Сущность методов реализации реинжиниринга бизнес-процессов
Введение
Реинжиниринг бизнес процессов (РБП) стал популярным в США в
начале 90-х годов и сейчас широко используется в различных странах мира, в том
числе в Европе и Японии. В настоящее время некоторые казахстанские компании
также приступили к реализации у себя методологии РБП.
Актуальность
темы
курсовой работы обусловлена необходимостью внедрения в практику антикризисного
управления методов, способствующих более скорому преодолению кризисных ситуаций
в организациях в кризисной стадии жизненного цикла.
Теоретическая
разработанность проблемы. Стоит отметить некоторые работы, которые посвящены изучению
первой проблемы – теории реинжиниринга бизнес-процессов. Фундаментальные основы
этой теории были заложены работами М. Хаммера, Дж. Чампи, Д. Росса,
Т. Давенпорта, М. Робсона, Ф. Уллаха(8) и А.-В. Шера и др.
Основы теории жизненного цикла организации были заложены в работах зарубежных
ученых, в частности, И. Адизеса, Л, Грейнера, И. Ансоффа, Гутенберга,
Д. Амеп, К.К. Праалад и др.
В
отечественной теории циклического развития организации и РБП можно отметить, в
частности, работы Б.З. Мильнера, Э.М. Короткова, Я.А. Фомина, Е.Г. Ойхмана,
Э.В. Попова, Н.М. Абдикеев, Т.П. Данько и др.
Цель данной
курсовой работы – рассмотреть проблему реинжиниринга бизнес-процессов.
Для
достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:
– раскрыть
понятие бизнес-процессов;
– определить
границы бизнес-процессов;
1. Бизнес-процессы
бизнес
реинжиниринг процесс граница
Теория
бизнес-процессов впервые появилась меньше двадцати лет назад и сначала была
встречена в основном с полным равнодушием. Даже те немногие, кто
заинтересовался идеей, выражали скептицизм в отношении ее реальных достоинств,
и только в связи с массовым внедрением Всеобщего качества в организациях идея
управления бизнес-процессами начала набирать обороты.
Бизнес-процесс
– это поток работы, переходящий от одного человека к другому, а для больших
процессов, вероятно, от одного отдела к другому. Процессы можно описать на
разных уровнях, но они всегда имеют начало, определенное количество шагов
посередине и четко очерченный конец.
Исследованиям
построения и организации бизнес-процессов (БП) посвящены работы ряда советских
учёных, таких как А.Ф. Алексеенко, А.Г. Рындин, Г.А. Шамаев, С.Е. Каменицер,
Ф.М. Русинова, А.Д. Шах, С. 3. Погостин, В.И. Кушлин и др.
Так А.Ф. Алексеенко
(4) отмечал, что «процесс труда может быть расчленён в
организационно-техническом отношении на ряд составляющих его элементов». Такому
расчленению, прежде всего, по его мнению, мы обязаны дифференциации трудового
процесса по ряду качественных характеристик и признаков. По порядку возрастания
степени дифференциации общего процесса труда можно выделить следующие:
1.
Производственный (трудовой) процесс изготовления конкретного изделия;
2.
Технологический, транспортный, контрольный и испытательный процессы;
3.
Производственная трудовая операция;
4. Отдельные
элементы операции.
Под
производственной (трудовой) операцией, по определению А.Ф. Алексеенко,
«понимается часть трудового процесса, выполняемая одним или группой рабочих на
одном и том же рабочем месте при неизменном предмете труда». Можно сделать
вывод, что бизнес-процесс – это совокупность различных операций, реализуемых
различными работниками, но уже на различных местах, с использованием различных
предметов труда.
Тем не менее,
по утверждению А.Ф. Алексеенко, дальнейшее изучение организации
производства «…требует внесения большей определённости в понятие «хозяйственное
явление»… и соотнесения его с не менее часто используемыми понятиями
«хозяйственная операция» и «хозяйственный процесс» (с. 13, 14, 53, 41).
Другие
экономисты, например А.М. Омаров, стали именовать такие процессы
основными, а процессы, обслуживающие последние – вспомогательными.
