Формирование познавательной активности у детей с задержкой психического развития на занятиях по ознакомлению с окружающим
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославский
государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»
Кафедра
специальной (коррекционной) педагогики
Специальность
032000 «Специальная дошкольная педагогика и психология»
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: «Формирование познавательной активности у детей с
задержкой психического развития на занятиях по ознакомлению с окружающим»
Содержание
Введение
1. Проблема формирования познавательной активности у детей
дошкольного возраста
2. Особенности формирования познавательной активности у детей
дошкольного возраста с задержкой психического развития
3. Занятия по ознакомлению с окружающим как эффективное средство формирования
познавательной активности у детей с задержкой психического развития
Заключение
Библиография
Введение
В настоящее
время перед образованием встаёт задача воспитать не только творческого,
всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно
меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и
сферы деятельности. В связи с этим, особое место занимает проблема изучения и
развития познавательной активности, ведь именно познавательная активность,
является залогом успешной деятельности детей. Она способствует развитию
самостоятельных действий, направленных на поиски адекватных способов решения,
подбора материалов и средств для осуществления предстоящих задач. Познавательная
активность формируется еще в дошкольном детстве и тесно взаимосвязана с
развитием познавательных процессов [7;3]. Шамова Т.И. дает следующее
определение познавательной активности: качество деятельности ученика, которое
проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к
эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время,
в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной
цели [11;59]
«Познавательная
активность или любознательность», - пишет Д. Годовикова - «это стремление
получить знания о явлениях окружающей среды. Познавательная активность - это и
познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность» [21;48].
Проблема познавательной активности издавна привлекала внимание
философов, психологов, педагогов от Сократа до наших дней. При разработке этой
проблемы ученые опирались на теоретические исследования ведущих педагогов –
Ю.К. Бабанского, И.Д. Зверевой, И.Я. Лернера, Г.И. Щукиной, А.П. Усовой, И.П.
Сокулиной, А.К. Леонтьева, Л.С. Выгодского, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова,
Д.Н. Богоявленской [11;117].
По данным научного центра здоровья детей РАМН, сегодня 85% детей
рождается с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья.
Количество детей, которым требуется коррекционно-педагогическая помощь,
достигает в дошкольном возрасте до 25-45%, а свыше 60% детей относятся к группе
риска. Частым проявлением нарушенного развития в дошкольном возрасте является
задержка психического развития [10;4].
Исследования Л.В. Запорожца, Н.И. Подьякова, С.Л. Новоселовой,
А.М. Фонарёва доказывают, сколь важно учитывать в ходе учебно-воспитательного
процесса познавательную активность ребенка. Детям с задержкой психического развития
это важно вдвойне, потому что
им свойственна низкая познавательная активность, так как у них
слабо формируются, или формируются с опозданием все познавательные процессы. Без
специального педагогического воздействия у таких детей не развиваются такие
качества как: самостоятельность, способность переноса усвоенных знаний и
навыков из одной ситуации в другую при решении аналогичных задач, а
познавательные процессы обеспечивают формирование всех высших психических
функций [6;35].
Все вышеперечисленные факты объясняют наш интерес к теме и
характеризуют ее актуальность.
Целью нашего исследования
является, доказать эффективность занятий по ознакомлению с окружающим в формировании
познавательной активности у детей с задержкой психического развития.
Объектом является особенности
формирования познавательной активности у детей с задержкой психического
развития.
Предмет исследования: эффективность
занятий по ознакомлению с окружающим при формировании познавательной активности
у детей с задержкой психического развития.
Гипотеза нашего исследования: развитие познавательной активности у
детей с задержкой психического развития на занятиях по ознакомлению с
окружающим будет эффективнее, если учитывать следующие условия:
· ребенок будет выступать как активный субъект деятельности;
· работа будет осуществляться целенаправленно и последовательно;
· содержание, методы и приемы на занятиях будут подобраны с учетом
зоны ближайшего развития детей.
Далее мы определили задачи нашего исследования:
· Изучить теоретические основы проблемы формирования познавательной
активности у детей дошкольного возраста.
· Выявить особенности формирования познавательной активности у детей
с задержкой психического развития.
· Выявить эффективность занятий по ознакомлению с окружающим как
средство развития познавательной активности у детей с задержкой психического
развития.
