Принципы, функции и методы управления
РЕФЕРАТ
по курсу «Менеджмент»
по теме: «Принципы,
функции и методы управления»
1. Принципы управления
Управленческая деятельность основывается на использовании
специальных принципов управления.
Принцип — это основное правило, требование, идея
управления и его основа.
Основные принципы определяют философию и стратегию
руководства предприятием и его звеньями. Следование принципам управления служит
залогом высокого качества управленческого решения и, следовательно, высокой
эффективности управления.
С учетом выработанных принципов корректируются цели
деятельности предприятий, уточняются приоритеты, формулируется его политика,
разрабатываются методы. Реализация принципов, целей, приоритетов и политики
предприятий осуществляется с помощью соответствующих рабочих методик,
инструкций, положений, нормативов. Последние формируют механизм управления
организацией.
Демократический принцип распределения функций управления
основан на методах и правилах общественного разделения труда. В соответствии с
этими правилами за каждым органом и лицом хозяйственного руководства, начиная с
директора завода и заканчивая производственным бригадиром, закрепляется
определенная часть управленческой работы (функция). Различные по содержанию
управленческие функции необходимо распределять таким образом, чтобы каждый
делал свое дело, которое знает и за исполнение которого отвечает.
Принцип научной обоснованности методов и правил управления
предполагает, что методы, формы и средства управления должны быть строго научно
обоснованы и выверены практикой. Производство — это та среда, где на основе
законов природы и общественного развития выводятся законы производства.
Последние действуют так же неизбежно, как и законы природы. Именно поэтому
знание законов производства для каждого специалиста в такой же мере необходимо,
как и знание законов физики и биологии.
Необходимость принципа эффективности управления связана с
многовариантностью путей достижения одной и той же поставленной цели.
Руководство организаций находится в постоянном поиске эффективных решений во
всех сферах деятельности. В условиях свободного рынка руководитель обязан
постоянно быть в поиске и даже рисковать, чтобы не отстать от своих
конкурентов. На практике доказано, что порой лучше не принимать никакого
решения, чем принимать необдуманное и неправильное. Чем выше уровень
управления, на котором принимается решение, тем более тщательно, при прочих
равных условиях, они должны быть обоснованы. После принятия управленческого
решения должны приниматься организационные, административные и экономические
меры по его реализации и контролю за ходом его исполнения.
Принцип совместимости личных, коллективных и
государственных интересов связан с характером производства. Часто хозяйственные
организации размещаются в населенных пунктах и используют местные природные
ресурсы. Естественно, они не должны допускать загрязнения водного и воздушного
бассейнов, нерационального использования выделяемых им природных ресурсов.
Экономически оправданно, что за эксплуатацию указанных ресурсов организации
обязаны вносить соответствующую плату. Кроме того, организации не могут решать
ряд проблем без помощи государственных и местных органов власти. Многие хозяйственные
организации и целые отрасли нуждаются в государственной поддержке. Местные
органы власти в целях максимальной эффективности хозяйственной деятельности и
соответственно всей экономики обязаны проявлять заботу о занятости населения,
следовательно, и о развитии предприятий, размещенных на подведомственной
территории.
2. Функции управления
Менеджмент как процесс управления организацией применяется
во всех сферах деятельности организации. Спектр выполняемых управленческих
действий настолько широк, что в теории управления принято объединять их в
отдельные виды.
Под функцией управления понимают обособившиеся виды
управленческой деятельности, различные направления управленческого воздействия
управляющей системы на управляемый объект.
Впервые функции управления выделил Анри Файоль (1841 —
1925). Среди них можно назвать следующие операции:
технические (производство, выделка и обработка);
коммерческие (покупка, продажа, обмен);
финансовые (привлечение средств и распоряжение ими);
страховые (страхование и охрана имущества и лиц);
учетные (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и
т.д.);
административные (предвидение, организация,
распорядительство, координирование и контроль).
В настоящее время выделяют следующие функции управления:
прогнозирование — определенная система вероятностной
оценки характера изменения целей и возможных направлений развития управляемого
объекта в соответствии с имеющимися ресурсами организации;
планирование — это центральная функция управления.
