Финансовая микросреда предпринимательства
Содержание
Введение……………………………………………………………….…… 3
1. Сущность финансовой
микросреды предпринимательства……….…. 5
1.1.
Составляющие
финансовой микросреды с позиции маркетинга. 5
1.2.
Составляющие
финансовой микросреды с позиции финансов предприятия и менеджмента……………………………………………………..
12
2. Составляющие финансовой микросреды предпринимательства……...
15
2.1. Финансовые отношения между работниками
предприятия……….... 15
2.2. Финансовые отношения между структурными
подразделениями предприятия……………………………………………………………………….. 19
3.
Характеристика предпринимательских рисков ОАО …………….….. 23
3.1.
Характеристика ОАО ………………….…………………………….... 23
3.2. Расчет
коэффициента вариации…………………………………….… 26
3.3. Расчет
коэффициента риска…………………………………………... 28
3.4. Расчет
стоимости полной информации…………………………….... 28
Заключение……………………………………………………………….… 29
Список
используемой литературы…………………………………….…. 30
Приложения
Введение
В условиях
современной рыночной экономики предприниматели - производители, продавцы,
покупатели – действуют в конкурентной среде самостоятельно, а значит, находятся
в границах риска как предпринимательского, так и финансового. Поэтому изучение
проблем финансовой среды предпринимательства, возможности возникновения
рисковых ситуаций, их диагностики и успешного разрешения в условиях
современного рынка представляется чрезвычайно актуальным и практически
значимым.
Современное
предпринимательство можно представить как целостную систему отношений по поводу
производства, реализации, покупки товаров и услуг. Элементами такой системы
выступают конкретные предприниматели, занимающиеся разнообразным бизнесом.
Средой, в которой существует бизнес, является так называемая
предпринимательская среда, которую можно характеризовать и разделять на
определенные сферы и секторы по различным признакам.
Целью данной
курсовой работы является исследование финансовой микросреды
предпринимательства.
Достижение
поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
1. изучить сущность понятия
финансовая микросреда предпринимательства с позиции маркетолога и финансового
менеджера
2. рассмотреть составляющие
финансовой микросреды предпринимательства
3. разобрать составляющие
финансовой микросреды с позиции финансового менеджера
4. провести исследования
финансовых рисков на предприятии (на примере ОАО)
Объектом данного
исследования является финансовая микросреда предприятия.
В связи с тем,
что дисциплина «Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские
риски» основывается на знаниях, полученных при изучении финансового
менеджмента, менеджмента, финансов предприятия, экономической теории,
краткосрочной и долгосрочной финансовой политики, маркетинга, финансовая
микросреда предпринимательства рассматривается в первой главе с позиции двух
дисциплин: финансов предприятия и маркетинга.
Во второй главе
детально описываются составляющие финансовой микросреды предпринимательства с
позиции финансов предприятия и менеджмента, т.к. дисциплина «Финансовая среда
предпринимательства и предпринимательские риски» является специализацией
«Финансовый менеджмент».
При написании
работы использовались как нормативные акты, так и методические пособия и
публикации отечественных авторов, посвященных данной проблеме.
1.
Сущность финансовой микросреды предпринимательства
Финансовая среда
предпринимательства представляет совокупность хозяйствующих субъектов,
действующих вне данного предприятия и влияющих на возможность финансового
менеджмента размещать денежные средства и получать доходы.[1]
Финансовая среда
предпринимательства состоит из микросреды и макросреды.
Существует 2
подхода к определению понятия «Финансовая микросреда предпринимательства»:
1.
первый
подход основывается на изучении финансовой микросреды предпринимательства с позиции
маркетолога
2. второй подход основывается на
изучении финансовой микросреды предпринимательства с позиции финансового
менеджера
Изучим эти
подходы.
1.3.
Составляющие
финансовой микросреды с позиции маркетинга.
С точки зрения
маркетинга (Приложение №1), можно выделить финансовую микросреду
предпринимательства, характеризующуюся субъектами, имеющими непосредственное
отношение к данному предприятию – поставщики, посредники, покупатели (клиенты),
конкуренты, контактные аудитории, и макросреду, которая представлена более
широким окружением, оказывающим влияние на конъюнктуру рынка в целом, и
включает природный, технический, политический, экономический, демографический и
культурные факторы.
Охарактеризуем
субъектов, составляющих микросреду предпринимательства.[2]
Поставщиками
являются юридические и физические лица, обеспечивающие предприятие и его
конкурентов производственными запасами, необходимыми для выпуска готовой
продукции. Влияние поставщиков на финансовую деятельность предприятия
значительно и может привести к отрицательным результатам. Повышение цен на
предметы снабжения во многом обуславливает повышение цен на готовую продукцию
предприятия. Непоставки тех или иных производственных запасов, их
неритмичность, любые негативные события на предприятиях-поставщиках приводят к
нарушению графиков отгрузки готовой продукции предприятия.
Посредниками
являются организации, помогающие предприятию в продвижении, распространении и
сбыте готовой продукции среди покупателей и таким образом влияющие на величину
получаемых доходов. Посредники бывают торговые (дилеры), по организации
товародвижения, маркетинговые и финансово-кредитные.
