Методика оздоровления детей младшего школьного возраста
Содержание
Введение
Методика оздоровления детей младшего
школьного возраста
Заключение
Литература
Как всякая наука,
валеология должна иметь предмет изучения и свою методологию воздействия на этот
предмет. Предметом педагогической валеологии является образ жизни школьников,
наполнение его приоритетным для сохранности здоровья содержанием, воспитание у
детей осознанного отношения к реализации этого содержания в процессе
жизнедеятельности.
Для того чтобы называться
наукой, школьная валеология должна располагать для достижения воспитательных
целей своими педагогическими приемами и средствами. Это особенно важно в связи
с тем, что в настоящее время количество образовательных программ,
предназначенных для решения валеологических задач, насчитывается единицами.
Все это является
медицинскими аспектами валеологии, которые разрабатывались в рамках гигиены
детей и подростков для самостоятельного, помимо валеологии, существования и
которые в педагогической практике сохраняют не более чем рекомендательный
характер. Последнее обстоятельство порождает извечную гамлетовскую альтернативу
«быть или не быть» — соблюдать или не соблюдать медицинские рекомендации в
учебном процессе школы. И это опять подводит к необходимости создавать в школе
более надежную платформу для сохранения здоровья школьников, используя для
этого педагогические средства. Одним из таких средств считаем применение в
школах здоровьесберегающих педагогических технологий. И такие технологии есть в
методическом арсенале современной системы образования. И хотя
здоровьесберегающий эффект определенных педагогических технологий опять-таки
обнаружен гигиенистами, авторами и исполнителями их в школе являются
педагоги-методисты и учителя.
Наблюдения гигиенистов за
реакцией учащихся на учебную деятельность при различной ее организации
позволяет отнести к здоровьесберегающим следующие педагогические технологии:
— модель структуры урока,
разработанную группой авторов под руководством Г. Г. Левитаса;
— модульное обучение —
довольно старую по времени возникновения педагогическую технологию,
адаптированную к требованиям современного образования П. П. Третьяковым;
— коллективный способ
обучения (КСО). Общее свойство перечисленных педагогических технологий состоит
в применении программ обучения, индивидуализированных по содержанию, темпам
учебно-позновательной деятельности школьников, методам работы с разными детьми.
Перечисленные технологии,
очевидно, не исчерпывают весь арсенал здоровьесберегающих. Например, к
потенциально здоро-вьесберегающим можно отнести развивающее обучение (РО) Д. Б.
Эльконина — В. В. Давыдова. Причиной для такого осторожного отношения
гигиенистов к данной технологии послужили отрицательные результаты ее
гигиенической оценки отдельными авторами, несмотря на то что в методических
основах этой технологии так же, как и в предыдущих, заложен принцип
индивидуализации обучения. На примере младших школьников, обучавшихся по
технологии РО, было установлено, что ориентация на учебно-познавательные
возможности учащихся не учитывает сниженные функциональные возможности не
совсем здоровых детей. Оказалось, что такие дети, обладая достаточно высокими
учебно-познавательными, но сниженными функциональными возможностями,
значительно чаще заканчивают учебный день и неделю с кумулятивными формами
утомления по сравнению с обучением по традиционной технологии. Выявленный факт
служит прецедентом для более расширенного понимания возможностей учащихся, не
ограничивая содержания этого понятия только учебно-познавательными
особенностями разных школьников. С валеологических позиций индивидуализация
обучения должна обязательно учитывать состояние здоровья учащихся, особенно в
начальной школе, потому что для нездоровых детей высокие учебно-познавательные
возможности являются фактором риска для прогноза их состояния здоровья и не
должны служить основанием для повышенного уровня учебных требований.
Итак, применение в школах
педагогических технологий, построенных на индивидуализации обучения и
направленных на удовлетворение образовательных потребностей каждого школьника с
учетом его склонностей, интересов, учебно-познавательных и функциональных
возможностей, составляет главный педагогический резерв валеологического
воздействия на обучающихся. Поставленные перед школой задачи являются не только
валеологическими. Они полностью отвечают современной концепции образования,
переориентированной с расчета на фантом среднестатистического ученика на
образовательные потребности каждой личности. И это сближает интересы педагогов
и школьных гигиенистов в признании необходимости работы современных
общеобразовательных учреждений по здоровьесберегающим педагогическим
технологиям.
