Теория модернизации в современной России
Санкт-Петербургский государственный
Университет Культуры и Искусств
Факультет культурологии
Кафедра социально-культурной
деятельности
Дневное отделение
Теории модернизации в современной
России
Работу выполнила студентка
V курса 537-А группы
Климовой Екатерины
Санкт-Петербург
2010
Составной частью сложного
процесса перехода от традиционного общества к современному или индустриальному является
модернизация, содержание которой составляют изменения политической системы как
неотъемлемой составной части общего системного перехода. В процессе
политической модернизации происходит как становление новых, так и эволюция уже существующих
политических институтов, находящихся в сложном динамическом взаимодействии.[1]
При этом объективно необходимо, с одной стороны, сохранить политическую стабильность
как важное условие общественного развития в целом и, с другой стороны,
расширять возможности и формы политического участия различных слоев населения в
происходящих изменениях. Теория модернизации – одна из современных парадигм социально
- исторического знания.
Модернизацию принято
рассматривать как важнейшую составную часть более масштабного процесса
«осовременивания» общества, который включает в себя глубокие экономические,
социальные, культурные, духовные, идеологические, организационные,
технологические, демографические и другие изменения, которые в совокупности и обеспечивают
трансформацию в общество современного типа.
Как отмечает Ермаханова С.А. в своей
статье «теория модернизации: история и современность»: «В современном
отечественном обществоведении наибольшей популярностью пользуются три
социологические макротеории: формационная, цивилизационная и модернизационная.
Активное освоение последней началось относительно недавно. Остававшаяся в годы
советской власти закрытой темой, в которой видели объект критики и инструмент
для изучения развивающихся стран, негодный в силу его «порочной» идеологической
основы, сегодня теория модернизации является одной из широко изучаемых теорий в
отечественной науке»[2].
Модернизационная парадигма была
сформирована в середине ХХ века в условиях распада европейских колониальных
империй и появления большого количества «молодых наций» в Азии, Африке и
Латинской Америке. Возникнувшие первоначально в лоне университетской науки США,
теории модернизации были созданы как альтернатива коммунистической ориентации
(С. Хантингтон, Д. Эптер, др.).
Теория модернизации сложилась в рамках
особого — “прогрессистского” — стиля мышления, методология которого базируется
на предположении о том, что история движется к вершинам прогресса через
преодоление многообразия общественного устройства к единому рационально
устроенному будущему. При этом каждое отдельное человеческое сообщество идет по
пути, общему для всех, направление и ориентиры которого определяют наиболее
развитые страны.
Первоначально с помощью этой теории
описывали процессы, которые происходили в Западной Европе в новое и новейшее
время, в период перехода от аграрного общества к индустриальному. При этом
модернизация представлялась процессом, охватывающим разные стороны жизни
общества: от экономики до культуры. Например, Э. Дюркгейм под модернизацией
подразумевал переход от механической солидарности к органической, а Ч. Вебер —
от ценностно-рациональной деятельности к целерациональной.[3]
Затем модернизацию стали рассматривать
как всемирный процесс вытеснения традиционных локальных типов универсальными
формами современности. Под модернизацией стали понимать особую стадию в
развитии человечества, которая характеризуется переходом “от традиционной
цивилизации к либеральной, от общества, нацеленного на воспроизводство на
основе некоторого статичного идеала, к обществу, рассматривающему повышение
эффективности форм деятельности, развитие способностей личности к собственному саморазвитию
как основу общественной динамики” (А. Ахиезер).
Применительно к России можно
говорить, что проблема модернизации, особенно политической, приобрела особую
актуальность (научную и практическую) в связи с политическими событиями 1991г.:
распад СССР и запрет КПСС, которые явились наиболее ярким и убедительным
свидетельством глобальности и глубины перемен; а так же обнажили острую
необходимость поиска новых вариантов и направлений дальнейшего развития, выработку
более эффективных способов борьбы с кризисными явлениями, порождёнными этим переходом.
