Инновация и новизна в педагогике
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО
ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНЕВЕРСИТЕТ»
Конспектирование научного
сообщения по дисциплине
«Общая педагогика»
М.С. Бургин «Инновация и
новизна в педагогике»
Новосибирск – 2009
Содержание
1. Понятие и сущность
инновационного процесса в образовании
2. Инновационная
направленность педагогической деятельности. Сущность инновационной
направленности педагогической деятельности
3. Классификация
инноваций
4. Характеристики и
критерии оценки инноваций
5. Инновационные учебные
заведения
К
инновационным процессам относятся все связанные с передовым опытом,
многочисленные организационные преобразования в сфере народного образования,
достижения научной мысли и их внедрение в практику. Учебно-воспитательный
процесс, занимающий центральное место в педагогике, можно рассматривать как
инновационный, т.к. его цель заключается в передачи учащимся новых для них
знаний, формировании новых свойств личности. Если бы мы располагали
эффективными методами изучения и оценки инновационных процессов, то это
позволило бы их регулировать, усиливать практическую пользу и повышать
целенаправленность.
1. Понятие
и сущность инновационного процесса в образовании
Кардинальные
изменения во всех областях социальной жизни, прогресс в науке и культуре, новые
потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости
модернизации системы образования. Одним из возможных путей дальнейшего развития
этой области являются инновации, т.е. управляемые процессы создания,
восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств. Это касается
содержания образования, методов и форм обучения и воспитания, организации и
управления работы образовательных учреждений и т.д.
Что такое
«инновация»
Термин
«инновация» происходит от английского слова innovation, что в переводе означает
«введение новаций» (новшеств).
В конце 50-х
годов в Германии, США и других странах стали создаваться центры по изучению и
обобщению педагогических новшеств, выходить специальные периодические издания,
посвященные нововведениям в области образования (например, «Information et
innovation en education», «Educational Innovation in the United States» и др.).
В нашей
стране происходили те же самые процессы, однако назывались они иначе. Речь шла
об избирательном внедрении, распространении педагогического опыта, готовности и
возможности перенять его практическими работниками, новизне предлагаемых
новшеств и способах их оценки.
Как правило,
инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым
способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов,
когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл. Большинство
современных инноваций находятся в преемственной связи с историческим опытом и
имеют аналоги в прошлом. Это дает основание утверждать, что инновационный
процесс — это мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по
созданию, освоению, использованию и распространению современных (или
осовремененных) идей (теорий, методик, технологий и т.п.), актуальных и
адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям. Он
направлен на качественное улучшение системы, в которую вносится новшество, и
предполагает стимулирование его участников и изменение их взглядов с позиции
нововведения.
В основе
инновационных образовательных процессов лежат две важнейшие проблемы
педагогики:
-проблема
изучения педагогического опыта;
-проблема
доведение до практики достижений психолого-педагогической науки.
Результатом
инновационных процессов в образовании является использование новшеств, как
теоретических, так и практических, а также тех, которые образуются на стыке
теории и практики. Причем инновация в системе образования предполагает введение
нового в цели образования; разработку нового содержания, новых методов и форм
обучения и воспитания, внедрение и распространение уже существующих
педагогических систем; разработку новых технологий управления школой, ее
развитие; школу как экспериментальную площадку; ситуацию, когда школа имеет
принципиально новую образовательную ориентацию и осуществляет обновление
образования и воспитания, которые имеют системный характер, затрагивающий цели,
содержание, методы, формы и другие компоненты системы образования. В основе их
развития находятся две группы факторов:
объективные
факторы — создание условий, стимулирующих развитие инновационной деятельности и
обеспечивающих принятие ее результатов;
субъективные
факторы связаны с субъектом инновационного процесса, с его готовностью к
инновационной деятельности. Субъектами инновационных процессов выступают
ученые-педагоги, учителя и другие работники сферы образования, чья деятельность
носит инновационную направленность.
В чем же
суть, каково содержание самого понятия «инновационная деятельность»?
