Педагогический анализ современного урока технологии
Педагогический
анализ современного урока технологии
1. Урок и его анализ
1.1 Место и роль педагогического анализа в системе работы
школы
Вся жизнь школы в основном протекает на уроках.
Какие бы изменения ни происходили в школе, какой бы вид
она ни принимала: гимназии, лицея, колледжа, - урок пока остается основной организационной
формой обучения, и суть школы - в уроке.
Именно урок — то место, где происходят основные процессы
обучения, воспитания и развития личности. С урока начинается развитие
конкретной школы, с урока начинается развитие системы народного образования.
Совершенствование работы учителей неразрывно связано с
изучением опыта коллег посредством посещения и анализа уроков. На уроке видны и
неудачи педагога, его просчеты и ошибки, раскрываются мастерство, эрудиция.
Цель анализа заключается в оценке работы учителя с
позиций соответствия его урока достижениям современной педагогики и психологии,
определении дальнейших перспектив в совершенствовании педагогического мастерства.
Анализ урока осуществляет ряд функций: контрольную (вспомогательную), обучающую
(основную) и воспитывающую (помогающую учителю определить направление
самообразования и самовоспитания).
В связи с этим в анализе урока должны быть четко
охарактеризованы:
- во-первых, научность изучаемого материала, его
соответствие программе, качество знаний (контрольная функция);
- во-вторых, отмечены достижения и недостатки в работе
учителя, соответствие методов обучения передовому опыту и рекомендациям по повышению
педагогического мастерства (обучающая функция):
- в-третьих, оценены деловые и этические качества
учителя, его речь, культура общения и т. д. (воспитывающая функция).
При анализе урока учителя необходимо учитывать его
индивидуальность, особенности, дарования, сильные стороны. Нельзя навязывать
общие одинаковые рекомендации, приемы, методы. Что годится для одного,
нецелесообразно для другого. Всякие рекомендации по улучшению проведения уроков
должны обязательно опираться на достижения учителя, на его сильные стороны.
Недостатки и слабости надо объяснить таким образом, чтобы было ясно, как надо работать
над собой.
При анализе уроков важно поощрять творческое их
проведение, побуждать учителя к самостоятельной разработке структуры и методики
урока, исходя из содержания материала, дидактических и воспитательных задач,
рекомендаций науки и своих собственных возможностей.[9]
Содержание анализа урока всегда должно служить задачам
включения учителя в режим творчества. Педагогический труд не возможен без
элементов исследования, поиска. Ведь каждый ребенок, с которым имеет дело
учитель, это совершенно неповторимый мир чувств, мыслей, интересов,
воздействовать эффективно на который по шаблону, опираясь, раз и навсегда
сложившийся стандарт, невозможно. Каждый раз, к каждому ребенку и коллективу
необходимо искать свой подход, соответствующий конкретной ситуации и
обстановке. «Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость,
чтобы повседневное поведение уроков не превращалось в скучную, однообразную
повинность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследователя»,-
говорит В. А. Сухомлинский.[10]
Творческий настрой и творческая инициатива должны
проявляться, прежде всего, в творческом подходе к анализу урока, каждый из
которых должен быть для учителя школой. Через анализ же урока учителя должен
формироваться его интерес к поиску, к той или иной педагогической идее, обязательно
связанной с практической стороной деятельности учителя, к анализу собственной
работы, чтобы стать средством возбуждения, источником энергии и подъема для
учителей.
Сегодня, когда речь идет о формировании и развитии личности,
особое значение приобретает проблема психолого-педагогического изучения ребенка.
Знание ребенка учителем — это азы педагогической культуры.
«Без знаний ребенка нет школы, нет воспитания, нет
подлинного педагога и педагогического коллектива»…[10]
В решении этой проблемы немаловажная роль отводиться
посещению и анализу уроков, ибо управлять процессом изучения учащихся,
определять степень этой изученности можно, прежде всего через наблюдение
деятельности педагога и учеников на уроке, через глубокий педагогический анализ
этой деятельности. У учителя составление педагогической характеристики должно
быть связано не только с изучением личности поведения, но и с самоанализом
своего поведения, с самоанализом своих отношений к ним.
Значение педагогического анализа урока состоит еще и в
том, что он является действительным средством развития у учителя способности
рефлексировать свой труд и свое поведение путем самоанализа.
Именно через педагогический анализ урока должно быть
сформировано у учителей умение видеть взаимосвязь между своим преподаванием и
ученическими знаниями, умение оценивать свою работу по конечному результату.
Это драгоценное качество педагога, но чтобы оно вошло в систему работы учителя,
он должен быть не только исключительно внимательным к своему труду, но у него
должно быть обостренное чувство самокритичности, а последнее необходимо не
только воспитать, но и, воспитав, все время поддерживать и развивать.
Инструментом для этого является педагогический анализ
урока. Через него необходимо все время нацеливать учителя на постоянный
самоанализ следующей связи: изложение нового материала учителем – недостатки ответов
учащихся.
Таким образом, задача педагогического анализа урока,
заключается в том, чтобы воспитывать у учителя чувство самокритичности, привить
интерес к самоанализу своей работы, научить методике самоанализа.
Умение его осуществлять — обязательный и неотъемлемый
элемент культуры педагогического мастерства учителя.
В. А. Сухомлинский совершено справедливо считал, что если
анализ собственной работы войдет в систему деятельности учителя, каждый учебный
год будет приносить ему новые успехи.
Педагогический анализ урока помогает учителю взглянуть на
свой труд как бы со стороны, оценить свои силы, увидеть достижения и недостатки
в своей работе. Он является важнейшим средством стимулирования самообразования
педагога, воспитания сознательного отношения учителя к работе.