Острота и актуальность этой проблемы не спадает и по сей день, оставаясь одной из
наиболее дискутируемых тем политологической науки.
Модернизацию стали связывать с
распространением культуры “модернити”, с приверженностью западноевропейскому
рационализму, идеям индивидуальной свободы и социального равенства, либеральной
демократии и социального государства, правового государства и гражданского
общества; с ориентацией социальных субъектов на инновационные формы
деятельности как основой экономического роста и благосостояния.
Поэтому теория модернизации
представляет собой концепцию общественного развития, объясняющую процесс
прогрессивного перехода от “традиционного”, эволюционного общества к
“современному”, инновационному, который сопровождается преодолением отчуждения
человека от собственности и политической власти.
В настоящее время под органической
модернизацией (постмодернизацией) подразумевают прежде всего переход в
постсовременность, к постиндустриальному, информационному обществу.
Вторичная модернизация — это
формирование интеллектуального и политического “ответа” на вызов со стороны
более развитых стран. Неорганическая модернизация связана с распространением
культуры “модернити” под влиянием извне, со стороны стран первичной
модернизации.
Цель вторичной модернизации —
“догоняющего” развития — преодоление технико-экономической отсталости и
зависимости от передовых стран Запада. При этом неорганическая модернизация
может проходить в форме “вестернизации”, путем механического перенесения
западных социально и технологически эффективных экономических и политических
институтов в иную социокультурную среду. “Вестернизация”, как правило,
сопровождается социокультурным отторжением преобразований со стороны
социального большинства и порождает острые социально-политические проблемы,
разрешение которых происходит иногда в русле “консервативных” революций.
В России “теория модернизации” получила
воплощение в концепциях “догоняющего развития” и “перехода к современному
обществу”. Согласно этим концепциям, Россия в силу целого ряда причин внешнего
и внутреннего характера “задержалась” в своем историческом развитии по
сравнению с передовыми странами Западной Европы. Стремясь ликвидировать
“отставание” от западноевропейских стран, российское государство время от
времени прибегало к политике модернизации страны “сверху”, чем и был обусловлен
выбор путей общественного развития страны в XVIII—XX вв. как “развития
вдогонку”. Однако модернизация “сверху” в виде насильственной “вестернизации”
периодически заканчивалась катастрофическими срывами российской
государственности, а Россия оказывалась в “тупике догоняющего развития” (И.
Пантин).[5]
После распада СССР, когда
наше общество стало переосмысливать свое самостоятельно развитие, «приходится
констатировать, что первоначальный этап реформирования оказался для России
крайне неудачным», - такого мнение Аванесовой Г.А. в статье
«Культурно-ориентированная модернизация России». – «основа этой неудачи – и это
ныне можно утверждать с полным основанием – состояла с одной стороны, в
переоценке российскими реформаторами западного мира (стран Западной Европы и
США), с другой – в недооценке творческого потенциала российского общества и в
навязывании населению чувства вины за собственную культурную идентичность.»[6]
На сегодняшний день
существует несколько точек зрения на теорию модернизации в России. В современной
литературе отмечаются следующие факторы, способствовавшие возникновению этой
теории: социополитический, связанный с необходимостью изучения третьего мира,
представленного странами бывших колоний и полуколоний мира, малоизвестного
Западу и малоизученного социальными науками того времени, за исключением
этнографов (Б.С.Старостин). Известные американские востоковеды и политические
деятели отмечали важность исследования политических и социальных процессов,
идущих в странах Азии. Рейшауер прямо писал о гибельном для США незнании
народов Азии, их образа жизни и, что важнее, образа мышления. Второй фактор
отмечается как информационно-политический, включающий в себя не только сбор
информации о странах третьего мира, но и выработку практических рекомендаций
для соответствующих ведомств США и их союзников. Третий фактор –
идеологический, т.е. создание теории модернизации в качестве альтернативы
социализму. Несколько позже видный американский обществовед и политический
деятель С. Хантингтон скажет, что США заинтересованы в более стабильном мире в
политическом смысле, но не менее зависимым от них в экономическом плане.
