Особенности работы с детьми-олигофренами
Особенности социальной работы с детьми
олигофренами
Психическая деятельность человека обеспечивается взаимосвязью и
взаимодействием всех психических функций: сознания, внимания, восприятия, воли,
памяти, эмоций, мышления. Нарушение какой-либо из них сказывается на других
психических функциях и, следовательно, на всей психической деятельности.
Категория инвалидов с психическими нарушениями неоднородна как по
проявлениям психических (и интеллектуальных) расстройств, так и по причинам,
вызвавшим эти расстройства.
В структуре общего контингента инвалидов по классам болезней
психические заболевания занимают третье ранговое место и составляют 9,4%.
Контингент психически больных инвалидов имеет ряд отличий от
инвалидов вследствие других заболеваний, которые выражаются в специфических
проявлениях дезадаптации, неравномерности соотношений степени выраженности
психических расстройств и уровня дезадаптации больных.
При психических заболеваниях, часто являющихся инвалидизирующими
заболеваниями, и умственной отсталости в какой-то мере страдают все психические
функции или большинство из них, что вызывает ограничения жизнедеятельности в
сфере самообслуживания, общения, обучения, трудовой деятельности, ориентации,
контроля за своим поведением, а нередко и в передвижении. Степень выраженности
ограничений жизнедеятельности при психических заболеваниях зависит от
последствий текущих длительно и с различной степенью злокачественности
болезней.
Ограничение способности к самообслуживанию может колебаться от
элементарной неспособности выполнять повседневную бытовую деятельность до
полной утраты навыков личной гигиены и самостоятельных физиологических
отправлений, когда возникает необходимость в посторонней помощи.
Ограничение способности самостоятельного передвижения может
выражаться либо в неявно выраженной моторной заторможенности, замедленности
движений, либо в полной неподвижности (ступор, адинамия) и нуждаемости в
посторонней помощи.
Ограничение способности к обучению колеблется от невозможности
выполнения сложного задания учебного процесса (вследствие утомляемости,
идеаторной заторможенности) до полной утраты способности к усвоению
общеобразовательных и профессиональных знаний.
Ограничение способности к трудовой деятельности выражается как в
снижении квалификации или уменьшении объема производственной деятельности, так
и в невозможности продолжать какую-либо трудовую деятельность.
Ограничение способности к ориентации психически больных также
имеет широкий диапазон – от неспособности ориентироваться в восприятии полного
объема информации до полной утраты способности ориентироваться во времени,
пространстве и собственной личности.
Ограничение способности к общению – наиболее частое ограничение
жизнедеятельности психически больных. Степень выраженности его может быть
различной: либо сужение круга лиц, входящих в сферу общения, сокращение объема
информации, либо полная утрата способности общения.
Ограничение способности контролировать свое поведение может
выражаться как в незначительных некоррегируемых отклонениях поведения, так и в
полном отсутствии способности управлять своим поведением. В связи с этим
возникает необходимость постоянного постороннего контроля и наблюдения.
Инвалиды, страдающие психическими расстройствами, нуждаются в
большей степени по сравнению с другими инвалидами в социальной реабилитации.
Программа социальной реабилитации инвалидов с психическими
расстройствами направлена на обеспечение реализации их прав иметь друзей,
семью, выбирать место учебы и работы. В программе предусмотрено адаптационное
обучение, подготовка к независимому образу жизни, пользованию бытовыми
приборами, разработка индивидуальных решений адаптации жилищно-коммунальных
условий к инвалиду. Программа включает обучение мерам безопасности, общению.
Особое место в программе социальной реабилитации инвалидов с психическими
расстройствами занимает обучение семьи отношению к больному и созданию
благоприятной микросреды, поддержанию контактов с социальными службами.
При значительно выраженных нарушениях психических функций
программа социальной реабилитации содержит обучение жизненным навыкам по
персональному уходу (внешний вид, личная гигиена) и персональной сохранности
(пользование газом, электричеством).
При умеренных нарушениях психической деятельности практикуется
терапия отдыхом, досугом, побуждающими развитие интересов, организация
здорового образа жизни, сексуальное воспитание.
