Профессиональное становление мастера производственного обучения
Учреждение образования
Пинский индустриально-педагогический
колледж
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина
Методика профессионального
образования
Вариант № 73
Пинск 2010
Список вопросов:
Вопрос 1: Основные элементы трудовой деятельности
Вопрос 2: Принцип профессионального обучения: «Системность и
последовательность в обучении»
Вопрос 3: Словесный метод
профессионального обучения: «Рассказ - объяснение»
Вопрос 4: Подготовка мастера к виду профессионального
обучения
Вопрос 5: Методика
проведения текущего инструктирования на слесарных работах
Вопрос 1. Основные элементы
трудовой деятельности
Ответ:
Деятельность представляет
собой активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе
которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого
удовлетворяет свои потребности.
Деятельность —
это специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру,
содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. В
отличие от действий животного, деятельность человека предполагает определённое
противопоставление субъекта и объекта деятельности: человек противополагает
себе объект деятельности как материал, который сопротивляется воздействию на
него человека и должен получить новую форму и свойства, превратиться из
материала в продукт деятельности.
Всякая деятельность
включает в себя цель, средства ее достижения, действия, направленные на
достижение цели, и результат. Неотъемлемой характеристикой
деятельности является её осознанность.
Деятельность является
реальной движущей силой общественного прогресса и условием самого существования
общества.
Основные формы
деятельности:
· игра;
· учебная деятельность;
· трудовая деятельность;
· досуг.
Игра
— это особый вид
человеческой активности, который сознательно вынесен за рамки «обычной жизни»,
как «несерьезный»; форма развлечения, созданная на основе правил, которые
определяют цели игры и разрешенные средства для их достижения.
Игры не связаны с
получением материальных благ, в их процессе не создаются материальные ценности.
Признаки игры:
· свободная (добровольная),
· обособленная (во времени и
пространстве),
· неопределенная, непродуктивная,
· основанная на правилах,
· вымышленная.
Характеристики игры:
репрезентативность (закрытая формальная система, которая субъективно представляет
альтернативную реальность), интерактивность, конфликт и безопасность (результат
игры всегда менее суров чем ситуация, которую игра моделирует).
Функции игры:
· социализирующая,
· коммуникативная,
· гедонистическая,
· компенсаторная, познавательная,
· креативная.
Игра — это система,
базирующаяся на правилах с неопределенным и измеряемым результатом, где разные
исходы игры будут представлять разное значение для участников, где игроки
прилагают свои усилия для влияния на исход игры, игроки эмоционально связанны с
результатом игры и последствия игры для участников определяются путем
переговоров.
Принципы понимания
игры были определены И. Кантом и Ф. Шиллером: игра — свободная реализация человеческих сил, творческое поведение,
приносящее удовольствие, освобождающее от бремени объективной действительности,
гармонизирующее бытие человека. Повышает общественный тонус, воспитывает способность
к общению и эстетическому творчеству, что распространяется на общественную и политическую
жизнь в целом и гармонизирует ее.
Игра диалектически соединяет
свободу и необходимость, заданность и гипотетичность, предполагает многовариантность
и экспериментирование.
Учебная деятельность — один из основных
видов деятельности человека, специально направленный на овладение способами предметных
и познавательных действий, обобщенных теоретических знаний.
Учебная деятельность выполняет
двоякую социальную функцию. Будучи формой активности индивида, она является условием
и средством его психического развития, обеспечивая ему усвоение теоретических знаний
и тем самым развитие у него тех специфических способностей, которые в этих знаниях
кристаллизованы. На определенном этапе психического развития учебная деятельность
играет ведущую роль в формировании личности. Как форма социально нормируемого сотрудничества
ребенка со взрослыми, учебная деятельность является одним из основных средств включения
подрастающих поколений в систему общественных отношений, в коллективную деятельность,
в ходе которой усваиваются ценности и нормы, лежащие в основе любой совместной деятельности.
Досуг — это часть нерабочего
времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных
обязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, приём пищи и др. виды бытового
самообслуживания).
Высшей формой деятельности
является труд.
Труд представляет собой целесообразную деятельность
человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу
и использует её в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения
потребностей.
