Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент образования Вологодской области
ГОУ СПО “Тотемский педагогический колледж"
Курсовая работа
Специальность 050709 Преподавание в начальных классах
Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего
школьного возраста
Тотьма 2008
Содержание
Введение
Раздел 1.
Теоретические основы нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
при изучении сказки
1.1 Сущность
понятия нравственное воспитание
1.2
Психологические возможности изучения сказок
1.3 Народное
воспитание в наследии классиков педагогики
1.4
Дискуссия о народной сказке
1.5
Педагогические идеи сказок
1.6 Сказка
как жанр устного народного творчества
1.7 Типы
сказок
Раздел 2.
Изучение влияния сказок на развитие нравственной воспитанности детей младшего
школьного возраста
2.1
Планирование и организация исследования
2.2
Обработка полученных данных
Заключение
Список
использованной литературы
Приложения
Сказка ложь, да в ней намек - добрым
молодцам урок.
А.С. Пушкин
В периоды смены общественных
формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей и, прежде
всего, в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных ценностей и
установок. Сформированность нравственных ценностей является важнейшим
показателем целостной личности. Подлинно самостоятельной и ответственной,
способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Сегодня
как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание
подрастающего поколения.
Любое общество заинтересовано в
сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его
развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от
системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом
особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное
становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной
жизни - важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного
воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже
известных. На наш взгляд, действенным средством в воспитании моральных качеств
личности младших школьников является народная сказка.
Таким образом, актуальность
нашего исследования "Народная сказка как средство нравственного воспитания
детей младшего школьного возраста" в следующем:
ориентированность современного
общества на гуманизацию образования;
нравственное воспитание как центральный
ориентир в развитии личности;
интерес к потенциалу народной
педагогики.
Объект: нравственное
воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет: сказка как
средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
Цель: выявить и экспериментально
проверить психолого-педагогические возможности использования потенциала сказки
как средства нравственного воспитания на уроках литературного чтения в
начальной школе.
Проблема: в связи с
неустойчивостью социального положения в переходный период в развитии
государства к гражданскому обществу нарушаются устои нравственности. Отсутствие
механизма законов требует пристального внимания к нравственному воспитанию на
основе народных традиций.
В нашей работе мы выдвигаем
следующую гипотезу: если в педагогическом процессе использовать
воспитательные возможности сказок, то это окажет влияние на нравственное
воспитание детей младшего школьного возраста.
С учетом поставленной цели и
выдвинутой гипотезы, а также в соответствии с предметом и объектом исследования
были определены следующие задачи:
раскрыть содержание понятия
нравственное воспитание;
рассмотреть вопрос о сказке как
средстве нравственного воспитания в русской педагогике;
изучить психологические
особенности восприятия детьми сказок;
выделить черты сказки как жанра
устного народного творчества;
проверить действенность
воспитательного воздействия сказок на детей младшего школьного возраста через
анкетирование;
обработать статистические
результаты анкетирования.
Такой подход к проблеме
исследования предполагает использование следующих методов:
анализ психолого-педагогической,
художественной и методической литературы по теме исследования;
рефлексивный анализ опыта
учителей;
анкетирование (педагогический
эксперимент в ходе учебного процесса).
База исследования: Тотемский
район, МОУ"Советская СОШ", 2 класс.
С давних времен в педагогике
утвердилось положение о решающей роли нравственного воспитания в развитии
личности. Я.А. Коменский,
И. Гербарт, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский
признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, эта
проблема приобретает большое значение и в системе современного воспитания. Мы
создаем правовое демократическое общество с высокой культурой отношений между
людьми, естественно, что такое общество обуславливает необходимость
нравственной воспитанности каждого человека.
Воспитание - передача
общественно - исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к
общественной жизни и производительному труду [6, с.184].
Средство - прием, способ
действия для достижения чего-нибудь [18, с.760].
Нравственное воспитание - это
составная часть единого процесса общественного воспитания. Необходимость
регулирования обществом поведения людей включает две взаимосвязанные задачи: во-первых,
выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование
в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий
справедливости добра, зла; во-вторых, внедрение этих требований и связанных с
ними представлений в сознание каждого отдельного человека, с тем, чтобы он смог
направлять и констатировать свои действия, а также участвовать в процессе
регулирования общественного поведения, т.е. предъявлять требования к другим
людям и оценивать их поступки. Эта вторая задача и решается путем нравственного
воспитания, которое включает формирование у человека соответствующих убеждений,
нравственных склонностей, чувств, привычек, устойчивых моральных качеств
личности. Содержание процесса нравственного воспитания в том или ином обществе
определяется прежде всего его целями. Последние же обусловлены характером
общественных отношений и соответствующей идеологией.
Первые нравственные
представления и навыки дети получают в семье и дошкольных учреждениях. Ведущую
роль в нравственном воспитании детей играет школа, где формируются нравственные
понятия и убеждения и вырабатываются устойчивые навыки и привычки поведения
учащихся.
Методами нравственного
воспитания являются убеждение, приучение, поощрение и наказание. При помощи
этих методов у учащихся формируются нравственные понятия и убеждения,
вырабатываются необходимые навыки и привычки поведения, воспитываются
нравственные чувства и волевые черты характера.
Нравственное воспитание не
укладывается в логику целенаправленной деятельности. Нравственность не является
обычной целью, ее скорее можно назвать последней, высшей целью, своего рода
целью целей, которая делает возможным существование всех прочих целей и
находится не столько впереди, сколько в основании самой человеческой
деятельности.
Педагогический энциклопедический
словарь трактует "воспитанность"
как умение вести себя в
обществе, благовоспитанность. Под
воспитанностью, как правило,
понимают учтивое, вежливое поведение
человека, отличающегося хорошими
манерами, правильной речью, умение
общаться с окружающими его
людьми в различных ситуациях и т.п. В
широком смысле воспитанность
означает не только соблюдение правил
поведения и общения, принятых в
данном обществе, но и внутреннюю
культуру человека, отражающуюся
в его мировоззрении.
Чтобы осуществлять нравственное
воспитание, необходимо знать
содержание тех отношений, на
основе которых происходит формирование
соответствующих личностных
качеств. Это содержание, в частности,
включает в себя:
отношение к политике
государства, к родине, другим странам и народам (гражданственность, патриотизм,
уважение к другим народам и странам);
отношение к труду (трудолюбие,
добросовестный труд на общее и личное благо, дисциплина труда);
отношение к людям (демократизм,
коллективизм, гуманность, культура общения, товарищество, взаимное уважение
друг к другу);
отношение к себе (честность,
правдивость, скромность в общественной и личной жизни, принципиальность, нетерпимость
к нарушениям общественного порядка).
Для нравственного воспитания
необходимо хорошо ориентироваться не только в его содержании. Не менее важно
детально осмыслить, какого человека можно считать нравственным и в чем,
собственно говоря, проявляется настоящая сущность нравственности вообще.
Нравственным нужно считать
такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как
его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы
поведения.
О нравственной воспитанности его
можно судить только тогда, когда он правильно ведет себя в силу внутреннего
побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные
взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им
привычек поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания.
