Нормирование точности червячной передачи
Кафедра “Технология
машиностроения”
Курсовая
работа
“Нормирование точности и
технические измерения”
Содержание
Введение
1. Расчет и нормирование точности червячной передачи
1.1 Выбор степеней точности червячной передачи
1.2 Выбор вида сопряжения, зубьев колес передачи
1.3 Выбор показателей для контроля червячного колеса
2. Расчет и нормирование точностей гладких цилиндрических
соединений
2.1 Расчет и выбор посадок разъемного неподвижного
соединения с дополнительным креплением
2.2 Расчет калибров
2.2.1 Расчет калибров-пробок
2.2.2 Расчет калибров скоб
2.3 Расчет и выбор посадок подшипников качения
2.3.1 Расчет и выбор посадок подшипников качения на
вал и корпус
2.3.2 Определение требований к посадочным поверхностям
вала и отверстия корпуса
3. Расчет допусков размеров входящих в размерную цепь
Список использованных источников
Введение
Качество и эффективность действия
выпускаемых машин и приборов находятся в прямой зависимости от точности их
изготовления при надлежащей постановке контроля деталей с помощью технических
измерений.
Точность и ее контроль служат исходной
предпосылкой важнейшего свойства совокупности изделий – взаимозаменяемости,
определяющей в значительной мере технико-экономический эффект, получаемый при
эксплуатации современных технических устройств.
В данной области широко развита
стандартизация, одной из важнейших целей которой является улучшение качества
продукции, ее способность удовлетворять возрастающие требования народного
хозяйства и новой техники, а также растущие потребности населения. Поэтому
комплекс глубоких знаний и определенных навыков в области точности,
взаимозаменяемости, стандартизации и технических измерений теперь является
необходимой составной частью профессиональной подготовки специалистов в области
машиностроения и приборостроения.
1. Расчет и
нормирования точности червячной передачи
1.1 Выбор степеней точности
червячной передачи
Исходные данные:
Коэффициент диаметра червяка q=6,3
Число зубьев колеса =60;
Модуль =6
мм;
Делительный диаметр =360 ;
Окружная скорость =0,8
;
Передаточное число u=30;
Ширина венца зубчатого колеса b=37мм;
Межосевое расстояние =198,9 мм.
Система допусков червячных передач (ГОСТ
3675-81) устанавливает 12 степеней точности червячных колес.
Степень точности проектируемого червячного
колеса устанавливается в зависимости от окружной скорости колеса. По ГОСТ
3675-81 исходя из =0,8 ,
для червячных колес выбираем 9–ую степень точности по норме плавности.
Используя принцип комбинирования норм по
различным степеням, назначаем 9–ую степень точности по кинематической норме и
8-ую по норме полноты контакта.
1.2 Выбор вида сопряжения,
зубьев колеса в передаче
Вид сопряжения в передаче выбирается по
величине гарантируемого бокового зазора.
Боковой зазор – это зазор, между
нерабочими профилями зубьев который необходим для смазки, компенсации
погрешности при изготовлении, при сборке и для компенсации изменения размеров
от температурных деформаций.
Величину бокового зазора необходимую для
размещения слоя смазки ориентировочно можно определить по зависимости:
Jnmin =0,01*m=0,01*6=0,06 ;
По рассчитанной величине = 0,06 мм в зависимости от межосевого
расстояния =198,9 мм из таблицы 17 ГОСТ 3675-81
выбираем вид сопряжения – D причем, выполняется условие:
Jnmin т=0,072 мм > Jnmin
p = 0,06мм.
Тогда обозначение зубчатого колеса будет
иметь вид:
9–9–8–D ГОСТ 3675-81.
1.3
Выбор показателей для контроля
червячного колеса
Выбор показателей, для контроля червячного
колеса с Z =60 проводится согласно ГОСТ 3675-81.