Трудовая деятельность — осознанная, энергозатратная,
общепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий
и осуществления работы.
Труд в наиболее широком смысле
слова рассматривается как деятельность человека, направленная на получение положительного
результата. Существуют различные аспекты трудовой деятельности, которые могут изучаться
разными общественными науками. Философия понимает труд как процесс преобразования
природы с целью производства материальных благ. В развитой форме общества выделяется
также духовный труд, в процессе которого создаются интеллектуальные продукты. Технологический
аспект предполагает рассмотрение способов соединения профессионально подготовленной
рабочей силы со средствами производства. Этический аспект труда включает человеческую
солидарность, затраты усилий, направленных на получение совместного результата.
В структуре трудовой деятельности выделяют следующие элементы:
1) сознательно поставленные
цели — производство определенной продукции, переработка природных материалов,
создание машин и механизмов и многое другое;
2) предметы труда —
те материалы (металл, глина, камень, пластмасса и пр.), на преобразование которых
направлена деятельность людей;
3) средства труда —
все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы и др.,
при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;
4) используемые технологии
— приемы и способы, применяемые в процессе производства;
5) трудовые операции
— структурные элементы (действия) трудовой деятельности, которые имеют место в процессе
производства.
Характер требований, предъявляемых
к участнику трудовой деятельности, зависит от многих факторов, в первую очередь
от конкретного содержания труда и места в системе разделения труда.
Общие требования таковы:
1) работник должен владеть
всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический
процесс (требование профессионализма);
2) квалификация работника
не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда. Чем сложнее
труд, тем выше требования к специальной подготовке участника трудового процесса
(требование квалификации);
3) от работника требуется
безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового распорядка,
соблюдение заданных параметров производственного процесса, выполнение обязательств,
вытекающих из содержания трудового договора (требования трудовой, технологической,
исполнительской, договорной дисциплины).
Вопрос 2. Принцип профессионального
обучения: «Системность и последовательность в обучении»
Ответ:
Принципы процесса профессионального
обучения являются важнейшей категорией. Они связаны с целями обучения и воспитания
и имеют исторический характер; некоторые из них утрачивают свое назначение, другие
перестраиваются, возникают новые принципы, которые отражают современные требования
общества и науки к обучению. Принципы обучения имеют значение и для определения
содержания, форм, методов и организации обучения. Благодаря специфике процесса обучения
в учебных заведениях профтехобразования наряду с общеизвестными появляются принципы,
отражающие закономерности учебно-воспитательного процесса в профтехучилищах.
Среди самых известных важных и эффективных, по моему мнению, принципов профессионального
обучения: целенаправленности, научности, доступности, наглядности, систематичности
и последовательности, учёта возрастных и индивидуальных различий и другие, имеющие
универсальное значение, независимо от видов и форм подготовки подрастающего поколения
к жизни, труду.
Принцип систематичности и последовательности
в обучении.
Он требует формирования у учащихся системы
знаний, а не просто суммы сведений из разных наук, формирования мировоззрения как
системы знаний и отношений личности к окружающей действительности. «Как в природе
все сцепляется одно с другим, - утверждал Я.А.Коменский, - так и в обучении нужно
связывать одно с другим именно так, а не иначе». И все усваиваемые знания должны
«... составлять одну энциклопедию, в которой все должно вытекать из общего корня
и стоять на своем собственном месте».
Основным условием реализации требований
этого принципа является осуществление межпредметных связей, т.е. связывание между
собой знаний из разных учебных дисциплин, из разных тем одной дисциплины, из областей
этики, эстетики, труда, экологии, права и т.д. «Самая эффектная межпредметная связь
- нравственная", - утверждает учитель литературы Е.Н. Ильин.
Сформулируем основные правила этого
принципа:
· изучение учебной дисциплины и воспитание должно осуществляться
систематически, без перерывов;
· воспитанникам следует предъявлять последовательные единые требования;
· работа учащихся должна протекать в определенной последовательности,
системе, их жизнь должна строиться в соответствии: с определенным режимом труда
и отдыха;
· деятельность всех субъектов педагогического процесса должна организовываться
и координироваться в соответствии с достижениями педагогической науки.
