Обучение дошкольников рисованию с натуры
План
Введение
1.
Оборудование
урока рисования с натуры. Подготовка учителя к уроку
2.
Общие сведения о
перспективе
Заключение
Список литературы
Введение
В образовательной системе
нашей страны большое внимание уделяется эстетическому воспитанию учащихся.
Одной из главных задач ставится значительное улучшение художественного
образования и эстетического воспитания учащихся.
Одно из важных мест в
художественном и эстетическом воспитании учащихся занимает рисование с натуры.
Этой проблемой занимаются специалисты многих профессий: педагоги, художники,
искусствоведы, психологи. Однако, несмотря на множество исследований, ряд
вопросов все еще остается открытым и требует дальнейших наблюдений и уточнений.
В частности, необходимо
установить оптимальный возраст, когда следует приступать к обучению детей
рисование с натуры, выяснить, какой предмет должен быть выбран для предъявления
в качестве модели и какова роль педагога при этом. Решение этих вопросов, безусловно,
будет способствовать более эффективному и целенаправленному обучению рисованию.
Детей обучают рисовать с
натуры уже в детском саду. В школе этот вид рисования занимает значительное
место.
Цель контрольной работы –
рассмотреть подготовку учителя к уроку рисования с натуры и изучить общие
сведения о перспективе.
1. Оборудование
урока рисования с натуры. Подготовка учителя к уроку
Целенаправленное
рисование с натуры содействует формированию мировоззрения учащихся, приучает их
к сознательному восприятию явлений и предметов окружающей действительности,
воспитывает их художественный вкус.
Рисованию с натуры
обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его
формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного
расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в
рисунке так, как видят со своего места.
Большое значение на этих
уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.
Учитель должен умело
выбрать объекты изображения, располагать их таким образом, чтобы они помогали
учащимся видеть и понимать закономерности строения формы и усваивать основные
правила построения изображения на плоскости.
Основная задача обучения
рисованию с натуры в младших классах - научить детей рисовать, передавая в
рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию
предметов.
Рисуя с натуры, ученик
внимательно рассматривает предмет рисования, старается отметить его характерные
особенности, понять структуру предмета. При рисовании с натуры понятия,
суждения и умозаключения о предмете изображения становятся все более
конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натура доступна зрению,
осязанию, измерению и сравнению. На основе ясных представлениях о предметах,
образной памяти у ученика развивается и способность воображения. Во время
рисования с натуры развивается и абстрактное мышление. Дать конструктивный
анализ формы предмета, не прибегая к абстрактному мышлению невозможно, а в
рисунке постоянно приходится иметь дело с конструктивным анализом. Причем надо
отметить, что рисование с натуры как никакой другой вид изучения формы
предмета, дает возможность развивать все моменты процесса абстрактного
мышления.
На занятиях по рисованию
с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать
свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное
значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую)
линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными)
линиями для проверки правильности рисунка.
1. Вид занятий. Прежде
всего, мы указываем в конспекте, какому виду занятий будет посвящен урок:
рисованию с натуры (рисунку или живописи).
Если работа предстоит очень сложная, например рисунок гипсовой вазы в шестом
классе, то можно запланировать несколько уроков, но не более двух, так как часы
на уроки рисования в школе крайне ограничены.
2. Тема занятий. Здесь мы
указываем содержание учебной работы. Например - «Рисунок гипсовой вазы».
3. Цель урока. После того
как были указаны вид и тема занятий, необходимо раскрыть образовательные и
воспитательные задачи урока, диктуемые учебной программой.
По теме «Рисунок гипсовой
вазы» наша цель — учить детей изображать предметы сложной формы, понимать
особенности конструктивного строения формы, развивать пространственное и
образное мышление, учить пользоваться изобразительными средствами рисунка и
живописи.
4. Оборудование.
Перечислим оборудование, которое должно быть подготовлено к урокам.
Для учителя: три гипсовые
вазы, три натурных столика, три драпировки для фонов, которые будут повешены за
вазой; таблицы, раскрывающие методическую последовательность работы над
рисунком. В конспекте можно наметить и схему расположения натурных постановок в
классе.