Средства для контроля показателей выбираем
по таблице 5 [с.400–405,5]. Результаты выбора показателей допуска на них и
средств контроля сводим в таблицу 1.
Таблица 1–Показатели и приборы для
контроля червячного колеса.
Нормы точности
|
Наименование и условное обозначение
контролируемого параметра
|
Условное обозначение и численное
значение допуска
|
Наименование и модель прибора
|
1 Кинематическая
норма
|
колебание
измерительного межосевого расстояния за один оборот колеса
|
125
|
Межцентромер
МЦ-400Б
|
2 Норма плавности
|
колебание
измерительного межосевого расстояния на один зуб
|
50
|
Межцентромер
МЦ-400Б
|
3 Норма полноты контакта
|
Суммарное пятно контакта:
по высоте зуба
по длин зуба
|
55%
|
Контрольно обкатный станок
|
4 Норма бокового зазора
|
–толщина витка червяка по хорде
допуск
на толщину витка червяка по хорде
|
135
75 мкм
210 мкм
110
мкм
|
Зубомер хордовый
ЗИМ-16
|
Допуск на радиальное биение поверхности
вершин находятся по зависимости: Fda=0,1*m=0,1*6=0,6мм;
допуск на торцовое биение:
Ft=Fв*d/100=0,032*360/100=0,125мм,
где -
допуск на погрешность направления зуба;
делительный диаметр ;
2. Расчет и
нормирование точности гладких цилиндрических соединений
2.1 Расчет и выбор посадок разъемного
неподвижного соединения с дополнительным креплением
Исходные данные:
Точность червячного колеса 9–9–8–D
ГОСТ 3675-81;
Номинальный диаметр соединения d=120мм;
Ширина шпоночного паза b=32мм;
Число зубьев колеса Z=60;
Модуль m=6 мм;
Допуск на радиальное биение зубчатого
венца Fr=90 мкм .
Соединение червячного колеса с валом
редуктора дополнительным креплением при помощи шпонки является разъемным,
неподвижным соединением, образованным переходной посадкой. Расчет разъемных
соединений образованных переходными посадками производится исходя из условий:
1 – обеспечение высокой точности
центрирования червячного колеса на валу;
2 – обеспечение легкой сборки и разборки
соединений.
Сочетание этих двух условий возможно лишь
при небольших натягах или зазорах в соединениях.
Хорошее центрирование червячного колеса на
валу необходимо для обеспечения высокой кинематической точности передачи,
ограничения динамических нагрузок и т.д. Известно, что наличие зазора в
сопряжении вызванного за счет одностороннего смещения вала в отверстии вызывает
появление радиального биения зубчатого венца колеса, определяющего
кинематическую точность.
В этом случае наибольший допускаемый зазор
обеспечивающий первое условие может быть определен по формуле:
Smax < Fr /Kt = 90/3 = 30 мкм, где
– коэффициент запаса
точности, принимаем , допуск
на радиальное биение зубчатого колеса Fr = 90 мкм.
Возможный наибольший натяг в соединении
рассчитываем по формуле:
;
где аргумент
функции Лапласа, который определяется по его значению
;
где вероятность
получения зазора в соединении при 9–ой степени точности по кинематической норме
точности , тогда . По
таблице [4] находим :
Nmax = 30* (3+0,54)/(3-0,54)=43,17 мкм.
По номинальному значению соединения d=120
мм, Nmaxрас=43,17 мкм,
Smaxрас=30 мкм,
по ГОСТ 25347-82 выбираем переходную посадку
Ø120 (H7/m6).
Параметры выбранной посадки не превышают
расчетных т.е.
Smaxтаб=22 мкм
< Smaxрас=30 мкм
;
Nmaxтаб=35 мкм
< Nmaxрас=43,17
мкм.
Причем выполняются требования ГОСТа по
соответствующей степени точности червячного колеса, точности отверстия (таблица
2.2, [3]).
