Расчет мощности двигателя
Выбор электродвигателя и кинематический расчет
Примем:
КПД пары цилиндрических зубчатых колес η1 = 0,98; коэффициент,
учитывающий потери пары подшипников качения, η2 = 0,99; КПД открытой
цепной передачи η3= 0,92; КПД, учитывающий потери в опорах вала приводного
барабана, η4= 0,99.
Общий
КПД привода η = η1* η22* η3* η4= 0,98*0,992*0,92*0,99 = 0,875.
Мощность
на валу барабана
Рб
= Fл*vл = 8.15*1.3 =9,78 кВт.
Требуемая
мощность электродвигателя
РТР
= Р б / η = 9,78 / 0,875 = 11,18 кВт.
Угловая
скорость барабана
ωб = 2 vл / Dб = 2*1,2 / 0,42 = 5,7 рад/с.
Частота
вращения барабана
nб
= 30 ωб / π = 30*5,7 / 3,14 = 59,6 об/мин.
В
табл. П. 1 по требуемой мощности РТР = 11,18 кВт с учетом возможностей
привода, состоящего из цилиндрического редуктора и цепной передачи зубчатого
редуктора ip = (3 – 6) и для цепной передачи iц = (3 – 6), iобщ = ip iц = (9–36), выбираем
электродвигатель трехфазный короткозамкнутый серии 4А, закрытый, обдуваемый, с
синхронной частотой вращения 1000 об/мин 4А 160 Мб УЗ, с параметрами Рдв = 15,0
кВт и скольжением 2,6% (ГОСТ 19523–81).
Номинальная
частота вращения nдв = 1000 – 26 = 974 об/мин, а угловая скорость ωдв = π nдв /30 = 3.14*974 / 30 =
101.5 рад/с.
Проверим
общее передаточное отношение: u = ωдв / ωб = 101,5 / 5,7 =17,8, что можно признать
приемлемым, так как оно находится между 9 и 36 (большее значение принимать не
рекомендуют).
Частные
передаточные числа (они равны передаточным отношениям) можно принять: для
редуктора по ГОСТ 2185 – 81 uр = 5, для цепной передачи uц =17,8 / 5 = 3,5.
Частоты
вращения и угловые скорости валов редуктора и приводного барабана:
Вращающие
моменты:
на
валу шестерни Т1 = РТР / ω1 =11,18*103 / 101,5 = 110,15*103 Нмм.
на
валу колеса Т2 = Т1 uр = 550,7*103 Нмм.
Если
в задании на курсовое проектирование указан двухступенчатый редуктор, то
производится расчёт вращающих моментов для третьего вала и также вводится в
таблицу.
Расчёт зубчатых колёс редуктора
Так
как в задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, выбираем
материалы со средними механическими характеристиками: Для шестерни: сталь 45,
термическая обработка – улучшение, твердость НВ 230–260; для колеса – сталь 45,
термическая обработка – улучшение, но твердость на 30 единиц ниже НВ 200–230.
Допускаемые
контактные напряжения:
σH =σHlimbKHL / [SH],
где
σHlimb – предел контактной
выносливости при базовом числе циклов.
По
табл. 3.2 для углеродистых сталей с твердостью поверхностей зубьев менее НВ 350
и термической обработкой (улучшением) σHlimb= 2НВ + 70;
KHL – коэффициент долговечности; при числе циклов нагружения больше
базового, что имеет место при длительной эксплуатации редуктора, принимают
KHL = 1; коэффициент безопасности [SH] = 1,10. Для косозубых
колес расчетное допускаемое контактное напряжение
[σH] = 0.45 ([σH1] + [σH2])
для
шестерни [σH1] = (2HB1 +70)* KHL / [SH] = (2*230+70)*1 / 1.1 =482 МПа;
для
колеса [σH2] = (2HB2 +70)* KHL / [SH] =(2*200+70)*1 / 1.1 = 428МПа.
Тогда
расчетное допускаемое контактное напряжение [σH] = 0,45 (482 + 428) =
410 МПа. Требуемое условие [σH] < 1,23 [σH2] выполнено.
Коэффициент
KHβ, несмотря на
симметричное расположение колес относительно опор, примем выше рекомендуемого
для этого случая, так как со стороны цепной передачи действуют силы, вызывающие
дополнительную деформацию ведомого вала и ухудшающие контакт зубьев. Принимаем
предварительно по табл. 3.1, как в случае несимметричного расположения колес,
значение KHβ = 1,25.