1. Проблема формирования познавательной активности у детей
дошкольного возраста
Познавательная активность в наше время не достаточно изучена, но
изучение этой темы началось давно. Еще Ян Амос Каменский начал заниматься этой
проблемой. Он совершил революцию в дидактике рассматривая новую школу, как
источник радости, света и знания, считая интерес одним из важных путей создания
этой светлой и радостной обстановки обучения. Жан-Жак Руссо, опираясь на
непосредственный интерес воспитания к окружающим его предметам и явлениям,
пытался строить доступное и приятное ребенку обучение. К.Д. Ушинский в
познавательных интересах видел основной внутренний механизм успешного учения
[12;211].
Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педагогики
и психологии, видит в познавательном интересе еще большие возможности для
обучения, для развития и для формирования личности в целом. Он играет особое
значение в обучении и обеспечивает познавательную активность, а так же овладение
необходимыми знаниями, умениями и навыками [8;40]. Интерес к процессу познания
формируется у ребенка с малых лет. Он основан на любопытстве и любознательности.
Познавательный интерес – это стремление к знанию, возникающие из активного
отношения к предметам и явлениям действительности в процессе деятельности.
Истоки познавательного интереса заложены в окружающей действительности, но
решающим в его формировании является процесс воспитания и обучения. Он
проявляется у ребенка в стремлении узнавать новое, выяснить непонятное о
качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понять их
сущность, найти имеющиеся между ними отношения и связи. «Ядром познавательного
интереса, – пишет Г.И. Щукина, – являются мыслительные процессы». Изучению
познавательного интереса посвящены многие научные исследования, в совокупности,
доказавшие его разностороннюю роль, как сложного и значимого образования
личности. Познавательный интерес способствует более свободному приобщению
личности к общественным ценностям. Находясь у основания творческой
деятельности, он стимулирует выбор личностных ценностей (Б. Г. Ананьева, В. Г.
Иванов, Ю. А. Шаров, Г. И. Щукина) [12;236-239].
Интерес создаёт благоприятные условия для развития познавательной
активности и самостоятельности детей, нейтрализуя равнодушие и инертность
[19;29]. Познавательная активность является одним из компонентов умственного
развития дошкольника. Она тесно связана с развитием психических познавательных
процессов. Психические познавательные процессы – это психические явления, в
своей совокупности, непосредственно обеспечивающие как процесс, так и
результат. К их числу относятся ощущение, восприятие, внимание, воображение,
память, мышление. Познавательная активность возникает в процессе познания и
выражается в заинтересованности принятия информации, в желании углубить,
уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы;
в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в
умении усваивать способ познания и умения перенести его на практическую
деятельность [19;36].
Большую роль в формировании познавательной активности играет
взрослый. Он обучает детей наблюдательности и самостоятельной постановке
проблемы, а также способам получения информации. Дети учатся задавать вопросы.
Эти умения приобретаются детьми в процессе упражнений, наблюдений, которые
ставят ребенка в ситуацию их решения с помощью сравнения. Дети любят задавать
вопросы. В этом проявляется их любознательность, что свидетельство хорошей
организации ума. Дети познают мир, задавая множество вопросов. На протяжении
дошкольного возраста вопросы меняются по форме и содержанию. Ребенка интересует
название действия, предмета, его качества, свойства. Вопросы возникают при
непосредственном восприятии предметов и явлений. Для старшего дошкольного
возраста характерна интенсивная умственная переработка впечатлений. Вопросы
ребенка этого возраста направлены на усвоение связей, отношений между
предметами и явлениями действительности, на систематизацию представлений,
нахождению в них аналогии, общего и различность [17;78]. В исследованиях М. И.
Лисиной показано, что познавательная активность развивается в процессе
взаимодействия как познавательной и коммуникативной, так и рефлексивной
деятельности. В ее формирование тесно взаимосвязаны интеллектуальные и
личностные моменты, поскольку «процесс удовлетворения познавательной
потребности осуществляется как поисковая активность, направлена на обнаружение,
открытие неизвестного, его усвоения. Активность завершается актами решения
проблемы, представленных в актах «понимания». Познавательные потребности
являются стимулирующим фактором дальнейшего развития познавательной активности
[15;215].
Познавательная активность занимает в деятельности структурное
место, близкое к уровню потребности. Это состояние готовности к познавательной
деятельности, то состояние, которое предшествует деятельности и порождает ее.
Активность чревата деятельностью: деятельность - активность - потребность.
