Мониторинг нервной системы у туристов
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ОРЛОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Гуманитарный факультет
Курсовая работа
по дисциплине: «Мониторинг контроля состояния»
на тему:
Мониторинг нервной системы туристов
Выполнил студент группы 31-РТ Зорина
Е.А.
Руководитель: Бодров М.А.
Орел 2010
Аннотация
Работа
содержит общее описания нервной системы и процессов происходящих в ней, методы
мониторинга нервной системы туристов, качественные проявления реакции нервной
системы туристов на раздражители, аппаратура для измерения этих показателей,
способы её применения, также в работе будет представлен один из таких аппаратов
и показатели его измерений.
Содержание
Введение
1. Медико-спортивное обоснование
2. Описание процесса
тренировки спортсменов-туристов
3. Параметры нервной
системы
4. Обзор методов и
методик контроля нервной системы
5. Обзор аппаратов
6. Выбор аппарата и
методики
7. Разработка методики
контроля
8. Разработка карты
мониторинга
Заключение
Список литературы
Введение
О силе нервных процессов
можно судить по таким критериям, как смелость, настойчивость, активность,
целеустремленность, воля к победе, упорство в овладении спортивными навыками.
Важным признаком является отношение к неудачам, умение быстро мобилизоваться.
Уравновешенность нервных процессов характеризуется устойчивостью настроения,
умением сдерживаться в отношении к семье, друзьям, поведении на тренировках и соревнованиях.
Подвижность нервных процессов определяется по скорости перехода от одного вида
деятельности к другому, приспособляемости к меняющимся условиям, по быстроте
освоения новых технических и тактических приемов, быстроте засыпания и глубине
сна.
В данной работе будут рассмотрены
такие критерии как: выносливость, скорость реакции, сила и скорость
восстановления организма после физических нагрузок. Так как изучение данных
процессов поможет наиболее точно оценить состояние нервной системы у людей
занимающихся туризмом.
Цель работы: разработка методики
мониторинга нервной системы у туристов-спортменов.
Задачи: проследить
годичный процесс тренировки спортсменов-туристов; определить структуру
тренировочного процесса в туризме; обосновать основные параметры нервной
системы; выбрать аппарет для исследования нервной системы у туристов;
разработать карту мониторинга.
Предметом изучения данной
работы являются методы мониторинга нервной системы и выбор наиболее эффективного,
т.е. дающего наиболее полную и достоверную оценку.
Объектом в данной работе
будут люди занимающиеся туризмом.
Туризм — вид спорта, в
основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление
категорированных препятствий в природной среде (перевалов, вершин (в горном
туризме), порогов (в водном туризме), каньонов, пещер и пр.), и на дистанциях,
проложенных в природной среде и на искусственном рельефе.
Туризм в России является
национальным видом спорта, имеющим многолетние традиции. Он включает в себя не
только спортивную составляющую, но и особую духовную сферу, и образ жизни самих
любителей странствий. Центрами развития туризма по-прежнему остаются
некоммерческие клубы туристов («турклубы»), хотя многие туристы занимаются им
самостоятельно.
В нервной системе туриста
важно изучение нервных процессов, происходящих в организме под влиянием
нагрузок, характерных для данного вида деятельности, что я и попытаюсь раскрыть
в данной работе.
1. Медико-спортивное обоснование
Нервная система — целостная
морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных нервных
структур, которая совместно с гуморальной системой обеспечивает взаимосвязанную
регуляцию деятельности всех систем организма и реакцию на изменение условий
внутренней и внешней среды. Нервная система действует как интегративная
система, связывая в одно целое чувствительность, двигательную активность и
работу других регуляторных систем (эндокринной и иммунной).
Общая характеристика
нервной системы
Все разнообразие значений
нервной системы вытекает из ее свойств.
Возбудимость,
реактивность и проводимость характеризуются как функции времени, т.е. это
процесс, возникающий от раздражения до проявления ответной деятельности органа.
Согласно электрической теории распространения нервного импульса в нервном
волокне он распространяется за счет перехода локальных очагов возбуждения на
соседние неактивные области нервного волокна или процесса распространяющейся
деполяризации потенциала действия, представляющего подобие электрического тока.
В синапсах протекает другой-химический процесс, при котором развитие волны
возбуждения-поляризации принадлежит медиатору ацетилхолину, т.е. химической
реакции.
Нервная система обладает
свойством трансформации и генерации энергий внешней и внутренней среды и
преобразования их в нервный процесс.
К особенно важному
свойству нервной системы относится свойство мозга хранить информацию в процессе
не только онто-, но и филогенеза.
Нервная система состоит
из нейронов, или нервных клеток и нейроглии, или нейроглиальных клеток. Нейроны
— это основные структурные и функциональные элементы как в центральной, так и
периферической нервной системе. Нейроны — это возбудимые клетки, то есть они
способны генерировать и передавать электрические импульсы (потенциалы действия).
Нейроны имеют различную форму и размеры, формируют отростки двух типов: аксоны
и дендриты. У нейрона обычно несколько коротких разветвлённых дендритов, по
которым импульсы следуют к телу нейрона, и один длинный аксон, по которому
импульсы идут от тела нейрона к другим клеткам (нейронам, мышечным либо
железистым клеткам). Передача возбуждения с одного нейрона на другие клетки
происходит посредством специализированных контактов — синапсов.
Функциональное деление
нервной системы:
-Соматическая (анимальная)
нервная система
-Автономная
(вегетативная) нервная система
-Симпатический отдел
вегетативной нервной системы
-Парасимпатический отдел
вегетативной нервной системы
-Метасимпатический отдел
вегетативной нервной системы (энтеральная нервная система)
Центральная нервная
система (ЦНС) — основная часть нервной системы животных и человека, состоящая
из скопления нервных клеток (нейронов) и их отростков; представлена у
беспозвоночных системой тесно связанных между собой нервных узлов (ганглиев), у
позвоночных животных и человека — спинным и головным мозгом.
Главная и специфическая
функция ЦНС — осуществление простых и сложных высокодифференцированных
отражательных реакций, получивших название рефлексов. У высших животных и
человека низшие и средние отделы ЦНС — спинной мозг, продолговатый мозг,
средний мозг, промежуточный мозг и мозжечок — регулируют деятельность отдельных
органов и систем высокоразвитого организма, осуществляют связь и взаимодействие
между ними, обеспечивают единство организма и целостность его деятельности.
Высший отдел ЦНС — кора больших полушарий головного мозга и ближайшие
подкорковые образования — в основном регулирует связь и взаимоотношения
организма как единого целого с окружающей средой.
Вегетативная нервная
система, ВНС (синонимы: автономная, ганглионарная, органная, висцеральная,
чревная) — часть нервной системы организма, комплекс центральных и
периферических клеточных структур, регулирующих функциональный уровень
внутренней жизни организма, необходимый для адекватной реакции всех его систем.
Вегетативная нервная
система (синонимы: автономная нервная система, висцеральная нервная система,
systema nervosum autonomicum, PNA) — отдел нервной системы, регулирующий
деятельность внутренних органов, желез внутренней и внешней секреции, кровеносных
и лимфатических сосудов.
Под контролем автономной
системы находятся органы кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения,
размножения, а также обмен веществ и рост. Фактически эфферентный отдел ВНС
осуществляет нервную регуляцию функций всех органов и тканей, кроме скелетных
мышц, которыми управляет соматическая нервная система.
В отличие от соматической
нервной системы, двигательный эффекторный нейрон в автономной нервной системе
находится на периферии, и спинной мозг лишь косвенно управляет его импульсами.
Симпатическая нервная
система (от греч. συμπαθής
чувствительный, сочувственный) — часть автономной нервной системы, ганглии
которой расположены на значительном расстоянии от иннервируемых органов.
Парасимпатическая нервная
система — часть автономной нервной системы, связанная с симпатической нервной
системой и в определённых условиях функционально ей противопоставляемая. В
парасимпатической нервной системе ганглии расположены непосредственно в органах
или на подходах к ним, поэтому преганглионарные волокна длинные, а
постганглионарные — короткие.
Эндокринная система —
система регуляции деятельности внутренних органов посредством гормонов,
выделяемых эндокринными клетками непосредственно в кровь, либо диффундирующих
через межклеточное пространство в соседние клетки.
