Основы учебного процесса в школе
Федеральное
агентство по образованию
Омский
государственный педагогический университет
Кафедра педагогики
ОТЧЕТ О
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Выполнила:
студентка 4 курса
химико-биологического
факультета
Баранова Ю. А.
Проверила:
Гетман Н.А
ОМСК- 2010
Отчет о педагогической практике
Студента Баранова Юлия Анатольевна
Факультет Химико-биологический группа 41
Период прохождения педагогической практики с «05.04.2010»
по «30.04.2010».
База педагогической практики:
Общеобразовательное учреждение: МОУ Гимназия №88
Адрес: ул. Транспортная 3я,7
Класс: 9 «Б»
Директор школы Воронов Виталий Иванович
Учитель-предметник Бедаш Наталья Николаевна
Классный руководитель Грачева Людмила Ивановна
Групповой руководитель Паснова Наталья Сергеевна
Руководитель по кафедре педагогики Гетман Наталья
Александровна
Информационный листок
Педагогическая практика необходима в моей
профессиональной подготовке для приобретения умения и навыков, развития
коммуникативных и лидерских способностей.
Я ожидаю, что педагогическая практика повлияет на меня
положительно, покажет мои сильные и слабые стороны.
Я хотела бы научиться грамотно выражать свои мысли,
находить подход к людям, отстаивать свою точку зрения.
Мои слабые стороны, которые мне будут мешать волнение,
связанное с самостоятельным проведением уроков.
Мои сильные стороны, которые мне будут помогать
коммуникабельность, знание технологий обучения, целеустремленность.
Мои переживания связанны с самостоятельным проведением
уроков, поиском и подбором необходимой информации.
Я думаю, что смогу достигнуть положительных результатов в
педагогической практике.
Ознакомление с системой учебно-воспитательной работы
школы
Из беседы с администрацией школы, с учителями
самостоятельно получите информацию об особенностях педагогического процесса в
школе и зафиксируйте её в следующем порядке:
Вид учебного заведения гимназия
Основные направления в работе школы обеспечение высокого
уровня качества образования через выстраивание индивидуальной образовательной
траектории на всех ступенях обучения
Школа в своей работе использует инновации формирование
единого информационного пространства в условиях современной гимназии,
использование на уроках ТСО, таких как компьютеры, проекторы, интерактивные
доски, мультимедиа презентации, экранно-звуковые технические средства.
Особенности воспитательной системы и традиций школы в
старших классах обеспечивается высокий уровень образования по профильным и
базовым предметам через выстраивание образовательного пространства на основе
учета способностей, возможностей, интересов, жизненных планов обучающихся.
Реализация идей модернизации в школе: создан банк
программно – педагогических средств для использования компьютерной техники в
учебном процессе, разработаны материалы учебного и методического характера по
использованию информационно – коммуникационных технологий в образовательной и
управленческой деятельности
Знакомство с деятельностью классного руководителя
Направления в работе (выясняются из беседы с классным
руководителем)
Работа направлена на формирование глубоких и прочных
знании, коммуникативную компетентность, развитие инициативы, познавательного
интереса к предмету, творческого мышления, самостоятельность обучающихся,
умение планировать, прогнозировать свою деятельность, способность действовать в
нестандартных ситуациях. Ежегодно учащиеся становятся победителями и призерами
муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по
экологии и биологии, научно-практических конференций «Шаги в науку», «Белая
берёза», интеллектуально-творческого конкурса по естествознанию «Через тернии -
к звёздам», Всероссийского конкурса им. В.И.Вернадского.
Знакомство с деятельностью учителя-предметника
Особенности программы, по которой работает учитель –
Бедаш Наталья Николаевна в своей работе использует программу Владимира
Васильевича Пасечника, корректируя ее в зависимости от учебных возможностей
учащихся.
Перечень учебно-методических пособий, дидактических материалов,
которыми пользуется учитель Журналы "Биология в школе", Рохлов В.С.,
Теремов А.В., Петросова Р.А., Занимательная ботаника, Калинова Г.С., Мягкова
А.Н. Методика обучения биологии: 6-7, Г. И. Лернер. Уроки биологии. Общая
биология. Москва, Калинова Г.С. и др. Тестовый контроль знаний учащихся по
биологии, Аллен Р. Наука о жизни.
Технологии обучения, применяемые на уроках проектные,
проблемно-поисковые, информационно - коммуникационные, исследовательские
технологий, использование цифровых образовательных ресурсов и информационных
ресурсов гимназии.
