Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности
Курсовая
работа
«Нравственное
воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»
Оглавление
Введение
1. Нравственное воспитание
дошкольников в системе всестороннего развития личности
1.1 Механизм и задачи
нравственного воспитания дошкольников
1.2 Содержание
нравственного воспитания
2. Средства и методы
нравственного воспитания дошкольников
2.1 Средства нравственного
воспитания дошкольников
2.2 Методы нравственного
воспитания дошкольников
Глава 3. Экспериментальная
часть
3.1 Методы исследования
3.2 Результаты исследования
и их анализ
Заключение
Список использованной
литературы
Актуальность данного
исследования
определяется тем, что условия развития ребенка-дошкольника существенно
отличаются от условий предыдущего возрастного этапа. Значительно увеличиваются
требования, предъявляемые к его поведению взрослыми. Центральным требованием
становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм
общественной морали. Растущие возможности познания окружающего мира выводят
интересы ребенка за узкий круг близких ему людей, делают доступными для
первоначального освоения те формы взаимоотношений, которые существуют между
взрослыми в серьезных видах деятельности (учении, труде). Ребенок включается в
совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои
действия, считаться с интересами и мнением товарищей. На протяжении всего
дошкольного детства происходит изменение и усложнение деятельности ребенка,
предъявляющие высокие требования не только к восприятию, мышлению, памяти и
другим психическим процессам, но и к умению организовать свое поведение.
Предпосылки развития
личности, сложившиеся в раннем детстве, создают основу для новых путей
воздействия на ребенка со стороны окружающих. Развиваясь, ребенок усваивает
новые психологические черты и формы поведения, благодаря которым он становится
маленьким членом человеческого общества.
В дошкольном возрасте
приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает
основания впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью, еще не
вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.
Все это постепенно, шаг
за шагом формирует личность ребенка, причем каждый новый сдвиг в формировании
личности изменяет влияние условий, увеличивает возможности дальнейшего
воспитания. Условия развития личности так тесно переплетаются с самим
развитием, что разделить их практически невозможно.
Развитие личности ребенка
включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает
понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы
мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки.
Другая сторона — это развитие чувств и воли. Они обеспечивают действенность
этих мотивов, устойчивость поведения, его известную независимость от изменения
внешних обстоятельств.
Объектом данного исследования являются
дошкольники, предметом данного исследования является нравственное
воспитание дошкольников.
Целью нашей работы является рассмотрение
нравственного воспитания дошкольников в системе всестороннего развития личности.
Гипотеза: Мы предполагаем, что работа с
дошкольниками в определенном направлении может воспитать у них нравственные
ценности, которыми они будут руководствоваться в своей дальнейшей жизни.
В связи с поставленной
целью и выдвинутой гипотезой нами были сформулированы следующие задачи
данного исследования:
1. Рассмотреть нравственное воспитание
дошкольников в системе всестороннего развития личности.
2. Изучить механизмы и содержание
нравственного воспитания дошкольников.
3. Изучить экспериментально отношение
дошкольников к нравственным нормам.
Методы исследования:
- изучение и анализ
литературы;
- анализ проведенной
работы и результатов исследования;
- наблюдение за общением
дошкольников в разных видах деятельности (в учебной деятельности и свободной
деятельности).
В своей работе мы
опирались на труды таких исследователей как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец,
А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, П.Я. Гальперин, Л.А. Венгер, А. Валлон, Д.Б. Эльконин,
А.П. Усов, Н.Н. Поддьяков, В.А. Аверин, В.И. Гарбузов и другие.
Нравственное
воспитание - это:
- одна из форм
воспроизводства, наследования нравственности;
- целенаправленный
процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного
общества;
- формирование моральных
качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.
Основой нравственного
воспитания является мораль.
Под моралью
понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека,
определяющие его отношение к обществу, труду, людям.
Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не
показная, не для других - для себя.
С течением времени
ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами
поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими
себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе,
лично к себе[1].
Нравственное
воспитание - основной стержень общей системы всестороннего развития личности. Нравственное воспитание тесно
связано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием.
