Международное положение и геополитическое взаимодействие Азербайджана
Министерство
образования и науки Российской Федерации
Государственное
образовательное учреждение
Высшего
профессионального образования
Кубанский
государственный университет
Факультет
истории, социологии и международных отношений
Кафедра
социологии
Реферат
Международное
положение и геополитическое взаимодействие Азербайджана
Краснодар
2009
Содержание
Введение
1. История образования Азербайджана и
взаимодействия с Россией
2. Современное
состояние Азербайджана. Социальные, экономические, политические сферы жизни
3. Перспективы
взаимодействия Азербайджана и России
Заключение
Список используемой литературы
Введение
С незапамятных времён
Кавказ рассматривался как один из важнейших геостратегических регионов,
отделяющих Восточную Европу от азиатских степей, православие от ислама, как
барьер между Византийской, Османской, Персидской и Российской империями и арена
борьбы империй и межнациональных конфликтов. В то же время расположенный на
стыке Европы и Азии Кавказ представляет собой удобный плацдарм для продвижения
в глубь Среднего и Ближнего Востока, а также в бассейны Каспийского, Чёрного и
Средиземного морей. Одновременно он является связующим звеном между этими
регионами. В течение всей писаной истории Кавказ пережил бесконечное количество
войн и конфликтов между различными воинственными кланами, ордами, племенами,
религиозными конфессиями, государствами и империями.
Кавказ соседствует с
Российской Федерацией, Украиной, Болгарией и Румынией (через Чёрное море),
Центральной Азией (через Каспий), Ираном, Турцией и далее с арабским миром.
Кавказ имеет выход к трём морям – Каспийскому, Чёрному, Азовскому. Регион
располагает развитой транспортно – коммуникационной сетью, являющейся составной
частью транспортно – коммуникационной системы России и обеспечивающей её прямую
морскую и сухопутную связь со странами Ближнего Востока, Центральной и
Юго-Западной Азии. Здесь соприкасаются многие народы, культуры, конфессии,
проживает множество народов и этнонациональных групп, имеющих друг к другу
немало претензий территориального и иного характера. Можно сказать, что Кавказ
обладает своим особым обликом, своими специфическими особенностями, отличающими
его от всех других регионов.
В политическом плане
Кавказ разделен на две части: Северный Кавказ входит в состав Российской
Федерации, а Закавказье состоит из трёх независимых государств. С Кавказом
теснейшим образом связано и Предкавказье, в состав которого входят
Ставропольский и Краснодарский края и Ростовская область.
В данном реферате мы
рассмотрим международное положение и геополитическое взаимодействие
Азербайджана. Реферат состоит из трёх частей. В первой части, рассмотрим
историю образования Азербайджана и его взаимодействие с Россией. Во второй,
современное состояние Азербайджана, социальные, экономические, культурные,
политические стороны. В третей, заключительной части, перспективы
взаимодействия с Россией.
1. История образования Азербайджана и
взаимодействие с Россией
История государственности
Азербайджана насчитывает примерно 5 тысяч лет. Первые государственные
формирования на территории Азербайджана возникли, ещё начиная с конца 4, начала
3 тысячелетия до нашей эры. В 1 тысячелетии до нашей эры здесь существовали
Манна, Иским, Скит, Скиф и такие сильные государства как Кавказская Албания и
Атропатена. Эти государства играли большую роль в повышении культуры
государственного управления, в истории экономической культуре страны, а так же
в процессе формирования единого народа. В 3 веке н.э. Азербайджан оккупировала
империя Иранских Сасанидов, а в 7 веке – Арабский Халифат. Оккупанты переселили
в страну многочисленное населения иранского и арабского происхождения. С
принятием исламской религии в 7 веке произошёл коренной перелом в истории
Азербайджана. Ислам дал сильный толчок формированию единого народа, языка,
обычаев и пр. среди тюркских и нетюркских народов на территории Азербайджана. В
Азербайджане начался новый политический подъём: на землях Азербайджана, на
которых был распространён ислам, были созданы государства Саджидов,
Ширваншахов, Саларидов, Раввадидов и Шеддадидов. Началась эпоха Возрождения в
азербайджанской истории.