Активность - это потребность, уже отягощенная материей движения и слов,
предвкушений и воспоминаний. Очень близко к этому понятию понятие
любознательности, или любопытства. А в нем подчеркивается потребность в новой
информации, готовность к ее переработке, ее инициативный и целенаправленный
поиск [9;38].
Существует три уровня познавательной активности ребенка. Первый
уровень можно назвать уровнем потребности во впечатлениях. Это своего рода
первый уровень, являющийся фундаментом познавательной активности. Потребность
во впечатлениях тесно связана с любознательностью. Она является вторым уровнем
развития познавательной активности. Любознательность- это недифференцированная
направленность ребёнка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение
деятельностью (С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Годовикова). На этом уровне появляется
интерес не к отдельному стимулу, а к объекту в целом. Однако на этом уровне
познавательная деятельность носит скорее стихийный, чем целенаправленный
характер, здесь эмоции «забивают» цель деятельности; третий уровень – высший
уровень познавательной активности. Это уровень целенаправленной познавательной
деятельности. Проявляется в самостоятельном поиске ответов на интересующие его
вопросы, проявления элементов творчества, перенос способа познания с одного
материала на другой.
Между уровнями развития познавательной активности ребенка и
усвоение им знаний об окружающем мире, существует взаимная связь. С одной
стороны, благодаря познавательной активности у ребенка значительно расширяется
кругозор, с другой стороны, знания – важнейший материал, который является
фундаментов познавательной активности. Обладая огромной побудительной силой,
она заставляет стремиться ребенка к познанию. Поскольку познавательная
активность связана с волевыми усилиями, она является важнейшим стимулом
воспитания целеустремленности, настойчивости в достижении цели, стремление к
завершению деятельности [19;75].
Характеризуя познавательную активность по степени устойчивости можно
выделить два вида активности: эпизодическая и устойчивая.
Само название первого вида активности показывает, что она
существует временно, побуждается познавательным материалом, внешней стороной
деятельности, методом преподнесения (а не усвоения) знаний. Первоначально
возникает как переживание радости познания предмета, явлений или способа
действия, как радость овладения деятельностью, который в силу своей
организации, вызывает активность ребенка. Устойчивая или личностная, активность
развивается как познавательная устремленность ребенка. Она сопряжена с
инициативным поиском знаний. Основой познавательной активности является
активная мыслительная деятельность. Поэтому важно, чтоб малыш размышлял и
высказывал свое мнение [16;67]. В качестве факторов, влияющих на формирование
познавательной активности ребёнка, авторы, исследовавшие эту проблему, выделяли
общение (Д. Б. Годовикова, Т. М. Землянухина, М. И. Лисина, Т.А. Серебрякова),
потребности в новых впечатлениях (Л. И. Божович), общий уровень развития
активности (Н.С. Лейтес, В. Д. Небылицин). Для дифференциации познавательной
активности используют энергетический и содержательный показатели.
Содержательный показатель отражает результативность деятельности в
процессе получения знаний. Энергетический показатель по количеству вариантов (способы
могут повторяться) сделанных ребёнком. Особенности ситуации влияют на проявление
познавательной активности детей дошкольного возраста. Ситуации с большим
количеством возможных способов действия способствуют проявлению как
содержательного, так и энергетического компонентов. [22;184].
Д. Годовикова выделила три уровня сформированности познавательной
активности:
·
Интерес к предметам, отличающимся яркими перцептивными свойствами
и к тем, что знакомы по своему функциональному назначению. Отсутствует интерес
к предметам иного назначения. Регуляция внешняя, предметы господствуют над
активностью (уровень интереса к внешним свойствам предмета определяется самим
предметом).
·
Его суть - содержание познавательной потребности и уровень
самоорганизации. Стремление ознакомиться с предметами, имеющими определенные
функции. Однако регуляция поиска подчинена эмоциям (уровень интереса к
функциональным качествам предмета и регуляция поиска определяется с помощью
взрослого).
·
Его суть - новое содержание. Интерес и активность вызывают скрытые
внутренние свойства предмета, так называемые тайны, и в еще большей степени -
внутренние, понятийные образования; понятия о хорошем и плохом, оценки
поступков людей, особенно сверстников. Активность направляется целью - достичь
желаемого результата (уровень интереса к внутренним свойствам предмета, к
понятиям и опосредованности поиска - это самоорганизация) [19;58].