Ориентация современного
образования на потребности каждой личности позволяет ставить вопрос о возможности
раздельного обучения детей разного пола, поскольку полноценная личность
формируется на основе половой принадлежности. Понимая дис-куссионность данной
проблемы в целом и исходя из накопленных в гигиене детей и подростков
наблюдений, гигиенисты сужают эту проблему пока до раздельного обучения
девочек. Практика подсказывает реальность их раздельного обучения путем
создания в школе девичьих классов в каждой возрастной параллели обучающихся.
Главная стратегия раздельного обучения девочек направлена на сохранение общего
и репродуктивного здоровья не только современных, но и последующих поколений
школьниц, а также их потомства, поскольку без преувеличения можно сказать, что
демографический, трудовой и даже обороноспособный потенциалы общества определяются
состоянием здоровья девочек — будущих матерей. Социальная значимость
обозначенной проблемы базируется на неблагоприятной демографической ситуации в
стране: на многолетнем отсутствии прироста населения в России из-за сниженной
рождаемости, высокой младенческой смертности, большой распространенности
хронических заболеваний среди женщин детородного возраста и вступающих в этот
возраст школьниц.
Вместе с тем научными
исследованиями установлено, что большие учебно-воспитательные нагрузки в
современной школе отрицательно сказываются на формировании репродуктивного
здоровья девочек, на их стиле жизни, лишая его здоровьесберегающего содержания.
Опыт функционирования
девичьих классов показывает, что в них родители определяют, как правило, не
совсем здоровых девочек, надеясь на индивидуальный и щадящий подход к ним в
процессе обучения.
В настоящее время
гигиенистами разработаны здоровьесбере-гающие принципы обучения и воспитания
школьниц. Построенные на медицинских рекомендациях по сохранению
индивидуального здоровья девочек, эти принципы предусматривают применение в
школе для обучения детей разного пола гендерных педагогических технологий,
учитывающих разные учебно-познавательные возможности и психологические
особенности девочек и мальчиков.
Считаем, что применение в
школе гендерных педагогических технологий представляет малоиспользуемый резерв
валеологической защиты от учебных перегрузок школьников, особенно не совсем
здоровых из них.
Режимы обучения нельзя в
полной мере отнести к педагогическим технологиям. В то же время кому как не
валеологам должно быть хорошо известно здоровьесберегающее значение одних
режимов и ущербное для здоровья — других. К числу последних относят применямый
в школах режим обучения детей в I классах, недостаточно учитывающий ту ломку
привычного стиля жизни, которую испытывают 6—7-летние дети в процессе адаптации
к школьным требованиям. В качестве альтернативы этому режиму гигиенисты
разработали «ступенчатый» режим постепенного наращивания педагогических
воздействий на учащихся I класса.
С позиции охраны здоровья
школьников заслуживает внимания режим обучения по 5-дневной учебной неделе.
Исходя из относительной
давности перехода школ на 5-дневный режим обучения представляется
целесообразным «реанимировать» эту проблему по следующим обстоятельствам.
Прежде всего, потому, что Министерство образования никогда не издавало приказа
о переводе школ на 5-дневную учебную неделю. В школах страны это произошло
стихийно, но по примеру московских школ, переход которых на укороченную неделю
был инициирован руководством московского образования. Последнее организовало в
ряде московских школ экспериментальное обучение по двум вариантам режима
5-дневной недели, но подводя итог этого эксперимента, проигнорировало разное
влияние экспериментальных режимов на состояние здоровья учащихся. В результате
этого массовое распространение в школах страны получил наиболее простой по
организации, но менее благоприятный для здоровья детей режим
5-дневного обучения,
разработанный одним из научно-исследовательских институтов Министерства
образования РФ. Для понимания дальнейшего изложения затронутой проблемы
присвоим этому режиму № 1. Согласно этому режиму, почти полный объем 6-дневной
учебной нагрузки учащихся был поделен на 5 учебных дней. Это сразу увеличило
дневную учебную нагрузку школьников (до 5 уроков в день в начальных классах, до
6 — в средней ступени 120 школы и до 7 — в старшей). В последующем, когда
появились новые виды образовательных учреждений (гимназии, лицеи и др.), именно
этот вариант режима 5-дневной учебной недели стал причиной неуправляемой
интенсификации учебной деятельности обучающихся в школах с углубленным
содержанием образования.
Второй экспериментальный
режим 5-дневной учебной недели был разработан в свое время одним из
научно-исследовательских институтов Академии педагогических наук СССР
(обозначим этот режим под № 2). Авторы режима № 2 сократили 6-дневный учебный
план до объема обязательной учебной нагрузки и создали из высвободившихся часов
«резерв школы». Согласно пояснительной записке к этому режиму, время «резерва
школы» можно использовать не только для учебных целей, но и для проведения в
школе оздоровительных мероприятий.