В конце 15- начале 16
веков начинается новая веха в истории Азербайджана. Выдающийся государственный
деятель Шах Исмаил Хатаи сумел объединить под своим руководством все северные и
южные земли Азербайджана. Образовалось единое Сефевидское государство со
столицей в Тебризе, превратившееся со временем в одну из самых могущественных
империй Ближнего и Среднего Востока. Пришедший к власти после падения
Сефевидского государства выдающийся азербайджанский полководец Надир-шах ещё
более расширил границы бывшей Сефевидской империи. Этот правитель Азербайджана
в 1739 году завоевал Северную Индию, включая Дели. Однако, после смерти
Надир-шаха, управляемая им империя пала. Таким образом, во второй половине 18
века Азербайджан распался на малые государства- ханства и султанаты.
В конце 18 века в Иране к
власти пришли Гаджары, являющиеся азербайджанской династией. Они стали внедрять
политику подчинения всех территорий, бывших под правлением Надир-шаха, в том
числе и азербайджанских ханств, централизованному правлению. Так началась эпоха
многолетних войн между Гаджарами и стремящейся захватить Южный Кавказ Россией.
В итоге, на основании Гюлюстанского (1813) и Туркменчайского (1828) договоров,
Азербайджан был разделён между двумя империями: Северный Азербайджан был
присоединён к России, а Южный к Ирану. С этого периода начинается эпоха
геноцида азербайджанцев армянскими соседями. Борьба за свободу в Северном
Азербайджане была очень напряжённой. Не без помощи братской Турции победило
освободительное движение, и в 1918 году была создана первая на Востоке
демократическая республика в Северном Азербайджане – Азербайджанская
Демократическая Республика ( АДР).[2]
Экономическое развитие
Азербайджана, как и всего Закавказья, ускорилось с 60-х годов 19 века, после
проведения в стране крестьянской и других реформ. Несмотря на то, что в
Азербайджане крестьянская реформа была проведена с запозданием (1870) и в
урезанном виде, всё же она стимулировала здесь развитие капитализма. Азербайджан
все более втягивался в общероссийское разделение труда и включался в
общероссийский рынок. Баку становится крупным центром нефтяной промышленности.
Уже к 1898 году он давал около половины мировой добычи нефти. К концу века
здесь сложился один из крупных отрядов (свыше 60 тысяч) рабочего класса России.
Одной из специфических особенностей Бакинского пролетариата был его
многонациональный характер. Вместе с азербайджанцами здесь работали
представители около 30 национальностей: русские, армяне, грузины, дагестанцы,
татары и др. К концу 90-х годов в Баку возникли первые социал-демократические
кружки, а в 1901 году - Бакинский комитет РСДРП ленинско-искровского
направления. После победы Февральской революции 1917 года в Баку, так же как и
во всей стране, установилось двоевластие. В то же время возник революционный
орган власти – Совет рабочих депутатов. Избавление от социального и
национального гнёта азербайджанскому народу принесла Октябрьская революция.
Молодая Азербайджанская
советская республика вступила в союз с Советской Россией. 30 сентября 1920 года
между Российской Федерацией и Азербайджанской ССР был заключён договор о
взаимопомощи, объединивший их усилия в военной, хозяйственной, финансовой,
внешнеполитической и других сферах. Поступь Советской власти в Азербайджане
встречала бешеное сопротивление внутренних и внешних врагов. Весной и летом
1920 года начались антисоветские мятежи в Гяндже, Карабахе и Закаталах, но
вскоре Красная Армия при поддержке трудящихся масс подавила их. Взяв власть в
свои руки, трудящиеся Азербайджана в тесном содружестве с другими братскими
народами нашей страны приступили к строительству социалистического общества. К
1926-1927 годам удалось полностью восстановить все отрасли народного хозяйства.
В 1938 году свыше 96% всей промышленной продукции выпускалось предприятиями,
построенными или полностью реконструированными за годы Советской власти. Была
ликвидирована безработица; улучшилось материальное благосостояние рабочих. В
республике успешно была разрешена задача социалистического преобразования
сельского хозяйства. Построены новые оросительные сооружения на Мугани, в
Мильской степи, в Нагорном Карабахе и других районах республики, увеличены
посевные площади, возрождено хлопководство. Социалистическая революция проникла
во все области жизни, по-новому определила судьбы людей. Раскрепостив духовные
силы народа, Советская власть произвела коренной переворот в области
просвещения, науки и культуры, литературы и искусства. [3]
2. Современное состояние Азербайджана.
