Лекарства
|
Народная
медицина
|
Учитель: Какие
лекарства вы знаете?
Дети называют
таблетки, микстуры, капли, сиропы. Учитель показывает заготовленные образцы вышеперечисленных
препаратов.
Учитель: А какие
народные средства?
Дети называют
травы.
На доске размещаются
предметные картинки под словами «лекарства» и «народная медицина».
Учитель: Составим
предложения с этими словами.
Дети устно составляют
предложения.
Задание 2 «Угадай
название лекарственных трав».
Учитель берет
таблетку и читает задание.
Учитель: Наше
второе задание: «Угадай название лекарственных трав». Сейчас доктор загадает вам
загадки о лекарственных травах.
Учитель от имени
доктора читает загадки, дети отгадывают.
Белая корзинка.
Золотое донце.
В ней лежит росинка.
И сверкает солнце.
(ромашка)
С моего цветка
берет
Пчелка очень вкусный
мед,
А меня ж все обижают-
Шкуру тонкую сдирают.
(липа)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас
глядят.
Очень любят бусы
эти
Дети, птицы и
медведи.
(малина)
Учитель: А какое
колючее лечебное растение растет в наших лесах, и его плоды очень вкусные?
Дети называют
шиповник.
Учитель: Это действительно
шиповник. А почему растение получило такое название? (из-за шипов).
На доске предметные
картинки с изображением ромашки, липы, малины, шиповника.
Учитель: Сейчас
мы заварим в чайнике шиповник, а потом попробуем его отвар. Когда мы завариваем
траву, плоды, это называется отвар. Отвар применяется для лечения и профилактики.
Мы с вами будем пить отвар шиповника для профилактики, чтобы не болеть. Слово «профилактика»
означает предупреждение заболевания.
На доске таблицы
со словами «отвар», «профилактика».
Учитель отдает
доктору таблетку №2 для лечения Буратино. Заваривает в чайнике шиповник.
Учитель: Запишем
слова в тетрадь. Итак, травы, отвары применяют для профилактики заболеваний. Устно
составим предложения с этими словами.
Задание 3 «Волшебная
сумочка»
Учитель берет
таблетку и читает задание.
Учитель: Наше
следующее задание «Волшебная сумочка».
Учитель достает
сумочку, в которой спрятаны баночки с луком, чесноком, медом и лимоном.
Учитель: Кто желает
поиграть со мной в игру?
Дети выходят к
доске, учитель объясняет правила игры: с закрытыми глазами угадать по запаху, что
находится в баночке.
Учитель: Сейчас
вы с закрытыми глазами отгадаете, что спрятано в баночке, а потом пронесете по рядам,
чтобы все дети тоже это определили.
Дети выполняют
указания учителя. На доске размещаются картинки с изображением перечисленных продуктов.
(Рисунок 8)
Учитель: Молодцы,
все эти продукты обладают лечебным эффектом, они полезны для здоровья, их применяют
для профилактики, чтобы не заболеть. Составим предложения с этими словами.
Таблетку №3 учитель
дает доктору для лечения Буратино.
Учитель: Скоро
наш Буратино поправится. Осталось последнее задание и последняя таблетка.
5. Закрепление новых знаний
Учитель: Итак,
мы с вами узнали, какие бывают простудные заболевания, как надо их лечить. Сейчас
применим полученные знания — будем выписывать нашему Буратино рецепт, как это делают
все доктора.
Кто объяснит,
что означает слово «рецепт»? Доктор выписывает рецепт с названием лекарства и способом
его применения.
Задание 4 «Вылечим
Буратино»
Учитель берет
таблетку и читает задание.
Учитель: Наше
последнее задание «вылечим Буратино». Запишем в тетради новое слово «рецепт». Я
сейчас раздам вам листочки, на которых написаны рецепты. Ваша задача - выбрать рецепт,
подходящий для лечения Буратино. Выбираем рецепт для лечения простуды.
Рецепты
·
Заварить
1 чайную ложку ромашки на 1 стакан кипятка. Добавить 1 чайную ложку меда. Выпить
на ночь.
·
По 30
капель корвалола в ¼ стакана воды при боли.
·
1 стакан
молока, 1 чайную ложку меда, выпить на ночь.
Дети выбирают
рецепты, обсуждают в паре.
Учитель: Давайте
проверим, какие рецепты выбрали. Молодцы, выбрали правильные рецепты от простуды.
Учитель: А сейчас
попробуем отвар шиповника и угостим Буратино.
Учитель угощает
детей отваром шиповника.
Таблетку №4 отдает
доктору для лечения Буратино.
Учитель: Наш Буратино
принял все лекарства и отвар шиповника, теперь он здоров. Посмотрите, какой он веселый!
Картинка с изображением
веселого Буратино.
Подведем итог:
что нужно делать, чтобы не болеть?
Дети отвечают,
что надо заниматься спортом, закаливанием, принимать витамины. На доске размещается
картинка с изображением витаминов.
Учитель: Сейчас
доктор раздаст всем витамины. Всегда принимайте их в период роста числа простудных
заболеваний.
Учитель от имени
доктора раздает витамины.
6. Итог занятия
Учитель:
Ребята, с какими
новыми понятиями и словами вы познакомились?
Что такое профилактика
здоровья?
С помощью чего
можно предупредить заболевание?
Что вы можете
рассказать родителям о профилактике здоровья?
Дети отвечают
на вопросы учителя.
7. Домашнее задание
Учитель: Пожалуйста,
придумайте вместе с родителями свой рецепт для лечения Буратино. Наше занятие окончено.
Спасибо за работу.
7.4 Логопедическое занятие для 2-го класса по теме "Образование
слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов"
Тип занятия: изучение
нового материала.
Цели:
1. Образовательные:
·
познакомить
учащихся с понятием «суффикс», учить навыкам словообразования при помощи уменьшительно-ласкательных
суффиксов;
·
расширять
словарный запас;
2. Развивающие:
·
развивать
слуховое внимание, фонематическое восприятие, ассоциативное мышление, мыслительные
операции (анализ, сравнение, обобщение);
·
развивать
связную устную и письменную речь;
·
развивать
межполушарные связи;
·
совершенствовать
навык правильного выразительного чтения;
3. Воспитательные:
·
воспитывать
любовь к родному краю;
·
воспитывать
любовь к устному народному творчеству;
·
воспитывать
уверенность в своих силах;
·
воспитывать
умение радоваться успехам товарищей.
Оборудование:
Логопед: таблицы
уменьшительно-ласкательных суффиксов, схема частей слова, карточки с заданиями,
рисунок ёжика, магнитофон, диск с музыкой для динамической паузы.
Учащиеся: карточки
с заданиями, линейка, простой карандаш.
Ход занятия
I. Организационный
момент
Логопед. Здравствуйте,
ребята. Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
А теперь сядет
тот, кто правильно назовёт однокоренное слово к слову «холод».
Дети. Холодный,
холодильник, холодновато, холодненький, похолодать.
Логопед. Молодцы!
Итак, кто скажет, над какой темой мы работали несколько предыдущих занятий?
Дети. Родственные
или однокоренные слова.
Логопед. Так какие
же слова мы называем однокоренными или родственными?
Дети. Слова, которые
имеют общую (одинаковую) часть и близкие по смыслу.
Логопед. Как называется
общая часть родственных слов?
Дети. Корень.
Логопед. Как корень
обозначается на схеме? Показать.