Выработать у воспитанников систему знаний
и системное мышление можно только последовательной и согласованной деятельностью
всех воспитателей, но нельзя не учитывать возрастные и индивидуальные различия.
Отсюда требование преемственности к деятельности школы, семьи, общественности, учителей
различных предметов, воспитателей. То, что делается сегодня, должно вытекать из
вчерашних действий и их результатов и находить свое продолжение в завтрашней воспитательной
работе.
Вопрос 3. Словесный метод
профессионального обучения: «Рассказ-объяснение»
Ответ:
Под
методом производственного обучения следует понимать основные способы совместной
взаимосвязанной деятельности мастера и учащихся, с целью достижения учащимися профессионального
мастерства, воспитания у них добросовестного отношения к труду, развития творческих
способностей.
Методы
производственного обучения должны отвечать следующим требованиям:
·
воспитывающий характер производственного обучения;
·
политехническая направленность производственного обучения;
·
проведение обучения на основе производительного труда учащихся;
·
доступность и посильность обучения, учёт возрастных и индивидуальных
особенностей учащихся;
·
сочетание наглядности и познавательно - творческим, развивающими,
характером обучения;
·
систематичность и прочность усвоения знаний, навыков и умений
в производственном обучении.
Можно
выделить три группы методов производственного обучения: словесные, наглядные и практические.
К
словесным методам относятся рассказ и объяснение, беседа, работа с технической литературой.
Устное и письменное инструктирование. Производственные семинары.
Наглядные
методы - показ мастером трудового процесса, приема, демонстрация различных объектов,
пособий и средств, самостоятельные наблюдения учащихся.
Практические
методы - упражнения в выполнении трудовых действий. Можно выделить в особую группу
такие методы, как решение производственно - технических задач, лабораторно - практические
работы, самострельное выполнение производственных заданий проблемного характера.
«Рассказ–объяснение»
Применение мастером
словесных методов и методических приемов воздействия словом способствует полноценному
усвоению учащимся производственно - технических знаний, развитию у них способности
правильно воспринимать и осмысливать окружающую производственную действительность.
Рассказ,
как словесный метод представляет собой изложение в форме повествования и описания
свойств и признаков труда, а также их изменений в ходе технологических процессов.
Для эффективности рассказа возможно применение приёмов, поддерживающих внимание
обучаемых: записи в тетрадях, выполнение схем, чертежей, графиков. При этом желательно,
чтобы записи выполнялись учащимся не под диктовку, а самостоятельно. Во время рассказа
возможно использование наглядных пособий, учащимся могут задавать вопросы для проверки
понимания, ими сообщаемого материала. Мобилизации их внимания.
Объяснение
- это изложение, имеющее характер рассуждений и доказательств, обоснований тех или
иных признаков, свойств предметов, а также явлений и процессов.
В
ходе объяснения особенностей трудовой операции мастер дает анализ ее состава и структуры.
Обосновывает назначение и способы выполнения отдельных приёмов, сравнивает изучаемую
операцию с уже известными учащимися. Связывает новое с имеющимся у них опытом. При
этом объясняется особенности той или иной операции.
В
производственном обучении опять же, в отличие от теоретического рассказ и объяснение
чаще всего объединяется. При этом рассказ служит основной для объяснения и обычно
ему предшествует. В обособленном виде рассказ применяется сравнительно редко. Так
как мастеру необходимо больше объяснять, чем рассказывать, это требования программы
производственного обучения.
В
ходе обучения редко приходится использовать разъяснения, разновидность объяснение,
относящегося к отдельным частым вопросам. Мастер прибегает к дополнительным разъяснениям.
Если учащихся недостаточно поняли суть основного объяснения и, выполняя упражнения,
допускают ошибки.
Вопрос 4. Подготовка мастера к виду
профессионального обучения
Ответ:
В решении задач, стоящих на современном
этапе перед системой профессионально-технического образования, ведущая роль принадлежит
мастеру производственного обучения. От его личностных качеств, профессионального
уровня как педагога во многом зависит уровень подготовленности и воспитанности будущих
рабочих. Подготовка должна базироваться на научно обоснованном анализе становления
мастера как субъекта собственной профессиональной деятельности.
