Управление персоналом банка "Ренессанс Кредит"
Задание 1
В данной
работе рассмотрена ОСУ банка «Ренессанс Кредит» (юридическое наименование ООО
КБ «Ренессанс Капитал»).
Общая
характеристика ОСУ
Данный банк
является компанией федерального уровня со сложной и разветвлённой ОСУ. Компания
«Ренессанс Капитал» как и многие крупные компании, имеет Головной офис
(г. Санкт-Петербург) и множество Региональных офисов. В функциональном
плане все подразделения компании можно разделить на два больших блока: Группа
развития бизнеса и Группа поддержки бизнеса (смотри рис. 1). Причем
подразделения, относящиеся к Группе развития бизнеса, в основном сосредоточены
в Головном офисе, а подразделения, связанные непосредственно с развитием
бизнеса, располагаются в региональных офисах различного уровня. Стоит пояснить,
что основным бизнесом «Ренессанс Капитал» является продвижение и продажа
различных розничных кредитных продуктов (кредитные карты, целевые и
нецелевые кредиты и т.д., предназначенные для физических лиц), и именно поэтому
данный банк называют розничным, в отличие от классических банков
(Сбербанк, Райффазенбанк, ВТБ и т.п.).
Рассмотрим
ОСУ Группы поддержки бизнеса более подробно:
1.
Операционный департамент – руководитель Директор по операционной деятельности
1.1.
Операционный отдел
·
Руководитель отдела
·
Главный операционист – 2 позиции
·
Старший операционист – 4 позиции
·
Операционист – 20 позиций
·
Офис-менеджер
1.2 Отдел
управления рисками
·
Руководитель отдела
·
Менеджер по оценке рисков – 5 позиций
·
Экономист
·
Секретарь
1.3 Казначейский
отдел
·
Казначейство (Руководитель отдела, Старший казначей – 2 позиции,
казначей – 3 позиции)
·
Операциональный отдел (Руководитель отдела, главный операционист,
старший операционист – 4 позиции, операционист-кассир – в каждом отделении
банка)
2.
Финансовый департамент – руководитель Финансовый директор
2.1 Бухгалтерия
·
Главный бухгалтер
·
Отдел по налоговой и бухгалтерской отчетности (Старший бухгалтер,
специалист по налогам, бухгалтер – 3 позиции)
·
Отдел расчета с персоналом (Руководитель отдела, в подчинении 2
бухгалтера по расчетам с персоналом)
·
Отдел по работе с поставщиками (Руководитель, в подчинении 2
бухгалтера)
·
Секретарь
2.2 Отдел
по финансовому планированию и отчетности
·
Руководитель отдела
·
Финансист – 4 позиции
·
Секретарь
3.
Департамент по управлению персоналом – руководитель Директор по персоналу
3.1 Отдел
по подбору персонала
·
Руководитель отдела по подбору персонала
·
Специалист по подбору персонала – 2 должности
·
Ресёчер – 2 должности (ассистенты специалистов по подбору, однако
находятся в прямом подчинении руководителя отдела)
3.2 Отдел
по мотивационному обеспечению
·
Руководитель отдела по мотивационному обеспечению
·
Специалист по материальным видам мотивации
·
Специалист по нематериальным видам мотивации
3.3 Отдел
по аттестации и обучению
·
Руководитель отдела по аттестации и обучению
·
Специалист по аттестации персонала
·
Методист
·
Бизнес-тренер – 2 позиции
3.4 Отдел
кадров
·
Руководитель отдела кадров
·
Специалист по кадровому делопроизводству – 3 позиции
·
Секретарь
4.
