Экологическое воспитание неслышащего населения
Содержание
Введение
Глава 1. Характеристика
экологического воспитания
1.1 Формирование экологического
воспитания
1.2 Экологическое и эстетическое воспитание
1.3
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания
Глава 2. Экологическое воспитание
неслышащих людей (на примере Брянского регионального отделения ВОГ)
2.1 Характеристика Всероссийского
общества глухих
2.2 Экологическое воспитание
неслышащего населения на примере Дома культуры Всероссийского общества глухих
г. Брянска
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
экологическое воспитание
глухой
Введение
В настоящее время экологическая
проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого
общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. В
условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает
экологическое воспитание как составная часть эстетического и нравственного
воспитания человека всех возрастов и профессий. Сейчас очень много
экологических проблем не только в России, но и во всем мире. В большей мере это
происходит потому, что школа всегда очень мало уделяла внимания эстетическому,
нравственному и экологическому воспитанию учащихся.
Формирование экологического сознания
- важнейшая задача школы в настоящее время. Формирование нравственной культуры
неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности. Нужно отметить
взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: во – первых, это комплексное
воздействие на формирование отношения школьников к природе в единстве
экологических, нравственных и эстетических компонентов; во – вторых, собственно
нравственное воспитание в широком смысле в целях формирования у школьников
эстетического, экологического отношения к действительности вообще и к природе
как ее части. В совокупности оба плана осуществляются средствами “природного
содержания” учебного познания, влияния самой природной среды, конкретных
природных явлений, объектов, их материальных свойств, а так же воздействием
нравственных свойств трудовой и творческой деятельности, направленной на
природные объекты.
Природа должна быть раскрыта не
только как материальная среда человеческого существования, но и как духовная,
входящая в объекты научного и художественного познания, а так же как материя,
предмет и орудие его жизнедеятельности. Без развитой способности нравственного
восприятия невозможно целостное представление и сущностное познание природного
объекта, явления как эстетического, характерного, совершенного в своем роде.
Без этого невозможна его правильная оценка, решение определенных
познавательных, трудовых, творческих задач стоящих перед человеком.
Вопросами нравственного и
экологического воспитания занимались такие известные педагоги как И.Ф. Харламов,
О.С. Богданова, В.И. Петрова, И.А. Каиров, Л.Ф. Островская, И.Д. Зверев, А.Н.
Захлебный, Плешаков и др.
Целью работы является
изучение экологического воспитания неслышащего населения.
Объект исследования:
неслышащее население.
Предмет исследования:
экологическое воспитание неслышащего населения.
В соответствии с целью
можно выявить задачи работы:
-
дать
характеристику формированию экологического воспитания,
-
охарактеризовать
экологическое и эстетическое воспитания,
-
описать
экологическое воспитание как составную часть нравственного воспитания,
-
рассмотреть
характеристику Всероссийского общества глухих,
-
изучить
экологическое воспитание неслышащего населения на примере Домы культуры
Всероссийского общества глухих г. Брянска
Глава 1. Характеристика
экологического воспитания
1.1 Формирование экологического
воспитания
Слово «экология» и его
производные прочно вошли в наш каждодневный словарь. Обычно под «экологическим
воспитанием» понимают воспитание любви к природе. Действительно - это составная
часть такого воспитания, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь,
очень сомнительны.
В формировании
мировоззрения личности важную роль играет окружение, социальная и культурная
среда, а также его особенный взгляд на все с самого раннего возраста.
Формирование личности, ее
социализация связаны с социальным воспитанием. Эта забота общества о своем
подрастающем поколении. Воспитание должно обеспечить такое поведение человека,
которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном
обществе. Социальное воспитание связано с образованием, просвещением, обучением
и самообразованием ребенка. Педагогу следует помнить, что на ребенка в процессе
формировании личности влияют: природа и родной язык; общение в семье, в школе,
окружающая среда; его деятельность; средства массовой информации, искусство,
литература; образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которые он
выполняет в микросреде.
В исследованиях
психологов и педагогов разработаны основные принципы социального воспитания.
Принцип природосообразности, – изучение задатков и способностей ребенка и
содействие в их развитии. Природные народности предлагает учет национальной
культуры, традиций и родного языка. Принцип гуманности основан на признании
индивидуальности каждого ребенка. Принцип социальной ответственности общества
за реализацию человека в творчестве, приобретении знаний, удовлетворение в
общении.
В настоящее время каждый
человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и
экологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать
последствия свой практической деятельности при взаимодействии с природой. Если
в деле экологического образования и просвещения уже многое что начато, и самое
главное, делается, то, в отношении экологической культуры мало что предпринято.
Возможно, это объясняется и трудностью точного определения, что же такое «экологическая
культура». В самом общем виде можно сказать, что «экологическая культура» это
система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые
решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры
личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление,
экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
Экологически культурная
личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии и
экологии родного края (краеведению), то есть [7, 143]:
- иметь правильное
определение и характеристику 100 терминов и понятий, широко используемых в
современной экологии: экология, биосфера, ноосфера, природопользование,
естественные (природные) ресурсы и т.д.;
- знать о
жизнедеятельности и трудах ученых и общественных деятелей, внесших наибольший
вклад в становление и развитие экологии, как: Вернадский В.И., Геккель Э.,
Кэнон У., Моисеев Н.Н., Зюсс Э., Одум Ю. и др.;
- знать
организации, движения и общества, которые занимаются природоохранной
деятельностью: Всемирный фонд дикой природы, Международный союз охраны природы
и природных ресурсов (МСОП), Римский клуб, Гринпис, Каспий табигаты и другие;
- знать природу
своего родного края, а именно: местные природные условия; природные
особенности, реки и водоемы, ландшафты, типичные растения, и животных, климат и
т.д. и т.п.; местные, охраняемые природные объекты; животных местной фауны;
местных птиц; видов рыб местных водоемов; лекарственные растения местной флоры;
памятники культуры и искусства местного и республиканского значения.