Анализ урока должен проводиться не отдельным лицом
(методистом, инспектором, директором, завучем), а группой лиц, в которую входят
представители администрации школы, коллеги по работе, передовые учителя других
школ. Групповой анализ урока особенно важен по отношению к учителям со
слаборазвитой самокритичностью и низкой требовательностью к себе. Иногда групповой
анализ урока необходим и как средство обучения учителей комплексному подходу к
методике обучения, как способ обмена опытом, его обобщения. При групповом
анализе возможен более глубокий подход к оценке действий учителя и учащихся,
более объективная самооценка. Можно не согласиться с мнением одного человека,
но нельзя не согласиться, когда на те или иные недостатки указывают все.
Весьма целесообразны взаимопосещения уроков. Анализ
уроков коллег в присутствии директора, завуча - хорошая школа воспитания
требовательности к себе и другим.
1.2 Виды анализа урока
Научные исследования рассматривают следующие виды анализа
учебного занятия (урока):
-психологический анализ урока,
-физиологический анализ урока,
-анализ урока на основе вербальной характеристики,
-анализ эффективности учебного занятия,
-психолого-педагогической анализ урока,
-системный анализ урока,
-аспектный анализ урока.
Рассмотрим их краткую характеристику.
Все виды анализов предполагают предварительное наблюдение
и фиксирование увиденного в форме фотографии (т.е. отображение реальной
действительности на бумаге).
Фотография может быть в 3-х видах:
сплошная запись урока,
фиксирование по видам деятельности:
Этапы урока, t
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
|
|
|
фиксирование учебного занятия по структуре целостного педагогического
процесса:
Этапы урока
|
Цель этапа
|
Содержание учебно-познавательной
деятельности
|
Методы организации
учебно-познавательной деятельности
|
Формы и средства организации
учебно-познавательной деятельности
|
Реальный результат
|
учителя
|
учащихся
|
|
|
|
|
|
|
|
Главная цель анализа заключается в том, чтобы помочь
учителю усовершенствовать систему взаимодействий с учащимися.
Психологический анализ урока предполагает изучение
психологических процессов (мышление, память, внимание, воображение, речь, эмоциональное
состояние детей), происходящих у личности или у группы обучаемых. Могут также
изучаться психологические механизмы подражания, заражения, мотивация
учебно-познавательной деятельности и т.д.
Психологический анализ урока крайне необходим для
обучения молодых учителей умению видеть и понимать класс, изучать учащихся,
поддерживать с ними постоянный контакт. Такой анализ очень важен и для опытных
педагогов с точки зрения того, как он помогает созданию условий для эффективной
умственной деятельности, организации внимания, развития памяти и т.д. В целом
при психологическом анализе урока следует выделить три основных звена:
психология учителя (деятельность, ум, эрудиция, эмоциональность, речь,
поведение, отношение к людям), психология учения (деятельности детей) и
эмоциональная связь между учителем и учащимися.
Психологический анализ включает в себя следующие
элементы:
Характеристику качества усвоения знаний: работу над
понятиями, выделение главного, усвоение теории, и ее связь с практикой,
формирование убеждений, точности знаний;
Характеристику интеллектуальной атмосферы урока:
насколько правильно побуждал учитель к активному мышлению всех учащихся, как
развились познавательные интересы, удовлетворялась любознательность, ставились
и решались познавательные проблемы, как использовались коллективные формы
учебного труда. Умение думать вместе, спорить, доказывать, опровергать и т.д.;
Характеристику эмоциональной атмосферы урока, каким было
настроение учащихся, как поддерживался мажорный тон урока. Как обеспечивались
положительные эмоции для воспитания интереса к учению, формирования
ответственности за свою работу, насколько заинтересован, влюблен в свое дело учитель,
как эмоциональность урока влияла на работоспособность учащихся;
Характеристику развития учащихся в процессе обучения:
какие умения и навыки были ими приобретены или закреплены, какие познавательные
силы и способности при этом развились (в первую очередь ответственность,
трудолюбие, воля)
Такой психологический анализ сложен, он требует
постепенного внедрения в практику: сначала анализ посвящен характеристике
познавательных интересов, потом качеству усвоения знаний, затем характеристике
интеллектуальной атмосферы урока и т.д. [9]
Схема психологического анализа урока (по Л. П. Ромадиной)
Показатели реализации
психологического потенциала урока.
|
Оценка
|
Примечание
|
1
|
2
|
3
|
1.Развитие внимания
|
|
|
Учитель использовал различные
приемы активизации внимания, формирования познавательного интереса на уроке.
|
|
|
На уроке использовались внешние
особенности наглядного материала для привлечения внимания (яркость, новизна и
др).
|
|
|
Изложение учебного материала
(образность, эмоциональность, смена интонаций, новизна речевой формы)
способствовало поддержанию внимания на уроке.
|
|
|
Темп ведения урока способствовал поддерживанию
внимания на уроке.
|
|
|
Смена видов деятельности на уроке
способствовала сосредоточению внимания учеников.
|
|
|
На уроке учитывались возрастные и
индивидуальные особенности внимания учащихся.
|
|
|
2. Развитие памяти.
|
|
|
На уроке использовались возможности
всех видов памяти (образно-слуховой, зрительной, моторной,
словесно-логической, эмоциональной).
|
|
|
На уроке учитывались индивидуальные
особенности памяти учащихся, использовались сочетания видов памяти.
|
|
|
3. Организация мыслительной
деятельности.
|
|
|
Цель и задачи урока способствовали
развитию умственной деятельности учащихся.
|
|
|
На уроке формировались навыки
самоконтроля и самооценки мыслительной деятельности учащихся.
|
|
|
На уроке имели место различные виды
мышления (практически-действительное, наглядно-образное,
словесно-логическое).
|
|
|
Мыслительная деятельность учащихся
на уроке способствовала росту их интеллектуального уровня.
|
|
|
Учитель формировал у учащихся
умение выделять главное в учебном материале.