II. Этап подготовки
учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
Логопед. Прочитайте
скороговорку «На осинке росинки засверкали утром перламутром».
Чтение скороговорки
про себя, потом вслух, выделяя каждое слово с вопросительной интонацией.
Выясняем, что
перламутр – это ценное вещество с переливчатой окраской, составляющее твёрдый внутренний
слой некоторых раковин. Из перламутра делают украшения, пуговицы. Демонстрируем
такие предметы.
Логопед. Найдите
и назовите ласковые слова, которые встретились вам в этой скороговорке.
Дети. Росинки,
на осинке.
Логопед. А как
можно сказать по-другому?
Дети. Роса, осина.
Логопед. Прочитайте
теперь эту же скороговорку, но с изменёнными словами.
Дети. На осине
росы засверкали утром перламутром
Логопед. Какой
вариант вам понравился больше? Почему?
Дети поясняют,
что первый вариант скороговорки красивее.
Логопед. Слова
«осинки» и «росинки» образованы с помощью частей слова
«-к-» и «-инк-».
Логопед. Кто уже
знает, как называются эти части слова?
Дети. Суффиксы.
Логопед. Где стоят
суффиксы?
Дети. За корнем.
Логопед. А теперь
послушайте сказку.
В одном сказочном
городе жили суффиксы. И была у них там школа, где они учились строить новые слова.
Одно правило в этой школе выполнялось всеми обязательно: суффиксам разрешалось стоять
только за корнем. Остальные правила считались не очень строгими и позволяли каждому
делать слова на свой вкус и лад. А так как все суффиксы были друг на друга непохожи
– и слова у них получались разные.
Логопед. Итак,
кто догадался, над какой темой мы сегодня начинаем работать?
Дети. Образование
новых слов при помощи суффиксов.
Логопед. Что же
такое суффикс?
Дети. Часть слова.
Логопед. Где стоит
суффикс?
Дети. За корнем
слова.
Логопед. Для чего
служит?
Дети. Для образования
новых слов.
Логопед. Сегодня
мы познакомимся только с теми суффиксами, которые помогут нам образовать ласковые
слова и слова, обозначающие маленькие предметы. Это уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Их несколько, написание их надо запомнить.
III. Этап усвоения
новых знаний
1. Логопед. Представьтесь,
как вас зовут. Самое благозвучное для человека – это его имя. Вспомните, как ласково
вас называет мама.
Дети. Димочка,
Светик, Иришка, Женечка, Машенька, доченька, сыночек.
Логопед. С помощью
какой части слова получили ласковые имена?
Дети. С помощью
суффиксов «-очк-», «-ечк-», «-еньк-», «-ик-», «-ишк-» «-очек-».
Логопед. А теперь
послушайте, как звучали старинные имена: Елизавета, Варвара, Ефросинья, Захар.
Давайте назовём
ласково старинные имена.
Дети. Елизаветушка,
Варварушка, Ефросиньюшка, Захарушка.
Логопед. Какие
суффиксы помогли нам образовать эти слова?
Дети. «-ушк-»,
«-юшк-»
Логопед. Запишите
новые слова в свою тетрадь, выделяя суффикс.
2. Логопед. А
теперь поиграем. Я называю слово, а вы его изменяете, называя ласково.
Мел-мелок сад-садик
рама-рамочка скамейка-скамеечка ягода-ягодка
Дуб-дубок дом-домик сказка-сказочка лейка-леечка малина-малинка
На доске появляется
запись образованных слов.
Логопед. Выделите
суффиксы, с помощью которых вы образовали новые слова.
3. Прочитайте
слова и образуйте от них новые с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Суп, зуб, кон,
дуб, гриб, угол, зуб, лес.
Запишите их в
2 столбика.
супчик
|
дубок
|
зубчик
|
грибок
|
кончик
|
уголок
|
|
зубок
|
|
лесок
|
Выделите суффиксы
слов первого и второго столбиков. Найдите слова с одинаковым корнем. Чем отличаются
эти слова? Придумайте с каждым словосочетание.
Дети. Первый зубок.
Зубчик чеснока.
4. Логопед. Выполняем
тест № 1.
Прочитайте слова.
Если слово имеет суффикс «-ок-», поставьте рядом с ним «+», если слово имеет суффикс
«-ик-», поставьте рядом с ним «+».
теремок
|
тупик
|
блок
|
крик
|
росток
|
дождик
|
приток
|
носик
|
ленок
|
пик
|
клок
|
гвоздик
|
Логопед. От каких
слов получили выделенные слова? Составьте с ними словосочетания.
Дети. Сказочный
теремок, маленький росток, мягкий ленок, знакомый тупик, летний дождик, смешной
носик, маленький гвоздик.
IV. Физкультпауза
Под музыку выполняются
упражнения на развитие межполушарных связей.
V. Этап закрепления
новых связей
Логопед. Выполняем
тест № 2.
Прочитайте.
После дождика
будет солнышко.
Невелика щучка,
да зубок востёр.
Будут цветочки,
будут и ягодки.
Пушинка к пушинке
выйдет перинка.
Почему данные
предложения называются пословицами?
Дети. Пословица
– это краткое народное изречение с назидательным смыслом.
Пословицы нас
многому учат.
Логопед. Прочитайте
пословицы и объясните их значение.
Найдите слова
с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Подчеркните их, выделите сначала корень,
затем суффикс.
Где стоит суффикс?
Для чего служит? При помощи каких суффиксов образовались слова?
Попробуйте изменить
слова, употребив их без суффикса. Прочитайте предложения с изменёнными словами.
Что заметили?
Дети. Слова с
суффиксами украшают нашу речь.
Логопед. Можно
ли пословицы назвать предложениями?
Дети. Да, так
как пословицы, так же как и предложения, выражают законченную мысль.
Логопед.
Далее проводится
работа с текстом. У детей карточки с текстом «Ёжик».
Ёжик.
Пошёл тёмной ночью
серый ёжик по лесу гулять. Увидел красные ягодки и наколол их на серые иголочки.
Заметил жёлтый листок и тоже наколол.
Прочитайте текст.
Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Назовите суффиксы, при помощи
которых образовались эти слова. От каких слов образовались эти слова.
Придумайте свой
конец рассказа (2-3 предложения ) и допишите его.
VI. Этап подведения
итогов
Логопед. С какой
частью слова мы сегодня познакомились на занятии?
Что же такое суффикс?
Для чего служит?
Где стоит?
Какие суффиксы
помогают образовать ласковые слова, и слова, обозначающие маленькие предметы?
Спасибо, ребята.
Сегодня все хорошо поработали.
Оценка логопедом
работы каждого ученика.
7.5 Фронтальное логопедическое занятие по теме "Звуки и буквы [с, с',
з, з']
Цели:
·
добиться
от каждого ребенка правильного и четкого произношения звуков [с – з], [ с’– з’];
·
умения
различать звуки [с – з], [с’– з’] на слух.
Материал:
·
предметные
картинки: (лось, зебра, заяц, лиса);
·
цветовые
символы звуков, звуковые замки, буквы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный
момент.
Мимические упражнения.
Релаксация.
Логопед. Я превращаю
вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Теплое солнышко пригрело семена, дождик
поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения
тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши
растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь
на присядки. Пошел дождик, ожили растения, тянутся солнышку.
Повторите расслабление.