Торговые
посредники представляют организации, помогающие данному предприятию находить
покупателей и непосредственно продавать им готовую продукцию. Необходимость
существования торговых посредников обусловлена тем, что они обеспечивают
удобные условия продажи готовой продукции с меньшими издержками, чем это сделал
бы сам производитель. Удобство расположения создается дилерами за счет
накопления запасов готовой продукции в местах нахождения самих покупателей.
Удобство времени создается наличием готовой продукции в те периоды, когда спрос
на нее особенно велик, что важно для товаров сезонного продвижения и продажи.
Удобство приобретения готовой продукции заключается в продаже товара с
одновременной передачей права пользования им.
Вместе с тем
выбор и организация работы с торговыми посредниками являются для финансового
менеджера отнюдь непростой задачей. Посреднические организации в настоящее
время обладают достаточной мощью и в состоянии диктовать свои условия
производителю либо вообще не допустить его на рынки сбыта готовой продукции.
Тем не менее в цепочке взаимоотношений производитель – торговый посредник
первичным звеном является производитель в силу приоритетности сферы
материального производства по сравнению со сферой распределения.
Посредники по
организации товародвижения помогают производителю готовой продукции создавать
запасы собственных изделий и осуществлять их транспортировку от мест
производства до мест назначения. К ним относятся складские и транспортные
организации.
Складские
организации обеспечивают накопление и сохранность готовой продукции по пути ее
продвижения. Транспортные организации перемещают запасы готовой продукции в
места назначения. Для финансового менеджера весьма важным является выбор более
экономичных методов отгрузки и транспортировки готовой продукции, а также учет
таких факторов, как сохранность грузов, объемы и скорость их транспортировки.
Маркетинговые
посредники представляют собой организации, занимающиеся маркетинговыми
исследованиями, а также проблемами предпринимательского риска, консалтинговые
фирмы, рекламные агентства. Основное назначение таких посредников – помогать
производителю точнее адресовать и продвигать готовую продукцию на подходящие
рынки сбыта с возможно меньшим риском и большим извлечением дохода. Пользование
их услугами является для производителя менее распространенным явлением.
К числу
финансово-кредитных посредников относятся банки, кредитные учреждения,
страховые компании, основное назначение которых помогать производителю финансировать
сделки по приобретению производственных запасов и сбыту собственной готовой
продукции и (или) страховать себя от предпринимательского риска, связанного с
покупкой и продажей товаров. Практически все предприятия пользуются помощью
финансово-кредитных посредников при финансовом обеспечении сделок. Существенное
влияние на финансовое положение предприятия могут оказать повышение стоимости
кредита и (или) сокращение возможностей кредитования, а также финансовые
кризисы, парализующие работу финансово-кредитных посредников.
Клиенты бывают
покупателями потребительского рынка, рынка производителей, рынка промежуточных
продавцов, рынка государственных учреждений и международного рынка.
Покупатели
потребительского рынка – физические лица, приобретающие товары или услуги в
целях личного потребления.[3]
Покупателями
рынка производителей являются организации, приобретающие товары или услуги для
дальнейшего использования в процессе производства и выпуска иной продукции.
Покупатели рынка
промежуточных продавцов – физические и юридические лица, приобретающие товары
или услуги для последующей перепродажи и извлечения собственной прибыли в сфере
обращения.
Покупатели –
государственные учреждения приобретают товары или услуги в целях собственного
потребления, а также для использования в сфере коммунальных услуг или в целях
благотворительности.
Покупатели
международного рынка находятся за пределами страны производства товаров или
услуг.
Среди конкурентов
выделяют желания-конкуренты, товарно-родовые и товарно-видовые конкуренты, а
также марки-конкуренты.[4]
Желания
конкуренты – это те, которые покупатель, возможно, захочет удовлетворить. При
наличии транспортных возможностей альтернативными желаниями-конкурентами могут
быть покупка автомашины или мотоцикла и т.д.
Товарно-родовые
конкуренты – это основные способы удовлетворения желания выбранной ранее
покупки, например определенного типа мотоцикла.
Товарно-видовые
конкуренты – это разновидности одного и того же товара, способные удовлетворить
конкретное желание покупателя, например разноцилиндровые виды мотоциклов.
Марки-конкуренты
– это товары разных производителей, способные удовлетворить окончательно
определившееся желание покупателя. В нашем случае это мотоциклы аналогичных
типов и видов, но производимые разными фирмами.
Понимание того,
как именно покупатели принимают решение, облегчает финансовому менеджеру
выявление возможных конкурентов, мешающих предприятию продавать больше своей
продукции. Основополагающей является конкуренция марок-конкурентов, так как
именно они активно ограничивают возможности сбыта готовой продукции и получения
доходов предприятием.
Под контактной
аудиторией понимают любую группу, которая проявляет интерес к деятельности
данного предприятия и может оказать влияние на его способность извлекать доход
от реализации готовой продукции (услуг) в процессе хозяйственной деятельности.[5]
По характеру
воздействия контактные аудитории могут быть благотворными, искомыми и
нежелательными.