|
|
|
На уроке учитывались индивидуальные
интеллектуальные особенности учащихся.
|
|
|
На уроке использовались проблемные
задания.
|
|
|
На уроке была создана творческая
атмосфера.
|
|
|
4. Нравственное значение урока.
|
|
|
Взаимодействие учителя и учащихся
на уроке доброжелательное.
|
|
|
Учитель развивает в детях установку
на сотрудничество и взаимопонимание.
|
|
|
На уроке преобладала положительная
эмоционально-нравственная атмосфера.
|
|
|
На уроке осуществлялся
личностно-ориентированный подход.
|
|
|
Оборудование, оснащение,
эстетическое оформление урока способствовало воспитанию культуры труда.
|
|
|
5.Гигиеническая оценка труда.
|
|
|
Учитель эффективно использовал
наиболее продуктивное время урока.
|
|
|
Поведение учащихся на уроке соответствовало
требованиям дисциплины, отсутствовали посторонние разговоры.
|
|
|
Работе учащихся на уроке мешали
дополнительные раздражители.
|
|
|
Классная комната соответствовала
гигиеническим нормам (класс проветрен, достаточно освещен, мебель соответствует
росту учеников).
|
|
|
Общая оценка урока.
|
|
|
Физиологический анализ урока — сущность его заключается в
том, что присутствующие изучают физиологические условия организационного
взаимодействия в классе.
Например — осанка учащихся, степень их активности,
которая зависит от таких показателей, как температура помещения, наличие
свежего воздуха, чистота и уют помещения, состояние здоровья детей.
Одна из задач физиологического анализа урока — это
определение оптимальных нагрузок на учащихся с целью исключения возможных
перегрузок и предотвращения развития различных заболеваний (например,
сердечно-сосудистые заболевания, сколиозы, заболевания гормональных органов,
неврозы и т. д.).
Анализ урока на основе вербальной характеристики - предполагает
оказание помощи учителю в анализе урока, опираясь на речевые клише. Мы предлагаем
схему этого типа анализа, разработанную Т. И. Шамовой. С нашей точки зрения она
помогает учителю корректно и содержательно определить достоинства и недостатки
урока.
Схема анализа урока (по Т.И.Шамовой)
№
|
Характеристика урока
|
1
|
Поведение учителя (первый
компонент) 1. Учитель свободно владеет учебным материалом, хорошо эрудирован
в смежных областях знаний. 2. Использованы различные методические приемы:
учитель стремится разнообразить содержание урока и деятельность учащихся. З.
Речь образная, эмоциональная, четкая и грамотная. 4. Стиль общения с
учащимися доброжелательный, демократический, отношение заинтересованное. 5.
Чувство такта, культура общения оказывают благоприятное воздействие на
учащихся.
|
2
|
Действия учащихся (второй
компонент) 1. Проявляется средний (низкий, высокий) уровень активности
учеников: вопросы чаще всего задавал учитель. 2. Познавательный интерес
учащихся поддерживает нетрадиционная форма обучения (игра). З. Ответы
учащихся достаточно аргументированы, хорошо организована самостоятельная
работа, оправдала себя коллективная проверка выполнения заданий. 4. Отдельные
ученики оперировали понятиями, сочетая теоретические знания с практической
деятельностью, некоторые из них активно работали в составе группы:
придумывали ответы, вносили поправки в выполненные задания и т. п. (было
много пассивных учащихся).
|
3
|
Содержательно-информационные
аспекты урока (третий компонент) 1. Принцип научности и доступности обучения
реализован в полной мере, но, к сожалению, задания редко рассчитаны на более
сильных учеников. 2. Школьники работали с учебным текстом, дополнительной
литературой. З. На обобщающем уровне преподаватель использовал прием
опережающего обучения. 4. Некоторые (многие) ученики сумели выделить главное,
сделать вывод и обобщение.
|
4
|
Организация урока (четвертый
компонент) 1. Учитель рационально распределил время, темп работы средний
(низкий, высокий). 2. Репродукция картины, опорные таблицы, ТСО были
использованы достаточно эффективно (неэффективно). З. Есть (нет) четкая
обратная связь, чаще всего ученики отвечают на вопросы педагога. 4.
Преобладал высокий (низкий) уровень требований к ЗУН учащихся, контроль
знаний осуществлялся в целом эффективно. 5. Урок оказал большое эстетическое
воздействие
|
5
|
Цели — результат урока (пятый
компонент) 1. Цель сформулирована четко, в ходе урока удалось полно
(частично) проверить и обобщить знания учащихся. 2. Поставленная цель
реальна, достижима, целесообразна. З.Преподавателю удалось вызвать у
школьников ценностные переживания.
|
Анализ эффективности учебного занятия — предполагает
определить положительный результат взаимодействия учителя и учащихся на уроке.
В этот анализ входя из 13 этапов, которые позволяют
оценить учителя по оценкам от 0 до 2.
Конкретно оценивается умение учителя ставить цель,
организовывать деятельность учащихся, отобрать оптимальные формы и средства
обучения и оценить уровень достижения триединой цели урока.
Анализ качества и эффективности учебных занятий (по Т. И.
Шамовой)
Характеристика урока
|
Показатели
|
1. Цель урока
|
|
2.Организованы действия учащихся по
принятию деятельности
|
|
3.Соответствие содержания учебного
материала ТЦУ
Методы обучения обеспечили:
б)сотрудничество учителя и учащихся,
в) контроль и самоконтроль
|
|
4. Соответствие методов обучения:
а)СУМ (содержание учебного материала),
б)ТЦУ (триединой цели урока)
|
|
5.Формы познавательной деятельности
обеспечили:
а) сотрудничество учащихся,
б) включение каждого ученика в
деятельность по достижению ТЦУ
|
|
6.Формы организации познавательной
деятельности отобраны в соответствии с МО, СУМ и ТЦУ
|
|
7. Уровень достижения ТЦУ:
а) познавательный аспект,
б) воспитательный аспект,
в)развивающий аспект
|
|
Примечание: бальные оценки:
реализовано полностью — 2;
реализовано частично -1;
не реализовано — 0.