Нравственное воспитание
осуществляется только в процессе включения учащихся в разнообразные виды
практической деятельности и организации ее таким образом, чтобы она
способствовала формированию у них положительных моральных отношений и
личностных черт и качеств.
Таким образом, нравственное
воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования у учащихся
положительных моральных отношений в системе организуемой в школе разнообразной
учебной и внеклассной деятельности и выработки на этой основе соответствующих
личностных качеств.
Поступление в школу знаменует
собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка - младшего школьного
возраста, ведущей деятельностью которого является учебная деятельность. В
процессе ее осуществления ребенок под руководством учителя систематически
овладевает содержанием развитых форм общественного сознания и умения
действовать в соответствии с их требованиями.
Учебная деятельность,
осуществляемая детьми на протяжении всего школьного возраста, связана с
овладением ими указанным содержанием. Однако ведущей учебная деятельность будет
только в младшем школьном возрасте; в этом возрасте у детей возникают и
формируются лишь основы теоретического сознания и мышление.
Э. Эриксон утверждает, что
особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня
развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой исторический этап
развития он застал. Он считает, что ценности и нормы общества передаются детям
в процессе воспитания [16, с.464].
Развитие личности по своему
содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и
идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных
этапах. Ребенок, созревая, с необходимостью проходит ряд следующих друг за
другом стадий. На каждой стадии он приобретает определенное качество, которое
фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.
Л. Колберг рассматривает
развитие морального сознания как последовательный процесс. Обобщив обширный
экспериментальный материал, он выделяет шесть стадий развития, объединяющихся в
три уровня.
Первый - доморальный уровень.
Нормы морали для ребенка - нечто внешнее, он выполняет правила, установленные
взрослыми, из чисто эгоистических соображений.
Второй уровень - конвенциональная
мораль. Ребенок уже стремится вести себя определенным образом из
потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него
людьми.
Третий уровень - автономная
мораль. Моральные нормы и принципы становятся собственным достоянием
личности, т.е. внутренними [16, с.469].
В этом периоде мы никогда не
увидим ребенка в пассивно - демонстративном состоянии. Он всегда чем-либо занят:
то он внимательно наблюдает уличную ссору, то увлечен чтением новой книги или
же лезет на дерево или на крышу, чтобы взглянуть оттуда на окружающую местность.
В нем, конечно, много движений,
но большинство их уже с новыми, совершенно иными целями. Жизнь во всем ее
разнообразии - вот что сейчас возбуждает его деятельность; но жизнь не
иллюзорная и фантастическая, а самая настоящая.
В этом мире ребенок мало-помалу
покидает иллюзорный мир, в котором жил раньше, но, тем не менее напряженное
внимание к зачаровывающим описаниям чудес, необыкновенный эмоциональный подъем
вызывают у детей сказки.
Многие психологи и педагоги
отмечают упорство, с каким дети требуют повторения сказки со всеми деталями и
подробностями, без изменения малейших мелочей, даже интонации при рассказывании.
Ребенку хочется, чтобы сказка рассказывалась теми же словами, что и в первый
раз, ему приятно эти слова узнавать, воспринимать в первоначальной
последовательности, испытывать те же чувства. Это стереотипное поведение дает
малышу уверенность, что и на этот раз все кончится хорошо.
Ребенку необходимо, чтобы его страхи
были персонифицированы: драконы, чудовища, ведьмы в сказках олицетворяют
трудности, проблемы, которые нужно преодолеть. Разрешение сказочных конфликтов
способствует преодолению страха - ведь образность сказок подсказывает ребенку
возможность победы над собственной боязливостью. Воспитание, в основу которого
положена идея - держать ребенка подальше от злого, страшного, ведет к угнетению
психики, но не к преодолению опасностей и страхов.
Сказки, независимо от пола и
возраста их героев, имеют большое психологическое значение для детей разного
возраста, мальчиков и девочек, поскольку облегчают смену идентификации в
зависимости от проблем, волнующих ребенка. Малыш легко входит в непривычную для
него сказочную обстановку, мгновенно превращаясь в Ивана-царевича или царевну -
Лебедь, и вместе с тем так же свободно переключается на прозаическую
повседневность. Он интуитивно чувствует, что сказки нереальны, но в то же время
допускает, что это могло происходить и в действительности. Так появляется
действительность литературных переживаний ребенка: ощущение сказочности в
реальном, обыденном и реального в сказочном, волшебном.
Наилучшим образом отвечают они запросам
детей, органично соответствуя детской психологии. Тяга к добру и
справедливости, вера в чудеса, склонность к фантазиям, к волшебному
преображению окружающего мира - все это ребенок радостно встречает и в сказке.
Кроме ожидания необычайного,
чудесного, волшебного, детскому воображению присуща еще одна потребность. Ребенок
хочет подражать окружающим его, ловким, умным взрослым, но ему не всегда это
удается. В сказке же все возможно. Маленький мальчик (девочка) смелый и
находчивый, выходит победителем из всех испытаний. Он может перелететь через
тридевять земель в тридесятое царство и победить дракона. Иными словами, малыш
как бы реализует свои неосознанные желания, не всегда выполнимые в жизни.
Однако мир сказки обеспечивает
не только реализацию неудовлетворенных желаний. Решающую роль играет здесь
мотив достижения равенства или, пользуясь психологической терминологией, мотив
компенсации. У детей из-за их социально зависимого положения часто бывают
всякого рода огорчения, терпят крах их стремления, намерения, поступки, что
обычно компенсируется в мечтах, в воображении. Сказка создает прекрасную основу
для этой компенсационной потребности, приводя все непременно к счастливому
концу.
Благодаря сказкам у ребенка
вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой
человек не человек. Цель сказочников - “воспитывать в ребенке человечность - эту
дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радости
другого, переживать чужую судьбу как свою".
Маленький ребенок, слушая
рассказ или сказку и ощущая реальное существование даже фантастического героя,
“содействует” с героем; ребенок постарше “соучаствует” с героем. Известный
психолог А. .В. Запорожец как-то привел интересный эпизод с пятилетней
девочкой, которая на картине, изображающей прикованного Прометея, выскребла
пальцами цепи, чтобы освободить героя. Движимым состраданием к герою ребенок
пытается непосредственно практически воздействовать на произведение искусства
вместо того, чтобы перенести свое отношение на действительность, в нем
воображенную.
В сказке для детей кроется
особое очарование, открываются какие-то тайники миропонимания. Они находят в
сказочном повествовании самостоятельно, без объяснений, нечто очень ценное для
себя, необходимое для роста их сознания.
Воображаемый, фантастический мир
в основе своей оказывается отображением реального мира в главных его основах. Сказочная,
непривычная картина жизни дает малышу и возможность сравнить ее с реальностью,
с окружением, в котором существуют он сам, его семья, близкие ему люди. Это
необходимо для развивающегося мышления, так как оно стимулируется тем, что
человек сравнивает и сомневается, проверяет и убеждается. Сказка не оставляет
ребенка равнодушным наблюдателем, а делает его активным участником происходящего,
переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу. Сказка приучает
его к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано.
Сегодня потребность в сказке
представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно
увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей
велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается
нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного,
необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о
том, почему все происходит так, а не иначе.