Благотворные
аудитории – это те группы, внимание которых к предприятию носит
заинтересованный положительный характер (например, спонсоры).
Искомые аудитории
– это те группы, в которых заинтересовано само предприятие, но не всегда их
находит (например, пользователи средств массовой информации, группы депутатов).
Нежелательные
аудитории – это те группы, интерес которых предприятие не должно привлекать, но
обязательно вынуждено считаться с ним, если оно проявляется (например, общества
потребителей, налоговые органы и т.д.).
По содержанию
контактные аудитории классифицируются на финансовые круги, группы средств
информации, группы государственных учреждений, гражданские группы действий,
местные группы, широкую публику, внутренние группы.
Финансовыми
кругами называются те контактные аудитории, которые оказывают влияние на
способность предприятия обеспечивать себя капиталом.[6] К этой группе относятся банки и
другие кредитные учреждения, инвестиционные компании, брокерские фирмы и
акционеры. Финансовый менеджер должен добиваться их благосклонного расположения
путем публикации годовых отчетов, ответов на вопросы, касающиеся финансовой
деятельности, но не представляющие собой коммерческую тайну. Таким образом
финансовым кругам предоставляются доказательства финансовой устойчивости и у
них формируется благоприятный образ предприятия.
Контактные
аудитории средств информации представляют собой организации, распространяющие
новости, статьи и комментарии. Это телекомпании, радиостанции, газеты и
журналы. Финансовый менеджер заинтересован в создании благоприятного образа
предприятия в средствах массовой информации за счет рекламы собственной готовой
продукции, публикации статей, допустим, о благотворительной деятельности.
При отношении к
контактным аудиториям государственных учреждений финансовый менеджер должен
учитывать все происходящие изменения в государственной сфере и адекватно
реагировать на них. Например, он должен своевременно откликаться на государственные
требования и запреты в области экологического контроля, прав покупателей,
безопасности производства и готовой продукции, правдивых сведений в рекламе и
т.д.
К контактным
аудиториям гражданских групп действия относятся союзы потребителей, защитники
окружающей экологической среды, представители религиозных, национальных
меньшинств и т.п. В целях создания и поддержания благоприятного образа
предприятия в этих группах целесообразно осуществлять постоянные контакты с
ними или учитывать пожелания по отношению к хозяйствующему субъекту.
Местными
контактными аудиториями являются окрестные жители и их общинные организации.
Из-за близости своего проживания они проявляют больший интерес к деятельности
предприятия, например, к производствам повышенной степени опасности (химическим
и др.) они, как правило, будут относиться предубежденно, особенно к
инновационным проектам с повышенным предпринимательским риском.
Для
взаимоотношений с местными контактными аудиториями предприятию целесообразно
иметь ответственного за связи с общиной, присутствовать на собраниях ее членов
и взаимодействовать с представителями местных органов законодательной и
исполнительной власти.
Широкая публика
обычно не выступает по отношению к предприятию в качестве организованной силы,
но от того, как она воспринимает образ предприятия, зависят результаты его
коммерческой деятельности. Хозяйствующему субъекту следует постоянно
внимательно следить за отношением широкой публики к производимой им продукции и
к своей деятельности. В целях создания более благоприятного образа для широкой
публики предприятию целесообразно делать пожертвования на благотворительные
цели, избегать недобросовестной рекламы, разработать четкий порядок
рассмотрения претензий покупателей и т.д.
К внутренним
контактным аудиториям относятся собственные рабочие и служащие предприятия,
управляющие, а также добровольные помощники. Как правило, если собственные
рабочие и служащие позитивно настроены по отношению к своему предприятию, это
отношение распространяется и на другие контактные аудитории. Для этого
предприятию целесообразно издавать информационные бюллетени, чтобы современно
информировать собственных работников об актуальных проблемах производства.
1.2
Составляющие
финансовой микросреды с позиции финансов предприятия и менеджмента
С точки зрения финансов предприятия финансовой
средой предпринимательства можно назвать замкнутые перераспределительные
отношения между подразделениями и видами деятельности одного юридического лица
с определенной целью или некоторым множеством целей в реальных условиях функционирования,
а также его взаимоотношения с бюджетами различных уровней.[7]
Система финансов и финансовая деятельность
предприятия опосредствуют денежные отношения как внешнего, так и внутреннего
характера. К внешним следует отнести финансовые отношения субъекта с бюджетами
всех уровней и внебюджетными фондами по уплате налогов, сборов и пошлин; с учреждениями
финансовой инфраструктуры (коммерческими банками, фондовыми и валютным биржами,
страховыми компаниями, инвестиционными компаниями и т.д.); с органами
производственной инфраструктуры (предприятиями транспорта и связи и т.д.); с
другими хозяйствующими субъектами (покупателями и продавцами продукции). К
внутренним следует отнести финансовые отношения между отдельными структурными
подразделениями хозяйствующего субъекта с его учредителями, персоналом и т.д.
Система финансовых отношений предприятия приведена в Приложении №2. Таким
образом совокупность внешних финансовых отношений представляет собой финансовую
макросреду предпринимательства, а совокупность внутренних финансовых отношений
представляет собой финансовую микросреду предпринимательства.