Функцией нервной системы
является управление деятельностью различных систем и аппаратов, составляющих
целостный организм, координирование протекающих в нем процессов, установление
взаимосвязей организма с внешней средой. Нервы проникают во все органы и ткани,
образуют многочисленные разветвления, имеющие рецепторные (чувствительные) и
эффекторные (двигательные, секреторные) окончания, и вместе с центральными
отделами (головной и спинной мозг) обеспечивают объединение всех частей
организма в единое целое. Нервная система регулирует функции движения,
пищеварения, дыхания, выделения, кровообращения, лимфоотток, иммунные
(защитные) и метаболические процессы (обмен веществ) и др. Рефлекс (лат.
reflexus - отраженный) - это ответная реакция организма на то или иное
раздражение (внешнее или внутреннее воздействие), которая происходит при
участии центральной нервной системы (ЦНС). Человеческий организм, обитающий в
окружающей его внешней среде, взаимодействует с ней. Среда влияет на организм,
и организм в свою очередь соответствующим образом реагирует на эти влияния.
Протекающие в самом организме процессы также вызывают ответную реакцию. Таким
образом, нервная система обеспечивает взаимосвязь и единство организма и среды.
Структурно-функциональной единицей нервной системы является нейрон (нервная
клетка, нейроцит). Нейрон состоит из тела и отростков. Отростки, проводящие к
телу нервной клетки нервный импульс, получили название дендритов. От тела
нейрона нервный импульс направляется к другой нервной клетке или к рабочей
ткани по отростку, который называют аксоном, или нейритом. Нервная клетка
динамически поляризована, т.е. способна пропускать нервный импульс только в
одном направлении - от дендрита через тело клетки к аксону (нейриту). Нейроны в
нервной системе, вступая в контакт друг с другом, образуют цепи, по которым
передаются (движутся) нервные импульсы. Передача нервного импульса от одного
нейрона к другому происходит в местах их контактов и обеспечивается особого
рода образованиями, получившими название межнейронных синапсов. Различают
синапсы аксосоматические, когда окончания аксона одного нейрона образуют
контакты с телом следующего, и аксодендритические, когда аксон вступает в
контакт с дендритами другого нейрона. Контактный тип отношений в синапсе при
различных физиологических состояниях может, очевидно, либо
"создаваться", либо "разрушаться", обеспечивая возможность
избирательной реакции на любое раздражение. Помимо этого, контактное построение
цепочек нейронов создает возможность для проведения нервного импульса в
определенном направлении. Благодаря наличию контактов в одних синапсах и
разъединению в других проведение импульса может нарушаться.
2. Описание
процесса тренировки спортсменов-туристов
В чем заключается процесс
туристской подготовки? Определим, что туристская подготовка представляет собой
процесс формирования системы знаний, умений, навыков, необходимых для
успешного, эффективного и безопасного проведения туристских мероприятий
(походов и соревнований). По своей сути в туризме это процесс повышения уровня
квалификации туристов, их подготовленности к организации и проведению разных
форм рекреационных и спортивных туристских мероприятий, начиная от
оздоровительных походов и соревнований, заканчивая спортивными походами и
соревнованиями по виду спорта «туристско-прикладное многоборье». В
рекреационном туризме туристская подготовленность руководящих кадров позволяет
в частности правильно оценить и планировать посильные для участников
мероприятий оздоровительные физические нагрузки, найти наиболее эффективные
средства отдыха и оздоровления участников туристских мероприятий, обеспечить их
безопасность. В спортивном туризме туристская подготовленность туристов
позволяет им в частности: эффективно преодолевать характерные естественные
препятствия, правильно организовать свое жизнеобеспечение в данном районе
путешествия, успешно ориентироваться на маршруте, переносить предельные для
похода данной сложности физические и психические нагрузки.
Понятие «подготовка
туриста» лишь частично совпадает с понятием «тренировка туриста». Термин
тренировка означает систематические упражнения для приобретения или
совершенствования специальных умений и навыков. Понятие подготовки туриста,
кроме собственно тренировки (развития) специальных двигательных качеств, общей
и специальной выносливости, овладения техникой и тактикой преодоления маршрута,
включает в себя и обучение методике планирования тренировочного процесса,
управлению туристскими мероприятиями, умениям и навыкам жизнеобеспечения в
экстремальных условиях среды и т.д. Таким образом, понятие «туристская
подготовка» охватывает все теоретические и практические аспекты туристской
деятельности и предусматривает разностороннее спортивно-педагогическое
совершенствование людей, занимающихся данным видом деятельности.
Туристская подготовка в
рекреационном туризме по отношению к инструкторским кадрам т.о. должна
рассматриваться как многолетний процесс их спортивно-педагогического
совершенствования. С точки зрения участников рекреационных туристских
мероприятий она может быть как многолетней (если турист посвящает свое
свободное время туризму и увлекается туристской деятельностью), так и
кратковременной, спланированной на подготовку к данному отдельному мероприятию.
В частности, в случае проведения развлекательных туристских мероприятий
(например, корпоративного туристского слета, тренинга по командообразованию и
т.д.) специальной подготовки самих участников может вообще не проводиться, либо
она проводится в требуемом для безопасности объеме непосредственно перед
осуществлением самого мероприятия. Подготовка спортсменов-туристов высших
разрядов и мастеров, подготовка инструкторско-преподавательских кадров в
спортивном туризме обязательно является многолетним процессом и осуществляется
на базе научно-обоснованных учебно-тренировочных программ.
Какие задачи призвана
решать туристская подготовка? Выше мы уже привели примеры характерных задач,
которые решаются в процессе специальной туристской подготовки. Попытаемся
систематизировать важнейшие направления спортивно-туристской подготовки, и
определим ее главные задачи. Итак, туристская подготовка направлена на решение
следующих задач.
Приобретение необходимого
объема знаний по основам туристской деятельности; изучение теории, методики и
организации физического воспитания, спортивной тренировки в туризме.
Обеспечение необходимого
уровня физической готовности участников и руководителей туристских мероприятий.
Воспитание высоких
личностных поведенческих качеств и навыков формирования благоприятного
психологического климата в туристской группе.
Всестороннее овладение
туристской техникой и тактикой.
Совершенствование
мастерства в управлении рекреационными и спортивными туристскими походами и
соревнованиями (в том числе в управлении рисками).
Содержание туристской
подготовки и ее этапы
Туристская подготовка
представляет собою достаточно сложную, многоуровневую систему, состоящую из
взаимосвязанных направлений (видов) подготовки. В туризме принято выделять
следующие виды туристской подготовки: общетуристская (теоретическая
подготовка), специальная, физическая и интегральная (Федотов, Востоков, 2003).
Что представляет собою
специальная туристская подготовка? Специальная подготовка подразумевает с одной
стороны формирование у туриста системы специальных знаний. К категории
специальных можно отнести, например, знания методики организации и проведения
походов; знания технических приемов и средств преодоления естественных
препятствий маршрута, разрядных требований в спортивном туризме и т.д. С другой
стороны специальная подготовка направлена на формирование комплекса
практических умений и навыков в разных областях туристской деятельности. При
этом под категорией «навык» будем понимать умения выполнять определенные
действия, работу, доведенные до автоматизма в процессе учебы и тренировки.
Формирование специальных
туристских знаний, умений и навыков происходит со значительным акцентом на вид
туризма по способам передвижения. Например, техника организации страховки,
способ преодоления и сам характер естественных препятствий весьма специфичны в
отношении пешеходного, лыжного, водного туризма. Такая специфика определяет,
разумеется, и особенности специальной подготовки. Чем более высокие спортивные
цели ставит перед собою турист в выбранном им виде туризма, тем более
узконаправленной, особенной становится его подготовка. Поэтому на практике
достаточно сложно (хотя и возможно) быть одинаково хорошим спортсменом и
специалистом в разных видах туризма. При этом, однако, если мы рассматриваем
рекреационный, оздоровительный туризм, где маршрут не является технически
сложным, инструктору необходимо быть специалистом «широкого профиля» и владеть
достаточным минимумом специальных знаний, умений и навыков для организации
туристских мероприятий в разных видах туризма.
Ниже мы кратко обозначим
содержание разделов специальной подготовки (в ряде специальных лекций мы
достаточно полно представили сведения об организации и проведении туристских
мероприятий и разновидностях туристской техники).