Социальные, экономические, политические сферы жизни
В наши дни процесс
провозглашения независимого азербайджанского государства сопровождался
известными трагическими событиями, которые наложили глубокий отпечаток на
основные правления и характер преобразований во всех сферах общественной и
политической жизни. По-видимому, большое влияние на темпы и характер
развёртывания национального движения в Азербайджане, приведшие в итоге к
провозглашению независимости, оказали события того периода в Карабахе и вокруг
него. С мая 1988 года массовые митинги в Баку возглавляла радикальная
организация «Варлыг» (Реальность), руководимая рабочим Н. Панаховым. Бакинская
интеллигенция летом 1988 года приступила к созданию Народного фронта
Азербайджана (НФА). Осенью 1988 года в Азербайджане состоялись выступления,
вызванные известием о планах строительства одним из армянских заводов пансионатов
и домов для беженцев в районе Топхана в НКАО. 17 ноября в Баку начался
непрерывный массовый митинг. Несмотря на то, что строительство было прекращено,
митинг в Баку продолжался. Вскоре последовали акты насилия, а в конце ноября
1988 года начался массовый поток армянских беженцев из Азербайджана: в течение
двух недель более 200 тыс. армян покинули республику. И только в ночь с 24 на
25 ноября в Баку вошли советские войска, которые разогнали митинг и арестовали
его участников. На следующий день тысячи рабочих в Баку начали забастовку.
Чрезвычайное положение в Азербайджане затянулось на несколько месяцев. НФА
окончательно сформировался в июне 1989 года. Его руководители и активисты
развернули критику республиканского руководства за неспособность вернуть
Нагорный Карабах в состав Азербайджана. Вскоре НФА был зарегистрирован, получив
тем самым легитимность и возможность на законных основаниях вести агитацию и
организовывать политические акции. В декабре 1989 года неспособность Москвы и
республиканского правительства удовлетворительно разрешить карабахский
конфликт, бедственное положение беженцев, число которых постоянно росло, и множество
других причин привели к массовым выступлениям под руководством НФА. Особенно
сильный толчок этим выступлениям дало принятие 1 декабря 1989 года. 13 января
1990 года начались печально известные погромы в Баку. Августовский путч 1991
года в Москве радикально изменил ситуацию как в стране в целом, так и в каждой
из закавказских республик. В июне 1992 года президентом был избран лидер НФА А.
Эльчибей. Эльчибей и его команда пришли к власти под лозунгами и установления
теснейших межгосударственных отношений с Турцией, укрепления независимости
Азербайджана и всемерного дистанцирования от России, разрешения карабахской
проблемы при необходимости силой, в пользу Азербайджана к сентябрю 1992 года,
отказа от вступления в СНГ и др.
Последовали нарастание
социально-экономической и политической нестабильности, разрушение экономической
инфраструктуры, прогрессирующее обнищание широких слоёв населения, рост
недовольства и т.д. Всё это весной 1993 года вылилось в антиправительственные
митинги в ряде городов, аресты руководителей. Все эти события подготовили почву
для нового прихода к власти бывшего коммунистического босса республики и шефа
КГБ СССР Г. Алиева.
Г. Алиев внёс
определённые изменения в политический, в том числе внешнеполитический, курс
страны: Азербайджан вступил в СНГ, была скорректирована, правда однобокая,
протурецкая ориентация и предприняты шаги к восстановлению некоторых связей с
Россией и диверсификации международных связей страны. Определяющее значение для
судеб азербайджанской государственности имеет вывод национальной экономики из
тяжелейшего системного кризиса на путь устойчивого развития, структурной
трансформации экономики на принципах рынка и свободной конкуренции.
С первых же дней
приобретения независимости характерными приметами экономики Азербайджана стали
свёртывание капитального строительства, замедление научно-технического
прогресса, разрыв экономических связей с бывшими советскими республиками. Почти
во всех отраслях - спад производства, дезорганизованность потребительского
рынка, расстройство финансовой системы. Простаивали мощности в машиностроении,
остановлены многие нефтехимические и химические предприятия. Особенно сильное
падение производства наблюдалось в топливном, металлургическом и
машиностроительном комплексах, строительной индустрии, химической и
нефтехимической, лёгкой и пищевой промышленности. В результате в 1995 году
объём промышленного производства опустился до 72% от уровня 1990 года.
Республика Азербайджан не избежала тенденции к деиндустриализации.
Азербайджанцы в начале 20 века занимали второе место после русских среди
городского населения Азербайджана. В советский период резко увеличился поток
азербайджанцев в города, и в 1959 году они составляли уже 51% городского
населения. В 1970 году общая численность городского населения в Азербайджане
впервые оказалась выше, перешагнув отметку 50%. Эта тенденция осталась
неизменной и в последующие годы. С конца 80-х начала 90-х годов наблюдаются
обратные тенденции сокращения численности городского и роста численности
сельского населения.[4]
В настоящее время особо
важное значение для оздоровления азербайджанской экономики имеет финансовая и
техническая помощь Запада. Азербайджан уже получил сотни миллионов долларов от
нефтяных проектов в виде бонусов, налогов и других поступлений в казну.