Не принижая
точку зрения вышеуказанных авторов, мне кажется, что в данном случае они не
учитывают того, что производственный процесс, связан не только с производством
продукции, но и с предварительной подготовкой производства (пусковые процессы,
снабжение и хранение сырья, заключение контрактов на его поставку и т.п.),
последующим «обслуживанием» произведённой продукции (проведение рекламных
процессов, гарантийное и послегарантийное обслуживание, процессы реализации
продукции и т.д.). Такая точка зрения предусматривает рассмотрение в рамках
производственного процесса не только чисто технологических (основных)
процессов, но и пред- и послепроизводственных (вспомогательных) процессов.
Не подходя к
определению процессов, А.Г. Рындин и Г.А. Шамаев весьма чётко описали
прообраз рассматриваемого в курсовой работе бизнес-процесса – а именно деловую
операцию (совокупность сделок, направленных на получение прибыли). Они указали,
что для каждой рассматриваемой операции должны определяться роли участников
(субъектов), структура взаимных обязательств, вид средств платежа и схема
реализации процесса (порядок соединения основных функций (действий) субъектов в
процессе). Поскольку одна и та же операция может происходить на предприятии
несколько раз, но участники её меняются, то для каждого отдельного и
независимого хода деловой операции было дано название – экземпляр деловой
операции. Такую точку зрения мы можем найти у Е.Г. Ойхмана и Э.В. Попова,
которые вводят ещё и определение «класса» БП (3). Класс – это общее описание
схемы (алгоритма) процесса или деловой операции, а экземпляр – это действия
(или конкретные реализации), которые согласно описанию схемы (алгоритму)
проходят через неё по всем возможным ветвям её в зависимости от роли
участников.
В результате
тщательного и всестороннего анализа часто можно обнаружить обширные области
совершенствования бизнес-процессов посредством их упрощения. Так, скорость и
качество протекания определенного бизнес-процесса можно увеличить, если
параллельно выполнять те виды деятельности, которые ранее выполнялись
последовательно, либо обобщить и систематизировать наиболее важную информацию
(собираемую в критических точках протекания бизнес-процесса).
Д. Миллер
считает, что упрощение может касаться всего бизнес-процесса или его отдельных
фрагментов. Другие подходы к совершенствованию бизнес-процесса, выходящие за
рамки только лишь упрощений, требуют более глубокого и радикального
вмешательства в структуру выполнения всех работ и организации бизнес-процесса.
Итак,
бизнес-процесс – это действия по достижению цели компании. При этом
оптимизируется результативность бизнес-процесса путем его организации на основе
упорядочения горизонтальных связей в структуре управления компанией.
Для описания
процессов в мире разработано большое количество различных подходов и методов. В
начале 70-х годов Д. Росс в США предложил метод структурного
проектирования и анализа систем SADT (Structured Analysis and Design
Techniques).
Границы
процессов
Процессы
– это потоки работы, которые имеют свои границы, другими словами, начало и
конец. Для любого отдельно взятого процесса эти границы установлены начальными,
или первичными, входами, с которого он начинается. Эти входы открываются
первичными поставщиками процесса. Процесс заканчивается выходом, который выдает
результат первичным клиентам процесса.
После
начала процесса у него может появиться значительное количество вторичных входов.
Например, управленческая информация, которую предоставляет отдел информационных
систем (IS), может понадобиться на различных стадиях.
Точно
так же как существуют и вторичные входы, существуют вторичные выходы. Они
получаются как побочные продукты процесса и не являются его главной целью.
Примером здесь может служить отчет о количестве сверхурочного времени,
проработанного персоналом как часть производственного процесса. Различные типы
входов и выходов представлены на рисунке 1.1.
Рисунок
1.1. Входы и выходы процессов
Единственной
целью процесса является удовлетворение требований клиентов, которых можно
разбить на пять разных типов:
– первый
– это первичные клиенты, те которые получают первичный выход;
– второй
тип составляют вторичные клиенты, которые находятся вне процесса и получают
вторичные выходы,
– третий
тип – косвенные клиенты, которые не получают первичный выход, но являются
следующими в цепочке, поэтому поздний по времени или некондиционный выход
отразится на них.