Эффективность урока определяется по формуле:
Э =сумме баллов, выставленной экспертом / 26 * 100% (26 —
максимально возможная сумма баллов).
Если Э = 85 % и нет ни одной оценки 0, то урок —
отличный; если Э от 65 до 84 % - урок хороший; если Э = от 45 до 64% - урок
проведен удовлетворительно.
Психолого-педагогический анализ урока - во внутришкольном
контроле важную роль играет посещение уроков руководителями школ, их целенаправленный
анализ, изучение и обобщение педагогического опыта учителей, проведение
открытых уроков и взаимопосещение уроков.
Посещение уроков планируется исходя из общих задач,
намеченных в годовом плане работы школы. Цель посещения может быть общей,
направленной на повышение эффективности учебного процесса всей школы. Цель
посещения может быть и более частной, например, изучение системы работы отдельных
учителей и способов педагогических задач на уроках. Уроки опытных учителей
руководители школ посещают, чтобы выявить и обобщить передовой педагогический
опыт.
Наблюдения на уроке ведутся целенаправленно, т. е. так,
чтобы собрать полный и достаточно аргументированный материал для успешного
решения поставленных в плане задач.
Анализ каждого урока проводится индивидуально с каждым
учителем. Обсуждение должно быть принципиальным и требовательным, но конкретным
и доброжелательным. Неприятные для учителя замечания следует аргументировать
фактами и положениями из теории педагогики и психологии. [11]
Схема анализа урока (по Л. П. Ромадиной)
1.Общие сведения об уроке
Дата, класс, Ф. И. О. учителя, предмет, количество
учащихся, сколько отсутствует.
Обстановка в классе: порядок в классе, готовность
учащихся к уроку (наличие ученических принадлежностей).
Оборудование: подготовлены ли наглядные пособия, их целесообразность
и необходимость на уроке, подготовлена ли доска.
Четкость организационного момента, помогают ли учителю
ученики — ассистенты, лаборанты, актив.
Тема урока. Цели урока. Информирует ли учитель учащихся о
цели и задачах урока.
2. Тип и структура урока.
Целесообразность выбора типа урока, соответствует ли
структура данному типу урока, как обеспечивается целостность урока, как
подводятся итоги.
3. Содержание урока.
Соответствует ли содержание программе предмета, целям и
задачам урока, как отобранный материал связан с жизнью, современностью, с
опытом самих учащихся, как решает воспитательные задачи, устанавливает
межпредметные связи.
4. Методы и приемы обучения на уроке.
Какая система методов применяется, соответствуют ли
методы и приемы обучения целям и задачам урока, содержанию материала,
возрастным особенностям учащихся, уровню знаний учащихся. Как осуществляются на
уроке дидактические принципы. Насколько целесообразно используются ТСО,
наглядные пособия, приемы повышения творческой активности школьников,
индивидуализация и дифференцирование заданий учащихся.
Оценка знаний учащихся, объем и характер домашнего
задания.
5. Поведение учащихся.
Проявление учащимися познавательной активности и
самостоятельности, заинтересованности, прилежания, внимания. Отношение учащихся
к учителю.
6. Поведение учителя.
Умение владеть классом.
Стиль и тон в работе. Педагогический такт.
Наблюдательность, находчивость, эмоциональный подъем, культура речи. Внешний
вид. Пользуется ли учитель авторитетом у учащихся.
7. Результаты урока.
Достижение цели. Выполнение плана урока. Объем и качество
знаний учащихся. Воспитательное, образовательное и развивающее значение урока.
Что ценного из данного урока можно рекомендовать для внедрения в практику
других учителей. Указания учителю, как закрепить и усовершенствовать
положительные качества урока, как преодолеть недостатки (рекомендации: дать
список литературы, посетить уроки других учителей и др.).
Необходимо учесть, что данная схема ориентировочная и
применять ее следует полно или частично в зависимости от цели посещения и
анализа урока.
Системный анализ урока - цель его рассмотреть урок как дидактическую
систему. Любая система организуется под конкретную цель, поэтому учитель должен
владеть умениями по целеполаганию. Поскольку именно цель позволяет определить
тип урока и установить его логику.
Системный анализ урока предполагает оценивание связей,
характерных для каждого этапа и между всеми этапами, которые должны
обеспечивать оптимальность решения поставленной триединой дидактической цели
урока. Он включает:
Схема системного анализа урока.
1. Определить дидактическую цель урока:
а) четкость определения объема и уровня усвоения знаний
учащимися факты, законы, теории, уровень восприятия, осмысления и первичного
запоминания, уровень применения в ситуациях по образцу, уровень применения
знаний в измененных ситуациях, уровень применения знаний в новых ситуациях,
самостоятельное применение знаний в разнообразных ситуациях);
б) четкость определения уровня формирования умений
учащихся;
в) определение конкретных пробелов в знаниях, умениях
учащихся;
г) диагностичность цели (четко ли выделены в ней конечные
результаты урока):
д) преемственность в постановке цели (связи с
предшествующими и последующими учебными занятиями).
2. Определение типа урока и установление соответствия
логики урока его типу.
3. Определение микроструктуры урока.
4. Выделение главного этапа урока.