Экологически культурная
личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать
и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и
прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности.
Экологическое поведение
личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др.,
которое должно быть экологически оправданным и целесообразным. Оно должно
включать соблюдение следующих принципов.
1.2 Экологическое воспитание и эстетическое воспитания
В своей статье “Экология
личности” Б.Т. Лихачев [13, 19-21] раскрывает содержание понятия “Экология
личности и культуры общества”, которое может быть рассмотрено единство
соответственно развитых сознания, эмоционально-психических состояний. Ядром
такого сознания особым образом ориентированная умственная аналитико-синтезирующая
способность человека, гарантирующая научно обоснованное включение в природу,
жизнь общества, имел в виду сохранения их равновесия. Эстетическое воспитание
обеспечивает познание природы во всей ее естественной и эстетической
целостности. Воображение выступает как психический прогресс предвидения
последствий вмешательства в жизнь природы и общества. Чувствование основано на
созидательно-бессознательном стремлении единению с природой. В содержание
экологического сознания включается и утилитарно-практическое поведение. Должным
образом направленная воля предполагает способность к решительному отказу от
намеченных действий в случае возможности непредсказуемых последствий.
Экологическая культура
человека органично связана с личностью в целом, ее различными сторонами и качествами,
она возникает как новое психическое образование. Естественнонаучная
образованность обеспечивает познание закономерностей природы, связей между нею
и человеком. Философская - дает возможность осмыслить назначение человека.
Политическая - обеспечивает должное равновесие между хозяйственной
деятельностью и природными ресурсами. Правовая - удерживает в рамках закона
регулируемые взаимодействия. Нравственная - одухотворяет эти отношения.
Эстетическая - создает возможность для переживаний восторга и наслаждения.
Культура труда и хозяйственной деятельности направляет усилия человека в русло
природоохранной целесообразности.
Такое широкое понимание
культуры личности, продиктованное реалиями конца XX столетия, предполагает развитие
ряда смежных научных направлений. Среди них Б.Т. Лихачев выделяет такие, как
экологическая психология и педагогика, экологическая психофизиогигиена. Первая
найдет свой специфический предмет в изучении становления и развития психических
состояний, обеспечивающих осознание и ощущение себя частью природы,
формирование установки и мотивации на взаимополезное, взаимооздоровляющее
взаимодействие. Возможно, она станет основой для экологически ориентированной
педагогики как особой научной дисциплины, направления поиска, максимально отвечающих
принципу природосообразности в его современном звучании. На их базе могут быть
разработаны рекомендации по организации образа жизни ребенка, преодолению
кризисных явлений, связанных с нарушением экологического равновесия. Педагоги
говорят о необходимости экологической терапии и разработки путей и средств
возвращения ребенка в биологически и психологически благоприятную среду
обитания, предложить специальные игровые, творческие, деловые ситуации общения
и деятельности, снимающие напряжение, возрождающие нормальное функционирование
психики и организма в целом. Академик Б.Т. Лихачев отмечает, что экологическое
сознание требует подкрепления чувством, эмоционально целостным, глубоко
нравственным отношением к природе, обществу, людям. Вся нравственная
направленность ребенка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и
состояний, как любовь, волнение совести, переживание общения с природой и
людьми в качестве высшего счастья. Природа вненравственна, она по ту сторону
добра и зла. Ее величие и спокойствие помогают осознать свое место в ней.
Необходимо развить чувствование гармонии, способность восторженного отношения,
переживания прекрасного, восхитительного, возвышенного [19, 21].
Педагоги отмечают, что
экологическая культура личности немыслима вне ее практического отношения к действительности,
которое формируется на основе совместных усилий учителей и учащихся. Речь идет
о создании надежной психологической установки на экологически обоснованное
включение в природу, ноосферу, в жизнь общества. Это должно быть связанно с
развитием природы самого ребенка, его способностей, физических и
интеллектуальных сил, с воспитанием трудолюбия, бережного отношения,
предприимчивости и хозяйственности. Важно умения и навыки охранительной и
защитительной, психо- и физиотерапевтической деятельности, в области
зоотерапии, аутотренинга, налаживания оздоровительного общения. Естественной
основой процесса такого воспитания являются объективно складывающиеся в
различные возрастные периоды отношения ребенка с окружающей средой. У детей
дошкольного и младшего школьного возраста они реализуются на бессознательной
основе. Малыши, не отдавая себе отчета, не отделяются от внешней среды, ощущают
себя естественной частью природы. Между детьми, животными и растениями
устанавливаются интуитивное взаимоощущение и даже взаимопонимание. Ребенок
открыт, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила этих отношений,
превращать их в свои привычки. Таким образом, экологическая культура в
современных условиях является одним из ведущих компонентов личности. Она может
рассматриваться как главный системообразующий фактор, способствующий
образованию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности.
1.3 Экологическое воспитание - составная часть нравственного
воспитания
Экологическое воспитание – это единство экологического
сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического
сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические
представления формируются на уроках окружающего мира.
Цель экологического воспитания -
формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на
базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и
экологических принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации,
активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Теоретическая база нравственно-экологического воспитания основывается на
решении трех задач в их единстве: обучения, воспитания и развития. Критерием
сформированности ответственного отношения к окружающей среде является
нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы
воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и нравственно
воспитанную личность.
Если
формирование экологического сознания идет на уроке, то нормы экологического
поведения закрепляются в деятельности, организованной во внеклассной и
внешкольной работе.