Среди инвалидов с психическими расстройствами особую группу
составляют инвалиды с умственными нарушениями. Степень интеллектуального
недоразвития инвалидов, входящих в эту группу, различна.
В соответствии с Международной номенклатурой нарушений,
ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности и на основе
использования методики Векслера разграничивают:
♦ глубокую умственную отсталость (IQ < 20), объединяющую
лиц, которых можно научить пользоваться руками, ногами, челюстями;
♦
среднюю
(умеренную) умственную отсталость (IQ == 35–49), объединяющую лиц, которых можно
обучить простым коммуникативным навыкам, элементарным навыкам гигиены и
безопасности, простым навыкам ручного труда, и с трудом поддающихся обучению
функциональному чтению и арифметике;
♦
слабую
(легкую) умственную отсталость (IQ = 50–70), представленную лицами, которые могут
приобрести практические навыки и способности к функциональному чтению и
арифметике при специальном обучении.
В отечественной психиатрии принято следующее наименование
умственной отсталости (с учетом указанных критериев международного документа):
дебильность, имбецильность, идиотия (глубокая умственная отсталость).
В зависимости от уровня недоразвития интеллекта различают три
степени выраженности олигофрении – идиотия (тяжелое
умственное недоразвитие), имбецильность (среднее
умственное недоразвитие) и дебильность (легкая степень
умственного недоразвития). В свою очередь, эти уровни умственной
недостаточности подразделяются на легкую, умеренную и тяжелую степень
выраженности.
Страдающие идиотией не владеют речью (могут
издавать лишь нечленораздельные звуки), не способны даже к примитивному труду,
они совершенно не обучаемы и живут в мире безусловных рефлексов. Они не способны
отличить горячее от холодного, съедобное от несъедобного, не узнают окружающих,
даже мать. Двигательные реакции их выражаются в однообразных стереотипных
раскачиваниях туловища слева направо, взад – вперед. Эмоциональные реакции их
весьма примитивны и выражаются лишь в гневливо-злобных вспышках.
Страдающие идиотией нуждаются в постоянном надзоре и уходе, так
как многие из них не владеют навыками самообслуживания, они обычно помещаются в
особые медицинские учреждения пожизненно, ибо дома они не удерживаются в силу
особенностей психического недоразвития.
Имбецильность – средняя степень задержки психического развития.
При ней больным можно привить элементарные навыки по совершению туалета,
умывания, одевания, уборке помещения. Более того, они могут овладеть
простейшими трудовыми процессами путем тренировки подражательных действий
(например, клеить коробочки или собирать из соответствующих деталей
искусственные елки). Некоторые из них даже могут усвоить простейший счет в
пределах 10. Познавательная деятельность имбецилов ограничена лишь образованием
представлений, образование понятий для них невозможно. У них, естественно,
отсутствует способность к абстрактному мышлению. Имбецилы понимают простую
речь, они сами могут усвоить и пользоваться несколькими десятками слов (но не
более 50). Речь их косноязычна, состоит из отдельных слов или чрезвычайно
простых предложений (состоящих, как правило, из двух несогласующихся между
собой слов). Их адаптация в окружающем возможна только при наличии постоянно
опекающих их родственников. Имбецилы крайне внушаемы, эта их особенность иногда
используется различными мошенниками и проходимцами для совершения различных
правонарушений. Собственные интересы имбецилов крайне примитивны и заключаются
лишь в удовлетворении пищевой потребности. Имбецилы обучаются в специальной
вспомогательной школе для олигофренов.
Дебилъность – самая легкая степень психического недоразвития. У
дебилов ограничена способность к выработке сложных понятий и обобщений, поэтому
у них преобладает конкретно-описательный тип мышления. Абстрактное мышление им,
как правило, недоступно. Тем не менее они могут, хотя и с трудом, учиться в
массовой школе, перебиваясь с тройки на двойку. Новый материал они осваивают
путем механической зубрежки. В массовой школе они многократно дублируют первые
классы, имея многочисленные задолженности по арифметике, и в конце концов
все-таки оказываются во вспомогательной школе для олигофренов. Чрезвычайно
важна для страдающих дебильностью адекватная организация труда и быта. При
разумном руководстве они могут овладеть несложной специальностью, тем более что
у дебилов «умений больше, чем знаний».
