Наименование фактора
|
Рейтинг важности фактора
|
Монди СЛПК
|
Светогорский ЦБК
|
Выборгский ЦБК
|
Удобство расположения
|
0,9
|
4
|
5
|
5
|
Цена
|
1
|
4
|
5
|
5
|
Качество продукции
|
1
|
5
|
5
|
4
|
Быстрота обслуживания
|
0,8
|
5
|
4
|
4
|
Послепродажное обслуживание
|
0,8
|
5
|
5
|
4
|
Итоговое значение конкурентоспособности
|
|
21,6
|
19,9
|
19,3
|
Доля комбината на данном
рынке очень высока, и среди конкурентов он занимает первое место. Качество на
самом высшем уровне. Как мы видим, качество продукции имеет самый высокий
рейтинг важности наряду с ценой.
Рынком сбыта продукции ОАО
"Монди СЛПК" являются:
по офсетной бумаге –
крупнейшие российские издательства и фирмы-оптовики бумажной продукции;
по офисной бумаге –
фирмы-оптовики бумажной продукции, фирмы-продавцы офисных товаров, фирмы
производители офисной техники;
по газетной бумаге –
фирмы-оптовики;
по картону –
фирмы-производители упаковки из картона.
К негативным факторам, которые
могут повлиять на реализацию продукции можно отнести:
Увеличение экспортных пошлин
на бумажную продукцию.
Уменьшение импортных пошлин
на бумажную продукцию.
Повышение тарифов на
грузоперевозки.
Повышение тарифов на
энергоносители.
Уменьшение потребления данных
видов продукции (переход на продукты заменители).
Снижение мировых цен на
целлюлозу и как следствие на продукцию из нее.
Уменьшение потребления
бумажной продукции.
Увеличение производства
конкурентов.
Увеличение внутреннего
производства.
Эти факторы напрямую влияют
на конкурентоспособность продукции.
1.3 Основные виды
деятельности компании
В соответствии с Уставом ОАО
«Монди СЛПК» основной целью его деятельности является извлечение прибыли.
Общество вправе осуществлять
любые виды деятельности, не запрещенные федеральными законами, в том числе:
производство и реализация
целлюлозно-бумажной продукции, а также сопутствующих товаров (целлюлозы,
бумаги, картона и других видов товаров), выполнение работ, оказание услуг;
лесозаготовительная деятельность
(заготовка, вывозка, раскряжевка и сбыт древесины) и лесовосстановительная
деятельность;
производство строительных,
монтажных, пуско-наладочных и отделочных, проектно-конструкторских работ;
осуществление торговой,
торгово-посреднической, закупочной и сбытовой деятельности;
экспортно-импортные операции
и иная внешнеэкономическая деятельность;
производство и реализация
электрической и тепловой энергии;
перевозочная,
транспортно-экспедиторская и другая деятельность, связанная с осуществлением
транспортного процесса;
осуществление медицинской,
лечебно-профилактической деятельности;
издательство полиграфической
продукции;
оказание услуг по
социальному, культурно-бытовому обслуживанию населения, а также
физкультурно-оздоровительная деятельность;
образовательная деятельность
(подготовка и переподготовка кадров, дополнительное образование);
иные виды деятельности, не
запрещенные действующим законодательством.
Виды деятельности, подлежащие
лицензированию, осуществляются Обществом на основании лицензии [15].
Ассортимент выпускаемой продукции
ОАО «Монди СЛПК». Качественная
характеристика офисной бумаги «Снегурочка».
ОАО «Монди СЛПК»
специализируется на выпуске офисной и офсетной бумаг, а также производит
газетную бумагу, картон для плоских слоев гофрированного картона «топ-лайнер».
Компания эксплуатирует три бумагоделательные машины и одну картоноделательную
машину общей мощностью более 770 000 тонн в год. Мощности комбината по
производству офисной бумаги в пачках составляют более 200 тыс. тонн в год. Это
очень перспективный рынок, растущий на 10 – 15% в год. Производственный процесс
характеризуется возможностями гибкой перенастройки. Каждая машина может
выпускать разные виды продукции, отвечая запросам и потребностям разных
покупателей.
Основное сырье, используемое
в процессе производства целлюлозы, это древесина: хвойная (сосна и ель) и
лиственная (береза).
В процессе производства
используются следующие материалы:
химикаты – сульфат натрия,
сера, пеногас. Tenside 142 и 143, пеног. Infinity WN 7691, камень известковый, породы карбонатные, CHEMSONE OAE-11/15, сода каустическая, диспергатор Celldisp 750, диспергатор Infinity DA2610 и DA2723, полимер Fennopol, сульфаминовая кислота, ингибитор Rodine,
диспергатор CD522, Полимер Bimspell 240, Катализатор Anthraquinone.
энергоресурсы: кислород, газ,
тепло, электроэнергия, вода.
Офсетная и офисная бумага – основная продукция, на которой специализируются
компании группы Монди. На долю ОАО «Монди СЛПК» приходится 37% российского
рынка офсетной бумаги и 32% – офисной бумаги в пачках. Офисная бумага в пачках
является наиболее рентабельной продукцией, ОАО «Монди СЛПК» стремится увеличить
долю данной продукции в общем объеме производства.