Какие разделы включает в
себя специальная подготовка и каково их содержание? Организационная подготовка
включает в себя формирование системы знаний, умений и навыков (ЗУН) организации
туристских мероприятий разного уровня массовости и сложности. Она «вооружает»
туриста методикой определения целей и задач туристского мероприятия,
комплектования туристской группы, разработки маршрута похода и его
плана-графика, подготовки снаряжения и рациона питания туристов. В процессе
подготовки турист учится составлять необходимую документацию, планировать
дистанции туристских соревнований, решать иные организационные задачи.
Топографическая
подготовка предусматривает формирование знаний, умений и навыков по элементам
топографии, позволяющим читать карту и проводить необходимые измерения по
карте, ориентироваться на маршруте похода и на дистанциях соревнований, владеть
соответствующими приборами и инструментами.
Техническая подготовка
(во взаимосвязи с тактической) позволяет эффективно и безопасно преодолевать
естественные препятствия, встречающиеся на маршруте похода и дистанциях
соревнований. Она включает формирование ЗУН по технике туристской страховки,
ориентирования на местности, организации бивака, поисково-спасательным работам
и технике передвижения по естественным препятствиям.
Тактическая подготовка
подразумевает формирование ЗУН в осуществлении целенаправленных действий,
оптимизирующих решение различных туристских задач. Тактическая подготовка
преследует цель научить туриста рационально распределять свои силы на маршруте,
выбирать оптимальный путь движения и способ преодоления препятствий,
восстанавливать силы после ходового дня и т.д. Тактическая подготовка
направлена и на решение «оптимизирующих» задач походной группы в целом.
Примером таких задач в предпоходный период является выбор подходящей
тактической схемы маршрута и классифицированных участков в районе путешествия,
рациональное распределение препятствий разной трудности по нитке маршрута,
выбор оптимального походного снаряжения, средств связи и т.д.
Психологическая
подготовка включает в себя формирование знаний по основам психологии туриста и
воспитанию личностных психических качеств (воспитание смелости,
целеустремленности, решительности, терпения и выдержки, душевной чуткости и
коллективизма). Кроме того, необходимыми компонентами такой подготовки являются
формирование знаний по психологии малых групп, умений по созданию нужного
психологического микроклимата и т.д.
Подготовка по обеспечению
безопасности включает в себя формирование знаний об объективных и субъективных
опасностях, характерных для туристской деятельности, знаний, умений и навыков в
оказании первой медицинской помощи пострадавшим в полевых условиях. Кроме того,
к данной подготовке отнесем формирование системы ЗУН в области радиосвязи и
владения аварийными сигналами, ЗУН по технике безопасности.
Какие задачи призвана
решить физическая подготовка туриста? Физическая подготовка туриста должна
обеспечить:
Его общую физическую
подготовленность.
Его специальную
физическую подготовленность (в зависимости от вида похода и специфики
преодолеваемого маршрута).
Закаливание организма,
его сопротивляемость заболеваниям при охлаждении, перегревании, воздействии
иных неблагоприятных факторов среды.
В процессе тренировок на
общую физическую подготовку развивают необходимые для занятия активным туризмом
физические качества: общую выносливость, силу, гибкость тела, быстроту
движений, ловкость. При этом развитие общей выносливости имеет в тризме
первостепенное значение. Для туристских походов характерны значительные по
объему нагрузки в основном небольшой или средней степени интенсивности (см.
методическое занятие «Планирование уровня физической нагрузки в рамках
рекреационных туристских мероприятий и методы педагогического контроля и
самоконтроля функционального состояния (работоспособности) туристов»).
Тренировка общей выносливости, в частности, увеличивает показатель аэробной
энергетической производительности организма туриста и позволяет без сверхусилий
и предельного напряжения функциональных систем организма выполнить необходимую
работу на маршруте.
Общая физическая
подготовка служит основой специальной физической подготовки. Специальная
физическая подготовка обеспечивает развитие специфических физических качеств
необходимых для определенного вида туризма, для определенных видов
соревнований: специальную выносливость, скоростно-силовую выносливость и т.д. В
частности, в процессе специальной физической подготовки туристов, занимающихся
горно-пешеходным, лыжным туризмом развивается выносливость в преодолении
пересеченного, горного рельефа с отягощением (рюкзак). Для них имеет
существенное значение развитие скоростно-силовой выносливости (возможности
относительно длительного выполнения работы с максимальными усилиями), например,
для эффективного движения по страховочным перилам с грузом, а так же развитие
силы ног. Для туристов водников особое значение имеет специальная выносливость
и сила рук.
Каково содержание
интегральной подготовки туриста? Интегральная подготовка в туризме
осуществляется непосредственно в условиях туристских походов и соревнований.
Она является, по сути, основным средством повышения мастерства в преодолении
естественных препятствий маршрута, и дистанций соревнований; получения
необходимых знаний и навыков в организации и проведении туристских мероприятий.
От других видов подготовки интегральная подготовка отличается максимальной
цельностью. С одной стороны, все накопленные ранее знания умения и навыки
реализуются (применяются) туристами в походе или на соревнованиях. С другой
стороны, само участие в походе, соревновании дает некую новую сумму знаний,
умений и навыков, в результате решения ситуационных задач, преодоления
характерных естественных препятствий, жизнеобеспечения в специфических
климатических, погодных условиях, которые невозможно полностью смоделировать в
рамках тренировочного процесса. Таким образом, интегральная подготовка приносит
бесценный туристский опыт, который невозможно заменить никакой иной подготовкой
(в данном случае подготовка туриста соответствует справедливому утверждению
«чтобы научиться бегать, надо …бегать»).
Наиболее эффективно
интегральная подготовка туристов осуществляется в процессе проведения
учебно-спортивных туристских мероприятий (в учебных походах, на учебных
туристских сборах). В частности, особенностью учебно-спортивных туристских
походов является то, что кроме достижения собственно спортивных целей
(преодоления маршрута) в них сознательно преследуется и цель обучения туристов.
План проведения учебного похода предусматривает учебу туристов разнообразным
компонентам техники и тактики непосредственно на маршруте (соответственно, на
это отводится значительная часть походного времени). Более подробно особенности
организации и проведения учебных походов указываются нами в специальной лекции.
Укажем лишь, что программа обучения студентов, будущих специалистов в области
активного туризма, обязательно предусматривает определенный объем интегральной
туристской подготовки.
На какие этапы принято
разделять процесс туристской подготовки? Одной из особенностей туризма, как
вида спорта является достаточно жестко регламентированная последовательность в
совершении спортивных походов разной сложности. Эта последовательность «от
простого к сложному» определяется главными нормативными документами - Правилами
совершения спортивных походов и Единой Спортивной Классификацией Российской
Федерацией. Постепенность в наращивании сложности походов - это один из
принципов обеспечения безопасности туристских мероприятий и он должен
неукоснительно соблюдаться. Таким образом процесс туристской подготовки в
спортивном туризме является многолетним и поэтапным. Например, для выполнения
нормативов мастера спорта в спортивном туризме (начиная от уровня «новичка»),
требуется как минимум 6-10 летняя туристская подготовка. Точно так же поэтапно
происходит не только подготовка спортсменов-туристов, но и подготовка
инструкторско-преподавательского состава в спортивно-оздоровительном туризме:
от организатора туристских массовых мероприятий до инструктора-методиста
спортивно-оздоровительного туризма.
В многолетней
спортивно-туристской подготовке принято выделять следующие этапы (Ганопольский
и др., 1987).
Ознакомительный и
начальный этап подготовки.
Базовый этап подготовки.
Этап спортивного
совершенствования.
Этап спортивного
мастерства и поддержания достигнутого уровня мастерства.
Ознакомительный и
начальный этапы подготовки обеспечивают начальный уровень спортивно-туристской
подготовки, где собственно спортивные достижения находятся на уровне участия в
степенных детских походах и походах первой категории сложности.
Базовый этап подготовки
предусматривает участие в спортивных походах 2,3 к.с., выполнение норм на
присвоение второго спортивного разряда.
Этап спортивного
совершенствования предусматривает руководство и участие в походах 4, 5 к.с.
соответственно. В результате данного этапа подготовки обеспечивается выполнение
нормативов первого разряда, к.м.с.
Этап спортивного
мастерства обеспечивает выполнение норматива мастера спорта, приобретение всех
необходимых для этого знаний, умений и навыков, а так же сравнительно
длительное их поддержание. В результате данного этапа подготовки турист
приобретает опыт участия и руководства походами высших категорий сложности.