Микросреда
включает в себя следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг,
управление персоналом, организационная структура.[8]
Каждый из
указанных факторов включает набор ключевых процессов и элементов организации,
состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности,
которыми располагает организация.
Производство. Организации нужно иметь
адекватные материальные средства, соответствующие поставленным целям, как в
отношении их срока службы, так и относительно их производственных
характеристик, с тем чтобы затраты на производство были минимальными. К
производственному фактору относят также изготовление продукта, снабжение и
ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка оборудования;
осуществление исследований и разработок; эффективную работу с клиентами и
заказчиками.
Финансы. В области финансовой
деятельности организации необходимо иметь в виду два момента: финансовые
возможности и степень риска предпринимаемой деятельности. Первый связан со
способностью организации вовремя выручить или занять денежные средства с
последующей оплатой кредита и процентов по нему.
Риск связан с
участием деятельности, которая может привести к разорению организации или к ее
неожиданному взлету.
Маркетинг. Охватывает все те процессы,
которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия
ценообразования и продвижения продукта на рынке, выбор рынка сбыта и систем
распределения, обеспечения прибыльности, создание инвестиционных возможностей и
т.п.
Управление
персоналом. Люди
являются центральным фактором в любой модели управления. Управление персоналом
состоит из процессов взаимодействия менеджеров и рабочих, найма. Обучения и
продвижения кадров, а также оценки результатов труда и его стимулирования,
создания и поддерживания отношений между работниками и т.п.
Структура
организации,
которая включает организационное устройство компании согласно ее организационно-штатному
расписанию. Это то, что отражено в документации, определяющей распределение
прав и ответственности, иерархию подчинения.
Организационная
культура,
под которой понимаются ценности, убеждения, установки и образ поведения. При
сильной организационной культуре практически все работники имеют четкое
представление, чем занимается их организация. Организационная культура может
способствовать выживанию организации в конкурентной борьбе и усилению ее
позиций. Но может быть и так, что организационная культура ослабляет
организацию, не давая ей успешно развиваться даже в том случае, если она имеет
высокий технико-технологический и финансовый потенциал.
Таким образом, понятие финансовая микросреда
предпринимательства рассматривается в двух дисциплинах. Это понятие новое и
поэтому малоизученное. Есть расхождения в составляющих микросреды: маркетинг
относит к ней поставщиков, посредников, покупателей, конкурентов и контактные
аудитории, финансы предприятия и менеджмент – производство, финансы, маркетинг,
управление персоналом, организационная структура. Я думаю,
что расхождения в этих понятиях обусловлены спецификой этих наук, но более верным
считаю позицию финансов предприятия и менеджмента, т.к. само понятие микросреда
– это совокупность условий, единиц или людей, связанных общностью. А интересы
поставщиков, покупателей, посредников и конкурентов, по моему мнению, общими с
целями предприятия назвать нельзя.
2.
Составляющие финансовой микросреды предпринимательства
Внутри предприятия финансовые отношения
складываются между аппаратом управления и структурными подразделениями
предприятия, между его подразделениями, между администрацией и работниками, а в
акционерных обществах – и с советом директоров (наблюдательным советом). Формы
и методы реализации этих отношений направлены на: установление и соблюдение
порядка доведения заданий финансового плана до структурных подразделений; организацию
контроля за выполнением этих заданий; оценку результатов финансово-хозяйственной
деятельности подразделений и их влияния на показатели работы предприятия;
определение и применение экономических стимулов, направленных на улучшение
финансовых результатов деятельности предприятия. Финансовые отношения между
структурными подразделениями нацелены на обеспечение своевременного,
качественного и эффективного выполнения заданий по внутрипроизводственной
кооперации и предусматривают усиление финансового воздействия в этом
направлении.
В предыдущей главе раскрылась сущность понятия
финансовой микросреды предпринимательства, в данной главе будут детально
раскрыты два ее основных фактора: финансовые отношения между работниками
предприятия и финансовые отношения между структурными подразделениями.
2.1.
Финансовые отношения между работниками предприятия
Отношения между работниками
предприятия — это отношения, связанные с выплатой заработной платы, премий,
пособий, дивидендов по акциям, материальной помощи, а также взыскание денег за
причиненный ущерб, удержание налогов.
Оплата труда лиц, работающих по трудовому
договору, осуществляется в виде заработной платы. Трудовой кодекс РФ в статье
129 закрепляет легальное определение заработной платы.
Заработная плата (оплата труда работника) –
вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности,
количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные
выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в
условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и
на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты
компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего
характера, премии и иные поощрительные выплаты).[9]
Как видно, трудовое законодательство включает в
понятие заработной платы также выплаты компенсационного и стимулирующего
характера. К выплатам стимулирующего характера относятся премии, различного
рода надбавки. Компенсационные выплаты призваны возместить работнику расходы,
произведенные в связи с выполнением своих трудовых обязанностей.
