Развитие Великобритании в 20 - начале XXI вв.
В начале 60-х годов несколько усилились позиции
Лейбористской партии, и на парламентских выборах в октябре 1964 г. лейбористы
одержали победу. Первые итоги правления лейбористов показали, что правительство
Вильсона не собирается проводить каких-либо коренных преобразований для
расширения стоящих перед страной проблем. Как и правительство Эттли, оно хочет
доказать, что может управлять капиталистической Англией лучше, чем консерваторы.
31 марта 1966 г., лейбористы провели новые парламентские выборы, которые
обеспечили им значительный перевес в количестве мандатов. Итоги выборов создали
благоприятные условия для усиления давления масс на правящую партию в целях
осуществления требований населения в проведении социальных и политических
реформ.
Парламент принял закон о национализации сталелитейной
промышленности. По своему характеру эта национализация не отличалась от той,
которая была проведена правительством Эттли после второй мировой войны.
В начале 70-х годов Великобританию стали рассматривать как
главного "больного" Европы. Казалось, ничто не может вернуть ей
былого престижа: ни открытие богатых месторождений нефти в Северном море, ни
победа в чемпионате мира по футболу в 1966 году, ни всемирная слава "Битлз"
и "Роллинг стоунз".
Среди консерваторов усилилось влияние сторонников развития
частного предпринимательства и свертывания государственного вмешательства в
экономику. В 1975 г. председатель партии консерваторов - Маргарет Тэтчер - стала
лидером. На парламентских выборах 1979 года избиратели отдали предпочтение
консерваторам, и Тэтчер стала премьер-министром и оставалась на этом посту 11
лет, больше чем кто-либо другой в ХХ веке. Считают, что причиной этому
послужила идеологическая пропаганда консервативной партии. Консерваторы
воззвали к "истинным ценностям британского общества", среди которых
назвали трудолюбие и бережливость, самостоятельность и стремление к
индивидуальному успеху, уважение закона, религии, устоев семьи, содействие
сохранению и приумножению национального величия Британии.
Возрождение частного предпринимательства стало главным
направлением внутренней политики. Для этого были предприняты решительные шаги
по сокращению государственного регулирования экономики. Налоги снижены. Бизнесу
стало разрешено действовать в национализированных отраслях. Правительство
открыто готовилось к приватизации этих отраслей. Одновременно было ужесточено
трудовое законодательство, ограничена стачечная активность профсоюзов.
В 90-гг. правительство возглавил лейборист. Правда, Тони
Блер не стал кардинально менять прежний экономический курс правительств
консерваторов Маргарет Тэтчер и Джона Мейджора. В новых условиях Великобритания
имеет высокоэффективную модель рынка труда, что обеспечивает достаточно высокий
уровень занятости. Уровень безработицы в стране примерно вдвое ниже, чем в
Германии или Франции. Государство, не вмешиваясь в регулирование рынка труда,
активно стимулирует создание новых рабочих мест в частном секторе экономики.
Лейбористское руководство существенно изменило программу
партии, отбросив традиционно социалистические принципы, но заимствовав ряд
тезисов как у консерваторов, так и у социал-демократов. Лейбористы в течение
1997-2001 гг. отстаивали и последовательно проводили в жизнь курс на развитие
рыночной экономики и многообразие форм собственности, оставив в прошлом свою
ориентацию на сплошную национализацию промышленности.
По сути, Тони Блэр стал родоначальником новой идеологии
Лейбористской партии - идеологии неолиберализма (нового либерализма). Лейбористы
приняли вызов меняющегося буквально на глазах мира и сумели сформировать
адекватную этим изменениям внутреннюю политику.
Серьезных успехов добилось правительство лейбористов в
социально-экономической сфере. Самым главным из них стало то, что впервые при
их правлении страна избежала экономического кризиса. Кроме того, в Британии
были зафиксированы самый низкий за 30 лет уровень инфляции и самый низкий за 16
лет процент безработных. Английский фунт в течение этих 4 лет неизменно рос так
же, как и ВВП.
Был заметен ощутимый прогресс в сферах здравоохранения и образования,
которые британские избиратели в списке приоритетов ставят даже выше экономики. С
помощью созданной лейбористами системы "национальной службы
здравоохранения" удалось оказать бесплатную медицинскую помощь 3,5 млн
малоимущих британцев. Заметно вырос уровень образованности британской молодежи -
заработала программа расширения сети бесплатных школ.