5. Оценить каждый этап урока его микроструктуру с точки
зрения установления связей: дидактическая задача — содержание — методы и приемы
обучения формы организации познавательной деятельности учащихся - конечный
(реальный) результат:
а) формулирование дидактической задачи этапа;
б) установление степени соответствия содержания
дидактической задачи (соответствует, не соответствует по некоторым аспектам,
практически не соответствует, т. к...);
в) установление степени соответствия используемых
методов, приемов обучения, форм организации УПД учащихся дидактической задаче и
содержанию этапа (обеспечили взаимодействие учителя и учащегося в процессе
реализации дидактической задачи, обеспечили частично, практически не
обеспечили, так как...);
г) позволили ли методы обучения, формы организации познавательной
деятельности включить большинство учащихся в активную познавательную
деятельность (какие?);
д)какой характер деятельности учащихся преобладал
(репродуктивный, частично-поисковый, творческий);
е)какой стиль взаимодействия в системе «учитель-ученик»
(авторитарный, диалогический);
ж) обеспечили указанные обстоятельства реализацию
дидактической задачи этапа, каков реальный результат (вывод);
з) обеспечен ли переход к следующему этапу урока:
Организационный этап:
- готов ли класс к уроку;
Проверка выполнения д/з и всесторонняя глубокая проверка
знаний:
- определены ли типичные недостатки в знаниях учащихся и
причины их появления;
- ликвидированы ли обнаруженные недостатки;
Подготовка к активной УПД на основном этапе урока:
- сформулирована ли цель урока в действиях учащихся;
- сформулирована ли цель урока вместе с учащимися;
- актуализированы ли опорные знания и умения (какие?);
Изучение нового материала:
-выделено ли главное в изучаемом материале (что именно?),
в какой форме;
-структурировано ли содержание;
-выделены ли основные признаки изучаемых познавательных
объектов;
-установлены ли разнообразные связи между частями
изучаемого материала;
- акцентировано ли внимание учащихся на способах
получения того или иного вывода;
- предлагается ли методика воспроизведения изучаемого
материала.
Первичная проверка понимания нового материала:
- предлагались ли вопросы на установление учащимися связи
между различными частями учебного материала;
- позволили ли вопросы, предлагаемые учителем, выявить
неясности осмысления (какие?);
- соответствуют ли вопросы, предъявляемые к учащимся,
реальным возможностям школьников.
Закрепление знаний и применение знаний:
- воспроизведены ли учащимися основные признаки изученных
знаний. Связи между ними;
- позволила ли система вопросов выявить типичные пробелы
в знаниях учащихся, несформированность приемов умственной деятельности (какие
вопросы?);
- организована ли деятельность учащихся по применению
знаний в различных ситуациях (какие задания предлагались, лежит ли в основе
этих упражнений четко спланированная последовательность действий);
- дополнено ли уже усвоенное учащимися новыми связями (какими?).
Обобщение и систематизация знаний:
- выделены ли учащимися наиболее существенные понятия,
факты, закономерности в изученном учебном материале (какие?);
- установлены ли учащимися причинно-следственные и другие
связи между знаниями (какие?);
- предлагались ли учащимся задания на сравнения, анализ,
синтез, классификацию познавательных объектов (какие?);
Контроль и самоконтроль:
- правильно ли отобран учебный материал, подлежащий
проверке;
- позволяют ли задания выявить степень усвоения учащимися
знаний, недостатки в знаниях и причины их появления;
- соответствует ли уровень требований к учащимся реальным
возможностям школьников;
- каковы различия в мере помощи, оказываемой учителем
разным ученикам при работе;
- учитываются ли индивидуальные различия в скорости,
темпе мышления;
- формируется ли у школьников навыки взаимоконтроля и
самоконтроля.
Подведение итогов урока:
- дана ли общая характеристика работы класса: показана ли
степень успешности в овладении содержанием урока;
- вскрыты ли недостатки;
- показаны ли пути их преодоления.
Информация о д/з:
- соответствует ли содержание д/работы уровню обученности
учащегося на уроке, возрастным особенностям;
- имеется ли у учащегося право выбора д/з.
6. Оценить, как связаны между собой этапы урока.
7. Оценить вывод о реализации дидактической цели урока
(достиг ли урок цели).
8. Рекомендации.
Аспектный анализ урока — предполагает изучение
какого-либо аспекта деятельности педагога и учащихся на уроке (можно
анализировать только формы, только мотивацию или индивидуальный стиль работы
учителя, т. е. определенный аспект работы учителя).
Схема анализа урока.
1. Поведение
- знание предмета,
- уровень педагогического и методического мастерства,
- культура речи, ее образность и эмоциональность,
- чувство такта и демократичность,
- внешний вид, мимика, жесты.
2. Особенности учебной деятельности
- активность,
- самостоятельность,
- уровень общеучебных и специальных явлений,
-наличие и эффективность групповой, коллективной, парной,
индивидуальной форм работы,
- проявление организованности и заинтересованности учащихся,
3. Содержание изучаемого материала
- научность,
- доступность,
- опора на субъективный опыт ребенка,
- привлекательность информации,
- оптимальность объема материала.
4. Эффективность преподавания
- рациональное использование времени, чередование видов деятельности,
- целесообразность использования наглядности и ТСО,
- эффективность методов работы с учащимися,
- форма и виды контроля.
5. Цели и результативность
- четкость и лаконичность в формулировке целей урока,
- чему и как научились дети,
- воздействие урока на развитие учащихся.
1.3 Опорная схема № 1 для конструирования и анализа
учебных занятий
Дидактическая задача этапа
|
Условия для решения дидактической
задачи
|
Показатели реального результата
решения задачи
|
Подготовка учащихся к работе на
занятии.
|
I. Организация начала занятия. -
Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к
учебному занятию, организация внимания школьников, последовательность в
предъявлении требований, четкость. - Раскрытие общей цели урока и
ознакомление учащихся с планом работы.
|
-Кратковременность, полная
готовность класса к работе, быстрое включение учащихся в деловой ритм. -
Формулирование целевых установок и плана работы.
|
Установление правильности и
осознанности выполнения домашнего задания всеми (большинством) учащихся.