Оборудование для учащихся:
альбом или плотный лист бумаги, карандаши, резинка.
5. Использование классной
доски. Классная доска входит в оборудование урока, но специфика нашей работы
требует особой методики ее использования. Поэтому данный вопрос мы выделяем
особо.
Прежде всего, надо продумать, как рациональнее использовать классную доску, как
композиционно разместить на ее плоскости дидактический материал.
Часто приходится занимать
классную доску репродукциями, таблицами методической последовательности
построения изображения и тут же давать педагогический рисунок. Иногда
оказывается возможным убрать таблицу или репродукцию, освободив место для
построения рисунка на классной доске, а иногда этого сделать нельзя. В таком
случае учителю надо заранее предусмотреть на классной доске чистое поле для
мелового рисунка и так композиционно разместить все на классной доске, чтобы
одно не мешало другому, а дополняло его.
Когда же учитель
предполагает полностью использовать классную доску под педагогический рисунок,
нужно заранее продумать композицию: где разместить основной рисунок и где
вспомогательные, какого размера должен быть основной рисунок и какого
пояснительные, как все это будет выглядеть издали. Особое внимание надо уделить
пояснительным рисункам, например показу закономерностей построения изображениям
круга в перспективе, выражения в рисунке конструкции формы, правил передачи
объема предмета средствами светотени. Начинающие педагоги, как правило, дают
рисунок очень маленького размера, и с задних парт он плохо различим,
вспомогательные линии построения не видны, а следовательно, объяснения учителя
не подкрепляются наглядным изображением.
Все эти моменты надо
заранее предусмотреть в конспекте урока и сделать для себя ряд эскизов
композиционного использования классной доски.
Обратим внимание еще на
один момент — на эмоциональную силу воздействия педагогического рисунка. Когда
учитель быстро и уверенно рисует на классной доске, дети приходят в восторг, их
восхищает мастерство учителя. Это не только активизирует их работу, но и
повышает интерес к искусству. Чтобы добиться такого эффекта, можно
воспользоваться следующим методом: подготавливая классную доску к уроку,
учитель намечает точками габариты и пропорции будущего изображения, а затем,
уже во время урока, по этим ориентирам быстро воспроизводит рисунок. Можно наметить
и осевые линии, вокруг которых потом будет возникать изображение.
Особенно тщательная
подготовка классной доски требуется перед уроками, связанными с занятиями по
композиции, где нужны очень убедительные и выразительные рисунки, схемы композиционного
построения, богатство композиционных вариантов.
В общеобразовательной
школе, где дети еще не подготовлены к самостоятельной творческой работе,
учителю надо с особой тщательностью продумывать каждый этап урока, и классная
доска является здесь незаменимым подспорьем.
6. План и ход урока. Для
лучшей организации и проведения занятий по изобразительному искусству в
конспекте надо раскрыть содержание урока. Содержание дается в виде методической
записки: какой материал будет освещен на уроке, в какой последовательности он
будет изложен и как распределится учебное время. В плане-конспекте урока мы
делаем примерно следующую запись:
План урока
1. Организационная часть
– 2-3 мин.
2. Сообщение новых знаний
– 8-10 мин.
3. Практическая работа
учащихся – 25-30 мин.
4. Сообщение задания на
дом – 3-5 мин.
Затем излагается ход
урока, где учитель, дает необходимые формулировки отдельных терминов и понятий,
раскрывает последовательность изложений учебного материала, приемы
использования наглядных пособий.
Особенно внимательным
надо быть при изложений методических приемов построения изображения. То, что
для преподавателя является элементарным, для учащихся часто оказывается
необыкновенно сложным. Поэтому в конспекте урока надо как можно подробнее излагать
методику работы с классом.
Если учитель желает использовать
высказывания выдающихся деятелей искусства, то в конспекте их надо заключить в
кавычки и дать указание, из какой книги взята цитата, указать место и год
издания, издательство, страницу. Давая задание на дом, показать на классной
доске, как надо вести работу, напомнить, как средствами тона выявлять объем
формы. После урока учащиеся приводят класс в порядок.
