Место изучения растительности в экологических исследованиях
Содержание
Введение
Глава 1.
Методика изучения темы "основные группы растений"
Глава 2.
Теоретическая поддержка темы "растительные сообщества"
Структура и
состав растительных сообществ
Глава 3.
Методические разработки
Характеристика
основных экологических групп растений
Литература
Введение
Непременным условием экологических исследований является определение
взаимосвязей между живыми организмами и условиями среды. При этом изучение растительного
покрова, представляющего единство флоры (совокупности видов исследуемой территории)
и растительности (совокупности растительных сообществ) традиционно занимает одно
из главных мест в синэкологических исследованиях.
Это обусловлено тем, что растительность, с одной стороны, представляет
каркас наземных экосистем и выполняет средообразующую функцию, а с другой - обладает
рядом преимуществ, которые позволяют использовать ее в качестве индикатора (показателя)
определенных условий среды, включая оценку последствий антропогенного воздействия.
При изучении основных групп растений учащиеся продолжают знакомиться
с разнообразием растительного мира на Земле, классификацией растений, с основными
таксономическими категориями.
Изучение основных групп растений способствует дальнейшему развитию
знаний учащихся по систематике органического мира, позволяет установить филогенетические
связи между отдельными группами растений, проследить черты усложнения организмов
и подвести к выводу об историческом развитии растительного мира, установить закономерность
возникновения различных приспособлений у растений к обитанию в определенной среде.
Важно и то, что материал темы "Основные группы растений"
позволяет формировать у учащихся основы диалектико-материалистического мировоззрения,
способствует развитию атеистических взглядов школьников.
Для более успешного решения учебно-воспитательных задач темы
необходим тщательный отбор содержания учебного материала, изучаемого на уроке
"Растительные сообщества"; в курсе зоологии - тема "Природные сообщества.
Охрана животного мире" и др.).
Как видно из анализа усовершенствованной программы, содержание
экологического образования занимает в них значительное место. При этом отчетливо
прослеживается определенная логика изучения проблем воздействия общества и природы:
ценность экологических систем для человека, цели их использования. Последствия действия
антропогенных факторов на экосистемы, проблема экологической опасности, взаимоотношения
а системе "человек - общество - природа"; меры по охране экологических
систем; нравственные и правовые аспекты экологии.
Наибольшую роль в обобщении экологических знаний играет тема
"Биосфера и человек" (общая биология, X класс), в которой естественнонаучные,
социальные и нравственно-эстетические аспекты охраны природы рассматриваются в тесном
единстве
Морские водоросли. Значение водорослей в природе и хозяйстве"
8-й урок. Общая характеристика грибов. Строение, питание, размножение не примере
шляпочных грибов" (Съедобные и ядовитые грибы.) 9-й урок. Плесневые грибы,
их строение, питание и размножение. Дрожжи.10-й урок. Грибы-паразиты и меры борьбы
с ними. Роль грибов в природе и хозяйстве.
11-й урок. Лишайники как пример симбиотических организмов. Особенности
питания и размножения. Роль лишайников в природе и хозяйстве.12-й урок. Зеленые
мхи. Строение и размножение кукушкина льна.13-й урок. Мох сфагнум, особенности его
строения. Образование и значение торфа.
14-й урок. Папоротники. Особенности строения и размножения. Хвощи,
плауны.
15-й урок. Строение и размножение голосеменных (на примере сосны
и ели).
16-й урок. Распространение хвойных, значение их в природе и в
народном хозяйстве.
17-й урок" Особенности строения, жизнедеятельности покрытосеменных
растений.
18-й урок. Приспособленность покрытосеменных растений к различным
условиям жизни на земле и господство в современной флоре. Первый урок темы может
быть посвящен общим вопросам, касающимся многообразия растительного мира на Земле,
хотя проведение этого урока программой не предусмотрено. Этот час можно взять из
темы "Папоротникообразные", исходя из того, что:
1) в курсе природоведения IV класса школьники, изучая тему
"Горные породы", знакомились с вопросами, касающимися образования каменного
угля.