Газетная бумага комбината пользуется стабильным спросом. Доля
компании на российском рынке оценивается в 10%. Предприятие пока не планирует
значительного увеличения объемов производства этого вида продукции.
ОАО «Монди СЛПК» выпускает 3
вида картона для плоских слоев гофрокартона: «Komiwhite», «Komimottled», «Komibrown», а также картон-основу комбинированного материала
для упаковки молока и молочных продуктов типа «пюрпак». Основной вид
производимого картона – «Komiwhite» (топ-лайнер). Доля предприятия на рынке данной
продукции оценивается в 57%.
Сегодня упаковочные материалы
на картонной основе – востребованная продукция в России. Это связано с ростом
экономики РФ и стран СНГ, в частности, пищевой промышленности, что позволяет
Сыктывкарскому комбинату группы Монди планировать дальнейшее развитие
картонного бизнеса, оптимизировать портфель видов и сортов картона, а также
структуру продаж. Реальный пример – не так давно комбинат наладил выпуск легких
сортов картона, пользующихся особым спросом.
Вся выпускаемая комбинатом
продукция имеет сертификаты качества. Сертификаты получены от двух сертифицирующих
органов: сертифицирующей фирмы OQS (Австрия), а также международной
сертифицирующей сети International Certification Network.
Показатели качества бумаги:
Геометрические:
гладкость;
масса и толщина 1 м2;
плотность;
пухлость;
пористость.
Оптические:
оптическая яркость (белизна);
непрозрачность;
лоск (глянец).
Механические:
прочность;
мягкость.
Сорбционные:
гидрофобность;
впитывающая способность.
Рассмотрим каждый из этих
показателей.
Гладкость бумаги – это способность бумаги передавать без
разрывов и искажений тончайшие красочные линии, точки и их комбинации. Чем выше гладкость бумаги, тем больше полнота контакта
между ее поверхностью и печатной формой, тем меньшее давление нужно приложить
при печатании, тем выше качество изображения. Гладкость бумаги определяется в секундах
с помощью пневматических приборов или с помощью профилограмм, дающих наглядное
представление о характере поверхности бумаги.
Масса 1 м2
бумаги – это масса волокнистых
полуфабрикатов, наполняющих и проклеивающих веществ на площади в 1 м2. Единица измерения – грамм на 1 м2 (г/м2).
Масса 1 м2 бумаги составляет 40-250 г/м2, если же масса
более 250 г/м2 – то это картон. Допустимые отклонения для бумаги с
разной массой 1 м2 различны. Механизм поддержания постоянства
значения массы 1 м2 хорошо отлажен производителями, поэтому
значительные отклонения от допустимого диапазона в реальной жизни встречаются
редко.
Толщина бумаги.
Измеряется толщина толщинометром, единица измерения называется микроном. В
процессе производства толщина бумаги регулируется давлением между валами БДМ
(бумагоделательной машины).
Плотность бумаги – это отношение массы 1 м2 к
толщине. Выражается плотность в граммах
на 1 см3 (г/см3). Чем плотнее бумага, тем выше ее
прозрачность и хуже впитываемость краски. Самая плотная бумага – около 1,1 г/см3
– применяется для глубокой печати.
Пухлость бумаги – это степень спресcованности бумаги и очень
тесно связана с такой оптической характеристикой, как непрозрачность. Измеряется в см3/г. Т.е. чем пухлее бумага,
тем она более непрозрачна. Пухлость печатных бумаг колеблется в пределах от 2
см3/г (для рыхлых, пористых) до 0,73 см3/г (для
высокоплотных каландрированных бумаг).
Пористость бумаги – это характеристика структуры бумаги. Пористость непосредственно влияет на впитывающую
способность бумаги, т.е. на ее способность воспринимать печатную краску.
Различают:
Макропоры (поры) – это пространства между волокнами, заполненные
воздухом и влагой. Например, все немелованные, не слишком уплотненные бумаги, как
газетная. Общий объем пор достигает 60% и более, а средний радиус пор – около
0,16-0,18 мкм. Такие бумаги хорошо впитывают краску, благодаря своей
рыхлой структуре.
Микропоры (капилляры) – мельчайшие пространства неопределенной
формы, пронизывающие покровный слой мелованных бумаг, а также образующиеся
между частичками наполнителя или между ними и стенками целлюлозных волокон у
немелованных бумаг. Например, мелованные бумаги (или капиллярные хорошо
впитывают краску, но уже под действием сил капиллярного давления. Здесь
пористость составляет всего лишь 30%, а размер пор не превышает 0,03 мкм.
Оптическая яркость бумаги (белизна) – это способность бумаги
отражать свет рассеянно и равномерно во всех направлениях. Высокая оптическая
яркость (достаточно белая бумага) для печатных изданий весьма желательна, так
как четкость, удобочитаемость издания зависит от контрастности запечатанных и
пробельных участков оттиска. Для повышения оптической яркости в дорогие
высококачественные бумаги добавляют так называемые оптические отбеливатели –
люминофоры, а также синие и фиолетовые красители, устраняющие желтоватый
оттенок, присущий целлюлозным волокнам.