2. Общие
сведения о перспективе
Перспектива (фр. perspective от лат.
Perspicio - ясно вижу) - 1. Явление кажущегося искажения
пропорций и формы тел при их визуальном наблюдении. Например, два параллельных
рельса кажутся сходящимися на горизонте в двух точках (спереди и сзади
наблюдателя); 2. Способ изображения объемных тел, передающий их собственную
пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве возможно различное применение
перспективы, которая используется как одно из художественных средств,
усиливающих выразительность образов.
Привычная современным
людям прямая линейная перспектива - плод длительного развития человеческого
разума. Некоторые исследователи отмечают, что первоначально человеку понятнее
обратная перспектива (например, детям, или представителям племён, оторванных от
современной цивилизации).
В зависимости от
назначения перспективного изображения перспектива включает 6 видов:
Тональная
перспектива - понятие
техники живописи,
способ передачи светотеневых
и колористических (а не линейных) качеств изображаемых объектов. Тональная
перспектива - это изменение в цвете и тоне предмета,
изменение его контрастных
характеристик в сторону уменьшения, приглушения при удалении вглубь
пространства. Принципы тональной перспективы первым обосновал Леонардо
да Винчи.
В некоторых случаях под
тональной перспективой понимают такой вид изображений, который может иметь
место при изображении предмета с большой высоты или снизу. Тональная
перспектива отличается наличием точки схода для вертикальных граней,
расположенных ниже или выше линии горизонта.
Прямая линейная
перспектива - вид перспективы, рассчитанный на
фиксированную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии
горизонта (предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления их от
переднего плана). Теория линейной перспективы впервые появилась у Амброджо
Лоренцетти в XIV веке, а вновь она была разработана в эпоху
Возрождения (Брунеллески,
Альберти), основывалась на простых законах оптики
и превосходно подтверждалась практикой. Отображение пространства на плоскость
сначала простой камерой
обскура с простым отверстием (стенопом),
а затем и с линзой полностью
подчинено законам линейной перспективы. Прямая перспектива долго признавалась
как единственное верное отражение мира в картинной плоскости. С учетом того,
что линейная перспектива - это изображение, построенное на плоскости,
плоскость может располагаться вертикально, наклонно и горизонтально в
зависимости от назначения перспективных изображений. Вертикальная плоскость, на
которой строят изображения с помощью линейной перспективы, используется при
создании картины (станковая
живопись) и настенных панно (на стене внутри
помещения или снаружи дома преимущественно на его торцах). Построение
перспективных изображений на наклонных плоскостях применяют в монументальной
живописи - росписи на наклонных фризах
внутри помещения дворцовых
сооружений и соборов.
На наклонной картине в станковой живописи строят перспективные изображения
высоких зданий с близкого расстояния или архитектурных объектов городского
пейзажа с высоты птичьего полета. Построение перспективных изображений на
горизонтальной плоскости применяют при росписи потолков (плафонов).
Известны, например, мозаичные изображения на овальных плафонах станции метро
«Маяковская» художника А. А. Дейнеки.
Изображения, построенные в перспективе на горизонтальной плоскости потолка,
называют плафонной перспективой.
Линейная перспектива на
горизонтальной и наклонной плоскостях имеет некоторые особенности, в отличие от
изображений на вертикальной картине.
В наше время доминирует
использование прямой линейной перспективы, В большей степени из-за
большей «реалистичности» такого изображения и в частности из-за использования
данного вида проекции в 3D-играх.
Обратная линейная
перспектива -
вид перспективы, применяемый в византийской
и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются
увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько
горизонтов и точек зрения, и другие особенности. При изображении в обратной
перспективе предметы расширяются при их удалении от зрителя, словно центр схода
линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя. Обратная перспектива
образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и
предполагающее его духовную связь с миром символических образов. Следовательно,
обратная перспектива отвечает задаче воплощения сверхчувственного сакрального
содержания в зримой, но лишенной материальной конкретности форме. Поскольку в
обычных условиях человеческий глаз воспринимает
изображение в прямой, а не в обратной перспективе, феномен
обратной перспективы исследовался многими специалистами.