растительность экологический сообщество растение
В усовершенствованной программе в разделе требований к знаниям
и умениям учащихся отмечено, что при изучении основных групп растений школьники
должны знать среду обитания, особенности строения, питания и размножения растений,
черты их усложнения, значение в природе и народном хозяйстве. Для выполнения этих
требований, а также в целях формирования глубоких и прочных знаний по теме во время
урока важно держаться определенного подхода в жжении учебного материала: показать
учащимся цепь взаимосвязанных между собой причин и явлений, охарактеризовать среду
обитания растений и в связи с этим особенности строения и жизнедеятельности организма,
рассмотреть биологическое значение этой группы растений в природе как научной
основы природоохранительной деятельности человека"
Такой подход целесообразно использовать при изучении названной
темы в целях развития ведущих анатомо-физиологических, экологических и эволюционных
понятий.
Так, развитие понятия о процессах жизнедеятельности растений
основных групп можно начать с восстановления знаний об аналогичных процессах у цветковых
растений. Для этого при изучении бактерий можно предложить учащимся подумать о том,
как процессы жизнедеятельности, характерные для цветковых растений, могут осуществляться
у бактерий. Чтобы учащиеся могли ответить на этот вопрос, необходимо сформировать
у них понятие о бактериях как одноклеточных организмах и рассматривать особенности
питания и размножения в связи с особенностью их строения. V
Во время урока при изучении строения бактерий и их жизненных
функций используется таблица, схематические рисунки на доске, кинофильм "Бактерии",
микропрепараты.
При объяснении материала внимание учащихся обращается на то,
что все процессы жизнедеятельности осуществляются в цитоплазме бактериальной клетки.
Через оболочку, имеющую поры, в организм большинства бактерий поступают готовые
органические вещества, используемые для питания, и кислород, необходимый для дыхания,
через оболочку происходит выделение продуктов распада углекислого газа.
Исходя из особенностей строения, питания и размножения бактерий,
на последующих уроках при изучении разнообразия деятельности бактерий важно расширить
понятие о средах их обитания и биологическом значении бактерий в природе.
При изучении следующей группы растений - водорослей следует показать
черты усложнения в строении этих растений в сравнении с бактериями, указать на наиболее
характерные черты различия между этими группами растений, выделив следующее:
1)появление
у водорослей качественно нового способа питания - фотосинтеза, в результате которого
растение, используя энергию солнечного света, само синтезирует органические вещества,
необходимые для питания и роста. Побочным продуктом фотосинтеза является кислород;
возникновение в этой группе растений многоклеточных организмов;
явление многоклеточное имеет чрезвычайно важное значение в эволюции растений;
3) появление в этой группе растений черт усложнения в строении
организма: расчленение его у многоклеточных водорослей на фотосинтезирующую пластинку
и ризоиды, с помощью которых водоросли прикрепляются к грунту.
Отмечая связь между средой обитания и особенностями строения
и жизнедеятельности водорослей, необходимо указать на то, что вода, минеральные
соли и кислород поступают внутрь растения через всю поверхность, чему способствует
строение оболочки клеток; среда обитания водорослей прозрачна, через нее проходят
лучи света (условия, необходимые для процесса фотосинтеза). Образование органических
веществ и выделение кислорода в процессе фотосинтеза определяют биологическое значение
водорослей в природе как важных фотосинтетиков и продуцентов органического вещества.
Установив, какое значение имеют водоросли в природе, в беседе
с учащимися отмечаем необходимость охраны как внутренних водоемов, так и Мирового
океана от загрязнения и рационального использования всех ресурсов.
На уроках по изучению мхов продолжается реализация избранного
нами подхода.