С целью учета квалификации работника
используются тарифные системы оплаты труда, которые устанавливают зависимость
между тарифной ставкой (размером оплаты труда работника за выполнение нормы труда
за единицу времени) и квалификационным разрядом работника. Учет условий труда
выражается в установлении различного рода доплат, повышающих коэффициентов за
работу в особых условиях труда или в условиях, отклоняющихся от нормальных
(например, районные коэффициенты, которые применяются для лиц, работающих в
условиях Крайнего Севера, или доплаты за сверхурочную работу).
Заработная плата работнику устанавливается
трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя
системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных
ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного
характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы
доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются
коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в
соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми
актами, содержащими нормы трудового права.
Система оплаты труда представляет собой способ
исчисления размеров вознаграждения за труд. Различают две основные системы
заработной платы работников – повременную и сдельную.[10] Кроме того, любая из этих
систем может дополняться премиальной системой оплаты труда. Система оплаты труда
устанавливается работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа
(ст. 135 Трудового кодекса РФ).
При повременной оплате труда заработная плата
работника зависит от фактически отработанного им времени и его тарифной ставки
(оклада). Размер заработка определяется по формуле:[11]
ЗП = С х Т, где
(1)
ЗП – заработная плата;
С – тарифная ставка за единицу
времени;
Т – фактически отработанное
время.
Сдельная оплата труда предполагает зависимость
заработка работника от количества изготовленной продукции. Заработная плата при
такой системе исчисляется с помощью сдельных расценок:
ЗП = Р х Н, где
(2)
ЗП – заработная плата;
Р – сдельная расценка на единицу
продукции (выполненной работы, услуги);
Н – количество произведенной
продукции (выполненных работ, услуг).
Существуют различные разновидности сдельной
оплаты труда: коллективная, аккордная, сдельно-прогрессивная, косвенная и т.п.
При коллективной или бригадной сдельной системе
оплаты труда заработная плата рассчитывается исходя из количества продукции или
объема работ, выполненного бригадой в целом. Такая система оплаты труда
применяется, если нормы выработки устанавливаются не для отдельных работников,
а для бригады.
При аккордной системе оплаты труда оплачивается
выполнение определенного комплекса работ, входящих в аккордное задание.
Заработная плата в данном случае определяется с учетом сдельных расценок на
отдельные виды работ, входящих в аккордное задание. Например, аккордная
сдельная система оплаты труда применяется при производстве строительных работ.
Сдельно-прогрессивная система оплаты труда предполагает увеличение сдельной расценки
за выполненные операции, детали или изделия при достижении определенного
показателя (нормы выработки). В пределах нормы выработки оплата производится по
обычным сдельным расценкам, а за изготовление каждой единицы продукции сверх
этой нормы – по повышенным расценкам.
Как сдельная, так и повременная системы оплаты
труда могут дополняться премиальной системой. Премиальная система оплаты труда
предполагает выплату премии определенному кругу лиц при достижении определенных
показателей премирования и выполнении установленных условий премирования.
Установление премиальной системы оплаты труда является правом работодателя,
которое он реализует путем принятия специального локального акта – положения о
премировании.
Показателями, достижение которых дает право на
получение премий, могут быть, например, выполнение и перевыполнение плана по
производству продукции и т.п.
Помимо них могут определяться условия
премирования. Например, такими условиями могут быть максимальный процент брака
в произведенной продукции, отсутствие дисциплинарных взысканий и т.п.
На основании положения о премировании у
работника при выполнении показателей и условий премирования возникает право
требовать выплаты премии, а у работодателя – обязанность ее выплатить. Несмотря
на то что установление премиальной системы, в том числе и размеров премий,
является правом, а не обязанностью работодателя, если в организации принято
положение о премировании, последний не может в произвольном порядке лишить
работника премии. Лишение премии допускается исключительно по основаниям, предусмотренным
данным положением (либо иным нормативным актом), например при нарушении условий
премирования.
Вместе с тем нужно отметить, что премирование
работников может иметь характер меры поощрения (поощрительное премирование).
Согласно статье 191 Трудового кодекса РФ работодатель вправе поощрять
работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности, в том числе выдать
премию, наградить ценным подарком и т.п. Это могут быть, например, разовые
премии по результатам различного рода смотров, конкурсов и т.п. В этом случае
выплата премии является не обязанностью, а правом работодателя. К стимулирующим
выплатам также можно отнести вознаграждение по итогам работы за год. Кроме
того, в заработную плату работника может включаться доплата за выслугу лет,
которая, как правило, устанавливается в процентном отношении к тарифной ставке
(окладу) и зависит от непрерывного стажа работы работника.
2.2.
Финансовые отношения между структурными подразделениями предприятия
Финансовые отношения
между структурными подразделениями промышленного предприятия в общем виде
заключается в выполнении трех основных производственных функций – это
снабжение, производственная деятельность и сбыт. Оценить и проследить эти функции можно лишь по
информации о внутренней среде предприятия, которая представляет собой данные
бухгалтерского и управленческого учета.
Информация
о внутренней среде предприятия охватывает всю деятельность предприятия. Полная
отчетность о деятельности предприятия формируется на основе отчетности по трем
видам планов.[12]
Эти планы:
1.