На основании спортивной
туристской подготовки строится и поэтапная подготовка профессиональных и
общественных туристских кадров (инструкторского состава). В данном случае
туристы учатся методике управления туристскими спортивными и рекреационными
мероприятиями в широком смысле слова. Например, базовая спортивная подготовка
туристов, является необходимым требованием для подготовки руководителей
активного туризма «среднего звена»: инструкторов туризма, гидов-проводников
туристских групп. Основанием для подготовки инструкторских кадров «высшего
звена» - старших инструкторов-методистов спортивного туризма, служит спортивная
подготовка уровня мастера спорта.
Структура тренировочного
процесса в туризме.
Как и в иных видах
спорта, тренировочный процесс туристов имеет определенную, методически
обоснованную структуру, характеризуемую таким понятием, как цикличность. В
форме циклов строится весь тренировочный процесс - от его элементарных звеньев
до крупных этапов многолетней подготовки. Тренировочный процесс имеет тенденцию
к систематическому повторению основных элементов своего содержания (циклы), но
содержание тренировочных занятий в каждом цикле соответствует логике
конкретного этапа подготовки туриста (начального, базового и т.д) и логике
подготовки к участию в походах и соревнованиях заданного уровня сложности.
В частности, в каждый год
обучения туристской специальности в вузе, студенты проходят циклы тренировок,
направленные на рост их физической готовности и технико-тактического
мастерства. При этом содержание первого года тренировочного процесса (цикла)
предусмаитривает, в частности, овладение ими начальными умениями и навыками в
технике туризма, а его главной спортивной целью является их участие в походе
первой категории сложности, в соревнованиях по туристско-прикладному многоборью
(ТПМ) начальной группы сложности. Содержание последующих лет тренировок
(последующих циклов) направлено на спортивное, в том числе технико-тактическое
совершенствование вплоть до достижения базового уровня туристской подготовки, а
их главной спортивной целью является участие студентов в походах 2-й, 3-й
категории сложности и в соревнованиях по ТПМ 4-й, 3-й группы.
Структура тренировочного
процесса в туризме обусловлена спецификой туристской деятельности и исходит,
прежде всего, из следующих ее особенностей.
Физическая нагрузка в
походе оказывает значительное воздействие на туриста в течение длительного
времени (ходовое время дня, бивачные работы).
Преодоление объективно
опасных естественных препятствий требует высокого технико-тактического
мастерства и определенных психологических качеств.
Можно сказать, что
задачей тренировочного процесса в туризме является создание оптимальных условий
для долговременной адаптации организма человека к высоким физическим,
психическим нагрузкам, ожидаемым в походах данной категории сложности.
Какова структура
тренировочного цикла в туризме? В отличие от других видов спорта, где принят
4-х летний цикл тренировочного процесса (цикл подготовки к главным
соревнованиям четырехлетия - олимпийским играм), в туризме традиционным
является однолетний или двухлетний тренировочный цикл (цикл подготовки к
главному в сезоне спортивному походу или ключевым соревнованиям).
Годичный (двухгодичный)
тренировочный цикл (назовем его - макроцикл) включает в себя логично связанные
между собою элементы. В основании тренировочного процесса лежат отдельные
упражнения, направленные на развитие того или иного физического качества или
умения. В основном это двигательные действия циклического (бег, плавание,
лыжный ход) или ациклического характера. Кроме того, в качестве упражнений в
туристской тренировке используются элементы техники туризма: вязка узлов,
определение азимута на видимый объект и пр. Совокупность упражнений на развитие
определенного качества (определенного технического навыка) составляет тренировочное
задание, а совокупность заданий - тренировочное занятие. В отдельном занятии
могут сочетаться различные по направленности и сложности тренировочные задания
(например, развитие функциональной выносливости и координации; развитие
скоростной выносливости и силы ног и рук).
Следующей ступенью в
иерархии тренировочного цикла является микроцикл, включающий несколько
тренировок (например, недельный микроцикл, состоящий из 2-5 логически связанных
тренировочных занятий, направленных на решение главной задачи микроцикла). В
микроцикле могут сочетаться как сходные так и разноплановые по содержанию
занятия. Например, тренировки направленные на овладение специальными
техническими умениями и навыками, могут сочетаться в микроцикле с тренировками,
поддерживающими достигнутый уровень общей и специальной физической
выносливости; тренировки на развитие общей выносливости могут сочетаться с
развитием ловкости, гибкости, координации движений.
Мезоцикл включает в себя
ряд тренировочных микроциклов. Он занимает по продолжительности месяц и более.
Тренировки в мезоцикле направлены на решение специфических для данного периода
тренировочного процесса задач. Например, первый тренировочный мезоцикл вначале
подготовки к участию в главном спортивном походе сезона (главном соревновании)
направлен обычно на развитие общей выносливости и закладывает фундамент
физической подготовки на весь сезон. Мезоциклы непосредственно предшествующие
походу включают как тренировки на освоение туристской техники, так и тренировки
на развитие специальной выносливости и наиболее важных для осуществления похода
физических качеств (силы ног и рук, гибкости тела, координации и пр.). При этом
уровень общей выносливости поддерживается на достигнутом уровне. Принцип
построения мезоциклов предполагает такую их продолжительность и содержание,
(набор микроциклов) чтобы они соответствовали решению отдельных вышеуказанных
задач подготовки туриста.
Наконец высшая ступень в
цикле туристских тренировок - макроцикл (1-2 года), который включает
запланированный набор мезоциклов. Мезоциклы в пределах тренировочного
макроцикла взаимосвязаны друг с другом, так, что их последовательность и
содержание решают общую задачу физической, технической и психологической
подготовленности к осуществлению спортивного похода (к успешному выступлению на
соревнованиях). Обращаем Ваше внимание на то, что весь тренировочный макроцикл
построен, в соответствие с календарным планом осуществления походов и участия в
зачетных соревнованиях в предстоящем туристском сезоне и разделен, по характеру
решаемых в отдельные периоды тренировочного процесса задач на отдельные
периоды.
На какие периоды принято
разделять тренировочный процесс в туристском сезоне и каковы важнейшие задачи,
решаемые в данные периоды? Тренировочный процесс в каждый туристский сезон принято
разделять на три периода: подготовительный, основной и переходный. В
подготовительном периоде тренировочного процесса туристы достигают необходимого
уровня общей и специальной физической подготовки, укрепляют морально-волевые
качества, совершенствуют технико-тактическое мастерство, повышают уровень
специальных и теоретических знаний. Иными словами в данный период
осуществляется всесторонняя подготовка к участию в главном в текущем сезоне
спортивном походе или в главных соревнованиях. Подготовительный период
предшествует основному. Он практически равен по продолжительности основному,
либо является более продолжительным. Вначале данного периода тренировок, как мы
уже упоминали в предыдущем разделе лекции, у туристов повышается общий уровень
функциональных возможностей организма средствами общефизической подготовки.
Затем, осваиваются, совершенствуются технические приемы и улучшается спортивная
форма туристов средствами специальной технической и специальной физической
подготовки. Наконец, этот период завершается становлением необходимой
физической формы и нужного уровня технического совершенства.
Основной период
тренировочного цикла включает тренировки, осуществляемые непосредственно перед
началом похода или соревнований и собственно участие туристов в походах и
соревнованиях. Именно в этот период туристы решают главные спортивные задачи
сезона: успешное преодоления маршрута похода (дистанций соревнований);
совершенствования техники и тактики туризма; поддержание достигнутого уровня
физических и морально-волевых возможностей; выполнения нормативных требований
для присвоения спортивных разрядов и званий. Объем и интенсивность нагрузки в
основной период работы является максимальными. При этом физические и
психические нагрузки переносятся туристами успешно, если в эффективно проведен
подготовительный период тренировок и предыдущие сезоны тренировок.
В переходном периоде
осуществляется постепенный переход от предельных нагрузок основного периода
тренировок к умеренным нагрузкам первого этапа подготовительного периода. Это
период снятия утомления и восстановления нормального функционирования
организма. Достигаются эти задачи разнообразными средствами: педагогическими,
физиотерапевтическими, фармакологическими.