Естественно, что режим №
1, не только не соотнесенный с психофизиологическими возможностями детей, но и
противоречащий здравому смыслу, вызвал у школьников наиболее существенное
ухудшение всех оцениваемых физиологических показателей. Например, от трети до
половины учащихся при этом режиме давали в конце занятий неблагоприятную
реакцию артериального давления преимущественно гипертензивной направленности.
Режим № 2 оказался не
столь неблагоприятным по влиянию на физиологические реакции учащихся, тем не
менее и он вызывал у школьников большее число функциональных нарушений по
сравнению с их распространенностью при 6-дневной учебной наделе. Среди общих
недостатков экспериментальных режимов было установлено двукратное снижение
произвольной двигательной активности учащихся во время школьных занятий и
существенное увеличение их острой заболеваемости в течение учебного года
относительно соответствующих показателей у их ровесников на фоне 6-дневной
недели.
Исходя из характера общих
недостатков экспериментальных режимов, меньшего отрицательного воздействия
режима № 2 на функциональные показатели школьников, а также из возможности
сочетать при режиме № 2 обучение с оздоровлением учащихся, гигиенисты ввели в
этот вариант 5-дневного режима обучения 40-минутную динамическую паузу, которая
проводилась в середине школьных занятий за счет часов «резерва» школы. Оценка
эффективности скорректированного режима № 2 выявила на его фоне оптимизацию
всех показателей функционального состояния учащихся, в том числе существенно
повысило уровень и устойчивость их работоспособности в течение дня и учебного
года, а также сопротивляемость к острым инфекциям и развитию выраженного
утомления на уроках. Возникают вопросы:
1. Знают ли руководители
общеобразовательных учреждений и школьные валеологи, что кроме ущербного для
здоровья учащихся варианта 5-дневной учебной недели существует его здоровьесберегающий
вариант?
2. Почему школы, так
горячо отстаивающие в «интересах» детей свое право на работу в режиме 5-дневной
недели, предпочитают применять менее благоприятный для здоровья учащихся
вариант такого режима?
3. Не стоит ли в истинных
интересах здоровья школьников взять на вооружение идею второго варианта режима
5-дневной недели о создании «резерва школы» из уроков 6-го учебного дня
(субботы), с тем чтобы уменьшить дневную нагрузку учащихся на протяжении
укороченной недели?
Особенность расходования
часов «резерва школы» состоит в том, что учитель может взять из него 1—2 ч.
Например, в том случае, если школьники не усвоили какой-нибудь раздел учебной
программы и требуется повторить и закрепить неусвоенный материал. Но ведь не
для каждого же учебного материала потребуются дополнительные занятия со
школьниками. Это значит, что не все уроки субботы придется распределять на 5
учебных дней и, следовательно, объем дневной нагрузки учащихся при 5-дневной
неделе с «резервом школы» будет приближен к таковому при 6-дневном обучении.
Однако создание «резерва школы» потребует предварительной работы по пересмотру
программ обучения и некоторого их сокращения. Современным школам дано такое
право в пределах, не затрагивающих стандарт обучения.
Государственный Комитет
санэпиднадзора России выпустил в 2002 г. Информационное письмо «Гигиенические
требования к обучению школьников в режиме 5-дневной учебной недели». В этом
документе высказана предпочтительность для здоровья школьников применения
режима 5-дневной учебной недели, в котором предусмотрено сокращение учебного
плана до обязательной учебной нагрузки и создание из освободившихся часов
«резерва школы».
Вторым обязательным
условием для работы школ по 5-дневному режиму гигиенисты считают проведение за
счет часов «резерва школы» ежедневной динамической паузы в середине школьных
занятий. Это условие считаем особенно важным для валеологических задач школы,
потому что гигиеническая оценка укороченной недели с «резервом школы» и с
динамической паузой выявила улучшение всех оцениваемых физиологических
показателей у школьников по сравнению с состоянием соответствующих показателей
у обучавшихся по режиму 6-дневной (!) учебной недели.
Школьные гигиенисты давно
критикуют сложившуюся в школах страны структуру учебного года. Согласно этой
структуре, учебный год разделен на неравные по продолжительности четверти и на
неадекватные этой продолжительности сроки каникулярного отдыха учащихся.