Для обеспечения неподвижности червячного
колеса с валом применяется призматическая шпонка. Работоспособность шпоночного
соединения определяется точностями посадки по ширине шпонки (паза) .
ГОСТ 2135-82 предусматривает посадки
образующие нормальное, плотное и свободное соединение шпонок с пазами вала и
втулки в системе основного вала. Принимаем плотный тип соединения. Для плотного
соединения установлены поля допусков ширины для
паза на валу Р9 и для паза во втулке h9. Предельные отклонения указанных
полей допусков соответствует ГОСТ 25347–82, шпонка, как основной вал, имеет
поле допуска . В этом случае посадка в соединении со
шпоночным пазом вала будет 32(Р9/h9) и с пазом втулки 32(Р9/h9) .
2.2 Расчет калибров
2.2.1 Расчет калибров–пробок
Исходные данные:
Отверстие Ø120
H7+0,035 ;
Максимальный предельный диаметр отверстия:
Dmax=120,035 мм;
Минимальный предельный диаметр отверстия:
Dmin=120 мм .
Калибры для контроля отверстий называется
пробкой. Калибры изготавливаются комплектом из проходного ПР и непроходного НЕ
калибра. При контроле деталей калибрами она признается годной, если проходной
калибр проходит, а непроходной не проходит через проверяемую поверхность.
Допуски на изготовление калибров нормируются по ГОСТ 24853-81.
Для определения придельных и
исполнительных размеров пробок из таблицы указанного стандарта находятся
численные значения параметров
где допуск
на изготовление калибра
координата середины
поля допуска проходной пробки
координата
определяющая границу износа проходной пробки
H=6 мкм=0,006 мм;
z=5 мкм=0,005 мм;
y=4 мкм=0,004 мм.
Определяем предельные и исполнительные
размеры пробок ПР и НЕ.
Dmax пр = Dmin + z + H/2 = 120 + 0,005+
0,006/2 = 120,008 мм;
Dmin пр = Dmax + z - H/2 = 120,035 +
0,005 - 0,006/2 = 120,037 мм;
Dпр изн = Dmin – y = 120 –0,004 = 119,996
мм;
Dпр исп = Dmax пр (-H) = 120,008-0,006
мм;
Dmax не = Dmax + H/2 = 120,035 + 0,006/2
= 120,038 мм;
Dmin не = Dmax - H/2 = 120,035 - 0,006/2
=120,032 мм;
D не исп = Dmax не (-H) = 120,037-0,006 мм.
Исходные данные:
Вал Ø120 m6(+0,013+0,035);
Максимальный предельный диаметр вала:
dmax = 120,035 мм;
Минимальный предельный диаметр вала:
dmin = 120,013 мм;
Калибры для контроля валов называются
скобами, которые также как и пробки имеют проходную и непроходную сторону.
Для определения придельных и
исполнительных размеров скобы из таблицы ГОСТ 24853-81 выписываем координаты:.
H1 = 6 мкм
= 0,006 мм;
z1 = 5 мкм
= 0,005 мм;
y=4 мкм=0,004
мм
Определяем предельные и исполнительные
размеры скобы ПР и НЕ.
dmax пр = dmax - z1 + H1/2 = 120,035 - 0,005 + 0,006/2 = 120,033 мм;
dmin пр = dmax + z1 – H1/2
= 120,035 - 0,005 - 0,006/2 = 120,027 мм;
dmax изн = dmax + y1 = 120,035+
0,004 = 120,039 мм;
dпр исп = dmin пр(+H) = 120,027+0,006
мм;
dmax не = dmin + H1/2 = 120,013
+ 0,006/2 = 120,016 мм;
dmin не = dmin – H1/2 = 120,013
- 0,003 = 120,001 мм;
dне исп = dmin не(+H) = 120,01+0,006
мм;
2.3 Расчет и выбор посадок
подшипников качения
2.3.1 Расчет и выбор посадок
подшипников качения на вал и корпус
Исходные данные:
Подшипник №7326
D = 280 мм ,
B = 58 мм ,
d = 130 мм,
r = 5 ,
Fr = 90 кН .
