Внешнеторговые отношения Вьетнама
Министерство образования и науки Украины
Донецкий национальный университет
Кафедра «Международная экономика»
Реферат
по дисциплине «Международная торговля»
на тему: «Внешнеторговые отношения Вьетнама»
Подготовила Преподаватель
студентка IV курса Бойко А.Н.
экономического
факультета
специальности
«Международная экономика»
группы 0503 Б
Жиенко Е.Н.
Донецк
2011
Содержание
Введение
1. Краткая характеристика государства
2. История развития внешней торговли Вьетнама
3. Современное положение дел
Выводы
Список использованной литературы
Введение
С 1986 Вьетнам
осуществляет новую политику всесторонней реформы социальной экономики и
многостороннюю внешнюю политику под девизом: «Вьетнам хочет быть другом и
надежным партнером стран всего мира». Вьетнам самостоятельно осуществляет
интеграцию в мировую экономику, переходя из системы плановой централизованной
экономики в систему рыночной экономики социалистической направленности.
При данных
геополитических условиях, богатых природными и трудовыми ресурсами, а также при
проведении соответствующей политики реформ Вьетнам стал государством,
обладающим экспортным преимуществом по тропическим сельскохозяйственным,
лесным, рыбным продуктам, продукции швейного и обувного производства,
электронной и компьютерной продукции, мебели и кустарно-художественных изделий
и т.д.
Вступив в организацию
АСЕАН в июле 1995 г., Вьетнам принял участие в нескольких Соглашениях по
свободной торговле: АСЕАН – КНР, АСЕАН – Япония, АСЕАН – Южная Корея, АСЕАН –
Индия, АСЕАН – Австралия и АСЕАН – Новая Зеландия. Вьетнам участвует в конференции
АСЕМ с 1996 г. и организации форума Азиатско-тихоокеанского экономического
сотрудничества (АТЭС) с 1998 г. С 2007 года Вьетнам является членом Всемирной
торговой организации (ВТО). Закончены двухсторонние переговоры Вьетнама с
основными партнерами, как ЕС, КНР, Японией, Южной Кореей, Индией и т.д.
1. Краткая характеристика
государства
Социалистическая
Республика Вьетнам — государство в Юго-Восточной Азии, расположенное на
полуострове Индокитай. На западе граничит с Лаосом и Камбоджей, на севере — с
Китаем, с востока и юга омывается Южно-Китайским морем.
Вьетнам делится на 58
провинций (вьетн. Tỉnh, тинь). Наряду с этим существует 5 городов
центрального подчинения, которые имеют такой же статус, как провинции. Столица
государства – Ханой.
Численность населения —
89,6 млн (оценка на июль 2010, 13-е место в мире). Годовой прирост — 1,1 %
(фертильность — 1,93 рождений на женщину). Средняя продолжительность жизни —
69,5 лет у мужчин, 74,7 года у женщин. Городское население — 28 %. Грамотность
— 94 % мужчин, 87 % женщин (оценка 2002 года). Официальный язык — вьет, часть
населения может говорить по-английски, по-французски, по-китайски. Религии —
буддисты 9,3 %, католики 6,7 %, хоа-хао 1,5 %, као-дай 1,1 %, протестанты 0,5
%, атеисты 80,8 % (по переписи 1999 года). [13]
В течение последнего
десятилетия экономика Вьетнама демонстрировала впечатляющие успехи. Еще с 1992
года Вьетнам проводит разгосударствление промышленных предприятий.
Приветствуется привлечение иностранных инвестиций, создание совместных
предприятий. В сфере услуг, торговле и в производстве. Вьетнам является членом
ВТО. Ежегодный прирост ВВП, в среднем, составлял 8,5% (однако, в 2008 г. он снизился до 6,5%, а в 2009 г. до 5.2%). [13]
Вьетнам обладает многими
природными ресурсами: фосфаты, уголь, марганец, бокситы, хромиты, залежи нефти
и газа на морском шельфе, лес, гидроэнергия.
ВВП в 2009 году составило
92,4 млрд долл. ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) —
2,9 тыс. долл. (167-е место в мире). [13]
Сельское хозяйство (52 %
работающих, 21 % ВВП) представлено выращиванием риса, кофе, каучуконосы, хлопка,
чая, перца, сои, кешью, сахарного тростника, арахиса, бананов; занимаются
разводом птицы; производится вылов рыбы и морепродуктов.