Профессиональное
становление мастера производственного обучения в целом будем рассматриваться как
динамический процесс формирования субъекта деятельности, конечным результатом которого
является профессиональное мастерство.
В подходе
к анализу мастерства можно выделить два направления: функционально-операциональное
и личностно-мотивационное.
Сторонники
первого направления основное внимание сосредоточивают на анализе операционной стороны
деятельности работников.
Сторонники
второго направления основное внимание уделяют мотивационной стороне деятельности,
качествам личности специалиста. Важным показателем мастерства молодых учителей является
положительное отношение к профессии, степень эмоциональной вовлеченности в нее.
Учитывая
все сказанное выше, определим мастерство как результат процесса профессионального
становления субъекта деятельности, при котором он достигает наибольшего успеха в
работе.
Выделяют
следующие характеристики мастерства, которые можно рассматривать как показатели
профессионального становления мастера производственного обучения: продуктивность
деятельности (объективный результат деятельности); сформированность профессионально
значимых качеств и профессиональной мотивации; самооценка результатов собственной
деятельности.
Продуктивность
деятельности
Деятельность
мастера производственного обучения относится к педагогической деятельности, у которой
специфичны предмет труда («активное человеческое существо с неповторимостью индивидуальных
качеств, являющееся частицей социального целого»), средства труда (инструмент воздействия
на предмет труда — личность педагога, его знания, умения, личностные качества) и
конечный результат труда — человек, овладевший определенной суммой общественной
культуры, причем результат отсрочен во времени и в дальнейшем способен к саморазвитию;
воздействие же педагога на воспитуемого не угасает, а иногда продолжается всю жизнь.
Исходя
из этих особенностей, можно отметить, что конечный результат деятельности мастера
производственного обучения состоит в успешном овладении всеми учащимися избранной
профессией.
Сформированность
профессионально значимых качеств
На наш
взгляд, при определении профессионально значимых качеств и свойств личности мастера
производственного обучения следует исходить из специфики его профессиональной деятельности.
Эта специфика состоит в том, что мастер выполняет функции инструктора-наставника,
обучающего учащихся базовой профессии, и функции воспитателя и организатора учебно-воспитательного
процесса, т.е. работа мастера носит двоякий характер: она и техническая, и педагогическая.
В соответствии с этим ему необходимо обладать определенными качествами (способностями)
к тому и другому виду деятельности.
Личностные
качества, определяющие педагогическую
направленность личности мастера: расположенность к учащимся, требовательность, принципиальность,
справедливость, выдержка и самообладание, настойчивость, стремление к самосовершенствованию.
Организационно
- коммуникативные качества, выполняющие функцию общения и организаторскую функцию: умение организовать
учащихся, понимание учащихся, умение устанавливать правильные взаимоотношения, умение
влиять на учащихся.
Дидактические
качества, необходимые для
реализации обучающей функции мастера: владение базовой профессией, умение объяснять,
умение показывать трудовые операции, культура речи, общая эрудиция.
Исследование
показало, что по мере формирования мастерства повышаются объективные результаты
деятельности мастеров (продуктивность деятельности) и степень сформированности профессионально
значимых качеств, изменяется структура этих качеств.
Сформированность
профессиональной мотивации
По мере
формирования мастерства происходит изменение мотивации. В начале профессиональной
деятельности более выражены мотивы, лежащие, как правило, вне профессии. В основном
это материальные стимулы: зарплата, летний отпуск, предоставление жилой площади.
Для мастеров-профессионалов (с высоким уровнем мастерства) характерно преобладание
мотивов общественно-социального содержания (понимание общественной важности работы
мастера, желание работать с молодежью) и мотивов профессионального плана (убежденность
в своих педагогических способностях, творческий характер труда). Интересно отметить,
что если при выборе профессии ведущим оказывался мотив «желание работать с молодежью»,
то это способствовало формированию уровня мастерства и высокой степени удовлетворенности
профессией. И наоборот, если данный мотив был выражен слабо или вовсе отсутствовал,
то мастера оставались на низком уровне профессионализма или меняли профессию. Этому
сопутствовала их низкая удовлетворенность профессией. В связи с этим можно предположить,
что мотив «желание работать с молодежью» является условием формирования высокого
уровня мастерства.