Инвалиды с интеллектуальным недоразвитием (умственной отсталостью)
в степени выраженной дебильности представляют собой лиц, проживающих в семьях и,
как правило, окончивших вспомогательную школу. Они отличаются неустойчивым
поведением, испытывают затруднения в социальной адаптации, стабильном
трудоустройстве, за счет легкой подчиняемости нередко оказываются в
криминальных компаниях.
Ограничения жизнедеятельности в большей степени выражены в
способности к обучению. Однако при адекватном коррекционно-педагогическом
воздействии способны обучиться конкретным бытовым навыкам и элементарным
профессиям.
Ограничение способности к трудовой деятельности выражается в
недостаточной последовательности выполнения трудового процесса за счет
отвлекаемости внимания, неустойчивого поведения. Производственные процессы
более доступны в специально созданных условиях, исключающих размеренные
трудовые операции.
Ограничение способности к контролю над своим поведением
объясняется несовершенством адаптационных механизмов, трудно приобретаемым
социальным опытом. Эта категория людей нуждается в постороннем контроле.
Имеется ограничение способности совершать целенаправленную двигательную
активность, не связанную с дефектами в костно-мышечной системе. Оно обусловлено
нарушением координации, ущербностью тонкой моторики в результате несовершенства
нейрофизиологического механизма.
Ограничение способности к ориентации выражается в возможности
ориентироваться в ситуации, ограниченной заданным пространством, конкретной
задачей. Объясняется это недостаточно хорошо сформированной функцией внимания,
памяти.
Программа социальной реабилитации инвалидов с выраженной
дебильностью включает мероприятия по всем направлениям. В области
социально-бытовой реабилитации необходимо совершенствование знаний об
окружающей действительности, обустройстве быта с нормами и правилами общежития.
Эти мероприятия осуществляются в процессе длительного коррекционно-педагогического
воздействия при условии постоянного подкрепления и контроля.
Социально-средовое реабилитационное воздействие представляет
особую важность. Научить избегать негативного влияния социального окружения
является главной задачей реабилитационных мер.
В социально-средовом реабилитационном воздействии основная роль
принадлежит семье, которая рассматривается как микросоциальная реабилитационная
среда. Воспитание, обучение хозяйственно-бытовым навыкам способствует
формированию установки на труд, расширению социального опыта (покупки, оплата,
доставка и т.д.).
Для этой категории лиц особое значение приобретает обучение
навыкам самостоятельного проживания – овладение навыками хозяйственно-бытового
труда, умение принимать самостоятельные решения, ориентироваться в современных
рыночных отношениях.
В программу социальной реабилитации умственно отсталых лиц в
степени выраженной дебильности необходимо включить обучение занятиям
физкультурой и спортом. Это будет способствовать устранению моторной
заторможенности и благотворно сказываться на общем физическом и психическом
развитии, совершенствовании волевых качеств и коммуникативных функций.
Обучение досуговой деятельности является необходимым в программе
социальной реабилитации умственно отсталых лиц. В силу недостаточной
сформированности потребностей эстетического характера у лиц с выраженной
дебильностью они нуждаются в активном вовлечении в мероприятия по знакомству с
музыкой, изобразительным искусством, литературой и т.д.
Особое место в программе социальной реабилитации умственно
отсталых лиц с выраженной дебильностью должно занимать решение личных проблем.
Допустимо половое воспитание, информация о последствиях интимных отношений, о
венерических заболеваниях.
Ограничения жизнедеятельности носят более выраженный характер.
Ограничение способности к самообслуживанию выражается в навыках
санитарно-гигиенического характера, хозяйственно-бытового труда, которые
выполняются с помощью и под контролем посторонних.
Ограничение способности совершать двигательные операции выражается
в недостаточной координации движений, несформировавшейся тонкой моторике.
Ограничение способности к общению выражается в неразвитости речи,
в малом словарном запасе, в дефекте речевого аппарата, преобладает в общении
эмоциональный компонент над речевым.