Мелованные бумаги без
оптического отбеливателя имеют белизну не менее 76%, а с оптическим
отбеливателем – не менее 84%. Печатные бумаги с содержанием древесной массы
должны иметь белизну не менее 72%, а вот газетная бумага – в среднем 65%.
Непрозрачность бумаги – важная характеристика, особенно при
двухсторонней печати. Для повышения непрозрачности подбирают композицию волокнистых
материлов, комбинируют степень их помола, вводят наполнители.
Лоск бумаги (глянец) – это результат зеркального
отражения поверхностью бумаги падающего на нее света. Естественно, это тесно
связано с гладкостью бумаги. Обычно с повышением гладкости лоск тоже
увеличивается. Однако, эта связь неоднозначна. Следует помнить, что гладкость
определяется механическим способом, а лоск – это оптическая характеристика. Глянец
глянцевой бумаги может составлять 75-80%, а матовой – до 30%. Большинство
потребителей печатной продукции отдает предпочтение глянцевым бумагам, однако
глянец нужен в изданиях далеко не всегда. Так, при воспроизведении текста или
иллюстраций применяют бумагу с минимальным глянцем. А различные проспекты,
этикетки, репродукции с картин прекрасно получаются на бумаге с высоким
глянцем.
Прочность бумаги зависит не от прочности отдельных компонентов,
а от прочности самой структуры бумаги, которая формируется в процессе бумажного
производства. Это свойство характеризуется обычно разрывной длиной – длина
полосы бумаги, которая разрывается под собственным весом (в метрах). Для более
мягких типографских бумаг, разрывная длина составляет не менее 2500 м, а
для жестких офсетных, эта величина возрастает уже до 3500 м и более. Разновидности
прочностных характеристик бумаги: прочность на разрыв, излом, сопротивление
раздиранию и др.
Мягкость бумаги – это
деформационное свойство бумаги, проявляющееся при воздействии на материал
внешних сил и характеризующееся временным или постоянным изменением формы или
объема тела. Мягкость бумаги связана с ее структурой, т.е. с ее плотностью и
пористостью. Так, крупнопористая газетная бумага может деформироваться при
сжатии до 28%, а у плотной мелованной бумаги деформация сжатия не превышает
6-8%. Для высокой печати важно, чтобы эти деформации были полностью обратимыми,
чтобы после снятия нагрузки, бумага полностью восстанавливала первоначальную
форму. Если же бумага предназначена для отделки тиснением, то целью становится,
наоборот, остаточная деформация, а показателем качества является ее
необратимость, т.е. устойчивость рельефа тиснения.
Гидрофобность – стойкость к действию воды. Для повышения влагостойкости бумаги в состав
бумажной массы при изготовлении добавляют гидрофобные вещества (эта операция
называется проклейкой в массе) или же наносятся на поверхность уже готовой
бумаги проклеивающие вещества (поверхностная проклейка). Высоко проклеиваются
офсетные бумаги и особенно те из них, которые при использовании подвергаются
резким изменениям климатических условий, например, картографические бумаги.
Впитывающая способность бумаги – это
механизм взаимодействия «бумага-краска», зависящий от структуры бумаги. Так как
механизм такого взаимодействия для разных бумаг различен, готовят различные
краски. Макропористые бумаги хорошо воспринимают краску, впитывая ее как единое
целое. Краски здесь маловязкие. Жидкая краска быстро заполняет крупные поры,
впитываясь на большую глубину. Причем чрезмерное ее впитывание приводит к тому,
что изображение становится видным с обороной стороны листа. Повышенная
макропористость нежелательна, например, при иллюстрационной печати, когда
чрезмерная впитываемость приводит к потере насыщенности краски.
Качественная характеристика
бумаги офисной «Снегурочка».
Ведущий бренд предприятия –
офисная бумага «Снегурочка». Она трижды становилась «Брендом года» в России и
считается наиболее популярным продуктом в своем сегменте. Офисной бумаге «Снегурочка»
производства ОАО «Монди СЛПК» в январе 2010 года исполнилось 10 лет. Бренд
«Снегурочка» разработали на Сыктывкарском ЛПК в 1999 году, в 2000 году
приступили к ее производству. С тех пор компания значительно улучшила качество
этой офисной бумаги, сегодня она по многим параметрам превосходит показатели
класса С.
Офисную бумагу принято
подразделять на три класса: А, В и С. Эта классификация показывает, с какой
оргтехникой бумага совместима и какое качество печати способна обеспечить.
Класс С – низший класс офисной бумаги. Это наиболее
экономичная бумага предназначена в основном для черно-белой печати и копирования.
Класс В – эта бумага обладает улучшенными характеристиками.
Подходит для цветного копирования и печати на лазерных и струйных принтерах.
Оптимальна для повседневного использования, кроме тех случаев, когда техника
предназначена для работы со специальными видами бумаг.