Четвертый
тип клиентов – внешние клиенты, вне компании, которые получают выход процесса,
сюда входят дистрибьюторы, агенты, розничные продавцы, другие организации и
т.д.
Наконец,
существуют внешние косвенные клиенты, потребители (пятый тип), иными словами, я
и вы. Эти категории необязательно присутствуют все по отдельности, могут быть
случаи, когда они пересекаются, например, в ресторане, где первичный клиент
является и внешним клиентом, а также потребителем.
2. Предпосылки реинжиниринга
как способа совершенствования организации бизнеса
В настоящее
время производство переживает непростой этап своего развития. На фоне
глубочайшего и длительного экономического кризиса накапливается опыт работы
коммерческих структур в условиях рынка, идут процессы приватизации и
реорганизации как самих предприятий, так и их деятельности в соответствии с
новыми принципами организации и управления деятельностью предприятий.
Формирование этого опыта происходит на основе изучения и внедрения передовых
западных технологий бизнеса, модели которых апробированы в крупнейших
иностранных компаниях. Как отмечают Томас Р. и Хиценко В. (6, с. 9,
6; 7,), в мире, где постоянны только перемены, существует необходимость в инструментах
и методах, которые смогут помочь организациям стать более эффективными.
Менеджерам
для достижения максимальной эффективности необходимо преодолеть не только этап
«управленческого застоя», но и кардинально изменить философию, стиль и
менталитет управления, добиться постоянной динамики улучшения базовых
показателей деятельности предприятия.
Одним из
таких методов вывода предприятия из кризисного положения является реинжиниринг
бизнеса (бизнес-процессов) (далее по тексту РБ или РБП). РБ не придуман, а
выявлен учёными в 90-х годах нашего столетия и взят на вооружение крупнейшими
компаниями мира, хотя зарождение его произошло значительно раньше.
Реинжиниринг
бизнес-процессов берет свое начало, как это общепризнанно, в двух статьях,
написанных в 1990 году Хаммером («Реинжиниринг: не автоматизируйте –
уничтожайте») и Давенпортом и Шортом. Тем не менее, хотя самому термину РБП
всего только несколько лет, многие из теорий, на которых он базируется, намного
старше.
Реинжиниринг
предполагает фундаментальное изменение сущности и характера выполняемых работ.
Поддержка такого фундаментального изменения требует, по мнению П. МакХью, Дж. Мерли
и У. Уиллера, применения комплексного (системного) подхода к человеческим
ресурсам, обучению и развитию персонала, изменению структуры управления и
ключевых бизнес-процессов, что в случае удачной реализации может привести к
возникновению синергетического эффекта (превышение положительного результата
совместного действия составляющих некоторого процесса или явления над суммой результатов
изолированного действия каждой из них).
Более двухсот
лет назад в своей работе «Благосостояние нации», 1776 г., Адам Смит
сформулировал основные принципы ведения эффективного производства. По его
мнению, для повышения эффективности производства и производительности труда
требовалось наличие следующих условий-требований:
1. Низкая
квалификация работников.
2. Узкий
специализированный круг задач, выполняемых работниками.
3. Простое и
несложное оборудование.
Согласно
теории трудовой стоимости К. Маркса, трудовой процесс на предприятии
представляет собой единство трёх простых составляющих процесса труда: средств
труда, предметов труда и самого труда. Результатом же
производственно-хозяйственной деятельности предприятия является продукт
трудового процесса.
В наше время
можно сформулировать правило трёх требований (правило 3-х Т): требования
потребителей к товарам служат основой для выдвижения требований к процессу
производства, последние, в свою очередь, порождают новые требования к
квалификации работников.