Значительно выражено ограничение способности к обучению, что
связано с недостаточно развитыми функциями восприятия, внимания, памяти,
мышления.
Ограничение способности к трудовой деятельности носит выраженный
характер и объясняется неразвитостью функции к усвоению задания, неспособностью
освоить технологический процесс, несовершенной моторикой. Осуществление
трудовой деятельности возможно в специально созданных условиях.
Ограничение способности к ориентации достаточно выражено, оно
объясняется несовершенством функций внимания, восприятия, памяти,
пространственной ориентировки. Необходима посторонняя помощь в новой ситуации.
Ограничение способности к контролю над своим поведением также
значительно выражено, что связано с ущербностью адаптационных механизмов,
несформированностью социального опыта. Необходима коррекция и контроль.
Программа социальной реабилитации инвалидов с выраженной
имбецильностью включает целый ряд обучающих разделов:
♦
формирование
навыков самообслуживания – содержит разделы: санитарно-гигиенические навыки,
уход за одеждой, уход за жилищем, навыки приготовления и приема пищи;
♦
формирование
навыков социально-средовой реабилитации – включает разделы: знакомство с
городом, транспортом, магазинами, сферой обслуживания, производственными
отношениями;
♦
формирование
элементов нравственно-эстетического воспитания – включает разделы: формирование
навыков повседневного поведения, правила поведения в общественных местах,
правила поведения человека в рабочем коллективе, понимание дружбы,
товарищества, коллектива и т.д.
Участие семьи в социально-средовом воздействии на эту категорию
инвалидов также значимо. Несмотря на то что большую часть времени умственно
отсталые находятся в психоневрологическом интернате, общение с родителями
осуществляется в выходные дни и каникулярное время родителей. Важна
последовательность между воспитателями (социальными педагогами) психоневрологических
интернатов и родителями.
Необходимо обучение семьи, родителей в правильном отношении к
своим детям-инвалидам, которые остаются детьми, будучи взрослыми. Важно
обучение терпеливому отношению, последовательному и неотступному воздействию по
привитию навыков хозяйственно-бытового труда, формированию установки на труд.
В программу социальной реабилитации входит обучение навыкам
самостоятельного проживания, которое включает формирование навыков
самообслуживания, хозяйственно-бытового труда. Для самостоятельного проживания
важна способность принимать самостоятельные решения, умение ориентироваться в
социальном окружении, необходимо также развитие способности к самооценке,
самоопределению, самодеятельности в широком смысле слова.
Необходимо отметить, что лица с выраженной имбецильностью
самостоятельно проживать не могут, они нуждаются в поддержке. Самостоятельное
проживание их возможно лишь в «защищенных условиях» – в специализированном
общежитии, где они могут воспользоваться постоянной помощью специалиста по
социальной работе.
Программа социальной реабилитации инвалидов с выраженной
имбецильностью должна предусматривать обучение физкультуре и спорту. Склонность
к заторможенности, замедленной моторике способствует формированию гипокинезии,
которая ведет к негативным последствиям в физическом здоровье.
Участие в физкультурных занятиях, спортивных состязаниях умственно
отсталых лиц способствует не только совершенствованию моторики, оно
положительно сказывается на их интеллектуальном развитии, расширении
социального опыта, приобретении коммуникативных навыков.
Существенно важно для этой категории инвалидов обучение досуговой
деятельности. В силу несформированности потребностной сферы у лиц с выраженной
имбецильностью досуг ограничивается пассивным присутствием в кинозалах, на
концертах, организуемых в психоневрологических интернатах. В целях
реабилитационного воздействия необходим досуг, развивающий, компенсирующий
дефицит информации, воздействующий на эмоциональную и познавательную сферы
жизнедеятельности.
Решение личных проблем для этой категории инвалидов представляет
особую важность. Преобладание инстинктивного полового влечения при недостаточно
развитом сдерживающем интеллектуальном воздействии создает опасность вступления
в случайные связи с нежелательными последствиями. Эти инвалиды нуждаются в
половом воспитании, в доступном изложении отношений между полами,
недопустимости грубости, жестокости по отношению к женщинам. Программа
сексуального воспитания нуждается в специальной разработке.