Блэр отважился на проведение конституционной реформы. Одним
из направлений реформы явилось предоставление большей автономии Шотландии и
Уэльсу, а также основным регионам самой Англии. Вопрос о шотландском парламенте
и Ассамблее в Уэльсе был решен в сентябре 1997 г. в ходе референдумов. В 1999 г.
были проведены выборы в эти новые представительские органы.
Премьер-министр впервые посягнул на "святая святых"
- Палату лордов. Он инициировал реформу о лишении ее членов наследственного
статуса и о постепенном превращении верхней палаты парламента в орган,
представляющий всех избирателей. Осенью 2001 г. правительство Блэра
обнародовало проект, согласно которому часть Палаты лордов должна избираться, а
другая - назначаться королевой по представлению правительства и оппозиции. Неясной
оставалась лишь пропорция.
7 июня 2001 г. на всеобщих парламентских выборах в Палату
общин вновь победила Лейбористская партия, за которую проголосовало 42%
избирателей. Консервативная партия получила 32,7% голосов, а либеральных
демократов поддержало 18,8% избирателей. Впервые за последние 100 лет в
Британии правящая партия шла на второй срок с таким высоким рейтингом.
Премьер-министр Тони Блэр в предвыборной программе главное
внимание сосредоточил на социальных вопросах. Образование и здравоохранение
являлись главными козырями лейбористов, с которыми они выиграли с большим
преимуществом выборы 1997 г. За прошедшие 4 года на эти важнейшие сферы были
затрачены огромные бюджетные средства. И хотя нерешенных проблем здесь еще
достаточно много, движение вперед очевидно.
Одними из наиболее острых в предвыборной борьбе были
вопросы, связанные с иммиграцией. Консерваторы обвиняли лейбористов в "мягкотелости"
за то, что Британия приобрела имидж страны, легкодоступной для нелегальной
иммиграции. Лейбористы же быстро сориентировались и развернули кампанию по
обвинению консерваторов в расизме. В результате - лидерам тори пришлось
оправдываться и доказывать свою "нерасистскую" сущность.
Значительно обострилась проблема иммиграции и иммигрантов. В
конце мая 2001 г. в одном из северных городков Великобритании, Олдеме, прошли
самые ожесточенные за последние 15 лет столкновения на расовой почве между
белой молодежью и выходцами из африканских и азиатских стран. Позже подобные
события повторились и в ряде других городов.
В последнее время негативное отношение к иммигрантам имеет
тенденцию все более широкого распространения среди граждан Великобритании. Согласно
опросам специальной комиссии ЕС, проведенным в начале 2002 г., 22% британцев
считали, что иммигрантов нужно в обязательном порядке возвращать на родину. Только
10% британцев полагали, что африканцы, азиаты и латиноамериканцы могут внести
свой вклад в культуру их страны.
Проблема интеграции иммигрантов стала особенно актуальной
после трагических событий 11 сентября 2001 г. в США. Однако Великобритания, как
и другие страны Западной Европы, пока не готова отказаться от выгод иммиграции,
основной поток которой сейчас идет из исламских стран (дешевая рабочая сила,
готовая занять не престижные рабочие места и решить проблему старения местного
населения), но и не может найти оптимальные пути ассимиляции представителей
чужой культуры, сохраняя при этом традиционный уклад своего общества.
Среди других социальных проблем современной Великобритании
называют быстро растущий разрыв в доходах между наиболее богатыми слоями
общества и тех британцев, которые находятся внизу этой своеобразной
иерархической лестницы. В стране периодически возникают серьезные конфликты
между работодателями и наемными работниками. Например, в январе 2002 г. в
Лондоне проводились двухдневные забастовки работников общественного и
железнодорожного транспорта, которые фактически парализовали транспортную
систему юго-востока страны. Их участники добивались улучшения оплаты труда.
Британское правительство, сделав выводы из уроков истории,
приняло необходимые для разрешения конфликта меры. Памятуя о нанесенном
забастовками в 1970-е гг. ущербе экономике страны, Тони Блэр в опубликованном в
прессе специальном интервью предостерег от возврата к конфронтации в духе
каменного века и предложил поиск компромиссов.
В апреле 1998 г. при посредничестве США был подписан
трехсторонний мирный договор по Северной Ирландии. Им восстанавливался статус
политической автономии Ольстера. Национальная ассамблея Северной Ирландии (парламент),
в отличие от прежнего Стормонта, должна была работать по правилам "обоюдного
согласия", то есть для принятия любого решения требовалось одобрение
депутатов, представляющих и католическую, и протестанскую общины. Ирландия
обязывалась отказаться от притязаний на Ольстер, а британское правительство
соглашалось на образование общеирландских местных органов самоуправления с
ограниченными полномочиями (практическое решение этого вопроса переходило в
сферу полномочий Национальной ассамблеи Северной Ирландии).