2.
Инновационная направленность педагогической деятельности
Сущность
инновационной направленности педагогической деятельности
Чаще всего
это понятие трактуется как совокупная деятельность субъектов инновационного
процесса: исследователей; разработчиков; производителей; специалистов,
эксплуатирующих технику; специалистов, обеспечивающих оптимальные условия для
создания и распространения инноваций. И пока речь идет о коллективной
деятельности в рамках инновационного процесса, подобное определение вполне
оправданно. Но как только мы спускаемся на уровень отдельно взятого субъекта —
требуется иной подход, а именно как деятельность отдельно взятого субъекта
инновационного процесса. И в данном случае объектом инновационной деятельности
являются другие виды деятельности, которые формировались в предшествующий
период и приобрели к настоящему времени репродуктивный характер, а ее приемы,
способы или средства для данного сообщества людей стали носить рутинный
характер.
Что же
стимулирует инновационную направленность педагогической деятельности?
Ответ на этот
вопрос обусловлен следующим: в первую очередь, конечно, теми
социально-экономическими преобразованиями, которые происходят в обществе и в
самой системе образования, той обновленной образовательной политикой, которая
заявлена в Конституции РФ и Законе «Об образовании». Суть этой политики
заключается в усилении гуманитаризации содержания образования, непрерывном
изменении объема, состава учебных дисциплин, введении новых учебных предметов;
изменении характера отношений учителей к самому факту освоения педагогических
новшеств, проявлении ими избирательного, исследовательского характера к
появлению и созданию педагогических новшеств, воплощении их в повседневную
практическую работу с учениками. В школьной практике чаще всего встречаются
такие пути обновления школы, как:
-развитие
своего собственного опыта;
-заимствование
опыта, созданного другими;
-освоение
научных разработок;
-метод проб и
ошибок (на уровне осмысленном, целеустремленном);
-собственно
эксперимент.
Этапы
инновационной деятельности
От момента
зарождения идеи до ее воплощения в практику проходит ряд этапов: обоснованное
предложение о путях решения образовательной или воспитательной задачи; широкое
испытание данной методики; ограниченная или массовая реализация; полное
освоение. На этом процесс не кончается. Разработки и развитие инноваций идут до
тех пор, пока не будет найден новый принципиальный подход к решению проблемы.
Такой подход позволяет отслеживать развитие выдвинутых идей и предложений,
судить об их практической эффективности, масштабах нововведения. Первоначальный
вариант нередко забывается, потом вновь возрождается, приобретает новые черты,
соответствующие новым целям и требованиям времени. Для освоения новых форм
работы требуются определенное время, соответствующее научное обеспечение,
подготовка учителей, адаптация коллектива к работе в новых условиях.
Характер
применения новшества в различных условиях зависит от квалификации учителей,
уровня обученности и воспитанности школьников, образа жизни. При одинаковых
психолого-педагогических целях реализация идеи требует разных подходов,
методов, нередко дополнительных исследований. Необходимо приспособить данное
новшество к конкретной среде, преодолеть известную инерционность существующих
организационных структур. Особенно сложно реализовать инновации, затрагивающие
взаимоотношения между людьми. Возникает сопротивление, появляется стремление
свести возможные изменения к минимуму. Мало шансов на успешное использование в
практике нововведений, которые существенно затрагивают сложившуюся систему
управления наукой и народным образованием. Значительно большие перспективы у
тех, кто хочет лишь частично заменить старые методы и подходы,
усовершенствовать отдельные стороны учебно-воспитательного процесса.
Следует
отметить, что сами по себе инновации важны в тех случаях, когда традиционные
способы решения проблемы не дают положительного эффекта вне зависимости от
квалификации учителей. Проверенный опыт, дающий постоянные положительные
результаты, надо сохранять, а не заменять на новый только потому, что он был
ранее известен.
3.
Классификация инноваций
В зависимости
от специфики и места использования различают несколько видов нововведений.