Класс А – бумага класса «премиум» с наилучшими
характеристиками. Ее использование гарантирует самое высокое качество печати, в
том числе и цветной, совместимость с любой офисной техникой. Рекомендуется
применять для печати документов представительского класса, рекламных
материалов, презентаций.
«Снегурочка» – лидер рейтинга
российских товаров среди офисной бумаги. С момента создания бренд отмечен
дипломами различных выставок и конкурсов. Эта бумага четырежды становилась
победителем национальной премии «Товар года» в России (с 2005 по 2008 г.) среди
представленных на премию брендов офисной бумаги. В 2007 году «Снегурочка» стала
победителем в номинации «Лучшие маркетинговые технологии» в ежегодной церемонии
«Золотая скрепка», проходящей под эгидой ассоциации участников рынка
канцелярской и бумажной продукции. Она завоевала почетные звания в национальном
конкурсе «100 лучших товаров России» и в ежегодных конкурсах на соискание
премии правительства Коми в области качества.
«Снегурочка» уникальна еще и
тем, что до сих пор остается единственным в стране брендом офисной бумаги с
русским названием, написанным кириллицей и отражающим «душу» продукта.
По результатам последнего
маркетингового исследования «Снегурочка» – самый узнаваемый бренд офисной бумаги
в России среди офисных сотрудников (97%).
В 2009 года Монди СЛПК
приступил к выпуску офисной бумаги, сертифицированной в соответствии со
стандартами Лесного попечительского совета (FSC). Первым сертифицированным
брендом ОАО «Монди СЛПК» стала «Снегурочка». Она стала и первым
сертифицированным брендом офисной бумаги, произведенной в России.
Офисная бумага Снегурочка
формата А4 относится к категории С. Изготавливается из отечественной целлюлозы
с использованием передовых технологий. По техническим характеристикам бумага
соответствует требованиям стандарта ISO 9001. «Снегурочка» имеет равномерную
структуру бумажного полотна. Ее белизна и непрозрачность, идеальная точность
формата каждого листа обеспечивают безукоризненно качественную печать. В ходе
производства бумаги применяется современное полимерное покрытие, снижающее
пылимость и существенно улучшающее восприятие тонера. Благодаря своим
потребительским свойствам офисная бумага марки «Снегурочка» является прекрасным
соотношением «цена/качество».
Таблица 9 – показатели
качества офисной бумаги «Снегурочка»
Наименование показателей
|
Норма для бумаги
|
Метод испытания
|
1. Масса бумаги 1 м2 (г/м2)
|
80,0 ± 1,0
80,0 ± 3,0
|
ГОСТ 13199
|
2. Толщина (микрон)
|
102 ± 4,0
|
ГОСТ 27015
|
3. Шероховатость по Бендтсену (мл/мин)
|
не более 400
|
ТУ 5438-093-00279404-00
|
4. Белизна (%)
|
101,0± 1,5
|
ГОСТ 30113
|
5. Прочность поверхности по Деннисону
|
не менее 14,0
|
ТУ 5438-093-00279404-00
|
6. Влажность (%)
|
4,8 ± 0,7
|
ГОСТ 13525.19
|
7. Поверхностная впитываемость (г/м2)
|
25,0 ± 5,0
|
ГОСТ 12605
|
8. Пористость по Бендтсену (мл/мин)
|
900 ±300
|
ISO 8791
|
9. Оттенок (голубизна)
|
(-12)-(-14)
|
инструкция к прибору
|
10. Сорность (сор на 1 м2)
|
не более 80,0
|
ГОСТ 13525.4
|
11. Зольность (%)
|
13,0 ±2
|
ГОСТ 7629
|
12. Скручиваемость бумаги с наката - в поперечном
направлении - в продольном направлении
|
0 - (± 10,0) 0 - (± 22,5)
|
по методу фирмы «Ксерокс»
|
13. Сопротивление изгибу (мN)
- в поперечном направлении - в продольном направлении
|
не менее 55 ± 15 не менее 125 ± 25
|
инструкция к прибору
|
14. Стойкость поверхности к истиранию (мгр)
- лицевая сторона - сеточная сторона
|
не более 6,0 не более 6,0
|
инструкция к прибору
|
2. Анализ качества и
показателей брака
Политика предприятия должна
изначально иметь целью высокое качество продукции. Однако брак, являющийся его
противоположностью, может возникнуть на любом предприятии. Его необходимо
учитывать.
Брак – это совокупность
дефектов, проявляющихся в сфере производства.
Брак может быть обнаружен на
самом предприятии-производителе и за его пределами. Проявившийся в сфере
реализации или в процессе использования продукции брак свидетельствует как о
плохом ее качестве, так и о качестве работы предприятия. Он называется
рекламацией. Рекламации сравнивают по стоимости и по количеству с прошлым периодом.
Их рассчитывают на 100, 1000, 10000 изделий в зависимости от объема
производства. Появление рекламации наносит производителю не только
материальный, но и моральный ущерб, сказываясь на его репутации. При анализе
брака рассчитывают абсолютные и относительные показатели.