Планирование предполагает постановку целей и задач системы управления и
организации в целом путем определения метода и средств их достижения. Эта
функция пронизывает все виды управленческой деятельности и стадии процессов
структурных звеньев любой организации. В условиях рынка планирование становится
непрерывным, циклично повторяющимся процессом разработки эффективных путей и
методов развития и функционирования организации;
организацию — определение и распределение объема работ по
реализации поставленных целей с учетом характера взаимоотношений между
управленческими и производственными звеньями по созданию условий для достижения
целевой функции фирмы (компании);
регулирование — предвидение и устранение возможных
отклонений в ходе протекающего процесса от основных показателей. Эта функция
направлена на обеспечение запланированной согласованности и пропорциональности
развития и функционирования отдельных элементов управляемого объекта;
мотивацию — побуждение работника к активной деятельности
по достижению целей организации с помощью системы стимулов. Данная функция
основывается на удовлетворении сложной структуры потребностей человека в
соответствии с действием закона о возвышении потребностей;
координацию — необходимое согласование действий в работе
всех структурных элементов организации. Имеет целью обеспечение ритмичности и
непрерывности для достижения эффективности взаимодействия всех звеньев
управления;
контроль — проверка количественного и качественного
соответствия планируемого процесса ранее запланированным заданиям, решениям,
нормам и показателям;
учет — накопление и анализ итоговых данных за определенный
временной период. Благодаря этой функции можно совершенствовать систему
управления с учетом знаний прошлых лет. Контроль и учет служат средствами
обратной связи в управлении.
3. Экономические методы управления
Управленческая деятельность осуществляется с помощью
комплекса методов управления.
Метод управления — способ воздействия управляющего
субъекта на управляемый объект. Метод управления также представляет собой
основу мотивации человека для целенаправленного воздействия на процесс труда. В
данном случае мотивация носит сложный комплексный характер. Состав этого
комплекса и приоритет различных видов мотиваций зависят от уровня развития
общества и конкретных людей, вступающих во взаимозависимые отношения.
Экономические методы управления представляют собой
комплекс способов и приемов управленческого воздействия, основанный на
использовании объективных экономических законов и системы взаимосвязанных
экономических показателей, норм и нормативов. Экономические методы управления
строятся на следующих экономических законах:
- регулировании спроса и предложения;
- законе стоимости, учете потребностей общества,
коллектива и личности.
Основное содержание экономических методов заключается в
соизмерении затрат производства и результатов деятельности организации.
Экономические методы играют роль мощного стимулятора созидательной активности
работников (рациональное использование всех видов ресурсов, внедрение
достижений науки и передового опыта). При помощи экономических методов
управления создаются необходимые условия, которые призваны заинтересовать людей
в достижении эффективных результатов своей деятельности.
К экономическим методам управления относят следующие:
коммерческий расчет. Данный метод управления основан на
том, что в большинстве случаев хозяйственные отношения между отдельными
подразделениями строятся на основе трансфертных цен, которые отражают переход
продукта в границах собственности предприятия. В данном случае продукт является
лишь по форме товаром, не будучи им по содержанию. Подобные цены
устанавливаются в рамках такой политики ценообразования, которую проводит
руководство организации. Данный метод управления основан на минимизации затрат
на всех промежуточных стадиях производства конечного продукта организации. На
основе правовых отношений между подразделениями организации определяется
ответственность за качество и количество продукции, сроки поставки;
цены и ценообразование. Цена оказывает значительное
управленческое воздействие на организацию, как на «входе» (цена на ресурсы),
так и на «выходе» (цена на продукцию организации). В зависимости от того, каков
уровень цен, определяется и корректируется система целей организации,
выбираются эффективные стратегии поведения;
финансирование. Данный метод управления реализуется в
качестве инструмента финансовой политики — это обеспечение всех подразделений
необходимыми финансовыми ресурсами. Формирование финансовых ресурсов происходит
за счет: собственных и приравненных средств; мобилизации на финансовом рынке
средств; средств, поступающих в порядке перераспределения;
кредитование. Развитие этого метода управления связано с
развитием сети коммерческих банков. Механизм метода основан на возрастающей
роли перераспределения кредитных ресурсов через кредитный рынок. В этой связи
кредитное перераспределение децентрализуется все в большей мере. Кредит
способствует улучшению состояния потребительского рынка;
налоговую систему. Данный метод управления особенно важен
в рамках государственного управления. Путем установления налоговой повинности
государство регулирует состояние экономики. Государство, устанавливая высокие
ставки налогов, способствует снижению деловой активности, а занижение ставок
ведет к росту активности предпринимателей.
4. Административно-правовые методы управления
Административно-правовые методы управления представляют
собой совокупность средств юридического (правового и административного)
воздействия на отношения людей в процессе выполнения ими возложенных на них
функций в рамках организаций различных видов.
Основу административно-правовых методов составляют:
система законодательных актов страны и региона —
федеральные (государственные) законы, указы, постановления, государственные
стандарты, положения, инструкции, методики и другие документы, утвержденные
федеральными органами для обязательного применения на территории страны;
система нормативно-директивных и методических документов
предприятия и вышестоящей организации, обязательных к применению;
система планов, программ, заданий (их срыв может нарушить
стабильность работы всего коллектива).
