Формирование экологических представлений о многообразии растительного мира на основе проектной деятельности
Министерство образования и науки
российской федерации
Федеральное агентство по образованию
Коми государственный педагогический
институт
Факультет педагогики и методики
начального образования
Специальность «Дошкольная педагогика
и психология»
Кафедра педагогики и методики
начального образования
Заочное отделение
Контрольная работа
по методике преподавания экологии
Формирование экологических представлений
о многообразии растительного мира на основе проектной деятельности
Преподаватель: Партыка Н. В.
Исполнитель: студентка 5 курса 4
группы
Ивашкова О. В.
Сыктывкар, 2010
Содержание работы
Введение
I. Формирование экологических
представлений о многообразии растительного мира на основе проектной
деятельности
1.1 Ознакомление дошкольников с
многообразием растительного мира
1.2 Специфика метода проектов
1.3 Экологические проекты в ДОУ
II. Тематическое планирование по
формированию экологических представлений о многообразии растительного мира на
основе проектов
2.1 Описание проектов
Заключение
Использованные материалы
Введение
В наши дни проблема
окружающей среды чрезвычайно актуальна и привлекает к себе все больше внимания.
Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную
преобразующую силу, которая воздействует на биосферу и нарушает ход ее
естественной эволюции. Выход из экологического кризиса, отмечают ученые,
техническими средствами невозможен. Экологическое образование выступает
необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния
на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как
регулятора отношений в системе «человек - окружающая среда». Экологическое
образование признано международным экологическим движением педагогов важнейшим
направлением педагогических исследований и совершенствования образовательных
систем (2001).
Экологическое образование
как комплексная проблема современности стала объектом внимания
философско-социологических исследований, рассматривающих экологические проблемы
как общечеловеческие (Э.В. Гирусов, Ю.Г. Марков, Д.Ж. Маркович, Н.И. Моисеев и
др.). Первостепенную важность для развития экологического образования приобрели
основные положения Концепции устойчивого развития (Конференция ООН по
окружающей среде в Рио-де-Жанейро. 1992), Концепции образования в области
окружающей среды (межправительственная конференции в Тбилиси 1977), Концепции
экологического образования РАО (1994).
Известны также работы Захлебного,
И.Д. Зверева, Б.Г. Иоганзена, Н.Н. Моисеева, И.Т. Суравегиной, AT.
Сидельковского и др., которые разработали общетеоретические и методологические
аспекты экологического образования школьников.
В педагогической науке
существуют два разных термина: «экологическое воспитание» и «экологическое
образование». Первое невозможно без второго, и поэтому образование должно
развиваться в контексте второго, тем более, что знания сами по себе еще не
определяют направленность деятельности человека. Сущность экологического
образования и воспитания заключается в обретении каждым человеком чувства
природы, умения вникать в ее мир, в ничем незаменимую ценность и красоту;
понимании, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле;
диалектической неразрывности и взаимообусловленности природы и человека.
В таких условиях особую
важность приобретает экологическое образование, которое рассматривается рядом
ученых как важнейший фактор нравственного формирования личности. По мнению И.Л.
Бондаренко, Н.Н. Достовалова, М.С. Каган, Н.В. Картомышева, воспитание
подрастающего поколения с высокой экологической культурой позволит преодолеть
целый ряд негативных явлений в жизни общества, гармонизировать отношения
человека с другими людьми, с природой, с самим собой как частью природы.
Цель экологического
образования - формирование нравственно-ценностных отношений к природе и людям,
способности к самоограничению, чувства личной ответственности за состояние
окружающей среды, практического участия в возрождении нарушенного равновесия
между человеком и природой.
Проблемами современной
экологии занимается сейчас большой отряд ученых. В наше время трудно назвать
фундаментальные научные направления, в данных которой не нуждалась бы экология.
Среди философско-методологических исследований экологической проблемы
выделяются работы Б.А. Вороновича, Э.В. Гирусова, А.А. Горелова, В.А. Лось,
М.Н. Мамедова, П.Б. Новикова, А.Д. Урсула, И.Т. Фролова и др. Вместе с тем, в
последние годы экологическая проблема становится объектом изучения
социоэкологических исследований. В этом плане заслуживают внимания работы Г.А.
Бачинского, Э.В. Гирусова, В.Д. Комарова, A.M. Кочергина, Ю.Г. Маркова, Н.Ф.