Четвертый фактор Б.Старостин отмечает как теоретический, который состоял в том,
чтобы выработать для западной общественной науки оптимистическую парадигму
исторического развития, отличную от той, что была популярна между двумя
мировыми войнами – от концепции кризиса и «заката» западного мира,
представленных именами Освальда Шпенглера, Арнольда Тойнби, Питирима Сорокина,
Карла Ясперса и других. Все эти концепции были далеки от оптимистического
взгляда на исторический процесс и отрицали прогресс как таковой. Необходима
была альтернатива данному, которая могла бы преодолеть социальный пессимизм,
дать оптимистическое видение будущего не только в чисто прагматическом, но и в
общетеоретическом плане.[7]
Термин «Модернизация» в переводе с
английского означает «осовременивание». Существуют различные интерпретации понятия модернизации. П.
Штомпка выделяет три значения данного понятия. Согласно его мнению, в первом,
общем смысле, модернизация – это синоним всех прогрессивных социальных
изменений, когда общество движется вперед. В этом смысле выход из пещер и
строительство первых укрытий, столь же явный пример модернизации, как и приход
автомобилей на смену лошадиным повозкам или компьютеров на смену пишущим
машинкам. Однако он считает, что применительно к теории модернизации ближе
следующие две интерпретации данного понятия: в первом смысле понятие
«модернизации» тождественно понятию «современности» и означает комплекс
социальных, политических, экономических, культурных и интеллектуальных
трансформаций, происходивших на Западе с XVI-го века и достигших своего апогея в XIX-XX веках. Сюда включаются процессы индустриализации,
урбанизации, рационализации, бюрократизации, демократизации, доминирующего
влияния капитализма, распространения индивидуализма и мотивации успеха,
утверждения разума и науки и т.д. Модернизация в этом смысле означает
достижение современности, «процесс превращения традиционного, или
дотехнологического общества, по мере его трансформации, в общество для которого
характерны машинная технология, рациональные и секулярные отношения, а также
высоко дифференцированные социальные структуры. Классические социологические работы по модернизации в этом смысле
принадлежат Конту, Спенсеру, Марксу, Веберу, Дюркгейму и Теннису.
Во втором смысле термин
«модернизация» относится к отсталым или слаборазвитым обществам и описывает их
усилия, направленные на то, чтобы догнать ведущие, наиболее развитые страны,
которые сосуществуют с ними в одном историческом времени, в рамках единого
глобального общества. Другими словами, в таком случае понятие «модернизация»
описывает движение от периферии к центру современного общества. В самом общем
виде модернизация характеризуется как общественно-исторический процесс, в ходе
которого традиционные общества становятся прогрессивными, индустриально
развитыми.
С момента появления по настоящее
время теория модернизации эволюционировала и прошла ряд этапов. Период
популярности этой теории в их классическом, первоначальном виде приходится на
50-е и середину 60-х гг. прошлого столетия в связи с работами М.Леви, Э.