Показателем серьёзных трудностей стала внешняя задолженность Азербайджана,
которая возросла в 6 раз, а внутренний долг вдвое превысил объём ВВП.[5]
С середины 90-х годов в
Азербайджане наблюдаются положительные тенденции к замедлению темпов негативных
процессов в экономике и социальной сфере, увеличению добычи нефти,
стабилизировался курс маната по отношению к доллару. Всё это свидетельствует о
том, что азербайджанская экономика постепенно начинает выбираться из состояния
коллапса. По официальным данным, 1997 год стал переломным в ходе экономических
реформ. Считается, что в республике достигнута макроэкономическая стабильность,
прекратился спад в экономике. Возросли объёмы капиталовложений, которые
составили 1,6 млрд. долларов.
Экономический потенциал
Азербайджана не сводится к одним только нефтересурсам. Азербайджанские эксперты
оценивают потенциальные запасы золота в Азербайджане более чем в 1000m, что превышает известные запасы
Грузии и Армении, вместе взятые. При содействии ЕС осуществляются реорганизация
и модернизация отраслей промышленности, связанных с энергетикой, а также
крупных нефтехимических комплексов. Большие экспортные возможности Азербайджана
связываются с агропромышленным потенциалом. По мнению местных наблюдателей,
ориентация на экспорт продукции таких отраслей, как хлопководство, плодоводство
и виноградарство, способна обеспечить значительные валютные поступления.
Республика в состоянии добиться самообеспечения в зерне, сахаре и чае.
Азербайджан стремится
использовать также свой весьма значительный транзитный потенциал. Так
называемый Кавказский транспортный коридор, который в значительной своей части
проходит по территории республики, может превратить её в центр международной
торговли и реэкспорта. Баку получает от ЕС предынвестиционное техническое
содействие по восстановлению системы трубопроводов.
В 1997 году началась так
называемая «большая приватизация», в ходе которой было продано 70% акций 478
предприятий. Из них 106 относятся к сельскохозяйственным объектам, 78 – к сфере
услуг, 40 – к предприятиями общественного питания, 48 – к выпуску товаров
народного потребления и 22 – к крупным торговым объектам. В 1998 году начата
приватизация в металлургии, химии, телекоммуникациях. В Азербайджане аграрная
реформа является одним из приоритетных направлений рыночных преобразований.
Здесь определяющее значение имеет передача в частную собственность имущества
колхозов и совхозов, прежде всего земли. Специальными комиссиями по аграрной
реформе были составлены списки 3,5 млн. граждан республики, имеющих право на
получение земельного пая. Разработана и принята Государственная программа
аграрной реформы. Создаётся земельный кадастр по качественным и экономическим
показателям. Определённую помощь в реализации аграрной реформы и модернизации
сельского хозяйства Азербайджану оказывают западные страны. Так, между
Европейской комиссией и Азербайджаном подписан меморандум о выделении
фермерским хозяйствам республики, занятым производством зерна, кредита из
средств Партнёрского фонда в размере 16 млн. долларов.
Постепенно растёт
внешнеторговый товарооборот республики. Однако стабильный рост импорта (только в
1996 году он составил + 43,9%) ведёт к неуклонному увеличению отрицательного
сальдо торгового баланса (составившему в том же 1996 году – 329,4 млн.
долларов. Расширяется круг внешнеторговых партнёров Азербайджана. Если в 1995
году республика торговала с 67 странами, то в 1996 году уже с 76, из которых 66
– страны дальнего зарубежья. Товарооборот с последними в 1996 году составил 962
млн. долларов, за год, увеличившись на 62,5%. В то же время наблюдается
тенденция к сокращению объёмов товарооборота со странами ближнего зарубежья –
за 1996 год он уменьшился более чем на 15%.
Для серьёзной структурной
перестройки экономики и обновления производственных мощностей потребуются
крупномасштабные инвестиционные вливания, которые можно обеспечить лишь с
помощью иностранных капиталовложений. В этой связи следует отметить, что по
объёму иностранных капиталовложений Азербайджан опережает большинство стран
СНГ. В 1996 году рост инвестиций составил 75%, приблизительно 60% - в 1997
году. За первую половину 1998 года объём инвестиций в экономику республики
составил 120% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года; за тот же
период ВВП вырос на 2%. При этом львиная их доля – до 90% - приходится на
нефтедобывающую отрасль.