Чтобы показать черты усложнения в строении мхов по сравнению
с ранее рассматриваемой группой, урок "Зеленые мхи, строение и' размножение
кукушкина льна" можно провести, придерживаясь примерно такого плана. Прежде
всего, следует отметить, что среды обитания водорослей и мхов различны. Мхи - наземные
растения. Затем отметить, что на уроке предстоит установить, какие растения имеют
более сложное строение - водоросли или мхи и какие черты приспособленности к жизни
на суше наблюдаются у мхов. Чтобы учащиеся имели возможность ответить в конце урока
на данный вопрос, можно провести такой опыт: показать учащимся водоросли в аквариуме,
а затем вынуть одно из растений из воды. Школьники видят, что в воздушной среде
водоросли обвисают. Затем показать мох и обратить внимание на то, что мхи в воздушной
среде устойчиво сохраняют вертикальное положение. После демонстрации можно задать
школьникам вопрос, чем это можно объяснить. В процессе обсуждения этого вопроса
школьники подводятся к выводу о том, что мхи имеют более сложное строение, чем водоросли:
у них развиты механические ткани, благодаря чему у растения мха поддерживается определенное
расположение в пространстве частей тела и всего организма.
Далее целесообразно задать учащимся такой вопрос: в каких частях
тела у водорослей и мхов осуществляется фотосинтез? Школьники отвечают, что у водорослей
процесс фотосинтеза происходит во всем организме, а у мхов имеются особые тонкие
пластинки - листья, которые, располагаясь на стебле в определенном порядке, не затеняют
друг друга.
В заключение беседы учащиеся подводятся к следующим выводам:
1.Мхи - растения, живущие на суше и имеющие
ряд приспособлений к наземному образу жизни.
2.Вода с растворенными в ней минеральными
солями поглощается ризоидами или всей поверхностью тела мха.
3.К листьям мха вода поступает по сосудам
стебля; кроме транспортной стебель выполняет и опорную функцию благодаря развитой
механической ткани.
4.Фотосинтез у мха осуществляется в специализированных
органах - листьях, функцию газообмена в листе выполняют устьичные клетки.
5.Органы растения защищены от неблагоприятных
воздействий окружающей среды клетками покровной ткани.
6.Для размножения мхов и некоторых других
растений необходимо присутствие воды.
При дальнейшем изучении мхов учащиеся уже самостоятельно могут
разобраться в вопросах, касающихся экологии и биологического значения мхов в природе,
более глубоко понять необходимость охраны мхов и болот, конкретизировать знания
о хозяйственном использовании этих растений.
Для систематизации знаний об основных группах растений я считаю
целесообразным по мере изучения основных групп растений заполнение таблицы.
При изучении последующих групп растений заполнение таблицы продолжается.
Впоследствии ее можно использовать и при подготовке домашнего задания, и для составления
правильного, аргументированного, ответа на вопросы учителя.
Наиболее существенными преимуществами растительности перед другими
компонентами биоты являются:
1.
ее физиономичность (о ландшафтах любой территории мы составляем представление
по характеру растительности);
2.
доступность наблюдений, т.е. мы имеем возможность непосредственного изучения
растительности, не ставя экспериментов;
3.
исключительная чуткость реакций растительности и отдельных видов растений
на малейшие изменения в условиях среды (если в ельнике-кисличнике появился даже
в единичном обилии кукушкин лен Polytrichum commune, то это показатель начала
заболачивания конкретного участка).
Однако фитоиндикация как метод экологических исследований требует
хорошего знания флоры исследуемой территории и тщательного изучения растительных
сообществ, очень тонко приспособленных к местным условиям. В связи с этим необходимо
подчеркнуть, что растительным сообществом или фитоценозом называется закономерное
сочетание видов растений на более или менее однородной территории (прежде всего
по рельефу), характеризующееся взаимоотношением растений друг с другом и с условиями
местообитания.