Хагена, Т. Парсонса, Ш. Эйзенштадта, Д. Эптера и др. Основополагающими
категориями в теориях модернизации стали понятия «традиция» («традиционное
общество») и «современность» («современное общество»). Суть этой теории на
начальных этапах ее формирования сводилась к трактовке эти категорий как абсолютных
противоположностей. Модернизацию представляли как процесс вытеснения традиции
современностью, или восходящего развития от традиционного общества к
современному. В первоначальных теориях модернизации процесс перехода от
традиционного общества к современному характеризовался как:
- революционный, т.е. считалось, что
переход от традиции к современности требует коренных, радикальных изменений в
моделях социальной жизни;
- сложный, т.е. включает изменения во
всех без исключения областях человеческой мысли и поведения;
- системный, т.е. изменения в одной
сфере обязательно вызывает изменения и в остальных сферах;
- глобальный, т.е. зародившись в
Европе XV-XVI вв., с течением времени охватил все страны мира;-
- длительный, т.е. имеет
протяженность во времени, причем темпы этого процесса ускоряются;
- поэтапный; порождающий сближение
общественных систем: поскольку современные общества в отличие от разнотипных
традиционных имеют целый ряд однотипных характеристик, постольку и продвижение
традиционных обществ к современности будет сопровождаться нивелированием их
культурных систем;
- необратимый: считалось, что
направление изменений для всех типов общество будет одним и тем же;
- прогрессивный, т.е. способствует
улучшению материального и культурного благосостояния человека и т.д.
В конце 50-х, а особенно начиная с
середины 60-х гг. стала нарастать критика ранних теорий модернизации, которая
постепенно подорвала большинство положений, выдвигавшихся в них. Главным
фокусом этой критики стала неспособность объяснить разнообразие переходных
обществ, присущей им внутренней динамики, а также возможности самостоятельного
развития современных дифференцированных политических и экономических
комплексов.
В первой половине 60-х гг. был
опубликован ряд страноведческих социологических и политологических
исследований, посвященных различным аспектам модернизации в странах Востока. В
числе работ необходимо назвать исследования К. Гирца, М.Зингера, М.Леви,
Д.Эптера и др. Важным соображением, существенно обогатившим научные представления
того периода, стал тезис о системной жизнеспособности так называемых переходных
систем. Традиция под напором сил современности не сдавала своих позиций, как
того ожидали; она обнаружила значительные адаптивные способности, порождая
специфически национальные формы модернизации. Подтверждению этой мысли
послужили работы Ф. Риггса, М.Зингера, Д.Левина, К.Гирца, показавших каким
образом традиционные институты и социальные группы, реорганизуясь, эффективно
приспосабливаются к изменяющимся условиям.
В 60-70-х гг. продолжается критика
идеи модернизации как с эмпирической точки зрения, поскольку многие ее
утверждения противоречили очевидным историческим фактам. Критики указывали на
ошибочность прямого противопоставления традиции и современности и приводили примеры
преимуществ в некоторых областях. Не только современные общества включают в
себя многие традиционные элементы, но и традиционные общества, в свою очередь,
нередко обладают такими чертами, которые обычно считаются современными. Кроме
того, модернизация способна усиливать традицию (С. Хантингтон, З. Бауман).
Традиционные символы и формы лидерства могут оказаться жизненно важной частью
ценностной системы, на которой основывается модернизация (Дж. Гасфилд). Была
поставлена под сомнение и строгая последовательность стадий модернизации: «Те,
что пришли позднее, могут быстро модернизироваться благодаря революционным
средствам, а также опыту и технологиям, которые они заимствуют у своих
предшественников. Таким образом, весь процесс может быть сокращен. Предположение
о строгой последовательности фаз (предварительное состояние, начальная фаза,
переход к зрелости и т.п.), которые должны пройти все общества, похоже
ошибочно» (С. Хантингтон, Д. Белл).[8]
Таким образом, теория модернизации с
80-х гг. возрождается вновь. Интерес к ней усиливается с распадом
коммунистического блока и переходом их на капиталистический путь развития. В
ответ на призыв возродить исследования модернизации (Ш. Эйзенштадт, М. Леви)
были выдвинуты «теории неомодернизации» (Э. Тирикьян), «теории
постмодернизации» (Дж. Александер), теории экологической модернизации (Э. Гидденс,
У. Бек).
С точки зрения неомодернизации,
модернизация рассматривается как исторически ограниченный процесс,
узаконивающий институты и ценности современности: демократию, рынок,
образование, разумное администрирование, самодисциплину, трудовую этику и т.д.