Главными составляющими
экономики Азербайджана являются нефть и торговля. 75% доходов государственного
бюджета даёт нефтяная отрасль, остальные 25% поступают в основном из торговли,
незначительная часть – от таможенных пошлин и других налоговых сборов, и всего
лишь 5% - от сельского хозяйства и промышленности. Нефтяной бизнес определяет
основные векторы как внутренней, так и внешней политики Азербайджана. Нельзя
отрицать, что именно так называемая «нефтяная дипломатия» способствовала
привлечению к Азербайджану интереса международного сообщества. Все остальные
отрасли промышленности, за исключением нефтяной, практически простаивают.
Однако в январе – феврале 2000 года кризис затронул и нефтяную отрасль, что, в
частности, выразилось в сокращении нефтедобычи.
Далеко идущие последствия
для перспектив экономического развития Азербайджана могут иметь миграционные
процессы, серьёзно сказывающиеся на демографической структуре населения. За
период с 1989 года по 1997 года из Азербайджана выехало около 330 тыс. армян и
более 220 тыс. русских. Важное значение имеет выезд за пределы республики различных
категорий самого азербайджанского населения. По разным данным, в настоящее
время только в России нашли пристанище от 1,5 до 3 млн. граждан Азербайджана.
Это в основном наиболее дееспособные и предприимчивые люди, оказавшиеся
невостребованными у себя на родине. В случае ухудшения
российско-азербайджанских отношений могут возникнуть далеко идущие негативные
последствия для Азербайджана.
Незаживающей раной для
национального самосознания азербайджанского народа стали последствия
карабахского конфликта: фактическое отделение и объявление независимости
Нагорного Карабаха, потеря им ряда других территорий, в том числе Лачинского (в
настоящее время Азербайджан не контролирует до 20% своей территории), большое
число беженцев. Весьма трудной остаётся также проблема коммуникаций,
связывавших основную территорию Азербайджана с эксклавом Нахичевань, отдаленной
от него Арменией. Газопровод, линия электропередачи, автомобильная и железная
дороги, проходившие сюда через армянскую территорию, оказались полностью
блокированными, а попасть в Баку автобусом из Нахичевани можно только через
территорию Ирана.
Негативно сказываются на
экономике Азербайджана непосильное бремя военных расходов, значительные
материальные потери и беженцы, связанные с карабахским конфликтом. Одной из
самых трудных для республики является проблема беженцев, которые расселились в
основном в городах (Баку, Гянджа, Сумгаит и Ханлер). По утверждению
азербайджанских властей, число беженцев в республике сейчас составляет около 1
млн. человек. Причем четверть из них – бывшие жители Армении, а остальные –
Нагорного Карабаха и прилегающих к нему областей, контролируемых в настоящее
время армянскими войсками. На 8 млн. населения страны – слишком большая
нагрузка, особенно если учесть, что значительная часть азербайджанских граждан
живёт и работает в России. [6]
Социальное и
экономическое положение в республике усугубляется невиданными масштабами
коррупции и произвола государственных чиновников, которые приобрели огромные масштабы.
По мнению многих наблюдателей, коррупция охватила все властные структуры и
угрожает национальной безопасности. И это не удивительно, если учесть, что
пример для остального общества и особенно корпуса чиновников дают те, кто
входит во властные структуры. [7]
Для предпринимателей
порой создаются условия, при которых успех или неудача экономической
деятельности зависят от личных связей с президентскими и иными властными
структурами. Фаворитизм, непотизм, кумовство, раздача разного рода льгот и,
соответственно, разворовывание национального продукта стали неотъемлемыми
атрибутами социальной и экономической жизни современного Азербайджана. В итоге
коррупция и чиновничий произвол стали угрозой национальной безопасности.
Важнейшим показателем
полного суверенитета любого государства является его способность осуществлять
контроль над всей своей территорией и всеми проживающими на ней гражданами.
Здесь определяющая роль принадлежит: армии, пограничным войскам и правоохранительные
органам. В этом плане заслугой Г. Алиева следует считать то, что он, прежде
всего, консолидировал и укрепил дезорганизованные и сверхполитизированные
правоохранительные органы, поставив их всецело на службу своего режима.