Мирный договор был утвержден на референдуме 28 мая 1998 г. В
Ольстере "за" высказались 71% избирателей, в Ирландии - 94%.
Постепенно обстановка начала стабилизироваться. В 2000 г. британское
правительство отказалось от нового ввода в Ольстер спецподразделений, но
ужесточило антитеррористическое законодательство.
В начале XXI века Ирландская республиканская армия (ИРА) -
тайная военизированная организация католиков Северной Ирландии - приняла
решение сложить оружие, а британская армия начала демонтаж наблюдательных
постов, расположенных в католических районах.
Властям в Северной Ирландии придется приложить немало
усилий, чтобы привлечь на свою сторону протестантов. А последние лишь
незначительным большинством поддерживают соглашение 1998 г. о паритетном
представительстве в органах власти (в отличие от католиков, из которых за
соглашение выступают более 90%). Это соглашение должно положить конец более чем
30-летней гражданской войне в Ольстере.
Однако в последнее время активизировались протестанты-подростки,
которые терроризируют своих сверстников-католиков в их школах. Не отказался от
политики террора и ряд военизированных организаций протестантов. Отдельные
формирования ИРА, несмотря на неоднократные заявления руководства о прекращении
боевых действий, также берутся за оружие. Очевидно, что путь к нормализации
обстановки на многострадальной земле Северной Ирландии будет длительным и
сложным.
Главные внешнеполитические приоритеты правительства Тони
Блэра заключаются в стремлении повысить роль Великобритании как в европейских,
так и мировых делах, что означает конец того изоляционистского курса, которым
долгое время следовали консерваторы. С другой стороны, проведя предвыборную
кампанию под лозунгом "Безопасность - превыше всего", лейбористы
отменили положение своей программы о стремлении к безъядерному статусу Британии
и больше не настаивают на уменьшении военных расходов.
В настоящее время Великобритания значительно больше внимания
уделяет сотрудничеству с европейскими странами и, прежде всего, со странами
Евросоюза. Прочные торгово-экономические отношения связывают Великобританию с
Германией, Францией, Италией, Нидерландами, которые являются, наряду с США,
Канадой и Японией, основными экспортерами своей продукции в Британию и
импортерами британских товаров.
Тони Блэр огласил в мае 2001 г. предвыборные тезисы о
европейском выборе. Он сделал это в Эдинбурге, столице Шотландии, которая не
дала на прошлых выборах ни одного мандата консерваторам. Лозунгом "Поставить
Британию в сердце Европы" он убеждал избирателей в том, что Британия
принадлежит Европе и что выжить в современном мире, оставаясь гордой одиночкой,
очень проблематично.
Скандал с Профьюмо и вопрос о руководстве консервативной
партии показали, что Британия во многом осталась классовым обществом. Разрыв
между богатыми и бедными не уменьшился сколько-нибудь значительно, несмотря на
то, что страна процветала. Еще более разительными были социальные и культурные
различия классов. Для большинства граждан образование ограничивалось средней
школой и заканчивалось в 15 лет. Лейбористская партия извлекала выгоду из этих
проблем, но всеобщие выборы в октябре 1964 не принесли убедительной победы и
лейбористы пришли к власти с преимуществом всего в три места. Премьер-министр
Вильсон приступил к повторной национализации сталелитейной промышленности и
отменил налог на лекарства, из-за которого он и Бивен ушли в отставку в 1951. В
марте 1966 лейбористы завоевали впечатляющее большинство в 97 мест.
В 1966 Вильсон увенчал два десятилетия деколонизации
упразднением министерства колоний. Внезапно возникли трудности с Родезией,
одной из немногих оставшихся колоний. В ответ на требования об уступках черному
большинству правительство белых колонистов во главе с премьер-министром Яном
Смитом в 1965 провозгласило независимость Родезии. Вильсон еще большее
восстановил против себя левое крыло партии своей неизменной, хотя и
непопулярной поддержкой американской политики во Вьетнаме. Но его репутация
более всего пострадала из-за неспособности лейбористов выполнить свои обещания
и модернизировать общество; причиной неудачи стала необходимость выплаты
огромной внешней задолженности. Правительство временно повысило налог на
импортные товары и призвало население к ограничению роста заработной платы и
прибыли. Не решил проблемы и обязательный контроль, навязанный в 1966 ценой
определенных уступок профсоюзам. Вильсон решил обратиться за помощью к Общему
рынку, против которого он до этого решительно выступал, однако поданная им
заявка на вступление в 1967 вызвала столь же сдержанную реакцию Франции, как и
раньше заявка Макмиллана. В 1967 прошел ряд забастовок, правительство вынуждено
было повысить транспортные тарифы из-за закрытия Суэцкого канала; в ноябре
Вильсон пошел на девальвацию фунта. Были произведены сокращения расходов в
сфере социального обеспечения, а к концу 1971 было принято решение отказаться
от почти всех военных обязательств Британии в регионе к востоку от Суэца.