3. Параметры
нервной системы
О
силе нервных процессов можно судить по таким критериям, как смелость,
настойчивость, активность, целеустремленность, воля к победе, упорство в
овладении спортивными навыками. Важным признаком является отношение к неудачам,
умение быстро мобилизоваться. Уравновешенность нервных процессов
характеризуется устойчивостью настроения, умением сдерживаться в отношении к
семье, друзьям, поведении на тренировках и соревнованиях. Подвижность нервных
процессов определяется по скорости перехода от одного вида деятельности к
другому, приспособляемости к меняющимся условиям, по быстроте освоения новых
технических и тактических приемов, быстроте засыпания и глубине сна. Для
диагностики функционального состояния ЦНС очень важно выяснить характер сна.
Выделяют фазы медленного и быстрого сна. В фазе медленного сна наблюдается
медленная активность биопотенциалов головного мозга (по характеру которых
различают несколько стадий этой фазы), снижаются двигательная активность, ЧСС и
АД, температура тела и обмен веществ, мышцы тела расслабляются, дыхание становится
поверхностным, отмечается небольшое число сновидений. В фазе быстрого сна,
часто называемой парадоксальным сном, наблюдаются высокая активность
биопотенциалов мозга, движение глазных яблок, на фоне сниженного тонуса мышц
могут появиться короткие подергивания их, отмечаются частые сновидения. На
протяжении ночи фазы сна циклически меняются, повторяясь 3—5 раз. Длительность
одного цикла составляет 1,5—2 часа. Фаза медленного сна у взрослых молодых
людей составляет 75—80%, фаза быстрого сна — 20— 25%.
Нарушение
чередования этих фаз вызывает расстройство сна. У спортсменов с повышенной
эмоциональностью, тревожностью и впечатлительностью может наблюдаться
бессонница, проявляющаяся как недостаточной продолжительностью сна, так и
качественными его нарушениями.
Изучение
координационной функции нервной системы до и после тренировок или соревнований
позволяет установить степень утомления спортсмена. Расстройство координации
движений свидетельствует о переутомлении или даже перетренированности. Для
характеристики функционального состояния ЦНС исследуется скрытое время
двигательной реакции, т. е. время, проходящее между началом действия
раздражителя и выполнением ответного двигательного акта. Это время зависит от
функционального состояния коры больших полушарий головного мозга и от общего
состояния исследуемого: степени его утомления, тренированности и т. д. Разница
между простой и сложной двигательной реакцией у спортсменов не должна превышать
100 мс, в противном случае подвижность нервных процессов
считается слабой, а реагирование заторможенным. При оценке сложной реакции
учитывается число допущенных ошибок, они свидетельствуют о преобладании
возбудительных процессов в коре головного мозга.
Для
оценки рефлекторных реакций у спортсменов обычно исследуют рефлексы сухожилий
двухглавой и трехглавой мышц плеча, а также коленные и ахилловы рефлексы.
Раздражение проприорецепторов нервно-мышечного веретена, реагирующего на
растяжение мышечных волокон, вызывается ударом специального неврологического
молоточка по сухожилию. Наряду с сухожильными рефлексами для оценки
рефлекторной сферы проводится исследование кожных, брюшных и подошвенных
рефлексов штриховым раздражением их проприорецепторов. При этом учитывается
наличие рефлексов, их симметричность и степень живости, которая обозначается:
отсутствие - (—), низкие
рефлексы - ( + ), рефлексы средней живости - ( ++) и высокие
рефлексы - ( + + + ). Такая система позволяет следить за
динамикой рефлекторных реакций.
Отсутствие
рефлексов может свидетельствовать о нарушениях целостности рефлекторной дуги. У
спортсменов иногда наблюдается резкое снижение или даже временное отсутствие
сухожильных рефлексов после больших физических нагрузок вследствие чрезмерного
утомления нервно-мышечного аппарата. Резко повышенные, оживленные рефлексы
(гиперрефлексия) могут быть при общем повышении возбудимости нервной системы
(неврозах и неврозоподобных заболеваниях). При хорошем функциональном состоянии
нервной системы у спортсменов наблюдаются рефлекторные реакции средней живости.
4. Обзор
методов и методик контроля нервной системы
Каждый
критерий, определяющий нервную систему, может быть оценен по нескольким
измерениям. Практическая задача заключается в необходимости отобрать наиболее
репрезентативные (представительные) тесты и добиться их однотипного применения.
Тестовые процедуры, используемые для оценки нервной системы, делятся на
стандартизированные лабораторные и специальные («полевые») тесты.
Стандартизированные лабораторные тесты, как правило, ориентированы на оценку
биоэнергетических потенций спортсменов. «Полевые» тесты в своем большинстве
предназначены для оценки производительности, т.е. показателей внешне
выполняемой работы в данном виде упражнений. Предполагалось, что специфичность
нервной системы спортсменов определяется соотношением параметров
координационных способностей, рефлексов, параметров сна, переутомления,
перетренированности и скорости проводимости нервных импульсов. Разработанный
комплекс тестов и критериев, ориентированных на оценку этих параметров,
позволит осуществить эффективный мониторинг уровня подготовленности спортсменов
высокой квалификации с целью коррекции тренировочного процесса.
При контроле нервной
системы можно выделить ряд методов, позволяющих исследовать не только нервную
систему.
Основные методы контроля
и исследования ЦНС и нервно-мышечного аппарата электроэнцефалография (ЭЭГ),
реоэнцефалография (РЭГ), метод хронаксиометрии,а так же метод рефлексометрии,
определяют статическую устойчивость,возбудимость мышц, тонус мышц, сухожильные
рефлексы и др.
Электроэнцефалография
(ЭЭГ) — метод регистрации электрической активности (биотоков) мозговой ткани с
целью объективной оценки функционального состояния головного мозга. Она имеет
большое значение для диагностики травмы головного мозга, сосудистых и
воспалительных заболеваний мозга, а также для контроля за функциональным
состоянием спортсмена, выявления ранних форм неврозов, для лечения и при отборе
в спортивные секции (особенно в бокс, карате и другие виды спорта, связанные с
нанесением ударов по голове). При анализе данных, полученных как в состоянии
покоя, так и при функциональных нагрузках, различных воздействиях извне в виде
света, звука и др.), учитывается амплитуда волн, их частота и ритм. У здорового
человека преобладают альфа-волны (частота колебаний 8—12 в 1 с), регистрируемые
только при закрытых глазах обследуемого. При наличии афферентной световой
импульсации открытые глаза, альфа-ритм полностью исчезает и вновь
восстанавливается, когда глаза закрываются. Это явление называется реакцией
активации основного ритма. В норме она должна регистрироваться. Бета-волны
имеют частоту колебаний 15—32 в 1 с, а медленные волны представляют собой
тэта-волны (с диапазоном колебаний 4—7 с) и дельта — волны (с еще меньшей
частотой колебаний). У 35—40% людей в правом полушарии амплитуда альфа-волн
несколько выше, чем в левом, отмечается и некоторая разница в частоте колебаний
— на 0,5—1 колебание в секунду.
При травмах головы
альфа-ритм отсутствует, но появляются колебания большой частоты и амплитуды и
медленные волны. Кроме того, методом ЭЭГ можно диагностировать ранние признаки
неврозов (переутомлений, перетренированости) у спортсменов.
5.
Обзор аппаратов
Электроэнцефалографы
- приборы предназначенные для регистрации ЭЭГ.
Электроэнцефалограмма
(ЭЭГ) представляет собой запись суммарной электрической активности клеток
полушарий мозга. Это неинвазивный метод исследования. Процедура записи ЭЭГ
абсолютно безвредна, поэтому ее можно повторять как угодно часто, хотя это
бессмысленно, так как ЭЭГ меняется медленно. Запись электроэнцефалограммы.
В состав электроэнцефалографа входят:
- комплект
ЭЭГ-электродов;
- шлем для
крепления электродов;
-
многоканальный ЭЭГ-усилитель;
-
коммутационное устройство;
-
фотостимулятор или фото-фоностимулятор;
-
регистрирующее устройство или компьютер
Регистрация
ЭЭГ представляет собой непрерывную запись величин разности потенциалов между
двумя точками мозга. При этом используют специальные электроды, обладающие
малым переходным сопротивлением, которые прикладываются к поверхности кожи на
голове. С целью увеличения проводимости кожи на контактную поверхность
электродов наносят гель. На голове электроды закрепляют с помощью специальных
эластичных шлемов. На лобные, височные, теменные и затылочные области полушарий
закрепляются парные электроды. Электрод заземления обычно помещается на
запястье испытуемого.