Реймерса и др. В них раскрывается социально-философская концепция экологической
проблемы и пути ее решения на основе системного подхода к
социально-экономическому и экологическому развитию общества, анализа эволюции
теоретического и практического отношения человека к природе.
Несмотря на обилие
исследований в области экологического образования, разработок, посвященных
проблеме специфики метода проектов, этапности их использования в ДОУ,
недостаточно. В связи с этим, тема нашей контрольной работы «Формирование экологических
представлений о многообразии растительного мира на основе проектной
деятельности» является актуальной.
I. Формирование экологических
представлений о многообразии растительного мира на основе проектной
деятельности
1.1
Ознакомление дошкольников с многообразием растительного мира
Особое значение для
развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи
природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с
окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный
рост.[4]
Растения пашей планеты
чрезвычайно разнообразны и представлены большим многообразием форм. Для того,
чтобы разобраться в мире растений, необходимо изучить их, расположить в
определенной системе. Современная систематика устанавливает сходство растений
по строению и происхождению, отражает родственные, т. е. эволюционные,
взаимоотношения между растительными организмами.[9]
Ознакомление дошкольников
с растительным миром в ДОУ начинается уже в младших группах. Прежде всего, на
занятиях. Разрабатывая методику проведения занятий, воспитатель в младших
группах отдает предпочтение наглядным методам, а также практическим. Словесные
методы применяются как дополнительные. Но основные знания о растениях
воспитанники младших групп получают не на занятиях, а в повседневной жизни. Для
этого целесообразно использовать работу в уголке природы, наблюдения и труд на
участке, рассказывание и другие методы работы.
К переходу в среднюю
группу у детей накапливаются конкретные представления о некоторых объектах и
явлениях природы. Наиболее распространенными в средней группе являются занятия,
проводимые методом наблюдения. Широко используют сравнение наблюдаемого
предмета с другим, или изображенном на картинке. Результатом наблюдения являются
новые знания об объекте, уходе за ним и т. д.
В средней группе могут
проводиться природоведческие экскурсии – в лес, в парк, на водоем и т. д. и
экскурсии на сельскохозяйственные объекты. Проводятся и экскурсии эстетической
направленности.
В средней группе на
занятиях с детьми впервые начинают проводиться беседы природоведческого
содержания.
Таким образом, в средней
группе используются разнообразные виды занятий, позволяющие решать задачи
программы. В повседневной жизни следует целенаправленно и систематически
накапливать чувственный и практический опыт, упражнять детей в применении
полученных знаний и умений, стимулировать и поддерживать проявления к
окружающему миру, гуманных чувств и поведения. Ценным пособием для знакомства
детей с природой может стать календарь природы.
Все формы работы с детьми
воспитатель использует для воспитания бережного отношения к природе. Он
показывает, как правильно сорвать цветок, не повредив корень, ограничивает
количество растений для букета, венка, не позволяет выбрасывать сорванные
растения. [9]
Проведение занятий в
старшей группе отличается от этой формы работы в средней группе. Обучение на
занятиях становится основным средством образовательной работы. Усвоение знаний
о растительном мире успешно осуществляется посредством простейших опытов,
моделирования, элементарной поисковой деятельности дошкольников. Значимое место
в обобщении и систематизации знаний занимают беседы. В повседневной жизни
используются разнообразные методы и формы работы – наблюдения на участке детского
сада и в уголке природы, труд, целевые прогулки и т. д.
В подготовительной к
школе группе в центре внимания воспитателя стоят работа по обобщению и
систематизации знаний детей о природе, формирование первоначальных понятий,
позволяющих детям шире ориентироваться в окружающем. Наряду с занятиями, на
которых осуществляется формирование конкретных знаний о растениях, широко
используются занятия, обобщающие знания детей. Они проводятся методом беседы,
сравнительных и обобщающих наблюдений. Рекомендуется проводить занятия типа
экскурсий в природу методом наблюдения. Необходимое требование к занятиям –
организация активной деятельности детей с познаваемым материалом. Значительное
место в работе с детьми занимают такие методы, как моделирование, опыты,
опирающиеся на активность и растущую самостоятельность дошкольников. В
подготовительной группе содержание работы в повседневной жизни становится более
разнообразным и сложным.