Технологические
инновации
Технологические
инновации — это новые способы изготовления продуктов, новые технологии их
производства. Они создают основу для развития промышленности и технологического
перевооружения отрасли. Применительно к сфере образования такого рода новшества
касаются различных технических средств и оборудования, использованного в
обучении. С позиций дидактики введение информационной среды и программного
обеспечения внесло огромное количество новых возможностей. Компьютерные
технологии за счет своего быстродействия и больших резервов памяти представляют
собой принципиально новые средства обучения. Они позволяют реализовывать многие
варианты сред для проблемного обучения, личности, строить различные схемы
диалоговых режимов и индивидуальных подходов в преподавании и учении.
Методические
инновации
Методические
инновации — это инновации в области методики обучения и воспитания,
преподавания и учения, организации учебно-воспитательного процесса. Они
наиболее распространенный и характерный тип новшеств в сфере образования,
охватывающий процесс преподавания естественно-научных и гуманитарных дисциплин
от дошкольного воспитания до высшего образования, подготовки и переподготовки
кадров.
На практике
методические инновации часто связаны с организационными нововведениями. Они
встречаются в образовательной ситуации, когда планируемая цель в общем ясна, но
методы и средства ее реализации требуют дополнительных исследований. Этот тип
инноваций доминирует в частных методиках, реже представлен в дидактике и теории
воспитания и практически не встречается в работах по истории педагогики.
Организационные
нововведения
Они касаются
освоения новых форм и методов организации труда, а также инноваций,
предполагающих изменения соотношения сфер влияния (как по вертикали, так и по
горизонтали) структурных подразделений, социальных групп или отдельных лиц. В
частности, вопросы комплектования различных классов и групп, способов работы в
классах, группах, школьных и внешкольных коллективах.
Так,
например, в 2001 году принято решение о создании в общеобразовательных и
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях так называемых
«классов охраны зрения», в которых созданы условия для непрерывного обучения,
воспитания и охраны зрения обучающихся, воспитанников с нарушением зрения
младшего и среднего школьного возраста. Наполняемость класса до 12 человек, для
детей со сложным дефектом — до 5 человек.
Другой пример
— создание классов компенсирующего обучения, т.е. классов, которые создаются в
общеобразовательных учреждениях в соответствии с Законом Российской Федерации
«Об образовании», на основе принципов гуманизации образовательного процесса,
дифференциации и индивидуализации обучения. Цель организации компенсирующих
классов — создание для детей, испытывающих затруднения в обучении, общеобразовательных
программ, адекватных их особенностям, позволяющих предупредить дезадаптацию в
условиях общеобразовательного учреждения.
Основным
показателем отбора детей в классы компенсирующего обучения является
недостаточная степень готовности к обучению в общеобразовательном учреждении,
выражающаяся в низком уровне психологических (включая общую личностную
незрелость) и психофизиологических предпосылок, среди которых определяются,
прежде всего, признаки социально-педагогической запущенности, а также слабо
выраженные симптомы органической недостаточности или соматической ослабленности
(повышенная истощенность, несформированность произвольных форм деятельности,
негрубые нарушения внимания и целенаправленности и т.д.).
Управленческие
нововведения
Они
затрагивают структуру, методы управления производством, организациями,
ориентированы на замену элементов системы управления (или всей системы в целом)
с целью ускорения, облегчения или улучшения решения поставленных задач. Примеры
управленческих инноваций мы находим в работах, касающихся совершенствования
управления системой образования на федеральном и региональном уровнях.
Экономические
инновации
Экономические
инновации охватывают положительные изменения в финансовой, платежной,
бухгалтерской областях, а также в планировании, мотивации и оплате труда и
оценке результатов деятельности в образовании. Напрямую они не связаны с
педагогикой, тем не менее их влияние сказывается на работе всей системы
образования, предоставляемых населению платных образовательных услугах.
Так, Указом
правительства Российской Федерации № 505 от 5 июля 2001 г. утверждены Правила
оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего
образования. К платным образовательным услугам, предоставляемым
государственными и муниципальными образовательными учреждениями, относятся:
обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных
курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия по углубленному изучению
предметов и другие услуги.