Можно
выделить два метода регистрации (отведения) ЭЭГ:
• биполярный
– два отводящих электрода накладывают на области, соответствующие коре больших
полушарий;
•
монополярный – один электрод прикладывают к области коры, а второй на мочку уха
Электроэнцефалография
является совершенно безболезненной процедурой, которая длится приблизительно
20-30 минут. В некоторый момент в течение испытания человека могут попросить
дышать глубоко, открывать и закрывать глаза, смотреть на вспыхнувший свет в
течение нескольких секунд, чтобы просле дить, как изменяется запись при
этих пробах. При регистрации электроэнцефалограммы испытуемый не должен
испытывать чувство голода, так как это может вызвать изменения сигналов. Результаты
ЭЭГ зависят от возраста человека. Электроэнцефалограмма может дать информацию
только об электрической активности мозга в период регистрации.
Характер ЭЭГ
определяется функциональным состоянием нервной ткани, а также протекающими в
ней обменными процессами. Нарушение кровоснабжения приводит к подавлению
биоэлектрической активности коры больших полушарий. Важной особенностью ЭЭГ
является ее спонтанный характер и автономность. Электрическая активность мозга
может быть зафиксирована не только в период бодрствования, но и во время сна.
Даже при глубокой коме и наркозе наблюдается особая характерная картина
ритмических процессов (волн ЭЭГ). В электроэнцефалографии различают четыре
основных диапазона: альфа-, бета-,гамма- и тета-волны.
Электроэнцефалография
широко используется в медицине.
В частности,
с помощью ЭЭГ можно отличить эпилептические приступы от неэпилептических и
классифицировать их. ЭЭГ помогает идентифицировать участки мозга, участвующие в
провоцировании приступов и следить за динамикой действия лекарственных
препаратов.
По частоте и
амплитуде ритмов ЭЭГ можно судить о том,спит человек или бодрствует. А если
спит, то в какой стадии сна(быстрой или медленной) он находится. Исследователей
также интересуют вопросы, насколько надежно электрические потенциалы
человеческого мозга отражают особенности личности, способности и психическое
состояние человека. Электроэнцефалограмма долгое время считалась слишком
«грубой» для того, чтобы отражать тонкие и разнообразные явления психики.
В настоящее
время ЭЭГ, а точнее, ее индивидуально устойчивые параметры позволяют оценить
объем памяти человека, скорость принятия решения, выявить задатки интеллектуальной
или музыкальной одаренности, особенности эмоциональной сферы.
С помощью ЭЭГ
можно оценивать психологические показатели личностных особенностей, в
частности, определять способности к обучению, лидерству и другим
характеристикам личности, степень пригодности испытуемого для занятий определенным
видом деятельности. ЭЭГ позволяет диагностировать возрастные изменения памяти.
По современным методикам такая диагностика проводится без единого вопроса к
испытуемому.
Электроэнцефалограф
38-канальный CONAN-eeg46 » Энцефалограф
Электроэнцефалограф
38-канальный CONAN-eeg46 (система 10-10%) с 4+4 полиграфическими
каналами.Электроэнцефалограф CONAN-eeg46 Предназначен для применения в
кабинетах функциональной диагностики, в неврологических отделениях и отделениях
нейрореанимации, в спортивной медицине, в диагностических и реабилитационных
центрах, а также для научных исследований, в учебных целях и для частной
практики.
Имеет 4
дополнительных биполярных канала (ЭКГ, ЭОГ, ЭМГ) и 4 канала полиграфических
датчиков (ФПГ, КГР, РЭГ, брюшное/грудное/носовое дыхание, треммор и др.)
Средства
анализа:
-
статистический анализ данных, построение графиков зависимостей, любые
алгебраические преобразования над записями и данными;
- вычисление
и построение частотных характеристик: амплитудный спектр, спектр мощности,
фазовый спектр, взаимный спектр, когерентность, когерентная мощность,
корреляционная функция;
- сглаживание
и усреднение спектров; статистическое сравнение спектров: поканальное или
межличностное, по каждому частотному диапазону;
-
топографическое картирование: амплитуд и спектров с диаграммами, по частотным
диапазонам (6 первичных и 4 обобщенных спектральных показателей), по
последовательным эпохам (с усреднением, мультипликацией, серийным
картированием); картирование асимметрии;
- картотека:
накопление, усреднение и статистическое сравнение карт;
-
период-анализ: гистограммы амплитуд и периодов, процентное содержание,
модулированность и нестабильность ритма;
-
нормопатологическая диагностика по Жирмунской;
- анализ
ЭЭГ-синхронизма: когерентного, корреляционного и сегментного;
- анализ
асимметрии ЭЭГ по 3-м показателям;
- 3-мерная
локализация ЭЭГ-источников с томографической визуализацией BrainLoc
-
универсальный статиcтический пакет STADIA-7.0 – стандарт де факто в России.
Электроэнцефалограф
38-канальный CONAN-eeg46 Сервисные возможности
-
планирование исследования: установки паспортных данных пациента, отведений,
частоты и интервала наблюдения, усиления и фильтров; мониторирование, запись и
экспресс-анализ сигналов в реальном времени; ручное и автоматическое управление
записью и стимулами; язык описания последовательности и взаимосвязи
разнообразных событий реального времени (протокол) для их автоматического
исполнения;
-
ассоциативный и контекстный поиск записей в базе данных;
- контекстная
экранная помощь, вывод на печать/импорт-экспорт экранов, записей и результатов;
- установки:
монтаж и наименования отведений, моно/биполярные отведения, общий референт,
число и границы частотных диапазонов;
- визуальный
анализ: плавный и постраничный просмотр записи; изменение масштабов времени и
амплитуды; изменение числа отображаемых каналов; измерение времени, амплитуды,
интервалов, площадей, средних значений, производной;
-
редактирование и преобразование записей: постановка и использование меток;
удаление, обнуление, спрямление участков; ручной и автоматический
поиск/удаление/коррекция артефактов; коррекция влияния индуктора (ЭОГ, ЭКГ,
ЭМГ); вставление/удаление/дублирования каналов; любые алгебраические
преобразования; Z-преобразование; коррекция нуля; перекалибровка, реорганизация
записей; фильтрация (Баттерворта, Чебышева-1,2, Фурье), сглаживание, вычисление
огибающей и производной;
Электроэнцефалограф
38-канальный CONAN-eeg46 Дополнительные возможности
- анализ ЭКГ:
статистика PQ, QRT, QT, RR-интервалов и ST, Q, R, S, T-амплитуд, диагностика
отклонений от нормы, полная вариационная пульсометрия: гистограммы, интервалограммы,
спектрограммы, скаттерграммы, описательная статистика, показатели Баевского,
индексы Каплана, индексы ЕАК;
- анализ РЭГ,
РВГ, РКГ, РГГ, РПГ: статистика и временная динамика по 14 реографическим
индексам и показателям, усреднение с 1-ой и 2-ой производными;
- анализ
“волновых” показателей: построение временных диаграмм и гистограмм для периодов
и амплитуд ритмов с расчетом описательной статистики;
- анализ
полиграфических показателей: анализ считанных визиром значений (амплитуда,
время, частота, интервалы, площади), графики зависимостей, статистика,
преобразования, вычисления; алгебро-комбинаторные операции над записями,
вычисление производной и огибающей, усреднение, выделение экстремумов,
фильтрация, построение графиков, статистическое сравнение, алгебраические
преобразования и пр.
- анализ
сложных “событий” (задаваемых логико-алгебраическими формулами): поиск событий,
подсчет их числа, переход от события к событию, построение временных диаграмм и
гистограмм для интервалов между событиями, построение временных диаграмм и
гистограмм для амплитуд биопоказателей в моменты событий, расчет описательной
статистики.
Рисунок 1 – Внешний вид
аппарата CONAN-eeg46
Электроэнцефалограф
NeuroScope »
Производитель
(Торговая марка): БИОЛА НПФ (РОССИЯ)
Электроэнцефалограф
NeuroScope
Электроэнцефалограф
NeuroScope - семейство электроэнцефалографов на базе персонального компьютера.
Эти приборы сочетают все преимущества безбумажной энцефалографии с качеством
записи и удобством в использовании лучших перьевых моделей.
В семейство
НейроСкоп входят две серии; приборы одной серии отличаются только числом
каналов. Серия NS400 обеспечивают высочайшее качество и надежность, цена же в
несколько раз ниже, чем у зарубежных аналогов При разработке
"антикризисной" серии NS400A ставилась задача добиться абсолютно
минимальной цены, сохранив все необходимое для стандартных клинических обследований.