Задача 2
Решения задачи:
Индивидуальные особенности учащихся
|
Характер проявления особенностей в учебной деятельности
|
Примеры педагогических ситуаций
|
Рекомендации по учету этих особенностей в учебной
деятельности учащихся
|
1.Характер
|
Вспыльчивый
|
Ученик попросил в одиночку выполнить предложенную
учителем работу, но к сроку выполнить не успевает, что привело к нервному
расстройству ученика.
|
Давать ученику задание, по его силам и возможностям.
|
2.Учёба
|
Учится с интересом
|
Внимательно слушает учителя при изучении нового
материала. Задаёт вопросы на уроках.
|
Отвечать понятно и в доступной форме, для лучшего
усвоения нового материала
|
3.Общение со сверстниками
|
Любит быть в центре внимания, ищет новых друзей.
|
Большой круг общения
|
Следить, чтобы не связался с плохой компанией.
|
4.Коммуникативность
|
С лёгкостью устанавливает контакт с одноклассниками,
учителями
|
Первый подошёл знакомиться с практикантами
|
Поддерживать стремление к общению
|
5.Взаимопомощь
|
Помогает своим ребятам в подготовке на олимпиадах,
конкурсах.
|
Поощрение, привлечение к проведению мероприятий
|
Задача 3
Этап урока
|
Действие учителя
|
Показатели результативности действий учителя
|
1. Организационная часть
|
Приветствие, сообщение цели и структуры урока, проверка
отсутствующих
|
Ученики приветствуют учителя, готовы к уроку
|
2. Проверка готовности
|
Проверяет домашние задание
|
Быстро и хорошо отвечают домашнее задание
|
3. Основная часть
|
Учитель рассказывает новую тему, подкрепляя рассказ
всевозможными наглядными средствами
|
Ученики внимательно слушают, записывают необходимое в
тетрадь, выполняют задания
|
4. Подведение итогов
|
Рефлексия и обобщение пройденного на уроке материала,
задает вопросы
|
Ученики активно принимают участие в обобщении, отвечают
на вопросы
|
5. Домашнее задание
|
Диктует домашнее задание
|
Ученики записывают домашнее задание
|
Этап урока
|
Продуктивные приемы в работе учителя
|
Непродуктивные приемы в работе учителя
|
Рекомендации
|
1.Организационная часть
|
Требовать от учеников готовить учебные принадлежности
заранее, отсутствующих отмечать старосте, использовать прием целеполагания
|
Самостоятельно отмечать отсутствующих
|
Если класс сильный использовать метод целеполагания,
когда ученики сами выводят цель урока из актуализации, тем самым повышая
мотивацию
|
2.Проверка готовности
|
Спрашивать главное, спрашиваемый материал делить на
небольшие части, не вытягивать ответ у неготовых учеников
|
Детальный опрос большого количества учеников,
вытягивание ответа у неготовых – потеря времени
|
Экономия времени
|
3. Основная часть
|
Использовать наибольшее количество методов и форм,
рассказывать эмоциональнее, приводить примеры
|
Монотонный рассказ
|
Заинтересовать учеников, постоянно поддерживать мотивацию
в обучении
|
4.Подведение итогов
|
Ученики сами делают вывод
|
Учитель делает вывод сам
|
Стараться, чтобы ученики делали обобщение самостоятельно,
но под руководством учителя
|
5.Домашнее задание
|
Давать интересные, нетрадиционные домашние задания
|
Задание на воспроизводство материала
|
Творческий подход к домашнему заданию
|
Задача 4
Критерии оценивания
|
Параметры оценивания достижений учащихся
|
1. Овладение основными знаниями, умениями и навыками в
соответствии с требованиями программ обучения и руководящими документами
обучения.
2. Объем основного теоретического материала.
3. Знание дополнительного материала по теме, не
являющейся обязательной к изучению.
4. Творческий и эмоциональный подход к изложению
материала.
5. Осознание темы и формулировка собственного мнения.
|
1. Оценка в журнал по пятибалльной системе.
2. Словесная оценка учителя, мнение учеников.
3. Система классного рейтинга по освоению темы,
дисциплины, общий рейтинг.
4. Лучшие работы помещаются на доску почета в классе.
|
Правила построения оценочных ситуаций
|
Примеры педагогических ситуаций
|
1. Желательно объявить, что выполняемая работа будет
оцениваться.
2. Что бы ни случилось спорных ситуаций заранее
обговорить все критерии оценивания, важность и значимость каждого критерия.