На грядке выросли
замечательные овощи. Изобразите овощи – “толстячки”, превратитесь в овощи – “худышки”.
2. Сообщение темы
занятия.
Логопед. Здравствуйте,
меня зовут Бабушка-загадка. Как вы думаете, почему меня так зовут?
Ответы детей.
Логопед. Правильно.
А теперь мы с вами поиграем в игру “Кто внимательный”.
Выставляются предметные
картинки “Насос” и “Комар”.
Логопед. Кто знает,
как свистит воздух, когда выходит из насоса?
Ответы детей.
С – с – с.
Логопед. А как
звенит комар?
Ответы детей.
З – з – з.
Перед зеркалом:
Бабушка – Загадка показывает, что звук [c] произносится тихо без голоса, а при звуке
[з] голос звенит. Губы при [з] и [с] улыбаются, язык находится за нижними зубами.
3. Закрепление
звуков [з, з’, с, с’] в словах.
Бабушка-загадка
загадывает загадки:
Что за зверь лесной
–
Встал, как столбик,
под сосной.
И стоит среди
травы
Уши больше головы.
(Заяц)
У нее хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу она живет,
В деревне кур
крадет. (Лиса)
Что за коняшки
–
На всех тельняшки.
( Зебра)
Трав копытами
касаясь,
Ходит по лесу
красавец,
Ходит смело и
легко,
Рога раскинув
широко. (Лось)
Выставляются предметные
картинки: заяц, лиса, зебра, лось.
Логопед. Какой
звук в начале слова заяц?
Какой звук первый
в слове зебра?
Какой последний
звук в слове лось?
Где вы услышали
звук [с] в слове лиса?
Ответы детей.
Логопед. Так с
какими мы сегодня будем знакомиться звуками?
Ответы детей.
[c , с’, з, з’]
4. Развитие артикуляционной
моторики. Закрепление правильной артикуляции звуков [с – з].
Логопед. Бабушка-загадка
приглашает нас на прогулку в лес. А в лесу есть ручеек, в котором отражаются зеленые
деревья. Давайте подойдем к зеленому ручейку (представьте, что зеркала это наш ручеек).
Сядем на бережок
и сделаем нашу артикуляционную гимнастику.
Дети садятся на
пол и делают артикуляционную гимнастику.
1.
Надувание
обеих щек одновременно.
2.
Надувание
левой и правой попеременно.
3.
Втягивание
щек в ротовую полость между зубами, губы вытянуты вперед.
4.
Чередование
“Хоботок” – “Улыбка” – “Домик открывается”
5.
“Наказать
непослушный язычок”.
6.
“Лопатка”.
7.
“Качели”.
8.
“Часики”.
9.
“Вкусное
варенье”
10.
“Покусаем
язычок”
Логопед. Ребята,
когда Бабушка-загадка, подошла к ручейку, холодный ветерок подул ей в лицо. Давайте
сделаем упражнение “Холодный ветерок”.
Дети выполняют
упражнение.
5. Дифференциация
понятий “слог”, “слово”.
Логопед. Бабушка-загадка
предлагает поиграть в игру, где вы будете изображать при помощи мимики только действия.
Дети имитируют
вязание, игру на музыкальных инструментах, рисование волн, забивание гвоздей молотком.
Движения сопровождаются повторением слоговых сочетаний:
Са – за – са –
за
Се – зе – се –
зе
Су – зу – су –
зу
Со – зо – со –
зо
Логопед. Что мы
произносили?
Ответы детей.
Слоги.
Логопед. А теперь
помогите мне закончить чистоговорки.
Сы – зы – сы –
зы, мягка шерстка у … (козы).
Се – зе – се –
зе, дадим сена мы … (козе).
Ось – ось – ось
– ест осинку … (лось).
Оси – оси – оси
– по лесу бродят … (лоси).
Зы – сы – зы –
сы, хвост пушистый у… (лисы).
Логопед. Вы мне
подсказывали слоги или слова?
Ответы детей.
Слова.
6. Произношение
звуков в словах. Развитие фонематического восприятия. Звуковой анализ.
Логопед. Посмотрите
вокруг – в кабинете много предметов с изучаемыми звуками. Назовите предметы, о которых
думает Бабушка-загадка.
В слове первый
звук [з], последний [а] .
Ответы детей.
Занавеска.
Логопед. Какой
изучаемый звук вы услышали в середине зтого слова?
Ответы детей.
Звук [с].
Логопед. В слове
один слог первый звук [с]?
Ответы детей.
Стол, стул.
Логопед. В моей
корзине лежит предмет в названии, которого первый звук [з], последний [т].
Ответы детей.
Зонт.
Логопед. “Разбросайте”
звуки слова зонт. Сколько их в этом слове? Обозначьте звуки кружочками. На каком
месте [з]? Составьте схему слова.
Дети составляют
схему слова зонт.
Перед детьми выставляется
схема слова лиса.
Логопед. Укажите
животное в названии, которого есть гласные звуки [и], [а].
Ответы детей.
Лиса.
Логопед. Как вы
догадались, что это лиса?
Назовите зверей,
в названиях которых есть изучаемые звуки [с], [с’], [з], [з’].
Ответы детей.
7. Физминутка.
Проведение игры
“Карусель”.
- Мы примчались
к карусели. (Дети становятся в круг лицом)
- Все успели?
(Дети, наклоняют головы вправо, разводят руками)
- Все успели.
(Дети, кивают головой)
- Полетели? (Дети,
наклоняют головы влево, разводят руками)
- Полетели. (Дети,
кивают головой)
- И за тридевять
земель понесла нас карусель. (Дети, бегут по кругу, взявшись за руки)
- Но земля зовет
обратно, хоть и мило в синеве. (Дети, медленно идут по кругу, взявшись за руки)
- После космоса
приятно повалятся на траве. (Дети, ложатся на ковер)
- Сделали вдох,
выдох, встали.
8. Произношение
звуков [с], [с’], [з], [з’] в предложениях. Анализ словесного состава предложения.
Логопед. Давайте
быстро мне ответ, так бывает или нет?
Наступила осень,
зацвели сады.
Выпал снег, прилетели
ласточки.
На березе созрела
земляника.
Яблоки растут
на яблоне.
Ответы детей.
Составление загадок
– описаний.
Выставляются картинки:
земляника, сосна, змея, ослик.
Логопед. Расскажите
о предмете, не называя его, а Бабушка-загадка будет угадывать его название.
Дети составляют
описание предметов, загадывают загадки.
9. Решение проблемных
вопросов.
Логопед. Бабушка-загадка
предлагает вам живого зайку, игрушечного, заводного, какого вы выберите? Почему
вы сделали такой выбор?
Ответы детей.
10. Чтение слов
с пропущенными буквами.
Логопед. Бабушка-загадка
принесла вам таблички с написанными словами, но в них не хватает по одной букве.
__онт, ва__а,
__ом, __ито.
Буква дополняется,
слово прочитывается.
Логопед. Так с
какими мы познакомились звуками?
Ответы детей.
11. Итог занятия.
Разучивание “Зеленой
песенки”. Дети имитируют все движения.
В зеленом, зеленом,
зеленом лесу
Зеленый листок,
как флажок, я несу.
Зеленая шишка
под елкой молчит, Зеленая музыка где-то звучит
Зеленый кузнечик
в зеленой стране
Играет зеленую
музыку мне.