Таким
образом, выдвижение новых требований клиентов, их индивидуализация и усиление
конкуренции, изменение экономической системы и её усложнение сыграло
существенную роль в перестройке и перепроектировании способов ведения бизнеса,
поиске новых форм его осуществления. Несомненно, что появлению новой концепции
менеджмента – реинжиниринга бизнеса, мы обязаны появлению таких концепций
менеджмента, ориентированных на процесс, как Just-in-timeManufacturing («производство точно
вовремя») и TotalQualityManagement (глобальное управление качеством). Именно
применение РБ в совокупности с этими методами помогают рассматривать
деятельность компании как единый неразрывный и динамический процесс, при
улучшении отдельных элементов которого, можно добиться кардинального изменения
в таких аспектах деятельности компании, как сервис, качество, темпы.
Как указывали
Е. Ойхман и Э. Попов (3), реинжиниринг так же революционен, как и
концепция Just-in-timeManufacturing или «производство точно вовремя». Появление этой концепции
менеджмента приходится на начало 70-х годов в японской фирме «Ниссан».
Благодаря применению данного подхода в организации производства, согласно
докладу П. Хармон (5), японские производители стали тратить в среднем на
1600 $ меньше на производство малолитражного автомобиля.
Главная цель
этого метода «точно вовремя» – добиться синхронизации производства и
реализации продукции, приспособить систему производства к ежедневным колебаниям
спроса путём непрерывного регулирования номенклатуры и объёма производимой продукции.
Средством реализации метода «точно вовремя» стала система «канбан». По
утверждению В. Лунёва, она обеспечивает гибкий механизм производственного
потока, без страховых запасов
В большинстве
работ по проблеме реинжиниринга бизнес – процессов (БПР) первичному анализу подвергаются
три основных элемента. По формулировке Хаммера и Чампи эти элементы были классифицированы
как три «К» (в английском варианте – three «C»:Clients, Competition, Change) – Клиенты, Конкуренты,
Коренные изменения.
Углубляясь в изучение
признанного классического труда по БПР американских ученых М. Хаммера и Дж. Чампи
«Реинжиниринг корпораций: манифест революции в бизнесе» (1), видно, что главным
стержневым элементом, которыйвыводит на переосмысление значения
бизнес-процессов в организации является клиент. Именно для клиента строят
бизнес, именно ради него компании создают сложные маркетинговые стратегии,
именно клиент дает возможность развиваться
компаниям. Поэтому
именно в случае получения позитивного и ясно оцениваемого результата для клиента
будет иметь значение работы по реинжинирингу бизнес-процессов.
Реинжиниринг
бизнес-процессов по сути своей носит в себе зачатки революционности. Используя его,
организация вынуждена (если, конечно, ставит перед собой основной целью
достижения конкурентоспособности на рынке и завоевания расположения клиентов) забыть
свою гордость за совершенные
ранее
«изобретения» способов производства работ и услуг для клиентов. Специалистам,
работающим в условиях проводимого БПР, необходимо помнить, что пословица
«старый друг лучше новых двух» абсолютно несовместима с реинжинирингом.
Проводя
реинжиниринг нужно стать абсолютным максималистом. Этому нас учат выдающиеся основоположники
методологии реинжиниринга М. Хаммер и Дж. Чампи (1) в своих работах.
Они определяют реинжиниринг как «фундаментальное переосмысление и радикальное
перепроектирование бизнес-процессов компаний для достижения коренных улучшений
в основных актуальных показателях их деятельности: стоимость, качество, услуги
и темпы».
3. Методы реализации
реинжиниринга бизнес-процессов
Определение
реинжиниринга бизнес-процессов содержит четыре ключевых слова:
«фундаментальный», «радикальный», «резкий (скачкообразный)» и «процесс».
Фундаментальный
На
начальной стадии реинжиниринга необходимо ответить на такие основные вопросы:
·
почему
компания делает то, что она делает?
·
почему
компания делает это таким способом?
·
какой
хочет стать компания?
Отвечая
на эти вопросы, специалисты должны переосмыслить текущие правила и положения
(зачастую не сформулированные в письменной форме) ведения бизнеса и часто
оказывающиеся устаревшими, ошибочными или неуместными.
Радикальный
Радикальное
перепроектирование – это изменение всей существующей системы, а не только
поверхностные преобразования, то есть в ходе радикального перепроектирования
предлагаются совершенно новые способы выполнения работы.
