|
Всего
|
В том
числе:
|
|
Экспорт
|
Импорт
|
Дальнее
зарубежье
|
Страны
СНГ
|
|
|
|
Экспорт
|
Импорт
|
Экспорт
|
Импорт
|
Всего
|
2101,5
|
2329,2
|
1962,9
|
2129,5
|
138,6
|
199,7
|
в том
числе:
|
|
|
|
|
|
Продовольственные товары и сырье для их
производства
|
25,2
|
1138,2
|
17,8
|
1030,6
|
7,4
|
107,6
|
продукция топливно-энергитического комплекса
|
16,4
|
11,7
|
14,9
|
11,7
|
1,5
|
0,0
|
продукция нефтехимического комплекса
|
135,4
|
251,5
|
123,7
|
239,7
|
11,7
|
11,8
|
Кожевенное сырье, меха и изделия
|
10,5
|
2,5
|
10,4
|
2,3
|
0,1
|
0,2
|
Древесина и изделия из нее
|
162,7
|
98,7
|
156,7
|
93,8
|
6,0
|
4,9
|
Одежда, обувь
|
49,8
|
16,1
|
48,0
|
12,2
|
1,8
|
3,9
|
Черные и цветные металлы
|
433,2
|
103,6
|
425,0
|
83,4
|
8,2
|
20,2
|
Продукция машиностроения
|
1135,7
|
530,8
|
1041,3
|
496,3
|
94,4
|
34,5
|
Прочие товары
|
132,6
|
176,1
|
125,1
|
159,5
|
7,5
|
16,6
|
Источник:
Investor's Handbook, Saint-Petersburg 2000.
Диаграмма 4.
Диаграмма 5
1.2.2.Импорт в Санкт-Петербург
По итогам 1999 года импорт сократился на
34% по сравнению с прошлым годом. На импорт продолжали оказывать воздействие
последствия августовского кризиса 1998 года. Этим объясняется сокращение
объёмов импорта по первому кварталу 1999 года. Далее объемы импорта
стабилизируются. В настоящее время импорт определяется двумя основными
факторами: снизившимся платежеспособным спросом населения, а также
деятельностью на рынке как отечественных, так и иностранных импортозамещающих
производителей. Наибольшая доля импорта приходится на продукты питания (44%),
далее идет продукция машиностроения (23%). Первое место по объему импорта
занимает - Германия (16% от общего объема, с продовольствием, фармацевтической
продукцией, изделиями из цветных и черных металлов). На втором месте Финляндия
с традиционной номенклатурой товаров, среди которых следует отметить продукцию
машиностроения, продовольствие, минеральное топливо.
Для содействия развитию экспорта и поддержки
внешнеторговой
деятельности
Санкт-Петербург
осуществляет программу создания и развития системы бизнес- представительств
города за рубежом:
-
Центр "Бизкон" в
Котке (Финляндия) в 2000г. провел в Финляндии более 10 семинаров по
экономической тематике, организовал работу по 20 совместным проектам
сотрудничества предприятий Санкт-Петербурга и Финляндии. Около 10 предприятий
наладили экспорт своей продукции в Финляндию, заключены сделки на общую сумму
около 50 тыс.долл США;
-
Некоммерческое партнерство
"Санкт-Петербург - Лондон" провело 10 международных конференций и
семинаров по вопросам двустороннего делового сотрудничества, а также несколько
крупных российско-британских мероприятий - деловых встреч - в Лондоне и
Санкт-Петербурге;
-
Работа представительства
предприятий Санкт-Петербурга в Камеруне способствовала экспорту петербургской
промышленной продукции, ее объем составил 20 млн.долл.США;
-
Начало свою деятельность
представительство петербургского фонда "Ямато" в Токио.
Осуществляются программы деловых миссий Санкт-Петербурга:
-
В 2000г. состоялись поездки делегаций
Санкт-Петербурга на Кубу (трижды, в т.ч. во главе с губернатором
Санкт-Петербурга и в составе делегации президента РФ В.В. Путина), в Бразилию
(установлены партнерские контакты с г. Порто-Аллегре и штатом Рио-Гранде-до-Сул),
во Вьетнам, в Иран, а также в страны СНГ и Балтии: Белоруссию, Литву, Эстонию,
Таджикистан и Туркмению;
-
Подписаны документы о
сотрудничестве с Севастополем и Гаваной;
-
Консорциум производителей
программного обеспечения "Форт-Росс" провел серию поездок в страны
Скандинавии: Данию, Швецию, Норвегию, а также в Гонконг. Консорциум первым в
России стал членом международной ассоциации производителей программного
обеспечения.