Логопед. Давайте
представим, что мы находимся в лесу на полянке. Ложимся на травку, и послушаем звуки
леса. Закройте глаза, расслабьтесь. Встали.
7.6 Логопедическое занятие с учащимися 2-го класса, "Дифференциация
звуков и букв Ж и Ш"
Цели урока:
·
уточнить
и сравнить артикуляцию звуков Ж и Ш, практиковать в произношении Ж и Ш в словах,
словосочетаниях и предложении;
·
развивать
фонематический анализ на материале слов, словосочетаний и предложений;
·
уточнить
и расширить словарь по темам «Фрукты» и «Ягоды»;
·
развивать
грамматические навыки в ходе упражнений на согласование прилагательных и существительных,
на употребление формы родительного падежа существительных, образованию качественных
прилагательных и приставочных глаголов;
·
развивать
связную речь в ходе составления предложений и полных ответов на вопросы;
·
развивать
пространственные представления, эмоциональную устойчивость;
·
воспитание
положительной мотивации.
Оборудование:
·
игровые
персонажи;
·
индивидуальные
зеркала;
·
мяч;
·
слоговая
таблица;
·
предметные
картинки фруктов и ягод;
·
магнитные
доски для рисования на каждого учащегося;
·
компьютер:
электронные таблицы, электронная игра «Россыпь»;
·
4 коробочки
сока (грушевый, вишневый, крыжовенный, ежевичный);
·
натуральные
ягоды ежевики, мягкая свежая груша;
·
ручки
и тетради.
Ход занятия
1. Организационный
момент:
1. Приветствие.
Активизация положительного настроения.
·
Приветствие,
повернувшись спиной друг к другу.
·
Приветствие,
повернувшись лицом друг к другу, но грустным тоном.
·
Приветствие
веселым, бодрым голосом.
- Какое приветствие
понравилось больше всего? С таким настроением и будем сегодня заниматься.
2. Введение игровых
персонажей – двух сестёр Жени и Тани. Они принесли много интересных заданий и сюрпризов.
2. Сообщение темы
урока:
·
Старшую
сестру зовут Женя. Назовите первый звук в слове Женя.
·
Дайте
характеристику звуку Ж.
·
Назовите
парный звук по звонкости звуку Ж? Ш
·
Как вы
думаете зовут младшую сестру? Таня. Назовите ласково. Танюша.
Сегодня на занятии
будем работать со звуками и буквами Ж и Ш.
3. Арт. уклад
звуков Ж и Ш: (работа с индивидуальными зеркалами) губы выдвинуты вперед рупором,
язык в форме «чашечки», зубы сближены, теплая воздушная струя идет посередине языка.
Голосовые складки при звуке Ж сомкнуты и вибрируют, при звуке Ш разомкнуты.
Произношение изолированных
звуков.
4. Дифференциация
в слогах:
Игра с мячом:
шу, жи, шва, жна, шов, жев, жим.
5. Буквы Ж и Ш.
Электронная дидактическая
игра «Россыпь»: на экране монитора разбросаны различные письменные и печатные буквы.
·
Найдите
среди них те, которыми обозначим звуки Ж и Ш.
·
С какой
буквы напишем имя Женя.
·
Какую
букву напишем в имени Танюша?
6. Чтение слогов:
Дидактическая
игра «Кто быстрее?»
·
Задание
Жени: кто быстрее прочитает слоги с буквой Ж?
·
Задание
Танюши: кто быстрее прочитает слоги с буквой Ш?
·
Кто быстрее
прочитает слоги в 1 столбике?
·
Кто быстрее
прочитает слоги во 2 столбике?
·
Кто быстрее
найдет 2-й слог снизу в левом столбике?
·
Кто быстрее
найдет 3-й слог сверху в правом столбике?
жев
шов
жда
ждо
виш
|
вши
шер
шев
дож
шту
|
- Что мы сейчас
читали? (отметить читавших без ошибок)
7. Фонематический
анализ и согласование с прилагательным в роде.
- Посмотрите на
доску. Куклы принесли вам картинки. Назовите их. (яблоко, крыжовник, лимон, груша,
вишня, ежевика)
- На какие группы
их можно разделить? (фрукты и ягоды)
- Назовите те
фрукты и ягоды, которые желтого цвета. (желтое яблоко, желтый крыжовник, желтая
груша, и т.д.)
- Отберите для
Жени те фрукты и ягоды, в названии которых есть звук Ж, для Танюши – со звуком Ш.
(крыжовник, вишня, груша, ежевика)
- Какая из этих
ягод вам незнакома? (ежевика). Гостьи принесли вам попробовать несколько ягод.
- Определите место
звуков Ж и Ш в словах. (Работа с досками для рисования: 3ж, 3ш, 4ш, 2ж).
- Сверьте свои
записи с записями на мониторе компьютера. Кто выполнил верно?
Физпауза: Женя
и Танюша приготовили для вас сюрпризы. Только их необходимо найти.
·
Первый
сюрприз находится справа от двери на верхней полке шкафа, между белкой и чебурашкой.
·
Второй
сюрприз – на нижней полке, между желтым ведром и кубиком.
·
Третий
– слева от двери за правой нижней дверцей шкафа.
·
Четвертый
– за правой колонкой компьютера.
- Что это за сюрпризы?
Правильно это соки.
8. Образование
прилагательных.
- Этот сок из
чего? (из вишни). Как его назовем? (вишневый).
- Этот сок из
чего? (из груши). Как его назовем? (грушевый).
- Этот сок из
чего? (из ежевики). Как его назовем? (ежевичный).
- Этот сок из
чего? (из крыжовника). Как его назовем? (крыжовенный). (Дети прочитывают названия
соков по слогам по электронной таблице).
- Наши гостьи
любят соки из своих фруктов и ягод. Как вы думаете, почему? (Они очень вкусны и
полезны, т.к. содержат много витаминов). Назовите их любимые соки (по наличию в
их названии звуков ж и ш).
Танюша любит вишневый
и грушевый соки.
Женя любит ежевичный
и крыжовенный соки.
9. Образование
приставочных глаголов.
- Как из фруктов
и ягод получают соки? Выжимают.
- Я буду выполнять
действия, а вы называйте, что я делаю. (нажимаю, сжимаю, выжимаю). Повторите за
мной названия действий.
10. Составление
предложения по картинке.
Женя выжала грушевый
сок.
- Составьте схему
предложения.
- Сколько слов
в предложении?
- В каких словах
встретились звуки Ж и Ш?
Сжали кулачки
сильно, расслабили.
- Запишите предложение
в тетрадь.
- Как вы напишите
начало предложения?
- Подчеркните
буквы ж и ш.
- Проверка.
11. Релаксационное
упражнение «Раскачивающееся дерево».
- Встанем. Давайте
представим себя деревом. Корни это ноги, ствол- туловище, крона – руки и голова.
Начинает дуть ветер, и дерево плавно раскачивается – наклоняется вправо-влево, вперед-назад.
Ветер утихает, ветки плавно опускаются, и мы спокойно садимся за парты.
12. Итог занятия:
- С какими звуками
и буквами работали на занятии?
- С какой новой
ягодой вы сегодня познакомились?
- Девочки прощаются
с вами, благодарят за активную работу и хотят угостить вас своими любимыми соками.
1 занятие
Разминка
Цель: установление
контакта, создание положительной атмосферы.
Упражнение: Комплимент
Бросить мяч со
словами: «Мне нравится в тебе, что ты….». Получивши мяч, бросает его с теми же словами.