Электроэнцефалограф
NeuroScope Технические характеристики
- От 8 до 50
каналов, до 12 полиграфических каналов
- Для
отображении электроэнцефалограммы применяется алгоритм сглаживания изображения,
использующий градации яркости.
- При
отображении ЭЭГ программа применяет алгоритм повышения частоты дискретизации
сигнала в 2, 4, 8 или 16 раз для устранения цифровых искажений.
- Возможна
плавная настройка общего масштаба рисования для приведения экранных (зависящих
от размера и разрешения экрана) миллиметров к физическим миллиметрам
-
Эквивалентная скорость бумаги устанавливается пользователем в диапазоне от 10
до 1000 мм/сек
-
Чувствительность устанавливается пользователем в диапазоне от 0,1 до 5000
мкВ/мм
- Частоты
среза фильтров высоких и низких частот устанавливаются пользователем в
диапазоне заданной полосы пропускания прибора.
-
Чувствительность, частоты среза фильтров и цвет могут быть заданы свои для
каждого ЭЭГ отведения.
- Может быть
включен режекторный фильтр подавления сетевой наводки 50 Гц.
- Реализован
алгоритм быстрого успокоения фильтра низких частот.
- Программа
автоматически создает монополярный монтаж в системе расположения электродов
"10-20". Также поддерживает возможность создания пользователем
неограниченного количества собственных монтажей.
- Количество
отведений в каждом монтаже не ограничено.
- Скорость
бумаги, чувствительность, частоты срезов ФВЧ и ФНЧ, режекторый фильтр 50 Гц,
монтаж являются параметрами просмотра и могут быть изменены пользователем в
любой момент просмотра или записи ЭЭГ.
- Во время
записи ЭЭГ производится измерение импеданса электродов для контроля качества
записи.
- Возможен
мониторинг ЭЭГ. (Регистрация без записи в память компьютера)
- Как во
время записи, так и во время просмотра ЭЭГ возможна установка текстовых меток
для упрощения навигации по времени в длинной записи ЭЭГ.
- В процессе
просмотра ЭЭГ для перехода к конкретной текстовой метке пользователь выбирает
ее в списке.
- Существует
возможность перехода к конкретному времени записи. (Пользователь вводит час,
минуту и секунду).
- Для шкал
времени программа использует астрономическое время.
- Для
измерения и визуальной оценки ЭЭГ реализован способ показа амплитуды и
мгновенной частоты волны наведением на нее курсора мыши.
- Для оценки
ЭЭГ может применяться полупрозрачная виртуальная линейка, прикладываема поверх
записи ЭЭГ. Горизонтальный шаг линейки может изменяться вращением колеса мыши.
-
Спектральный анализ может производиться как по всей ЭЭГ записи, так и по любому
ее фрагменту.
- Частотное
разрешение спектрального анализа задается пользователем.
- Результаты
спектрального анализа представляются в виде спектров мощности, топографичеких
карт и таблицы значений мощности в каждом ритме.
-
Пользователем могут быть указаны частотные границы спектра мощности.
Пользователь может отметить мышью ритм (спектральный интервал) внутри спектра
для отображения мощности сигнала в микровольтах, приходящейся на отмеченный
ритм.
- Программой
создаются стандартные ритмы спектральной мощности для ЭЭГ (альфа, бета, дельта
и тета). Также ритмы могут задаваться пользователем.
- Карты
спектральной плотности могут нормироваться как на общее максимальное значение,
так и на максимальное значение спектральной плотности карты по каждому ритму.
- Программа
ведет базу данных обследований
- Программа
работает в среде Ms Windows XP и Vista
-
Длительнсоть ЭЭГ и видео/аудио записи ограничивается свободным местом на диске.
- При
проигывании записанного видео запись ЭЭГ автоматически прокручивается в окне
ЭЭГ.
- Возможность
экспорта видеоролика объединяющего ЭЭГ и видео для просмотра в
медиапроигрывателе.
- Обновление
программного обеспечения бесплатны в течение срока службы прибора.
- Возможна
локализация эквивалентного дипольного источника.
- Возможно
автоматизированное формирование заключения ЭЭГ.
-
Соответствует требованиям ГОСТ Р 50267.0-92 и МЭК 601.1 по электробезопасности.
6.
Выбор аппарата
Электроэнцефалография
- безопасный и доступный метод регистрации и оценки суммарной электрической
активности головного мозга. Электрическая активность мозга мала и выражается в
миллионных долях вольта; её можно зарегистрировать лишь при помощи специальных
высокочувствительных приборов и усилителей, которые называются
электроэнцефалографами.
ЭЭГ
(электроэнцефалограмма) - сложная кривая, состоящая из волн различных частот с
меняющимися фазовыми отношениями и разными амплитудами. В зависимости от
амплитуды и частоты на ЭЭГ различают волны, обозначаемые греческими буквами
"альфа", "бета", "дельта" и др.
Рис 2.
Спонтанные колебания биопотенциалов различаются по частоте
дельта-волны 0.5-3
колебания в сек
- тета-волны 4-7 колебания
в сек
- альфа-волны 8- 13
колебаний в сек
- бета-волны 14-30
колебаний в сек
ЭЭГ – являетс очень информативным недорогим и
доступным тестом, позволяющим получить много информации об активности головного
мозга.
Аппаратный
метод исследования деятельности головного мозга при помощи регистрации
электрической активности клеток мозга, фиксируемой на поверхности головы. Метод
исследования основан на графической регистрации получаемых электросигналов и их
интерпретации. Обследуемый во время исследования находится полулежа в
специальном кресле. Процедура записи безвредна, безболезненна. Обычно
ддлительность исследования составляет 10 минут. Используют пробы с открыванием
и закрыванием глаз, с раздражением светом и звуком, гипервентиляцией (просят
глубоко дышать в течение 3-х минут).
7.
Разработка методики контроля
Исследование
проводится следующим образом:
К голове
прикладываются и закрепляются на ней при помощи резинового шлема маленькие
электроды. Электроды с помощью проводов подключаются к электроэнцефалографу,
который усиливает полученные с них электрические сигналы клеток головного мозга
и вводит показания в компьютер.
Желательно
чтобы ЭЭГ проводил квалифицированный специалист. Обычно это специально
обученный невропатолог, иногда его называют электроэнцефалографистом или
нейрофизиологом. Он должен уметь расшифровывать ЭЭГ пациентов той или иной
возрастной группы. Следует учитывать, что ЭЭГ детей и подростков значительно
отличаются от ЭЭГ взрослых. При этом нейрофизиолог не только описывает
результаты исследования, но и ставит свой клинико-электроэнцефалографический диагноз.
Однако поставить окончательный диагноз без более полных клинических данных
электроэнцефалографист не может. Многие изменения ЭЭГ могут являться
неспецифическими, т.е. их точная интерпретация возможна только с учетом
клинической картины болезни и иногда после дополнительного обследования.
Результаты
ЭЭГ зависят от возраста больного, лекарств, которые он принимает, времени
последнего приступа, наличия тремора (дрожания) головы и конечностей, нарушений
зрения, дефектов черепа. Все перечисленные факторы могут влиять на правильное
толкование и использование данных ЭЭГ.
Процедура
регистрации ЭЭГ при обычном обследовании продолжается около 15–20 минут и
включает в себя запись «фоновой кривой» и запись ЭЭГ при различных
функциональных состояниях. При необходимости может применяться длительная
мониторинговая запись. Стандартный протокол ЭЭГ-исследования включает в себя
пробу с открыванием глаз, 3-минутную гипервентиляцию, фотостимуляцию на частоте
2 и 10 Гц. Данные пробы должны проводиться всем обследуемым, независимо от
предполагаемого диагноза. При необходимости производится фоно- или
фотостимуляция на частотах до 20 Гц. Кроме того, в специальных случаях
применяются: сжимание пальцев в кулак, звуковые стимулы, прием различных
фармакологических препаратов, а для детей постарше – психологические тесты.
Метод
электроэнцефалографии — метод регистрации электроэнцефалограммы (ЭЭГ) —
суммарной электрической активности, отводимой с поверхности головы. М. э.