Нравственное воспитание
дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности.
Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице.
Часто это влияние не бывает адекватным требованиям морали.
Систематическое, целенаправленное
формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском
коллективе. В дошкольных учреждениях осуществляется специальная воспитательная
работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая
подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными,
честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе
чуткость и заботливое отношение к людям.
Все эти и другие
моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека, без
формирования которого невозможно представить всесторонне развитую личность.
Как известно, дошкольный
возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям[2].
Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения,
поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические
выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он
может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни и поведения в
человеческом обществе.
Цели нравственного
воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом - формирование определенного
набора нравственных качеств, а именно:
- гуманности;
- трудолюбия;
- патриотизма;
- гражданственности;
- коллективизма.
Идеальная цель
нравственного воспитания - воспитание счастливого человека.
1.1 Механизм и задачи нравственного воспитания дошкольников
Прочность, устойчивость
нравственных качеств зависят от того, как они сформировались, какой механизм
был положен в основу педагогического воздействия.
Механизм нравственного
становления личности:
(Знания и представления)
+ (Мотивы) + (Чувства и отношения) + (Навыки и привычки) + (Поступки и
поведение) = Нравственное качество.
Для формирования любого
нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания,
на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности
нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У
ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть
важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного
качества.
Появление мотива влечет
за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные
чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и
потому влияют на прочность складывающегося качества.
Но знания и чувства
порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении.
Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей
проверить и подтвердить прочность формируемого качества.
Данный механизм имеет
объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого
(нравственного или безнравственного) качества личности.
Главная особенность
механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа
взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не
может быть ни исключен, ни заменен другим[3].
При этом действие
механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может
меняться в зависимости от особенности качества (его сложности и т. п.) и от
возраста объекта воспитания.
Надо начинать не с
сообщения знаний, а с формирования эмоциональной базы, практики поведения. Это
послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний.
Задачи нравственного
воспитания делятся на две группы:
1) в первую группу входят
задачи механизма нравственного воспитания;
2) вторая группа задач
нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих
конкретными, сегодня востребуемыми качествами.
Задачи механизма
нравственного воспитания:
- формирование
представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и
преимуществах овладения им;
- воспитание нравственных
чувств, привычек, норм;
Каждый компонент имеет
свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и
потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на
другие компоненты. Данная группа задач носит постоянный, неизменный характер.
Задачи формирования
моральных ценностей:
- воспитание гуманных чувств и
отношений;
- формирование основ
патриотизма и межнациональной терпимости;
- воспитание трудолюбия,
желания и умения трудиться;
- воспитание
коллективизма.
Воспитание носит
исторический характер и его содержание меняется в зависимости от ряда
обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня
развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом
этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего
поколения, то есть у него разные нравственные идеалы человека.
На содержание этой группы
задач нравственного воспитания оказывают влияние и исторический этап, и
особенности объекта воспитания, и конкретные условия жизни. Задачи формирования
моральных ценностей имеют подвижный характер.
Перестройка мотивационной
сферы связана с усвоением ребенком морально-этических норм.
Начинается оно с формирования диффузных оценок, на основании которых
дети разделяют все поступки на «хорошие» или «плохие». Первоначально непосредственное
эмоциональное отношение к человеку нераздельно слито в сознании ребенка с
нравственной оценкой его поведения, поэтому младшие дошкольники не умеют
аргументировать свою плохую или хорошую оценку поступка литературного героя, другого
человека. Старшие дошкольники связывают свою аргументацию с общественным
значением поступка.
Возможность перехода от
немотивированной оценки к мотивированной связана с развитием у детей
внутреннего мысленного сопереживания с действиями другого. Возникновение в
дошкольном возрасте внутреннего действия в воображаемых условиях
позволяет ребенку активно пережить событие и поступки, в которых он сам не
участвовал, и через это осмыслить мотивы поступков и дифференцировать свое
эмоциональное отношение и моральную оценку.