Диагностика
Цель: Изучение
состояния невербальных психических функций, интеллекта, волевой сферы
Упражнения на
выявление латеральной организация (ведущие рука, глаз, ухо, нога). Тренировка ведется
путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного
состава слов.
Коррекционно-развивающая
логопедическая работа
Цель: – тренировка
речевого слуха и буквенного зрения; стимулирование речи, развитие способности восприятия.
Работа в тетрадях
(штриховка, обводка)
·
в тексте
зачёркивает букву А..
·
написание
диктанта карандашом. Ошибки не исправляйте в тексте. Пометьте на полях зеленой пастой.
Ребенок стирает свои ошибки
·
медленное
прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.
"Сидит белка..."
Игры и упражнения
с пальчиками по тренировке тонких движений пальцев рук. При помощи левой руки загибают
по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
Сидит белка на
тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Упражнение «Умственный
глаз»
Смысл упражнения
заключается в том, чтобы помочь ребенку вообразить у себя на руке кусок торта или
тот предмет, который он может легко себе представить с закрытыми глазами. С помощью
различных вопросов о форме, цвете, месторасположении предмета специалист определяет
четкий мысленный образ предмета на руке ребенка. Для более образного представления
специалист как бы помещает зрение ребенка в его собственный палец. Перемещая палец,
ребенок может перемещать свое мысленное зрение и «рассмотреть» предмет с разных
сторон. К концу занятия ребенок может отвлечься от вида предмета, который он видит
с помощью своего «умственного глаза» и восстановить первоначальный вид предмета,
мысленно рассматривая его на уровне собственных глаз. Он может представить себе,
что предмет исчез с его левой руки и появился в правой, изменил форму или размер.
Физкультурно-оздоровительная
работа.
Цель: развитие
зрительно-моторной координации, графических навыков.
Игра: «Кто что
делает?». Имитирование движений: моем руки, гладим кошку, стираем белье, летит птичка.
Коррекционно-развивающая
психологическая работа.
Цель: Обучение
приемам позитивного мышления.
Разучивание фраз
позитивных утверждений.
1. Моя жизнь
полна радости и любви.
2. с каждым
днем я становлюсь лучше.
3. мне все
дается легко и без усилий.
4. моя жизнь
прекрасна.
5. удача
и счастье сопутствуют мне.
6. я люблю
себя.
7. я все
делаю правильно.
Подведение
итогов. Рефлексия. Прощание.
Цель: подведение
итогов занятия.
Рефлексия.
Ответы на вопросы.
1. Что понравилось
на занятии?
2. Что нового
узнал на занятии?
3. Что показалось
интересным?
4. Что хотелось
бы повторить?
5. С каким
настроением покидаешь класс?
2 занятие
Разминка
Цель: создать
доверительную атмосферу.
Разгадать
загадки.
Я пышно красуюсь
на клумбе в саду.
Захочешь – поставь
меня в вазу…
Но с буквою К
в огород не пойду,
И если капусту
на грядке найду –
Капусте достанется
сразу. (Роза-коза).
С глухим траву
она срезает,
Со звонким – листья
объедает. (Коса-коза)
Диагностика
Цель: Изучение
зрительно-пространственного восприятия, пространственного представления
Упражнения на
·
Узнавание
и сравнение предметных изображений
·
Узнавание
цифр
·
Узнавание
букв
·
Выполнение
рисунка
·
Выполнение
копирования
1.Узнавание цифр,
написанных на спине.
2.Узнавание букв,
написанных на спине.
3.Выполнение рисунка.
4.Выполнение копирования.
Коррекционно-развивающая
логопедическая работа.
Цель: – тренировка
речевого слуха и буквенного зрения, стимулирование речи, работа в тетрадях (штриховка,
обводка).
Игры и упражнения
с пальчиками по тренировке тонких движений пальцев рук. При помощи левой руки загибают
по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
·
в тексте
зачёркивает букву О..
·
написание
диктанта карандашом. Ошибки не исправляйте в тексте. Пометьте на полях зеленой пастой.
Ребенок стирает свои ошибки
·
медленное
прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.
"Дружба"
Дружат девочки
и мальчики
(пальцы рук соединяются
в "замок").
Мы с тобой подружим
маленькие пальчики
(ритмичное касание
одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три,
четыре, пять
(поочередное касание
одноименных пальцев, начиная с мизинцев),
Начинай считать
опять.
Раз, два, три,
четыре, пять.
Мы закончили считать
(руки вниз, встряхнуть
кистями).
Физкультурно-оздоровительная
работа.
Цель: снижение
тонуса мышц рук.
Пальчиковый бассейн
Перемешиваем в
емкости крупу и выбираем по зернышку по команде
Коррекционно-развивающая
психологическая работа.
Цель: Обучение
приемам позитивного мышления.
Разучивание фраз
позитивных утверждений.
1. Моя жизнь
полна радости и любви.
2. с каждым
днем я становлюсь лучше.
3. мне все
дается легко и без усилий.
4. моя жизнь
прекрасна.
5. удача
и счастье сопутствуют мне.
6. я люблю
себя.
7. я все
делаю правильно.
Подведение
итогов. Прощание.
Цель: подведение
итогов занятия.
Рефлексия.
Ответы на вопросы.
·
Что понравилось
на занятии?
·
Что нового
узнал на занятии?
·
Что показалось
интересным?
·
Что хотелось
бы повторить?
·
С каким
настроением покидаешь класс?
3 занятие
Разминка
Цель: создание
доброжелательной атмосферы
Упражнение:
Приветствие Придумать
самому волшебное приветствие для Гнома, Мальвины и Карабаса-Барабаса.
Диагностика
Цель: Конструктивный
праксис
Упражнения на
·
Воспроизведение
букв.
·
Составление
фигур их кубиков Коса
·
Воспроизвести
из спичек фигуры
·
Воспроизвести
из спичек алфавит
·
Собрать
фигуры из кубиков
Коррекционно-развивающая
логопедическая работа.
Цель: повышение
активизации мозговой деятельности, тренировка речевого слуха и буквенного зрения,
стимулирование речи, совершенствовать звукобуквенный и слоговый анализ слов, развивать
внимание, профилактика дисграфии
Упражнение: ручные
манипуляции.
·
Быстро
тереть ладони друг о друга.
·
Левой
ладонь растирать правую, и наоборот.
·
Поглаживание
лица: приложить ладони ко лбу и на выдохе провести ими с легким нажимом вниз до
подбородка. На вдохе вести руки со лба на темя и затылок, с затылка на шею.
·
Самомассаж
головы и шеи поглаживающими движениями.
Игры и упражнения
с пальчиками по тренировке тонких движений пальцев рук. При помощи левой руки загибают
по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
Работа в тетрадях
(штриховка, обводка). Работа с прописями.
·
написание
диктанта карандашом. Ошибки не исправляйте в тексте. Пометьте на полях зелено пастой.
Ребенок стирает свои ошибки
·
медленное
прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.
Упражнение «Дом
и ворота»
"Дом и ворота"
На поляне дом
стоит ("дом"),
Ну, а к дому путь
закрыт ("ворота").
Мы ворота открываем
(ладони разворачиваются параллельно друг другу),
В этот домик приглашаем
("дом").
Дидактическая
игра «Незнайка»
Ход игры. 1 вариант
Незнайке выставляется
согласные буквы.