Выявление пробелов и их коррекция.
|
II. Проверка выполнения домашнего
задания. - Выявление знаний учащихся о фактах и отдельных понятиях, о
способах действий. - Использование учителем системы приемов, позволяющих
определить уровень выполнения домашнего задания («под копирку»; тестовые
задания; задания, подобные домашнему; постановка учащимся дополнительных
вопросов; «продолжение ответа») и др.
|
-Проверка учителем за короткий
промежуток времени знаний и метазнаний, установление типичных недостатков. -Оптимальность
сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления
правильности выполнения задания.
|
Обеспечение мотивации учения
школьников и принятия ими задач учебно-познавательной деятельности.
Актуализация опорных знаний и способов действий учащихся.
|
III. Подготовка учащихся к активной
учебно-познавательной деятельности на основном этапе занятия. -Умение учителя
формулировать задачи урока в действиях учащихся. -Владение учителем
многообразием приемов мотивации учения и актуализации опорных знаний и
способов действий, обеспечивающих выделение ключевых идей, ведущих принципов
каждого учебного предмета; -Ознакомление учащихся со структурно-логической
схемой темы и конечными результатами ее изучения. -Учет знаний, умений,
представлений и ценностей учащихся к началу основного этапа.
|
-Готовность учащихся к активной
учебно-познавательной деятельности на основе мотивации учения, формулирование
задач учебного занятия в действиях учащихся и по возможности вместе с ними,
опорных знаний.
|
Обеспечение восприятия, осмысления
и первичного запоминания учащимися изучаемого материала: - существенных
признаков понятий, законов, теорий и др.; - правил и построенных на их основе
алгоритмов. Содействие освоению учащимися способов, средств, которые привели
к определенному выводу (обобщению). Создание содержательных и организационных
условий усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.
|
IV. Изучение новых знаний и
способов действий. Полное и точное определение ведущих признаков изучаемых
познавательных объектов; включение в содержание изучаемого материала
субъектного опыта учащегося; учет индивидуальных способов проработки
учащимися изучаемого материала; подача материала логически завершенными
частями – блоками; реализация дифференцированного подхода в процессе
изложения нового материала; осуществление этапа посредством создания
ситуаций, в которых учащийся является субъектом деятельности; обеспечение
вариативности взаимодействия преподавателя с учащимися (экстраактивный,
интроактивный и интерактивный режимы); ориентация в процессе изложения нового
материала на структуру предметного знания, а не на объем информации; включение
в содержание проблем человека и его деятельности механизмов познания; выделение
и поддержка тонкости жизненных наблюдений учащихся; «сталкивание» учащегося с
проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса; создание
условий для освоения учащимися знаний преимущественно в форме деятельности.
|
-Активные действия учащихся. -Максимальное
использование самостоятельности учащихся в добывании знаний и овладение
способами действий. -Качество ответов учащихся на последующем этапе как
результат их взаимодействия с обучающей системой в экстрактивном режиме; -Правильность
ответов и действий учащихся в процессе включения их интра- и интерактивный
режимы взаимодействия с обучающей системой
|
Установление правильности и
осознанности усвоения нового учебного материала. - Выявление пробелов
первичного осмысления изученного, неверных представлений и их коррекция.
|
V.Первичная проверка понимания
изученного. -Проверка понимания учащимися основного содержания усваиваемых
знаний, внутренних закономерностей и связи сущности новых понятий -Постановка
вопросов, как репродуктивного характера, так и многофункциональных вопросов,
требующих мыслительной активности учащихся -Постоянное обращение учителя к
классу с просьбой дополнить, уточнить или исправить ответ ученика.
|
-Правильность и осознанность
основного содержания нового материала большинством учащихся минимального и
общего уровней планируемых результатов обучения (слабых и средних) -Устранение
пробелов и неверных представлений в понимании учащимися нового материала или
нацеливание школьников на их ликвидацию на последующих этапах урока.
|
-Организация и осуществление
усвоения учащимися способов деятельности путем воспроизведения информации и
выполнения упражнений в ее применении; - по образцу; -в измененной ситуации.
|
VI. Закрепление знаний и способов
действий учащихся. -Организация деятельности учащихся по воспроизведению
существенных признаков изученных познавательных объектов. -Закрепление
методики изучения нового материала. -Использование разнообразных методов и
форм закрепления (вызов к доске по одному заданию нескольких учеников;
использование заданий с пропусками и т.д.) -Использование системы заданий в
основе, которой лежит четко спланированная последовательность действий (на
узнавание, на применение знаний по образцу и в измененной ситуации). -Закрепление
методики ответа при очередной проверке знаний. -Отработка логики алгоритма
изученного.
|
-Сформированность умений учащихся: 1)Соотносить
между собой факты, понятия, правила и идеи; 2)Распознавать, воспроизводить
новое содержание; 3)Выделять существенные признаки ведущих понятий,
конкретизировать их; 4)Воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими при
выполнении заданий. -Дополнение уже усвоенного новыми связями.
|
-Обеспечение усвоения новых знаний
и способов действий на уровне их применения в измененной и новой ситуациях.
|
VII. Применение знаний и способов
действий учащимися. -Организация деятельности учащимися на самостоятельный
перенос усваиваемых ими знаний и способов действий в измененную и новую
ситуации. -Использование системы упражнений, предусматривающих постепенное
наращивание сложности заданий и самостоятельности в их выполнении. -Создание
условий и постановка задач, способствующих творческой самореализации учащихся
в познавательной деятельности.
|
-Самостоятельность в выполнении
заданий. -Дифференцированноть заданий. -Углубление знаний и способов действий
учащихся.
|
-Формирование целостной системы
ведущих знаний и способов действий по теме. -Установление внутри-предметных и
межпредметных связей.
|
VIII. Обобщение и систематизация
знаний и способов действий учащихся. -Организация деятельности учащихся по
переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы
внутрипредметных понятий. -Использование разнообразных методов («мозговой
штурм, кооперация и др.») для анализа содержания изученного. -Построение
структурно-логических схем изученной темы. -Использование вопросов, требующих
классификации познавательных объектов по определенным признакам.
|
-Активная и продуктивная
деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации.