Социальные
нововведения
Они
проявляются в форме активизации человеческого фактора путем разработки и
внедрения системы усовершенствования кадровой политики; системы
профессиональной подготовки и повышение квалификации работников; системы
социально-профессиональной адаптации вновь принятых на работу лиц; системы
вознаграждения и оценки результатов труда. Это также улучшение
социально-бытовых условий жизни работников, условий безопасности и гигиены
труда, культурная деятельность, организация свободного времени. Для большинства
педагогических новшеств характерен социальный эффект. Он проявляется в
повышении уровня образования, культуры, профессиональной подготовки молодежи,
устранении негативных явлений в жизни общества, правонарушений, рационализации
умственного и физического труда, формировании полезных навыков и привычек,
достижении более высокого уровня воспитанности.
Юридические
инновации
Это новые и
измененные законы и нормативно-правовые документы, определяющие и регулирующие
все виды деятельности образовательных учреждений. В последние годы издан ряд
законов и постановлений, связанных с аттестацией учащихся, введением
федеральных и региональных образовательных стандартов, аккредитацией образовательных
учреждений, подготовкой и переподготовкой руководящих кадров и др.
Общий
положительный эффект достигается за счет различных групп инноваций, учитывающих
запросы общества и решающих перспективные задачи в области воспитания
подрастающего поколения.
4.
Характеристики и критерии оценки инноваций
По характеру
вклада в науку и практику инновации можно разделить на теоретические и
практические.
Теоретические
инновации
К
теоретическим относятся новые концепции, подходы, гипотезы, направления, закономерности,
классификации, принципы в обучении и воспитании, методике преподавания,
полученные в результате научно-исследовательской деятельности, положенные в
основу инновационных процессов.
Практические
инновации
К
практическим — новые методики, правила, алгоритмы, программы, рекомендации в
области дидактики, теории воспитания, школоведения, технические средства
обучения, демонстрационная аппаратура, обучающие и контролирующие устройства,
приборы и модели, натуральные объекты, аудиовизуальные средства.
Важно
отличать новые знания от нововведений в области обучения и воспитания. В одном
случае происходит формирование новой идеи, нового знания, в другом —
осуществляется процесс его применения.
Бытует
мнение, будто сущность инновации не зависит от времени ее возникновения.
Главный смысл идеи — установить, в какой степени она соответствует современным
тенденциям общественного развития, обеспечивает высокую эффективность и
качество обучения при рациональных затратах труда педагога и учащихся. С этой
точки зрения прогрессивные идеи прошлого и построенный на их основе опыт нельзя
рассматривать как устаревший.
Действительно,
многие идеи, высказанные в прошлые годы учеными-педагогами, сохраняют свое
значение и сегодня. Их большое влияние на развитие науки и практики никто не
оспаривает, однако это не означает, что инновации, сформулированные десятилетия
назад, следует считать новыми.
Насколько
новыми будут нововведения, в основе которых лежат известные в науке положения?
Можно ли считать новаторами педагогов, сумевших внедрить эти идеи в практику?
Нововведения должны оцениваться на момент их внедрения в практику вне
зависимости от времени обнародования исходной идеи. Сама идея может уже
устареть, в науке найдено новое решение, а нововведение только реализуется. С
этой точки зрения следует считать новаторами педагогов, которым удалось
реализовать известные положения. Другое дело научная деятельность. На приоритет
в науке может претендовать только тот, кто впервые получил новое знание,
сформулировал его и обратил внимание общественности на эту проблему.
Понятия, характерные
для техники, в определенной степени могут быть использованы при характеристике
нововведений в области методики обучения или воспитания, когда дается общая
оценка работы.