В дошкольном возрасте под
влиянием оценок взрослых у детей обнаруживаются и зачатки чувства долга.
Первичное чувство удовлетворения от похвалы взрослого обогащается новым
содержанием. Вместе с этим начинают формироваться первые моральные потребности.
Удовлетворяя притязания на признание со стороны взрослых и других детей,
желая заслужить общественное одобрение, ребенок старается вести себя
соответственно социальным нормам и требованиям. Сначала ребенок делает это под
непосредственным контролем взрослого, потом весь процесс интериоризируется,
и ребенок действует под воздействием собственного приказа.
В ситуациях, где
экспериментально создано несовпадение моральных норм и импульсивных желаний
ребенка, обнаруживается 3 типа поведения и соответственно 3 способа разрешения
таких ситуаций[4]:
1-й тип —
«дисциплинированный»
(выполнить правило, чего бы это ни стоило) встречается с 3 — 4 лет. На
протяжении всего дошкольного возраста идет изменение мотивации нравственного
поведения: сначала ребенок старается избегать наказания или порицания, но
постепенно происходит осознание необходимости выполнения правил поведения.
2-й тип —
«недисциплинированный неправдивый тип поведения» (нарушить правило,
удовлетворив свое желание, но утаить нарушение от взрослого) характеризуется
преобладанием импульсивного поведения при знании моральной нормы и последствий
ее нарушения. Этот тип поведения порождает ложь.
3-й тип —
«недисциплинированный правдивый тип» (нарушить правило, следуя своим желаниям, и не скрывать
этого): младшие дошкольники проявляют его в силу недостаточности произвольного
контроля, поэтому они и не переживают «свой позор»; а старшие дети бывают
смущены и стыдятся совершенного даже наедине с собой.
В дошкольном возрасте
формируется и чувство ответственности за совершаемые поступки, поэтому в
этом возрасте впервые появляются «ябеды».
В экспериментах Е.В.
Субботского детям предлагалось в отсутствие психолога за награду переложить
шарики из банки в тарелку с помощью неудобной лопатки, загнутой под прямым
углом. Обнаружилось, что младшие дошкольники в большинстве случаев действовали
по 3-му типу, старшие — по 1-му, а вот 5-летки чаще других врали. Из них в
следующей серии эксперимента были отобраны «контролеры», которые в отсутствие
экспериментатора должны были смотреть, как справляются с заданием другие дети.
Оказалось, что даже дружеские чувства и обещания поделиться наградой не всегда
заставляют ребенка лгать. В большинстве случаев ребенок стоит «за правду» и с
чувством ответственности выполняет свои функции «контролера»[5].
В рамках потребности в
признании, формировании эмпатии, ориентации ребенка на групповую оценку формируются
основы альтруизма — стремления ребенка к бескорыстным добрым поступкам.
Большинство дошкольников
от 4 до 7 лет уже знают, что бескорыстно жертвовать своим достоянием ради
общего блага — хорошо, а быть эгоистом — плохо. В экспериментах Е.В. Субботского
выявилось, что есть разница между детским альтруизмом на словах и на деле.
Сначала детям рассказывали историю о некоем Вове, которому поручили за награду
(марку) вырезать флажок для праздника. С наградой можно было поступить так:
либо взять себе, либо оставить на «выставку». Вова взял марку себе. Детей
спрашивали, а как бы они поступили в аналогичном случае. Многие дети осудили
Вову и сказали, что они-то обязательно оставили бы марку на выставку.
В реальном же
эксперименте большинство детей брали награду себе: одни — открыто, другие
прятали в карманы, варежки, башмаки. И только некоторые старшие дошкольники
оставили марку в коробке, уходя с видимым чувством гордости, радости.
Но в то же время в тех
случаях, когда ребенок виноват перед другими или видит страдания другого, он в
порыве сострадания может отдать ему лучшую игрушку, помочь, сделать что-то за
другого.
И чем старше дошкольник,
тем сильнее в нем стремление сделать добро «просто так».