По мнению ученых, постмодернизация
предусматривает отказ от акцента на экономическую эффективность,
бюрократические структуры власти и научный рационализм, которые были характерны
для модернизации, и знаменует переход к более гуманному обществу, где
самостоятельности, многообразию и самовыражению личности предоставляется
большой простор.
Немаловажное место в изучении теории
модернизации имеет теория экологической модернизации, которая зародилась в 80-х
гг. и развивается в настоящее время в западной науке в рамках
социально-экологической традиции. На постсоветском пространстве данная теория представлена
работами О.Яницкого и И.Кулясова. Данная теория ставит целью понять и
интерпретировать, как модернистское индустриальное общество справляется с
экологическим кризисом.
С момента возникновения теории
модернизации в ее рамках попытались объединиться представители самых разных
наук - социологи, экономисты, этнологи, политологи, социальные психологи,
экологи. Именно такой союз позволил этой теории стать весьма влиятельным
направлением общественно-теоретической мысли.
Попытаемся выделить ряд
критериев модернизации в различных отраслях общественной жизни. В социальной
сфере базовой социальной единицей все в большей степени становится индивид, а
не группа. Происходят:
дифференциация – передача
отдельных функций, ранее принадлежавших семье, специализированным социальным
институтам;
формализация – подход к
социальным институтам как действующим на основе абстрактных и универсальных
законов и правил, предполагающий доминирующую позицию науки и экспертов;
разделение сфер частной и
общественной жизни;
ослабление родственных
уз;
рост профессиональной
специализации;
рост формального
образования, улучшение качества жизни;
в демографическом плане -
снижение рождаемости, увеличение продолжения жизни, рост численности городского
населения и сокращение сельского.
В экономической сфере –
технологическое развитие, основанное на использовании научного (рационального)
знания, появление вторичного (индустрия, торговля) и третичного (услуги)
секторов хозяйства, углубление общественного и технического разделения труда,
развитие рынков товаров, денег и труда, обеспечение устойчивого экономического
роста.
В политической сфере –
образование централизованных государств; разделение властей; возрастание
политической активности масс; формирование, развитие и распространение
современных институтов и практик, а также современной политической структуры.
В духовной области происходят
изменения в ценностных ориентациях социальных групп, возникает необходимость
освоения новых ценностей, соответствующих современным реалиям, секуляризация
образования и распространение грамотности, многообразие течений в философии и
науке, религиозный плюрализм, развитие средств распространения информации,
приобщение крупных групп населения к достижениям культуры.
Опыт модернизирующихся
стран показал, что институты и практики могут как соответствовать современным
западным моделям, так и отличаться от них. Таким образом, под современными
политическими институтами следует понимать не слепок с политических институтов
стран развитой демократии, а те политические институты и практики, которые в
наибольшей степени способны обеспечивать адекватное реагирование и
приспособление политической системы к изменяющимся условиям и вызовам
современности.