Следовательно, для полноценного
развития ребенка необходима целенаправленная воспитательная работа учителя, т.к
младший школьный возраст является сенситивным для усвоения социальных норм
нравственного развития, становления адекватной самооценки, развития критичности
по отношению к себе и окружающим, раскрытия индивидуальных особенностей и способностей.
Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним
влияниям, необходимостью нравственных норм и нравственных требований к другим,
непосредственным поведением. Эти особенности являются залогом обучаемости и
восприимчивости младших школьников, дают большие возможности для
систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
Выдающиеся педагоги прошлого
много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его
педагогического опыта.
Взаимодействие народной
педагогики, народного воспитания отчетливее всего прослеживается в творческом
наследии великих педагогов. Особенно поучительными и значимыми в этом отношении
являются опыт и идеи Я.А. Коменского и гениальных продолжателей его дела -
К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко,
В.А. Сухомлинского.
Русская педагогика еще более ста
лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном
материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Так, безымянный автор
статьи "Воспитательное значение сказки" (1894) признает, что "если
детям повторять хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для
них все же останется мертвою буквою, но если рассказать им сказку, проникнутую
той же мыслью, - ребенок будет взволнован и потрясен ею" [22, с.47].
Вся самоотверженная деятельность
Я.А. Коменского определялась желанием помочь своему народу в его стремлении к
светлому будущему. Ему очень дороги народные традиции и обычаи, он печется о
том, чтобы народ имел хороших и мудрых правителей, “связанных со своими
подданными узами крови" [5, с.13]. Я.А. Коменский добивался того, чтобы
учителя детей народа были подлинно народными. Первое и главное требование к ним
- изучать, любить устное творчество народа.
О высокой оценке педагогических
традиций народа можно судить и по содержанию образования, которое Я.А. Коменский
предлагал для пансофической школы. По его мнению, учащимся следует предлагать
рассказы на моральные темы, которые могут быть заимствованы из устного
народного творчества, изучать обычаи народа.
К.Д. Ушинский считал, что
система воспитания порождается историей народа, его потребностями и бытом, его
материальной и духовной культурой, она не может существовать вне решения острых
социальных проблем [5, с.15].
Прекрасно зная обычаи, обряды,
традиции родного народа, К.Д. Ушинский глубоко проникал в его духовную жизнь. В
поле его зрения были все сферы духовной жизни славянских народов, он восхищался
преемственностью и общностью их культур.
Опора на совершенные знания
существенных черт духовной жизни многих народов - один из основополагающих
принципов педагогической системы Ушинского, свободной и национальной
ограниченности и имеющей, поэтому огромную притягательную силу.
На основе сравнения народностей,
их истории, обычаев, их духовных сокровищ, языков Ушинский приходит к оценке
духовного своеобразия русской нации и связанного с ним своеобразия языка.
А.С. Макаренко призывает к
критическому отбору народных традиций. Он не мог допустить пренебрежительного
отношения к богатствам природы и народной души.
Последовательное проведение
принципа народности в системе воспитания Макаренко исключает какое бы ни было
диктаторство, ибо не может быть тоталитарной педагогика великого народа,
народа-героя, народа - творца, таковой может быть педагогика, выросшая из
народной и поставленная на службу народу [5, с. 20].
Макаренко утверждает величайшее
значение народной педагогики в новых условиях. Он призывает внимательно изучать
не только коллективный педагогический опыт народа, но и чутко прислушиваться к
голосу талантливых педагогов из среды трудового народа. При этом никакая наука
не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа, личности, новые
качества поведения; главным достоинством, главным качеством гражданина он
считает единство, из которого возникает новая духовная общность людей.
Духовное богатство личности, как
полагает В.А. Сухомлинский, - это, прежде всего часть духовного богатства нации.
Сухомлинский решительным образом требует самого бережного отношения к духовным
сокровищам народа, решающими из которых он считает традиции воспитания
подрастающих поколений [5, с.21].
В последних книгах
Сухомлинского, во всех его последних статьях красной нитью проходит мысль о
необходимости возрождения прогрессивных педагогических традиций народа, о
широком внедрении их в семью и школу. Он рассказывает детям сказки, вместе с
ними поет народные песни, организует проведение народных праздников.
Из всех средств воспитания
наиболее значимым Сухомлинский считает родное слово. "Язык - духовное
богатство народа", - пишет он. "Сколько я знаю языков - столько я
человек", - гласит народная мудрость. Но богатство, воплощенное в
сокровищах языков других народов, остается для человека недоступным, если он не
овладел родной речью, не почувствовал ее красоты.
Принцип народности в воспитании
у Сухомлинского глубоко гуманистичен и интернационален.
Единые цели, общность интересов
всех народов были предметом постоянного внимания Сухомлинского. В младшем
школьном возрасте, используя характеристики национальных героев, воспитанники
создают в своем воображении как бы собирательный образ идеального героя, общее
для всех народов, образ-символ для всего человечества.
Основоположник российской
этнопедагогики Г.Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности
ребенка, делает вывод, что "духовный заряд, накопленный народом
тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет
постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом - бессмертие
человечества. В этом - вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества
к своему духовному и нравственному прогрессу" [22, с.47].
Познакомившись со взглядами В.А.
Сухомлинского, А.С. Макаренко, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, мы пришли к
выводу: педагоги - классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о
воспитании, служит ее опорой и основой.
Русская народная сказка не раз
подвергалась гонениям. Церковь боролась с языческими верованиями, а заодно и с
народными сказками. Так в XIII веке епископ Серапион
Владимирский запрещал “басни баять", а царь Алексей Михайлович издал в
1649 году специальную грамоту с требованием положить конец “сказыванию и
скоморошеству”. Тем не менее уже в XII веке сказки
стали заносить в рукописные книги, включать в состав летописей. А с начала XVII века сказки стали выходить в “лицевых картинках" - изданиях,
где герои и события изображались в картинках с подписями. Но все же и этот век
был суров по отношению к сказкам. Известны, например, резко отрицательные
отзывы о “мужицкой сказке” поэта Антиоха Кантемира и Екатерины Второй; во
многом не согласные друг с другом, они ориентировались на западноевропейскую
культуру.
XIX век
тоже не принес народной сказке признания чиновников охранительного направления.
Так, знаменитый сборник А.Н. Афанасьева “Русские детские сказки” вызвал
претензии бдительного цензора как якобы представляющий детскому уму “картины
самой грубой своекорыстной хитрости, обмана, воровства и даже хладнокровного
убийства без всяких нравоучительных примечаний” [2, с.32].
И не только цензура боролась с
народной сказкой. С середины того же XIX века на нее
ополчились известные педагоги. Сказку обвиняли в “антипедагогичности”, уверяли,
что она задерживает умственное развитие детей, пугает их изображением
страшного, расслабляет волю, развивает грубые инстинкты. Такие же, по существу,
аргументы приводили противники этого вида народного творчества уже в нашем
столетии, в советское время. После Октябрьского переворота педагоги - "леваки"
добавляли еще и то, что сказка уводит детей от реальности, вызывает сочувствие
к тем, к кому не следует - ко всяким царевичам и царевнам. С подобными
обвинениями выступали и некоторые авторитетные общественные деятели, например,
Н.К. Крупская. Рассуждения о вреде сказки вытекали из общего отрицания
революционными теоретиками ценности культурного наследия.
