Отношения России и ЕС на современном этапе
Реферат по
дисциплине
«Прикладная экономика»
на тему:
«Отношения России и ЕС на современном
этапе»
Введение
Международная
экономическая интеграция – характерная особенность современного этапа развития
мировой экономики. В конце ХХ века она стала мощным инструментом ускоренного
развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом
рынке стран – членов интеграционных группировок. Международная экономическая
интеграция – это процесс срастания экономик соседних стран в единый
хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их
компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая
интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции,
т. е. слияния региональных интеграционных группировок.
Соответственно на
современном этапе наибольший интерес вызывает отношения России с этими
интеграционными группировками. А также проблемы, которые Россия испытывает,
пытаясь внедриться в систему мирохозяйственных связей.
Целью и задачами данной
работы является раскрытие основных проблем интеграции России в интеграционные
группировки.
Отношения России и ЕС на
современном этапе
СССР
долго не признавал Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), созданное в ходе
подписания Римского договора 1957 года, считая его порождением «холодной
войны». В конце концов, в 1970-х годах были достигнуты некоторые технические
соглашения между ЕЭС и СССР, однако теперь уже ЕЭС не признал СЭВ (Совет
экономической взаимопомощи), образованный государствами Варшавского договора.
Экономические отношения между рыночной экономикой ЕЭС и плановой системой
Советского Союза и его союзников были сложными.
После
распада в 1991 году СССР требовалось найти новую основу отношений между
трансформировавшимся в то время ЕЭС и Россией. Такой основой стало Соглашение о
партнерстве и сотрудничестве (СПС), подписанное на острове Корфу 1 июля 1994
года. Основным достижением документа стал принцип наибольшего
благоприятствования в торговых отношениях между ЕС и Россией.
Современная
Россия экспортирует в Европу энергоносители и сырье, а ЕС в Россию – в основном
промышленные товары и услуги, компенсируя этим «бартером» торговый баланс.
Такая структура товарооборота часто рассматривается в России даже либеральными
аналитиками в России даже либеральными аналитиками как «колониальная».
Ввиду
высокой доли энергоносителей в экспорте (65%) российская внешняя политика стала
испытывать новый вид еврозависимости. Более того, Россия уже перешла
критический порог «неоколонии» — впервые более половины внешнеторгового оборота
России приходится на страны Евросоюза.
Сегодня
наша страна — один из крупнейших поставщиков энергоносителей в ЕС. 53%
российского экспорта нефти и 62% российского экспорта природного газа
приходится на долю ЕС, что составляет соответственно 25 и 40% общего потребления
энергии странами Европейского союза.
В
свою очередь, страны ЕС не проявляют особой заинтересованности в расширении
спектра товаров российского экспорта, а обеспокоены тем, что экономика ЕС
фактически находится в долгосрочной энергетической зависимости от России.
Похоже,
что Европа исходит из того, что «Россия навсегда останется внешним, чуждым для
Европы государством — сибирской Нигерией или Алжиром». Этот примечательный
вывод сделал Аркадий Мошес, руководитель программы «Россия — ЕС» Финского
института международных отношений. В своей статье о политике Евросоюза к России
он дает такое откровенное заключение: «В значительной степени логичным
становится проведение по отношению к ней [России] эгоистичной политики,
сводящейся к получению доступа к ее источникам сырья и транзитным путям,
лишению страны естественных конкурентных преимуществ и одновременным мерам по
ограждению себя от возможных рисков в сфере «мягкой безопасности». Все это
может с успехом прикрываться дипломатической обходительностью, проявляемой в
ходе саммитов».
И вот
накануне ноябрьского саммита ЕС-Россия Польша заблокировала начало переговоров
между Брюсселем и Москвой о выработке нового базового соглашения о партнерстве,
которое должно прийти на смену нынешнему документу, действующему до конца 2007
года. Условия, выдвинутые поляками для снятия вето, — подписание Москвой
энергетической хартии, совершенно неприемлемой для нас в ее нынешнем виде, и
снятие запрета на импорт в Россию польского мяса. Хартия, о которой идет речь,
была завизирована еще 17 декабря 1991 года в Гааге. К 2003 году документ
ратифицировало 51 государство. Если Россия присоединится к договору, она должна
будет представить трубопроводы для свободного транзита газа из Средней Азии в
ЕС. Однако при этом отечественные компании не получат свободного доступа к
европейским трубопроводам.