Политика лейбористов не пользовалась популярностью, однако в
1969 правительство добилось положительного платежного баланса. В предчувствии
новой популярности Вильсон объявил выборы на июнь 1970 и, к собственному
удивлению и удивлению своих советников, обнаружил, что консерваторы завоевали
большинство в 30 мест в палате общин. Премьер-министром стал лидер консервативной
партии Э. Хит.
Политика Хита, направленная на борьбу с инфляцией и
стимулирование экономического роста, была так же непопулярна, как и политика
Вильсона. Хит уменьшил подоходный налог с корпораций и индивидуальных граждан,
однако стоимость потребительской корзины увеличилась. Он также провел закон,
затруднявший проведение забастовок. Хит возобновил переговоры с Общим рынком и
в июне 1971 принял условия вступления, намеченного на 1973; эти условия были
приняты парламентом в октябре 1971.
Шаги, предпринятые для подготовки Британии к вступлению в
ЕЭС, имели разнообразные последствия. Некоторые из них привели к увеличению
экспорта, особенно в страны Общего рынка. Другие резко повысили стоимость
жизни, особенно бедных слоев населения. Чтобы поднять цены на британское
продовольствие до уровня цен Общего рынка, были введены высокие пошлины на
импорт мяса и некоторых молочных продуктов. Повышение цен на продукты питания
вместе со снижением в 1971 курса фунта на 10% привели к возобновлению инфляции.
В ноябре 1972 Хит ввел строгие ограничения на повышение заработной платы и цен.
В 1973 промышленный рост приостановился в связи с резким повышением цен на
импорт сырья и топлива, особенно нефти, и Британия попала в ситуацию торгового
дефицита. Цены стремительно поползли вверх.
Среди британских рабочих росло недовольство своим
положением, и в ноябре 1973 шахтеры-угольщики, одна из самых низкооплачиваемых
групп населения, начали снижать добычу, требуя повышения заработной платы на
30-40%. Хит объявил о введении чрезвычайного положения и переходе промышленных
отраслей на трехдневную рабочую неделю в целях сбережения топлива. В феврале
1974 шахтеры начали забастовку, и Хит объявил о проведении всеобщих выборов.
На выборах лейбористская партия, обещавшая пересмотреть
условия вступления в ЕЭС, стабилизировать цены на продовольствие и отменить
введенные Хитом контроль за ростом заработной платы и закон о трудовых
отношениях, победила с незначительным перевесом, получив 301 место в палате
общин. Лидер лейбористов Г. Вильсон стал премьер-министром в первом за 45 лет
правительстве меньшинства.
Вильсон сразу же повысил на 35% заработную плату шахтерам,
после чего забастовка была прекращена. Затем он возобновил переговоры с ЕЭС,
добиваясь снижения платы за членство. Для покрытия платежного дефицита был
получен иностранный заем в размере 2,5 млрд. долларов. Повысились как прямые,
так и косвенные налоги, в связи с чем были установлены дотации к ценам на
продукты питания, смягчившие последствия инфляции для бедных слоев населения. Чтобы
обуздать инфляцию, был заключен "социальный контракт" с Британским
конгрессом тред-юнионов (БКТ), по которому правительство обещало провести
определенные одобренные БКТ меры в обмен на сдержанность БКТ в вопросе о
повышении заработной платы. На октябрь Вильсон объявил проведение новых
выборов, которые дали лейбористам абсолютное большинство мест в палате общин.
На переговорах с Общим рынком Британия получила ряд уступок,
а на референдуме 1975 большинством в две трети голосов были одобрены
окончательные условия вступления Британии в ЕЭС. Тем не менее в стране
сохранялась высокая инфляция, наблюдался быстрый рост безработицы. Для защиты
фунта правительство в своем бюджете 1975 пошло на увеличение налогов и
сокращение расходов на социальное обеспечение.