Санкт-Петербург принимает также активное участие в международных выставках:
в 2000г. организованы работы стендов Санкт-Петербурга на
выставках: Всемирная выставка ЭКСПО 2000 (Ганновер - Германия, участвовала 21
фирма), МИПИМ (Канны - Франция, участвовало 17 предприятий), ФАХАВ (Гавана -
куба, 9 предприятий), выставка для организаторов конференций и конгрессов
(Стокгольм - Швеция, около 10 участников), Международная выставка "ПОЛАГРО
2000" (Познань - Польша), Международная ярмарка (Пловдив - Болгария).
В заключение хотелось бы сказать, что,
-
во-первых, особое место Петербурга в России во многом
связано с высоким потенциалом интеграции в мировую экономику определенных групп
отраслей, образующихся вокруг функций специализации города;
-
во-вторых - будущее Санкт-Петербурга во многом
определяется развитием внешнеэкономических отношений России и единой Европы.
Санкт-Петербург, несомненно, должен развиваться как связующее звено между ЕС и
Россией, т.к. на долю ЕС приходится по данным на 1999г. приходится 35% экспорта
и 37% импорта Санкт-Петербурга.
Глава II.
2.1. Международные связи
Санкт-Петербурга на примере Европейского Союза.
2.1.1.Сотрудничество с ЕС
В 90-х годах Россия уделяла основное внимание
отношениям с западными странами. “Российский интерес к Европе в новых условиях
связан с рядом причин как внутреннего, так и внешнего характера. Хотя Россия
все больше сосредотачивается на самой себе, она стремиться избежать
международной изоляции, которую просто не может себе позволить. Более того,
тесное взаимодействие с внешнем миром является необходимым условием
реорганизации России и ее развития. Европа не только близка, но и чрезвычайно
важна с экономической точки зрения. Только на страны ЕС приходится более двух
пятых торгового оборота страны”.[13]
В настоящее время Санкт-Петербург осуществляет
сотрудничество с ЕС, прежде всего, по проектам технической помощи с такими
структурами ЕС как:
-
Европейская Комиссия (Комиссия Европейских сообществ, с
Директорами по направлениям финансирования, Бельгия);
-
Делегация
Европейского Союза
(Москва, РФ);
-
Российским бюро по
использованию консультационного технического содействия ЕС (Москва, РФ);
-
Технический офис
программы ТАСИС (Санкт-Петербург, РФ);
-
Технический офис по
“малым проектам” программы ТАСИС “Приграничное сотрудничество” (Санкт-Петербург, РФ).
В этой связи Санкт-Петербург получает широкие
возможности по продвижению своих проектов с использованием механизмов
международных европейских и региональных организаций. В начале 1996 года
исполнительный орган Европейского Союза - Европейская комиссия (ЕК) выдвинула
Инициативу региона Балтийского моря, сущность которой заключается в том, что
реализация программ ЕС “TACIS” для стран СНГ, “INTERREG II” для стран севера
Европы и “PHARE” для стран Центральной Европы и Балтии в части, касающейся
трансграничного сотрудничества должна в дальнейшем осуществляться с учетом
сотрудничества стран в регионе Балтийского моря путем координации программ с
использованием механизмов международных региональных организаций этого региона.
Для Санкт-Петербурга это означало, что возможность продвижения крупных
инвестиционных проектов определяется их включением в соответствующие программы
международных европейских и балтийских региональных организаций.
В настоящее время такими организациями для
Санкт-Петербурга, получившими аккредитацию в ЕС являются:
-
Совет Государств
Балтийского моря;
-
Ассоциация европейских
городов “Еврогорода”;
-
Организация
субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря;
-
Балтийская Комиссия Форума
регионов морского побережья Европы.
Санкт-Петербург
в настоящее время является одним из крупнейших регионов России по объемам
получаемой технической помощи от иностранных государств и международных
организаций. За период 1991-1997 гг. по этим каналам было получено около 200
млн.долл.
Основным донором является Комиссия Европейского Союза, по линии которой
за вышеуказанный период реализовано и находятся в стадии реализации проектов и
программ на общую сумму более 150 млн.долл. В последние два года объем
финансирования от западных стран-доноров и международных финансовых институтов
приходится, в основном, на промышленную инфраструктуру (включая, безусловно, и
порт Санкт-Петербург), крупные объекты с неразвитой экологической инфраструктурой, конверсионные
предприятия). Финансовые вливания в вышеуказанные сектора экономики в виде
передачи ноу-хау и поставок оборудования имеют, безусловно, определенный
интерес для Санкт-Петербурга.
