Развитие технического творчества учащихся при изучении спецдисциплин и в кружковой работе
Реферат
Тема:
Развитие технического творчества учащихся при изучении
спецдисциплин и в кружковой работе
Выполнила:
Мережкова Р.О
2010 г.
Содержание
1.
Организация
технического творчества учащихся
2.
Составление
технического задания
3.
Планирование и
организация по развитию технического творчества
Заключение
1. Организация технического творчества
учащихся
Особое место в работе педагогических коллективов
профтехучилищ должны занимать вопросы совершенствования методики организации
занятий по техническому творчеству во внеучебное время.
Это организация технических кружков, кружки по углубленному
изучению профессии и предметов общетехнического цикла.
В кружках учащиеся конструируют, изготовляют модели и макеты
новой техники, приспособления, повышающие производительность труда и
обеспечивающие высокое качество изделий, учебно-наглядных пособия,
модернизируют оборудование учебных мастерских. Благодаря этому расширяется их
кругозор, формируется практические навыки и умения, устойчивый интерес к
приобретаемой профессии, вырабатываются волевые усилия по преодолению
трудностей, формируется стремление к постоянному повышению уровня технических
знаний, к творческому поиску.
Вместе с тем создание творческих объектов не самоцель.
Главное – обеспечить развитие технических творческих способностей учащихся.
Поэтому для подготовки квалифицированных рабочих, способных к творческому
труду, необходимо не только увеличение числа технических кружков и количества
участников, но и систематически совершенствование методики их работы.
Определенный педагогический эффект может быть достигнут при
использовании следующего методического приема: прежде чем приступить к
изготовлению объекта, необходимо привлечь учащихся к творческому процессу его
конструирования. Каждому учащемуся следует предложить сконструировать
определенную деталь, эскиза составить технологическую карту ее обработки. Все
это учащийся может выполнить самостоятельно. В процессе работы все учащиеся
могут консультироваться с преподавателями, чтобы проверить правильность
выбранной последовательности обработки деталей и составления технологической
карты.
Приступая к изготовлению объекта, следует организовать
коллективное обсуждение предложенных вариантов, проверить чертежи,
технологические карты, произвести экономическую оценку эффективности
предложенного конструктивного решения задания. Подвести учащихся к выбору
оптимального варианта.
В совместном процессе технического творчества педагог
стимулирует разбитие технической активности учащихся, на конкретных примерах
помогает своим воспитанникам воплотить в действующих объектах их первые зрелые
мысли. Все это способствует развитию технического творчества на уровне
современных требований педагогики и психологии.
2. Составление технического задания
Устройство нужно правильно расположить. Быстро и надежно
закрепить заготовку или инструмент перед обработкой, а обработку выполнить без
предварительной разметки. Применение приспособлений повышает производительность
и безопасность труда, обеспечивает необходимую точность обработки деталей.
К приспособлениям предъявляются технико-экономические и
эстетические требования, главные из которых - надежное выполнение функций и
достаточной запас прочности, что обеспечивает рациональной конструкцией,
оптимальным расположением узловых соединений и правильным размером деталей.
При конструировании приспособлений необходимо добиваться
снижения себестоимости изделий, что достигается применением доступных и
недорогих материалов, простатой технологического процесса и уменьшением затрат
труда на изготовление. Эстетические требования определяются созданием удобных
для работы, красивых по форме и отделке элементов изделия. Так как все
требования, предъявляемые к приспособлениям, техническим заданиям привести
невозможно, руководителю следует сообщить их учащимся в форме рассказа или
беседы.
После того, как учащиеся уяснили целевое назначение
приспособления и условия его эксплуатации, определили основные размеры деталей
и конструкции в целом, выбрали материал и способы соединения деталей, им
предлагается разработать собственный вариант конструктивного решения.
Разработка собственной идеи осуществляется в процессе
ознакомления с аналогичными конструктивными решениями по образцам, схемам и
техническим рисункам. Эта работа предполагает формирование у учащихся
представления об изделии, показ широких возможностей для проявления творчества,
создание условий для формирования умения переносить принцип действия одной
конструкции на другую, восполнять недостающие звено в заданной конструкции,
проектировать ее схематически, конструировать по собственному замыслу.
Задачи на перенесение принципа действия с одной конструкции
на другую требуют от учащихся умения использовать готовые элементы техники,
изменять размеры деталей, а иногда и их конструкцию применительно к новым
условиям работы. Следовательно, постановка таких задач целесообразна в процессе
конструирования и изготовления любого объекта. Практика работы подтверждает,
что задачи на выполнения недостающего звена в конструкции вполне доступны
учащимися. Они не взывают трудностей, так как имеющиеся звенья конструкции, с
одной стороны, подсказывают решение, а с другой - дают простор для поиска собственного
варианта.