Содержание нравственного
воспитания дошкольников включает следующие смысловые блоки:
- воспитание гуманности
как качества личности;
- воспитание
коллективизма;
- формирование начал
гражданственности и патриотизма;
- формирование отношения
к труду и трудолюбия.
Воспитание гуманности представляет собой формирование
такого нравственного качества, которое подразумевает сочувствие, сопереживание,
отзывчивость, эмпатию.
Стержнем и показателем
нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям,
природе, к самому себе. Исследования показывают, что подобное отношение может
складываться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе этого процесса лежит
умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.
Формирование гуманного
отношения к людям и природе начинается с раннего детства. При систематической
работе, направленной на воспитание гуманного отношения дошкольников к
окружающим людям и природе, у детей формируется гуманизм как нравственное
качество. Иначе говоря, гуманизм входит в структуру личности как качественная
ее характеристика.
Следует подчеркнуть, что
воспитание гуманных чувств и отношений - процесс сложный и противоречивый.
Умения сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, не завидовать, делать добро
искренне и охотно - в дошкольном возрасте лишь закладываются.
Воспитание
коллективизма как
нравственного качества дошкольника основано на формировании положительных,
доброжелательных, коллективных взаимоотношений.
Главная и единственная
функция детского коллектива - воспитывающая: дети включаются в деятельность,
которая по своим целям, содержанию и формам организации направлена на
формирование личности каждого из них.
Для воспитания
коллективных взаимоотношений появление такого феномена, как дружба, имеет
смыслообразуюшее значение. Дружба как наиболее близкая связь между детьми
ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений. Взаимопомощь
и отзывчивость являются значимыми характеристиками коллективных
взаимоотношений.
В группах детей
дошкольного возраста существует коллективное мнение. Оно не только проявляется
в виде одинаковых представлений о нормах взаимоотношений, но и может активно
использоваться как личностно значимый фактор воздействия на каждого члена
коллектива и как основа коллективных взаимоотношений.
Детские взаимоотношения
регулируются нравственными правилами и нормами. Знание правил поведения и
взаимоотношений облегчает ребенку процесс вхождения в мир себе подобных, в мир
людей.
Воспитание начал
патриотизма и гражданственности - одна из важнейших составляющих нравственного воспитания
дошкольников.
Чувство любви к Родине
сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа -
привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей
чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то
при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством
любви и привязанности к своей стране.
Чувство патриотизма
многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность,
желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства
Родины, гамма эстетических чувств и др.
Нравственное воспитание
определяется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать:
художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение;
окружающую обстановку.
1. Группа
художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др.
Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания,
поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные
средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и
воспитании чувств.
2. Средством
нравственного воспитания дошкольников является природа. Она
способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто
слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у
ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности
детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится
значимым средством воспитания чувств и поведения ребенка.
3 Средством нравственного
воспитания дошкольников является собственная деятельность детей:
игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет
свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство - деятельность
как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного
поведения.
Особое место в этой
группе средств отводится общению. Оно, как средство нравственного
воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и
воспитании чувств и отношений[6].
4 Средством нравственного
воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок,
атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или,
напротив, жестокостью, безнравственностью.
Окружающая ребенка
обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то
есть она активизирует весь механизм нравственною воспитания и влияет на
формирование определенных нравственных качеств.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста
воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапа развития
нравственных качеств (только начинаем формировать нравственное качество, или
закрепляем, или уже перевоспитываем).
Методы воспитания - это пути, способы достижения
заданной цели воспитания.
В педагогике существует
несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю.К. Бабанский, Б.Т.
Лихачев, И.П. Подласый - в общей и школьной педагогике; В.Г. Нечаева, В.И.
Логинова - в дошкольной педагогике)[7].
Для классификации методов
исследователи определяют какое-то одно основание, например, активизацию
механизма нравственного воспитания.
Предлагаемая
классификация объединяет все методы в три группы:
- методы формирования
нравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие
ситуации;
- методы формирования нравственного
сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;
- методы стимулирования:
поощрение, соревнование, одобрение, награждение, субъективно-прагматический.