Анализ брака, обнаруженного
на предприятии, и анализ рекламаций следует начинать с изучения причин их
возникновения. Это позволит более точно определить размер израсходованных
средств и пути снижения затрат на обеспечение качества продукции [14].
На ОАО «Монди СЛПК» ведется
активная политика в области качества. Вся информация о качестве продукции и
технологии производства стекается в отдел управления качеством, где
производится ее анализ. Отдел управления качеством также принимает претензии по
качеству готовой продукции от внешних потребителей, от руководителей
подразделений и технологов. Анализируя данные, выводится статистика, информация
доводится до высшего руководства, проводятся обсуждения по вопросам качества на
совещаниях «по развитию качества». Также на предприятии ведется большая работа
с рекламациями [9].
Основываясь на большом опыте
работы с рекламациями, можно определить наиболее критичные области качества,
которые являются важными с точки зрения покупателя и дают в целом потенциал для
беспроблемного использования и переработки бумаги:
Физико-механические
показатели;
Стабильность профилей (как в машинном, так и в поперечном направлениях);
Формование бумажного листа,
однородная структура;
Свойства поверхности,
визуальные дефекты;
Качество резки, «финишинг»
рулонов.
Если хоть один атрибут из
данной цепочки не соответствует требованиям качества, бумага и картон будут
забракованы покупателем. Если один элемент цепи является слабым, вся цепь
слабая.
Физико-механические
показатели: каждый сорт бумаги имеет
задекларированные значения параметров качества в форме спецификации. Основываясь
на детальной оценке этих характеристик, покупатель принимает решение о закупке
именно этого сорта бумаги и именно у этого поставщика, т.к. именно с такой
бумагой он получит конечный продукт необходимой толщины, прочности и т.д.
Механические параметры могут
быть в норме, но другие, как, например, уровень проклейки, пористость, белизна,
не позволят переработать бумагу должным образом на необходимом уровне качества
и послужат причиной отбраковки у покупателя.
Профили (в машинном и
поперечном направлениях): бумага или
картон обладают неплохими оптическими, механическими характеристиками, но
профили неровные. Кривое распределение веса, толщины, влажности по ширине или
длине полотна в рулоне создает огромные проблемы при переработке: складки и
морщины, проблемы с совмещением печати, скручиваемость, коробление и т.д. В
результате переработчику будет безразлично, насколько высоки гладкость и
белизна бумаги, насколько прочен картон, если уже на начальных этапах
переработки идет брак.
Формование бумажного
листа: хорошие профили, отличные
качественные показатели могут быть достигнуты при неоднородном формовании
бумажного листа с облачным неравномерным просветом, большими флоккулами,
пучками волокон. При этом плохой просвет довольно негативно отражается на
качестве офсетной, флексо-печати, однородности печати.
Свойства поверхности,
визуальные дефекты: предыдущие три
элемента абсолютно в норме, но поверхность бумаги сорная, с пятнами крахмала,
слизевыми дырами, морщинками локально или по всей ширине, повторяющиеся через
одно и то же расстояние или хаотично разбросанные.
Шероховатость бумаги обычно
высока на лицевой и приводной сторонах тамбура. Вызывает непропечатку на впадинках
теневая маркировка, которая дает равномерно облачный рисунок при сплошной
запечатке. Конечно, все это также может разорвать цепочку качества и при
недолжном внимании и балансе вызвать множество претензий.
Проблемы, связанные с
финишингом рулонов: последний элемент
в цепи критических требований качества, иностранный термин, который обозначает
отделку рулонов. Затёртости на торцах, кольца, неравномерная намотка,
некорректно выполненные склейки, слабина, плохое закрепление полотна к гильзе и
т.д. При всех усилиях по получению, стабилизации и поддержанию требуемого
уровня качества на бумагоделательной машине по механике, профилям, свойствам
поверхности и т.д. они могут быть сведены на «нет» при попадании клея на торец
рулона, затертости со спеканием смежных слоев бумаги, и нормальный в целом
рулон послужит причиной выставления претензии.
Три из даны показателей
(параметры, профили и формование) полностью инструментально измеримы и
контролируемы, последние – маркировка, пятна, сор, финишинг рулонов – это чисто
органолептический, визуальный мониторинг контролеров качества, машинистов,
накатчиков.
Каждый тамбур должен
проверяться машинистом, производственным персоналом (механика, профили), пятый
критический элемент зависит также от персонала, от того, насколько четко они
выполняют свои обязанности [9].
Таблица 10 – расчет
показателей брака по офисной бумаге.