Резкий
(скачкообразный)
Реинжиниринг
не применяется в тех случаях, когда необходимо улучшение либо увеличение
показателей деятельности компании на 10–100%, а используются более традиционные
методы (от произнесения зажигательных речей перед сотрудниками до проведения
программ повышения качества), применение которых не сопряжено со значительным
риском. Реинжиниринг целесообразен только в тех случаях, когда требуется
достичь резкого (скачкообразного) улучшения показателей деятельности компании
(500–1000% и более) путем замены старых методов управлении новыми.
В
основной части курсовой работы коротко рассмотрим один из старейших методов
реинжиниринга бизнес-процессов, основанный на стандарте IDEF. Стандарт IDEF относится к традиционным
способам разработки моделей бизнес-систем.
Данная технология
моделирования информационных систем исходит из следующей парадигмы. При описании
информационной системы предполагается, что она содержит два типа сущностей: некоторый
аналог программы (операционные сущности, которые выполняют некоторую обработку)
и данные (пассивные сущности, которые хранят информацию, доступную для поиска, чтения
и замены).
При моделировании
сложные информационные системы разбиваются на составные части, каждая из которых
рассматривается отдельно от других (декомпозиция).
Классический
подход к разработке сложных систем представляет собой структурное проектирование,
при котором осуществляется алгоритмическая декомпозиция системы по методу
«сверху – вниз».
Существуют три
стандарта моделирования бизнес-процесса:
1. IDEF0 – стандарт
функционального моделирования.
2. IDEF3 – обзорный метод
описания процесса.
3. DFD (DataFlawDiagramming) – диаграммы потоков
данных.
Также можно
отметить методы реинжиниринга, используемые на разных известных фирмах,
например, на GeminiConsulting – методология Construct; на AndersenConsulting – методология
Eagle. П. Хармон, рассматривая методологии этих фирм в своем обзоре,
отмечает их ориентацию на профессионалов в области ИТ и направленность на
разработку поддерживающих информационных систем.
К методам
реинжиниринга бизнес-процессов относятся также: объектно-ориентированные
методы, CASE-технологии, инженерия знаний, имитационное моделирование процессов
и методы быстрой разработки приложений RAD (RapidApplicationDevelopment).
Объектно-ориентированное
моделирование признано сегодня базовой методологией BPR. Традиционно, создавая
информационные системы компаний, разработчики отталкивались от данных. В
результате, используемые ими подходы к моделированию систем были ориентированы
на описание данных о сущностях реального мира и их взаимосвязей, но не на
поведение этих сущностей. Поскольку реинжиниринг ориентирован на процессы, а не
на данные, традиционные подходы оказались неадекватны. Объектно-ориентированный
подход является единственным пока подходом, позволяющим описывать как данные о
сущностях, так и их поведение. Кроме того, он обеспечивает создание прозрачных,
легко модифицируемых моделей бизнеса и информационных систем, допускающих
повторное использование отдельных компонентов.
4. Результаты реинжиниринга
Анализ работ
по реинженирингу (как практических, так и теоретических) позволяет сделать заключение,
что результат далеко не всегда будет оказывать положительное воздействие на организацию.
Может оказаться, что поставленная ранее цель, сократить издержки, не
выполняется в том объеме, в котором это было задумано.
В каких же
областях деятельности организации реинжениринг производит значительные
изменения?
В работе Вольфа
Шумахера «Устранение препятствий для успеха реинжениринга» (2) приводится таблица
изменений, полученных в результате проведения реинжениринга. В середине 90-х годов
проводилось рядом ученых исследование 30 крупнейших предприятий Мексики, на которых
ранее были осуществлены мероприятия по реинженирингу бизнес-процессов. В результате
проведенного исследования были получены следующие статистические данные,
которые приводятся ниже в таблице.