Приписываются
к согласным буквам гласные буквы. Нужно прочитать слияния
Физкультурно-оздоровительная
работа.
Цель: нормализация
мышечного тонуса.
Упражнение на
сжатие-расслабление «Снеговик»
И.П. - стоя. Тело
должно быть напряженным, как замерзший снег. Потом пригрело солнце и снеговик начал
таять. Сначала тает и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки
и т.д. В конце упражнения мягко спуститься на пол и полежать, полностью расслабиться.
Коррекционно-развивающая
психологическая работа.
Цель: Обучение
приемам позитивного мышления.
Разучивание утверждений,
касающихся здоровья.
1. я здоров.
2. я здоров
и силен.
3. я чувствую
себя хорошо.
4. я чувствую
себя прекрасно.
5. я чувствую
себя отлично.
6. я чувствую
себя великолепно.
7. я спокоен
и расслаблен.
Подведение
итогов. Прощание.
Цель: подведение
итогов занятия. Рефлексия.
Ответы на вопросы.
Что понравилось
на занятии?
Что нового узнал
на занятии?
Что показалось
интересным?
Что хотелось бы
повторить?
С каким настроением
покидаешь класс?
Анализ проведенных занятий
Проведенные занятия
дают возможность помогать детям, оказавшимся в такой сложно ситуации, как проблемы
с письмом.
Цели и задачи.
·
Сформировать
у ребенка умение правильного написания текста.
·
Помочь
детям справиться с переживаниями, восстановлению нормального эмоционального самочувствия,
создать условия для полноценного психического развития.
Задачи:
·
Снижение
эмоционального напряжения
·
Создание
положительного эмоционального настроения
·
Обучение
приемам позитивного мышления
·
Формирование
умений письма
·
Развитие
зрительного и слухового внимания и восприятия
·
Развитие
сенсомоторной организации тела
·
Развитие
мелкой моторной организации рук
·
Развитие
точной координации пальцев рук
·
Развитие
эмоционально-волевой регуляции
Технология работы.
Работа проводится
индивидуально или с группой до 6 человек. Группа закрытая и имеет постоянный состав
участников. Приток новых участников на каждом занятии не допустим. Занятия проводятся
не менее 3-4 раз в неделю по 40-60 минут в день.
Занятия имеют
гибкую структуру и могут изменяться с учетом индивидуально-психологических особенностей
ребенка и степени выраженности дефекта.
В структуру коррекционно-психолого-педагогического
процесса входят несколько блоков. Каждый из перечисленных блоков имеет свои цели,
задачи и содержание:
1. Разминка.
При разминке ребенок
настраивается на занятие и в создается положительная атмосфера. При разминке ребенок
настраивается на занятие и в создается положительная атмосфера.
2. Диагностический.
Цель обследования
- определение возможных механизмов расстройства письма, выявление структуры дисграфического
дефекта, характера и степени выраженности нарушения.
Содержание логопедического
обследования включает в себя:
·
изучение
у детей состояние устной и письменной речи,
·
изучение
невербальных компонентов, входящих в состав функциональной системы письма и чтения.
·
сенсомоторные
и графические пробы, требующие слуховой и зрительной дифференциации элементов,
·
распределение
внимания,
·
особенности
работы памяти,
·
особенности
организации движения руки,
·
особенности
ориентировки в пространстве и времени,
·
диагностики
состояния когнитивных функций и интеллекта,
·
особенности
состояния внимания,
·
особенности
произвольной регуляции действий,
·
определение
модальности (аудиальной, визуальной, кинестетической)
Диагностический
блок играет роль индикатора результативности оздоровительного, коррекционно-развивающего
и образовательно-воспитательного воздействия на ребенка.
3.Физкультурно-оздоровительный.
Задача занятий:
укрепление здоровья. Предлагаемый блок поможет решить следующие задачи:
·
развитие
мелких мышц конечностей;
·
развитие
умения ориентироваться в пространстве;
·
развитие
общих двигательных навыков, сноровки, координации движений;
·
развитие
эмоционально-волевых качеств, внимания и восприятия;
Для решения поставленных
задач предлагаются общеразвивающие упражнения, спортивные и подвижные игры:
·
игры с
предметами: мячами, палками, скакалками, обручами; игры на ориентировку в пространстве,
на развитие глазомера.
·
упражнения
на развитие чувства ритма (ритмическая гимнастика, прыжки через скакалку),
·
упражнения
на развитие «ручной умелости» (пальчиковые игры),
·
элементы
музыкально-ритмических композиций, игры и эстафеты с предметами, игровые композиции
с упражнениями для пальчиков.
Можно использовать
в указанных целях физкультминутки. Физкультминутка как элемент двигательной активности
предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности,
снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальцевую гимнастику стоя,
примерно в середине занятий воспитателя, такая гимнастика послужит сразу двум важным
целям и не потребует дополнительного времени. Общеразвивающие упражнения, спортивные
и подвижные игры можно также включать в физкультминутки.
4. Коррекционно-развивающий
логопедический блок
Цель: профилактическая
работа нарушений письменной речи; развитие мелкой моторики рук, графомоторных навыков,
коррекция и профилактика нарушений письма.
Задачи:
·
развитие
зрительного и слухового внимания и восприятия;
·
развитие
мелкой моторики рук;
·
развитие
четкой координации рук;
·
развитие
памяти, мышления, воображения;
·
развитие
сенсорных функций;
·
формирование
личности ребенка.
Приемы коррекционно-развивающей
работы:
·
пальчиковая
гимнастика;
·
артикуляторная
гимнастика;
·
речь и
движение;
·
чистописание,
прописывание элементов букв, слогов, слов;
·
списывание
с печатного и рукописного текста;
·
письмо
под диктовку;
·
рисование;
·
методы
кинезиологии;
·
дидактические
игры;
·
релаксация;
·
занятия
в сенсорной комнате.
5. Коррекционно-развивающий
психологический блок
Занятия направлены
на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка и формирование положительных личностных
качеств. Занятия также направлены на совершенствование адаптационных механизмов,
регуляции деятельности и поведения, предупреждение школьной дезадаптации, формирование
психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка, развитие
позитивного мышления и обучение приемам творческого самовыражения.
Позитивное мышление
поможет контролировать свои мысли и чувства, избавиться от страха, самокритики,
чувства вины и обиды, злости, зависти и высокомерия. Через творческое самовыражение
в дальнейшем ребенок научится справляться с личностными трудностями.
6. Подведение
итогов. Рефлексия. Прощание.
Фамилия Тюлькина Имя Елена
В о з р аст 7 лет Класс 1 «А» Школа №________
Домашний адрес, телефон __________________________________
Данные о развитии:
■ Раннее физическое развитие (в пределах
возрастной нормы; отставание от возрастной нормы).
■ Зрение (в пределах нормы; нарушено: дальнозоркость,
близорукость, астигматизм).
■ Слух (в пределах нормы; снижен).
■ Раннее речевое развитие (в пределах
возрастной нормы; отставание от возрастной нормы; билингвизм).
Характеристика устной речи:
■ Речевое высказывание (сформировано; не сформировано:
смысловая содержательность, цельность (логическая последовательность, структурная
связность).
■ Грамматическое оформление (не нарушено; нарушено:
словоизменение (управление, согласование); словообразование (сущ., гл., прил., сложных
слов); использование служебных слов; порядок слов (полнота, последовательность),
интонация).