Показатель (руб.)
|
2008 год
|
2009 год
|
Абсолютное изменение
|
Относительное изменение (%)
|
1. Себестоимость окончательного брака
|
105 000
|
97 000
|
- 8 000
|
- 7,6
|
2. Расходы по исправлению брака
|
54 000
|
49 000
|
- 5 000
|
- 9,3
|
3. Абсолютный размер брака (1+2)
|
159 000
|
146 000
|
- 13 000
|
- 8,2
|
4. Стоимость брака по цене использования
|
30 000
|
25 000
|
- 5 000
|
- 16,7
|
5. Суммы, удержанные с виновных лиц
|
14 000
|
17 000
|
3 000
|
21,4
|
6. Суммы, взысканные с поставщиков
|
22 000
|
31 000
|
9 000
|
40,9
|
7. Абсолютный размер потерь от брака (3-4-5-6)
|
93 000
|
73 000
|
- 20 000
|
- 21,5
|
8. Валовая продукция по производственной себестоимости
|
13 604 400
|
14 032 700
|
428 300
|
3,1
|
9. Относительный размер брака (п.3÷п.8*100%)
|
1,17
|
1,04
|
- 0,13
|
─
|
10. Относительный размер потерь от брака (п.7÷п.8*100%)
|
0,68
|
0,52
|
- 0,16
|
─
|
На предприятии активизирована
деятельность по взысканию денежных сумм с виновников, допустивших брак, и с
поставщиков, доставивших некачественное сырье.
3. Статистические методы
управления качеством
Статистические методы, т.е. методы,
основанные на использовании математической статистики, являются эффективным
инструментом сбора и анализа информации о качестве. Применение этих методов не
требует больших затрат и позволяет с заданной степенью точности и достоверности
судить о состоянии исследуемых явлений (объектов, процессов) в системе
качества, прогнозировать и регулировать проблемы на всех этапах жизненного
цикла продукции и на основе этого вырабатывать оптимальные управленческие
решения.
В соответствии с положениями
стандартов ИСО серии 9000 статистические методы рассматриваются как одно из
высокоэффективных средств обеспечения качества. Стандарты ориентируют на разработку
механизма применения статистических методов на всех этапах жизненного цикла
продукции, начиная с исследования требований рынка к качеству продукции и
кончая ее утилизацией после использования. Это означает, что работа по
внедрению статистических методов должна быть направлена на создание гарантий
непрерывности процесса обеспечения качества в соответствии с требованиями
заказчика. Статистические методы становятся основой для информационной
технологии обеспечения качества [11].
К настоящему времени в
мировой практике накоплен огромный арсенал статистических методов, многие из
которых могут быть достаточно эффективно использованы для решения конкретных
вопросов, связанных с менеджментом качества. Условно все методы можно
классифицировать на три основные группы:
Графические методы – основаны на применении графических средств анализа
статистических данных. В эту группу могут быть включены такие методы, как:
контрольный листок;
диаграмма Парето;
схема Исикавы, или
причинно-следственная диаграмма, или «рыбий скелет»;
гистограмма;
диаграмма разброса;
расслоение;
контрольная карта;
график временного ряда и
другие.
Данные методы не требуют
сложных вычислений, могут использоваться как самостоятельно, так и в комплексе
с другими методами. Вместе с тем это весьма эффективные методы. Недаром они
находят самое широкое применение в промышленности, особенно в работе групп
качества.
Методы анализа
статистических совокупностей – служат
для исследования информации, когда изменение анализируемого параметра носит
случайный характер. Основными методами, включаемыми в данную группу являются:
регрессивный, дисперсионный и
факторный виды анализа;
метод сравнения средних;
метод сравнения дисперсий и
др.
Эти методы позволяют:
установить зависимость изучаемых явлений от случайных факторов как качественную
(дисперсионный анализ), так и количественную (корреляционный анализ);
исследовать связи между случайными и неслучайными величинами (регрессивный
анализ); выявить роль отдельных факторов в изменении анализируемого параметра и
т. д.
Экономико-математические
методы – представляют собой сочетание
экономических, математических и кибернетических методов. Центральным понятием
методов этой группы является оптимизация, т.е. процесс нахождения наилучшего
варианта из множества возможных с учетом принятого критерия (критерия
оптимальности). Для целей, связанных с обеспечением качества, из достаточно
обширной группы экономико-математических методов следует выделить в первую
очередь следующие:
математическое
программирование (линейное, нелинейное, динамическое);
планирование эксперимента;
имитационное моделирование:
теория игр;
теория массового
обслуживания;
теория расписаний;
функционально-стоимостной
анализ и др.
В данную группу могут быть
включены и методы Тагути, и метод развертывания функции качества (Quality
Function Deployment-QFD) [14].
Предложенная классификация не
является ни универсальной, ни исчерпывающей, но она дает наглядное
представление о разнообразии статистических методов и о тех потенциальных
возможностях, которыми располагают сегодня специалисты предприятий при
реализации требований стандартов ИСО по части использования статистических
методов в системе качества. Для выполнения необходимых статистических расчетов
на Монди СЛПК используются различного рода технические средства, в том числе
электронно-вычислительная техника. Сравнительно простые технические средства,
например, статистические индикаторы, обеспечивают ввод данных со шкал
контрольно-измерительных приборов, журналов и таблиц, а также вычисление
статистических характеристик при непосредственном измерении. Применение ЭВМ
дает возможность обрабатывать исходную информацию, следить за параметрами
процесса, непрерывно экспериментировать, меняя переменные до тех пор, пока не
установятся оптимальные режимы. При этом используются стандартные программы
статистического управления качеством [14].