Сотрудничество с иностранными государствами, международными финансовыми
организациями в 1998 году в абсолютных размерах возросло. Это связано с
ухудшением экономического, финансового и социального положения России. Общая
сумма технического содействия по линии Комиссии Европейского Союза
составила 40 млн.долл.
В 1998 г. в Санкт-Петербурге по линии программы Тасис велась
работа по 64 проектам на общую сумму 40 млн. ЭКЮ.
Что касается стран - контракторов проектов по линии
ЕС, основное место среди них занимают Германия, Великобритания, Франция,
Нидерланды. Страны Скандинавии в настоящее время представлены незначительно,
хотя в последнее время намечается активизация работы по проектам технического
содействия по линии ЕС со стороны Финляндии. На наш взгляд это вызвано рядом
причин. Прежде всего - наличие единой границы с Россией, проходящей по линии
Ленинградской области. Кроме того, активное двустороннее правительственное
сотрудничество Санкт-Петербург - Финляндия позволило последней накопить
значительный опыт и знание сегодняшней ситуации и, соответственно, возможностей
реализации своих интересов в Северо-Западном регионе России. Вступление
Финляндии в ЕС значительно расширяет финансовые возможности этой страны для
реализации программ технического содействия, что, безусловно, оказывает
благоприятное влияние на экономическую ситуацию самой Финляндии, снимая отчасти
проблему безработицы и получая дополнительную информацию по интересующим ее
политическим, экономическим и социальным вопросам в Северо-Западном регионе
России.
2.1.2Сотрудничество
со странами Северной Европы и странами региона Балтийского моря.
Внешняя политика города, в значительной мере,
ориентирована также на страны Северной Европы и страны региона Балтийского
моря, считая сотрудничество с ними одним из приоритетов своей международной и
внешнеэкономической деятельности и прежде в всего в следующих областях:[14]
-
торгово-экономическое
сотрудничество, прежде всего, в направлении развития экспорта с использованием
научно-технического и промышленного потенциала Санкт-Петербурга;
-
улучшение состояния
окружающей среды и развитие энергосберегающих технологий;
-
развитие градостроительства,
в том числе сохранение, реставрация и реконструкция памятников истории и
архитектуры, сохранение исторической городской среды;
-
развитие систем
гражданской безопасности и обеспечения прав человека, включая защиту жителей в
условиях обострившейся криминогенной ситуации, борьбу с незаконным оборотом
и употреблением наркотиков, защиту от природных и техногенных катастроф;
-
развитие потенциала
Санкт-Петербурга как центра транзитных перевозок, включая основные элементы
инфраструктуры: международные транспортные коридоры, внутригородские и
объездные транзитные магистрали, таможенные зоны и транспортные терминалы;
-
развитие сотрудничества в
области культуры, образования, обмена информацией и туризма;
-
достижение более высоких
стандартов в социальной сфере и здравоохранении.
Сотрудничество Санкт-Петербурга и партнеров из стран
Северной Европы и региона Балтийского моря осуществляется, как правило, в
рамках международных программ, в реализации которых Петербург принимает
активное участие, среди них можно выделить наиболее значимые:
-
программы сотрудничества и
развития отношений Европейского Союза в Балтийском регионе и с Российской
Федерацией “ Северное измерение ЕС”, предложенной Правительством Финляндии;
-
программы сотрудничества
с Европейским Союзом “Санкт-Петербург - Европейские ворота России”;
-
программы сотрудничества
европейских и азиатских городов и регионов;
-
программы мероприятий “
Санкт-Петербург - Европейский город культуры - 2003”.
Традиционно, одно из главных направлений
сотрудничества Северных стран с Санкт-Петербургом и регионами Северо-Запада
России заключалось в содействии развитию рыночной инфраструктуры,
адаптированной к сотрудничеству с Европейским Союзом. Такое сотрудничество в
основном развивалось по линии прямой технической помощи на развитие
инфрастуктуры.
Сотрудничество со странами Северной Европы и
странами региона Балтийского моря осуществляется также с помощью участия
представителей в работе «Совета государств Балтийского моря».
Совет государств Балтийского моря – межправительственная организация,
основанная в марте 1992 года и имеющая в качестве постоянного органа Комитет
старших должностных лиц и Рабочие группы :
-
по содействию
демократическим институтам и правам человека;
-
по экономическому
сотрудничеству;
-
по ядерной безопасности;
-
а также Комиссара по
Демократическим институтам и правам человека, включающим права национальных
меньшинств.
В Совет государств Балтийского моря входит 12 членов:
Дания, Эстония, Финляндия, Германия, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша,
Россия, Швеция и Европейская комиссия (исполнительный орган Европейского
Союза).