Среди причин ее появления
самой простой и очевидной для критиков было неумение художников изображать мир,
каким его видит наблюдатель. Потому такую систему перспективы считали ошибочным
приемом, а саму перспективу — ложной. Однако такое утверждение не
выдерживает критики, обратная перспектива имеет строгое математическое
описание, и математически равноценна. Обратная перспектива возникла в
позднеантичном и средневековом искусстве (миниатюра,
икона,
фреска,
мозаика)
как в западноевропейском, так и в византийском круге стран. Интерес к обратной
перспективе в теории (П. А. Флоренский) и художественной практике
возрос в XX веке в связи с возрождением интереса к символизму
и к средневековому
художественному наследию.
Аксонометрия (от греч. axon - ось и metreo -
измеряю) - один из видов перспективы, основанный на методе проецирования (получения
проекции предмета на плоскости), с помощью которого наглядно изображают
пространственные тела на плоскости бумаги. Аксонометрию иначе называют параллельной
перспективой. Как и обратная перспектива, она долгое время считалась
несовершенной и, следовательно, аксонометрические изображения воспринимались
как ремесленный, простительный в далекие эпохи способ изображения, не имеющий
серьёзного научного обоснования. Однако при передаче видимого облика близких и
небольших предметов наиболее естественное изображение получается именно при
обращении к аксонометрии.
Аксонометрия делится на три вида:
1.
Изометрия (измерение по всем трем координатным осям
одинаковое).
2.
Диметрия (измерение по двум координатным осям одинаковое, а по
третьей - другое).
3.
Триметрия (измерение по всем трем осям различное).
В каждом из этих видов
проецирование может быть прямоугольным и косоугольным. Аксонометрия широко
применяется в изданиях технической литературы и в научно-популярных книгах
благодаря своей наглядности.
Воздушная
перспектива характеризуется
исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от
глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением
насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются),
таким образом - глубина кажется более светлой, чем передний план. Первые
исследования закономерностей воздушной перспективы встречается еще у Леонардо
да Винчи. «Вещи на расстоянии, — писал он, — кажутся тебе двусмысленными и
сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей
картине покажутся на одинаковом расстоянии… не ограничивай вещи, отдаленные от
глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы».
Великий художник отметил, что отдаление предмета от глаза наблюдателя связано с
изменением цвета предмета.
Заключение
Итак, можно сделать
вывод, что рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает
прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего
развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести
наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает
школьника к дальнейшей учебной деятельности. При обучении рисованию мы должны
иметь в виду, что целью изучения натуры является не только знакомство с ее
внешней формой, но и знакомство с понятиями, выраженными этой формой, что
крайне необходимо для усвоения других учебных предметов. Процесс познания
объективной реальности во многом зависит от степени развития зрительного
аппарата, от способностей человека анализировать и синтезировать получаемые
зрительные впечатления. Рисование с натуры располагает большими возможностями
для развития этой способности. Как бы ни была мала задача, поставленная
учителем перед ребенком, решение ее невозможно без значительной активизации его
умственной деятельности. В рисовании с натуры процесс познания предмета изображения
является не простым созерцанием, а переходом от единичных и неполных понятий о
предмете к полному и обобщенному представлению о нем.
Также в контрольной
работе были рассмотрены основные виды перспективы: тональная, прямая линейная,
обратная линейная, аксонометрия, сферическая, воздушная.
Список
литературы
1.
Виноградова Г.
Уроки рисования с натуры. – М.: Просвещение, 1980.
2.
Комарова Т.С.
Обучение детей технике рисования. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1994.
3.
Кузин В.С.
Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учебник. 3-е
изд., перераб. и доп. - М., 1998.
4.
Программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:
Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.:
Просвещение, 2006.
5.
Раушенбах Б. В. Системы перспективы в
изобразительном искусстве: Общая теория перспективы. - М.: Наука,
1986.
6.
Ростовцев Н.Н.
Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов
худож.-граф. фак-тов педин-тов. 3-е изд., доп. и перераб. - М., 1998.
7.
Терентьев А.Е.
Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: Пособие
для учителей. 2-е изд., доп. и перераб. - М., 1979.