Вал вращается, вал сплошной, корпус
массивный, нагрузка умеренная.
Посадка внутреннего кольца с валом всегда
осуществляется в системе основного отверстия, а наружного кольца в корпус в
системе основного вала.
Выбор посадок для подшипников качения
зависит от характера нагружения колец. В подшипниковых узлах редуктора кольца
испытывают циркуляционное и местное нагружения. Внутреннее кольцо подшипника
является циркуляционно нагруженным, при котором результирующая радиальная
нагрузка воспринимается последовательно всей окружностью его дорожки качения и
передает ее всей посадочной поверхности вала.
Наружное кольцо подшипника испытывает
местное нагружение, при котором, постоянная по направлению результирующая
радиальная нагрузка воспринимается лишь ограниченным участком окружности
дорожки качения и передает ее соответствующему ограниченному участку посадочной
поверхности корпуса.
Класс точности подшипника качения для
червячной передачи выбирается в зависимости от степени точности червячной
передачи по таблице 3.6[2]. Степень тонности передачи тогда
класс точности подшипника будет 6.
Так как в изделии вращается вал,
внутреннее кольцо подшипника является циркуляционно нагруженным, наружное
кольцо соединятся с неподвижным корпусом, испытывает местное нагружение,
следовательно, внутреннее кольцо должно соединяться с валом по посадке и с
натягом, наружное с отверстием в корпусе с наибольшим зазором.
Посадку внутреннего кольца подшипника на
вал определяем по интенсивности радиальной нагрузке по выражению.
;
где радиальная
нагрузка на опору,
динамический
коэффициент посадки при умеренной нагрузке (таблица
3.8[2]). коэффициент, учитывающий степень
ослабления натяга; при сплошном вале . коэффициент, учитывающий тип подшипника
для однорядных не сдвоенных подшипников . ширина кольца подшипника . радиус фаски кольца .
Pr = (72*1*1*1)/(0,058-2*0,005)= 1500 кН/м
По рассчитанному значению и номинальному диаметру устанавливаем поле допуска на вал, по
таблице 3.7[2]-n.
Поле допуска для отверстия в корпусе
определяется в зависимости от диаметра D=280 мм
характера нагрузки и конструкции корпуса. По таблице 3.9[2] квалитет точности
для отверстия и вала устанавливается в зависимости от класса точности
подшипника, при нулевом классе точности вал обрабатывается по 6-му, а отверстие
по 7-му квалитету точности:
Ø280 H7(+0,052);
Ø130 k5(+0,003+0,021).
Придельные отклонения для колец подшипника
определяем по ГОСТ 590-89:
Ø280 L6(-0,018
);
Ø130 l6(-0,018 ).
Таким образом, посадка по внутреннему
кольцу подшипника Ø130 L6(-0,018 )/ k5(+0,003+0,021),
по наружному кольцу Ø280 H7(+0,052)/l6(-0,018
).
2.3.2 Определение требований к
посадочным поверхностям вала и отверстия в корпусе.
Требование к посадочным поверхностям вала
и отверстия определяется по ГОСТ 3325-85. Шероховатость поверхности выбирается
по таблице 3, допуски круглости и профиля продольного сечения по таблице 4,
допуск торцевого биения опорного торца вала по таблице 5.
;
;
;
;
.
3. Расчет
допусков размеров входящие в размерную цепь
Исходные данные:
Сборочный чертеж,
Исходное звено A =2-0,9 мм .
Расчет размерной цепи ведем методом регулирования.
1.
Параметры замыкающего звена:
A =2(-0,9 ); ESA =0;
EIA = - 0,9 мм;
TA =0 – (-0,8)=0,9 мм;
EC =0+(-0,8)/2= - 0,45 мм.
2.