Модернизация современной России не
предполагает превращения ее в Запад. Во-первых, потому, что западный путь
уникален, он осуществляется в определенном регионе, в конкретно-исторических
Условиях, в специфической социокультурной среде. Во-вторых, потому что
евразийское “тело” (геополитическое положение культура) отталкивает Россию от
Европы. Поэтому Россия вынуждена прибегать к частичной модернизации, всегда
сохраняющей ее собственную сущность или цивилизационную идентичность. [9]
По мнению В.А. и А.В. Кулинченко процесс
модернизации на сегодняшний день неоднозначно упрощается и искажается. Примером
подобного упрощения является сведение модернизации в России к вестернизации,
т.е. простому заимствованию западных моделей политического развития. В
литературе получило распространение представление о политической модернизации
как об импортировании новых социальных ролей и политических институтов,
сформировавшихся в рамках западных демократий. Модернизация выступает как путь
к процветанию, судить о котором в настоящий момент могут лишь сами
«процветающие».[10]
Подобные схемы и подходы создают
преграды для науки, направляя ее по неперспективному пути. В результате
отечественные ученые тратят немало сил и времени на то, чтобы выяснить, почему
у нас «не вполне получаются» демократические преобразования по западным
моделям, в чем именно состоит наше «фатальное» отставание от запада и как его
преодолеть. Вступая в этот путь, исследователи искусственно ограничивают себя
анализом проблем нашего действительного (или мнимого) несовершенства, ставя
Россию в ряд стран второй (если не третьей) волны модернизации, которая
осуществляется под жестким контролем со стороны стран-эталонов, в первую
очередь США.[11]
Географически “вторая” Европа
включает в себя Россию, бывшие европейские республики СССР и коммунистические
страны, а также “евразийскую” Турцию. Все эти страны пытаются догнать “первую”
Европу. Теоретически “вторая Европа” — это “второй эшелон” западноевропейского
развития. Страны “второй Европы” в социально-экономическом, политическом и
культурном смысле не являются Западом. Все они представляют собой осколки
распавшихся в разное время империй. Модернизация России отличается от
индустриальных стран, например, Юго-Восточной и Южной Азии, которая носила
инновационно-мобилизационный характер. В процессе модернизации здесь ставились
две цели:
1) войти в мировое сообщество как развитый,
конкурентоспособный регион;
2) остаться самими собой, т.е.
сохранить свою цивилизационную идентичность.
Сможет ли современная Россия как страна
“второй” Европы в ближайшей перспективе стать Западом. Многие ученые сходятся
во мнении, что нет, даже при использовании “силовых” методов “модернизации”.
Для этого ей придется изменить свою идентичность и прежде всего социокультурную
специфику большинства населения, на что потребуется много времени, а за этот
срок Запад уйдет вперед[12].
Использованная литература
1.
Аванесова Г.А.
«Культурно-ориентированная модернизация России» // Социально-гуманитарные
знания, 2000, №4, с.42-54
2.
Глобализация.
Модернизация. Россия (круглый стол) // Политические исследования, 2003, №2,
с.34-53
3. Ермаханова С.А. «Теория модернизации: история и современность» //www.econom.nsc.ru
4.
Кулинченко В.А.,
Кулинченко А.В. «О духовно-культурных основаниях модернизации России» //
Политические исследования, 2003, №2, с.150-157
5.
Ланцов С.А.
«Теория политической модернизации и становление парламентской демократии в
России» // Правоведение, №4-5, 1995.
6.
Модернизация
России: научные и образовательные проблемы, - уч. пособие, под ред. Проф. О.Н. Яницкого,
М., 2008, 50 с.
7.
Побережников И.В.
«Модернизация: теоретические и методологические проблемы» // [1] Ланцов С.А. – Теория политической модернизации и становление парламентской демократии в России// Правоведение, №4-5, 1995, стр.13.
[2] www. econom.nsc.ru
[3] Поляков Л.В., Федотова
В.Г. «Россия в зеркале политологии» // [4] Поляков Л.В., Федотова
В.Г. «Россия в зеркале политологии» // [5] Там же
[6] Аванесова Г.А.
«Культурно-ориентированная модернизация России» // Социально-гуманитарные
знания, 2000, №4, с.42
[7] Ермаханова С.А. «Теория модернизации: история и современность» //www.econom.nsc.ru
[8] Ермаханова С.А. «Теория
модернизации: история и современность» //www.econom.nsc.ru
[9] Поляков Л.В., Федотова
В.Г. «Россия в зеркале политологии» // [10] Кулинченко В.А.,
Кулинченко А.В. «О духовно-культурных основаниях модернизации России» //
Политические исследования, 2003, №2, с.150
[12] Поляков Л.В., Федотова
В.Г. «Россия в зеркале политологии» // http://www.iu.ru/biblio/archive/noname_ruzerp/ec1.aspx