Ответственное отношение к природе - сложная характеристика
личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека,
проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования,
в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде
идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно
отражается на окружающей природе.
Условием такого обучения и воспитания выступает организация
взаимосвязанной нравственно-экологической деятельности учащихся, направленной
на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
Критерием сформированности ответственного отношения к
окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
Цель
экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
1.
образовательных -
формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их
разрешения;
2.
воспитательных -
формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного
поведения и деятельности, здорового образа жизни;
3.
развивающих -
развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке
состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к
активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального
(способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к
природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости,
ответственности) [10, 35].
Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм, которые вытекают
из нравственных ценностных ориентаций. Система ценностей исходит из понимания
уникальности и ценности природы. При этом человек рассматривается как часть
природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность
для человека.
Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в
их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса
стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная
работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический
материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных
решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и
сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей [14, 69]. Методы и приемы
экологического воспитания мы подробно охарактеризуем во второй главе.
Глава 2. Экологическое воспитание
неслышащих людей (на примере Брянского регионального отделения ВОГ)
2.1 Характеристика Всероссийского
общества глухих
Всероссийское общество глухих (ВОГ) является общественным объединением граждан Российской Федерации, имеющих нарушения слуха, образованным на добровольных началах на основе Конституции РФ, и строит всю работу на демократических принципах под руководством своих выборных органов.
Всероссийское общество глухих действует в рамках Законов Российской Федерации и настоящего Устава.
Целью Всероссийского общества глухих является защита прав и интересов граждан с нарушением слуха, их социальная реабилитация и интеграция в современном обществе.
Всероссийское общество глухих обладает правом законодательной инициативы, вносит проекты законов и решений по проблемам граждан с нарушением слуха в Верховный Совет РФ, местные органы власти и другие общественные организации.
Для достижения целей, предусмотренных статьей 2 Устава, Всероссийское общество глухих выполняет следующие задачи:
· способствует государственным структурам в создании условий для всестороннего развития личности граждан с нарушением слуха, приобщению членов ВОГ к общественной жизни, обеспечению их широкого участия в деятельности Общества;
· осуществляет профессиональное и производственное обучение, переподготовку и повышение квалификации инвалидов по слуху для предприятий ВОГ;
· содействует членам ВОГ в получении профессии для работы на предприятиях других форм собственности, повышении квалификации в целях практического осуществления ими законодательного права на выбор профессии и трудового устройства в соответствии с медицинскими рекомендациями;
· организует производство продукции и товаров на учебно-производственных предприятиях;
· производит работу по перепрофилированию и совершенствованию производства, выпуску качественной продукции применительно к требованиям рыночной экономики. Организует и внедряет научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектные и технологические разработки по созданию и освоению новых технологических процессов и видов продукции, доступной труду инвалидов по слуху;
· строит новые производственные и вспомогательные объекты, осуществляет техническое перевооружение, реконструкцию действующего производства в целях создания новых и совершенствования действующих рабочих мест для инвалидов по слуху и создания оптимальных условий их труда; содержит и модернизирует основные производственные фонды;
· способствует государственным структурам в повышении уровня жизни лиц с нарушением слуха. Обеспечивает благосостояние работников Всероссийского общества глухих; совершенствует и периодически повышает оплату их труда;
· организует культурно-просветительную, физкультурно-оздоровительную и спортивную работу; финансирует расходы по содержанию арендуемых помещений и сооружений для этих целей, а также объектов и помещений, состоящих на балансе предприятий;
· строит жилые дома и объекты культурного назначения для инвалидов по слуху и работников системы ВОГ; осуществляет их содержание; создает условия для беспрепятственного доступа инвалидов к социальной инфраструктуре, производственным зданиям и сооружениям культурно-бытового назначения; обеспечивает транспортное обслуживание инвалидов по слуху;
· организует лечение и отдых инвалидов по слуху и членов их семей, для чего создает и содержит дома и базы отдыха, пансионаты;
· закупает и выдает с учетом материального положения и вклада в Общество бесплатно либо по льготным ценам путевки в санатории, дома отдыха и пансионаты других форм собственности;
· содействует инвалидам по слуху в приобретении приборов, облегчающих обучение, труд и быт членов Общества; приобретает за счет средств Общества и выдает бесплатно или на льготных условиях сурдотехнические средства;
· поддерживает постоянные связи с детскими дошкольными и учебными учреждениями для глухих, высшими и средними специальными учебными заведениями, где обучаются лица с нарушениям слуха;
· оказывает шефскую помощь школам-интернатам для глухих детей;
· содействует органам образования и семьям в воспитании и обучении детей с нарушением слуха и речи, внедрении передовых методов сурдопедагогики;
· обеспечивает содержание дома-интерната для неслышаших одиноких инвалидов I и II группы и престарелых граждан;
· создает фонды социальной защиты и оказания материальной помощи малообеспеченным инвалидам с нарушением слуха, пенсионерам по возрасту и ветеранам ВОГ;
· организует изучение и развитие мимико-жестовой речи глухих, создает условия для овладения этой речью гражданами, подготовки сурдопереводчиков и повышения их квалификации.