В 20-е годы XX века детские
книги выходили в детских редакциях крупнейшего государственного издательства, а
также в ряде других государственных и частных издательств. Требовалось
осмысление этой продукции, ее классификация, оценка.
Жизненно важной для детской
литературы была дискуссия о сказке, возникшая в эти годы и перепрыгнувшая за
пределы десятилетия. Возражения против сказок сводились в основном к следующему:
сказка отвлекает ребенка от реальной жизни, она отражает идеологию буржуазного
мира; заключает в себе мистицизм и религиозность. Сказочный антропоморфизм
тормозит утверждение ребенка в его реальном опыте: ребенок не может создать
устойчивые связи между собой и внешней средой, которые необходимы для его
нормального развития.
Как уже говорилось выше, Н.К. Крупская
также выступала против сказки. Особенно ее беспокоило несоответствие "чудесной
формы" и "чуждого содержания". Она предлагала создавать
современные сказки - продуманные, работающие на воспитание "горячих борцов".
И советовала для этого изучить жанры старой сказки, по-новому перестроить их,
учитывая современную действительность, и влить в эти обновленные сказочные
формы новое, коммунистическое содержание.
А.В. Луначарский не разделял
взглядов Крупской. Он считал ошибкой отказ от фантастического мира сказки,
переход к "стопроцентному реализму". Препятствовать тяготению ребенка
к волшебству, к фантастике, тайне и вымыслу - значит калечить его, мешать
нормальному развитию личности, утверждал он.
М. Горький, также неоднократно
выступавший в защиту сказки, считал, что для человека увлекательна и
поучительна "выдумка - изумительная способность нашей мысли заглядывать
вперед факта". Поэтому сказка благотворно воздействует на душевное и умственное
созревание детей.
Совет детским писателям учиться
у сказки давал С.Я. Маршак. Особенно возмущала его группа спорящих, по мнению
которых для детей нельзя печатать вообще ни одной народной сказки.
У К.И. Чуковского есть издание
“От двух до пяти”, где в главе “Борьба за сказку” он описывает детские истории
и значимость народных сказок для детского круга чтения, о роли сказок вообще:
"Как будто есть какая-нибудь принципиальная разница между той сказкой,
которую сочиняет ребенок, и той, которую сочинил для него великий народ или
великий писатель! Ведь все равно, дадите вы ему эту сказку или нет, - он сам
себе сказочник, сам себе Андерсен, Гримм и Ершов, и всякая его игра есть
драматизация сказки, которую он тут же творит для себя, одушевляя по желанию все
предметы, превращая любую табуретку в поезд, в дом, в верблюда" [27, с.148].
Несмотря на трудную судьбу,
сказка продолжает жить. Именно народные сказки явились основой знаменитых
"авторских", "литературных" сказок А.С. Пушкина, В. Жуковского,
П. Ершова и других писателей XIX века. К.Д. Ушинский
включал сказки в свои книги "Детский мир" и "Родное слово",
полагая, что никто не может состязаться с педагогическим гением народа.
Очень высоко оценивал роль
фольклора, в том числе сказок, в деле воспитания подрастающего поколения Лев
Толстой. Прекрасные сборники сказок выпускаются в наше время самыми разными
издательствами.
Таким образом, несмотря на
трудную судьбу, сказка жила, всегда имела горячих защитников и находила дорогу
к детям.
Очень рано ребенок начинает
знакомиться с произведениями искусства, с сокровищницей русской и мировой
литературы, с лучшими образами устного народного творчества. И как добрый,
мудрый друг в его жизнь входит сказка.
В ряде народных сказок мы
встречаемся с определенными педагогическими понятиями, выводами, рассуждениями.
Прежде всего, следует отметить стремление народа к знаниям. В сказках
встречается мысль, что книги - источник мудрости.
В народных сказках находят
отражение некоторые приемы воздействия на личность, определяется содержание
нравственного воспитания.
“ Жил - был старик у своего сына
и снохи. Был у него и внук. Старик этот надоел своему сыну и снохе, и не
хотелось за ним ухаживать. И вот сын по совету своей жены, посадил отца на
санки и решил отвезти в глубокий овраг. Его сопровождал внук старика. Столкнул
сын сани с отцом вниз в овраг и собрался было уже идти обратно домой. Но его
задержал его маленький сын: он бросился в овраг за санками. Несмотря на
сердитое замечание отца о том, что он купит новые санки, получше. Мальчик
вытащил из оврага санки и сказал, что отец должен ему купить новые санки. А эти
санки он будет беречь, чтобы через много лет, когда состарятся его отец и мать,
доставить их в этот же самый овраг ".
Основная мысль сказки в том, что
человек должен за свое преступление получить наказание по заслугам, что
наказание является естественным последствием его преступления.
Стремясь пробудить в детях
лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно
рисовал в сказках борьбу сил зла с силой добра, представленной чаще всего в
образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить
в него уверенность в неизбежность победы добра над злом, сказки рассказывали,
как трудна борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают
зло, каким бы страшным оно не было.
Сказка - благодатный и ничем не
заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки - в
глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия,
доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его
взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле
уже потому, что она - творение народа. Кажется, что сказка построена на чисто
“бытовом” сюжете: дедушка и бабушка посадили репку…, дедушка решил обмануть
волка, сделал соломенного бычка…, но каждое слово этой сказки - как тончайший
штрих на бессмертной фреске, в каждом слове, в каждом образе - игра творческих
сил народного духа. Сказка - это духовные богатства народной культуры, познавая
которые, ребенок познает сердцем родной народ.
Принцип природосообразности,
причем почти в духе Я.А. Коменского, содержится в сказке “ Что выучено в
молодости - на камне, что выучено в старости - на снегу". Камень и снег - в
данном случае - образы, введенные для обоснования эмпирически установленной объективной
физиологической и психологической закономерности. Эта закономерность состоит в
том, что в детстве, в молодости человек усваивает образовательный материал
гораздо прочнее, чем в старости. То же самое происходит и со знаниями: если они
приобретены в молодости - то сохраняются надолго, нередко и на всю жизнь, а
знания, усвоенные в старости, быстро забываются.
В сказках поднимается также и
много других проблем нравственного воспитания.
В русских сказках, как и в
сказках других народов, явно проводится мысль о том, что человеком может
называться только тот, кто трудится. В труде и борьбе человек приобретает свои
лучшие качества. Трудолюбие - одна из главных человеческих характеристик. Без
труда человек перестает быть человеком.
В сказках просто и естественно
ставятся проблемы воспитания у молодежи чувства прекрасного, формирования
моральных черт. Сказка внушает детям, что жизнь жестоко наказывает легкомыслие
тех, кто не ценит главного в жизни - повседневного, упорного и не понимает
основной ценности человека - трудолюбия.
Таким образом, педагогические
сокровища народа далеко не исчерпали себя. Более того, они будут постоянно возрастать.
В этом бессмертие человечества. В этом - вечность воспитания, символизирующая
вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу.