Самооценка
результатов своей деятельности
Самооценка
профессионально значимых качеств, являясь своеобразной проекцией эталона-профессионала,
осуществляет регулирующую функцию становления мастера как педагога. В частности,
формирование мастерства определяется особенностями самооценки, ее уровнем и адекватностью.
1. Величина
ретроспективной самооценки позволяет судить о трудностях начинающих мастеров (как
правило, у них недостаточно развиты организационно-коммуникативные и дидактические
качества); отношение между ретроспективной и актуальной самооценками дает информацию
об осознании мастерами своего профессионального роста. В нашем исследовании все
актуальные самооценки мастеров оказались выше ретроспективных. Но этот процесс неодинаков
для других качеств: разница между ретроспективной и актуальной самооценками выше
по тем качествам, которые осознаются мастерами как наиболее слабо выраженные у них
на начальных этапах деятельности (организационно-коммуникативные и дидактические
качества).
2. Актуальная
самооценка становится все более критичной. Мастера с низким уровнем профессионализма
имеют, как правило, завышенную самооценку (по сравнению с экспертной оценкой). Это
обусловлено неосознанностью специфики профессии, отсутствием четко представляемого
эталона-профессионала. Мастера с высоким уровнем профессионализма, как правило,
имеют заниженную самооценку, что обусловлено ориентацией на собственные ценности,
эталон-профессионала, с позиций которого мастер оценивает свои прошлые и настоящие
достижения.
3. Отношение
между актуальной и идеальной (вербализованный эталон профессионализма) самооценками
может служить показателем потенциала саморазвития (на что ориентируется мастер в
саморазвитии и какова величина этой ориентации). Незначительное расхождение между
этими видами самооценки — свидетельство остановки в профессиональном развитии.
Итак,
можно сделать вывод: осознание мастером ПТУ своих профессионально значимых качеств,
соотнесение их с эталоном профессионала выступает одним из психологических механизмов
его профессионального становления, формирования мастерства. Осознание себя с позиций
этого эталона приводит к изменению профессиональной мотивации, что, в свою очередь,
ведет к дальнейшему развитию и формированию профессионально значимых качеств, а
уровень их сформированности сказывается на показателях продуктивности деятельности
мастера.
Вопрос
5. Методика проведения текущего инструктирования на слесарных работах
Цель текущего
инструктажа — контроль за правильностью выполнения учебно-производственных работ.
Текущий инструктаж занимает значительное время у мастера на уроке производственного
обучения. Как правило, во время текущего инструктажа мастер делает обходы рабочих
мест учащихся. Рекомендуется планировать несколько целевых обходов. Первый целевой
обход проводится для контроля начала работы, второй — для проверки организации рабочих
мест учащихся. Третий целевой обход мастер проводит, чтобы убедиться в том, что
учащиеся соблюдают технику безопасности электромонтажных работ. В процессе четвертого
целевого обхода мастер наблюдает за правильностью выполнения вспомогательных операций.
Далее название целевых обходов совпадает с названием основных операций выполняемого
трудового процесса.
Для контроля
процесса формирования профессиональных умений и навыков мастера производственного
обучения применяют различные методы, в частности наблюдение за индивидуальной работой
каждого учащегося или бригады. Мастер производственного обучения наблюдает, правильно
ли учащийся пользуется инструментом, верны ли его движения, понимает ли он задачи,
которые перед ним ставятся, может ли он работать в коллективе. Мастер должен быть
постоянно готов к тому, чтобы провести индивидуальный инструктаж, если учащийся
начал допускать ошибки. Для того чтобы предотвратить брак в работе, мастер переходит
к беседе с учащимся и объясняет причину ошибок или технологию производственного
процесса. В этом случае применим диалогический метод в сочетании с методом показа
трудовых действий, так как необходимо еще раз показать правильное выполнение операций.