При использовании растительных сообществ в качестве индикаторов
условий местообитания и состояния окружающей среды необходимо рассмотреть наиболее
существенные свойства фитоценозов. Они раскрываются через описание видового состава
сообществ и выявления его структуры на пробных площадях 400-500 м2 для лесного таежного фитоценоза и 100 м2 для травянистых сообществ (лугов).
Растительность верховых сфагновых болот, отличающаяся комплексностью, исследуется
методом линейной таксации (экологический профиль от окраины болота к его центру)
с описанием сообществ на каждом элементе рельефа (понижение на окраине болота. пологий
склон. гряда, мочажина) и установления процентного соотношения между различными
типами сообществ по их суммарному протяжению на профиле.
Структура растительного сообщества наиболее ярко проявляется
в его вертикальной ярусности. Она характерна для всех типов наземной растительности:
лесов, лугов, болот и т.д. Ярусы выделяются по жизненным формам (деревья, кустарники,
кустарнички, травянистые растения).
Наиболее сложна структура лесного сообщества, в котором выделяют
древесный, кустарниковый, травяно-кустарничковый и мохово-лишайниковый ярусы.
Древесный ярус объединяет все виды растений, жизненная форма
которых дерево. Однако различают деревья 1, 2 и 3 - ей величины.
Можжевельник обыкновенный (Yuniperus communis) является
деревом 3-й величины (при неблагоприятных условиях можжевельник снижает жизненность,
принимая кустарниковую форму).
Рябина обыкновенная (Sorbus aucuparia), черемуха обыкновенная
(Prunus avium), ива козья (Salix caprea) - деревья 2-й величины, все
остальные виды (ель европейская Picea abies, сосна обыкновенная Pinus
sylvestris, береза повислая Betula pendula, береза пушистая B. pubescens,
осина Populus tremula, липа сердцелистная Tilia cordata и др.) - деревья
1-й величины. При одинаково благоприятных условиях деревья 2-й и 3-й величины никогда
не достигают высоты деревьев 1-й величины. Величина деревьев, как и других растений,
- биологическое свойство, определяющее подразделение ярусов на подъярусы.
Биологический смысл подразделения ярусов на подъярусы удобнее
проиллюстрировать на примере травянистого яруса лугового типа растительности. К
1-ому подъярусу относятся злаки 1-ой величины, или верховые злаки, и соответствующее
им по величине разнотравье: тимофеевка луговая (Phleum pratense), лисохвост
луговой (Аlopecurus pratensis), овсяница луговая (Festuca pratensis),
ежа сборная (Dactylis glomerata), щучка дернистая (Deschampsia сaespitosa),
купырь лесной (Anthtiscus sylvestris) и др.2-ой подъярус включает злаки 2-ой
величины, или низовые злаки, и соответствующее им по величине разнотравье: мятлик
луговой (Poa pratensis), душистый колосок (Anthoxanthum odoratum),
клевер луговой (Trifolium pratense), чина луговая (Lathyrus pratensis)
и др. К 3-ему подъярусу принадлежит подсед (ниже низовых злаков): белоус торчащий
(Nardus stricta), черноголовка обыкновенная (Prunella vulgaris) и
др.
Одновременно одна и та же древесная порода в зависимости от конкретной
высоты образует полога - высотные структурные подразделения древесного яруса. Господствующие
и исключительно господствующие деревья относятся к 1-му пологу, 2-й и 3-й полога
включают деревья, высота которых соответственно составляет 3/4 и 1/2 от высоты 1-го
полога. Для древостоя в целом и его пологов указывается сомкнутость крон, определяемая
глазомерно по соотношению площадей неба, закрытого проекцией крон, и просветов.
Выражается сомкнутость в десятых долях от единицы. Составляется также формула древостоя
на основе количественного учета стволов всего древостоя и отдельно для каждого полога.