Для осуществления уставных задач Всероссийское общество глухих:
· ведет учет и вовлекает в члены ВОГ граждан Российской Федерации с нарушением слуха и речи, привлекает специалистов для работы в организациях Общества;
· образует первичные организации Общества по производственно-территориальному принципу и областные, краевые, республиканские (республик в составе РФ), городские, межрайонные, районные организации ВОГ с учетом административно-территориального устройства Российской Федерации;
· создает органы управления, учебно-производственные предприятия (объединения) и другие организации для профессионального обучения и трудового устройства граждан с нарушением слуха, а также учреждения культурного, спортивного, оздоровительного и бытового назначения;
· осуществляет внешнеэкономическую деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
· совместно с органами здравоохранения, образования выявляет детей с нарушением слуха и речи, способствует их устройству в дошкольные и школьные учреждения;
· принимает участие в организации групп глухих в высших и средних специальных учебных заведениях;
· содействует государственным органам, министерствам, ведомствам, общественным организациям, местным органам власти в осуществлении мероприятий, направленных на улучшение образования, условий труда, отдыха, лечения, быта и социальной реабилитации граждан с нарушением слуха;
· проводит работу по правовому, нравственному воспитанию граждан с нарушением слуха, организует культурно-просветительную, физкультурно-оздоровительную и спортивную работу независимо от места работы, учебы или рода занятий членов Общества;
· содействует органам здравоохранения в пропаганде медицинских знаний по профилактике заболеваний органов слуха;
· издает публицистический и научно-популярный журнал, газеты, бюллетени и другие печатные издания по вопросам деятельности Общества;
· использует все средства массовой информации, печать, радио, кино, телевидение, выставки для популяризации деятельности ВОГ.
Проводит свою работу в сотрудничестве с государственными, общественными органами и представительствует в них по делам Общества и его членов в лице своих выборных органов.
Участвует в мероприятиях Всемирной федерации глухих и Международного спортивного Комитета глухих, международных организаций, работающих над проблемами глухоты, устанавливает и поддерживает связи с ассоциациями, обществами и союзами глухих зарубежных государств.
Члены ВОГ, их права и обязанности
Членами ВОГ могут быть граждане Российской Федерации с нарушением слуха, достигшие 14-летнего возраста, а также граждане с нормальным слухом, зарекомендовавшие себя активным участием в его работе и признающие Устав ВОГ.
Руководящие работники и другие специалисты предприятий, организаций и учреждений ВОГ обязаны овладеть жестовым языком в объеме, достаточном для выполнения служебных функций. Общество содействует их обучению.
Прием в члены ВОГ производится первичной организацией ВОГ или местным правлением по личному заявлению граждан.
Порядок учета членов ВОГ и их переход из одной организации в другую определяется инструкцией, утверждаемой президиумом ЦП ВОГ.
Члены Всероссийского общества глухих имеют право:
Избирать и быть избранными во все выборные органы Общества, выдвигать и свободно обсуждать вопросы деятельности ВОГ, участвовать в выработке решений.
Участвовать в работе выборных органов ВОГ, обращаться с заявлениями, предложениями и критическими замечаниями в любой орган Общества и требовать от них ответа.
Обращаться за помощью и получать содействие со стороны организаций ВОГ:
- в воспитании, получении образования детей с нарушением слуха;
- в профессиональной подготовке и обучении, в повышении квалификации и трудоустройстве;
- в решении при необходимости различных жизненных, социальных вопросов и проблем, включая получение денежных пособий, путевок и др.
Члены Всероссийского общества глухих обязаны:
1. Состоять на учете в первичной организации или в районном, межрайонном, городском (местного подчинения) правлении Общества, активно участвовать в работе своей организации и своевременно уплачивать членские взносы.
2. Беречь и приумножать собственность Общества как основу материальной базы ВОГ и социально-культурного обслуживания его членов.
3. Прекращение членства во Всероссийском обществе глухих производится:
4. По письменному заявлению члена ВОГ.
5. За нарушение требований Устава - по решению собрания первичной организации или местного правления Общества.
6. За неуплату членских взносов в течении двух лет.
Организационное строение и демократические принципы Общества
Всероссийское общество глухих строится по производственно-территориальному признаку и имеет следующую структуру: первичные организации, районные, межрайонные, окружные, городские, областные, краевые, республиканские (республик в составе РФ), Московское городское, Санкт-Петербургское и Центральное правления.
Для выполнения задач, определенных Уставом ВОГ, президиумы Центрального и республиканских (в составе Российской Федерации), краевых, областных, Московского городского и Санкт-Петербургского правлений ВОГ имеют или создают учебно-производственные и другие предприятия, подсобные хозяйства, конструкторские и проектные организации, учебные заведения, театры, Дома культуры и клубы, спортивно-оздоровительные комплексы, пансионаты, базы отдыха, санатории, дома отдыха, дома интернаты для престарелых и инвалидов, общежития, жилые дома, издательства и другие учреждения и организации, являющиеся собственностью Общества.
Предприятия, учреждения и организации Общества, выполняя уставные задачи ВОГ, действуют на основании Уставов и положений, утверждаемых органом, их создавшим.
Высшим руководящим органом организаций ВОГ соответственно является:
1. Общее собрание - для первичных организаций, объединяющих менее 100 членов.
2. Конференция - для первичных организаций, объединяющих более 100 членов, а также для районных, межрайонных, городских (местного подчинения), областных, краевых, республиканских (республик в составе РФ), Московской городской и Санкт-Петербургской организаций ВОГ.
3. Съезд - для Всероссийского общества глухих.
Общее собрание, конференция, съезд избирают соответственно бюро первичной организации, правление местной организации, Центральное правление, которые являются их руководящими органами и руководят работой соответствующих организаций ВОГ в период между собраниями, конференциями, съездами.
Высшим органом Всероссийского общества глухих является съезд ВОГ. Очередные съезды созываются по решению Пленума Центрального правления ВОГ, но не реже одного раза в пять лет. Созыв съезда Общества и порядок дня объявляется Центральным правлением ВОГ не позднее чем за два месяца до съезда.
Внеочередной съезд ВОГ может созываться Центральным правлением по собственной инициативе, по предложению Центральной контрольно-ревизионной комиссии ВОГ или по требованию не менее 2/3 местных правлений Общества.