Промышленность (15 %
работающих, 40 % ВВП) представлена обработкой сельхозпродукции, производством одежды,
обуви, добычей нефти.
Сфера обслуживания — 33 %
работающих, 39 % ВВП.
Безработных во Вьетнаме —
6,5 % (2009 г.). В течение последних 15-ти лет Вьетнам стал одним из самых
заметных экспортеров в США. Начиная с конца 2008 г. стали чувствоваться последствия уменьшения спроса со стороны американских потребителей. Это
затрагивает мебель, электронику, одежду, текстиль, обувь, морепродукты. Вместе
с тем, при уменьшении валовых показателей экспорта, у вьетнамских изделий
появляется шанс занять большую долю американского импорта за счет вытеснения
изделий из КНР, Индии, Мексики благодаря меньшей себестоимости. В конце 2009 г. и начале 2010 г. экономика показывает признаки восстановления на прежние позиции по темпам
роста. А в 2010 г. годовое увеличение ВВП приблизилось к 6.5%. [13]
Во Вьетнаме создано три
ключевых экономических региона:
1. Северный, включающий в
себя города Ханой и Хайфон, провинции Куангнинь, Хайзыонг, Хунгйен, Хатай,
Виньфук, и Бакнинь.
2. Центральный с городом
Дананг и провинциями Тхуа Тхиен Хюэ, Куангнам и Биньдинь.
3. Южный с городом
Хошимином и провинциями Донгнай, Бария-Вунгтау, Биньзыонг, Тайнинь, Биньфыок, и
Лонган.
Самым мощным из трех
является южный.
2. История развития
внешней торговли Вьетнама
Экономика Вьетнама на
протяжении многих лет вплоть до реформ в стране (1986г.) была тесно связана с
геополитическим направлением развития страны в целом, несла на себя отпечаток
колонизации, войны и идеологических приоритетов развития страны. Экономика
страны в целом и ее внешняя торговля в частности была замкнута в пространстве
политических и идеологических партнеров:
- в колониальный период
(1858-1954гг.) с метрополией – Францией;
- в период разделенной
страны (1955-1975гг.), Северный Вьетнам – с КНР и СССР, а Южный Вьетнам – с
США;
- в период 1976-1985гг. с
СССР и другими странами-членами СЭВ. [4]
До 1986г. товарооборот
внешней торговли стабильно рос в основном за счет роста импорта. Основой
международной специализации Вьетнама, а следовательно, главными статьями экспорта
были минеральное сырье и продукты тропического земледелия. Рост объема импорта,
в свою очередь, не был направлен на поощрение экспорта, а, главным образом, на
осуществление импортозамещающей политики.
В 1990-2000гг. Вьетнам
стремился разумно сочетать элементы режима импорта замещения в тяжелой
промышленности (энергетике, транспорте, связи) со стратегией экспортной
ориентации в легкой и электронной отраслях, поэтапно ослабляя государственный
контроль на внешней торговлей, поощряя привлечение иностранного капитала.
Дальнейшая оптимизация
товарной структуры вьетнамского экспорта, шла в направлении роста стоимости
экспорта готовой промышленной продукции (с высокой долей добавочной стоимости),
повышение в ней технологического компонента. В целом, экспорт перестал
рассматриваться как средство для покрытия импорта, импорт, в свою очередь
рассматривается исключительно как инструмент получения передового оборудования,
знаний и новых технологий.
В ходе реформ произошло
кардинальное изменение государственных подходов к внешнеэкономической политике,
что отразилось на смене торговых партнеров и расширении их круга. Были
преодолены идеологические ориентиры в выборе внешних партнеров, началось
проведение открытой внешней политики, что обеспечило возможность широкого выхода
на мировой и региональный рынки. [5]
К 2000-е г. расширилась
география внешнеторговых связей и изменялась ее территориальная структура.
Внешняя торговля переориентировалась на страны азиатского региона и
Европейского Союза, что способствовало стабилизации и оживлению экономической
обстановки в стране. На долю азиатских стран приходились две третьи
внешнеторгового оборота Вьетнама, а на долю ЕС – более 15%. [6]
Внешнеэкономические связи
Вьетнама с Россией после распада СССР практически прекратились, однако, сегодня
появились новые предпосылки для активизации развития. Ожидается, что в
ближайшее время темпы роста взаимной торговля между Вьетнамом и Россией
вырастут благодаря подписанию новых межправительственных документов [7] .
