Факторы, обуславливающие актуализацию или тормозящие процесс научно-исследовательской деятельности студентов в вузе
Факторы, обуславливающие актуализацию или тормозящие процесс научно-исследовательской
деятельности студентов в вузе
Содержание
Введение
1. Общие
положения
2. Основные
задачи научно-исследовательской деятельности студентов в вузах
3. Факторы,
тормозящие процесс научно-исследовательской деятельности студентов в вузе
4. Меры,
принимаемые для решения существующих в вузе проблем научно-исследовательской
деятельности
Заключение
Список
литературы
Наука только тогда наука, когда она не регулирует и не
связывает себя вопросом о непосредственной пользе[2]
(В.В. Вересаев)
К научно-исследовательской деятельности,
дополняющей учебный процесс, относится научная работа студентов, предполагающая
их самостоятельную деятельность вне рамок учебных программ и планов обучения.
Научно-исследовательская работа студентов
является одной из важнейших форм учебного процесса. Занимаясь, научно-исследовательской
деятельностью студент развивает самостоятельность суждений, умение отстаивать свою
точку зрения, а также творческое мышление.
Научные лаборатории, кружки и семинары
позволяют студенту начать свою научно-исследовательскую работу. Научно исследовательская
работа студентов является важным фактором при подготовке молодого специалиста и
учёного, потому, что сам студент приобретает навыки, которые пригодятся ему в течение
всей жизни и в частности в профессиональной деятельности.
На мой взгляд, важным в научно-исследовательской
работе является участие преподавателей. С их стороны должно быть оказано необходимое
содействие и внимание к работе студентов. Важно проявить интерес у студентов к научной
деятельности. Немало важным также является и поощрение студентов за научно-исследовательскую
работу. Студенты должны чувствовать стимул к научной работе и ее полезность.
Научная (научно-исследовательская)
деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.[3]
К научно-исследовательской деятельности
(Далее НИД), дополняющей учебный процесс, относится научная работа студентов, предполагающая
их самостоятельную деятельность вне рамок учебных программ и планов обучения. НАУЧНАЯ
(научно-исследовательская) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - деятельность, направленная
на получение и применение новых знаний
В современных условиях существенно
возрастает роль научных знаний во всех сферах общественной жизни, повышается внимание
к проблемам развития Академии наук, ее модернизации. Новые научные знания в учреждениях
высшей школы, выступают как важный сектор науки и прогресса в стране.
Говоря об особенностях научной деятельности,
необходимо различать индивидуальную научную деятельность - как процесс научной
работы отдельного исследователя - и коллективную научную деятельность - как
деятельность всего сообщества ученых, работающих в данной отрасли науки, или как
работу научного коллектива исследовательского института, научных групп, научных
школ и т.д.[4]
Основная цель научно-исследовательской
деятельности студентов - это получение углубленных знаний в определенных направлениях
науки и техники, а также получение практических навыков в будущей профессии.
Основными задачами организации и
развития системы научно - исследовательской деятельности студентов в вузах на современном
этапе являются:
б) формирование среды, благотворной
для проявления и реализации личностного творческого потенциала представителей студенческой
молодежи;
в) превращение научно-исследовательской
работы студентов в массовую и высоко результативную деятельность;
г) поиск талантливой молодежи, обладающей
способностями и интересом к научной и педагогической деятельности;
д) воспитание и развитие у студентов
личностных и профессиональных качеств, необходимых для успешного осуществления научной
и научно - педагогической деятельности;
е) рационализация свободного времени
студенческой молодежи, отвлечение ее от приобретения вредных привычек и антиобщественных
устремлений.[5]
Научная (научно-исследовательская)
деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.
Факторы, обуславливающие актуализация научно-исследовательской деятельности студентов
в вузе. Причинами, по которым студенты занимаются научно-исследовательской деятельностью,
являются:
Причинами, по которым студенты занимаются
научно-исследовательской деятельностью, можно представить в виде следующей схемы:
Схема № 1
В случае научной деятельности внутренним
побуждением к ней является удовольствие, удовлетворение, получаемое от самого процесса
работы, стремление к интеллектуальному успеху, желание решать и находить проблемы,
давать работу уму.
Основой научной деятельности человека
является его мотивационная сфера как совокупность мотивов личности и важнейшая характеристика
ее пригодности к научному труду.
К видам поощрения студентов
за успехи в учебе и научно-исследовательской деятельности можно отнеси:
1.
Зачет результатов научно-исследовательской работы студентов;
2.
Предоставление рекомендаций для дальнейшего обучения и стажировок;
3.
Предоставление возможности окончания вуза за более короткий срок;
4.