Воспитатель должен
проводить целевые прогулки и экскурсии, организовывать систематические
наблюдения и опыты, элементарную поисковую деятельность, активно включать в
познание природных явлений практическую деятельность дошкольников, и прежде
всего труд по выращиванию растений и уходу за ними.[9]
Таким образом,
формирование знаний у дошкольников о многообразии растительного мира происходит
на протяжении всего дошкольного детства, постепенно усложняясь на каждом этапе.
1.2
Специфика метода проектов
Спецификой метода
обусловлен его воспитательный потенциал. Особая педагогическая значимость метода
проектов заключается в следующем:
- он открывает
возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по
взаимодействию с окружающим миром;
- является педагогической
технологией, актуализирующей субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе,
является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и
индивидуальных особенностей детей;
- это один из немногих
методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в
окружающий мир, природную и социальную среду.
Кроме того, метод
проектов способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их
практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует
потребность ребенка в самореализации, самовыражении, творческой личностно- и
общественно-значимой деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и
взрослых; позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом
процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет
фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.[1]
В зарубежной и
отечественной педагогической литературе существует множество различных
толкований метода проектного обучения, проектирования в обучении, моделирования
в образовании.
Метод проектов –
целенаправленная учебная, школьная или внешкольная деятельность с определенной
целью, по определенной программе для решения учебных, поисковых,
исследовательских, практических задач по предметной, межпредметной,
интегрированной, надпредметной основе.
Учебный проект – это творческая,
в значимой мере самостоятельная деятельность учащихся, включающая в себе:
- поиск информации,
необходимой для реализации идей проекта, анализ и обобщение собранного
материала;
- выработку гипотез
собственных исследований, экспериментальную проверку или сбор экспериментальных
данных, теоретическое обоснование выдвигаемых идей;
- социально-значимую
практическую деятельность по результатам проведенных исследований, отражающих
личностно-индивидуальную позицию.[8]
Концептуальные основы
метода проектов (по Дж. Дьюи):
- ребенок в своем
онтогенезе повторяет путь человеческого познания;
- ребенок обучается на
основе естественной потребности в знаниях, являясь активным участником
(субъектом) своего обучения, а не просто воспринимая информацию из окружающей среды
органами чувств;
- усвоение знаний есть
спонтанный, неуправляемый процесс;
- условия успешности
обучения – проблематизация учебного материала, активность ребенка, связь
обучения с жизнью, игрой, трудом;
- мотивы обучения –
исследовательский, социальный, созидательный.[8]
1.3
Экологические проекты в ДОУ
Метод проектов, как уже
указывалось выше, связан с развивающимся личностно-ориентированным обучением и
может широко использоваться в ДОУ любого типа, в работе с детьми старшего
дошкольного возраста. Проект позволяет интегрировать сведения из разных
областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Данный
метод дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность
детей, расширять их опыт общения, дает возможность педагогу осуществлять
личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.
Основные требования к
использованию метода проектов в детском саду:
1.
В основе любого
проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
2.
Проект – это «игра
всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых.
В работе со старшими
дошкольниками выделяют следующие этапы проекта:
1. Подготовительный –
постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная
работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и
материалов. Не следует ставить перед детьми слишком отдаленные задачи,
предлагать далекие перспективы, требовать охватить одновременно несколько
направлений деятельности.
2. Собственно
исследовательский – поиск ответов на поставленные вопросы.
3. Заключительный
– обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов и, по
возможности, составление рекомендаций для практических работников.
Проекты могут быть
краткосрочными и долгосрочными, их длительность определяется педколлективом ДОУ
в зависимости от решаемых задач.
Проект можно
рассматривать как дополнение к любым общеразвивающим, комплексным программам и
парциальным программам экологического направления.
Этапы разработки и
проведения проекта:
1.
Педагог ставит
перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей.
2.
Вовлекает
дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской цели»).
3.
Намечает план
достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей.
4.
Обсуждает план с
семьями воспитанников.
5.
Обращается за
рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск).
6.
Вместе с детьми и
родителями составляет план-схему проведения проекта и вывешивает ее на видное
место.
7.
Совместно с
родителями и детьми собирает информацию, материал по проекту.
8.
Проводит занятия,
игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части проекта.
9.
Дает домашние
задания и детям, и родителям – выполнение самостоятельных творческих работ
(поделки, рисунки, альбомы, приложения, поиск материала, информации).