Насколько
невдомек Варшаве, что такой позицией она куда больше «насолила» Брюсселю, чем
Москве? Своими действиями поляки невольно подыгрывают Москве. Не будет нового
соглашения с ЕС — ничего страшного, говорят в Кремле. Станем жить по старому
документу о партнерстве и сотрудничестве, который в сущности никого ни к чему
не обязывает. Его вполне можно продлить, и там об Энергетической хартии речь не
идет.
Без
консенсуса в ЕС и шагу ступить нельзя, так что без разрешения Польши, как члена
ЕС, никакие переговоры — ни о заключении нового договора Россия — ЕС, ни об
энергетическом сотрудничестве — начаться не могли. Несмотря на то, что Европа
выказывает понимание претензий Варшавы, ее прагматическая позиция сводится к
тому, что переговоры с Россией как с основным поставщиком энергии нужно вести в
любом случае. И вот, в декабре на встрече «веймарской тройки» (президентов
Польши, Германии и Франции) главы государств «старой Европы» попытались убедить
своего коллегу Леха Качиньского смягчить позицию по отношению к Москве. Пока
что удалось убедить Польшу сузить круг требований и ограничиться «мясом». И
обсуждение нового соглашения о сотрудничестве можно продолжать.
Между
тем Европа уверена, что специального отношения Россия не заслуживает и лишний
раз подтверждать качество европейского мяса не хочет. Председатель
Евро-комиссий Жозе Мануэл Баррозу высказал мнение, что «Евросоюз, возможно,
имеет самые высокие санитарные стандарты в мире, а потому введение запрета на
импорт мяса из ЕС лишено смысла и противоречит хартии Евросоюза». Но Россия не
желает идти на компромисс. 1 января Россельхознадзор закрывает ввоз мяса из ЕС.
Правда, чтобы торговля между Россией и Европой не оказалась парализована
полностью, Россельхознадзор готов сепаратно договориться с отдельными странами
ЕС на поставку их товаров.
Россельхознадзор
готов начать выдачу разрешений на поставки в Россию мяса из Ирландии, Германии,
Голландии, Франции, Италии и Дании. Но только «если ветслужбы этих стран
гарантируют, что на территорию РФ они не будут ввозить продукцию животного
происхождения, изготовленную из сырья, выработанного в Румынии и Болгарии».
Россия уже давно недовольна продукцией, поставляемой из этих стран, где были
зафиксированы случаи инфекционных заболеваний у свиней и крупного рогатого
скота. Мясо из этих государств может быть реэкспортировано из других государств
ЕС, так как в начале года Болгария и Румыния должны вступить в Союз. «Мы
сделали жест доброй воли и предложили странам ЕС подписать с нами двусторонние
соглашения. Теперь все будет зависеть от того, как сложится переговорный
процесс с Евросоюзом», — сообщил глава Россельхознадзора Сергей Данкверт.
Но
Брюссель нас не понимает. В Евросоюзе — массовая истерика: «Российские действия
имеют под собой очевидную политическую подоплеку - желание спровоцировать
раскол внутри ЕС, ведущего торговые переговоры от лица всех членов и имеющего
единую торговую политику». Так что неудивительно сожаление премьер-министра
Финляндии Матти Ванханена: за время председательства его страны в Евросоюзе не
удалось активизировать отношения между ЕС и Россией. «Россия важна для ЕС, мы
связаны многими узами, но, мягко говоря, некоторые тенденции России дают нам
причину для беспокойства. Я также не уверен, что Россия движется в верном
направлении. Нам нужно видеть более твердую приверженность демократии, права
закона и рыночной экономики. Мы не хотим, чтобы Россия развивалась как
авторитарное государство», — заявил Ванха-нен, выступая с речью перед
европейскими парламентариями по случаю окончания полугодового председательства
его страны в ЕС. По словам премьера Финляндии, «России является для ЕС кислотным
тестом на единство». Он добавил: «Если невозможно общее соглашение, тогда, я
боюсь, в скором времени произойдет отход на двусторонние соглашения, некоторые
из которых могут быть хорошими, другие плохими, а с рядом стран соглашений и
вовсе не будет».