Если исходить из
6-дневной учебной недели (Министерство образования, как отмечалось выше, не
издавало приказа о переводе школ на 5-дневную учебную неделю), то:
в I учебной четверти
школьники работают 65 дней, после чего отдыхают 5 дней;
во II учебной четверти —
работают 50 дней, а отдыхают 12 дней;
в III учебной четверти —
работают 73 дня, а отдыхают всего 8 дней.
Такая неравномерность
распределения в течение года учебного и каникулярного времени противоречит
фундаментальному в физиологии принципу чередования труда и отдыха как
необходимого условия для предупреждения переутомления школьников и сохранения
стабильного уровня их работоспособности в течение года.
Согласно исследованиям
зарубежных гигиенистов, работоспособность школьников достигает максимума на
15-й день, после чего около двух недель она удерживается на высоком уровне, а
начиная с 5-й недели резко снижается.
Заключая эту работу,
хочется надеяться, что изложенные в ней материалы послужат основанием для
серьезного осмысления педагогической общественностью важности для здоровья
детей и подростков изменений всего учебно-воспитательного процесса в школах, с
тем чтобы урок по любому учебному предмету способствовал не только
интеллектуальному развитию обучающихся, но и сохранению их психического и
соматического здоровья, чтобы школьные занятия не растрачивали функциональные
резервы детского организма. А для этого потребуется не только следовать по пути
соблюдения санитарно-гигиенических требований к условиям обучения учащихся, но
и совершенствовать педагогические технологии и режимы школьного обучения.
Валеология очень юная
дисциплина в стенах наших общеобразовательных учреждений.
Хотелось, чтобы внимание
к состоянию здоровья школьников не оказалось временным в системе отечественного
образования, а валеологические задачи школы не остались только декларацией.
Хотелось бы надеяться на то, что валеологическое воспитание школьников будет
набирать темп и глубину, а не станет всего лишь очередной кампанией.
Хотя сомнения на этот
счет есть. И вот почему.
Как всякая школьная
дисциплина, валеология должна иметь свою материализованную методическую базу:
— учебные часы в школьном
расписании, хотя бы в рамках предмета ОБЖ, потому что медицинские знания нужны
школьнику не только в ситуации катастроф;
— здоровьесберегающие
педагогические технологии;
— условия для организации
разнообразной досуговой деятельности школьников;
— хорошо оборудованные
спортивные залы и пришкольные площадки
— и многое другое, что
может послужить целям воспитания у школьников здорового стиля жизни.
Нет для этого денег? Но и
валеологов пока тоже нет в большинстве школ.
Большие деньги нужны для
внедрения валеологии во все школы сразу. Но ведь это можно осуществлять
постепенно, например в одну-две школы города или округа за год. И делать это
нужно так, чтобы валеолог в школе не чувствовал себя пасынком в большой
педагогической семье.
1.
Аветисов Э. С.
Охрана зрения детей. М., 1975. 270 с.
2.
Гигиена детей и
подростков. Руководство для санитарных врачей/Под ред. Г. Н. Сердюковской, А.
Г.Сухарева. М, 1986.496 с.
3.
Доскин В. А.,
Куинджи Н. Н. Биологические ритмы растущего организма. М., 1989. 219с.
4.
Дубровский А. А.
Учителям Кубани о лечебной педагогике. Краснодар, 1989.103 с.
5.
Здоровье и
образование. Проблемы педагогической валеологии. СПб., 2005.76 с.
6.
Кореневская Е. И.
Гигиенические условия обучения//Воспитание здорового школьника. М., 1971. С.
57-69.
7.
Куинджи Н. Н.
Кого воспитывает и обучает школа: мальчиков, девочек или?//Биология в школе.
М., 2008. № 2. С. 17-21.
8.
Лисицын Ю. П.
Социальная гигиена и организация здравоохранения. М., 2002.512с.
10.
Наркотики :
проблема, которую необходимо решать. М., 2008, 50 с.
11.
Организация
медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на
основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада,
школы/Под ред. Г. Н.Сердюковской). М., 2005. 121 с.
12.
Поль Брэгг С.,
Нордемар Р. Позвоночник — ключ к здоровью. СПБ., 2006. 335 с.
13.
Руководство по
гигиене детей и подростков/Под ред. С. М. Громбаха). М., 1964.
14.
Санитарные правила
и нормы (СанПиН 2.2.2.542.-96) «Гигиенические требования к видеодисплейным
терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организация
работы». М., 2006.
15.
Санитарные
правила (СП 2.4.2.782-99) «Гигиенические требования к условиям обучения
школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений». М.,
2007.