Педагоги определили условия, способствующие
эффективности воспитания познавательной активности детей:
·
высокий научный и методический уровень деятельности педагога;
·
высокая организация учебно-познавательной деятельности детей,
опирающаяся на научные основы построения деятельности, на ее существенные
стороны.
·
благоприятная атмосфера отношений в деятельности и общении педагога
с детьми, определяющая высокую познавательную активность через социальный
фактор обучения, которое определяется в значительной мере позицией педагога
[3;93].
Таким образом, для формирования познавательной активности
необходимо создание специальных ситуаций, с большим количеством возможных
способов действия. Основой познавательной активности является познавательная
деятельность, так как дети познают всё в деятельности. А деятельность не
возникает без познавательных потребностей. Для проявления ребёнком
познавательной активности нужен познавательный интерес. Только при наличии всех
этих компонентов возможно формирование у дошкольника познавательной активности.
2. Особенности формирования познавательной активности у детей
дошкольного возраста с задержкой психического развития
В мире
сохраняется тенденция рождения детей с различными нарушениями. В нашей работе
мы решили рассмотреть такую проблему как формирование познавательной активности
у детей с задержкой психического развития.
В отечественной
коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим
и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности
ребёнка.
Задержка
психического развития - это парциальное недоразвитие высших психических
функций, которое может, в отличие от олигофрении носить временный характер и
компенсироваться при коррекционном воздействии в детском и подростковом
возрасте [15;254].
Причиной
такого отставания могут быть слабовыраженные органические поражения головного
мозга, которые могут быть врождёнными или возникать во внутриутробном,
природовом, а так же раннем периоде жизни ребёнка. Может наблюдаться и
генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы.
Интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства и т. п. ведут к
негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают лёгкие
церебральные органические повреждения. Вследствие этих нарушений у детей в
продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость
центральной нервной системы, что, в свою очередь, проявляется в слабости
процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных
связей [16;194-205].
Основным признаком задержки психического развития является
незрелость эмоционально волевой сферы. Одно из ее проявлений – неумение
сосредоточиться на выполнении учебных заданий [2;47].
Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с задержкой психического развития. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти. Наблюдения педагогов и родителей за детьми с задержкой психического развития, а также специальные психологические исследования указывают на недостатки в развитии их непроизвольной памяти.
Одной из основных причин недостаточной продуктивности непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития является снижение их познавательной активности [11;47].
Так же у детей с задержкой психического развития нарушено
внимание, причинами этого являются несформированность механизма произвольности,
несформированность мотивации, нарушение познавательного интереса. Исследователь
детей с задержкой психического развития Жаренкова Л.М. отмечает следующие
особенности внимания, характерные для данного нарушения:
·
неустойчивость (колебание) внимания, которая ведет к снижению
продуктивности, обуславливает трудности выполнения заданий, требующих
постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы;
·
сниженная концентрация, выражающаяся в трудностях сосредоточения
на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости, что
указывает на наличие органических факторов соматического или
церебрально-органического генеза;
·
снижение объема внимания, т.е. ребенок, удерживает одновременно
меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать
игровые, учебные и жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом;
·
сниженная избирательность внимания, что проявляется в затруднении
выделения цели деятельности и условия ее реализации среди несущественных
побочных деталей;
·
сниженное распределение внимания, т.е. ребенок, не может
одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в
сознательном контроле при их усвоении;
·
«прилипание внимания», которое выражается в трудностях его
переключения с одного вида или способа деятельности на другие, в отсутствии
гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию;
·
повышенная отвлекаемость [11;58].
Еще одним
признаком несформированности познавательной активности у детей с задержкой
психического развития является нарушение системных механизмов восприятия,
факторами чего является нарушение интегративной деятельности коры головного
мозга, больших полушарий и, как следствие, нарушение координированной работы
различных анализаторных систем: слуха, зрения, двигательной системы; недостатки
внимания; недоразвитие
ориентировочно-исследовательской деятельности в первые годы жизни [13;41].
· недостаточная полнота и точность восприятия связанная с нарушением внимания, механизмов произвольности;
· недостаточная целенаправленность и организованность внимания;
· замедленность восприятия и переработки информации для полноценного восприятия (ребенку с ЗПР требуется больше времени, чем нормальному ребенку);
· низкий уровень аналитического восприятия (ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает);
· снижение активности восприятия, в процессе восприятия нарушена функция поиска (ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно);
· наиболее грубо нарушены более сложные формы восприятия, требующие участия нескольких анализаторов и имеющих сложный характер.
