Постановка рук скрипача
Учреждение
образования «Белорусская Государственная Академия музыки»
Кафедра
музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства
Реферат
по
специальной педагогической подготовке
Формирование
игрового аппарата.
Постановка
рук скрипача.
студентки
I V
курса оркестрового факультета
Амосовой
Елены
Научный
руководитель И.Г. Веденин
Минск
По
статье Иосифа Гутмана «Постановка рук скрипача в трех типовых двигательных
положениях».
В
статье «Постановка рук скрипача в трех типовых двигательных положениях»
рассматривается важнейшая задача естественной и целесообразной постановки рук
скрипача и их движения в исполнительском процессе – проблема, которая возникает
в самом начале обучения игре на скрипке, а также излагаются принципы и
методические подходы к организации свободного и рационального технического
аппарата.
Автор
статьи отстаивает справедливое убеждение в отсутствии некоей универсальной,
пригодной абсолютно для всех учеников, наиболее оптимальной и единственно
правильной постановки рук скрипача и объясняет невозможность ее существования
многообразием индивидуальных природных особенностей человека.
И.
Гутман, опираясь на разработанный в процессе личной педагогической практики
опыт и многолетние наблюдения над различными формами скрипичной постановки,
выделяет три основных формы скрипичной постановки, которые можно считать
типовыми.
Прежде,
чем перейти к разговору собственно о формах скрипичной постановки, следует
сказать о методических установках, лежащих в основе работы педагога с учениками
на ранней стадии обучения игры на скрипке.
Так
как во время игры руки скрипача производят сложные и различные для каждой руки
движения, затрудняющие их координацию, руки должны быть свободны от мышечного
напряжения, чтобы достичь минимальными усилиями высокого художественного
результата. Руки должны быть свободны, а движения – экономны.
Далее
автор говорит о том, что важным недостатком старой скрипичной педагогики
являлось усиленное внимание к внешнему выражению игрового процесса -
виртуозности пальцев и смычковой технике, в ущерб вопросу управления игровыми
движениями. Не уделялось должное внимание работе предплечья правой руки.
Большое значение отводилось кисти, изолированной от движений руки в целом,
находящейся в низком положении, будучи прижатой к корпусу. При таком
положении правой руки отсутствовало естественное вращательное движение
предплечья, рука двигалась почти вертикально и кисть «провисала». Результатом
являлось слабое звучание в верхней части смычка. Чтобы придать разнообразие
звучанию, искусственно ослаблялся звук у колодки при помощи использования
небольшого количества волоса, а в верхней части смычка использовалась вся его
ширина. Существовало множество этюдов, специально написанных с целью освоения
вышеуказанного искусственного навыка. Т.е. работа двигательного аппарата
скрипача сводилась к выработке механических, неосознанных и неконтролируемых мозгом
движений, что препятствовало технологической свободе и обедняло звуковую
палитру исполнителя.
Современная
же школа игры строится на индивидуальном подходе к каждому отдельно взятому строению
рук на научных началах: учитываются данные анатомии, психологии и
психофизиологии. Таким образом, современная методика обучения скрипача
основывается не на механических упражнениях для выработки скрипичной техники, а
на сознательной организации игровых движений, регулируемых мозгом.
Важнейшим
аспектом работы педагога в начальный период обучения является воспитание в
ученике сосредоточенности и способности к самонаблюдению в занятиях, так как
неправильные приемы игры, закрепленные в процессе выработки игровых навыков,
могут помешать дальнейшему гармоничному развитию скрипача как в техническом,
так и в художественном планах.
В
начальном периоде обучения закладывается фундамент развития скрипача, поэтому
на первых стадиях обучения очень важно освоение основных элементов техники
правой и левой рук.
Особенно
сложно поддаются исправлению внутренние напряжения, выражающиеся, в частности,
в нарушении нормального дыхания при игре, зажатии голосовых связок (а,
соответственно, и всех мышц шеи и плечевого пояса). И еще сложнее перестроить
прочно укоренившиеся недостатки игрового аппарата.
Поэтому
правильная постановка рук и движений у начинающего скрипача должна
вырабатываться своевременно, во избежание приобретения непрофессиональных
привычек и «зажатостей».
Типовые
двигательные положения корпуса и рук скрипача
Положение
рук скрипача при игре не является естественным. Поэтому необходимо найти такое
положение рук и всего корпуса, при котором руки могли бы максимально свободно
двигаться и выполнять необходимые движения без излишних затрат энергии.
Только
при соответствии всех элементов скрипичной постановки друг другу и
анатомическим и физиологическим особенностям играющего можно достичь свободы
игрового процесса.
И.Гутман
выделяет три основные формы скрипичной постановки и рассматривает их как три
типовые двигательные положения рук скрипача – суженное, среднее и расширенное.
Двигательные
положения рук, образующиеся при некотором увеличении угла между направленностью
скрипки и корпуса, когда руки еще не принимают форм, присущих одному из
указанных типовых положений, называются зонами.
Зная
типовые двигательные положения и их зоны, можно найти рациональное положение
рук и корпуса индивидуально для каждого скрипача.
Характеристика
типовых двигательных положений и их различия
1.
Суженное
типовое положение.