Департамент по правовым вопросам – руководитель Директор правового департамента
4.1 Отдел
по внутреннему аудиту
·
Руководитель отдела
·
Заместитель руководителя
·
Специалист по внутреннему аудиту – 3 человека
·
Менеджер по работе с аудиторскими компаниями
·
Секретарь
4.2 Юридический
отдел
·
Руководитель отдела
·
Старший юрист – 2 позиции
·
Юрист – 4 позиции
4.3 Служба
безопасности
·
Отдел внутренней службы безопасности (руководитель отдела,
специалист по внутренней безопасности – 2 позиции, специалист по информационной
безопасности)
·
Отдел по работе с задолженностями (Руководитель отдела, специалист
по работе с должниками – 10 позиций)
5.
Департамент по информационной поддержке – руководитель IT Директор
5.1 Отдел
по тех поддержке
·
Руководитель отдела
·
Системный администратор – 4 позиции
·
Программист
·
Специалист по сетям
5.2 Инновационный
отдел
·
Специалист по ERP системам
Тип ОСУ
В рамках
данной компании можно говорить об использовании сразу нескольких типов
структуры управления, что ни удивительно, учитывая размер компании, а так же
всё усложняющиеся внешние условия (уровень современного бизнеса, разнообразие
банковских продуктов, наличие жесткой конкуренции в данной сфере).
Для
подразделений Группы поддержки бизнеса наиболее актуально говорить о линейно-функциональной
структуре управления. С одной стороны мы можем увидеть чёткое деление на
подразделения и отделы, а так же соблюдение иерархического принципа
«руководитель – линейный руководитель - исполнитель». Однако в современной
компании невозможна эффективная деятельность без тесного взаимодействия
различных структур: например, при разработке материальной составляющей
мотивации персонала будут объединены усилия двух, казалось бы, далёких друг от
друга, подразделений, отдела персонала и бухгалтерии.
Для Группы
развития бизнеса характерна дивизиональная структура управления (смотри
рис. 2) – причем использование именной этой структуры управления не
только отражено в названиях отделов/должностей и их функциональном наполнении,
но и активно пропагандируется внутри компании (например, дивизиональный принцип
организации и её значение для бизнеса подробно рассматривается на вводном
тренинге для новых сотрудников).
Более того,
можно смело утверждать, что в «Ренессанс Капитал» используется региональная
организационная структура — тип дивизиональной структуры, в которой используется
географический принцип построения.
«Ренессанс
Капитал» делит территорию РФ на так называемые Дивизионы – достаточно
большие территории, включающие в себя несколько субъектов РФ – в соответствии с
этим выделяются Дивизиональные офисы. Далее каждый дивизион делится на более
мелкие территории – чаще всего опираясь на деление по областям / республикам / краям
– в соответствии с этим в крупных городах выделяются региональные офисы.
Внутри
каждого Дивизиона действует так же матричная структура управления,
получившая распространение в последние десятилетия и представляющая собой
комбинацию двух видов разделения: по функциям и по продукту. Так Директор
дивизиона имеет в своём подчинении Дивизиональных Менеджеров (DM), отвечающих
за разные каналы продвижения продукта и соответственно за разные кредитные
предложения (например, Дивизиональный менеджер, отвечающий за сотрудничество с
автосалонами, соответственно занимается продвижением автокредитов). Так же в
прямом подчинении Директора дивизиона находятся и руководители региональных
офисов, которые однако имеют подчинение так же каждому из Дивизиональных
менеджеров.
Достоинства
и недостатки ОСУ, используемой в «Ренессанс Капитал»:
Дивизиональная
и матричная ОСУ нетипичны для банковских структур – да и невозможны для
классических банков. Такие виды ОСУ традиционно широко используются в fmcg
компаниях (продажа товаров народного потребления – компании «Марс», «Нестле»,
«Нутриция» и т.д.). Именно из сектора fmcg данная практика была перенесена на
розничные банки (Русский Стандарт, Хоум Кредит энд Финанс Банк). Следует
отметить, что здесь принципиально меняется отношение к такому банковскому
продукту как розничный кредит – он становится скорее не финансовым продуктом, а
«товаром народного потребления», который должен быть доступен всегда и везде.