В управленческой деятельности применение данных методов
реализуется путем:
распоряжений — руководитель в произвольной форме указывает
подчиненному, что именно тот должен (не должен) совершать в определенных
условиях;
популяризации — акцент переносится с прямых указаний на
инициативы, в которых руководитель проявляет активность, при этом приказы и
наказания используются в крайнем случае;
делегирования полномочий — работнику передается право
самостоятельного решения определенных задач и возлагается функциональная
ответственность, в свою очередь руководитель сохраняет за собой общее
руководство, которое не может быть делегировано;
участия в управлении — руководитель привлекает сотрудников
к решению различных текущих вопросов, предоставив им все необходимые полномочия
и возложив на них определенную ответственность. Этот метод целесообразно
использовать там, где люди могут и желают самостоятельно работать.
Существуют следующие рычаги административно-правовых
методов управления:
нормирование — деятельность по установлению норм и
нормативов, которые определяют верхние и нижние пределы в различной
деятельности;
регламентирование — деятельность по установлению правил,
определению содержания и порядка выполнения организационной работы внутри
системы;
инструктирование — деятельность по оказанию методической,
организационной или информационной помощи при конкретной работе в рамках
системы.
Формами административно-правовых методов управления
являются:
краткосрочное распорядительное воздействие через единичные
административные распоряжения;
данная форма призвана обеспечить четкое функционирование
организационных систем, повседневную слаженную работу органов управления;
длительное распорядительное воздействие посредством
административных актов долгосрочного действия, направленное на
совершенствование организационных систем.
5. Социально-психологические методы управления
Социально-психологические методы управления представляют
собой механизм воздействия на органы управления (коллектива) и людей через
социально-психологические интересы.
Данные методы основаны на социальных отношениях,
возникающих в процессе производства и влияющих на конечный результат
деятельности организации. Рабочие коллективы успешно решают свои задачи в том случае,
если имеется благоприятный «социальный климат» в коллективе. Доказано, что
отношения партнерства более эффективны, чем отношения, основанные на
административном принуждении. Механизм метода состоит в том, что имущественное
неравенство может быть любым, но на работе сотрудники должны чувствовать себя
партнерами. В случае нарастания социальных противоречий снижается рост
производительности труда и уровня жизни.
Социально-психологические законы управления основаны на
учете законов поведения людей в их деятельности:
человек объективно стремится достигнуть каких-либо
результатов с минимальными затратами для себя;
каждый человек стремится действовать таким образом, что бы
за этим последовало максимальное поощрение в приемлемой форме или минимальное
наказание;
каждый человек делает только то, что требует структура
управления, которая может реально наказать или поощрить его.
управление социально-массовыми процессами;
управление группами (авторитарные, авторитарно-демократические,
демократические);
управление групповыми явлениями (новаторство,
экономическое соревнование);
социальное нормирование;
социальное регулирование;
ролевые изменения;
социальную профилактику.
К психологическим методам управления относятся:
профессиональный отбор персонала (интервью, беседы,
тесты);
гуманизация труда (борьба с монотонностью труда,
функциональное использование музыки);
формирование эмоционально-эстетического фона деятельности
коллектива (общее настроение коллектива, культура общения, внешний вид).
Использование социально-психологических методов управления
осуществляется с учетом организационной культуры в рамках формальной и
неформальной структур управления, которые органично сочетаются в сфере
управления.
Формальная структура фиксирует производственно необходимые
связи и отношения членов коллектива с помощью точно сформулированных и
формально закрепленных прав, обязанностей, полномочий, ответственности.
Неформальная структура представляет собой связи и
отношения, складывающиеся на основе симпатий, антипатий, сходства характеров,
взаимопонимания, общности интересов в сфере производства и вне организации.
Социально-психологические методы используются для решения
следующих задач:
повышения производственной и творческой активности членов
трудового коллектива путем создания необходимых для эффективной трудовой
деятельности условий;
формирования благоприятного социально-психологического
климата, включающего элементы психологического и физиологического характера;
эффективного применения различных форм морального
поощрения с использованием самодиагностики и самообучения;
воздействия на групповое сознание коллектива с целью
формирования необходимой культуры деятельности, позволяющей достигать высокой
результативности труда.
Список литературы
1.
Журавлев П.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении М., 2007.
2.
Кнорринг В.И. Искусство управления М., 2006.
3.
Коротков Э.М. Менеджмент М.: Инфра-М, 2006.
4.
Кравченко А.И. История менеджмента М., 2008.
5.
Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Менеджмент. М., 2007.
6.
Орлов А.И. Менеджмент: Учебник. М., 2005.
7.
Рябцев И.М. Менеджмент: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2006.
8.
Филонович С.Р. Основы менеджмента. М., 2005.
9.
Чуйкин А.М. Основы менеджмента. М., 2005.
10.
Ямпoльcкaя Д.О., Зонис М.М. Менеджмент: Учебное пособие С-Пб.: Нева, 2004.