Нередки
ситуации, когда идея известна, уже была внедрена в различных регионах, в разных
учебных заведениях и показала свою эффективность, однако в новых специфических
условиях не рассматривалась. Речь идет о трудовом, эстетическом, экологическом,
идейно-политическом воспитании и т.д. в различных регионах, старших и младших
классах, на уроках литературы, истории, биологии и т.д. В какой степени здесь
можно говорить о новизне инновации, если вопрос уже решен положительно в другом
месте? Имеет ли право «местная» инновация на существование? Думается, да!
Разница в социокультурных, экономических, организационных условиях в отдельных
регионах, разнообразие возрастных групп учащихся и другие причины не позволяют
механически копировать педагогические достижения.
Для оценки
новизны инновации в области образования более подходит классификация по
уровням. Она отражает место полученных знаний в ряду известных и их
преемственность.
Уровень
конкретизации
На этом
уровне инновация конкретизирует отдельные теоретические или практические
положения, касающиеся обучения и воспитания. Этот уровень в педагогической
науке называют модификационным типом новизны (М.М. Поташник). Содержанием его
являются усовершенствование, рационализация, видоизменение, модернизация того,
что имеет аналог (программ, методики, структуры и т.д.). К модификации
относится и перенос известной методики на новый (или другой) предмет. Примером
этому может служить перенос метода укрупнения дидактических единиц,
разработанного на математическом материале П.М. Эрдниевым, в историю и другие
учебные предметы.
Уровень
дополнения
Инновация
расширяет известные теоретические и практические положения в обучении и
воспитании. Полученное знание открывает новые грани проблемы, которые ранее не
были известны. В целом новшество не меняет картину, а дополняет ее. Примером
этого же типа инновации в практической педагогической деятельности служит
широко известный опыт начальных классов средней школы № 109 г. Москвы Е.Н.
Потаповой по созданию методики оптимизации обучения шести-семи-летних детей
письму (см. Е.Н. Потапова. Радость познания. М., 1990).
Уровень
преобразования
Он
характеризуется принципиально новыми идеями, подходами в области обучения и
воспитания, которых ранее не было в теории. Происходит принципиальная смена
точек зрения, выдвигается оригинальный подход, коренным образом отличающийся от
известных представлений в данной области. В дидактике к этому уровню можно
отнести исследования, которые обосновывают целостный подход к обучению. Образцы
уникального новаторского и исследовательского педагогического опыта в
обновлении школы продемонстрировали в своей работе такие педагоги и ученые
России, как И.П. Волков, Г.И. Гончарова, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А.
Караковский, С.Н. Лысенкова, М.П. Щетинин, П.М. Эрдниев, Е.А. Ямбург и другие.
Их педагогические находки, результаты их педагогических новшеств уже стали
достоянием учительства всей страны.
Новые методы,
которые предлагают наука и практика, должны обеспечивать высокий
учебно-воспитательный эффект и стимулировать дальнейшее развитие школьников. С
этой точки зрения далеко не все инновации оправдывают себя, хотя на отдельных
этапах могут быть получены весьма обнадеживающие результаты.
Критерии
прогрессивности педагогических инноваций могут выражаться в разных результатах.
Например, разработаны новые варианты методик, которые частично или полностью
решают определенную проблему. Выдвинуты новые концепции, идеи, классификации,
охватывающие и объясняющие различные явления и факты в области обучения и
воспитания. Перспективны разработка и уточнение гипотез, позволяющих строить
новые проекты будущих воспитательных систем. Новые идеи и технологии открывают
пути и направления для дальнейшего поиска, позволяют выдвинуть конструктивные
предложения, создавать актуальные исследовательские проекты и программы.
Предлагаемые
нововведения должны быть теоретически или эмпирически обоснованы,
соответствовать критериям обоснованности, к которым относятся:
-оптимальность,
означающая затрату сил и средств учителей и учащихся для достижения ожидаемых
результатов;
-результативность,
выражающаяся в определенной устойчивости положительных результатов в
деятельности учителей;
-возможность
творческого применения инноваций в массовом опыте.
Перечисленные
критерии позволяют отличать педагогические новации от педагогического
прожектерства, научные и практические новшества в образовательных процессах.
Они же — эти критерии — создают основу для педагогического творчества.