Задача дефектолога заключается в том, чтобы помогать ребенку с задержкой психического развития упорядочить процессы восприятия и учить воспроизводить предмет целенаправленно. На первом учебном году обучения взрослый руководит восприятием ребенка на занятии, в более старшем возрасте детям предлагается план их действий. Для развития восприятия материал детям предлагается в виде схем, цветных фишек [11;65].
Отдельно
остановимся на особенностях речи детей с задержкой психического развития.
Клинические и нейропсихологические исследования выявили отставание в становлении
речи детей с задержкой психического развития, низкую речевую активность, недостаточность
динамической организации речи. У этих детей отмечается ограниченность словаря,
неполноценность понятий, низкий уровень практических обобщений, недостаточность
словесной регуляции действий. Наблюдается отставание в развитии контекстной речи;
существенно запаздывает развитие внутренней речи, что затрудняет формирование прогнозирования,
саморегуляции в деятельности. У детей с задержкой психического развития
выявляется бедный, недифференцированный словарный запас. При использовании даже
имеющихся в словаре слов дети часто допускают ошибки, связанные с неточным, а
иногда и неправильным пониманием их смысла.
Одним
словом дети часто обозначают не только сходные, но и относящиеся к разным
смысловым группам понятия. Недостаточность словарного запаса связана с
недостаточностью знаний и представлений этих детей об окружающем мире, о
количественных, пространственных, причинно-следственных отношениях, что в свою очередь
определяется особенностями познавательной деятельности личности при задержке
психического развития.
Дети с задержкой
психического развития отличаются своеобразием речевого развития. К признакам
своеобразной задержки речевого развития можно отнести процесс возрастного
словообразования при задержке психического развития. Обычно процесс бурного
словотворчества у нормально развивающихся детей заканчивается к старшему
дошкольному возрасту. У детей с задержкой психического развития этот процесс
затягивается вплоть до окончания начальной школы [11;72].
По степени речевых нарушений, наблюдающихся у детей с задержкой
психического развития, можно выделить три группы:
·
изолированный фонетический дефект (неправильное произношение лишь
одной группы звуков);
·
комбинированный дефект (дефекты произношения сочетаются с
нарушениями фонематического слуха);
·
системное недоразвитие речи (нарушения лексико-грамматической
стороны речи на фоне крайне бедного словарного запаса, примитивной структуры
высказываний) [6;34].
3. Занятия по ознакомлению с окружающим как эффективное средство формирования
познавательной активности у детей с задержкой психического развития
Занятия являются основной формой организации процесса обучения в
детском саду. Именно на занятиях создаются условия для усвоения детьми
достаточно сложных знаний, умений и навыков для формирования разных
способностей детей. Оно даёт возможность создавать ситуации с большим
количеством способов действия, стимулируют проявление познавательной
активности. Занятия организованные определённым образом позволяют повысить уровень
познавательной активности [17;84].
Занятия проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В
режиме дня для каждой группы определяется время проведения занятий, как
правило, это утренние часы. При проведении занятий важна эмоциональность
педагога, интригующая интонация голоса при вопросе, утрированно озабоченная
интонация при постановке трудного задания, использование шутки при объяснении
задания. Живость эмоций повышает внимание детей к заданиям, вследствие чего
повышается познавательная активность.
На занятиях у детей формируется отношение к миру и людям.
Постепенно складываются компоненты учебной деятельности [22;275].
В любом занятии можно выделить три основные части. Первая часть –
введение детей в тему занятия; определение целей, объяснение того, что должны
сделать дети. В этой части дети настраиваются на выполнение какой-то работы,
активизируется внимание и создается эмоциональный настрой, как важные
компоненты познавательной активности. Введение детей в процесс обучения на занятии
осуществляется по-разному, в соответствии со спецификой того или иного вида
занятия, возрастом детей, условиям проведения занятия.
Вторая часть – самостоятельная деятельность детей по выполнению
задания педагога или замысла самого ребенка. В этой части воспитатель смотрит,
как действуют дети. Активизируются память, мышление, умение делать выводы,
действовать по инструкции. Не следует спешить объяснять или показывать ребенку
способы действия в случае возникновения трудностей. Следует выяснить, в чем
причина затруднений, и, прежде всего, активизировать опыт и знание ребенка, а
если этого не достаточно, то могут быть применены более прямые способы помощи.