Начавшееся в 1994г. после
отмены эмбарго налаживание и активизация внешнеэкономических связей Вьетнама с
США как «бывшим врагом» подтверждает желание вьетнамского руководства углублять
политику открытой экономики и преодолевать идеологические барьеры.
В целом, открытая
внешнеэкономическая политика Вьетнама как неотъемная часть экономических реформ
стала важным фактором, стимулирующим совершенствование системы управления
хозяйственных механизмом и внедрение новых форм хозяйствования. Быстрые и
ощутимые результаты Вьетнаму принес стратегический верный для его условий выбор
в пользу эволюционного пути экономических реформ. Степень открытости страны
позволяла сочетать рост внешней торговли со структурной перестройкой
национальной экономики. Хотя, позиция Вьетнама в мировой экономике еще остается
скромной [8] , но его экономическое положение в региональном разделении труда
заметно улучшается.
Анализирую динамику
экспортно-импортных операций можно отметить положительную тенденцию роста
объемов как экспорта так и импорта (рис 1, 2).
Рис. 1 Динамика экспорта
основных товаров 2003-2009 гг. [12]
С 2003 года объем
экспорта увеличился практически вдвое – с 20,176 млн. долл. До 57,096 млн.
долл. Это произошло благодаря росту поставок риса, угля, кофе.
Рис. 1 Динамика импорта
основных товаров 2003-2009 гг. [12]
Общий объем импорта также
увеличился более чем в 2 раза – с 25,227 млн. долл. До 69,949 млн. долл. Возросли
поставки топлива, железа и металла.
3. Современное положение
дел
Переходя к анализу
современного состояния внешней торговли Вьетнама, следует отметить следующие
особенности:
Во-первых, развитие
экономики и внешней торговли Вьетнама основывалось на основных факторах
производства (природные условия и ресурсы, а также неквалифицированная рабочая
сила), т.е. главными факторами включения Вьетнама в МРТ являются природные и
трудовые ресурсы;
Во-вторых, Вьетнам имеет
многочисленные трудовые ресурсы с низкой оплатой труда; это является его
главным конкурентным преимуществом участия в МРТ по двум направлениям:
производстве трудоемких товаров для экспорта и экспорт рабочей силы;
В-третьих, в рыночных
условиях в стране усилились различия в уровне социально-экономического развития
между экономическими районами. Наиболее развитыми являются район дельты р. Гонг
(на Севере) и Юго-Восточный, которые образовали «полюса роста» в двух разных
частях страны. Эти районы также являются главным звеном вьетнамской экономики:
на их долю приходилось около 60% объема ВВП и более 65% общей стоимости
экспорта страны при доле в площади и населения страны соответственно – 20% и
35% [3] .
В-четвертых, в условиях
открытой экономики создание системы СЭЗ в стране способствует увеличению объема
экспорта и расширению экспортной конъюнктуры Вьетнама. Свободные экономические
зоны позволяют Вьетнаму приобрести опыт взаимодействия с мировым рынком,
стимулируют структурную перестройку национальной экономики. Создание СЭЗ также
служит важным элементом системы активного включения страны в мирохозяйственные
связи, первым шагом в расширения открытой экономики.
В 1986г. произошло резкое
изменение направления внешнеэкономической политики страны, связанное с поиском
новых подходов к использованию внешнего фактора в социально-экономическом
развитии страны, что в первую очередь было обусловлено распадом
социалистического лагеря, а также переосмыслением накопленного собственного и
опыта стран региона – переход к рыночной экономике. Главными направлениями экономической
реформы во Вьетнаме после 1986г. являлись либерализация внешнеэкономических
связей, развитие экспортных отраслей и расширение внешнеторговой деятельности
со всеми странами мира. Это способствовало активизации внешнеэкономических
связей Вьетнама с региональными партнерами и диверсификации внешней торговли.
Наряду с внешней торговлей, занимающей ведущее место во внешнеэкономических
связях страны, активизировалось привлечение иностранного капитала, что стало
решающим фактором в формировании экспорта ориентированной стратегии развития.
В ходе реформы Вьетнам
добился существенных успехов в преодолении прошлого экономического застоя,
подъеме жизненного уровня и повышении своих позиций в мировом рынке (МР).
Только за последнее десятилетие ВВП увеличивался в среднем на 8% в год [1] .