Размерная цепь:
A5 A4
A 3 A2 A1 A
A6
3.
Номинальные значения составляющих
звеньев:
А1=10 мм ; A2=5 мм; А3=28 мм; А4=2 мм;
4.
Проверка правильности
установленных номинальных значений:
А = А6 - А1 - A2 - А3 - А4 - А5=65-10-5-28-2-18=2
мм.
5.
Предельные отклонения
составляющих звеньев:
А1=10-0,043 мм; A2=5+0,12мм;
А3=28-0,21мм;
А5=18+0,18мм;
А6=65+0,3мм.
6.
Допуски и координаты середин полей
допусков составляющих звеньев, кроме компенсирующего звена:
TА1=ESA – EIA=0 + 0,043=0,043 мм; EC1=-0,0215мм;
TA2=0,12мм; EC2=0;
TА3=0,21мм; EC3= - 0,105
мм;
TА5=0,18мм; EC5=0;
ТА6=0,3мм; EC6=0.
7.
Производственный допуск
замыкающего звена:
TA =0,043+0,12+0,21+0,18+0,3=0,853
мм.
8.
Величина компенсации:
Tk = TA – TA – Tмк = 0,853 – 0,9 – 0,04 = -0,087 мм.
9.
Координаты середины поля производственного
допуска замыкающего звена:
EC
=EC6 - EC1 - EC2 - EC3 - EC5=0
– 0+0,105 – 0 + 0,0215=0,1265мм.
10.
Величина компенсации координаты
середины поля производственного допуска замыкающего звена:
ECk = - 0,45 – 0,1265=
- 0,5765 мм.
11.
Предельные значения величины
компенсации:
ESk = ECk +
Tk/2= - 0,5765-0,087/2=-0,62 мм;
EIk = ECk -
Tk/2= - 0,5765 +0,087/2=-0,533 мм.
12.
Величина изменения координаты
середины поля допуска звена:
EC6 “
= EC6’ - EIk = 0 + 0,533 = 0,533
мм.
13.
Новые предельные отклонения звена
А6 :
ESA6”
= EC6” + TA6’
/2= 0,533 + 0,3/2 = 0,683 мм;
EIA6”
= EC6” - TA6’ /2= 0,533
- 0,3/2 = 0,383 мм
Толщина одной прокладки:
S = 0,2 мм.
14.
Число прокладок:
N = Tk / S = 0,087/ 0,2 = 0,435, принимаем Nпр = 1
Список использованных
источников
1 Зябрева Н.Н., Перельман Е.И.- Пособие к решению
задач по 5курсу “Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения”-
М.: Высшая школа, 1977,-282с.
2 Курсовое проектирование по курсу
“Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения” Методические
указания. В 2-х ч.- Могилев: ММИ, 1990.
3 Лукашенко В.А., Шадуро Р.Н. Расчет точности
механизмов. Учебное пособие по курсу “Взаимозаменяемость, стандартизация и
технические измерения” для студентов машиностроительных специальностей.
Могилев: ММИ, 1992.
4 Допуски и посадки. Справочник. В 2-х ч.- В.Д.Мягков,
М.А.Палей, А.В.Романов, В.А.Брагинский.- 6-е издание, переработанное и
дополненное – Л.: машиностроение. Ленинград. Отделение, 1982-4.1- 543с.
5 ”Взаимозаменяемость, стандартизация и технические
измерения” Методические указания./ А.И.Якушев, Л.Н.Воронцов, Н.М.Федотов-6-е
издание, переработанное и дополненное – М.: машиностроение, 1987,-352с.
6 Справочник контролера машиностроительного завода.
Допуски, посадки, линейные измерения / Виноградов А.Н. и др. Под ред. Якушева
А.И.- 3-е издание, переработанное и дополненное – М.: машиностроение,
1980,-527с.
7 ГОСТ 2.403-75 Правила выполнения чертежей
цилиндрических зубчатых колес.