При проектировании схематически заданной конструкции
учащимися необходимо дополнительные данные по типовым деталям машин. Механизмов
передач, кинематическим парам и т.д. При конструктирование по собственному
замыслу руководитель должен помочь учащимся разработать общие
рационализаторские решения с последующем воплощением их в объектах.
Разработка конструктивного варианта приспособления (а также
инструмента, технологического процесса и т.п.) может осуществляться в двух
направлениях. Руководитель предлагает учащимся:
1.
Рассмотреть
несколько конструктивных решений аналогичных приспособлений и коллективно
определить вариант конструкции, наиболее полно соответствующей функциональному
назначению приспособления;
2.
вспомнить
различные конструктивные решения приспособлений, с которыми они встречались на
практике, и изобразить собственный вариант в графической форме.
3.
Практика
показала, что второй вариант дает наилучшие результаты, так, как, конструктируя
знакомые изделия, учащиеся хорошо знают их назначение и условия работы.
Представленные учащимися решения руководитель группируют по вариантам, и
предлагает им коллективно обсудить их достоинства и недостатки.
4.
В ходе обсуждения
следует заострить внимание на соответствии конструкции функциональному
назначению и условиям эксплуатации, необходимости учитывать форму и материал
деталей, способы их соединения, красоту внешнего вида изделий. Анализ
достоинств и недостатков каждой конструкции вырабатывает у учащихся критический
подход к конструированию, формирует умения и навыки. В ходе обсуждения
недостающие данные. Затем учащиеся приступают к составлению технического
задания.
После ознакомления с несколькими конструктивными решениями,
обсуждения их достоинств и недостатков, составления принципиальной схемы
конструкции, вычеркивания эскизов и рабочих чертежей деталей руководитель
предлагает начать подготовку к изготовлению приспособления. Для этого учащиеся
должны составить последовательное описание операций на изготовление порученных
ему деталей. После согласования последовательности обработки с руководителем
учащемуся предлагается заполнить технологическую карту.
В техническом творчестве учащиеся эта изготовления имеет
весьма существенное значение, так как объективное заключение о действительной
рациональности конструируемого приспособления можно сделать лишь тогда, когда
оно будет изготовлено, собрано и испытано. При этом изготовление конструкции,
разработанной самим учащимся, формирует у него ясное представление о связи
конструирования с требованиями технологии. Наряду с этим в процессе
изготовления самостоятельно сконструированного объекта учащиеся сталкиваются с
необходимостью оперативно разрешить затруднения, возникающие из-за отсутствия
предусмотренных чертежами материалов и заготовок, запланированных для
изготовления инструментов и оборудования. Кроме того, в процессе изготовления
конструкции у учащихся формируются профессиональные навыки и умения.
Определенный вклад в развития творчества и рационализаторской
деятельности учащихся вносит также и теоретическое обучение, в частности
занятия по спецтехнологиям. На уроках спецтехнологии, и в процессе
производственного обучения преподаватели и мастера далеко не всегда используют
проблемный метод обучения. Вместе с тем решение проблемы предполагает выход из
затруднения, в результате чего усваиваются новые технические знаний, умения и
навыки, формируются волевые качества личности - целеустремленность,
настойчивость, самостоятельность и др.
Применение проблемного метода в обучении во многом зависит от
педагогического мастерства преподавателя, от его квалификации. Однако как бы ни
было мастерство педагога, основ значительной мере зависит от оснащенности
кабинета спецтехнологии необходимым оборудованием и техническими средствами
обучения. В недостаточно оснащенном кабинете невозможно дать учащимся знания
основ современной техники и технологии, которые необходимо не только для
сознательного и прочного овладения профессий, но и для последующего повышения
производственной квалификации. Кабинет спецтехнологии - это не только учебное
помещение, в котором проводиться теоретические занятия; это своего рода
лаборатория, в которой учащиеся впервые открывают тайны науки и техники,
приобщаются к процессу создания, творчеству. Здесь в полной мере раскрываются
способности учащихся, формируется интерес к профессии.
Рабочее место преподавателя должно оборудовано так, чтобы
обеспечить четкую, продуктивную работу с учащимися. Подробно останавливаясь на
описании кабинета по спецтехнологии, покажем, в каких условиях и в определенной
мере в создании таких условий максимально реализуются возможности использования
спецтехнологии для развития технического творчества, формирование творческих
качеств личности будущих рабочих.