Съезд Всероссийского общества глухих:
1. Заслушивает и утверждает отчеты Центрального правления и Центральной контрольно-ревизионной комиссии.
2. Пересматривает, дополняет и утверждает Устав ВОГ; по предложению президиума ЦП ВОГ изменения в Устав ВОГ может вносить пленум Центрального правления.
3. Определяет направления дальнейшего развития ВОГ и решает важнейшие вопросы его деятельности.
4. Избирает председателя ЦП ВОГ и председателя ЦКРК ВОГ из числа лиц с нарушением слуха, одновременно избирая их соответственно членами Центрального правления ВОГ и Центральной контрольно-ревизионной комиссии. Председатель ЦП ВОГ одновременно избирается председателем и членом президиума ЦП ВОГ.
5. Избирает членов Центрального правления и членов Центральной контрольно-ревизионной комиссии.
Центральное правление Всероссийского общества глухих:
1. Является коллегиальным исполнительным органом и подотчетно съезду Общества.
2. В период между съездами является высшим руководящим органом ВОГ, созывает свои пленумы не реже 2 раз в год.
3. Пленум Центрального правления в период между съездами имеет право вводить в свой состав новых членов Центрального правления вместо выбывших с учетом квоты, установленной съездом ВОГ.
4. Организует осуществление решений съездов ВОГ и задач, предусмотренных Уставом Общества.
5. Вносит в соответствующие государственные органы проекты законов и предложения об издании или пересмотре нормативно-правовых актов по вопросам, касающимся деятельности ВОГ.
7. Избирает первого заместителя, заместителей председателя по кандидатурам, предложенным председателем ЦП ВОГ, они одновременно избираются членами президиума и входят в состав руководства президиума и рабочего аппарата ЦП ВОГ.
8. Утверждает главных редакторов своих печатных органов преимущественно на конкурсной основе.
9. Утверждает бюджет Всероссийского общества глухих и отчет о его исполнении, заслушивает информацию о расходах, не предусмотренных сметой за истекший год.
10. Утверждает присвоение звания "Почетный член ВОГ" и принимает решения о занесении в Книгу Почета членов ВОГ и организаций Общества.
11. Совместно с ЦКРК утверждает нормативные документы деятельности организаций, учреждений и предприятий ВОГ.
Контрольно-ревизионные комиссии ВОГ
Центральная контрольно-ревизионная комиссия (ЦКРК), контрольно-ревизионные комиссии (КРК) областной, краевой, республиканской (республик в составе РФ), Московской городской, Санкт-Петербургской, районной, межрайонной и городской (местного подчинения) организаций ВОГ и председатели контрольно-ревизионных комиссий избираются на съезде ВОГ или конференции соответствующей организации.
Контрольно-ревизионные комиссии избираются в количестве, устанавливаемом съездом или соответствующей конференцией. Заместители председателей ЦКРК и КРК областных, краевых, республиканских (республик в составе РФ), Московской городской и Санкт-Петербургской организаций ВОГ избираются на заседаниях ЦКРК и КРК по представлению председателя контрольно-ревизионной комиссии.
Комиссии руководствуются Уставом ВОГ и Положением о КРК, самостоятельны в своей деятельности, подотчетны съезду или конференции соответствующей организации.
Контрольно-ревизионные комиссии:
1. Осуществляют контроль за выполнением Устава ВОГ, решениями съезда ВОГ или конференции соответствующей организации, за соблюдением коллегиальности, гласности, демократических принципов в деятельности Центрального правления, его органов, областных, краевых, республиканских (республик в составе РФ), Московского городского и Санкт-Петербургского правлений, опротестовывают их решения, если они не соответствуют уставным положениям, действующему законодательству.
2. Контролируют исполнение бюджета ВОГ, ревизуют финансово-хозяйственную деятельность Центрального правления, областных, краевых, республиканских (республик в составе РФ), Московского городского и Санкт-Петербургского правлений, их учреждений, предприятий.
3. Проверяют правильность прохождения дел, соблюдения установленного порядка рассмотрения писем и заявлений трудящихся.
4. Рассматривают поступающие в их адрес обращения трудящихся, вносят предложения по устранению выявленных недостатков.
5. Привлекают в случае необходимости к своей работе специалистов для участия в проведении ревизий и консультаций.
6. Проводят по мере необходимости заседания, но не реже двух раз в год, а также по требованию одной трети членов КРК.
Члены контрольно-ревизионных комиссий участвуют с совещательным голосом в работе пленумов Центрального правления и соответствующих организаций, а председатели и их заместители – в заседаниях президиумов ЦП ВОГ и областных, краевых, республиканских (республик в составе РФ), Московского городского и СанктПетербургского правлений.
Контрольно-ревизионные комиссии ведут работу гласно, систематически информируют о своей деятельности Центральное правление и соответствующие организации.
IX. Взаимоотношения между местными правлениями ВОГ и УПП (УПО) ВОГ
Местное правление всю свою работу осуществляет в тесном контакте с учебно-производственными предприятиями и объединениями ВОГ, находящимися на одной административной территории с местным правлением.
Местное правление ВОГ оказывает помощь в организации на УПП (УПО) социальной реабилитации, создании необходимых условий труда и быта, трудового устройства лиц с нарушением слуха, в том числе с сопутствующими заболеваниями, повышении их общеобразовательного уровня и квалификации, проведении культурно-массовой,политико-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы.
Отношения между местными управлениями и УПП (УПО) строятся на основе их уставов и положений, а по оказанию содействия в работе культучреждений и шефской помощи школам-интернатам для глухих и слабослышащих детей - на договорных началах.