Т.е. раньше, чтобы получить кредит человек должен был придти в отделении банка
и предоставить довольно большой и серьёзный список документов. Теперь кредиты
как бы сами «идут» к нам на встречу и именно в тот момент, когда они нам нужны.
Например, мы приходим в мебельный магазин, но понимаем, что не можем позволить
себе купить в данный момент диван, у нас просто нет в наличии такой суммы. Но
тут же в салоне к нам подходит кредитный представитель и предлагает не откладывать
покупку и оформить кредит – причем очень быстро за несколько минут и с
минимальным перечнем документов.
Достоинства
дивизиональной (региональной) ОСУ:
·
Наличие развитой региональной сети офисов – доступность для
клиентов.
Чем больше
офисов у компании в разных городах, тем доступнее её продукты для населения,
тем больше прибыль компании. Даже если Вам очень нравится бренд банка ВТБ24, но
его представительства нет в Вашем городе, Вы вряд ли поедете в другой город для
оформления кредита, а пойдёте в тот банк, который находится в вашем городе, а
ещё лучше поблизости к Вашему дому.
·
Региональная ОСУ облегчает решение проблемы, связанной с местным
законодательством, обычаями и нуждами потребителей. Например, для Владивостока
может быть не очень актуальной услуга автокредитования, где население широко
использует подержанные дешёвые машины из Японии. В таком случае руководство
банка может принять решение об упоре на другие бизнес-линии в данном Дивизионе.
Недостатки дивизиональной
(региональной) ОСУ:
·
Искажение и нарушение корпоративных стандартов.
Так как у региональных представительств имеется достаточно большая
степень свободы, то, к примеру, подход к обслуживанию клиентов и даже качество
этого обслуживания в различных регионах может отличаться. Зачастую на банковских
сайтах (например www.bankir.ru) можно увидеть отзывы о том, что человеку нравилось предоставляемое
обслуживание «Банка» в городе N, а в городе S в офисе того же банка он
столкнулся с отвратительным обращением.
Достоинства
матричной ОСУ:
·
Достижение большей гибкости и скоординированности работ, чем в
линейно-функциональных и дивизиональных организационных структурах управления,
т. е. лучшее и более быстрое реагирование матричной структуры на изменение
внешней среды – политическая и экономическая обстановка в регионе, потребности
клиентов. Это отражается, например, в быстром выведении на рынок нового вида
кредита – 1-2 месяца, тогда как для классического банка этот срок от 6 месяцев.
·
Преодоление внутриорганизационных барьеров, не мешая при этом
развитию функциональной специализации.
·
Данная структура позволяет охватить и получать отличные результаты
по большому количеству проектов, программ, продуктов. И это отражается в очень
широком пакете самых разнообразных розничных кредитов, предлагаемых «Ренессанс
Капиталом».
·
Сокращение нагрузки на руководителей высшего уровня управления
путем передачи полномочий принятия решений на средний уровень при сохранении
единства координации и контроля за ключевыми решениями на высшем уровне.
Например, Дивизиональный менеджер по тому или иному направлению при проведении
переговоров с партнёром (автосалон, сеть гипермаркетов) может сам принять
решение без обращения к Директору дивизиона о предоставлении партнёру той или
иной скидки, более выгодных условий.
Недостатки матричной
ОСУ:
·
Сложность матричной структуры для практической реализации, для ее
внедрения необходима длительная подготовка работников и соответствующая
организационная культура. Матричная структура не может быть внедрена за год и
даже за пять лет, она требует постоянно доработки, в том числе больших
материальных затрат.
·
В связи с системой двойного подчинения подрывается принцип
единоначалия, что часто приводит к конфликтам; в рамках этой структуры
порождается двусмысленность роли исполнителя и его руководителей, что создает
напряжение в отношениях между членами трудового коллектива компании. Например,
директор представительства в городе N подчиняется Директору Дивизиона и сразу
нескольким Дивизиональным менеджерам, чьи мнения могут значительно различаться,
а указания противоречить.