Третья часть, заключительная – анализ выполнения заданий и его
оценка [20;164].
На каждом занятии решаются общие дидактические задачи: под
руководством воспитателя формируется способность обучаться, развивается
творческая и интеллектуальная активность. Значительное место на занятиях
отводится тренировочным игровым упражнениям, играм на внимание, на отработку
быстроты зрительной, слуховой и двигательной реакции. Различные игровые
упражнения на повышение интереса, эмоционального тонуса, активизирующие
работоспособность должны присутствовать на разных этапах занятия. В середине
занятия, когда у детей с задержкой психического развития падает
работоспособность или возникают трудности в переключении на новый вид
деятельности, в занятие необходимо включить элементы игры, что поможет снять
интеллектуальное напряжение. Важно обучать детей в совместной деятельности обращаться
за помощью и использовать ее, спрашивать и отвечать на вопросы, выполнять
указания.
Занятия могут быть обще групповыми, проводится с подгруппами
детей, а иногда и индивидуально. Организуя работу со всей группой, воспитатель
должен вместе с тем активизировать каждого ребенка, вовлекая его в объяснения,
предлагая дополнить ответ товарища, рассказать о том, каким образом дети
собираются решать поставленную задачу. В этом смысле, занятия групповые менее
эффективны, чем подгрупповые и индивидуальные [1;55].
При обучении и воспитании дошкольника используются разнообразные
методы и приемы, повышающие познавательную активность. Ю.К. Бабанским выделено
три основные группы методов обучения:
Первая группа методов – методы стимулирования и мотивации
учебно-познавательной деятельности детей, среди которых особое место занимают
методы, направленные на формирование интереса к учению.
Вторая группа методов – организация и осуществление
учебно-познавательной деятельности. Использование этого метода позволяет детям
получить доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам вещей.
повысить интерес к познавательной деятельности и активизируют детей на занятие.
Заставляют детей размышлять, делать выводы, анализировать материал занятия.
Третья группа методов – методы организации контроля и самоконтроля
эффективности учебно-познавательной деятельности детей.
Так же методы делятся ещё по способу действия.
1.Игровые методы.
Здесь использование дидактических игр, способствует созданию у
ребенка положительного эмоционального настроя, повышает работоспособность, дает
возможность многократно повторять один и тот же материал, обогащают словарь и
активизировать познавательную деятельность. Они могут проводиться на любом
этапе занятия.
2.Словесные методы.
К этим методам можно отнести загадки, которые являются важным
средством развития речи и познавательной активности. Загадки расширяют кругозор
детей, знакомят их с окружающим миром. Они способствуют формированию
мыслительных операций, побуждают к активной деятельности. Использование загадок
не только оживляет работу на занятиях, но и повышает интерес детей. Любая
загадка- это логическое упражнение, в котором требуется узнать предмет по его
характерным признакам. Для того, чтобы доказать правильность отгадки,
необходимо подробное последовательное логическое рассуждение. Чтобы побудить
ребенка к доказательству, следует побудить его рассказать, как он думал,
отгадывая загадку.
Также можно использовать метод бесед. Известно, что это активный
метод умственного воспитания. Вопросно-ответный характер общения побуждает ребенка
сравнивать, рассуждать, обобщать. Беседа - активный метод активизации словаря,
поскольку воспитатель побуждает детей подыскивать для ответа наиболее точные,
удачные слова, следовательно, дети начинают действовать активно, начинает
повышаться интерес.
Важно подчеркнуть, что в процессе обучения все названные выше
методы применяются в тесной взаимосвязи, что позволяет решить задачи
всестороннего воспитания детей [1;57-63].
Занятие по ознакомлению с окружающим позволяет включить в себя все
эти методы, а, следовательно, в большей мере способствует формированию
познавательной активности детей.
Успешно усваивать материал занятия детям помогает собственная
познавательная деятельность.
Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в
познавательной деятельности. Иногда одной из причин является низкий уровень
развития речи [5;27].
Занятие является самым оптимальным средством формирования
познавательной активности у детей с задержкой психического развития, так как именно
на занятии можно создать условия для повышения познавательной активности. Для
этого лучше использовать занятие по ознакомлению с окружающим миром, так как
одной из главных задач на занятиях по ознакомлению с окружающим является
формирование у детей с задержкой психического развития активной и
самостоятельной мыслительной деятельности. От этой активности и
самостоятельности во многом зависит динамика развития ребенка [4;121].