10.
Организует
презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН).
11.
Совместно с
детьми составляет книгу или альбом по выполненному проекту.
12.
Подводит итоги:
обобщает опыт и выступает на педсовете.[3]
II.
Тематическое планирование по формированию экологических представлений о
многообразии растительного мира на основе проектов
2.1
Описание проектов
В середине 90-х гг. слово
«проект» прочно вошло в нашу жизнь и метод проектов удачно вписался в систему
работы дошкольных учреждений. Экологические проекты открывают возможность
формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из потребностей и
интересов, развивают его как личность.[7]
Наш детский сад тоже
широко использует проектную деятельность. Темы для исследования берутся самые
разнообразные. Мы остановимся на трех из них:
1.
«Зеленая
аптека». (Приложение
№1)
При создании этого
проекта использовались авторские разработки Л. А. Макаровой,
воспитателя-эколога НШДС №104 г. Сыктывкара. Проект адаптировали к природным
условиям нашего города. В ходе работы над проектом выделились следующие
положительные моменты: привлечение детей, родителей к ознакомлению с
лекарственными растениями, представление своего проекта (защита) перед другими
дошкольными группами, т. е. самореализация. В результате осуществления проекта
повысился уровень заинтересованности детей и родителей в укреплении
собственного здоровья.
2.
«Цветущий
дом». (Приложение
№2)
В разработке этого
проекта частично использовали авторские разработки Н. Н. Ивлевой, методиста ИМЦ
г. Сыктывкара, Е. Н. Дмитриевой, Э. В. Каневой, воспитателей ДОУ №108 г.
Сыктывкара. Реализация проекта проводилась в старшей группе. В итоге дети
расширили свои знания в области комнатных растений, ухода за ними.
3. «Ах, картошка, ты
картошка!». (Приложение №3)
Долгосрочный проект, для
создания которого были заимствованы авторские разработки Г. М. Усачевой,
воспитателя-эколога МДОУ №66 г. Сыктывкара ( Экологические проекты в ДОУ и
начальной школе: методические рекомендации/Ред. и сост. Хабарова Т. В. – Сыктывкар:
КРИРОиПК, 2004). К сожалению, осуществление данного проекта невозможно было
сделать в полной мере из-за отсутствующих погодных условий для высадки
картофеля в открытый грунт и мы ограничились посадкой в группе. Там не менее в
конечном итоге дети узнали много нового о картофеле, истории его появления,
познакомились с разными способами выращивания, вредителями растения, крахмале и
пр.
Заключение
В современном мире
проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное
значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от
загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых
существ, сбережения генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях
встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при
этом придается экологическому образованию подрастающего поколения.[9]
Освоение детьми основ
экологической культуры во многом зависит от воспитателя детского сада: от его
экологической и методической грамотности, понимания важности экологического
воспитания в формировании личности воспитанников, от умений создавать условия
для подобной работы, увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому.[9]
Хорошим подспорьем в этом
является метод проектов, который открывает массу возможностей для полноценного
экологического воспитания дошкольников.
Используемые
материалы
1.
Васильев В.
Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации//Народное
образование, 2000. - №9.
2.
Вестник УДО
администрации МО «Город Сыктывкар», 2005. - №1.
3.
Данюкова А. А вы
любите проекты?//Обруч, 2001. - №4.
4.
Дыбина О. В.
Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.:
ТЦ Сфера, 2005.
5.
Кагаров Е. Г.
Метод проектов в трудовой школе. – М.: Учпедгиз, 1926.
6.
Кильпатрик В.
Метод проектов: применение целевой установки в педагогическом процессе. – М.:
Учпедгиз, 1925.
7.
Колпачникова О.
В. Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников//Воспитатель ДОУ,
2009. - №3
8.
Левчук Л. В.
Проектное обучение и российская школа//Экологическое образование, 2002. - №3.
9.
Мир природы и
ребенок. Учебное пособие./под ред. Л. Н. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. –
С-Пб.: Акцидент, 1998.
10.
Рыжова Н. А.
Экологический проект «Здравствуй, дерево»//Дошкольное образование, 2002. - №3.
11.
Чечель И. Метод
проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего
оракула//Директор школы, 1998. - №3.
12.
Экологическое
воспитание дошкольников/под ред. Л. Н. Прохоровой. – М.: Аркти, 2003.