-Выявление внутрипредметных и межпредметных связей (знание учащимися не
только отдельных фактов, но и законов, теорий).
|
-Выявление качества знаний учащихся
и уровня овладения знаниями и способами действий. -Обеспечение коррекции
знаний и способов действий.
|
IX. Контроль и самопроверка знаний
и способов действий. -Использование разнообразных методов и форм проверки
знаний учащихся (глубокая и всесторонняя проверка знаний отдельных учащихся,
разноуровневые контрольные работы, тестовые задания и др.) -Разъяснение
учителем своего подхода к оценке знаний.
|
-Получение достоверной информации о
достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. -Рецензирование
ответов учащихся.
|
-Коррекция выявленных пробелов в
знаниях и способах действий учащихся в рамках изученной темы.
|
X. Коррекция знаний и способов
действий учащихся -Организация учащихся 1)минимального и общего уровней
планируемого результата обучения на выявление ими ошибок на основе
поставленной учителем оценки и их коррекцию; поисках и коррекции ошибок. -Использование
способов и приемов, позволяющих учащимся минимального и общего уровней
переходить соответственно на более высокие уровни планируемого результата
обучения. 2)продвинутого уровня на решение нестандартной задачи или оказание
помощи товарищам.
|
-Динамика перехода учащихся с более
низкого на более высокий уровень планируемого результата обучения.
|
-Обеспечение понимания цели,
содержания и способов выполнения домашнего задания. -Инструктаж по его
выполнению.
|
XI Информация о домашнем задании -Соответствие
содержания домашней работы уровню обученности учащихся на учебном занятии
(характер работы: репродуктивный, частично-поисковый, творческий). -
Соответствие содержания домашней работы возрастным особенностям (по объему,
по сложности). -Вариативность домашнего задания (по интересам, по степени
сложности). -Предоставление учащимся права выбора домашнего задания.
|
-Реализация необходимых и
достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми
учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. Наличие
индивидуальных заданий (по интересам или степени сложности).
|
-Анализ и оценка достижения цели и
определение перспективы последующей работы.
|
ХII Подведение итогов учебного
занятия. -Общая характеристика работы класса. -Анализ степени успешности
учащихся в овладении содержанием урока. -Вскрытие недостатков в деятельности
учащихся. -Рекомендации по пути преодоления недостатков.
|
-Адекватность самооценки учащихся
оценке учителя. -Получение учащимися информации о реальных результатах
учения.
|
-Мобилизация учащихся на рефлексию
своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). -Обеспечение
усвоения учащимися принципа саморегуляции и сотрудничества.
|
XIII Рефлексия деятельности. -Развитие
способностей учащиеся разумно и объективно анализировать свои сужения,
поступки и в конечном итоге свою деятельность с точки зрения их соответствия
замыслу и условиям. -Стимулирование учащихся к анализу того, насколько и как
другие (учащиеся, родители, учителя) знают и понимают его личностные
особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления.
|
-Открытость учащихся в осмыслении
своих действий и самооценке. -Прогнозирование способов саморегуляции и
сотрудничества.
|
1.4 Показатели оценки качества знаний и эффективности учебных
занятий (по материалам Т. И. Шамовой и В. П. Симонова)
№
|
Характеристика урока
|
Показатели
|
1
|
Личные качества учителя:
- знание предмета и общая эрудиция
- уровень педагогического и
методического мастерства
- культура речи, ее образность и
эмоциональность
- чувство такта и демократичность
во взаимоотношениях с учащимися.
- внешний вид, мимика, жесты
|
|
2
|
Особенности учебной деятельности
учащихся:
-познавательная активность,
творчество и самодеятельность
- уровень развития общеучебных и
специальных умений и навыков
- наличие и эффективность
коллективных (групповых) форм работы на уроке
- проявление организованности и заинтересованности
в данном учебном предмете во время занятий
|
|
3
|
Содержание изученного материала:
- научность, доступность,
посильность изучаемого материала
- актуальность и связь с жизнью
(теории с практикой)
- новизна проблемность и
привлекательность учебной информации
- оптимальность объема материала,
предложенного для усвоения
|
|
4
|
Эффективность преподавания:
деятельности
- целесообразность использования
наглядности и ТСО
- эффективность методов и
организационных форм работы
- характер обратной связи с
учащимися
- контроль и работа учащихся и
содержание требований к оценке их знаний, умений и навыков
|
|
5
|
Цели и результат проведения урока:
- корректность, четкость и
лаконичность в формулировке цели урока
- реальность, целесообразность,
сложность и достижимость цели
- обучающий эффект проведенного
занятия (чему) и в какой степени научились (школьники)
- воспитательный эффект
- воздействие урока на развитие
учащихся
|
|
Глава 2. Использование знаний педагогического анализа в
практической деятельности педагога
2.1 Самоанализ урока
Анализ урока должен начинаться самоанализом и
заканчиваться самооценкой, конкретными требованиями учителя к самому себе. При
самоанализе он дает краткую характеристику проведенному уроку, целям, которые
ставил, анализирует их достижение, объем содержания материала и качество его
усвоения учащимися, применяемые методы и их оценку, активность учащихся и
приемы организации их труда, самооценку качеств и сторон своей личности (речь,
логика, характер отношений с учениками). В заключение учитель выдвигает свои
предложения по совершенствованию своего педагогического мастерства. Но педагог
обязан объяснить при этом, почему именно так решил провести урок, что его
заставило выбрать данную методику, стиль и характер собственной деятельности и
работы учащихся. Всякая методика урока оправдана, если она дает максимальный
обучающий и воспитывающий эффект и соответствует силам и способностям данного
учителя.