Индивидуальная
работа с учащимися требует от мастера не только профессионального мастерства, но
и большого такта и терпения. Иногда учащийся повторяет ошибки, после того как ему
несколько раз показали выполняемые операции. В этом случае важно найти причину ошибок.
Можно выявить несколько факторов, влияющих на правильность выполнения учебно-производственных
работ. Часто источником ошибок являются незнание теоретического материала, невнимание
во время вводного инструктажа. Эти причины легко выявляются и устраняются. Иногда
причины ошибок обнаруживаются в особенностях физиологического развития учащегося:
памяти, зрительного восприятия, выносливости и т.д. Не следует забывать еще об одном
факторе — потере или отсутствии интереса к выполнению работ. Мастер, имеющий опыт
работы, легко это заметит. Лучше заранее планировать учебно-производственное задание
так, чтобы интерес к нему не угасал даже тогда, когда учащийся почувствует, что
изучаемые операции он освоил.
Проводя текущий
инструктаж, мастер производственного обучения учитывает, что в группе есть способные
учащиеся, которые быстро осваивают приемы и операции, качественно выполняют учебно-производственные
задания. В этом случае начинающему мастеру можно предложить несколько путей. Очевидно,
такие учащиеся хорошо известны мастеру, поэтому для них необходимо запланировать
учебно-производственные задания повышенной трудности или творческую работу. Другой
путь — предложить дополнительные задания или участие в выпуске готовой продукции
мастерской. Можно попросить их помочь учащимся, у которых не получаются какие-либо
операции. Этот путь редко используется в методике профессионального обучения, хотя
учащиеся лучше находят способы объяснения непонятного учебного материала друг другу.
Список
используемой литературы
1. Богословский В.В., Маркелова
В.А. Некоторые профессионально значимые свойства личности мастера производственного
обучения // Проблемы совершенствования подготовки мастеров производственного обучения
для средних профтехучилищ. Л., 1980. С. 52—62.
2. Борисова
Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология
формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1981. С. 159—177.
3. Ерошенко
А.А. Динамика структуры индивидуальных свойств мастера ПТУ в зависимости от овладения
педагогической деятельностью: Автореф. канд. дис Л., 1982. 21 с.
4. Климов Е.А.
Общая типология ситуаций (казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в
практике работы профконсультанта // Научные труды ВНИИ профтехобразования. Л., 1976.
Вып. 32. С. 5—25.
5. Козиев В.Н.
Психологический анализ профессионального самосознания учителя: Автореф. канд. дис.
Л., 1980. 14 с.
6. Крутецкий
В.А., Недбаева С.В. Профессионально-необходимые качества личности учителя (педагогические
способности) и их формирование // Психологические проблемы формирования педагогической
направленности и педагогических способностей. М., 1982. С. 3—16.
7. Кудрявцев
Т.В. Исследование психологических особенностей профессионального становления личности
// Методологические проблемы повышения эффективности психолого-педагогических исследований
/ Отв. ред. Н.Д. Никандров. М., 1985. С. 132—143.
8. Кузьмина
Н.В. Педагогическая деятельность мастера // Проблемы дидактики производственного
обучения / Отв. ред. Н.И. Думченко. М., 1978. С. 233—270.
9. Платонов
Ю.П. Профессионально-педагогическая направленность мастера производственного обучения
среднего профтехучилища: Автореф. канд. дис. Л., 1984. 16 с.
10. Профессиональная
деятельность молодого учителя / Под ред. С.Г. Вершловского., Л.Н. Лесохиной. М.,
1982. 144 с.
11. Сборник
учебно-методичеких документов для средних профессионально-технических училищ. М.,
1975. 219 с.
12. Типовые
профессионально-квалификационные характеристики и методология их разработки. М.,
1975. 290 с.
13. Тютюнник
Е.И. Методологические предпосылки выделения основных профессионально значимых свойств
и качеств личности мастера производственного обучения // Научные разработки модели
деятельности мастера производственного обучения среднего профтехучилища. Л., 1981.
С. 71—84.
15. Чугунова
Э.С. Социально-психологические особенности профессиональной мотивации в инженерной
деятельности и проблемы творческой активности // Психол. журн. 1985. Т. 6. № 4.
С. 73—86.