Досрочные сдачи экзаменов и зачетов;
5.
Участие в специальных занятиях для наиболее способных и талантливых студентов.[6]
Научно-исследовательской работой
в вузе занимается только треть студентов. Научные исследования носят необязательный
характер, которое реализуется в свободное от основной работы время. Это отношение
формируется несколькими обстоятельствами.
Участие студентов
в проведении научных исследований для предприятий и организаций, во всероссийских
студенческих научных мероприятиях, в конкурсах грантов является скорее исключением
из правил.
Наиболее значимыми для студентов проблемами
НИРС в вузе являются:
1. Недостаточность финансирования
научных исследований;
3. Проблема послевузовского
трудоустройства;
4. Отсутствие социальных льгот как
поощрения за научную деятельность;
5. Отсутствие возможности внедрения
студенческих научных
разработок в производство;
6. Отсутствие регулярных научных контактов
с российскими и зарубежными вузами, стажировок в российских и зарубежных вузах;
7. Отсутствие возможности публикаций
студенческих работ; [7]
Преобладает внутренняя мотивация,
т.е. человек включен деятельность ради нее самой, а не ради других целей, по отношению
к которым она является средством их достижения.
Например, к мерам, необходимым для
решения существующих в вузе проблем научно-исследовательской
деятельности, можно отнести следующие:
Меры, необходимые для решения существующих
в вузе проблем научно-исследовательской
деятельности, можно представить в виде схемы 2.
В целях активизации и повышения
результативности системы научно-исследовательской деятельности студентов
необходимо расширение применения наиболее действенных видов учебного,
материального и морального стимулирования студентов, научно-педагогического,
научного и иного персонала вуза.[8]
Схема № 2
Таким образом, в ходе моей работы можно сделать вывод о нижеследующем.
Научно-исследовательской деятельностью в вузах занимается малый
процент студентов. Необходимо уделить внимание большинству и привлечь как можно
больше студентов к научной работе, потому что талантливые и способные студенты не
успевшие заинтересоваться научно-исследовательской работой могут уйти в ряды большинства.
На мой взгляд, проблема не участия студентов в научной деятельности
обуславливается многими факторами. Например, не информированностью, нехваткой времени,
к тому же нет четкой цели для занятия научной работой, за исключением ради ее самой,
но ведущим фактором неучастия в научной деятельности, я полагаю, считается лень
студентов, ведь многие из них талантливы по-своему.
Поэтому проанализировав проблему, я сделала вывод о том, что
в вузах нашей страны научно-исследовательской деятельностью студенты занимаются
по желанию, ради самой идеи. Возможно, наукой по-другому заниматься нельзя и никакие
стимулы, такие как деньги, зачеты и т.д. не помогут студентам стать, возможно, более
изобретательней и творческими.
Следовательно, научной деятельностью занимаются студенты, стремившиеся
к самосовершенствованию.
1. Душенко К.В. Большая книга афоризмов, М.: ЭКСМО - Пресс, 2001, с.473
2. Черноусов Г.П. Актуальные проблемы совершенствования учебной и научной
деятельности в высшей школе: материалы межвуз. науч.-практ. конф. Изд-во Казан.
ун-та, 2003. - 215 с.
3.Алиев Т.А., Заболотская Т.А Академические работы в вузах: практ. рук.
для студентов, магистрантов и аспирантов: учеб.-метод. Пособие, М.: Петерб. ун-та,
2003. - 146 с.
4.Атоян В.Р. Организация научной и инновационной деятельности в вузе,
Саратов, 1996. - 225 с.
5. Железняков А.С. Научная работа студентов и повышение уровня профессиональной
подготовки, Новосибирск, 1995. - С.60-62
[2] См.:
Душенко К.В. Большая книга афоризмов, М.: ЭКСМО - Пресс, 2001, с.473
[3]
См. подробнее: А.А. Ивин, Философия: Энциклопедический словарь, М.:
Гардарики, 2004, с.219
[4] См.
подробнее: Алиев Т.А., Академические работы в вузах, М.: С.-Петерб. ун-та,
2003, с.83
[5] Черноусов
Г.П. Актуальные проблемы совершенствования учебной и научной деятельности в
высшей школе М.: Казан. ун-та, 2003, с.98
[6] Алиев
Т.А., Заболотская Т.А Академические работы в вузах: практ. рук. для студентов,
магистрантов и аспирантов: учеб.-метод. Пособие, Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003,
с.61
[7] Железняков
А.С. Научная работа студентов и повышение уровня профессиональной подготовки
специалистов М.: 1994 г., с.90
[8] Атоян
В.Р. Организация научной и инновационной деятельности в вузе, Саратов, 1996,
с.54