Применим некоторые
графические методы к Монди СЛПК на основе показателей качества офисной бумаги «Снегурочка».
Контрольный листок – служит для регистрации определенных событий, например, как
часто в 2008 году случались отклонения показателей качества офисной бумаги.
Таблица 11 – контрольный
листок для офисной бумаги «Снегурочка».
Показатели качества
|
2008 год
|
Сумма
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
1. Белизна
|
101
|
104
|
107
|
100
|
412
|
2. Влажность
|
17
|
15
|
17
|
14
|
63
|
3. Сорность
|
33
|
33
|
34
|
33
|
133
|
4. Впитываемость
|
6
|
7
|
9
|
7
|
29
|
5. Шероховатость
|
3
|
3
|
3
|
3
|
12
|
6. Прочность поверхности
|
45
|
44
|
50
|
43
|
182
|
7. Толщина
|
60
|
57
|
55
|
59
|
231
|
8. Масса 1м2
|
54
|
51
|
49
|
53
|
207
|
|
|
|
|
|
1269
|
В самой нижней правой ячейке
указано, сколько всего отклонений выявлено за 2008 год, а именно, 1269
отклонений.
На основе контрольного листа
строится диаграмма Парето, по оси Х которого откладываются показатели в порядке
уменьшения суммы их отклонений, а по оси У – количество отклонений. Дополнительно
строится кумулятивная кривая, учитывающая совокупный размер отклонений за 2008
год.
Рисунок 2 – диаграмма
Парето и кумулятивная кривая.
4. Организация работ по
управлению качеством на ОАО «Монди СЛПК»
На предприятии существует
отдел управления качеством, в который стекается вся информация по качеству
продукции и возможным дефектам и который подчиняется непосредственно
генеральному директору.
На ОАО «Монди СЛПК» с 2006 года
функционирует интегрированная система менеджмента – совокупность системы
менеджмента качества, системы экологического менеджмента, системы менеджмента
безопасности труда, как часть общей системы управления. Она включает в себя
организационную структуру, запланированную деятельность, ответственность,
технологии, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки,
внедрения, реализации, анализа и поддержания политики в области качества, экологической политики, политики в области безопасности труда и здоровья.
Интегрированная система
менеджмента предприятия разработана на основе требований международных
стандартов ISO 9001:2000, ISO 14001:2004, OHSAS
18001:1999. С целью обеспечения соответствия требованиям этих стандартов 19 апреля
2010 года был принят приказ №197 «О Политике в области качества, Экологической
политике и Политике в области безопасности труда и здоровья в рамках
интегрированной системы менеджмента», в котором указаны основные постулаты
работы персонала и предприятия. В области качества эта политика сводится к
слогану: «Мы принимаем обязательство качества без компромиссов» [8].
Благоприятное состояние
окружающей среды, создание безопасных условий труда является одними из
важнейших требований данной политики. Поэтому руководство предприятия считает,
что характеристики воздействия на окружающую среду и показатели в области
безопасности труда являются критериями качества.
Политика компании в области
охраны окружающей среды и социального обеспечения напрямую связана с задачами
устойчивого развития компании. Компания отдает себе отчет в том, что
обеспечение экологических, социальных и экономических требований – одна из
главнейших задач на пути процветания.
Как уже отмечалось ранее, вся
выпускаемая комбинатом продукция имеет сертификаты качества. Сертификаты
получены от двух сертифицирующих органов: сертифицирующей фирмы OQS (Австрия),
а также международной сертифицирующей сети IСNet (International Certification
Network).
Система менеджмента качества
рассматривается как один из успешных способов управления компанией. ОАО «Монди
СЛПК» работает по Международному стандарту качества ISO 9001:2000,
который состоит из нескольких разделов, которые содержат как общие требования к
системе качества, так и требования к отдельным ее элементам [4].
Система менеджмента качества
предъявляет требования к деятельности всего персонала предприятия. Руководитель
регулярно анализирует функционирование системы менеджмента качества и проводит
изменения для достижения улучшений.
Самый важный ресурс для
организации – это квалифицированные, опытные работники. Для успешной
организации необходимо планировать и проводить обучение и переподготовку всего
персонала предприятия. Компетентность персонала включает 4 составляющие:
образование, навыки, подготовку и опыт. Такими вопросами на предприятии
занимается служба развития персонала.
Для того чтобы работа была
слаженной и приводила к желаемым результатам, все виды деятельности организации
представляются как процессы, которые преобразуют входы (материалы, информацию и
т.д.) в выходы (продукцию, услуги, обработанную информацию и т.д.). Каждый
процесс должен быть обеспечен необходимыми ресурсами (денежными, материальными,
человеческими и др.) Результаты работы процессов отслеживаются. Чтобы все
одинаково правильно понимали и выполняли свою работу, вся система менеджмента
качества документируется.