Таблица 1
№
|
Область изменения в
результате реинжениринга бизнес-процесса
|
Уровень улучшения (%)
|
1
|
Снижение затрат
|
69
|
2
|
Оптимизация времени
|
62
|
3
|
Повышение эффективности
обслуживания
|
59
|
4
|
Рост производительности
|
59
|
5
|
Более точная информация
для принятия
решений
|
52
|
6
|
Повышение качества
|
45
|
7
|
Улучшение финансового
контроля
|
41
|
8
|
Рост доходности
|
38
|
9
|
Сокращение уровней
иерархии
|
38
|
10
|
Модернизация технологии
|
34
|
11
|
Стимулирование
персонала
|
34
|
12
|
Рост объемов продаж
|
28
|
13
|
Выживание на рынке
|
28
|
14
|
Снижение убытков
|
21
|
15
|
Влияние на окружающую
среду
|
17
|
16
|
Проникновение на рынок
|
14
|
Эта таблица
свидетельствует о важности реинжиниринга бизнес-процесссов для современных
организаций.
Гуру
реинжиниринга бизнес-процесса Майкл Хаммер и Джеймс Чампи отмечали в своей
работе «Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе» (1):
«Принципиальная
ошибка большинства компаний заключается в том, что они рассматривают технологию
сквозь призму существующих процессов. Вместо вопроса: «как мы можем использовать
новые технологические возможности дляповышения эффективности либо
рационализации, либо усовершенствования того, что мы уже делаем?» они должны задаться
вопросом: «как мы можемиспользовать технологию, чтобы делать то, что мы еще не делаем?».
И далее поясняют: «Реинжиниринг по сравнению с автоматизацией, скорее, похож на
инновационный процесс, на использование новейших возможностей технологий
для достижения
совершенно новых целей».
Перепректирование
и реинжиниринг бизнес-процессов может позволить организации создать возможности
для более тесного взаимодействия между поставщиками и заказчиками.
Так,
например, в результате успешно проведенного в течение немногим более одного
года реинжиниринга своего бизнес-процесса типа «выполнение заказов» компания
BellAtlanticCorporation достигла сокращения времени реализации этого
бизнес-процесса (выполнение заказов на подключение корпоративных клиентов к
каналам связи, обеспечивающим высокоскоростную передачу данных и
видеокоммуникации) с 30 дней до 3 и смогла, таким образом, не только сохранить
существующую клиентуру, но и привлечь многих новых заказчиков, то есть
значительно расширить масштабы своего бизнеса.
Следует
также отметить, что процедура реинжиниринга имеет высокий уровень риска не
возврата инвестиций. Как правило, результат неудачного реинжиниринга –
финансовый крах, т. к. в процедуру реинжиниринга втягивается вся бизнес
архитектура компании.
Заключение
Как
научно-практическое направление BPR впервые появился в США и за пять лет
превратился в одну из ведущих и активно развивающихся отраслей информатики.
Сегодня начинается продвижение консалтинговых услуг и инструментариев по BPR и
на российский рынок. Применение мирового опыта построения эффективных компаний
представляет огромную ценность для организации, проводящих глобальную
экономическую реформу и активно внедряющихся в мировую экономическую систему.
Первая отечественная практика применения BPR показала, что реинжиниринг не
только необходим, но и возможен, однако для его успешного проведения важно
использование обоснованных методологий и современных инструментальных средств,
адекватных решаемых задач.
Список
литературы
1. Хаммер М., Чампи Дж.
Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе. – СПб.: Издательство С.-Петербургского
университета, 1997
2. Шумахер В. Устранение препятствий
для успеха реинжиниринга, 1998
3. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг
бизнеса: Реинжиниринг организаций и информационные технологии. – М.: Финансы и
статистика, 1997
4.
Алексеенко А.Ф. Эволюция систем управления предприятием //
Журнал «Проблемы теории и практики управления». 1999. №2.
5. Хармон П.
реинжиниринг бизнес-процессов. 2 часть. «OOS» 1995 г., с. 1–13.
6. ТомасР.
КонцептуальныйреинжинирингнаNissan (ConceptualRe – engineeringatNissan), 1997 год
7. Хиценко В.
Самоорганизация и менеджмент. // Журнал «Проблемы теории и практики
управления». 1996. №3. to
8. Робсон М., Улпах
Ф. Практическое руководство по реинжиниргу бизнес-процессов / Перевод под ред. Н.Д. Эриашвили.