Наряду с тем и улучшается
жизненный уровень населения: за 1990-2000 гг. ВВП в расчете на душу населения
возрос в два раза. Инфляция, достигавшая до 1986г. более чем 700%, то к концу
1990-х гг. снизилась менее 5% в год. Страна достигла самообеспеченности
продовольствием и, более того, стала одним из крупнейших экспортеров риса в
мире (после Таиланда). Вьетнам все активнее участвует в международном и
разделении труда, что подтверждается повышением его коэффициентов экспортной
квоты: с 7,3 в 1985г. до 57,2% в 2000г. Сегодня, хотя еще сохраняется сырьевая
направленность экспорта, во Вьетнаме набирает силу тенденция изменения позиций
в международной специализации: доля сырьевых товаров постепенно сокращается при
росте доли продукции обрабатывающей промышленности, прежде всего трудоемкой
продукции [2] .
С 11 января 2007 года
Вьетнам стал 150-м членом Всемирной торговой организации (ВТО). Вьетнам получил
от вступления в ВТО больше преимуществ, чем отрицательных моментов. Ежегодный
прирост экспорта по объему товаров увеличивался на 20%.
Главными статьями
экспорта являются сырая нефть, текстиль, кожаная обувь, морепродукты (табл. 1)
Таблица 1
Основные товары, экспортируемые
в 2009 г. [11]
Продукт
|
Значение, тыс. долл.
|
Доля в экспорте, %
|
Сырая нефть
|
21,187,533
|
8,92
|
Кожаная обувь
|
7,733,189
|
3,25
|
Мебель
|
5,400,620
|
2,27
|
Кофе
|
4,521,227
|
1,90
|
Рис
|
4,113,158
|
1,73
|
Уголь
|
3,917,976
|
1,65
|
Рыба
|
3,278,895
|
1,38
|
Одежда
|
2,964,972
|
1,25
|
Чернила
|
2,938,150
|
1,24
|
Экспорт в 2009 г. составил $56.584 (в 2008 г. — $63 млрд). Уменьшение произошло, в основном, из-за падения цен
на многие экспортируемые товары, а также из-за снижения спроса в странах,
импортирующих вьетнамскую продукцию.
По 9-ти группам товаров
экспорт по прежнему превышает $1 млрд., при этом по 4-м из них — $3 млрд., по
двум — $2 млрд.
Рис. 1 Структура экспорта
Вьетнама, [11]
Вьетнамский рис стал
поставляться уже более чем в 70 стран мира. Экспорт кофе впервые превысил экспорт
риса. Еще в 2007 г. Вьетнам обошел Таиланд и Индонезию в ЮВА по экспорту
мебели.
По экспорту орехов-кешью
Вьетнам держится на 1-м месте. Вьетнам держит половину мирового рынка черного
перца, что позволяет ему в определенной мере влиять на цены.
Таблица 2
Основные партнеры
Вьетнама по экспорту, 2009 г. [11]
Страна
|
Значение, тыс. долл.
|
Доля в экспорте, %
|
США
|
10,894,850
|
22,97
|
Япония
|
7,242,429
|
15,27
|
Китай
|
4,177,624
|
8,81
|
Сингапур
|
2,422,249
|
5,11
|
Малайзия
|
1,856,663
|
3,91
|
Германия
|
1,729,952
|
3,65
|
Филиппины
|
1,587,488
|
3,35
|
Корея
|
1,550,418
|
3,27
|
Нидерланды
|
2,92
|
Великобритания
|
1,354,051
|
2,85
|
торговля
вьетнам экспорт импорт
В структуре экспорта
товаров Вьетнама из Китай не наблюдается никаких изменений. Топливо и материальные
блага по-прежнему составляют большое часть в общем объеме экспорта, в среднем
около 55 процентов от общего объема экспорта. Сельское хозяйство, лесное
хозяйство и морепродукты, которые имеют большие конкурентные преимущества,
составляет в среднем коэффициент в размере 15 процентов от общего объема
экспорта, а также промышленная группа товаров составляет около 10 процентов [11].
Экспортеры в начале
2010г. не высказывали оптимизма по перспективам на год ввиду нескольких причин.
Это — антидемпинговые меры ЕС по обуви, подобные шаги США на некоторые товары,
введение сертификации морепродуктов и другие факторы.
Рис. 2. Основные партнеры
Вьетнама по экспорту, 2009 г. [11]
Импорт в 2009 г. составил
$80 млрд. Основными статьями импорта являются не сырая нефть, железо, сталь,
одежда, техника, золото, грузовые автомобили, полуфабрикаты из стали, соя,
запчасти на автомобили, полимеры (табл. 3).