К таким возможностям можно отнести:
- привлечение учащихся к разработке и изготовлению учебно -
наглядных пособий и их последующее использование в учебном процессе (плакаты,
чертежи, схемы, технологические карты, образцы работ, инструменты,
приспособления, схемы механизмов, станков)
- выполнение зданий, предполагающих самостоятельную работу
учащихся с учебной и специально подобранной технической литературой;
- анализ передовых методов труда новаторов производства;
- решение задач, связанных с организацией труда,
рационализаторской технологических процессов и конструирование в этих целях
различных приспособлений;
- организация внеклассных технических занятий (проведение
конференций, олимпиад, выпуск газет).
Использование технического оснащения кабинета сецтехнологии
расширяет диапазон и обогащает возможности применения проблемного метода
обучения, установления органических связей знаний по спецтехнологии с
профессией.
Добиваясь того, чтобы они в полной мере осознали
необходимость теоретических занятий в своей будущей работе, приучились к
мыслительным операциям по сравнению и нахождению ошибок, что в значительной
степени способствует развитию технического мышления подготавливаемых рабочих.
3. Планирование и организация работы
по развитию технического творчества
Работа по развитию технического
творчества осуществляется на основе единого перспективного плана, составляемого
с учетом планов работы предметных кружков и кружков технического творчества,
которые разрабатываются преподавателем, мастерами производственного обучения.
Организацией и руководством
техническим творчеством учащихся, пропагандой знаний занимается училищный совет
по техническому творчеству, в состав которого входит: заместитель директора по
учебно-производственной работе мастера производственного обучения,
преподаватели спецтехнологии. Председатель методической комиссии, а также
учащиеся, активно участвующие в техническом творчестве училища.
В это план включаются вопросы,
связанные с развитием технического творчества, рационализацией. Изобретательством,
а также с необходимостью совершенствования всего учебно-воспитательного
процесса, внедрения элементов научной организации труда в деятельности
педагогов. Поэтому одно из важных звеньев в работе – разработка конкретных
мероприятий, реализация которых должна стать неотъемлемой частью всего
учебно-воспитательного процесса . Эти мероприятия ежегодно следует расширять и
углублять с учетом современного уровня развития техники. При определении
мероприятий и составления плана учитывается конкретные условия каждого училища.
Профиль изучаемых профессий, уровень инженерно-педагогических работников.
Вместе с тем, следует учитывать целый ряд универсальных вопросов, которые
целесообразно отражать в плане училища.
План состоит из двух разделов.
Мероприятия первого раздела связаны с научно- технической информацией, а также
с совместной деятельностью учащихся с инженерно-педагогическими работниками по
техническому творчеству, мероприятия второго отражают специфическую
направленность на развитие рационализаторства и изобретательства.
Заключение
Как свидетельствует опыт педагогической практики, в нашем
училище накоплен положительный опыт по формированию у учащихся развития
технического творчества и творческого мышления и творческого отношения к
решению задач. У нас есть специальные разработанные программы и методические
рекомендации по развитию технического творчества учащихся, в то время эта
работа должна стать органической частью всего учебного процесса. На основании
изучения и обобщения передового опыта работы по техническому творчеству можно
предложить еще несколько требований и рекомендаций для руководителей кружков и
мастеров производственного обучения, направленных на повышение эффективности организации
технического творчества и рационализаторской деятельности учащихся.
1.
Учебно-воспитательный
процесс должен воедино слить высокопроизводительный труд учащихся, овладение
рабочей профессией, развитие элементов технического творчества и формирование
добросовестного отношения к труду. Материал по производственному обучению и
специальной технологии, ориентирующей мастера и преподавателя на развитие
технического творчества в учебном процессе, должен стать составной частью
профессиональной подготовки учащихся.
2.
Занятия по
техническому творчеству следует начинать с изготовления несложных объектов,
важно, чтобы учащиеся справились с работой, почувствовали уверенность в себе,
испытали первый успех, потребность в творческой деятельности.
3.
Конструкторская
деятельность учащихся, даже на первоначальном этапе, должна включать элементы
самостоятельного творческого поиска. Для этого следует ставить учащихся в
проблемные ситуации, требующие самостоятельности, напряжения мыслительной
деятельности.
4.
Перед
изготовлением объекта с учащимися следует осудить возможные рациональные изменения
отдельных элементов конструкций.
Список использованной литературы:
1.
Скородумов Н.М
Личный пример мастера 2005 г.
2.
Мосолов В.А,
Карагоз Ю.А Планирование воспитательной работы в учебной группе. 2004 г.
3.
Ступарик Б.М Организация
технического творчества в группе. 2004 г.