Формула древостоя показывает долю участия каждого вида древесной породы в сложении
древостоя или его конкретного полога. Например, на пробной площади лесного сообщества
зафиксировано 56 стволов ели европейской,20 стволов сосны обыкновенной и 5 стволов
березы повислой - всего 80 стволов, что составляет 100% или 10 единиц, как принято
в лесоводстве. На долю ели, сосны, и березы соответственно приходится 68,8%; 25,0%
и 6,2 %. Формула древостоя (округляя проценты) выглядит следующим образом: 7Е3С+Б
(если доля какой-то древесной породы менее 10%, то указывается ее присутствие знаком
(+). Аналогичным образом определяется формула древостоя для каждого полога. Формулы
древостоя (и пологов) удобнее для сравнения особенностей структуры различных сообществ,
чем сравнение по абсолютному количеству стволов каждой древесной породы.
Очень важна характеристика подроста, к которому условно относятся
молодые экземпляры деревьев с высотой, составляющей 1/4 от преобладающей высоты
(при высоте древостоя 24 м к подросту относятся экземпляры до 6 м). В свою очередь подрост также по высоте подразделяется на полога. Между подростом и материнским древостоем
существуют сложные взаимоотношения, но подрост - это потенциальный материал для
восполнения отпада в материнском древостое и обеспечения его возобновления.
Кроме вертикальной структуры многим растительным сообществам
характерна также горизонтальная и временнaя (сезонная) структура. Горизонтальная
структура фитоценоза проявляется в мозаичности ценоэлементов, т.е. в наличии мелких
групп растений, различающихся по составу, обилию видов, их жизненности. Ценоэлементы
горизонтальной структуры называются микрогруппировками. Горизонтальная структура
обусловлена 3-мя группами факторов:
1.
мелкими неоднородностями условий среды в пределах одного экотопа (экотопическая
мозаичность);
2.
прямым и косвенным влиянием хозяйственной деятельности человека (антропогенная
мозаичность);
3.
особенностями биологии самих растений, например, разрастание отдельных видов
(фитогенная мозаичность), а также ценобиотическая мозаичность, возникающая как результат
взаимодействия растений в сообществе (распределение растений под пологом леса при
его неравномерной сомкнутости).
Временнaя структура фитоценоза выражается в том, что на одной
территории в разные сроки вегетационного периода развиваются сезонные группы растений,
называемые синузиями, которые объединяют виды растений со сходным ритмом развития.
Ярким примером временнoй синузии являются синузия эфемеров и эфемероидов в пустынях,
степях, широколиственных лесах. В наших лесах на дерново-карбонатных почвах с близким
залеганием известняков ранней весной такую синузию образуют обильно цветущие первоцветы:
ветренница лютичная (Anemone ranunculoides), медуница неясная, (Pulmonaria
obscura), перелеска благородная (Hepatica nobilis) и др.
Условия существования в пределах разных ярусов различны. Верхний
ярус находится под наибольшим воздействием климатических условий. Условия существования
растений нижних ярусов (кустарникового, травяно-кустарничкового, или травянистого,
мохово-лишайникового) существенно трансформируются фитосредой, особенности которой
определяются верхним ярусом. Таким образом, верхний ярус играет средообразующую
роль в формировании расположенных под ним других структурных элементов сообщества
(ценоэлементов), т.е. является эдификаторным. В эдификаторном ярусе выделяется основная
древесная порода, образующая конкретное сообщество, - эдификатор (строитель сообщества).
По средообразующей роли эдификаторы отличаются различной фитоценотической мощью.
Наиболее сильным эдификатором в наших климатических условиях является ель европейская,
формирующая коренные бореальные (таежные) еловые леса. Сосновые леса, за исключением
сосняков лишайниковых на боровых террасах, камах и озах, сложенных песчаными отложениями,
березняки, сероольшанники являются вторичными лесами, возникшими на месте ельников.
Их существование в природе поддерживается хозяйственной деятельностью человека.
В противном случае еловые леса восстановились бы на прежних местообитаниях.
Урок 1. Характеристика основных экологических групп растений.