В науке о фольклоре был
распространен взгляд на сказку как совокупность всех видов и форм устной прозы:
такое понимание сказки некогда входило в учебную литературу. Ю.М. Соколов
считал возможным называть сказкой любой устный рассказ: "Под народной
сказкой в широком смысле этого слова мы разумеем устно-поэтический рассказ
фантастического, авантюрно-новеллистического и бытового характера". Что
"сказывалось", то и именовалось "сказкой". Скоро заметили
изъян определения. Оно не раскрывало специфических свойств жанра и преимущественно
называло его тематические разновидности. Под определение подходили и
бывальщина, и легенда, и быличка, и предание, даже простой рассказ бытового
характера [1, с.446].
Мы предлагаем разные толкования
сказки как жанра устного народного творчества, принятые в современной науке:
"Сказки - это коллективно
созданные и традиционно хранимые народом устные прозаические художественные
повествования такого реального содержания, которое по необходимости требует
использования приемов неправдоподобного изображения реальности" [7, с.17].
Сказка, - и. м.1. Повествовательное
произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, лицах (обычно
с участием волшебных сил).2. Выдумка, неправда, небылица [10, с.102].
Сказка - один из основных жанров
устного поэтического творчества. Сказка - преимущественно прозаический
художественный устный рассказ фантастического, авантюристического или бытового
характера с установкой на вымысел [20, с.356].
Сказка - повествовательное,
обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях,
преимущественно с участием волшебных, фантастических сил [13, с.941].
Сказки возникли в незапамятные
времена. О древности сказок говорит, например, такой факт: в необработанных
вариантах известного “Теремка” в роли теремка выступала кобылья голова, которую
славянская фольклорная традиция наделяла многими чудесными свойствами. Иными
словами, корни этой сказки уходят в славянское язычество. При этом сказки
свидетельствуют отнюдь не о примитивности народного сознания, а о гениальной
способности народа создать единый гармоничный образ мира, связав в нем все
сущее - небо и землю, человека и природу, жизнь и смерть. Видимо, сказочный
жанр оказался так жизнеспособен потому, что дети прекрасно подходит для
выражения и сохранения фундаментальных человеческих истин, основ человеческого
бытия.
Сказывание сказок было
распространенным увлечением на Руси, их любили и дети и взрослые. Обычно
сказитель, повествуя о событиях и героях, живо реагировал на отношение своей
аудитории и тут же вносил какие-то поправки в свое повествование. Вот почему
сказки стали одним из самых отшлифованных фольклорных жанров.
Для того чтобы максимально
эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей,
необходимо знать особенности сказки как жанра. Остановимся на наиболее
характерных.
Многие сказки внушают
уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок
особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.
В сказке непременно торжествуют
истина и добро. Сказка всегда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она
не повествовала. Она наглядно показывает, где проходят правильные жизненные
пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки и
чем человек отличается от зверя и птицы. Каждый шаг героя ведет его к цели, к
финальному успеху. За ошибки приходится расплачиваться, а расплатившись, герой
снова получает право на удачу. В таком движении сказочного вымысла выражена
существенная черта мировосприятия народа - твердая вера в справедливость, в то,
что доброе человеческое начало неизбежно победит все, ему противостоящее.
Больше всего привлекает детей
сказочный герой. Обычно это человек идеальный: добрый, справедливый, красивый,
сильный; он обязательно добивается успеха, преодолевая всяческие препятствия не
только с помощью чудесных помощников, но, прежде всего благодаря личным
качествам - уму, силе духа, самоотверженности, изобразительности, смекалке. Таким
хотел бы стать каждый ребенок, и идеальный герой сказок становится первым
образцом для подражания.
Для детей вовсе не важно, кто
герой сказки: человек, животное или дерево. Важно другое: как он себя ведет,
каков он - красив и добр или уродлив и зол. Сказка старается научить ребенка
оценивать главные качества героя и никогда не прибегает к психологическому
усложнению. Чаще всего персонаж воплощает какое-нибудь одно качество: лиса
хитра, медведь силен, Иван в роли дурака удачлив, а в роли царевича бесстрашен.
Персонажи в сказке контрастны, что и определяет сюжет: прилежную, разумную
сестрицу Аленушку не послушался братец Иванушка, испил воды из козлиного
копытца и стал козликом, - пришлось его выручать; злая мачеха строит козни
против доброй падчерицы. … Так возникает цепь действий и удивительных сказочных
событий.
Сказка строится по принципу
цепной композиции, включающей в себя, как правило, троекратные повторы. Вероятнее
всего, этот прием родился в процессе рассказывания, когда сказитель вновь и
вновь предоставлял слушателям возможность пережить яркий эпизод. Такой эпизод
обычно не просто повторяется - каждый раз в нем происходит усиление
напряженности. Иногда повтор осуществляется в форме диалога; тогда детям, если
они играют в сказку, легче перевоплощаться в ее героев. Часто сказка включает
песенки, прибаутки, и дети запоминают в первую очередь именно их.
Сказка имеет собственный язык - лаконичный,
выразительный, ритмичный. Благодаря языку создается особый фантастический мир,
в котором все представлено крупно, выпукло, запоминается сразу и надолго - герои,
их взаимоотношения, окружающие персонажи и предметы, природа. Полутонов нет - есть
глубокие, яркие цвета. Они влекут к себе ребенка, как все красочное, лишенное
однообразия и бытовой серости.
"В детстве фантазия, - писал
В.Г. Белинский, - есть преобладающая способность и сила души, главный ее
деятель и первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром
действительности" [2, с.31]. Вероятно, этим свойством детской психики - тягой
ко всему, что чудесным образом помогает преодолеть разрыв между воображаемым и
действительным, - и объясняется этот веками не угасающий интерес детей к сказке.
Тем более что сказочные фантазии находятся в русле реальных стремлений и
мечтаний людей. Вспомним: ковер-самолет и современные воздушные лайнеры; волшебное
зеркальце, показывающее далекие дали, и телевизор.
Дети находят глубокое
удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов. Пять, десять
раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку, и каждый раз открывает в
ней что-то новое. В сказочных образах - первый шаг от яркого, живого,
конкретного к абстрактному. Ребенок знает, что в мире нет ни Бабы Яги, ни
Царевны-лягушки, ни Кощея Бессмертного, но он воплощает в эти образы добро и
зло, и каждый раз, рассказывая одну и ту же сказку, выражает свое отношение к
плохому и хорошему.
Сказка неотделима от красоты,
способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство
души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря
сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает,
но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к
добру и злу…
Увлекательность сюжета,
образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим
средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна.
Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание
детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические
особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.
Образность - важная особенность
сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к
абстрактному мышлению.
Образность дополняется
забавностью сказок. В них, как правило, есть не только яркие живые
образы, но и юмор.
Дидактизм является одной
из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью
усиления их дидактизма. "Добрым молодцам урок" дается не общими
рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот
или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании слушателя.
Исходя из этого, мы выделили
следующие особенности сказки: увлекательность сюжета, оптимизм, образность,
забавность и дидактизм.
По тематике и стилистике сказки
можно разделить на несколько групп, но обычно исследователи выделяют три: сказки
о животных, волшебные сказки и бытовые (сатирические).