2.2Экологическое воспитание
неслышащего населения на примере Дома культуры Всероссийского общества глухих
г. Брянска
Адрес: 241011, г. Брянск, ул. Красноармейская, дом 13, Брянское отделение ОООИ ВОГ, код 8- 4832, т:
74-29-75, ф: 74-28-20.
Ф.И.О.
председателя: Бурмин
Евгений Владимирович
ОГРН: 1023200000780
Численность: 1564.
2 марта в Брянске прошел
круглый стол на тему «Реализация прав инвалидов в Брянской области в период
кризисной ситуации в экономики России». Участниками обсуждения стали: депутат
Брянской областной Думы Людмила Комогорцева, начальник отдела по реабилитации
инвалидов при Управлении социальной защитой населения Брянска и Брянской
области Марина Кабанихина, депутат городского Совета Сергей Курденко,
председатель Брянского отделения Всероссийского общества слепых Александр
Сычев, руководитель Брянского отделения Всероссийского общества инвалидов
Николай Баннов, руководитель Брянского отделения Всероссийского общества глухих
Евгений Бурмин, генеральный директор Брянского учебно-производственного
предприятия Игорь Иванов, большинство работников которого – инвалиды по зрению.
На заседании также присутствовали представители Общероссийской молодежной
общественной организации «Лига справедливости», являющиеся организаторами
встречи, и лидер молодежного движения «Лига справедливости» Дмитрий Пакка.
Поводом для проведения круглого стола был приезд в город Алены Орловой -
советника по делам инвалидов Председателя Совета Федераций Сергея Миронова.
Одним из
важных проекта, который успешно был реализован в 2009 году – это организация и
проведение для инвалидов по слуху обучающих курсов по обучающей программе «Мир
безграничных возможностей», разработанной специалистами корпорации Майкрософт.
Обучающие
занятия проводят высококвалифицированные преподаватели, при помощи
сурдопереводчиков.
Обучающие
курсы для людей с ограниченными возможностями реализуются в рамках проекта
«Открытый мир информационных технологий» («Information Dissemination and Equal
Access», IDEA).
Данный проект
направлен на развитие информационной грамотности и культуры населения
российских регионов, повышение качества образования и уровня социального и
культурного развития, а также улучшение качества жизни людей, находящихся в
невыгодном социально-экономическом положении.
Реализация
проекта для людей с ограниченными возможностями здоровья стала возможна
благодаря некоммерческой корпорации «Прожект Хармони Инк.» США) при финансовой поддержке
программы «Мир безграничных возможностей» корпорации Майкрософт (Microsoft
Unlimited Potential).
В 2009 году
дальнейшее развитие получил партнерский проект с финской ассоциацией глухих -
«Профилактика наркозависимости, развитие наркологических услуг для глухих в
регионах России», поддержанный Министерством Иностранных Дел Финляндии. Цель
проекта - сделать наркологические услуги более доступными для глухих России, а
также активизировать профилактическую работу по наркозависимости среди детей и
молодежи в школах и общественных организациях.
В Брянске
работа по проекту была направлена на создание модели помощи глухим и их
родственникам, которые имеют проблемы с алкогольной и иной зависимости:
1.
Индивидуальное консультирование зависимых и членов их семей. Консультирование в
форме совета.
2. Создание
модели социально-психологической помощи глухим людям. Понимание что нужно
сделать, если у человека есть зависимость, игровая, алко или другая. Создание
модели через работу на местах.
3. Внедрение
3-х летней программы помощи детям.
В течении
2009 года БРО ВОГ совместно РООИ «Перспектива» (Москва) при поддержке Агентства
Международного Развития США (USAID\Russia) успешно реализовало проект
«Юридическая защита прав инвалидов в действии», который был направлен на
поощрение полного включения людей с инвалидностью в жизнь общества путем
увеличения защиты их прав и продвижения правового подхода к инвалидности в
законодательстве и политике. Этот проект расширил и значительно усилил
деятельность, осуществляемую БРО ВОГ по правовой защите инвалидов.
В Брянске был проведен
турнир четырех по футзалу среди команд общества глухих. Открытый городской турнир по футзалу
(он же мини-футбол) среди инвалидов по слуху прошел в ДК имени Кравцова.
В турнире приняли участие
четыре команды Всероссийского общества глухих: основная команда ВОГ, ветераны
ВОГ, учащиеся школы для глухих и слабослышащих №68 и ветераны ВОГ из
белорусского Гомеля. Соперничающие команды играли по круговой системе, и каждой
футбольной дружине пришлось провести по шесть матчей. Квалифицированное
судейство обеспечили арбитры Брянской областной федерации футбола.
Постоянного участника
областных и корпоративных соревнований по футболу - команду Брянского отделения
ВОГ - на протяжении всех матчей в этом турнире соперники одолеть так и не
смогли. Одержав в четырех поединках победы, а игру с гомельскими ветеранами
сведя к ничьей, брянские «воговцы» набрали 14 очков и стали победителями
турнира. На втором месте, уступив более подвижным и молодым товарищам, с 12 очками
оказалась многоопытная команда ветеранов Брянского отделения ВОГ. В двух матчах
с ветеранами из Гомеля юные футболисты из школы №68 одержали важные победы и в
итоге завоевали бронзовые награды. Что же касается гостей из братской Беларуси,
то они при низкой результативности своих нападающих - всего шесть забитых мячей
против 12 пропущенных - смогли набрать лишь два очка и замкнули квартет
участников.
Общее руководство
организацией и проведением этого спортивного мероприятия осуществлялось
Комитетом по физической культуре и спорту Брянской городской администрацией
совместно с Брянским отделением Всероссийского общества глухих.
В
ноябре 2008 г. Проводился фестиваль художественного творчества детей-инвалидов
"Мне через сердце виден мир" в Брянском доме культуры слепых,
сообщили "Интерфаксу" в региональном управлении культуры.