·
В рамках матричной структуры наблюдается тенденция к анархии, в
условиях ее действия нечетко распределены права и ответственность между ее
элементами;
·
При использовании матричной структуры возникают трудности с
перспективным использованием специалистов в данной компании. Действительно,
карьерный рост затруднён, поэтому многие специалисты переходят в другие
компании.
·
Наблюдается частичное дублирование функций.
·
Структура считается абсолютно неэффективной в кризисные периоды.
Это недостаток ярко проявился в начале финансового кризиса (осень 2008 года) –
акционерами компании было принято решение об изменении структуры, которое и
проводится в данный момент.
Руководители
низшего, среднего и высшего уровней управления:
v Руководители высшего уровня управления: генеральный директор, управляющий
директор по продажам и маркетингу, директор по операционной деятельности, финансовый
директор, директор по персоналу, директор правового департамента, IT директор.
v Руководители высшего уровня управления: главный бухгалтер,
директор по развитию розничной сети, директор по маркетингу и разработке новых
продуктов, директор дивизиона.
v Дивизиональные менеджеры по различным направлениям (DM по работе с
розничными сетями, DM по работе с автосалонами и т.д.), директора
представительств.
Рисунок 1.
Организационная структура коммерческого банка «Ренессанс Кредит».
Рисунок 2.
ОСУ Дивизиона Поволжье коммерческого банка «Ренессанс Кредит» (*Структура
представительств в г. Киров, Чебоксары, Казань, Йошкар-Ола аналогичны структуре
нижегородского представительства).
Задание 2
Задача 1
1.
Как вы думаете, какие принципы
управления разъяснил при отказе начальник цеха мастеру?
На мой взгляд, начальник цеха, прежде всего, апеллировал к
принципам иерархичности и единоначалия (распоряжение должно поступать только от
одного руководителя и подчиненность только одному руководителю). Мастер своими
действиями перечёркивает ту систему иерархии, которая характерна для цеха – он
отказывается отвечать за своих подчинённых, перекладывая эту ответственность на
своего руководителя. Мастер нарушил один из основных принципов управления
персоналом – возложение ответственности на каждого работника за его работу. Это
совершенно неправомерно, т.к. начальник цеха не может так же хорошо знать
рабочих из данной группы, как знает их мастер, а значит, не сможет сделать
справедливую оценку их деятельности, отобрать десятерых рабочих и перевести их
на новое место.
Так же начальник цеха мог обратиться к принципам эффективной
занятости и оперативности. Компания претерпела реструктуризацию, и оставить
этих десятерых рабочих на прежнем месте было бы неэффективным и даже убыльным
для предприятия – каждый должен занимать своё место. К тому же любое
управленческое решение должно приниматься максимально оперативно (конечно, без
ущерба качеству принятого решения) – пока мастер раздумывал, как ему остаться
«чистым», наносился вред общему делу – в данном цехе работали «лишние» 10
человек, а в другом месте их возможно не хватало.
2.
Чем руководствовался мастер, обращаясь к
начальнику цеха?
Мастеру было крайне неприятно данное задание, он позволил себе
смешать личное и профессиональное. Желая выгодно выглядеть в глазах абсолютно
всех своих подчинённых, мастер снял с себя всю ответственность и даже не
выполнил распоряжение руководства, более того попытался переложить свою работу
(и свою ответственность) на своего непосредственного руководителя – начальника
цеха.
Задача 2
1.
Выявите причины сложившейся ситуации.