Таблица 3
Основные продукты,
импортируемые Вьетнамом, 2009 г. [11]
Продукт
|
Значение, тыс. долл.
|
Доля в импорте, %
|
Не сырая нефть
|
16, 963,319
|
7,20
|
Железо, сталь
|
3,915,609
|
1,66
|
Одежда
|
2,133,331
|
0,91
|
Техника
|
2,092,524
|
0,89
|
Золото
|
1,765,415
|
0,75
|
грузовые автомобили
|
1,719,914
|
0,73
|
полуфабрикаты из стали
|
1,625,192
|
0,69
|
Соя
|
1,607,198
|
0,68
|
запчасти на автомобили
|
1,502,966
|
0,64
|
полимеры
|
1,323,616
|
0,56
|
Как видим из таблицы
наибольшую часть импорта составляет несырая нефть и сталь, 7,2 % и 1,66 %
соответственно.
Главными партнерами, по
прежнему являются Китай, США, Япония (табл. 4).
Таблица 4
Основные партнеры
Вьетнама, импорт, 2009 г. [11]
Партнеры
|
Значение, тыс. долл.
|
Доля в импорте, %
|
Китай
|
13,361,011
|
23,08
|
Сингапур
|
8,417,656
|
14,54
|
Япония
|
6,764,076
|
11,69
|
Корея
|
6,354,228
|
10,98
|
Таиланд
|
4,372,083
|
7,55
|
США
|
2,174,920
|
3,76
|
2,064,369
|
3,57
|
Гонконг
|
1,952,307
|
3,37
|
Швейцария
|
1,737,032
|
3,00
|
Индия
|
1,708,710
|
2,95
|
Китай остается главным
коммерческим партнером Вьетнама. Доход торговли между двумя странами в 2009
году составил около 21,5 млрд. долл. США, увеличившись на 6,9 процента против
2008 года. В 2010 году эта цифра составила $ 25 млрд.
В последние годы
отношения Вьетнам и Китай сильно развились. В первые пять месяцев 2009 года,
из-за воздействия глобального финансового кризиса, двусторонние доходов
торговли сократился на 21,4 процента по сравнению с прошлым годом, достигнув $
7,120 млрд., из которых экспорт Вьетнама составил $ 1,609 млрд., что на 1,71
процента меньше 2008 года, импорт страны составил $ 5,511 млрд., снизившись на
25,8 процента.
В период между 2006 и
2008 годах торговля Вьетнама и Китай постоянно увеличивается по абсолютной
величине, в среднем более чем на 40 процентов в год. В 2008 году трансграничный
экспорт Вьетнама и экспортный оборот в семи провинциях на границе с Китаем
достиг некоторого 6,5 млн. долл. США, увеличившись более чем на 19 процентов по
сравнению с 2007, что составляет 32,24 процентов товарооборота Вьетнам-Китай. []
Рис. 3 Основные партнеры
Вьетнама, импорт, 2009 г. [11]
Говоря об импорте
Вьетнама из Китая, то произошел его рост до 32,6 процента в период между 2006 и
2008 годах в среднем. Произошло и незначительное изменение в товарной структуре
импорта из Китая. Топливо и материальные блага, включая нефть, химикаты, сталь
по-прежнему составляют значительную часть от общего объема импорта товаров
Вьетнама, после чего идут машины, оборудование.
Что касается торгового
баланса, то он положительный в торговле с США, Филиппинами, Камбоджией, Великобританией,
Нидерландами. С Индии, Таиланда, Кореи, Сингапура и Китая Вьетнам больше
импортирует (табл. 5).
Таблица 5
Торговый баланс Вьетнама
с основными партнерами, 2009 г. [11]
Заметные проблемы
существуют в контексте торгового дисбаланса. Увеличивается дефицит торгового
баланса Вьетнама с Китаем. В частности, дефицит торгового баланса в 2006 и 2007
годах был даже выше, чем рост торговли между двумя странами. Превосходя Тайвань
и Корея, Китай становится рынком, где Вьетнам стал крупнейшим торговым
дефицитом. В 2008 году торговый дефицит Вьетнама и Китая составил 9, 183 млрд.
долл. и из года в год происходит рост в 21 процент.
Диаграмма 1. Торговый
баланс Вьетнама, 2009 г. [11]
Представители из
Азиатско-тихоокеанского департамента отметили, что проблемы должны быть
урегулированы в рамках АСЕАН и Китая - соглашения о свободной торговле.