■ Словарный запас (в пределах возрастной нормы;
ограничен; беден; неточен (в номинативной, предикативной, адъективной
лексике).
■ Звуковое оформление:
- звукопроизношение (не нарушено; нарушено:
пропуск, искажение, замена);
- фонематическое восприятие (не нарушено; нарушено:
замена твердость-мягкость, звонкость-глухость);
- фонетический синтез, анализ (не нарушено;
нарушено: пропуск, вставка, повтор, перестановка).
■ Интонационно-мелодическая сторона речи (не
нарушена; нарушена: темп (замедленный, быстрый); ритм (аритмия); голос
(сила: громкий, тихий, затухающий; высота: высокий, низкий; тембр:
сиплый, хриплый, назализованный).
Характеристика письменной речи:
■ Письмо (не нарушено; нарушено: ошибки звукослогового
анализа; фонематического восприятия, лексические, грамматического оформления, оптические,
орфографические).
■ Чтение (не нарушено; нарушено: ошибки
языкового анализа (на уровне предложения, слова), фонематические, семантические,
грамматические, оптические).
Характеристика по наблюдению
Артикуляционный аппарат - нормальный. Недостаток речи:
отсутствуют звуки р и л (р - горловой, л - уа). Шипящие звуки - щечно-губные, свистящие
- межзубные. Звонкие звуки произносить умеет, но в речи смешивает с глухими. В письме
заменяет звонкие глухими, делает ошибки на смягчение, смешивает т и ч. Чтение торопливое,
частые ошибки угадывающего характера, слова произносит невнятно. Слух нормальный.
В целом речь "смазанная", неартикулированная,
неразборчивая. По арифметике успевает.
В диктанте допустила следующие ошибки: жили - шили,
дети - тети, гудят - гутят, птицы - пчицы.
Заключение:
■ Фонетическое нарушение (ФНР). Фонетико-фонематическое
недоразвитие речи (ФФН). Фонематическое недоразвитие речи (ФН). Нерезко
выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР). Общее недоразвитие речи (ОНР).
■ Нарушение письма и (или) чтения, обусловленное
(фонетико)фонематическим недоразвитием речи. Нарушение письменной речи, обусловленное
(НВ)ОНР.
Рекомендовано
Основными направлениями работы по развитию речи у
ребенка являются;
• формирование полноценных произносительных
навыков;
• развитие фонематического восприятия, фонематических
представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.
По мере продвижения ребенка в указанных направлениях
на корригированном речевом материале осуществляется:
• развитие у детей внимания к морфологическому
составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
• обогащение словаря детей преимущественно
привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению
слов;
• воспитание у детей умений правильно составлять
простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять
разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
• развитие связной речи в процессе работы над
рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации
в речи уточненных в произношении фонем;
• формирование элементарных навыков письма
и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного
фонематического
восприятия.
Важно отметить, что формирование элементарных навыков
письма и чтения является одним из эффективных способов формирования устной речи
для детей с ФФН.
Дата_________________
Фамилия учителя-логопеда__________________
Фамилия Буева Имя Кристина
В о з р аст 8 лет Класс 2 «А» Школа №________
Домашний адрес, телефон_______________________________________
Данные о развитии:
■ Раннее физическое развитие (в пределах
возрастной нормы; отставание от возрастной нормы).
■ Зрение (в пределах нормы; нарушено:
дальнозоркость, близорукость, астигматизм).
■ Слух (в пределах нормы; снижен).
■ Раннее речевое развитие (в пределах возрастной
нормы; отставание от возрастной нормы; билингвизм).
Характеристика устной речи:
■ Речевое высказывание (сформировано; не сформировано:
смысловая содержательность, цельность (логическая последовательность, структурная
связность).
■ Грамматическое оформление (не нарушено; нарушено:
словоизменение (управление, согласование); словообразование (сущ., гл., прил., сложных
слов); использование служебных слов; порядок слов (полнота, последовательность),
интонация).
■ Словарный запас (в пределах возрастной нормы;
ограничен; беден; неточен (в номинативной, предикативной, адъективной лексике).
■ Звуковое оформление:
- звукопроизношение (не нарушено; нарушено:
пропуск, искажение, замена);
- фонематическое восприятие (не нарушено; нарушено:
замена твердость-мягкость, звонкость-глухость);
- фонетический синтез, анализ (не нарушено;
нарушено: пропуск, вставка, повтор, перестановка).
■ Интонационно-мелодическая сторона речи (не
нарушена; нарушена: темп (замедленный, быстрый); ритм (аритмия); голос
(сила: громкий, тихий, затухающий; высота: высокий, низкий; тембр: сиплый,
хриплый, назализованный).
Характеристика письменной речи:
■ Письмо (не нарушено; нарушено: ошибки
звукослогового анализа; фонематического восприятия, лексические, грамматического
оформления, оптические, орфографические).
■ Чтение (не нарушено; нарушено: ошибки
языкового анализа (на уровне предложения, слова), фонематические, семантические,
грамматические, оптические).
Характеристика по наблюдению
Артикуляционный аппарат и слух нормальный. Отсутствуют
звуки ы, р, л (р = ль, л=ль). Смешение свистящих и шипящих, твердых и мягких звуков.
Свистящие с, з - мягкие. Шипящие ш, ж - губные. Звуки ч, ц, щ произносить умеет,
но в речи их смешивает с другими звуками (с с, ть). В целом речь невнятная. Один
и тот же звук может заменять несколькими другими.
Кроме того, у девочки заикание тоноклонического характера.
Начала заикаться вместе с развитием речи. Травмирована своим речевым недостатком,
занимается с большим желанием.
Звуковой анализ развит слабо. Не может найти места
звука в слове, затрудняется делить слова на слоги, а слоги на звуки.
Стихотворения заучивает с трудом, причем очень мешает
заикание.
Заключение:
■ Фонетическое нарушение (ФНР). Фонетико-фонематическое
недоразвитие речи (ФФН). Фонематическое недоразвитие речи (ФН). Нерезко выраженное
общее недоразвитие речи (НВОНР). Общее недоразвитие речи (ОНР).
■ Нарушение письма и (или) чтения, обусловленное
(фонетико)фонематическим недоразвитием речи. Нарушение письменной речи, обусловленное
(НВ)ОНР.
Дата_________________
Фамилия учителя-логопеда__________________
МЕТОДИКИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Работа со школьниками
имеет свои особенности.
1. Меняется тип
ведущей деятельности главной является учебная деятельность, хотя элементы игровой
деятельности сосуществуют с учебой.
2. Игровая форма
занятий заменяется уроком.
3. Если у дошкольников
вся работа ведется через семью воспитателей, то в школьном возрасте логопедическое
воздействие осуществляет логопед в содружестве с учителем.
4. В дошкольном
возрасте все элементы речи воспитываются на основе подражания логопеду в процессе
игровой деятельности, в школьном возрасте большее значение приобретает установка
на сознательное преодоление дефекта, на самостоятельные упражнения над речью.
Заикание устраняется
в процессе прохождения всех предметов в школе.
5. Наряду с косвенной
психотерапией шире используются виды рациональной психотерапии.
6. Речевой материал
и виды логопедических занятий сближаются со школьной практикой.