Принципы отбора методов нравственного воспитания:
- соответствие метода
цели и задачам воспитания;
- гуманный характер метода;
- реальность метода;
- подготовленность
условий и средств для использования метода;
- избирательность отбора метода;
- тактичность применения
метода;
- планирование возможного
результата воздействия метода;
- терпение и терпимость
педагога при использовании метода;
- преобладающая
практическая направленность метода в нравственном воспитании дошкольников.
Методы нравственного
воспитания дошкольников применяются не изолированно, а в комплексе, во
взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно
использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.
(Например: объяснение + упражнения + поощрение и т. п.).
В проведении эксперимента
нами были использованы две методики. Приведем их описания.
1. Методика «Закончи
историю»
Методика предназначена
для изучения осознания детьми нравственнных норм. Исследование проводят
индивидуально.
Примеры ситуаций
История I. Дети строили город. Оля стояла и
смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы
сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь
вам». Тогда Оля ответила...
Что ответила Оля? Почему?
Как она поступила? Почему?
История 2. Кате на день рождения мама подарила
красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра
Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила...
Что ответила Катя?
Почему? Как поступила Катя? Почему?
История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала
красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, —
сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…
Что ответил Саша? Почему?
Как поступил Саша? Почему?
История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали
дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда
Петя ответил…
Что ответил Петя? Почему?
Как поступил Петя? Почему?
Все ответы ребенка, по
возможности дословно, фиксируются в протоколе.
Обработка результатов
0 баллов — ребенок не может
оценить поступки детей.
1 балл — ребенок
оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или
неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму
не формулирует.
2 балла — ребенок
называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не
мотивирует свою оценку.
3 балла — ребенок
называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует
свою оценку.
Методика «Сюжетные
картинки»
Методика «Сюжетные
картинки» предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным
нормам.
Ребенку предъявляют
картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников (См.
Приложение).
Инструкция. Разложи картинки так, чтобы с одной
стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие.
Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.
Исследование проводится
индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его
объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке
поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое
внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на
моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.
п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение,
негодование и т. п.) — на безнравственный.
Обработка результатов
0 баллов — ребенок
неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с
изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные
реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл — ребенок
правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия;
эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла — правильно
раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции
адекватны, но выражены слабо.
3 балла — ребенок
обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные
реакции адекватны, ярки, проявляются к мимике, активной жестикуляции и т. д.
Нами была проведена
диагностика нравственной сферы у 15 дошкольников детского сада № 17 г.
Колпашево. Результаты диагностики представлены в таблицах 1, 2.
Таблица 1
Оценка осознания
детьми нравственных норм
№ п/п
|
Испытуемый
|
Называет нравственную норму
|
Оценка поведения детей
|
Мотивировка оценки
|
Количество баллов
|
1
|
Олег Н.
|
+
|
+
|
+
|
3
|
2
|
Рома Л.
|
+
|
+
|
-
|
2
|
3
|
Витя Г.
|
+
|
+
|
+
|
3
|
4
|
Аня Е.
|
-
|
+
|
-
|
1
|
5
|
Вера Щ.
|
+
|
+
|
+
|
3
|
6
|
Максим Т.
|
+
|
+
|
+
|
7
|
Оля Т.
|
+
|
+
|
-
|
2
|
8
|
Сережа К.
|
-
|
-
|
-
|
0
|
9
|
Леня М.
|
+
|
+
|
-
|
2
|
10
|
Илья К.
|
+
|
+
|
+
|
3
|
11
|
Антон В.
|
+
|
+
|
+
|
3
|
12
|
Ксюша А.
|
+
|
+
|
-
|
2
|
13
|
Наташа Ц.
|
+
|
+
|
-
|
2
|
14
|
Эля П.
|
+
|
+
|
+
|
3
|
15
|
Игорь П.
|
+
|
+
|
+
|
3
|
Из диаграммы мы видим,
что почти половина испытуемых (53 %) показала высокое осознание нравственных
норм, большая часть испытуемых (33 %) показала среднее осознание нравственных
норм и лишь маленький процент испытуемых (7 %) показали низкий и очень низкий
уровень осознания нравственных норм. Таким образом, мы можем сказать, что в
проверенной нами группе у детей хороший уровень осознания нравственных норм.