В марте 1976 Вильсон ушел в отставку с поста
премьер-министра, на котором его сменил Дж. Каллагэн, занимавший до этого пост
министра иностранных дел. Каллагэн смог продлить "социальный контракт"
с БКТ, но вскоре столкнулся с новым кризисом, связанным с резким падением в
конце года фунта до уровня ниже 1,6 $. Он был вынужден срочно взять у
Международного валютного фонда (МВФ) заем в размере 3,9 млрд. долларов на
условиях, дававших МВФ беспрецедентный контроль над бюджетом. Кроме того,
правительство потеряло большинство в парламенте и, чтобы остаться у власти,
стало опираться на второстепенные партии, включая Шотландскую и Уэльскую
национальные партии. Чтобы гарантировать поддержку националистов, Каллагэн
предложил образовать избираемые посредством прямых выборов ассамблеи в
Шотландии и Уэльсе, но когда его план был отвергнут на референдуме 1979,
представители этих партий отказались поддержать правительство. Кроме того,
профсоюзы отказались выполнять условия "социального контракта", и
зимой 1978-1979 прошли длительные и масштабные забастовки. Каллагэн вынужден
был назначить выборы на май 1979.
Исследования общественного мнения показывали, что на фоне
экономического спада и роста безработицы, достигшей более 9%, лейбористы должны
были победить на выборах 1992. Однако на выборах 9 апреля 1992 тори оставили за
собой свои 42% и завоевали парламентское большинство в 21 голос, даже несмотря
на то, что лейбористы отобрали достаточное количество голосов у либеральных
демократов (реорганизованного в 1988 альянса социал-демократов и либералов) и
получили около 40 мест, прежде принадлежавших консерваторам.
Киннок оставил пост лидера партии вскоре после выборов. Его
сменил Дж. Смит, популярный политик, чье пребывание на этом посту
ознаменовалось ослаблением влияния тред-юнионов внутри лейбористской партии. Смит
внезапно умер в мае 1994. Его преемник Тони Блэр продолжил курс лейбористов,
направленный на расширение влияния среди центристски настроенных избирателей.
Чтобы справиться с экономическим спадом, Мейджор в сентябре
1992 увеличил максимальные процентные ставки и снял ограничения на свободные
колебания курса фунта. Эти меры только усугубили спад, который все же
закончился в 1993, однако внутри самой консервативной партии разгорелась борьба
по вопросу о европейской интеграции. К этому времени ЕЭС трансформировалось в
Европейский союз (ЕС). Некоторые консерваторы, т. н. евроскептики, решительно
выступали против более тесной интеграции. В июне 1995 Мейджор, после серии
нападок со стороны членов собственной партии, демонстративно ушел с поста
лидера консерваторов, однако получил поддержку фракции консерваторов в
парламенте.
Мейджор искал решение продолжавшегося кризиса в Северной
Ирландии путем переговоров с ирландскими правительственными лидерами и с
представителями Шин фейн, политического крыла Ирландской республиканской армии
(ИРА), об одностороннем прекращении огня. В феврале 1995 Мейджор и ирландский
премьер Дж. Брутон сообщили о новых шагах по политическому урегулированию в
Северной Ирландии. Однако Мейджор настаивал на немедленном одностороннем
разоружении ИРА. Вопрос о разоружении оставался главным препятствием к
равноправному диалогу между ирландскими националистами и правительством
Мейджора. В феврале 1996 ИРА отказалась от прежнего решения о прекращении огня;
в портовом районе Лондона была взорвана бомба большой мощности, ответственность
за эту акцию взяли ирландские националисты.
Несмотря на умеренный экономический рост в середине 1990-х
годов, среди избирателей росло разочарование правительством Мейджора. К концу
1995 консервативное большинство в палате общин сократилось до 7 мест. Скандалы
на почве секса и коррупции вместе с неумелыми действиями правительства по
разрешению кризиса, связанного с "коровьим бешенством", еще больше
навредили популярности консерваторов. В декабре 1996 Мейджор и консервативная
партия утратили большинство в палате общин.
Мейджор назначил парламентские выборы на 1 мая 1997. Блэр
немедленно начал кампанию под лозунгами обновления политики лейбористов, обещая
продолжить экономическую политику правительства консерваторов, но одновременно
провести децентрализацию (деволюцию) власти в Шотландии и Уэльсе, отменить
право наследственных пэров голосовать в палате лордов, принять законы о
минимальной заработной плате и о жестких мерах против несовершеннолетних
правонарушителей. На выборах лейбористы одержали внушительную победу, получив
45% голосов и значительное большинство в79 мест в парламенте (418 против 165
мест, полученных консерваторами).