Представители Санкт-Петербурга в составе делегации Российской Федерации
принимают участие в работе СГБМ с 1993 года.
Главы правительств стран , входящих в Совет государств Балтийского моря
(от России участвовал Председатель Правительства В.С. Черномырдин) на встрече в
г. Висбю 2-3 мая 1996 года одобрили концептуальные положения, учитывающие
Инициативу ЕК в отношении региона Балтийского моря, а министры иностранных дел
стран СГБМ на ежегодной пятой сессии 3-4 мая 1996 г. в г. Кальмаре (Швеция)
приняли Программы действий, включающие Инициативу ЕК, что позволило
приступить к разработке и согласованию “Рамочного соглашения по трансграничному
сотрудничеству в регионе Балтийского моря” между странами-участницами Совета
государств Балтийского моря и Европейским Союзом, создающего юридическую базу
для реализации Инициативы ЕК.
В ходе встречи в г. Риге (Латвия) 22-23 января 1998 года главы
правительств стран, входящих в Совет государств Балтийского моря, подтвердили
свою поддержку дальнейшему сотрудничеству в регионе Балтийского моря, которое
будет содействовать формированию стабильной, демократической и процветающей
Европы без разделительных линий . Они приветствовали вступление в силу
Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и
Европейским союзом и его странами-членами, а также приняли во внимание
сообщение Европейской Комиссии о намерении включить "Северное измерение
" в политику ЕС. Они согласились, что деятельность неправительственных
организаций является важным дополнительным элементом межправительственного
сотрудничества.
Подключение к конкретным направлениям сотрудничества полезно не только
в плане подготовки России к реализации положений Соглашения о партнерстве и
сотрудничестве с ЕС, но и для защиты российских экономических интересов на
рынках новых членов ЕС - Финляндии, Швеции - кандидатов на вступление в ЕС -
Польши, Латвии, Литвы, Эстонии.
Участие Санкт-Петербурга в работе Совета Государств Балтийского
моря позволило оказать поддержку некоторым, осуществляющимся в городе проектам:
-
Развитие Морского порта
“Санкт-Петербург;
-
Развитие
Северо-Западного речного порта;
-
Кольцевая автомобильная
магистраль.
Организация субрегионального сотрудничества государств
Балтийского моря (ОССГБМ) -
неправительственная организация стран Балтийского моря, куда входят
представители областей, районов и "вольных" городов, расположенных на
берегу Балтийского моря. Организация субрегионального сотрудничества государств
Балтийского моря основана в Норвегии (г. Ставангер) в октябре 1993 года .
ОССГБМ выполняет координационные и
посреднические функции для всех регионов Балтийского моря, осуществляет общую
целевую политику на международных форумах и, используя имеющиеся ресурсы,
способствует внедрению конкретных проектов на благо всего региона.
Санкт-Петербург участвует в работе ОССГБМ с 1993 года. Участие
Санкт-Петербурга в работе ОССГБМ позволяет:
-
расширить торговые,
хозяйственные и экономические связи на региональном уровне;
-
согласовать политику по
борьбе с преступностью, нелегальной миграцией, контрабандой наркотиков и
оружия;
-
обсудить экономические и
культурные возможности Санкт-Петербурга.
Союз Балтийских городов (СБГ) - международная неправительственная организация,
основанная на конференции представителей городов стран Балтийского моря в
г.Гданьске 11 мая 1992 года с участием представителей Санкт-Петербурга. В
настоящее время в Союз входят 79 городов 10 стран Балтийского моря.
Союз Балтийских городов ставит целью
стимулирование всестороннего сотрудничества между городами региона Балтийского
моря.
СБГ имеет бюджет, формируемый из членских взносов и
специальных дотаций ЕС и СМСС. Санкт-Петербург входит в состав СБГ с 1992 года.
Участие Санкт-Петербурга одновременно в Союзе
Балтийских городов и в Организации субрегионального сотрудничества государств
Балтийского моря определяется его двойным статусом, как города и как субъекта
Российской Федерации.
Заключение.
В наше динамичное время многие субъекты и регионы России, и
Санкт-Петербург не является исключением, связаны с зарубежным миром тысячами
нитей. В одной работе невозможно дать сколько-нибудь исчерпывающий обзор всех
его международных связей. В этой работе автор не коснулся, например, географии
внешнего транспорта города, во второй главе было рассмотрено лишь европейское
направление международных контактов, что связано с недостатком литературы по
международным контактам города, а также не были освещены культурные и научные
связи.
Несмотря на все сложности при
написании данной работы, автор считает, что ему удалось выполнить задачи,
поставленые в начале работы.