Бюджет (и, соответственно, финансовая и бухгалтерская отчетность);
2.
Производственный план – план по ассортименту и объему производства
продукции;
3.
Плана мероприятий (событий) – квартальный (или месячный) план действий
каждого подразделения и всего предприятия.
При
наличии корректно разработанной системы отчетности, соответствующей этим трем
видам планов, руководство предприятия будет обладать всей полнотой информации о
том, что происходит на предприятии.
На
многих российских предприятиях принята трехуровневая система управленческой
отчетности, основными компонентами которой являются:
·
сводки (также называемые книгами, журналами и т.д.) для записи
всех операций предприятия в данной сфере деятельности или в данном подразделении;
·
отчеты – краткие сведения о деятельности предприятия или подразделения
на конкретную дату или за конкретный период;
·
сводные отчеты – отчеты, подводящие итог деятельности предприятия
в нескольких сферах за определенный период.
Рассмотрим
управленческую отчетность производственного предприятия. Его основные виды
деятельности:
·
снабжение – закупки сырья и полуфабрикатов у поставщиков;
·
сбыт готовой продукции потребителям для получения прибыли.
Такая
классификация видов деятельности применима и к другим типам предприятий:
торговым предприятиям, предприятиям сферы обслуживания и т.д.
Управленческая
отчетность охватывает все эти операции. Управленческие отчеты обобщают и
систематизирую данные об этих основных видах деятельности, необходимые руководителям
различного уровня.
Снабжение:
·
какие материалы и полуфабрикаты, в каком количестве и когда нужны
для выпуска продукции;
·
есть ли эти материалы в наличии (товарно-материальные запасы) или
ожидается их поступление к необходимым срокам (план поставок по размещенным
заказам);
·
если нет, то кто может поставить требуемые материалы и полуфабрикаты
(поставщики);
·
какова задолженность поставщикам и сроки ее погашения.
Производственная
деятельность:
·
что выпускается;
·
какой объем производства обеспечивают имеющиеся мощности;
·
сколько людских и материальных ресурсов нужно для выпуска продукции
требуемого количества и качества.
Сбыт:
·
каков рынок для выпускаемой продукции;
·
каковы требования рынка к качеству, количеству, техническим и
потребительским характеристикам выпускаемой продукции;
·
каковы товарные запасы для немедленной реализации;
·
каковы производственные планы по срокам и количеству выпускаемой
продукции;
·
какова структура каналов сбыта;
·
кто является покупателем продукции;
·
каково состояние расчетов с покупателями (структура дебиторской задолженности).
Основные
операции заносятся в "журналы" или "сводки". Сводки очень
важны, поскольку они формируют основу системы управленческой отчетности,
которая используется на всех уровнях организации. Эти уровни следующие:
·
оперативный (повседневная деятельность);
·
тактический (среднесрочные решения);
·
стратегический (долгосрочные решения).
Сводки
и отчеты по-разному используются на разных уровнях (а их содержание меняется от
данных о текущих операциях до стратегической информации):
·
сводки, содержащие первичные данные, используются в основном на
оперативном уровне для регистрации и контроля текущих операций;
·
отчеты об основной деятельности составляются на основе сводок и используются
руководителями среднего звена для текущих оперативных и тактических решений и
применения мер контроля и измерения эффективности работы подразделений и отдельных
сотрудников;
·
сводные отчеты используются высшим руководством для принятия решений
и расширенного (стратегического) планирования.
Эффективность
управленческой отчетности повышается, если в ее совершенствовании принимает
участи каждый руководитель. Он должен выполнить анализ того, какая информация
нужна ему для успешного ведения его деятельности.
Таким
образом, финансовые отношения между
подразделениями предприятия связаны с оплатой работ и услуг, распределением
прибыли, оборотных средств и др. Их роль состоит в установлении определенных
стимулов и материальной ответственности за качественное выполнение принятых
обязательств. Отношения с рабочими и служащими — это выплаты заработной платы,
премий, пособий, дивидендов по акциям, материальной помощи, а также взыскание
денег за причиненный ущерб, удержание налогов.
3. Характеристика предпринимательских рисков ОАО
3.1. Характеристика ОАО
ОАО на
современном этапе является коммерческой организацией легкой промышленности,
производящей ткани, плюш, махровые изделия, а также, осуществляющей химическую
отделку и крашение продукции. Место нахождения исследуемой организации:……..
Целями
деятельности открытого акционерного общества является извлечение прибыли путем
производства товаров и услуг, а также расширение рынка их сбыта.
Уставный капитал
Общества составляет 00 рублей и определяет минимальный размер имущества,
гарантирующий интересы его кредиторов. Все акции, размещенные Обществом,
являются обыкновенными именными бездокументарными акциями. Общее количество
акций … штук номинальной стоимостью … рублей каждая, все они размещены среди
участников, которые оплатили их по номинальной стоимости.