Представители добавили, что экспортно-импортные структуры по-прежнему
нелогичны, и они не видит положительных изменений в них.
По данным Национального
комитета по международным экономическим корпорациям, следующие мероприятия по
сокращению пошлин на товары из ACFTA, 50 процентов от общего числа будут
облагаться 0 - 5 процентов в 2010 году. Это создает широкие возможности для
Вьетнама на экспорт многих товаров в Китай, в частности, такие товары, как
натуральный каучук, кофе, перец, орехи кешью, провода и электрические кабели,
обувь, морепродукты, одежду, фрукты и овощи, дерево, пластмассы, зерновые
продукты и т.д.
Выводы
Опыт Вьетнама в области
реализации внешнеэкономической политики и внешнеторговой деятельности
свидетельствует [9] о том, что:
- идеология и политика не
должны довлеть над экономикой;
- невозможно достичь
высокого, а тем более передового уровня развития экономики, не развивая широкие
экономические связи с другими государствами, не интегрируясь в мировое
общество, не находя своего места в международном разделении труда;
- необходимо использовать
свои конкурентные преимущества, прежде всего трудовые ресурсы для участия в
МРТ;
- открытость может
выступать как разрушительный фактор в русле шоковой терапии и как процесс,
имеющий свою этажность и управляемость, не перерастающий в разрушительный
протекционизм или монополизацию внутреннего рынка;
- степень открытости
экономики должна быть такой, чтобы с одной стороны, обеспечивалась эффективная
защита национальной экономики, а с другой - стимулировался рост внешней
торговли и приток иностранных инвестиций.
Исходя из перспектив
дальнейшего эволюционного развития вьетнамской экономики и последовательного
углубления реформенных преобразований, нынешняя внешнеэкономическая стратегия
Вьетнама не претерпит каких-либо кардинальных изменений в обозримом будущем под
воздействием субъективных факторов. Несомненно также и то, что конкретные
подходы Вьетнама к масштабам, формам и методам открытой экономики не будут
оставаться неизменными, потребуют от вьетнамского руководства гибкости и готовности
к компромиссам, будут подталкивать внутренние экономические и в перспективе –
политические реформы.
Список литературы
1. Solieu thong ke CHXHCN Viet Nam
Nam 1996.Statistical Yearbook of Vietnam 1996 (Статистический ежегодник
Вьетнама на вьетнамском и английском языке). - Ханой: Статистическое Изд-во,
1997. С. 214.
2. Solieu thong ke CHXHCN Viet Nam
Nam 1996.Statistical Yearbook of Vietnam 1996 (Статистический ежегодник
Вьетнама на вьетнамском и английском языке). - Ханой: Статистическое Изд-во,
1997. С. 357.
3. Solieu thong ke CHXHCN Viet Nam Nam.
Statistical Yearbook of
Vietnam 1999 (Статистический ежегодник Вьетнама на вьетнамском и английском
языке). - Ханой: Статистическое Изд-во , 2000. – с. 379-438
4. Народнохозяйственный комплекс СРВ:
проблемы формирования /Под ред. М. Е. Тригубенко. – М.: Наука, 2008. – 238 с.
5. Van kien Dai hoi Dang
Cong san Viet Nam lan thu 6. (Документы VI Съезда Компартии Вьетнама). - Ханой: Изд-во Правды, 2007. - 250 с.
6. Viet Nam hoi nhap ASEAN: hop tac
va phat trien (Вьетнам и АСЕАН: сотрудничество и развитие). - Ханой:VCCI-Ban
ASEAN, 2007. - с.15-184
7. Поляков А. Вьетнам на пути
перемен//Международная жизнь, № 11. - 2000, с. 62-69.
8. Кобелев Е. В. Современный Вьетнам:
реформы, обновление, модернизация (1986-2007гг.).- М.: Институт востоковедения РАН, 2007. – 106
9. Мир на рубеже тысячелетий (прогноз
развития мировой экономики до 2015). - М.: "Издательский дом Новый
Век", 2008. - 592 с.
10. Сенин Р.А. Соперничество –
сотрудничество в политических отношениях Вьетнама и стран Запада на современном
этапе // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология.
– 2008. – № 3. – С. 22–29.
11. http://siteresources.worldbank.org/INTVIETNAM/Resources/VDR2011EnglishSmall.pdf
13. http://ru.wikipedia.org/wiki/Вьетнам
Размещено
на