Таблица 2
Оценка эмоционального
отношения к нравственным нормам у дошкольников
№ п/п
|
Испытуемый
|
Раскладывание картинок
|
Обоснование своих действий
|
Эмоциональные реакции
|
Количество баллов
|
1
|
Олег Н.
|
+
|
+
|
2
|
2
|
Рома Л.
|
+
|
+
|
+
|
3
|
3
|
Витя Г.
|
+
|
+
|
+
|
3
|
4
|
Аня Е.
|
+
|
+
|
+/-
|
2
|
5
|
Вера Щ.
|
+
|
+
|
+/-
|
2
|
6
|
Максим Т.
|
+
|
+
|
+
|
3
|
7
|
Оля Т.
|
+
|
+
|
+
|
3
|
8
|
Сережа К.
|
+
|
-
|
-
|
1
|
9
|
Леня М.
|
+
|
+
|
-
|
2
|
10
|
Илья К.
|
+
|
+
|
+/-
|
2
|
11
|
Антон В.
|
+
|
+
|
+
|
3
|
12
|
Ксюша А.
|
+
|
-
|
-
|
1
|
13
|
Наташа Ц.
|
+
|
+
|
3
|
14
|
Эля П.
|
+
|
+
|
+
|
3
|
15
|
Игорь П.
|
-
|
-
|
-
|
0
|
Из диаграммы видно, что
большинство протестированных детей (47 %) имеют высокое эмоциональное отношение
к нравственным нормам, средняя часть детей (33 %) имеют среднее эмоциональное
отношение к нравственным нормам. Низкое эмоциональное отношение к нравственным
нормам показало всего лишь 13 % детей и очень низкое – 7 % испытуемых детей.
Таким образом, мы видим,
что у испытуемых детей хорошие показатели эмоционального отношения к
нравственным нормам.
Проводя наблюдения за
общением дошкольников в учебной и свободной деятельности, мы пришли к выводу,
что проведение специальной работы с детьми по нравственному воспитанию
способствует повышению общего нравственного воспитания у детей.
В дальнейшем мы планируем
провести тест «Социометрия» для выявления взаимоотношения в группе.
Таким образом, рассмотрев
вопрос нравственного воспитания дошкольников, мы можем сделать следующие
выводы.
Личностно ориентированное
воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики:
- самоценность личности;
- уважение личности
ребенка;
- природосообразность
воспитания;
- добро и ласка как
основное средство воспитания.
Иными словами, личностно
ориентированное воспитание - это организация воспитательного процесса на
основе:
- глубокого уважения
личности ребенка;
- учета особенностей его
индивидуального развития;
- отношения к нему как
сознательному, полноправному и ответственному участнику воспитательного
процесса.
Для выяснения влияния
нравственного воспитания на ребенка нами была проведена диагностика нравственной
сферы детей детского сада № 17 г. Колпашево после определенных занятий с ними
по развитию нравственности.
В результате мы увидели,
что после проведенных занятий по нравственному воспитанию почти половина
испытуемых показала высокое осознание нравственных норм и лишь маленький
процент испытуемых (7 %) показали низкий и очень низкий уровень осознания
нравственных норм. Хотя до проведения специальных занятий по нравственному
воспитанию детей у них эти показатели были совсем другими: около 30 % детей
показывало низкий и очень низкий уровень осознания нравственных норм.
Также нами было
обследована оценка эмоционального отношения к нравственным нормам у
дошкольников. В результате диагностики мы увидели, что после занятий по
нравственному воспитанию большинство протестированных детей (47 %) имеют
высокое эмоциональное отношение к нравственным нормам, средняя часть детей (33
%) имеют среднее эмоциональное отношение к нравственным нормам. Низкое
эмоциональное отношение к нравственным нормам показало всего лишь 13 % детей и
очень низкое – 7 % испытуемых детей.