1. Сказки о животных. Маленьких
детей, как правило, привлекает мир животных, поэтому им очень нравятся сказки,
в которых действуют звери и птицы. В сказке животные приобретают человеческие
черты - думают, действуют, говорят. По существу, такие образы несут ребенку
знания о мире людей, а не животных.
В этом виде сказок обычно нет
отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из
них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера,
которая и обыгрывается в сюжете, Так, традиционная черта лисицы - хитрость,
поэтому речь идет обычно о том, как она дурачит других зверей. Волк жаден и
глуп; во взаимоотношениях с лисицей он непременно попадает впросак. У медведя
не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым, но при этом
он всегда остается недотепой. Если в такой сказке появляется человек, то он
непременно оказывается умнее и лисицы, и волка, и медведя. Разум помогает ему
одерживать победу над любым противником.
Животные в сказке соблюдают
принцип иерархии: наиболее сильного все признают и главным. Это лев или медведь.
Они всегда оказываются на верху социальной лестницы. Это сближает сказки о
животных с баснями, что особенно хорошо видно по присутствию в тех и других
сходных моральных выводов - социальных и общечеловеческих. Дети легко усваивают:
то, что волк силен, вовсе не делает его справедливым (например, в сказке о
семерых козлятах). Сочувствие слушателей всегда на стороне справедливых, а не
сильных.
Есть среди сказок о животных
довольно страшные. Медведь съедает старика и старуху за то, что они отсекли ему
лапу. Разъяренный зверь с деревянной ногой, конечно, представляется малышам
ужасным, но по существу он ведь - носитель справедливого возмездия. Повествование
предоставляет ребенку самому разобраться в сложной ситуации (“Медведь”).
В сказках о животных много
песенок: поет лиса льстивую песню петуху: “Петушок, петушок, золотой гребешок,
маслена головушка, шелкова бородушка…”; поет и петух, призывая на помощь кота: “несет
меня лиса за темные леса…"; поет коза перед дверью дома: “Вы, детушки! Вы
козлятушки! Отопритеся, отворитеся…"; поют волк, медведь и другие персонажи.
Сказки изобилуют веселыми присловьями: “лиса при беседе краса", “заюнок -
кривоног по горке скок”, “комар - пискун", “муха - говорюха” и другие. Песенно-ритмическое
начало сообщает повествованию сильную эмоциональную экспрессию, разнообразит
его, придает сказке черты необычного, свойства игры. Песенки и прибауточные
присловья так выразительны, что живут самостоятельно, концентрируя в себе
поэтический смысл сказок в сжатой ритмико-игровой форме. Запав в память, сказки
становятся неотделимой частью детского сознания.
2. Волшебные сказки. Это самый
популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в волшебных сказках
фантастично и значительно по задаче: ее герой, попадая то в одну, то в другую
опасную ситуацию, спасает друзей, уничтожает врагов - борется не на жизнь, а на
смерть. Опасность представляется особенно сильной, страшной потому, что главные
противники его - не обычные люди, а представители сверхъестественных темных сил:
Змей Горыныч, Баба Яга, Кащей Бессмертный и прочие. Одерживая победы над этой
нечистью, герой как бы подтверждает высокое человеческое начало, близость к
светлым силам природы. В борьбе он становится еще сильнее и мудрее, приобретает
новых друзей и получает полное право на счастье - к вящему удовлетворению
маленьких слушателей.
В сказках не бывает непоправимых
жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие
людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая
чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность
в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются
частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека
жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.
Волшебная сказка с ее стойкой
композицией приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в
строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. Чем ближе
конец, тем острее и напряженнее становятся взаимоотношения персонажей. Очень
часто, подведя героя к моменту почти полного достижения цели, сказка допускает
резкий поворот события к исходному положению - и вновь он начинает борьбу за
торжество справедливости.
В сюжете волшебной сказки
главный эпизод - это начало путешествия героя ради того или иного важного
задания. На своем долгом пути он встречается с коварными противниками и
волшебными помощниками. В его распоряжении оказываются весьма действенные
средства: ковер-самолет, чудесный клубочек или зеркальце, а то и говорящий
зверь или птица, стремительный конь или волк. Все они, с какими-то условиями
или вовсе без них, в мгновение ока выполняют просьбы и приказы героя. У них не
возникает ни малейшего сомнения в его нравственном праве приказывать, поскольку
очень уж важна поставленная перед ним задача и поскольку сам герой безупречен.
Мечта о соучастии волшебных
помощников в жизни людей существует с древнейших времен - со времен
обожествления природы, веры в бога-Солнце, в возможность магическим словом,
колдовством призвать светлые силы и отвести от себя темное зло.
3. Бытовая (сатирическая). Наиболее
близка к повседневной жизни и даже не обязательно включает в себя чудеса. Одобрение
или окружение всегда подается в ней открыто, четко выражается оценка: что
безнравственно, что достойно осмеяния. Даже когда, кажется, что герои просто
валяют дурака, потешают слушателей, каждое их слово, каждое действие наполнены
значительным смыслом, связаны с важными сторонами жизни человека. Постоянными
героями сатирических сказок выступают “простые” бедные люди. Однако они неизменно
одерживают верх над “непростыми" - богатым или знатным человеком. В
отличие от героев волшебной сказки, здесь бедняки достигают торжества
справедливости без помощи чудесных помощников - лишь благодаря уму, ловкости,
находчивости да еще удачным обстоятельствам.
Бытовая сатирическая сказка
веками впитывала в себя характерные черты жизни народа и его отношения к власть
предержащим, в частности к судьям, чиновникам. Все это, конечно, передавалось и
маленьким слушателям, которые прониклись здоровым народным юмором сказителя. Сказки
такого рода содержат “витамин смеха", помогающий простому человеку
сохранить свое достоинство в мире, где правят мздоимцы - чиновники, неправедные
судьи, скупные богачи, высокомерные вельможи.
В бытовых сказках появляются порой
и персонажи - животные, а возможно и появление таких абстрактных действующих
лиц, как, Правда и Кривда, Горе-Злосчастье. Главное здесь не подбор персонажей,
а сатирическое осуждение людских пороков и недостатков.
Таким образом, мы рассмотрели
основные особенности трех типов сказок.
Просмотрев программы В.Г. Горецкого,
Р.Н. Бунеева, О.В. Джежелея, мы пришли к выводу, что сказка изучается в разделе
"Устное народное творчество" с 1 по 4 класс. Во втором классе рассматриваются
литературные сказки А.С. Пушкина, А.К. Толстого, Л.Н. Толстого. При изучении авторских
произведений учитель обращает внимание на фольклорные источники (Приложение 1).
Работа со сказкой имеет
различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных
героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок,
проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок
и многое другое. По мнению Г.Н. Волкова, хорошо, если при подготовке к
инсценировке сказки дети сами подберут ее музыкальное сопровождение,
распределят роли. При таком подходе даже небольшие по объему сказки дают огромный
воспитательный резонанс [25, с.46].
Работы современных педагогов - Н.С.