И именно на занятие по ознакомлению с окружающим создаются
методические условия для развития всех психических процессов, познавательного
интереса, потребностей, а, следовательно, познавательной активности.
Заключение
Наша работа
была посвящена теоретическому исследованию формирования познавательной
активности у детей с задержкой психического развития на занятиях по
ознакомлению с окружающим.
Теоретический
анализ проблемы позволил установить, что познавательная активность у данной
категории детей сформирована недостаточно. Как известно, задержка психического
развития проявляется в недостатке функций в рамках интеллектуальной
деятельности. В ее основе лежат нарушения в сфере психического развития
вследствие тех или иных причин. Поэтому, чтобы помощь ребенку оказывалась в
правильном направлении, очень важно верно дифференцировать данный диагноз от
других форм интеллектуальной недостаточности. Следовательно, данная проблема
является очень важной и в то же время очень сложной задачей дошкольной
педагогики и специальной психологии.
На занятиях
по ознакомлению с окружающим у детей расширяются знания об окружающем,
активизируется речь и обогащается словарь, стимулируется желание самостоятельно
делать выводы, тем самым у детей развиваются все познавательные процессы,
вследствие чего формируется познавательная активность.
Таким
образом, занятия по ознакомлению с окружающим являются эффективным средством
для формирования познавательной активности у детей с задержкой психического
развития.
Библиография
1.
Артемава Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников:
Кн. Для воспитателей дет.садов и родителей.- М.: Просвещение, 1992-96 с.
2.
Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с
задержкой психического развития: Учеб. пособие для пед. вузов. М-во образования
РФ.- М.: НЦ ЗНАС, 2002.-134 с.
3.
Болотина Л.С. Комарова К., Бирикой С.П. Дошкольная педагогика. –
М.: Академия, 1997. – 232 с.
4.
Власова Т.А., Певзнер О детях с отклонениями в развитии.-2-е изд. –
М.: Просвещение,1973.-175с.
5.
Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л. Учимся самостоятельно думать,
сравнивать, рассуждать. Москва: «Эксмо-Пресс». 2002
6.
Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического
развития шестилетнего возраста: Сб. науч. тр. Под ред. Лубовского В.И., Ципиной
Н.А. - Изд-во АПН СССР, 1989.- 120 с.
7.
Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольника. / Под ред.
А.Г. Нильсон. – М.: Академия, 2001.
8.
Колосова С. Л. Основы психодиагностики. Учебное пособие.-
Сыктывкар, 2000. 186 с.
9.
Куликова Т. Воспитание у детей познавательных интересов //
Дошкольное воспитание. – 1976. – №9. – С. 38.
10. Организация коррекционно-развивающего обучения детей дошкольников
с ЗПР: метод. рек. / З.В. Ломакина, Н.В. Хорошулина, И.В. Смоловская. –
Ярославль: изд. ЯГПУ, 2008. – 59с.
11. Основы специальной психологии. / Под ред. Кузнецовой. – М.:
Академия, 2003.
12. Подласый А. П. Педагогика: Новый курс. Учеб. Для студентов ВУЗов:
В 2 кн.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-576 с.
13.
Практика применения функционально - уровневого подхода в
организации обучения детей с ЗПР (с фрагментами статьи С.А. Домишкевича
«Функционально уровневый подход к диагностике и коррекции познавательной
деятельности в норме и при отклонение в развитие)// Дефектология 2005 №4, стр.
41
14.
Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошк./Т.И.Алиева,
Т.В.Антонова, Е.П.Арнаутова и др. - М.:Просвещение,2003.
15. Психология дошкольника: Хрестоматия. – М.: Академия, 1997. – 376с.
16. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Стребелевой. – М.:
Академия, 2001.
17. Умственное воспитание дошкольного возраста / Под ред. Поддьякова
Н.Н., Сохина Ф.А. – М.: Просвещение, 1984. – 206 с.
18. Щербакова Е., Голицина В. К вопросу о развитии познавательной
активности // Дошкольное воспитание. – 1991. – №10. – С. 36.
19. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в
учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979.
20. Энциклопедия развития и обучения дошкольника. – М.: Изд. Дом
«Нева», 2006. – 351 с.
21. Юркевич В.С. Светлая радость познания. – М.: Знамя, 1977.
22. Дошкольная педагогика / Под ред. Ядешко В.И., Сохина Ф.А. – М.: Просвещение,
1986. – 414 с.