Для оперативной и
бесперебойной работы на предприятии созданы несколько фабрик, служб и отделов,
которые в свою очередь могут разбиваться на более мелкие структурные
подразделения. Полная схема организационной структуры ОАО представлена в
Приложении № 3. Каждое подразделение выполняет свою функцию, имеет определенное
количество штатных единиц, определенный распорядок и режим работы.
Все отделы
связаны между собой, обеспечивают взаимодействие и организованную работу
предприятия на всех этапах его деятельности.
В месяц фабрика выпускает около … погонных метров
различных тканей, что в суммовом выражении составляет ... рублей товарной продукции.
Предприятие имеет
квалифицированный состав специалистов. Руководители и специалисты имеют высшее
и среднее специальное образование и постоянно повышают свою квалификацию.
……………………………………………………………
3.2.
Расчет коэффициента вариации
При вводе в
эксплуатацию экспериментальной партии ткацких станков Terri Plus фирмы
Picanol из 100 случаев за год
прибыль в 50 тыс.руб. была получена в 20 случаях, прибыль 70 тыс.руб. была
получена в 30 случаях, а прибыль в 100 тыс.руб. в 50 случаях. При вводе в
эксплуатацию экспериментальной партии ткацких станков MPS 32-175 из 120 случаев
за год прибыль в 30 тыс.руб. была получена в 30 случаях, прибыль 40 тыс.руб.
была получена в 55 случаях, а прибыль в 80 тыс.руб. в 35 случаях. Определим
более прибыльный вариант вложения капитала, если критерием выбора является
наибольшая сумма средней прибыли.
1. Находим среднюю прибыль по
покупке ткацких станков Terri Plus фирмы Picanol
ПсрTerri Plus=50000*20+70000*30+100000*50/100=81000 руб.
2. Находим среднюю прибыль по
покупке ткацких станков MPS 32-175
ПMPS 32-175=30000*30+40000*55+80000*35/120=49166,67
руб.
Вывод вариант вложения капитала в
покупку станков Terri Plus фирмы Picanol предпочтительнее.
А теперь
определим более прибыльный вариант вложения капитала, если критерием выбора
является наименьшая колеблемость прибыли.
Тыс.руб.
№ события
|
Полученная
прибыль
|
Число
случаев
|
_
Д-Д
|
_ 2
(Д-Д)
|
_ 2
(Д-Д)
* n
|
Покупка Terri Plus фирмы Picanol
|
1
|
50
|
20
|
-31
|
961
|
19220
|
2
|
70
|
30
|
-11
|
121
|
3
|
100
|
50
|
19
|
361
|
18050
|
Итого
|
_ 50*20+70*30+100*50
Д= 100
=81
|
100
|
|
|
40900
|
Покупка MPS 32-175
|
1
|
30
|
30
|
-19,167
|
367,373889
|
11021,21667
|
2
|
40
|
55
|
-9,167
|
84,033889
|
4621,863895
|
3
|
80
|
35
|
30,833
|
950,673889
|
33273,586115
|
Итого
|
_ 30*30+40*55+80*35
Д= 120
=49,167
|
120
|
|
|
48916,66668
|
Рассчитаем
среднее квадратичное отклонение
G2 Terri Plus =√40900/100
= 20,223748
G2 MPS 32-175=√48916,66668/120 =
20,190069
Найдем
коэффициент вариации
Квар Terri Plus=20,223748/81*100%=24,968%
Квар MPS
32-175=20,190069/49,167*100%=41,064%
Вывод: вложение капитала в покупку
станков Terri Plus фирмы Picanol предпочтительнее.
3.3.
Расчет коэффициента риска
На
покупку станков Terri Plus фирмы
Picanol ОАО рассчитывает потратить
10 млн.руб, максимально возможная сумма убытка составляет 3,5 млн.руб. На
покупку станков MPS 32-175 рассчитывает потратить 18 млн.руб, максимально
возможная сумма убытка при этом 7 млн.руб. Рассчитаем коэффициент риска и
выберем наименее рисковый вариант вложения капитала.
Криска=Убытки/Капитал
Криска Terri Plus=3,5/10=0,35
Криска MPS
32-175=7/18=0,39
Вывод: вложение капитала в покупку станков
Terri Plus фирмы Picanol предпочтительнее, т.к. он
наименее рисковый.
3.4.
Расчет стоимости полной информации
ОАО имеет
возможность купить 100 кв.метров суровой махровой ткани по цене 8000 руб. за 1
кв.метр или 200 кв.метров по цене 7000 руб.
ОАО после
крашения суровой махровой ткани предполагает продавать махровую ткань по цене
10000 руб. за 1 кв.метр. Вероятность для продажи 100 кв.метров составляет 0,7 и
для продажи 200 кв.метров 0,7.
Прибыль1=100(10000-8000)=200000
руб.
Прибыль2=200(10000-7000)=600000
руб.
Прибыльсред.ожид.=200000+600000/2=400000
руб.
Средняя ожидаемая
стоимость информации при определенности равна 400000 рублей.
Ожидаемая
стоимость информации при неопределенности равна 600000*(1-0,7)=180000 руб.
Стоимость полной
информации=Сред.ожид.прибыль-Ожид.стоимость информации при
неопред=400000-180000=220000 руб.