Принимаем
для косозубых колес коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию ψba = b /aω = 0,4.
Межосевое
расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев по
формуле
=
=43 (5+1)мм.
где
для косозубых колес Ка = 43, а передаточное число нашего редуктора u = 5.
Ближайшее
значение межосевого расстояния по ГОСТ 2185–81 aw = 200 мм.
Нормальный
модуль зацепления принимаем по следующей рекомендации: mп = (0,01 – 0,02) aw = (0,01 – 0,02) 200 = 2 –
4 мм; принимаем по ГОСТ 9563 – 80 mn = 2,5 мм.
Примем
предварительно угол наклона зубьев β = 10° и определим числа зубьев шестерни и колеса:
=(400+0,985)/15=26,2
Принимаем z1 = 26; тогда z2 = z1u =26*5 = 130.
Уточненное
значение угла наклона зубьев
β = 12°50'.
Основные
размеры шестерни и колеса:
диаметры
делительные:
d1=mn z1 / cosβ = 2.5 *26/ 0.975 = 66.66 мм;
d2=mn z2 / cosβ = 2.5*130 / 0.975 = 333.34 мм;
Проверка:
aω = 0.5 (d1 + d2) = 0.5 (66.66+333.34) =
200 мм.
диаметры
вершин зубьев:
da1 = d1 + 2mn = 66,66 + 2*2,5 = 71,66 мм;
da2 = d2 + 2mп = 333,34 + 2*2,5 = 338,34 мм;
ширина
колеса b2
= Ψba *aω = 0,4*200 = 80 мм;
ширина
шестерни b1
= b2 + 5 мм = 85 мм.
Определяем
коэффициент ширины шестерни по диаметру:
Ψbd = b1 / d1 = 85 / 66,66 = 1,275.
Окружная
скорость колес и степень точности передачи v = 0,5 ω1d1 =101,5*66,66 / = 3.38 м/с.
При
такой скорости для косозубых колес следует принять 8-ю степень точности.
Коэффициент
нагрузки KH = KH*KHa*KHv
Значения
KHβ даны в табл. 3.5; при Ψbd= 1,275, твердости НВ
< 350 и несимметричном расположении колес относительно опор с учетом изгиба
ведомого вала от натяжения цепной передачи KHβ = 1,155.
По
табл. 3.4 при v
= 3,38 м/с и 8-й степени точности KHa =1,08. По табл. 3.6 для косозубых
колес при v
< 5 м/с имеем KHv = 1,0.
Таким
образом, KH = 1,155 * 1,08 * 1,0 = 1,245.
Проверка
контактных напряжений по формуле:
Силы, действующие в зацеплении:
окружная
Ft = 2T1 / d1 = 2*110,15*103 / 66.66
= 3304,8 H;
радиальная
Fr = Ft tga / cosβ = 3304,8*tg 200 / cos120 50´ = 1233,7 Н;
осевая
Fr = Ft tg β = 3304,8*tg 12°50' = 731,6 Н.
Здесь
коэффициент нагрузки KF = KFβKFv. По табл 3.7 при \|/м = 1,275, твердости НВ <
350 и несимметричном расположении зубчатых колес относительно опор KFβ = 1,33. По табл. 3.8, KFv = 1,3. Таким образом,
коэффициент KF = 1,33*1,3 = 1,73; YF – коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий от
эквивалентного числа зубьев zv:
zv1 = z1 / cos3 β;
у
шестерни zv1 = 26 / 0.9753 = 28,
у
колеса zv2 = 130 / 0.9753 = 140,
YFl = 3,84 и YF2 = 3,60 (см. с. 42).
Допускаемое
напряжение
[σF] = σ0Flimb / [S]
По
табл. 3.9 для стали 45 улучшенной при твердости HB < 350 σ0Flimb = 1,8HB.
Для
шестерни
σ0Flimb = 1,8*230 = 414 МПа;
для
колеса
σ0Flimb =1,8*200 =360 МПа.
[SF] = [SF]'[SF]» – коэффициент
безопасности (см. табл. 3.9), где [SF]' = 1,75,
[SF]» = 1 (для поковок и
штамповок). Следовательно, [SF] = 1,75.
Допускаемые
напряжения:
для
шестерни [σF1] = 414 / 1,75= 236,6 МПа;
для
колеса [σF1] = 360 / 1,75 =205,7 МПа.