Нельзя изготовить
качественную продукцию в грязном помещении, на неисправном оборудовании. Для
этого регулярно планируются и проводятся ремонты зданий, оборудования, оснастки,
транспортных средств, закупается новое оборудование, поддерживается
соответствующая производительная среда [2].
Также в каждом
производственном цехе предприятия производится контроль качества, имеются карты
технологического контроля, в которых приводятся параметры контроля, частота
контроля, допустимый диапазон значения контролируемого параметра и средства
измерения, наименование нормативной документации на метод контроля и средства
измерения и должностные лица, осуществляющие контроль и принимающие результаты.
Контроль качества за
технологическим процессом производства осуществляют контролеры
целлюлозно-бумажного производства. Принимают результаты контроля и принимают соответствующие
меры специалисты по качеству, мастера смен и технологи цеха. На их рабочие
места имеются должностные инструкции, где в их обязанностях отмечается контроль
качества технологического процесса, а, следовательно, и качества выпускаемой
продукции.
Заключение
Таким образом, одним из
направлений повышения конкурентоспособности предприятия является постоянное
повышение уровня качества производимой продукции за счет внедрения эффективной
системы управления качеством и постоянного контроля качества.
На ОАО «Монди СЛПК» ведется
активная политика в области качества.
На предприятии существует
отдел управления качеством, в который стекается вся информация по качеству
продукции и возможным дефектам и который подчиняется непосредственно
генеральному директору. Отдел управления качеством также принимает претензии по
качеству готовой продукции от внешних потребителей, от руководителей
подразделений и технологов. Анализируя данные, выводится статистика, информация
доводится до высшего руководства, проводятся обсуждения по вопросам качества на
совещаниях «по развитию качества».
На ОАО «Монди СЛПК» с 2006
года функционирует интегрированная система менеджмента – совокупность
системы менеджмента качества, системы экологического менеджмента, системы
менеджмента безопасности труда, как часть общей системы управления, которая
разработана на основе требований международных стандартов ISO
9001:2000, ISO 14001:2004, OHSAS 18001:1999.
Вся выпускаемая комбинатом
продукция имеет сертификаты качества. Сертификаты получены от двух
сертифицирующих органов: сертифицирующей фирмы OQS (Австрия), а также международной
сертифицирующей сети IСNet (International Certification Network).
Ведущий бренд предприятия –
офисная бумага «Снегурочка». Она трижды становилась «Брендом года» в России и
считается наиболее популярным продуктом в своем сегменте. Она стала первым
сертифицированным брендом СЛПК и первым сертифицированным брендом офисной
бумаги, произведенной в России.
По результатам последнего
маркетингового исследования «Снегурочка» – самый узнаваемый бренд офисной
бумаги в России среди офисных сотрудников (97%).
Офисная бумага Снегурочка
формата А4 относится к категории С. Изготавливается из отечественной целлюлозы
с использованием передовых технологий. По техническим характеристикам бумага
соответствует требованиям стандарта ISO 9001.
Таким образом, система менеджмента
качества на предприятии рассматривается как один из успешных способов
управления компанией.
Список использованной
литературы и материалов
«Монди СЛПК» – корпоративный стиль безопасности
производства [Текст] / Н. Бешкарева // Регион. – №10. – 2007.
Годовой отчет ОАО «Монди СЛПК» за 2009 год.
Ежеквартальный отчет ОАО «Монди СЛПК» за 4 квартал
2008 г.
Ежеквартальный отчет ОАО «Монди СЛПК» за первый
квартал 2010 года.
Международный стандарт системы менеджмента качества ISO 9004.
Организационная структура управления ОАО «Монди СЛПК».
Отчет о прибылях и убытках ОАО «Монди СЛПК» за
2005-2006 гг.
Приказ №197 от 19.04.10 «О Политике в области
качества, Экологической политике и Политике в области безопасности труда и
здоровья в рамках интегрированной системы менеджмента».
Пять опор качества [Текст] // Информационный вестник
качества. – №1. – 2008.
Ребрин, Ю. И. Управление качеством [Текст] : учеб.
пособие для вузов / Ю. А. Ребрин. – Таганрог : изд-во ТРТУ, 2004. – 174
с.
Свиткин, М. З., Мацута, В. Д., Рахлин, К. М.
Менеджмент качества и обеспечение качества продукции на основе международных
стандартов ИСО [Текст] / М. З. Свиткин, В. Д. Мацута, К. М. Рахлин. – СПб. :
[б.и.], 1999. – 401 с.
Стандарт организации СТО 00279404-001-2006 «бумага для
офисной техники».
Схема процесса управления качеством на ОАО «Монди
СЛПК».
Управление качеством [Текст] : учебник / под ред.
Ильенковой С. Д. – М. : ИНФРА-М, 1998. – 256 с.
Устав ОАО «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК».
Фаузер, В. В. Методы управления финансовой
устойчивостью организации [Текст] : учеб. пособие / В. В. Фаузер. – Сыктывкар, 2000.
Цивилев, И. Картонные перспективы [Текст] / И. Цивилев // Газета ОАО «Монди СЛПК» «Огни Вычегды» – №7. –
2008. – С. 1–3.