В настоящее время вся реальная
власть в стране сосредоточена в руках президента. Он – единственно значимая
фигура в системе государственного управления, на которой замыкается механизм
принятия решений практически по всем сколько-нибудь важным вопросам. Парламент,
правительство и другие органы управления полностью подконтрольны президенту и
являются исполнителями единоличной его воли. Составной частью политической
жизни Азербайджана стали сообщения об антиправительственных заговорах, попытках
государственных переворотов, аресты и политические процессы. Есть и внешний
враг в лице Карабаха и Армении, или же реальные или мифические «происки
Москвы», умело используемые в национал-патриотической риторике в целях
укрепления существующего режима и расправы с его оппонентами. Одна из таких попыток
государственного переворота состоялись 5 октября 1993 года в Баку, когда против
президента восстали отряды полиции особого назначения, а затем – формирования,
контролировавшиеся С. Гусейновым. Попытка переворота была подавлена. Причём
руководство азербайджанских спецслужб утверждало, что за Гусейновым стояла
российская военная разведка, конкретно – Главное разведывательное управление
(ГРУ).
С самого начала
Азербайджанская Республика провозгласила курс на создание демографического
государства и формирование демократического общества. В конституции республики,
принятой 12 ноября 1995 года, зафиксированы общепризнанные в мире принципы,
ценности и нормы политической демократии, такие как разделение властей,
многопартийность, права и свободы граждан и т.д. Правда, они не всегда в
должной мере реализуются на практике. При всех возможных здесь оговорках важным
достижением следует считать создание в Азербайджане многопартийной системы,
несмотря на то, что во многом утвердившийся в республике партийно-политический
плюрализм носит показной или витринный характер. Самой крупной и влиятельной в
республике является партия «Новый Азербайджан», которая была образована в 1992
году, когда Г. Алиев в атмосфере эйфории победы Народного фронта вынужден был
удалиться в Нахичевань. Она объединила самые различные группировки – от
неокоммунистов до членов небольших национальных партий и обществ. В настоящее
время эта группа является наиболее влиятельной в команде Г. Алиева. Со времени
объявления Азербайджана независимым государством в стране четыре раза проходили
президентские выборы. Лишь третьему по счёту президенту Азербайджана Г. Алиеву
удалось остаться президентом на весь срок избрания. 12 декабря 1999 года в
Азербайджане впервые прошли муниципальные выборы. В них приняли участие 52,6%
избирателей. Из общего числа кандидатов 50,4% - независимые, а 49,6% -
представители различных политических партий. Среди наблюдателей были
представители 29 политических партий, общественных объединений, обществ и
центров. Наблюдатели от Совета Европы в своём заявлении сочли выборы
состоявшимися, отметив, что делегация СЕ высоко оценивает проведение
муниципальных выборов, охарактеризовав это событие как первый шаг в
установлении местной демократии в республике. Но формирование и институционализацию
органов местного самоуправления нельзя считать уже свершившимся фактом.[8]
3. Перспективы
взаимодействия Азербайджана и России
История показывает, что
народы Азербайджана и России всегда жили, и будут жить с ощущением взаимного
уважения друг к другу. Несмотря на то, что наши культурные ценности и традиции
абсолютно разные, мы научились уважительно относиться к различиям в нашем
мировоззрении. Приятно осознавать, что развитию культурных традиций
Азербайджана уделяется внимание на федеральном, и даже на международном
уровнях. А возникающие проблемы всегда находятся в центре двустороннего
политического диалога. С полной уверенностью можно сказать, что сегодня на российской
земле выросло много азербайджанцев, но никто из них не утратил тяги к своей
культуре, которая формировалась на протяжении нескольких тысячелетий. На
территории Российской Федерации азербайджанская диаспора является одним из
самых крупных и инициативных представительств. Во многом это заслуга
российского правительства, которое даёт возможность нашим согражданам
раскрывать свои возможности на российской земле. Правительством наших стран
делается очень многое, чтобы укрепить культурные и экономические связи. Многие
творческие проекты, которые реализуются нашими совместными усилиями, могут
обогатить знания двух народов о жизни друг друга. Только так наши отношения на
культурном уровне, да и не только, могут стать более эффективными. Культурное и
торговое взаимодействие России и Азербайджана всегда занимало особое место в
отношениях между нашими странами. А развитие подобных программ – это забота о
будущем партнёрстве между Азербайджаном и Россией на несколько десятилетий в
перёд.[9]
Россия уже много дала
Азербайджану, и если она перестанет стремиться самоутверждаться за счёт
относительно слабых соседей, сможет дать ещё больше. А что может дать России
Азербайджан? Этот вопрос обычно вызывает стереотипные ответы о нефти, потоки
которой можно направить через Россию, и о стратегическом значении Азербайджана.
