 + 2×6,8(1+0,02) = 284 мм.
Диаметр впадин:
ds2
= d2-2m(1,2
- х);(5.12)
ds2
= 270 - 2×6,8(1,2-0,02) = 254 мм.
Ширина венца:
b2≤0,5×dal,(5.13)
тогда,
b2=0,5×64 = 32 мм.
Коэффициент полезного действия находится по формуле (5.22).
,(5.14)
где ρ' -
приведенный угол трения с учетом потерь мощности в зацеплении, опорах и на
перемешивание масла р'=1,2°.
.
Вследствие того, что оси червяка и червячного колеса
перекрещиваются, и что передача в целом находится в силовом равновесии, легко
установить зависимости для определения сил в зацеплении.
Окружная сила на колесе равна осевой силе на червяке:
Ft2
= Fa1 = ,(5.15)
где Т2 - крутящий момент, Н×м.;
d2 - делительный диаметр червячного колеса, м.
Ft2
= Fa1 = Н.
Окружная сила на червяке, в зацеплении равна осевой силе на
колесе:
Ft1
= Fa2 = ,(5.16)
Ft1
= Fa2 = Н.
Радиальные силы:
Fr1 = Fr2 = Ft2×tgα/cosγ,(5.17)
где α = 20° -
стандартный угол зацепления.
Frl = Fr2 = 4075×tg20°/cos8,0° = 1500 Η.
Окончательно проверить правильность размеров в практикуемой
передаче по контактным напряжениям, которые не должны превышать допустимого значения,
определенного в п.4.1.
Скорость скольжения витков червяка по зубьям червячного колеса:
,(5.18)
где v1 - окружная скорость на червяке, м/с;
v1 = πd1×n1/60000;(5.19)
где n1 – частота вращения червяка;
d1 - делительный диаметр червяка, м;
v1 = 3,93 м/с,
тогда,
м/с.
Расчетное контактное напряжение находят из:
≤[σ]н,(5.20)
где d2 - делительный диаметр колеса, м;
Т2 - крутящий момент, Н×м.
kβ - коэффициент концентрации нагрузки по длине рассчитывается
по формуле:
,(5.21)
где θ -
коэффициент деформации червяка принимают по табл. 6.2 [9, с. 74],
θ = 154;
x - вспомогательный коэффициент, зависящий от характера
изменения нагрузки, х=0,3.
.
kv - коэффициент динамики, kv = 1.
Тогда по формуле 5.20
= 150 МПа.
Из расчета следует: σн ≤ [σ]н,
150 <
177
Данный расчет позволяет проверить правильность размеров
рассчитанной передачи с точки зрения ее нормальной работы по изгибным
напряжениям, которые не должны превышать допустимых значения.
Расчетное напряжение изгиба рассчитывается по формуле
≤[σ]F,(5.22)
где m —
модуль, м;
YF – коэффициент формы зуба,
определяемый с учетом эквивалентного числа зубьев.
YF = 1,71,
=20,8 МПа.
Из расчета следует, что 20,8≤38,5.
Тепловой расчет передачи представлен в таблице 5.9.
Таблица 5.9
Наименование параметров
|
Обозначение
|
Расчетные формулы
|
Приведенный угол трения, °
|
φ′
|
φ′=1,2°
|
К.п.д. червячной передачи
|
η
|
η ==0,868
|
Мощность на червяке, кВт
|
Р
|
Р=2,2 кВт
|
Количество тепла, выделяемое в
передаче, ккал/ч
|
Q
|
Q=860(1- η)Р=250
|
Коэффициент теплоотдачи, ккал/м2ч°
|
КТ
|
КТ=11
|
Температура масла в редукторе, °С
|
t1
|
t1=70°
|
Температура окружающей среды, °С
|
t0
|
t0=20°
|
Поверхность охлаждения, м2
|
S
|
S=0,196
|
Количество отдаваемого тепла,
ккал/ч
|
Q1
|
Q1= КТ(t1- t0) S=107,8
|
Условие достаточности естественного
охлаждения
|
-
|
Q≤Q1; 250≥107,8
|
Как видно из расчета таблицы 5.9, требуется искусственное
охлаждение редуктора.
Условия эффективной смазки червячных передач: достаточное
покрытие рабочих поверхностей зубьев и подшипников масляным слоем, отвод такого
количества тепла, которое требуется для предотвращения чрезмерного нагрева,
малое сопротивление смазочной среды.
Смазка передачи осуществляется окунанием. Способ – картерный
непроточный. Сорт масла – Автотракторное АК-15 ГОСТ 1862-63.