Скрипка
находится под прямым углом к корпусу, прямо перед играющим. Руки приближены к
корпусу. Корпус и плечевой пояс слегка развернуты вправо. Левое плечо подано
вперед, правое – назад. В результате такого «компактного» положения рук кисти и
пальцы становятся более округлыми.
Суженное
двигательное положение больше всего подходит учащимся небольшого роста и тем,
чьи руки короче.
2.
Среднее
типовое положение.
Плечевой
пояс распрямлен за счет увеличения угла между корпусом и скрипкой. Руки
принимают более высокое положение; кисти становятся более обтекаемыми, пальцы –
менее закругленными. Плоскость движения смычка горизонтальнее.
Данное
положение подходит скрипачам среднего роста с нормальной длиной рук.
3.
Расширенное
типовое положение.
Руки
еще более отдалены от корпуса, чем при среднем типовом положении, левое плечо
отведено назад, а правое – вперед. Кисти рук менее обтекаемы. Движение смычка
становится почти горизонтальным.
Расширенное
типовое двигательное положение подходит для учащихся высокого роста с длинными
руками.
Первичные
игровые навыки во всех типовых положениях формируются при игре в середине
смычка и в первой позиции.
Навязывание
ученику не свойственного для его анатомии типового положения, а также смешение
разных положений может привести к формированию не подходящей для данного
ученика постановки, неправильных навыков и, как следствие, ведет к закрепощению
и перенапряжению игрового аппарата.
Постановка
левой руки скрипача
Исходный
прием организации двигательного положения пальцев на грифе – состояние руки,
подобное собиранию пальцев в кулак. В этом положении пальцы свободны, легко
скользят по струне, например, при исполнении хроматизмов, энергия пальцев
равномерно распределяется при падении их на струну. В результате отпадает
потребность в специальных упражнениях для разыгрывания – к примеру, упражнения
Генкеля или Шевчика.
В
таком положении на грифе пальцы принимают правильный разворот в сторону лица
исполнителя. Пальцы при такой направленности не перекрещиваются, что создает
(совместно со слуховым контролем) основу для чистой интонации.
Важную
роль в постановке левой руки скрипача играет большой палец. Именно с этим пальцем
связано множество проблем у начинающих скрипачей, которые можно рассмотреть
отдельно.
сильное
давление на шейку скрипки – сковывает остальные четыре пальца, не давая им
свободно двигаться.
слишком
глубокий охват шейки скрипки – деформирует положение кисти. Кисть «провисает»,
третий и четвертый пальцы находятся далеко от струн.
чрезмерное
отведение пальца к порожку также создает проблемы для третьего и четвертого
пальцев. Пальцы вынуждены дотягиваться до нужных нот.
От
всех этих недостатков страдает интонация, артикуляция, беглость пальцев и, в
конечном итоге, общее техническое мастерство исполнителя.
Какого-либо
определенного, единственно правильного положения на грифе как большого, так и
остальных пальцев не существует, так как все зависит от длины, строения пальцев
и рук играющего. При разных двигательных положениях будут различны и точки
соприкосновения пальцев с шейкой скрипки.
Большой
палец должен легко прилегать к шейке скрипки, сохраняя ощущение свободы, как
при опущенной руке.
При
этом для каждого типового двигательного положения существуют варианты наиболее
рациональной и удобной постановки.
Для
первого, суженного типового двигательного положения (для исполнителей с
недлинными пальцами), характерен глубокий охват шейки скрипки. Благодаря этому кисть
приобретает округлую форму, а пальцы, играющие на грифе, также более округлы и
собранны.
Среднему
типовому двигательному положению соответствует менее глубокий охват шейки
скрипки. Большой палец прилегает к шейке нижней частью ногтевой фаланги. Кисть
и пальцы более пологи.
Расширенное
типовое двигательное положение (для скрипачей, обладающих длинными пальцами) предполагает
неглубокий охват шейки скрипки. Большой палец прилегает к ней серединой
ногтевой фаланги, указательный – верхней частью основной фаланги.
Точки
соприкосновения пальцев с шейкой скрипки и грифом не остаются неизменными, так
как рулевое движение во время игры меняет их.
Для
каждого типового положения характерна и различная степень охвата струн
подушечками пальцев. Более округлое положение пальцев подразумевает соприкосновение
со струной меньшей площадью подушечки, и наоборот.
Главное
в постановке левой руки – легкость прилегания пальцев к шейке скрипки, так как
место соприкосновения с ней большого и указательного пальцев является одной из
важнейших точек опоры (наряду с ключицей и нижней челюстью).
Общая
постановка левой руки должна быть максимально удобной для каждого конкретного
учащегося и предусматривать перспективы развития в процессе овладения всем
арсеналом музыкально-технических средств, используемых в современном скрипичном
исполнительстве.
Влияние
основных типовых двигательных положений на игровой аппарат скрипача от поворота
корпуса до постановки пальцев подтверждает необходимость индивидуального
подхода к анатомическому строению каждого отдельного учащегося и отказа от
стандартной, единой для всех постановки левой руки.
Литература
2.
«Как учить играть на скрипке в музыкальной школе». (Составитель М.М. Берлянчик).
Москва, Издательство «Классика XXI»,
2006.