5.
Инновационные учебные заведения
Новшества
могут применяться как к решению отдельных вопросов, так и к работе
образовательных учреждений в целом. Различают функционирующий
(пассивно-приспособительный) и инновационный (развивающий) типы развития
учреждения, при котором управленческие решения принимаются на основе учета
возможных социально-педагогических изменений и осуществляющие опережающую
реакцию на них. Исходя из этого, одни образовательные учреждения работают в
режиме функционирования, другие — в режиме развития. Именно последние относятся
к инновационным образовательным учреждениям, т.к. их педагогические системы
находятся в постоянном приближении к удовлетворению все возрастающих запросов
личности и общества. В режиме развития работает большинство так называемых
авторских школ.
Авторская
школа
Это
образовательное учреждение, деятельность которого основана на
психолого-педагогической идее автора или авторского коллектива. Авторские школы
различаются по имени их создателей, а также философской или
психолого-педагогической концепции, лежащей в их основе. Они могут
реализовывать как старые (например, идея школы Л.Н. Толстого, идея школы
Монтессори, идея вальдорфской школы, идея школы Френе, идея школы дальтон-план,
идея самоценности детства (школа Корчака), так и новые идеи (например, идея
школы диалога культур, идея школы-парка, идея школы-клуба, идея школы обучения
детей без отбора, идея школы свободы и сотрудничества, идея педагогической
поддержки, идея разновозрастного коллектива, идея Диалектического обучения и
др.).
В настоящее
время отдельными учеными или коллективами составлены авторские программы по
различным направлениям обучения и воспитания, например «школа диалога культур»
(B.С. Библер, С.Ю. Курганова), «школа развивающего обучения (В.В. Давыдов),
«школа самоопределения» (А.Н. Тубельский), разработка психолого-педагогических
основ формирования здорового образа жизни Н.Т. Терехова, Центр «Дошкольное
детство им. А.В. Запорожца», программа обучения «Одаренный ребенок» Н.Б.
Шумакова, интеграция детей-инвалидов в среде здоровых детей в совместной
учебной и досуговой деятельности Л.И. Солнцева и др.
Сущность
педагогических поисков, экспериментальной работы в авторских школах может,
например, состоять в поиске новых, отличных от существующей практики целей
образования; нового содержания образования при сохранении его традиционных
целей и содержания; новых форм организации учебного процесса и воспитательного
коллектива и других направлений.
В процессе
работы авторская концепция дополняется и нередко видоизменяется коллективом
педагогов, реализующих эту концепцию. Авторская школа является одним из типов
экспериментальной площадки, которая присваивается Министерством образования РФ
и органами народного образования после проведения всесторонней экспертизы.
Авторских
школ в России - единицы. В перестроечный период появились школы с колоритными
названиями: «Гимназия», «Академическая гимназия», «Школа-гимназия», «Казачий купеческо-фермерский
лицей», «Кадетский корпус», «Школа радости» и др. Среди этого многообразия есть
и такие школы, где инноваций нет. Но во многих школах инновации имеются.
Таковыми в наши дни являются не только гимназии и лицеи, но и школы с
углубленным изучением отдельных предметов, получившие аккредитацию после
нескольких выпусков своих учеников.
Гимназия реализует
общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего
образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся
по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную
программу начального общего образования.
Лицей реализует
общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего
образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся
по предметам технического или естественно-научного профиля, и может
реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования.
Средняя
общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов реализует
общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную)
подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам.
Образовательные
учреждения, опыт которых имеет наибольший социальный эффект и заслуживает
распространения, получают статус культурно-образовательной инициативы
«Федеральная экспериментальная площадка» МО РФ, «Кандидаты ФЭП», «Кандидат на
федеральную экспериментальную площадку».
В наше время
в системе образования немало и негосударственных образовательных учреждений,
среди которых встречаются и подлинно инновационные учебные заведения. Они не
входят в систему государственных учреждений (муниципальные, частные, от
общественных и религиозных учреждений).