В устранении заикания
велика роль учителя школы: он создает в классе атмосферу бережного отношения к заикающемуся,
постепенно подводит его к самостоятельным ответам у доски. Учитель поддерживает
тесный контакт с логопедом и семьей заикающегося. В моменты подавленного настроения
заикающегося он должен ободрить его, переключить его внимание на положительные стороны
личности, на интересующую его деятельность. Учитель вовлекает заикающегося в общественную
жизнь класса, а затем школы, в кружки. Именно учитель младших классов вызывает основной
интерес заикающегося и способствует его развитию. Коррекционная работа над речью
не должна ограничиваться только формальными упражнениями. Необходимо говорить не
только о системе речевых занятий (коррекции), но и о реабилитационном воспитании
заикающегося школьника.
В логопедических
занятиях с заикающимися школьниками в настоящее время используются методические
рекомендации, предложенные для работы или с детьми дошкольного возраста (для младших
школьников), или с подростками и взрослыми (для старших школьников). Например, Н.
А. Чевелева предлагает систему исправления речи у заикающихся школьников I—IV классов
в процессе ручной деятельности. Принципиально эта методика мало отличается от предложенной
ранее системы логопедических занятий с заикающимися детьми-дошкольниками. Меняется
в основном выбор и сложность поделок, которые предлагаются для работы со школьниками.
Соответственно учебным четвертям автор выделяет четыре периода последовательных
логопедических занятий: 1) сопровождающей речи; 2) завершающей речи; 3) предваряющей
речи; 4) закрепления навыков самостоятельной речи.
Занятия по исправлению
речи заикающихся детей в процессе ручного труда Н. А. Чевелева считает возможным
проводить на школьных и поликлинических логопедических пунктах, в специальных школах.
Система логопедических
занятий с заикающимися школьниками в условиях логопедического кабинета поликлиники,
специализированного стационара или санатория, предложенная В. И. Селиверстовым,
тоже принципиально не отличается от изложенной выше комплексной методики занятий
с дошкольниками. Изменения в ней связаны лишь с более старшим возрастом детей, возросшим
уровнем их развития, что требует от логопеда большей опоры на сознательную активность
самих детей.
В системе логопедических
занятий А. В. Ястребовой выделяется три периода в обучении учащихся.
В первом периоде
заикающиеся школьники уточняют и расширяют свои знания в области языка как путем
целенаправленных наблюдений над звуковой стороной речи, так и в процессе активных
упражнений по упорядочению ее темпа и плавности.
Содержание логопедических
занятий первого периода способствует: 1) упорядочению темпа, ритма и плавности речи;
2) расширению и уточнению словарного состава, запаса представлений и понятий; 3)
овладению грамматическим строем речи; 4) развитию и закреплению навыков звукового
и морфологического анализа слова.
Во втором периоде
занятий активизируются полученные учащимися знания в области языка и закрепляется
навык плавной, ритмичной и выразительной речи на более сложном речевом материале
с целью дальнейшего расширения словарного состава, языковых представлений и понятий.
В третьем, заключительном
периоде занятий продолжается работа над звуковой и интонационной стороной речи,
реализуется требование осознанного использования учащимися знаний в области фонетико-фонематического,
лексико-грамматического и интонационного состава языка и навыка плавной, выразительной
речи в любой жизненной ситуации.
Таким образом,
состояние устной и письменной речи заикающихся школьников с элементами общего недоразвития
речи обусловливает следующие основные направления логопедической работы: а) целенаправленное
и всестороннее развитие основных взаимодействующих компонентов речи (фонетики, лексики,
грамматики) в процессе работы над ее темпом и плавностью; б) тесную взаимосвязь
речевого материала логопедических занятий с содержанием программы по русскому языку
начальной школы; в) развитие речевой активности детей.
В нашей стране
организованы сезонные (летние) логопедические санатории и лагеря санаторного типа
для заикающихся детей. Коррекционно-педагогическая и лечебно-оздоровительная работа
с заикающимися школьниками проводится в их свободное от учебы в школе время и совмещена
с отдыхом. При этом широко используются климатические и природные факторы.
Перед персоналом
ЛОУ (летних оздоровительных учреждений) стоят задачи общего оздоровления детей,
укрепления их нервной системы, предупреждения и устранения у них легких форм заикания
и его рецидивов.
Показанием для
направления в сезонные специализированные санатории служит наличие у детей заикания
различной степени, вплоть до самой тяжелой, а также заикания в совокупности с другими
дефектами речи. В лагеря направляются дети: после проведенного курса лечения заикания;
с легкими формами заикания; с другими формами расстройств плавности и темпа речи
(брадилалия, тахилалия).
Сезонный санаторий
и оздоровительный лагерь для заикающихся детей дополняют друг друга.
Логопедическая
практика помогает студентам не только адаптироваться к условиям реальной коррекционной
деятельности, но и наладить деловые контакты с администрацией, педагогами, родителями,
с детьми, имеющими речевые нарушения.
Практика показала,
что можно получить из лекций преподавателей, что из книг путем самообразования,
а что только из живого общения с детьми, будущими коллегами-логопедами. Ее организация
требует более серьезного отношения, налаживания тесных контактов с базовыми учреждениями,
подготовку для них квалифицированных специалистов; вынос максимального количества
практических занятий в стены образовательных учреждений, что должно быть предусмотрено
учебным планом и внесено в смету. Игнорирование этого вопроса вызывает серьезные
проблемы. Необходимо предусмотреть консультации по подготовке к непрерывной практике,
установочную и итоговую конференции, отсутствие которых резко снижает результативность
подготовки квалифицированных специалистов-дефектологов, педагогов-логопедов образовательных
учреждений.
Выводы, сделанные
на основе удач и ошибок, не пройдут даром. Еще великий педагог-классик К. Д. Ушинский,
авторитет которого не вызывает сомнения не у кого, неоднократно подчеркивал, что
метод преподавания можно изучить по книге или со слов преподавателя, но приобрести
навык в употреблении этого метода можно только деятельной и долговременной практикой.
1.
Акименко
В.М. Речевые нарушения у детей. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
2.
Большакова
С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. Сборник упражнений. – М.: Сфера, 2009.
3.
Волкова
Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи.
Вопросы дифференциальной диагностики. – М.: Детство-Пресс, 2008.
4.
Крупенчук
О.И. Стихи для развития речи. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2005.
5.
Лопухина
И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение. – М.: Корона-Век, 2008.
6.
Лохов
М.И., Фесенко Ю.А., Щугарева Л.М. Заикание. Неврология или логопедия? – СПб.: ЭЛБИ-СПб,
2005.
7.
Макарова
Н.Ш. Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе
логопедической ритмики. – М.: Детство-Пресс, 2009.
8.
Норкина
Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: Пособие для логопедов
и родителей: В 9 вып. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.
9.
Полякова
М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М.: Айрис-Пресс, 2009.
10.
Пятибратова
Н. Отвечает логопед. – М.: ИФ "Унисерв", 2009.
11.
Седых
Н.А. Воспитание правильной речи у детей. Практическая логопедия. – М.: АСТ, Сталкер,
2004.
12.
Сикорский
И.А. Заикание. – М.: АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2006.
13.
Соломатина
Г.Н., Водолацкий В.М. Устранение открытой ринолалии у детей. Методы обследования
и коррекции. – М.: Сфера, 2005.
14.
Флоренская
Ю.А. Избранные работы по логопедии. – М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2007.
15.
Фотекова
Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических
методов. – М.: Айрис-Пресс, 2007.