Находим
отношения [SF] / YF
для
шестерни 236,6 / 3.84 =61,6 МПа,
для
колеса 205,7 /3,6 = 57,4 МПа.
Дальнейший
расчет следует вести для зубьев колеса, для которого найденное отношение
меньше.
Определяем
коэффициенты Yβ и КFa:
Yβ = 1- β 0 / 140 = 1 – 12,8 / 140 = 1 – 0,09 = 0,91.
Для
средних значений коэффициента торцового перекрытия εa =1.5 и 8- й степени
точности KFa = 0.92.
Проверяем
прочность зуба колеса по формуле:
< [σF]
σF2 = 3304,8*1.73*3.6*0.91*0.92 /80*2.5 = 86,16 МПа < [σF] = 205,7 МПа.
Условие прочности
выполнено.
Предварительный
расчет проведем на кручение по пониженным допускаемым напряжениям.
Ведущий
вал: диаметр выходного конца при допускаемом напряжении [τк] = 25 МПа.
Так
как вал редуктора соединен муфтой с валом электродвигателя, то необходимо
согласовать диаметры ротора dдв и вала dBl. Как правило, принимают dBl = (0,7–1) dдв. Некоторые муфты,
например УВП, могут соединять валы разных диаметров в пределах одного
номинального момента. У подобранного нами электродвигателя диаметр вала равен
42 мм. Выбираем муфту МУВП по ГОСТ 21424 – 75 с расточками полумуфт под dдв = 42 мм и dв1 = 32 мм (рис
12.3). Примем под подшипниками dв1 = 40 мм. Шестерню выполним за одно целое с валом.
Предварительный расчёт валов редуктора 2
Иногда
вал электродвигателя не соединяется непосредственно с ведущим валом редуктора,
а между ними имеется ременная или цепная передача (так приведено в ряде заданий
на курсовое проектирование).
В
этом случае диаметр вала редуктора рекомендуется принимать равным диаметру вала
двигателя.
Ведомый
вал: учитывая влияние изгиба от натяжения цепи, принимаем [τк] = 20 МПа. Диаметр
выходного конца вала
Ведомый вал
Принимаем
ближайшее из стандартного ряда размеров dв2 = 55 мм. Диаметр
вала под подшипниками принимаем 60 мм, под зубчатым колесом 65 мм.
Диаметры
остальных участков назначаем исходя из конструктивных соображений.
Шестерню
выполняем за одно целое с валом; ее размеры определены выше: d1 = 66,66 мм; dа1 = 71,66 мм; b1 = 85 мм.
Колесо
кованое d2
= 333,34 мм; dа2 = 338,34 мм; b2 = 80 мм.
Диаметр
ступицы dст
= 1,6dк2
= 1,6*65 = 100 мм; длина ступицы lст = (1,2 – 1,5) dк2 = (1,2 – 1,5)*65 = 78
– 98 мм, принимаем lст = 80 мм.
Толщина
обода b0
= (2,5 – 4) mn = (2,5 – 4)*2,5 = 6,25 – 10 мм, принимаем b0 = 10 мм.
Толщина
диска С = 0,3b2
= 0,3*80 = 24 мм.
Толщина
стенок корпуса и крышки: b = 0,025а + 1 = 0,024*200 + 1 = 6 мм, принимаем b = 8 мм; b1 = 0,02а + 1 = 0,02*200
+ 1 = 5 мм, принимаем b1 = 8 мм.
Толщина
фланцев поясов корпуса и крышки:
верхнего
пояса корпуса и пояса крышки
b
= 1,5b
= 1,5*8 = 12 мм; b1 = 1,5b1 = 1,5*8 = 12 мм;
нижнего
пояса корпуса
р
= 2,35b
= 2,35*8 = 19 мм; принимаем р = 20 мм.
Диаметр
болтов: фундаментальных d1 = (0,03 – 0,036) а + 12 =(0,03 – 0,036) 200 + 12 = 18 –
19,2 мм; принимаем болты с резьбой М20.
крепящих
крышку к корпусу у подшипников d2 = (0,7 – 0,75) d1 = 14 – 15 мм, принимаем болты с резьбой
М16;
соединяющих
крышку с корпусом d3 = (0,5 – 0,6) d1 = 10 – 20 мм; принимаем болты с резьбой М12.