Вращающий момент на быстроходном валу редуктора Т1
= 14,0 Н×м, на тихоходном валу Т2 =
550 Н×м. силы в червячном зацеплении
редуктора:
Ft1 = Fa2
= 700 Н;
Ft2 = Fa1
= 4075 Н;
Fr1 = Fr2
= 1500 Н;
Размеры червяка d1 = 50 мм, df1 = 34 мм. Размеры червячного колеса d2 = 270 мм.
При расчете валов редуктора необходимо учитывать консольную
нагрузку и считать ее приложенной в середине посадочной консольной части вала.
На быстроходном валу радиальную консольную нагрузку
определяем по формуле.
Fк1 =80,(7.1)
Fк1 =80= 300
Н.
На тихоходном валу радиальную нагрузку определяем по формуле
(7.2):
Fк2 =125,(7.2)
Fк2 = 125=
2930 Н.
В соответствии с конструкцией редуктора заданного типа из
эскизной компоновки и ориентировочного расчета валов получим необходимые
расстояния до опор валов и приложенных нагрузок.
Материал вала – сталь 40ХН, для которой предел выносливости
после улучшения:
σ-1 = 0,35σb + (70…120),(7.3)
где σb
= 920 МПа,
σ-1 = 0,35×920 + 100 = 422 МПа.
Допускается напряжение изгиба при симметричном цикле
напряжений:
[σn]-1
= ,(7.4)
где [n] =
1,7 - – допускаемый коэффициент запаса прочности для опасного сечения;
Kσ = 2,0 – допускаемый коэффициент
концентрации напряжений;
Kpn = 1 – коэффициент режима нагрузки
при расчете на изгиб.
[σn]-1 = = 124 МПа.
Строим эпюры изгибающих моментов.
В вертикальной плоскости YOZ рисунок 7.1.
а) определим опорные реакции от действия сил Ft1:
Ray = Rcy= = 350 Н.
б) проверим правильность определения реакций:
ΣY
= - Ray + Ft1 - Rcy = -350 + 700 – 350 = 0
Реакции определены верно.
в) строим эпюру изгибающих моментов, для этого определим их
значения в характерных сечениях вала:
-
в сечении А М = 0;
-
в сечении С М = 0.
Следовательно, максимальный изгибающий момент будет в сечении
В. Откладываем его на сжатом волокне вала (рис. 7.1.г.).
В горизонтальной плоскости XOZ (рис. 7.1.д)
а) определим опорные реакции от действия сил Fr1, Fa1,
Fк1 из условия статики как сумма
моментов относительно левой А и правой С опор.
ΣМА = 0 - Fr1×125 – Fa1× + Rcx×250 + Fk1×335 = 0
Rcx = = 755,5 Н.
ΣМС
= 0 RАХ ×250 – Fr1×125 + Fa1×25 - Fk1×85 = 0
RАХ = = 444,5 Н.
б) проверим правильность определения реакций
ΣХ = RАХ - Fr1 + Rcx - Fk1
=444,5 – 1500 + 755,5 + 300 = 0,
то есть реакции определены верно.
в) строим эпюру изгибающих моментов определяя их значение в
характерных сечениях вала:
-
в сечении А М = 0;
-
в сечении В
действуют изгибающие моменты от реакций RAX и Fa1, М= RAX×125×10-3 = 444,5×125×10-3 = 55,6 Н×м; М= Fa1×25×10-3 = 4075×25×10-3 = 101,9 Н×м.
-
в сечении С М= Fk1×85×10-3 = 300×85×10-3 = 25,5 Н×м;
-
в сечении D М = 0.
В сечении В направления изгибающих моментов совпадают по
направлению. Откладываем значение М вверх от оси, а
затем из этой же точки откладываем Мвверх, т.е.
М= М + М= 55,6 +101,9 = 157,5 Н×м;
г) проверим правильность определения момента в сечении
В от сил
Fk1 и Rcx:
М= Rcx×125×10-3 + Fk1×210×10-3 = 755,5×125×10-3 + 300×210×10-3 = 157,5 Н×м.
д) строим эпюру крутящих моментов (рис. 8.1.ж).
Передача его происходит вдоль вала до середины червяка от
середины ступицы муфты Т1 = 14,0 Н×м.
Сечение В.
Суммарный изгибающий момент в сечении равен:
МизΣ = =
163,5 Н×м.
Напряжения изгиба:
σиз = ,(7.5)
где df1
– диаметр впадин витка червяка, м.
σиз = =
42,4 МПа.
Напряжения кручения:
(7.6)
где Т1 – крутящий момент на валу, Н×м.
= 1,80 МПа.
Определим эквивалентное напряжение по энергетической теории
прочности и сравним его значение с допустимым:
σэкв = =
42,5 МПа,
что меньше [σn]-1 = 124 МПа.
Сечение С.
Изгибающий момент в сечении:
Мизг = МизХ = 25,5 Н×м.
Напряжение изгиба определяется по формуле 8.5
σиз = =
4,1 МПа.