Бибко, Н.Е. Львовой, Г.К. Щербининой, М.А. Никитиной - раскрывают, как через
сказочные элементы учитель может найти путь в сферу эмоций ребенка и на этой
основе формировать нравственные категории.
На первом этапе
экспериментальной работы мы выбрали эмпирический (практический) метод
педагогического исследования - метод анкетирования.
Цель проведения анкетирования в педагогическом
исследовании - выяснение отношения наблюдаемого к заданной проблеме. Нами было
использовано сплошное анкетирование - опрос всех исследуемых лиц.
При анкетировании ответы
заносились письменно в специально составленный анкетный лист. При анкетном
наблюдении отвечающий сам читает заданные ему вопросы и отвечает на них
письменно.
В нашей работе анкетированием было
охвачено 18 человек.
Для определения роли сказок в
воспитании детей была взята анкета, разработанная Е.С. Тришиной. Учащимся
второго класса было предложено ответить на вопросы:
На кого из героев народных
сказок ты хотел бы быть похожим? Почему?
Кого из перечисленных сказочных
персонажей ты считаешь хорошими: Волк, Иван-Царевич, Кощей Бессмертный,
Марья-Краса. Почему именно его?
Если бы ты поймал щуку-волшебницу,
о чем бы ты ее попросил?
Зачем сказка нужна человеку? [25,
с.49].
Анализ анкет показал, что у
учащихся в качестве героев для подражания преобладают Иван-Царевич (у мальчиков),
Марья-Краса (у девочек). Мотивом выбора этих героев являются такие качества,
как доброта, смелость, ум, красота, мудрость.
Из всех перечисленных сказочных
героев положительным считают Ивана-Царевича: "потому, что он всем помогает";
"потому, что спас царевну, защитил ее от Кощея Бессмертного"; "потому,
что он смелый и отважный".
Ответы на 3-й вопрос позволили
определить потребности детей, среди которых преобладают потребности социальные
и материальные. В основном это связано с тем, что большинство детей из
малообеспеченных семей, некоторые из неблагополучных. Это отражено в ответах
детей: "если бы поймала щуку-волшебницу, то попросила бы много денег";
"попросил бы новый велосипед, потому что старый сломался"; "попросила,
чтобы в доме был порядок"; "хочу быть умной"; "попросила бы
денег, потому что мама с папой не работают" и т.д.
Ответы на 4-й вопрос позволили
определить понимание детьми значимости сказки в их жизни.
Анализируя и сравнивая
полученные результаты, мы пришли к выводам и оформили их в виде секторных
диаграмм.
Анализ анкет на констатирующем
этапе показал, что, по мнению детей сказка нужна для того, чтобы ее читать
Ответы детей иллюстрирует
диаграмма 1.
Диаграмма 1
Для умственного развития ("для
того, чтобы мы учились читать и развивать ум")
Для нравственного развития
("сказка учит нас доброму и хорошему")
Для организации досуга ("для
того, чтобы мы ее читали")
Анализ анкет учащихся третьего
класса показал, что у них произошли качественные изменения в ответах на 3-й и
4-й вопросы. Щуку-волшебницу дети хотели бы попросить, "чтобы мама, папа и
бабушка никогда не болели"; "чтобы щука-волшебница сделала меня феей,
я бы помогла людям и всех злых превращала в добрых"; "я бы попросил,
чтобы люди никогда не ссорились и помогали друг другу".
На 4-й вопрос мы получили
ответы, которые значительно отличаются от ответов второклассников: "сказка
учит нас, как нужно правильно поступать"; "что нельзя никого
обманывать, врать, потому что это к хорошему не приведет"; "сказка
учит помогать тем, кто попадает в беду".
Анализ анкет на контрольном
этапе показал, что чтение сказок направлено на нравственное развитие.
Для умственного развития
Для организации досуга
Для нравственного развития
Следовательно, мы пришли к
выводу, что наша гипотеза подтвердилась и сказка оказала большое влияние на
нравственную воспитанность детей младшего школьного возраста.
Таким образом, наше исследование
состоит из двух разделов.
В первом разделе мы рассмотрели
сказку как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста,
выяснили сущность понятия нравственное воспитание, определили влияние сказки на
развитие личности, рассмотрели взгляды известных педагогов на нравственное
воспитание и использование народной педагогики в педагогическом процессе,
объяснили психологические возможности изучения сказок, опираясь на мнения
известных психологов.
Мы пришли к выводу, что для
полноценного развития ребенка необходима целенаправленная воспитательная работа
учителя, т.к младший школьный возраст является сенситивным для усвоения
социальных норм нравственного развития, становления адекватной самооценки,
развития критичности по отношению к себе и окружающим, раскрытия индивидуальных
особенностей и способностей. Младший школьный возраст характеризуется
повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, необходимостью нравственных
норм и нравственных требований к другим, непосредственным поведением. Эти
особенности являются залогом обучаемости и восприимчивости младших школьников,
дают большие возможности для систематического и последовательного нравственного
воспитания детей.
В течение этого периода развития
ребенок активно познает окружающий мир и самого себя, приобретает активный опыт
действования в этом мире, в том числе и посредством знакомства и усвоения опыта
народной педагогики.
Во втором разделе была
рассмотрена сказка как жанр устного народного творчества, выделены ее особенности
и отдельные типы.
В нашей работе была выдвинута
гипотеза: если в педагогическом процессе использовать воспитательные
возможности сказок, то это окажет влияние на нравственную воспитанность детей
младшего школьного возраста. Гипотеза подтвердилась. Сказки активно
вводились на уроках литературного чтения. В итоге мы пришли к выводу, что
использование воспитательных возможностей сказок оказало влияние на
нравственную воспитанность детей младшего школьного возраста через
анкетирование и систему уроков литературного чтения.
Воздействие народного творчества
на все стороны нашей жизни огромно. Таким образом, наша тема "Народная сказка
как средство нравственного воспитания младшего школьного возраста" актуальна,
ведь нравственное воспитание ребенка является центральным ориентиром в развитии
личности. Воспитание и образование в демократическом обществе не могут
эффективно функционировать, не могут даже просто существовать вне народной
педагогики. Народная педагогика - педагогика национального развития, подъема,
возрождения. Народная сказка способствует формированию определенных ценностей,
идеала. Для девочек - это красна девица (умница, рукодельница…), а для
мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый,
любящий Родину). Идеал для ребенка - далекая перспектива, к которой он будет
стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве,
во многом определит его как личность.
1. Аникин В.П. Русское устное
народное творчество. - М.: Высшая школа, 2001.
2. Арзамасцева И.Н. Детская
литература. - М.: Академия, 2000.
3. Арзамасцева И.Н. Хрестоматия по
детской литературе. - М.: Академия, 2000.
4. Вайндорф-Сысоева М.Е. Технология
исполнения и оформление научно - исследовательской работы. - М.: ООО "ЦГЛ",
2006.
5. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.:
Академия, 1999.
6. Воловникова Г.М. Педагогический
словарь. - М.: АПН, 1961.
7. Глебова Л.С. Педагогический
энциклопедический словарь. - М.: Большая энциклопедия, 2003.
8. Дановский А.В. Детская литература
// Хрестоматия с основами литературоведения. - М.: Академия, 1997.