Впрочем,
судя по стремлению Брюсселя протащить в новое соглашение о партнерстве и
сотрудничестве отдельные положения Энергетической хартии, позицию Польши все же
удастся переломить.
Для обретения
исторической перспективы в отношениях России и ЕС жизненно необходим новый
договор, который, не ставя нереалистичных задач (таких, например, как членство
России в ЕС), переместил бы их отношения с самого нижнего уровня, которым на
сегодняшний день является сотрудничество, на следующую ступень – интеграции.
Потенциал России огромен как в позитивном, так и в негативном смысле. С этой
точки зрения выбор Евросоюза, как и запада в целом, не так уж широк – или новая
политика вовлечения (neo-engagement), или новое сдерживание (neo-containment) России. Второй путь – это движение
назад к политике «мирного сосуществования» времен «холодной войны», которая не
отвечает на современные вызовы как европейской и международной безопасности,
так и процессов глобализации. Не отвечает она и целям ЕС распространить зону
безопасности и стабильности на всю Европу, неотъемлемой частью которой является
наша страна.
Да и Россия, если она
вдруг встанет на путь самоизоляции и применения безнадежно устаревших и
неэффективных форм государственного и общественного бытия, вряд ли сохранит
шансы стать по-настоящему современной, а значит, сильной и влиятельной мировой
державой.
Заключение
В мире возможны две
экономические модели. Одна – закрытой экономики – автаркия. Другая – открытая
глобальная экономика. Либо страна участвует в глобальном разделении труда, либо
закрывается полностью, отгораживается от мира. В открытой международной
торговой системе есть только одна организация – ВТО, другой просто не
существует. Значит надо в этой организации участвовать. ВТО – это свод правил
международной торговли. Специально для нас их создавать никто не будет.
Советский Союз долгие годы пытался это сделать, но безуспешно. И если мы хотим
торговать с миром, надо эти правила соблюдать.
Россия сегодня входит в
двадцатку мировых торговых держав, занимая 17-е место в мировом экспорте и 18-е
в импорте. То есть мы – значимая торговая нация. Но если страна – не член ВТО,
с нею и обходятся неподобающим образом.
О том чего Россия уже
добилась от ВТО, в своем интервью дает ответ Александр Трушин: «…Четыре года
назад мы вместе с бизнес-сообществом и учеными разработали концепцию
присоединения. Нас тогда упрекали, что она слишком консервативная. Но мы
оказались правы. По условиям присоединения надо вести переговоры с другими
странами. И параллельно вести российское общество к пониманию того, что такое
ВТО и как там надо работать. Такой практический подход и возобладал. Говорить о
том что переговорный процесс уже закончился, - неправильно. Закончился период
двусторонних переговоров. Впереди – еще очень большая работа. У нас очень
высоко оценивают подписание протокола с американцами. Да, это серьезный рубеж.
Но, с моей точки зрения, куда более важным был первый протокол, подписанный два
года назад с Евросоюзом. Потому что тогда был задан алгоритм торговых
переговоров с партнерами.
В ВТО есть правило:
переговоры ведутся с основными поставщиками товаров. На Евросоюз приходится 55%
внешнеторгового оборота России. Это наш основной торговый партнер, а не США. С
Америкой договор имел значение скорее политическое, чем экономическое…»
Список использованной
литературы
1.
А. Трушин Россия
и ВТО // Журнал о реальной экономике Прямые инвестиции – 2007.- № 1. – с.28
2.
ВТО: Новый
поворот // Журнал о реальной экономике. Прямые инвестиции – 2006.- № 12. – с.49
3.
М. Медведков //
журнал Деньги и кредит – 2006.- №12