Напряжение кручения находится по формуле 8.6.
= 1,1 МПа.
Эквивалентное напряжение:
σэкв = =
4,52 МПа,
что гораздо меньше [σn]-1 = 124 МПа.
Примем материал для изготовления вала - сталь 40ХН, для которой
σв = 920 МПа. Тогда допускаемое напряжение изгиба будет
равняться по формуле 7.4.
[σn]-1
= ,
[σn]-1
= 0,43×σb+100;
σ-1 = 0,43×920+100 = 495,6 МПа;
[σn]-1
= = 146 МПа.
Строим эпюры изгибающих моментов.
В вертикальной плоскости YOZ (рисунок 7.2 в)
а) определим опорные реакции сил Ft2 и Fk2:
ΣМk = 0 - Ft2×70 + Fk2×230 – RMY×140 = 0;
RMY == 2776 Н;
ΣМM = 0 - RKY×140 + Ft2×70 + Fk2×90 = 0;
RKY == 3921 Н
б) проверим правильность определения реакций.
ΣY = RKY – Ft2 – RMY + Fk2
=3921 – 4075 - 2776 + 2930 = 0,
т.е. реакции определены верно по величине и по направлению.
в) строим эпюру изгибающих моментов (рисунок 7.2 г),
определяя их значения в характерных сечениях вала:
-
в сечении K M=
0;
-
в сечении L M= RKY×70×10-3 = 4089×70×10-3 = 286,2 Н×м;
-
в сечении M M= Fk2×70×10-3 = 2930×90×10-3 = 263,7 Н×м;
-
в сечении N M=
0.
Откладываем найденные значения моментов на сжатом волокне
вала. В горизонтальной плоскости XOZ
(рисунок 7.2 д).
а) определим опорные реакции от действия сил Fr2 и Fa2
ΣМk = 0 Fr2×70 – Fa2× - RMX×140 = 0;
RMX == 75 Н;
RKx == 1425 Н
б) проверим правильность определения реакций.
ΣX = - RKX + Fr2 - RMX = - 1425 + 1500 - 75 = 0,
т.е. реакции определены верно.
в) строим эпюры изгибающих моментов (рисунок 7.2 е),
определяя их значения в характерных сечениях вала:
-
в сечении K M=
0;
-
в сечении L M= RKX×70×10-3 = 1425×70×10-3 = 99,75 Н×м;
-
в сечении M M= 0.
Значение моментов от силы Fа2 и RKX не
совпадают по направлению, поэтому откладываем значения момента Mвниз от оси, а значение момента Mвверх из этой точки, т.е. от значения
M=99,75 Н×м.
г) проверим правильность определения момента Mот действия сил RМX.
M= RМX×70×10-3 = 5,25 Н×м.
д) строим эпюру крутящих моментов (рисунок 7.2 ж). Передача
его происходит вдоль вала до середины червячного колеса:
Т2 = 550 Н×м.
Сечение L.
Суммарный изгибающий момент
МизΣ = =
303 Н×м.
Диаметр вала в опасном сечении ослаблен шпоночным пазом. При
известных значениях его размеров осевой момент сопротивления Wn и
полярный момент сопротивления Wk определяем согласно формулам:
Wn = 0,1×d3 - ,(7.7)
Wk = 0,2×d3 - ,(7.8)
Для вала d = 48
мм, b = 14 мм, t = 5,5 мм.
Подставив в формулы (8.7) и (8.8) исходные данные, получаем:
Wn = 0,96×10-5
м3;
Wk = 2,07×10-5
м3.
Определим напряжение изгиба:
σn
= =31,6 МПа.
Напряжение кручения:
= 26,6 МПа.
Эквивалентное напряжение:
σэкв = =
55,9 МПа.
что меньше [σn]-1 = 146 МПа.
Сечение М.
Изгибающий момент в сечении:
Мизг = МизY = 286,2 Н×м.
Напряжение изгиба:
σиз = =
68,0 МПа.
Напряжение кручения:
= 65,4 МПа.
Эквивалентное напряжение:
σэкв = =
132,1 МПа,
что меньше [σn]-1 = 146 МПа.
Частота вращения вала n1=1500 об/мин dn=40мм. Требуемая долговечность подшипников Ln = 3811 час. Схема установки
подшипников - в распор. На опоры вала действуют силы
RAy=350 H;
Rax = 424 Н;
Fa1
= 4075 Н;
RCy = 350 Н;
RCx =755,5 H.