В результате проведенного анализа автор в целом получил желаемую
наглядную картину состояния дел Санкт-Птербурга во внешнеэкономической и некоторых
других внешних областях и сделал следующий краткий вывод:
Если в конце 80-х годов такого города как Санкт-Петербург не
существовало на экономической и финансовой карте мира, то теперь он занимает
достойное место, как в России, так и за рубежом, подтверждением чему служат
многомиллионные кредиты зарубежных партнеров, участие Санкт-Петербурга в работе
организаций как регионального, так и международного масштаба.
Кроме того, был приобретен ценный опыт в написании работ подобного
типа, что для автора являлось не менее важной целью.
Список
использованных материалов.
Периодические издания:
1.
Вардомский Л.Б.
«Внешнеэкономические связи регионов России в контексте проблем федерализации»
// Политика и экономика в региональном измерении: Сб.учеб. материалов по курсу
«Политическая регионалистика»/ Под ред. В. Климанова и Н. Зубаревич. - М.,
СПб.: ИГПИ: Летний сад, 2000. - 256с. - (Studia politica; Вып.3).
2.
Геополитическое положение
России: представление и реальность. Под ред. В. А. Колосова. - М.: Арт-Курьер,
2000.
3.
Жихаревич Б. «Реплика
из-за ширмы»// «Эксперт Северо-Запад» №17(24), 9 ноября 2000.
4. Клепиков А. «Черкесовский форум» // «Эксперт Северо-Запад» №4(33), 5
марта 2001.
5.
Миронов С. «Всемирный
отель «Санкт-Петербург»?»// Эксперт Северо-Запад №20(27), 27 ноября
2000.
6. Материалы
Кафедры Экономической Географии и Социальной Экологии. - СПбГУ, факультет
Географии и Геоэкологии, 2001.
7.
Развитие международной
деятельности Санкт-Петербурга в рамках участия в работе международных организаций.
– Комитет по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга,
2000.
8.
Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая
в XXI век /
Под ред. Д. Тренина; Моск. Центр Карнеги. - М.: S&P, июнь 2000.
9.
Стратегический план
Санкт-Петербурга. – Международный центр социально-экономических исследований
«Леонтьевский центр», 1998.
10.
«Эксперт», - 30 октября
2000. №41(253).
11.
Investor’s Handbook:
Saint-Petersburg, 2000.
Интернет-источники:
1.
В некоторых случаях
использовался электронный вариант издания «Эксперт»: #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] - Миронов С. “Всемирный отель «Санкт-Петербург»?”// Эксперт
Северо-Запад №20(27), 27 ноября 2000г.
[2] - Жихаревич Б. “Реплика из-за ширмы”// «Эксперт Северо-Запад» №17(24),
9 ноября 2000г.
[3] - Геополитическое положение России: представление и реальность. Под
ред. В. А. Колосова. - М.: Арт-Курьер, 2000г.
[4] - Там же.
[5] - Инфраструктурный потенциал характеризует экономико-географическое
положение и его инфраструктурную обеспеченность. Институциональный потенциал
характеризует степень развития ведущих институтов рыночной экономики.
[6] - "Эксперт". – 30 октября 2000. №41(253). Электронная
версия, адрес #"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">[7] - Данные предоставлены Комитетом по внешним
связям Администрации Санкт-Петербурга (справочная служба, адрес www.spb.ru).
[8] - Развитие международной деятельности Санкт-Петербурга в рамках
участия в работе международных организаций. - Комитет по внешним связям
Администрации Санкт-Петербурга, 2000.
[9] - Клепиков А. "Черкесовский форум" // "Эксперт
Северо-Запад" №4(33), 5 марта 2001.
[10] - Стратегический план Санкт-Петербурга. - Международный центр
социально-экономических исследований "Леонтьевский центр", 1998г.
[11] - Здесь и далее в этой главе данные предоставлены Комитетом по внешним
связям Администрации Санкт-Петербурга.
[12] - Вардомский Л.Б. «Внешнеэкономические связи регионов России в
контексте проблем федерализации» // Политика и экономика в региональном
измерении: Сб.учеб. материалов по курсу "Политическая
регионалистика"/ Под ред. В. Климанова и Н. Зубаревич. - М., СПб.: ИГПИ:
Летний сад, 2000. - 256с. - (Studia politica; Вып.3).
[13] - Россия и
основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век / Под ред. Д. Тренина; Моск. Центр Карнеги. - М.: S&P,
июнь 2000. – с. 279.
[14] - По материалам документа «Развитие международной
деятельности Санкт-Петербурга в рамках участия в работе международных
организаций». - Комитет по внешним связям Администрации
Санкт-Петербурга, 2000.