Методика самоанализа урока.
А. Каков был замысел, план проведения урока и почему
1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла
урока?
2. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, то
есть системе уроков?
3. Как он связан с предыдущими, на что в них опирается?
4. Как урок работает на последующие уроки, темы, разделы
(в том числе других предметов)?
5. Какие были учтены при подготовке к уроку программные
требования, образовательные стандарты?
6. В чем видится специфика, уникальность этого урока, его
особое предназначение?
7. Как (и почему) была избрана форма занятия (тип урока)?
8. Какие главные задачи решались на уроке?
9. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения
урока?
10.Чем обосновывается конкретный ход урока? Почему было
избрано именно такое содержание, методы, средства, формы обучения?
11.Какие условия (социально-психологические,
учебно-материальные, гигиенические, эстетические) были созданы для проведения
урока и почему?
Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по
сравнению с данным планом в ходе урока, если да - какие, почему е к чему они
привели?
В. Удалось ли решить на необходимом (или даже
оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им
результаты
образования, избежать при этом перегрузки и переутомления
учащихся, сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроение,
самочувствие.
Какая общая самооценка урока?
Г.Каковы причины успехов и недостатков проведенного
урока? Каковы неиспользованные, резервные возможности? Что в этом уроке
следовало бы сделать иначе, по-другому?
Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?
Схема самоанализа урока.
1. Дать краткую психолого-педагогическую характеристику
класса, в котором проходил урок.
2. Охарактеризовать тему урока, степень сложности вообще
и трудности для данного класса.
3. Обосновать постановку триединой дидактической цели
урока, тип и структуру урока
4. Отбор содержания, форм и методов обучения в
соответствии с целью урока. Выделить главный этап урока и дать его полный
анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.
5. Рационально ли было распределено время, отведенное на
все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие
этапы работали на главный этап.
6. Дать оценку успешности достижения цели урока.
Обосновать ее:
- урок высокого уровня целостности, для которого
характерны оптимальность отобранного содержания, методов и форм учебно-познавательной
деятельности, четкая логика построения учебного занятия, тесная взаимосвязь,
внутренняя и внешняя, всех элементов урока;
- урок среднего уровня целостности, для которого
характерно наличие незначительных упущений, незначительные замечания по макро-
и микроструктуре, но цели реализованы достаточно оптимально;
- урок низкого уровня целостности — наличие грубых
фактических, логических ошибок, несоответствие методов, форм обучения
поставленной дидактической цели урока.
7. Что учитель считает необходимым изменить в этом уроке
в будущем, какой опыт обобщить?
8. Все ли потенциальные возможности использованы для
обучения, воспитания и развития учащихся?
9. С чем учащиеся ушли с урока, какое продвижение
произошло в их знаниях, умениях и навыках.
Пример самоанализ урока см. в приложении 3.
2.2 Вопросы для диагностики (самодиагностики) качества подготовки
и реализации сценария урока
Учителю необходимо уметь обосновать и оценить самому:
1. Учебные цели урока, его этапов, отдельных видов работ
учащихся по формированию у них системы знаний. (Дифференцировано).
2. Цели формирования целостных ориентаций (воспитательные
— в узком значении слова).
З. Задачи интеллектуального развития учащихся:
формирование общеучебных и специальных умений, развитие речи, памяти, внимания,
мышления, воображения и др. (Дифференцировано).
4. Способы достижения планируемых результатов обучения и
развития учащихся. (Дифференцировано).
5. Хронологию и драматургию урока, его этапы.
Рациональность использования времени. Содержание деятельности учителя и
учеников на каждом этапе. (Дифференцировано). Обоснование типа и структуры
урока.
6. Ведущие виды деятельности на каждом этапе урока,
учебную нагрузку учащихся. (Дифференцировано). Необходимость смены видов
деятельности и выбора их последовательности.
7. Диагностику тех умений, которые будут развиваться в
ходе урока. (Дифференцировано).
8. Методы и формы получения «обратной» информации о ходе
усвоения опорных понятий нового материала.
9. Структуру ведущей деятельности: действия и операции,
приемы работы с учебной и дополнительной литературой и т. п.
10. Мотивацию деятельности школьников на каждом этапе
урока. (Дифференцировано).
11. Приемы управления вниманием и поведением школьников.
12. Типичные затруднения учащихся. Их предвидение и действия
и ликвидация этих затруднений.
13. Типичные ошибки школьников. Их предвидение. Методика
работы над ошибками. Целесообразность профилактических и корректирующих
упражнений. (Дифференцировано).
14. Целесообразность домашнего задания, его характера, вида
и объема. Связь домашнего задания с содержанием урока, стимулы его выполнения.
15. Использование ТСО дидактического материала.
16. Формы, способы и стиль коммуникации учителя с
учащимися, а также учащихся между собой во время работы.
Детальный анализ урока создает необходимые предпосылки
для
углубления и расширения собственного педагогического
опыта.
2.3 Как готовиться к уроку
При подготовке к уроку учителю необходимо использовать
следующие рекомендации:
Изучите или пересмотрите научный материал для данного
раздела, вопроса, темы.
Представьте мысленно коллектив данного класса, конкретных
учеников.
Сформулируйте замысел урока, ответив на вопрос, чего бы
вы хотели в результате урока.
Представьте путь учеников к этому желаемому результату.
Выберите из всего арсенала методических приемов самые
результативные для этого урока.
Соразмерьте выбранные приемы со своими возможностями.
Смоделируйте свои действия на данном уроке.
Мысленно составьте общую конструкцию урока.
Зафиксируйте все найденное в плане — конспекте.
Повторите в словесной форме про себя или шепотом узловые
моменты изложения материала и спросите себя: «я готов к уроку?»