Предварительно примем подшипники роликовые конические средней
серии 7308
С=56,0 кН; ℓ = 0,35, у=1,7. Для определения осевых
нагрузок на опоры вычислим суммарные реакции опор и приведем схему нагружения
вала рис. 8.1
Ra = = 550 Н;
Rс = = 833 Н;
Применительно к схеме получим:
Rz1
= RA = 550 Η
RZ2=RC=833 H
Fa = Fаl = 4075 Η
Рисунок 8.1 – Схема нагружения быстроходного вала
Определим осевые составляющие по формуле:
Rs=0,83×ℓ×Rя
RS1 = 0,83×ℓ×RZ1 = 0,83×0,35×550 = 160 Η
RS2 =0,83×ℓ×RZ2
=0,83×0,35×833 = 242 Η
так как RS1
< RS2 и Fa > RS2 - RS1
= 242 - 160 = 82 H,
то осевые силы, нагружающие подшипники:
Ra1 =RS1 = 160 Η,
Ra2 =Ra1 + Fa
= 160+ 4075 = 4235 Η.
Сравним отношение с коэффициентом ℓ и окончательно примем значения коэффициентов
x и у.
При == 0,29 <ℓ = 0,35,
x = 1; y = 0.
При == 5,1 > ℓ = 0,35,
x = 0,35; y =
1,7.
RΕ=(v·ΧRя + yRa)·ΚΒ·ΚT ,(8.2.)
где σ = 1 -
коэффициент вращения, при вращении внутреннего кольца подшипника;
КБ = 1,1 - коэффициент безопасности
отсюда,
RE1 = vXRz1×КБ×Кт = 1×1×550×1,1×1 = 605 Н,
RЕ2 = (vΧRя2 + YRa2)×КБ×Кт = (1×0,35×833+1,7×4235)×1,1×1 = 8240 Н = 8,24 кН.
Определим расчетную долговечность подшипника при:
Lioh = ,(8,3)
где ω – угловая скорость, с-1.
Lioh = = 6540 час,
что больше требуемой долговечности
Lh = 3811 час.
Определим динамическую грузоподъемность:
Сгр = RЕ×,(8.4)
тогда Сгр = 8,24×= 47,6 кН,
что меньше Сz = 56 кН.
подшипник 7211 пригоден.
Частота вращения вала, n2 = 95,5 об/мин, угловая скорость ω2 = 10 с-1,
dn = 35 мм. Схема установки подшипников
- в распор. На опоры вала действуют силы:
Rky = 3921 Η;
Rmy=2776 H;
Rkx = 1425 Η;
Rmx = 75 Η;
Fa2
= 700 Η.
Определим суммарную реакцию опор:
Rx = = 4170 Н;
Rm = = 2777Н;
Предварительно примем подшипники роликовые конической серии
7207.
Для него выпишем: CZ=32,5 кH, ℓ
= 0,37, у = 1,62.
Для определения осевых нагрузок на опоры приведем схему нагружения
вала рис.8.2 к виду представленному на рис.6.4а [8,с.102]
Рисунок 8.2 – Схема нагружения тихоходного вала
Применительно к схеме получим:
RZ1=Rm=2777 Н;
RZ2
= Rx =4170 Η;
Fa = Fa2 = 700 Η.
Определим осевые составляющие по формуле 8.1
RS1 = 0,83×ℓ×RZ1 = 0,83×0,37×2777 = 853 Η
RS2 =0,83×ℓ×RZ2
=0,83×0,37×4170 = 1280 Η
так как RS1
< RS2 и Fa > RS2 - RS1
= 1280 – 853 = 427 H,
то осевые силы, нагружающие подшипники:
Ra1 =RS1 = 853 Η,
Ra2 =Ra1 + Fa
= 853+700 = 1553 Η.
Сравним отношение с коэффициентом ℓ и окончательно примем значения
коэффициентов x и у.
При == 0,307 <ℓ = 0,37,
x = 1; y = 0.
При == 0,37 < ℓ = 0,37,
x = 1; y = 0.
Вычислим эквивалентную динамическую нагрузку по формуле
(9.2.):
RΕ1=v·x×RZ1×ΚΒ·ΚT = 1×1×2777×1,1×1 = 3055
Н,
RΕ2=v·x×RZ2×ΚΒ·ΚT = 1×1×4170×1,1×1 = 4587
Н = 4,59 кН,
Определим расчетную долговечность подшипников в опоре 2 по
формуле (8.3):
Lioh = = 385420час,
Что больше требуемой долговечности
Lh = 3810,6 час.
Определим динамическую грузоподъемность по формуле (8.4):
Сгр = 4,59×= 8,8 кН,
что меньше Сz = 35,2,
подшипник 7207 пригоден.
ЛИТЕРАТУРА
1 Каталог электродвигателей постоянного
тока серии 2П. - М., 1991.- 250 с.
2 Дунаев П.Ф. Детали машин. Курсовое
проектирование. - М., 1990. - 462 с.
3 Иванов М.И. Детали машин. - М., 1991.
- 532 с.