Собеседник агентства уточнил, что
учредители фестиваля - региональные управления культуры и соцзащиты,
региональные общественные организации инвалидов и "Брянский областной
методический центр "Народной творчество".
"В фестивале принимают участие
дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющие проблемы со зрением и
слухом, инвалиды вследствие общего заболевания. Они будут петь, танцевать,
читать стихи, разыгрывать сценки и пантомимы. В фойе дома культуры развернута
выставка их рисунков, вышивок, поделок из меха, глины, дерева", -
рассказали в управлении.
1.
Организационно – массовая работа.
За отчетный
период было проведено 4 Заседания Правления БРО ВОГ, на которых было
рассмотрено свыше 20 вопросов. Согласно плану проводились заседания бюро и
общие собрания. На заседаниях бюро и общих собраниях обсуждались вопросы,
касающиеся социально–реабилитационной, физкультурно-оздоровительной и
культурно–просветительной работы среди членов ВОГ.
Во всех
местных отделениях были проведены мероприятия согласно планам на 2009 год.
2. Социально
- реабилитационная работа.
25 марта 2008
года утверждено новое положение о порядке предоставления услуг по
сурдопереводу, по которому инвалиды по слуху получают услуги сурдоперевода
согласно их заявкам. Всего в Центр переводческих услуг поступило 2945 заявлений
для получения услуг сурдоперевода при обращении за медицинской помощью,
социальными услугами, профессиональной подготовке, трудоустройстве, в улучшении
материальных, жилищных и бытовых условий, юридическими консультациями, а также
при вызове в суд, милицию и другие организации. Данные услуги оказывают 20
сурдопереводчиков.
Некоторые
инвалиды имели возможность отдохнуть по путевкам, выданным Фондом социального
страхования РФ в санаторно–курортные учреждения «Дружба» (Геленджик) – 7
человек, «Маяк» (п. Лазаревское) – 1, и другие санаторно-курортные учреждения –
21 человек.
Ежегодно в
местных отделениях для членов ВОГ проводится бесплатная подписка на местные
средства информации за счет привлеченных средств от коммерческих предприятий. В
2009 году была оформлена подписка газет более чем для 200 инвалидов по слуху.
3.
Культурно-просветительная работа.
На балансе
Брянского регионального отделения ВОГ находятся учреждения культуры: Центр
поддержки и социально–творческой реабилитации инвалидов (ДК ВОГ).
За 2009 год у
учреждениях культуры БРО ВОГ проведено 55 различных культурно–массовых
мероприятий для молодежи и ветеранов, которые посетили 1638 человек.
Культурно–просветительная
деятельность среди членов ВОГ была проведена согласно планам, утвержденным
бюро, практически все намеченные мероприятия выполнялись и обязательно по
возможности с привлечением спонсоров. Так чаепитие ветеранов ВОГ в дни
празднования дня Победы и вечер, посвященный Дню пожилых людей, удались
благодаря выделенным продуктам питания за счет благотворителей.
По всем
проводимым вечерам отдыха и конкурсам составлялись сценарные планы. Проводились
вечера отдыха: День Победы, День пожилых людей и Всероссийской декаде
инвалидов, Международному Дню глухих, Новый год. Ко дню защитника Отечества
проводился конкурс «Самый лучший мужчина», ко дню 8 Марта конкурс - «Самая
лучшая леди». Организовано 5 чаепитий для ветеранов ВОГ.
4.
Физкультурно-оздоровительная работа
Физкультурно-оздоровительная
работа набирает темп массовости среди членов МО по боулингу, который начал
развиваться с 2003 года.
Кроме того,
среди членов Местных отделений ВОГ регулярно проводятся соревнования и турниры:
- турнир по
стрельбе из пневматической винтовки – Февраль (День защитника Отечества)
- турнир по
боулингу «Двинская кегля» - март месяц
-
шахматно-шашечный турнир – (День Победы) - май
- турнир по
настольному теннису на переходящий Кубок МО ВОГ
Сентябрь
(День глухого человека)
- межрегиональный
турнир по боулингу «Оранжевый шар 2009»
- турнир
«Осенний дартс» (октябрь).
В рамках
проекта «Навстречу здоровью» в Брянское региональное отделение было закуплено
спортивное оборудования для занятия спортом и физической культурой, что
позволило начать подготовку спортсменов для участия во Всероссийских
соревнованиях
Итогом 2009
года стало проведение в дни декады инвалидов (5-7 декабря) Спартакиады глухих
по таким видам спорта как боулинг, дартс, настольный теннис, шахматы и шашки,
стрельба из пневматического оружия. Финансирование Спартакиады прошло за счет
средств Комитета по физической культуре, спорту и массовым мероприятиям
Архангельской области.
В отчётный
период этого года трудоустроены 60 человек. В центре занятости населения
состоят два молодых человека по специальностям: программист и инженер.
Мы хотели бы
рассмотреть отдельно экологическое воспитание детей с нарушением слуха на
примере программы «Экология до экологии». Данная программа осуществлялась с
неслышащими детьми при помощи сурдопереводчика.
Условиями
развития основ экологической культуры выступают: содержание программы
"Экология до экологии", диагностические методик культурно-экологические
средства (календарь, заклинки, загадки, сказки), используемые в специально
организованных эколого-культурных видах деятельности, развивающие методы -
экспериментирование, моделирование, сочинительство, опыты символизация,
игровые, имитационные, внешняя и внутренняя экологическая среда дошкольного
учреждения (сад, парк, тропа; вертикальная экологическая картина - стена -
панорама, горизонтальная - макет, интегрированная культурно - экологическая
Мини среда).