9. Дубровина И.В. Возрастная и
педагогическая психология. - М.: Академия, 1999.
10. Евгеньева А.П. Словарь русского
языка. - М.: Русский язык, 1999.
11. Зубарева Е.Е. Детская литература.
- М.: Просвещение, 1985.
12. Игнатьева Т.В. Программы
общеобразовательных учреждений. Начальные классы. - М.: Просвещение, 2001.
13. Игнатьева Т.В. Программно-методические
материалы // Чтение. - М.: Дрофа, 2000.
14. Каирова И.А. Азбука
нравственного воспитания. - М.: Просвещение, 1979.
15. Косачева И.П. Нравственное
воспитание младшего школьника в процессе обучения и воспитания. - М.: АРКТИ,
2005.
16. Кулагина И.Ю. Возрастная
психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для
студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ "Сфера", 2001.
17. Овчинников А.В. Антология по
истории педагогики в России. - М.: Академия, 2000.
18. Ожегов С.И. Толковый словарь
русского языка. - М.: Российская академия наук, 1999.
19. Пидкасистый П.И. Педагогика. - М.:
Российское педагогическое агентство, 1995.
20. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Владос,
2004.
21. Подласый И.П. Педагогика
начальной школы. - М.: Владос, 2000.
22. Рапацевич Е.В. Современный
словарь по педагогике. - Минск: Современное слово, 2001.
23. Талызина Н.Ф. Педагогическая
психология. - М.: Академия, 1999.
24. Тимофеев Л.И. Словарь
литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974.
25. Тришина Е.С. Начальная школа №2
// Плюс до и после. - М.: Российская академия наук, 2004.
26. Харламов И.Ф. Педагогика. -
Минск: Университетское образование, 2002.
27. Чуковский К.И. От двух до пяти.
- М.: Просвещение, 1956.
Приложение 1
Программа В.Г. Горецкого:
2 класс:
Устное народное творчество (14
часов):
Потешки, прибаутки, небылицы и
перевертыши, считалки, загадки, пословицы.
Сказки о животных, бытовые и
волшебные.
3 класс:
Устное народное творчество (10
часов):
Народные сказки ("Сивка-бурка",
"Сестрица Алёнушка и братец Иванушка", "Иван-царевич и серый
волк", "Никита Кожемяка").
Программа Р.Н. Бунеева:
2 класс:
Сказочные богатыри. Сказки
и былины об Илье Муромце и других русских богатырях.
3 класс:
И кот ученый свои мне сказки
говорил… Русские народные сказки.
4 класс:
У истоков русской детской
литературы. Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних
записях.
Программа О.В. Джежелея:
1 класс:
Фольклор - малые формы, загадки,
сказки.
2 класс:
Фольклор - потешки, загадки, сказки.
3 класс и 4 класс:
Фольклор - волшебная сказка.
Приложение 2
Фрагмент урока литературного
чтения по устному народному творчеству
"Сестрица Аленушка и
братец Иванушка", русская народная сказка.3 класс
Цель урока: Продолжение
знакомства детей с устным народным творчеством.
Задачи: - учить находить
нужный отрывок в тексте по вопросу;
развивать память, внимание, речь
учащихся;
формировать навыки беглого,
осознанного чтения.
Оборудование: Карточки с
отрывками из сказок, репродукция картины В.М. Васнецова "Аленушка".
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Постановка цели урока.
4. Изучение нового материала.
А) Первичное чтение.
Б) Первичная проверка понимания.
5. Физкультминутка.
6. Закрепление нового материала.
(Беседа по картине и иллюстрации).
(Выборочное чтение).
7. Итог урока.
|
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
+
+
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
|
(Дети читают сказку цепочкой по два предложения).
Понравилась ли сказка?
Как случилось, что Иванушка превратился в козленочка?
Что ему говорила сестра?
Что предложил ей купец?
Согласилась ли Аленушка выйти за него замуж?
Что же произошло, пока купца не было дома?
Что хотела злая ведьма сделать с козленочком?
Удалось ли ей сделать задуманное? Кто ей помешал?
Стал ли козленок снова мальчиком? Как?
Как поступили с ведьмой?
Мы с вами прочитали сказку и из нее узнали, что происходит с
Аленушкой. Но в сказке нет описания, какая она.
А какой она вам представляется?
Добрая, ласковая, спокойная, нежная, заботливая, внимательная.
Когда и в какой момент вы особенно переживали за Аленушку?
А как вы представляете себе облик Аленушки в тот момент, когда
случилась беда?
Рассмотрите внимательно картину. Отличается ли ваше представление
от представления художника?
Как вы думаете, почему она грустит?
А при помощи каких средств художник показал, что девочка сирота)
На ней старая одежда, она босиком.
Как отразил он свое отношение к ней?
Лицо у нее печальное, но красивое и доброе.
Найдите в тексте и прочитайте, как Аленушка уговаривала братца не
пить из лужи?
Как ведьма утопила Аленушку?
Как козленок звал свою сестру?
Что отвечала ему сестра?
Прочитайте отрывок, где ведьма просит купца избавиться от
козленка?
Прочитайте, как спасли Аленушку?
С какой сказкой познакомились сегодня?
К какому виду сказок относится эта сказка?
Чему учит нас эта сказка?
|
Фрагмент урока литературного
чтения по устному народному творчеству "Каша из топора" (русская
народная сказка).2 класс
Цель: Знакомство детей с
новым видом сказок - бытовой сказкой - на примере сказки "Каша из топора".
Задачи: - познакомить
детей с новым видом сказок - бытовой сказкой;
отрабатывать навыки
выразительного чтения, обогащать речь учащихся, учить работать с текстом;
развивать мышление, внимание,
память.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Постановка цели урока.
4. Изучение нового материала.
5. Физминутка.
6. Закрепление знаний.
А) Работа над пословицами.
Б) Повторное чтение.
В) Работа над текстом.
7. Итог урока.
|
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
+
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
+-
|
1.Читают хорошо читающие дети, по ходу чтения – словарная работа:
Служивый – солдат, военнослужащий;
Побывка – приезд к кому-нибудь на короткое время;
изба – деревянный, крестьянский дом;
вдоволь – достаточно.
2. Первичная проверка понимания:
Зачем солдат постучал в избу?
Кто там жил?
Что попросил солдат у старухи?
Как старуха отреагировала на просьбу солдата?
Что придумал солдат? Что он сначала попросил у старухи? А потом?
Что получилось у солдата сварить из топора?
Как показана старуха в сказке? Каким – солдат?
Почему он так поступил?
Прочитайте пословицы, которые записаны на доске.
Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке:
Догадка и смекалка не хуже разума.
Сметка дороже всего.
Глупый киснет, а умный все промыслит.
(Читают дети по цепочке)
Обратите внимание на то, как приветливо обращается к старухе
солдат. Прочитайте в тексте.
И как лицемерно отвечает ему старуха. Прочитайте.
Давайте возьмем простые карандаши и подчеркнем слова в тексте, с
помощью которых можно определить чувства, состояние, скрытые мысли героев.
С какой новой сказкой познакомились на уроке?
Добился ли солдат своего? Что ему помогло?
Прав ли солдат?
Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?
|