3. Оценка должна быть объективна, чтобы ученики не
потеряли желание учиться.
|
1. Дети в классе написали контрольную работу по
алгебре. Критерии сказаны заранее. За выполнение одинакового количества
равнозначных заданий один из учеников получил «4», а другой «3». Учитель
оценки прокомментировать отказался.
2. На уроке изучают новую тему. Урок проходит в виде
беседы. За участие в беседе учитель очень редко ставит оценки. Но случилось
так, что за обсуждение новой, абсолютно незнакомой детям темы учитель ставит
ученику «3». Ученик в недоумении.
|
Задача 5
Анализ воспитательного дела «Половое воспитание девочек и
девушек» (по просьбе классного руководителя).
1. 22.04.10 9-Б класс
2. Цель: сформировать осознание себя как представительниц
женского пола, освоение навыков половой гигиены, умение правильно, адекватно
вести себя с представителями противоположного пола.
Задачи: - рассказать школьницам о фазах периода полового
созревания
- рассказать об анатомических и физиологических
особенностях женского организма
3. Выбор темы подсказал классный руководитель. Данная
тема актуальна для школьниц переходного возраста и это воспитательное
мероприятие входит в план классного руководителя во время моей практики
4. Подбор материала в литературных и интернет источниках.
5. Дети приняли предложение с небольшим интересом.
6. В подготовке ученицы не принимали участие.
7. Положительные стороны: помощь классному руководителю,
в неформальной обстановке ученицы могли свободно разговаривать на данную тему
задавать интересующие их вопросы. Отрицательные стороны: особых замечаний
замечено не было, но не было наглядных пособий.
8. Я бы порекомендовала при проведении подобных занятий
готовиться тщательно и заранее, прорабатывать каждый этап, подготовить яркие
примеры.
Задание. Вам необходимо, в предложенной ниже таблице
фиксировать различные достижения и затруднения, которые у Вас были в процессе
педагогической практики.
Достижения
Достижение
|
Что помогло мне его достичь?
|
Кто помог мне его достичь?
|
Как оно отразилось на моей дальнейшей деятельности?
|
1.Установка контакта с учащимися.
|
Умение общаться с ребятам и их заинтересовать.
|
Классный руководитель.
|
Возможность влиять на учеников во время проведения
уроков.
|
2. Провела свой первый урок
|
Любовь к детям, знания по предмету и методике
преподавания
|
Руководитель практики, учитель-предметник
|
Стала более уверенно чувствовать себя на уроке
|
3.Научилася писать план – конспект урока
|
Работа с литературой
|
Учитель предметник и групповой руководитель
|
Способствовало проведению урока
|
4.Проведение внеклассного мероприятия
|
Активность, творческих подход.
|
Совместно с классным руководителем
|
Повышение авторитета в глазах учащихся.
|
Затруднения
Затруднение
|
Почему возникло затруднение?
|
Каков способ его преодоления?
|
Кто помог его преодолеть?
|
Как я понял, что затруднение преодолено?
|
1.Свободное владение материалом
|
Отсутствие опыта
|
Изучение дополнительной литературы
|
Самостоятельно
|
Похвалил учитель-предметник
|
2.Связывать материал не только с жизнью, но и с
профессиональной деятельностью.
|
Отсутствие опыта
|
Беседа с учителем
|
Учитель-предметник
|
Учащиеся стали задавать вопросы и больше интересоваться.
|
3. Достигла не всех поставленных целей на уроке
|
Недостаточная подготовка меня к уроку, переоценка
собственных возможностей
|
Более тщательная подготовка, установка строго
регламента этапов урока
|
Руководитель практики, учитель-предметник
|
Более достойное проведение следующего урока
|
|
|
|
|
|
|
Итоги педагогической практики
Вот и закончилась педагогическая практика
Мне очень грустно расставаться со школой и ребятами.
Педагогическая практика оказалась для меня необходимой в
моей профессиональной подготовке для приобретения умений и навыков, развития
коммуникативных и лидерских способностей.
Мне понравилось самостоятельное проведение уроков,
участие в жизни школы
Самым интересным было наблюдать за активностью учеников на
уроках, вызванное собственными достижениями.
Было тяжело трудно вначале своей практики привлечь
внимание учеников и держать дисциплину в классе.
Педагогическая практика научила меня более плодотворно
находить контакт с людьми и учениками в частности.
Для меня стало открытием насколько многогранна и
интересна школьная жизнь.
Моя самостоятельность проявилась в проведении классных
часов, общешкольного дела, экскурсий.
Мне предстоит работать над дальнейшим профессиональном
совершенствованием.
Педагогическая практика в вузе должна быть дольше, за
месяц невозможно раскрыть все свои планы, получше узнать детей.