Цель: выяснить приспособленность растений во внешнем строении к местам
обитания.
Задачи:
1.
Вспомнить особенности основных экологических факторов.
2.
Выяснить особенности мест обитания от экологических факторов.
3.
Познакомить учащихся с основными экологическими группами растений.
4.
Выявить особенности строения растений разных экологических групп.
“Наш мир - не случайность, не хаос, - есть система во всем. ”
Ход урока.
1. Актуализация знаний (10 минут)
·
Какие группы экологических факторов вы знает?
·
Какова роль растений в природных сообществах?
·
Каким образом растения приспосабливаются к внешним условиям.
·
Можно ли по особенностям внешнего строения комнатных растений предсказать
родину данных растений, и особенности ухода за ними.
На доске таблица и рядом некоторые комнатные растения.
Необходимо выяснить особенности полива комнатных растений, в зависимости от особенностей
внешнего строения и происхождения этих растений.
(Заполнение у доски фронтально - 5 человек):
Растения и влажность
|
Название растения
|
Место происхождения
|
Климатические особенности места происхождения
|
Особенности строения вегетативных органов
|
Кактус
|
|
|
|
Бегония
|
|
|
|
Амариллис
|
|
|
|
Алоэ
|
|
|
|
Адиантум
(папоротник)
|
|
|
|
Сделайте вывод об особенностях внешнего строения и условиях полива в зависимости
от места их происхождения.
2. Изучение нового материала (25 минут)
Итак, мы выяснили, что условия обитания влияют на особенности внешнего строения,
на примере с комнатными растениями. В природе на растения влияет не только такой
фактор как влажность, но и количества света, движение воздушных масс, состав и строение
почв и т.д. В определенных условиях произрастают растения с определенными внешними
и внутренними признаками.
Сегодня на уроке мы познакомимся с экологическими группами растений. Перед нами
стоит задача выяснить, учитывая особенности внешнего строения растений, в какие
экологические группы они входят. Мы рассмотрим, пять основных экологических групп
и для этого нам необходимо разделится на пять групп.
До этого учитель разрезает пять открыток с яркими цветами на пять частей различной
формы, дети вытаскивают их, не выбирая, и затем ищут своих партнеров по открытке,
лучше взять известные комнатные или другие цветы, чтобы дети могли быстрей найти
своих партнеров.
Ученики рассаживаются по группам и получают задания, конверт с растения из разных
экологических групп (6 карточек растений с небольшим описанием, три карточки этой
группы и три из других групп) и карту биологического тренажера.
Группа 1: Растения открытых мест.
Биологический тренажер
“Не видать ни души. Тонет в золоте день, пробежать по траве ветру сонному лень.
Вот и речка…. не верь. То под жгучим лучом Отливается тонкий ковыль серебром”
Прекрасен вид цветущего луга. Наверное, нигде нельзя встретить такое разнообразие
трав как на лугу. Здесь много красивых растений. Среди них немало лекарственных
трав, встречаются съедобные растения, многие цветы - прекрасные медоносы. Травяной
состав лугов является незаменимым кормом для скота. Луговые растения развиваются
особенно быстро, поэтому за лето их скашивают два, а то и три раза.
Группа 2: Растения, живущие в условиях недостаточного освещения (теневыносливые).
Биологический тренажер
“Смолой и солнцем пахнет хвоя, Замолкнув, сосны дремлют стоя, Сверкают на затылках
иней Серебряные капли зноя, Березы, полные покоя, Чуть дышат зеленью своей, И слышно,
как, жилище строя, Шуршит былинкой муравей. ”
Лес ли это? Мы видим только листья, листья без просвета, большие и малые, узкие
и широкие, отливающие светлым серебром и темно-зеленые. По земле хаотично вьются
ползучие травы, чуть повыше над ними молодые деревца и кустарники в своем неудержимом
порыве вверх оттеняют в сторону своих более слабых соседей. Лес поделен на ярусы
- это структурная часть фитоценоза, вертикальное расслоение для лучшего усвоения
солнечного света. Многие из этих растений используются в народной медицине.