Ситуация, описанная в задаче, возникла по причине того, что мастер
полностью игнорировал своих непосредственных подчинённых – бригадиров, и напрямую
общался с рабочими. Причины такого поведения могут быть самыми различными:
- мастер не умеет делегировать – он просто не знает, как это
сделать – не знает технологий и методов делегирования, не умеет поставить
задачу перед своими бригадирами, а затем отследить её выполнение;
- мастер может относится к такому типу личности, которому сложно
довериться другому человеку, ему проще выполнить всё самому («Если бы он сам
обо всем не беспокоился, все шло бы наперекосяк»).
2.
Определите стиль управления мастера.
Я считаю,
что мастер использует авторитарный стиль управления, для которого характерны
следующие черты:
-
самовластное решение всех вопросов, касающихся деятельности организации;
-
ограничение контактов с подчиненными;
- такой
руководитель «все знает сам» и не терпит возражений, никому не доверяет, не
ставит в известность о своих намерениях.
Более того,
у данного мастера ярко выражен не просто авторитарный стиль, а его крайняя
разновидность – эксплуататорский вид. Для такого стиля свойственно недоверие
своим подчинённым. Руководитель, не доверяя подчиненным и не спрашивая их
мнения и советов, единолично решает все вопросы, и берет на себя
ответственность за все, давая исполнителям только указания, что, как и когда
делать, в качестве основной формы стимулирования использует наказание. В данном
случае: мастер не доверяет бригадирам, что они правильно донесут до рабочих
указания; мастер не доверяет рабочим, что они сами найдут подход к задаче, и
поэтому «детально проверял выполнения» и «вмешивался и начинал лично исправлять
ошибку».
Задание 3
Задача 1
На мой
взгляд, в данном случае необходимо использовать автократический стиль.
Изначально в этой ситуации был использован именно этот стиль – задание сотруднику
дано с подробной инструкцией, но затем был упущен этап контроля. Либеральный
стиль однозначно здесь непригоден, т.к. у сотрудника очевидны трудности с
самоорганизацией – он не просто выполнил задание неправильно, он ещё и не
сделал это вовремя. Прочитав задание в первый раз, мне захотелось выбрать
демократический стиль, однако поразмыслив, я решила, что использование этого
стиля может только усилить халатность работника, который многократно
игнорировал инструкцию и не справлялся с заданиями. Демократический стиль был
бы уместен, если бы сотрудник всё-таки старался придерживаться данных указаний,
но у него не получалось по тем или иным причинам, тогда было бы разумным «обсудить
возникшую проблему и вместе постараться выяснить, почему ему так сложно придерживаться
инструкций».
Задача 2.
Я считаю,
что в этой ситуации необходимо использовать либеральный стиль.
Авторитарный стиль здесь неуместен, т.к. Светлана является хорошим сотрудником,
уже проработавшим в компании 2 года и имеющим отличный послужной список.
Причины снижения эффективности девушки могут быть самые разные, в том числе
сложная ситуация в семье, нездоровье или просто усталость. Во время обсуждения
ситуации она, возможно, не захочет говорить о своих личных проблемах, к тому же
только она может справиться с ними. Именно поэтому я считаю, что на данном
этапе проблемы использование демократического стиля не обязательно, хотя
возможно.
Задача 3
В данном
случае разумно использовать демократический стиль управления. Если Иван
сам выразил сомнения в том, что он справится с отчетом, то выбирать либеральный
стиль и оставлять сотрудника один на один с задачей вряд ли стоит. Авторитарный
стиль, по моему мнению, здесь явно непригоден – зачем давить на хорошего
работника? К тому же задание написать отчет дали Вам, и Иван при неверной
подаче поручения может воспринять его как перекладывание ответственности
(руководитель не хочет делать скучный/сложный отчет и заставляет меня). Если Вы
как руководитель Ивана считаете, что он обладает всеми знаниями и навыками,
необходимыми для составления данного отчета, и его сомнения лишь
психологический момент – страх перед новым незнакомым заданием, то здесь
следует лишь подтолкнуть работника, выразить уверенность, что он справится – а
значит использовать демократический стиль.