Таким образом, мы видим,
что у испытуемых детей после специальных занятий по нравственному воспитанию хорошие
показатели эмоционального отношения к нравственным нормам. Хотя до специальных
занятий по нравственному развитию у данной группы детей показатели были намного
ниже, чем после занятий. Так, около 30 % детей имело низкое и очень низкое
эмоциональное отношение к нравственным нормам.
Таким образом, мы видим,
что в каждом детском саду должны проводиться специальные занятия или
мероприятия направленные на развитие нравственных норм у детей. Заложенные в
детстве эти нормы сохраняются у них на всю оставшуюся жизнь. Воспитание
нравственной личности необходимо начинать не со школьной скамьи, когда у детей
многие понятия и нормы являются уже сформированными и с трудом поддаются
изменению, а с детского сада, когда детская психика наиболее восприимчива к развитию
разного рода.
Список
использованной литературы
1.
Аверин В.А.
Психология детей и подростков. – СПб., 1994.
2.
Агапова И.,
Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., 2002.
3.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском
возрасте. - М., 1968.
4.
Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М.,
1968.
5.
Венгер Л.А. Восприятие и обучение. (Дошкольный
возраст). - М., 1969.
6.
Внешняя среда и
психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е.
Шмидт-Кольмер, Э. Хабинаковой. – М., 1984.
7.
Возрастная и педагогическая психология / Под
ред. А.В. Петровского. - М., 1973.
8.
Выготский Л.С. Избранные психологические
исследования. - М., 1956.
9.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.
- М., 1960.
10.
Гаврилова Т.П. О
воспитание нравственных чувств. – М., 1984.
11.
Гальперин П.Я. Развитие исследований по
формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. - М.,
1959.
12.
Гарбузов В.И. От
младенчества до отрочества. – Л., 1991.
13.
Деятельность и взаимоотношения
дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1987.
14.
Дидактические игры и упражнения по сенсорному
воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. - М., 1973.
15.
Дольто Ф. На
стороне ребенка. – СПб., 1997.
16.
Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. - М.,
1960.
17.
Зеньковский В.В.
Психология детства. – Екатеринбург, 1995.
18.
Изучение развития
и поведения детей / Под ред. Л.П. Липпситт, Ч.К. Спайкер. – М., 1966.
19.
Котырло В.К. Развитие волевого поведения у
дошкольников. – Киев, 1971.
20.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.,
1972.
21.
Пиаже Ж. Психология интеллекта // Жан Пиаже.
Избранные психологические труды. - М., 1979.
22.
Поддьяков Н.Н. и др. Умственное воспитание
дошкольника. - М., 1972.
23.
Общая психология
/ Под ред. А. В.
Петровского. - М., 1980.
24.
Развитие общения у дошкольников / Под ред.
А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. - М., 1974.
25.
Развитие познавательных и волевых процессов у
дошкольников / Под ред А.В. Запорожца и Я.3. Неверович. - М., 1965.
26.
Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред.
Н.П. Сакулиной и Н.Н. Поддьякова. - М., 1989.
27.
Тренинг развития
личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. — СПб., 2001.
28.
Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред.
А.В. Запорожца. - М., 1990.
29.
Эльконин Д.Б. Детская психология. (Развитие
ребенка от рождения до семи лет). - М., 1980.
[1] См.: Божович Л.И. Личность и ее
формирование в детском возрасте. - М., 1968. – С. 46 – 48.
[2] См.: Внешняя среда и психическое развитие ребенка /
Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, Э. Хабинаковой. – М.,
1984. – С. 124 – 128.
[3] См.: Гаврилова Т.П. О воспитание
нравственных чувств. – М., 1984. – С. 76.
[4] См.: Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.,
1972. С. 56 – 57.
[5] См.: Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург,
1995. С. 38 – 40.
[7] Эльконин Д.Б. Детская психология. (Развитие ребенка
от рождения до семи лет). М., 1980. С. 24 – 26.