Заключение
Развитие рыночной
экономики происходит с учетом множества трудностей, которые являются
специфическими для современного состояния отечественной экономики. Это
проистекает в значительной мере из-за сбоев экономической политики в стране.
Очевидно, что в
обстановке подобной неопределенности функционировать компании, фирме,
организации очень сложно, намного труднее, нежели в условиях развитой рыночной
экономики. Многие хозяйственные акции могут быть просто признаны незаконными,
что резко увеличивает долю риска.
Было бы
безрассудно считать возможной предпринимательскую деятельность без риска. Без
риска нет предпринимательской деятельности, нет бизнеса. Усиление риска – это,
по сути дела, оборотная сторона свободы предпринимательства, своеобразная плата
за нее.
Чтобы выжить в
условиях рыночных отношений, нужно решаться на внедрение технических новшеств и
на смелые, нетривиальные действия, а это усиливает риск. А без знаний о риске
предприниматель неполноценен. Для любого бизнес важным является не избежание
риска вообще (это практически невозможно), а предвидение и снижение его до
минимального уровня.
Именно поэтому
изучение финансовой среды предпринимательства и предпринимательских рисков
становится в современной ситуации наиболее актуальным.
В ходе
исследования финансовой микросреды предпринимательства в данной курсовой работе
были:
·
даны
характеристики составляющих финансовой микросреды
·
финансовая
среда и предпринимательские риски ОАО рассчитаны коэффициенты, характеризующие
предпринимательские риски.
Расчеты
коэффициентов показали, что предприятию предпочтительные приобретать станки Terri Plus фирмы
Picanol, т.к. эта покупка наиболее
прибыльная и наименее рисковая.
Список
используемой литературы:
1. Трудовой кодекс Российской
Федерации
2. Алексунин В.А. Маркетинг:
Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2005 г.- 204 с.
3. Бригхем Ю., Гапенски Л.
Финансовый менеджмент: Полный курс: в 2-х т./ Пер. с англ. Под
ред.В.В.Ковалева. СПб.: Экономическая школа, 2005 г. Т.2
668 с.
4. Ковалев А.М., Лапуста
М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005 г. – 522 с.
5. Ковалев В.В., Финансы
предприятий: Учебник - М.: ТК Велби, 2003. – 352 с.
6. Менеджмент/ под редакцией
проф. Королева В.И. – М.: Экономистъ, 2005 г.- 432 с.
7. Минат В.Н. Финансовая
среда предпринимательства и предпринимательские риски: Учебное пособие. – М.:
Экзамен, 2006 г. – 189 с.
8. Производственный
менеджмент / Под редакцией проф. Козловского В.А.: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006 г. – 574 с.
9. Финансовый менеджмент:
учебник / под ред. А.Н.Гаврилова, Е.Ф.Сысоева, А.И.Барабанова, Г.Г.Чигарев -
М.: Кнорус, 2005. – 326 с.
10. Финансовый менеджмент /
Под редакцией проф. Шохина Е.И.: Учебник. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2005 г. – 404 с.
11.
Шарова С.В. Расходы на оплату труда: трудовой и налоговый аспекты, "Российский
налоговый курьер", N 6, март 2002 г.
12. Экономика организаций
(предприятий) / Под редакцией проф. Горфинкеля В.Я., проф. Швандара В.А.:
Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2004 г. – 608 с.
13. Экономика предприятия:
Учебник для вузов. 4-е изд./ Под ред. акад. В.М.Семенова – СПб.: Питер, 2007. –
384 с.
14. Экономические и
финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций. – 5-е изд. М.:
Дашков и Ко , 2006. – 544 с.
[1] Минат В.Н. Финансовая среда
предпринимательства и предпринимательские риски: Учебное пособие. – М.:
Экзамен, 2006 г.; стр.20
[2] Алексунин В.А. Маркетинг: Учебник. – М.:
Дашков и Ко, 2005 г.; стр.37
[3] Алексунин В.А. Маркетинг: Учебник. – М.:
Дашков и Ко, 2005 г.; стр.39
[4] Финансовый менеджмент / Под редакцией проф.
Шохина Е.И.: Учебник. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2005 г; стр.44
[5] Алексунин В.А. Маркетинг: Учебник. – М.:
Дашков и Ко, 2005 г.; стр.37
[6] Минат В.Н. Финансовая среда
предпринимательства и предпринимательские риски: Учебное пособие. – М.:
Экзамен, 2006 г.; стр.25
[7] Ковалев А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г.
Финансы фирмы: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005 г.; стр. 22
[8] Менеджмент/ под редакцией проф. Королева В.И. – М.:
Экономистъ, 2005 г.; стр.61
[9] Трудовой кодекс Российской Федерации
[10] Экономика организаций (предприятий) / Под
редакцией проф. Горфинкеля В.Я., проф. Швандара В.А.: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2004 г.; стр.264
[11] Экономика организаций (предприятий) / Под
редакцией проф. Горфинкеля В.Я., проф. Швандара В.А.: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2004 г.; стр.264
[12] Производственный менеджмент / Под редакцией проф.
Козловского В.А.: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006 г.; стр.138