Группа 3: Растения водных и избыточно увлажненных мест обитания.
Биологический тренажер
“По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая, Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг С
листьев брызнет роса серебристая”.
По берегам озер, речных заводей и других водоемов существует особенный, ни на
что не похожий растительный мир. Жизнь этих растений тесно связанна с водой и этим
объясняется особенность их строения. Велика роль этих растений в жизни водоемов:
они препятствуют перемещению ила, хорошо очищают воду. Заросли растений служат местом
жизни и кормления многих птиц, рыб и зверей. Многие из этих трав используются в
народной медицине
Группа 4: Растения сухих мест обитания.
Биологический тренажер
“Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле - вода! Экономь ее и береги - Мы ведь на планете не одни”.
Есть места, где вода большая редкость, добыть, уберечь вот основная задача для
растений которые там поселились. Эти растения очень жизнестойки и неприхотливы.
Они не отличаются броской краской, и конечно, цветы их не украшают букеты, уж больно
они колючи. Многие из этих растений обладают лекарственными и другими полезными
для человека свойствами. Кроме того, без них эти безводные районы выглядели бы еще
более пустынными.
Группа 5: Придорожные растения.
Биологический тренажер
“Эх, дороги ….
Вдоль дороги и во дворах растут совсем неприметные растения, на которые мы порой
не обращаем внимания. Они прекрасно приспособились к своей среде обитания. Значение
придорожных растений очень велико. Покрывая сплошным ковром обочины, они не дают
подниматься дорожной пыли, семена их служат кормом для птиц, многие из этих трав
используются в народной медицине.
После того как ребята выбрали из шести растений три растения своей экологической
группы (на их усмотрение), устраиваем обменный аукцион, каждая группа рекламирует
свои растения, другим группам и добирает недостающие свои растения.
После этого каждая группа получает правильные карты со всеми растениями и проверяет
свою работу, записывает в тетради название своей группы и правильные растения, по
количеству правильных растений каждая группа получает оценку три растения - “3”, четыре - “4”, пять - “5”, шесть - просто отлично и великолепно.
3. Закрепление знаний (5 минут) стр.248 вопрос 3,
4.
·
Чем можно объяснить сходство в строении тенелюбивых и живущих при
повышенной влажности почвы и воздуха растений?
·
Какие черты сходства наблюдаются у растений засушливых мест обитания
и светолюбивых растений?
Задание на дом.
Изучить § 55, выполнить задание на стр.248 учебника.
1. Беркинблит М.Б., Чуб В.В. “Биология" (экспериментальный учебник
для 6 класса) - М., “Вентана-Граф”, 1993 г.
2. Биология: справочник школьника (составитель Власова З. А.) - М.,
изд. “Слово”, 1995 г.
3. Большой энциклопедический словарь.
4. Будорагина Л.В., Ростроса Н.К. “Производство кисломолочных продуктов"
- М., “Агропромиздат”, 1986 г.
5. Корчагина В.А. “Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники”.
Учебник для 6-7 класса - М., “Просвещение”, 1992 год (на каждую парту).
6. Медников Б.М. “Биология: формы и уровни жизни" - М., “Просвещение”,
1994 г.
7. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. “Биология: растения,
бактерии, грибы, лишайники" (учебник для 6 класса) - М., “Вентана-Граф”, 2001 г. (на каждую парту).
8. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. “Занимательная ботаника” - М.,
“АСТ-Пресс”, 1999 г.
9. Серебрякова Т.И. “Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники"
(учебник для 6-7 класса) М., “Просвещение”, 1994 г.
10. Трайк Д.И. Книга для чтения по ботанике - М., “Просвещение”, 1994 г.
11. Энциклопедия “Я познаю мир”. Том “Медицина" - М. изд. “АСТ”,
1999 г.
A