Но самое большое потенциальное значение Азербайджана в другом. Для России
судьбы мусульманского мира значительно важнее, чем для других стран. Россия
граничит с мусульманскими странами, и внутри неё – большие мусульманские
меньшинства. Зона потенциальных конфликтов России с мусульманскими странами и
народами – колоссальна. При этом Россия слаба, и даже при самом благоприятном
варианте российского развития её сила по отношению к силе большинства её
соседей расти не будет. Между тем Азербайджан в силу особенностей своего
развития – страна, в которой демократия более вероятна, чем в других
постсоветских мусульманских странах и в большинстве мусульманских стран вообще.
Возможности стабильно демографического общества в Азербайджане очень велики. И
влияние демократического и успешно развивающегося Азербайджана на соседние и
родственные с ним страны – Турцию, Иран, страны Центральной Азии, было бы
колоссальным. Безопасность России будет, определятся не наличием военных баз в
Закавказье, значение которых скорее символическое и раздражающее, не слабостью
закавказских стран и конфликтами между ними и даже не «пророссийскими»
режимами, которые мы можем там установить, но которые или при первой
возможности превращаются в «антироссийские» или просто сметаются, оставляя за
собой антироссийские чувства. Она - в мирном и успешном демократическом
развитии этих стран. И демократическое развитие шиитского и тюркского
Азербайджана для будущего России – особенно важно.[10]
Не существует такой
области, в которой бы связи между странами не развивались. Если подразумевать
под гуманитарной сферой вопросы образования, культуры, науки, то открытие в
Баку филиала Московского Государственного Университета – событие историческое и
уникальное, которое говорит само за себя. В Баку чуть ли не еженедельно
выступают артисты московских театров, бакинцы блестяще принимали российского
писателя – драматурга Эдварда Радзинского. Столь же активно развиваются сферы
образования и науки.[11]
В политической сфере
отношения России и Азербайджана с 2001 года носят вполне ровный характер
«стратегического партнёрства». Другими словами, Баку проводит взвешенный
внешнеполитический курс, в основе которого национальные интересы,
предполагающие добрососедские отношения с приграничными странами (исключая
Армению, с которой у Азербайджана вообще нет никаких отношений) и плавный дрейф
в сторону США и Евросоюза. Именно благодаря такому курсу на территории
Азербайджана пока так и не появились мобильные группы и авиационные базы США,
хотя транзитный воздушный коридор для доставок войскам НАТО грузов в Афганистан
Баку исправно обеспечивает. А вот, что нагоняет мрачные тучи на «почти
безоблачные» отношения Москвы и Баку, так это военно-техническое сотрудничество
России и Армении.
В середине апреля 2009
года Баку посетил министр иностранных дел России Сергей Лавров. В ходе его
переговоров с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и главой МИДа Эльмаром
Мамедьяровым был рассмотрен весь спектр российско-азербайджанских отношений,
которые Москва и Баку оценивают как стратегические. В ходе этой встречи
обсуждались вопросы политического, экономического, энергетического и
культурного сотрудничества двух стран.
В 2009 году товарооборот
обещает превысить 2,5 млрд. долларов. Но успехи азербайджано-российского
экономического сотрудничества могли бы быть более весомыми, если бы между двумя
государствами было подписано Соглашение о поощрении и взаимной защите
инвестиций.
Одна из ключевых тем
переговоров главы МИД РФ в Баку стала проблема мирного решения
азербайджано-армянского конфликта в Нагорном Карабахе. Минская группа ОБСЕ (в
неё входят Россия, США и Франция), выступающая посредником на переговорах между
Азербайджаном и Арменией, считает, во-первых, что решение нагорно-карабахской
проблемы должно быть приемлемо для всех сторон конфликта. И, во-вторых, что оно
должно основываться на основополагающих принципах Хельсинского Заключительного
акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе: неприменение силы,
праве наций на самоопределение и территориальной целостности государства.
Азербайджан же в основе справедливого решения карабахской проблемы видит,
прежде всего, сохранение своей территориальной целостности, Армения – в
доминанте права наций на самоопределение. Одним словом, ситуация по решению
проблемы Карабаха тупиковая, предполагающая, что переговоры будут продолжаться
и продолжаться.