Целью разработанной нами программы
"Экология до экологии" является развитие у ребенка основ
экологической культуры средствами фольклора.
Задачами
являются:
1.
Сформировать представление у детей о культурно - исторических
взаимообусловленных жизненных связях природного мира и мира людей.
2.
Научить ребенка воспринимать природу не как объект, а как самоценный субъект и
как природно-культурную среду его жизнедеятельности и осваивать
культуросообразные способы ее познания и преобразования.
3.
Приобщить к нравственным и эстетическим ценностям природы через
знаково-символическую систему культуры, определяющим характеристики народного
фольклора.
4. Воспитывать охранительно бережное и
действенное отношение к природе родного края (природы вокруг дома, в детском
саду, в городе, за городом) как, среды жизни ребенка.
5.
Развивать у ребенка способность чувствовать и осознавать себя частью природы.
Более
подробное описание раздела программы «Природа как книга» представлено в
приложении.
Заключение
В настоящее время каждый
человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и
экологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать
последствия свой практической деятельности при взаимодействии с природой. Если
в деле экологического образования и просвещения уже многое что начато, и самое
главное, делается, то, в отношении экологической культуры мало что предпринято.
Возможно, это объясняется и трудностью точного определения, что же такое «экологическая
культура». В самом общем виде можно сказать, что «экологическая культура» это
система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые
решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры
личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление,
экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
Эстетическое воспитание
обеспечивает познание природы во всей ее естественной и эстетической
целостности. Воображение выступает как психический прогресс предвидения
последствий вмешательства в жизнь природы и общества. Чувствование основано на
созидательно-бессознательном стремлении единению с природой. В содержание
экологического сознания включается и утилитарно-практическое поведение. Должным
образом направленная воля предполагает способность к решительному отказу от
намеченных действий в случае возможности непредсказуемых последствий.
Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм, которые вытекают
из нравственных ценностных ориентаций. Система ценностей исходит из понимания
уникальности и ценности природы. При этом человек рассматривается как часть
природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность
для человека.
Всероссийское общество глухих (ВОГ) является общественным объединением граждан Российской Федерации, имеющих нарушения слуха, образованным на добровольных началах на основе Конституции РФ, и строит всю работу на демократических принципах под руководством своих выборных органов. Всероссийское общество глухих действует в рамках Законов Российской Федерации и настоящего Устава.
Целью Всероссийского общества глухих является защита прав и интересов граждан с нарушением слуха, их социальная реабилитация и интеграция в современном обществе. Всероссийское общество глухих обладает правом законодательной инициативы, вносит проекты законов и решений по проблемам граждан с нарушением слуха в Верховный Совет РФ, местные органы власти и другие общественные организации.
Брянское отделение Всероссийского общества глухих расположено по адресу: 241011, г. Брянск, ул. Красноармейская, дом 13. Председатель: Бурмин Евгений Владимирович.
Работа в Брянском ВОГ проводится в различных направлениях и очень разнообразна. Некоторые аспекты проводимой работы посвящены в нашей работе. Но более подробно нами было рассмотрено экологическое воспитание проводимое на базе Брянского регионального отделения Всероссийского общества глухих.
Условиями
развития основ экологической культуры выступают: содержание программы
"Экология до экологии", диагностические методик культурно-экологические
средства (календарь, заклинки, загадки, сказки), используемые в специально
организованных эколого-культурных видах деятельности, развивающие методы -
экспериментирование, моделирование, сочинительство, опыты символизация,
игровые, имитационные, внешняя и внутренняя экологическая среда дошкольного
учреждения.
Целью разработанной нами программы
"Экология до экологии" является развитие у ребенка основ
экологической культуры средствами фольклора.
Список используемой литературы
1. Архангельский Н.В. Нравственное
воспитание. – М., 1999.
2. Базаров В.Г., Лисовский В.А., Мороз
Б.С. Основы сурдологии и сурдопротезирования. - М., 1994.
3. Бобылева Л.Д. Повышение эффективности
экологического воспитания // Биология в школе. 2006. №3. С. 57-59.
4. Боскис Р.М. Учителю о детях с
нарушениями слуха. - М., 1998.
5. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие
дети. - М., 1963. С.3-45.
6. Выготский Л.С. О развитии речи глухих
// Дефектология. 1994. № 4. С.88-90.
7. Дерябо С.Д., Ясвин В.П. Экологическая
педагогика и психология. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2006.
8. Зыкова С. А. Проблемы
сурдопедагогики. - М., 1997
9. Изучение слабослышащих детей в
процессе обучения: Сб. / Под ред. Р.М.Боскис. - М., 1992..
10. Каиров И.А. Нравственное развитие младших школьников в
процессе воспитания. - М., 1999.
11. Корсунская Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в
семье. - М., 1990.
12. Корсунская Б.Д. Обучение речи глухих дошкольников. -
М., 1999.
13. Лихачев Б.Т. Экология личности. // Педагогика. 2003.
№2. С.19-21
14. Отношение школьников к природе. / Под ред. Зверева
И.Д., Суравегиной И.Т. – М., 1998.
15. Старостин В.И. Природа в системе эстетического
воспитания. – М., 2001.
16. Сурдопедагогика. / Под ред. М. И. Никитиной. - М.,
1999.
17. Сурдопедагогика / Под ред. Речицкая Е.Г. – М., 2004.
18. Хватцев М.Е., Шабалин С.Н. Особенности психологии
глухого школьника - М., 1991.
19. Шаргаев М.А. Экологическая этика и культура- М., 2003.
20. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. /
Н.И. Кнященко, Н.Л. Лейзеров, М.С. Каган и др. – М., 2003.
21. Яшкова Н.В. Общая характеристика деятельности глухих.
/ Психология глухих детей. - М., 1971.