В целом же, как заявил
известный азербайджанский политолог Зардушт Ализаде, «Россия – наш великий
сосед, мы обязаны с ней дружить и укреплять отношения».[12]
Заключение
Закавказские республики –
это страны, в течение более или менее длительного времени связанные с Россией
не только экономическими, но также культурными, интеллектуальными,
конфессиональными, политическими и иными отношениями в рамках единого
многонационального, многокультурного и многоконфессионального государства. По
большому счёту интересам почти всех постсоветских государств, не в последнюю
очередь закавказских, не отвечает постановка вопроса в форме альтернативы: либо
Россия, либо соседнее дальнее зарубежье и Запад. Оптимальный для них выбор –
это установление и укрепление всесторонних экономических связей в обоих
направлениях – как с Западом, так и с Россией. Эти два направления должны не
исключать, а дополнять друг друга. Дело в том, что, противопоставляя себя одной
из этих сторон, невозможно решить ни одну из сколько-нибудь значимых для
выживания и безопасности проблем. С одной стороны, экономика большинства стран
теснейшими узами связана с экономикой России. Без помощи России они не в силах
обеспечить стабильность и прочный мир в регионе и предотвратить угрозу
распространения религиозного экстремизма, сепаратизма и международного
терроризма.[13]
Поскольку в большинстве
государств СНГ существуют признаки политической нестабильности, очень важно
повысить эффективность как глобальной, так и региональной управляемости.
Очевидно, что государства СНГ становятся частью мирового сообщества. Для
обеспечения их безопасности – особенно с учётом стремительно набирающей обороты
глобализации – должны учитываться и региональные, и глобальные факторы. А
потому их региональная система должна становиться частью международной системы
безопасности. В Центральной Азии, например, обеспечивать региональный уровень
стабильности могут ОДКБ и ШОС, а военно-политическое присутствие Запада в той
или иной степени способно содействовать поддержанию глобального уровня
безопасности. Эффективно, противостоять новым вызовам в одиночку или же
опираясь, только на Запад, странам СНГ будет сложно. Очевидно также, что
политическую атмосферу в постсоветском пространстве будет определять состояние
американо-российских отношений, тем более что Россия намерена и впредь
сохранять в СНГ своё политическое, экономическое и военное присутствие в
качестве ключевого игрока. [15]
Список используемой
литературы
1. Гаджиев
К.С. Геополитика Кавказа. Кавказ: Исторический экскурс.
М. «Международные отношения».-2001.С.
9-43.
2. http//www.Advantour.com/rus/Azerbaijan/history.htm.
3. Советский Союз. Азербайджан. Отв.
Ред. Алиев Г.А. М. 1971.С.70-75
4. Гаджиев
К.С. Геополитика Кавказа. Государства Кавказа. М. 2001.С.104-105.
5. Мировая экономика и международные
отношения.1998.№1.С.102.
6. Бакинский рабочий. 1998. 25
февраля.
7. Независимая
газета.2000.14 марта.
8. Гаджиев
К.С. Геополитика Кавказа. Государства Кавказа. М .2001.С.112-114.
9. http/edinros-chtl.ru/index.php?news.
10. http/www.sakharov-museum.ru/publications/azrus/
11. http/www.day.az/news/society/
12. http/www.iron-times.ru/category/
13. Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. Россия и Закавказье. М. 2001.С.298-322.
14. http/www.sakharov-museum.ru/publications/azrus/
15. Мировая экономика и международные отношения.2004.№12.С.69-79
[1] Гаджиев К.С. Геополитика
Кавказа.// Кавказ: Исторический экскурс. – Москва: « Международные отношения» -
2001.- 9-43
[2] #"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] Советский союз. Азербайджан. Ответственный редактор
Алиев Г.А. Москва. 1971., 70-75.
[5] Мировая экономика и международные
отношения .- 1998.-№1. – С. 102.
[6] Бакинский рабочий. 1998. - 25 февраля.
[7] Независимая газета. – 2000. – 14 марта.
[8] Гаджиев К.С. «Геополитика
Кавказа», Государства Кавказа. – Москва.,2001. – С. 112-114
[9] http//edinros-chtl.ru/index.php?news.
[10] http//www.sakharov-museum.ru/publications/azrus
[11] http//www.day.az/news/society/
[12] / http//www.iron-times.ru/category
[13] Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа.
Россия и Закавказье. М.-2001.-С.298-322.
[14] http//www.sakharov-museum.ru/publications/azrus/
[15] Мировая экономика и
международные отношения, 2004, № 12, с. 69-79.