рассматривается как наиболее распространенный и адекватный для изучения
нейрофизиологических основ психической деятельности. Многоканальная запись ЭЭГ
позволяет одновременно регистрировать электрическую активность многих
функционально различных областей коры. ЭЭГ отводится с помощью специальных
электродов (чаще серебряных), которые фиксируются на поверхности черепа шлемом
или крепятся клеящей пастой. Поскольку ЭЭГ отражает разность потенциалов между
двумя точками, для выяснения активности отдельных корковых областей используют
индифферентный электрод, помещенный чаще всего на мочке уха. Это так называемое
монополярное отведение. Наряду с этим анализируется разность потенциалов между
двумя активными точками (биполярное отведение). Независимо от способа
регистрации в ЭЭГ выделяются следующие типы ритмических колебаний: дельта-ритм
ниже 3,5 Гц; тета-ритм 4—7,5 Гц; альфа ритм 8—13,5 Гц (это основной ритм ЭЭГ,
преимущественно выраженный в каудальных отделах коры — затылочной и теменной);
бета-ритм выше 14 Гц; гамма-колебания — выше 35 Гц.
Эти ритмы
различаются не только по своим частотным, но и функциональным характеристикам.
Их амплитуда, топография, соотношение являются важным диагностическим признаком
и критерием функционального состояния различных областей коры при реализации
психической деятельности.
Анализ ЭЭГ
осуществляется как визуально, так с помощью ЭВМ. На ЭВМ оцениваются параметры
отдельных ритмических компонентов ЭЭГ, их спектр плотности мощности (СПМ) и
функция когерентности (КОГ).
8.
Разработка карты мониторинга
1. Наименование, область
применения и назначение устройства
1.1 Метод электроэнцефалографии — метод регистрации
электроэнцефалограммы— суммарной электрической активности, отводимой с
поверхности головы. М. э. рассматривается как наиболее распространенный и
адекватный для изучения нейрофизиологических основ психической деятельности.
1.2 Аппарат ЭЭГ
предназначен для регистрации электрической активности (биотоков) мозговой ткани
с целью объективной оценки функционального состояния головного мозга
2. Основания для
разработки
2.1 Мониторинг нервной
системы туристов
2.2 ЗоринаЕ.А.
2.3 Бодров М.А
2.4 Сроки выполнения
Начало 01.04.2010
Окончание 01.06.2010
3. Цель и назначение
разработки
3.1 Мониторинг нервной
системы у туристов
3.2 Мониторинг нервной
системы по средствам исследования электрической
активности многих функционально различных областей коры.
4. Патенты, литература,
научные статьи, журналы
5. Условия эксплуатации
5.1 18-22°C
5.2 35-90 %
5.3 700—1060 гПа
6. Вид отчетного
устройства: дисплей.
Заключение
Нервная система —
целостная морфологическая и функциональная совокупность различных
взаимосвязанных нервных структур, которая совместно с гуморальной системой
обеспечивает взаимосвязанную регуляцию деятельности всех систем организма и
реакцию на изменение условий внутренней и внешней среды. Все разнообразие
значений нервной системы вытекает из ее свойств. Возбудимость, реактивность и
проводимость характеризуются как функции времени, т.е. это процесс, возникающий
от раздражения до проявления ответной деятельности органа.
В данном
разделе подводится итог всей курсовой работы: указывается степень разрешения
поставленных задач, а именно
Проследить годичный процесс
тренировки спортсменов-туристов; определить структуру тренировочного процесса в
туризме; обосновать основные параметры нервной системы; выбрать аппарат и
методику для исследования нервной системы у туристов; разработать карту
мониторинга.
С точки зрения участников
рекреационных туристских мероприятий процесс тренировки может быть как многолетним
(если турист посвящает свое свободное время туризму и увлекается туристской
деятельностью), так и кратковременным, спланированным на подготовку к данному
отдельному мероприятию. В частности, в случае проведения развлекательных
туристских мероприятий (например, корпоративного туристского слета, тренинга по
командообразованию и т.д.) специальной подготовки самих участников может вообще
не проводиться, либо она проводится в требуемом для безопасности объеме
непосредственно перед осуществлением самого мероприятия. Подготовка
спортсменов-туристов высших разрядов и мастеров, подготовка
инструкторско-преподавательских кадров в спортивном туризме обязательно
является многолетним процессом и осуществляется на базе научно-обоснованных
учебно-тренировочных программ.
Как и в иных видах
спорта, тренировочный процесс туристов имеет определенную, методически
обоснованную структуру, характеризуемую таким понятием, как цикличность. В
форме циклов строится весь тренировочный процесс - от его элементарных звеньев
до крупных этапов многолетней подготовки. Тренировочный процесс имеет тенденцию
к систематическому повторению основных элементов своего содержания (циклы), но
содержание тренировочных занятий в каждом цикле соответствует логике
конкретного этапа подготовки туриста (начального, базового и т.д) и логике
подготовки к участию в походах и соревнованиях заданного уровня сложности.
К основным параметрам
нервной системы можно отнести: выносливость, скорость реакции, сила и скорость восстановления организма
после физических нагрузок, координационной функции нервной системе.
Определяя методики
контроля выносливости я пользовалась методикой ЭЭГ. Электроэнцефалография
- безопасный и доступный метод регистрации и оценки суммарной электрической
активности головного мозга. Для ЭЭГ я использовала такой аппарат как
CONAN-eeg46.
Цель курсовой
работы заключалась в мониторинге нервной системы у туристов,по средствам
исследования импульсов в головном мозге. Исследование имеет большое значение для диагностики травмы
головного мозга, сосудистых и воспалительных заболеваний мозга, а также для
контроля за функциональным состоянием спортсмена, выявления ранних форм
неврозов, для лечения и при отборе в спортивные секции.
Список
литературы
Аппенянский А.И.
Физическая тренировка в туризме. - М., 1989.
Байковский Ю.В. Основы
спортивной тренировки в горных видах спорта-М .1996
Подготовка кадров
спортивного туризма Российской Федерации/ Документ Туристско-спортивного Союза
России. - авт. составители М.Ю. Васильев и др. - 2006. - 106с.
Программа подготовки
кадров в спортивном туризме (базовый уровень). - Русский турист. 2001. - выпуск
7
Туризм и спортивное
ориентирование / Учебник для институтов и техникумов физи-ческой культуры. -
Авт.-сост, В.И. Ганопольский. М: ФиС, 1987. - 240с.
Федотов Ю.Н., Востоков
И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник/ Под общ. Ред. Ю.Н. Федотова. -
М.: Советский спорт, 2002. - 364с.
Солодков
А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник
для высших учебных заведений физической культуры. М.: Терра-Спорт, Олимпия
Пресс, 2001. - 520 с.
Физиология.
Основы и функциональные системы: Курс лекций/ Под редакцией К. В. Судакова. -
М.: Медицина, 2000. - 784 с.
Спортивная
физиология: Учеб. Для ин-тов физ. культ. / Под ред. Я.М. Коца. - М.:
Физкультура и спорт, 1986. - 240 с.
Спортивная
медицина : Учеб. Для ин-тов физ.культ. / Под ре6д Н.В. Зимкина. - М.:
Физкультура и спорт, 1975. - 496 с.
Нормальная
физиология: учеб. Для студентов ун-тов/ Под ред. А.В. Коробкова. - М.:
Высш.школа, 1980. - 560 с.
Тристан В.Г.
Практикум по физиологии спорта: Учебное пособие. -Омск: СибГАФК, 1997. - 108 с.
Городничев
Р.М., Тхоревский В.И. Физиология нервно-мышечного аппарата: Учебное пособие. -
Великие Луки: В. Л.ГАФК, 1993. - 41 с.
Кучкин С. Н.
Практикум по физиологии / Методические рекомендации. -Волгоград: ВГИФК, 1992. -
47 с.
Тристан В.Г.
Двигательная активность, временная регуляция жизнедеятельности и уровень
здоровья человека. - Омск: ОГИФК, 1994. -144 с.
В.Г.
Практикум по физиологии нервной и двигательной систем:Учебное пособие. - Омск:
СибГАФК, 1996. - 116 с..Тристан
Кучкин С.Н.
Практикум по физиологии / Методические рекомендации.Волгоград: ВГИФК, 1992.м -
47 с.
Ильин А. П.
Психофизиология физического воспитания (деятельность и состояние): Учебное
пособие для студентов фак. Физ. воспитания пед ин-тов. - М.: Просвещение, 1980.
- 199 с.
Пешков В.П.,
Мануйлов И.А. Лабораторные работы по физиологии спорта: Учебное пособие. -
Омск: ОГИФК, 1977. - 84 с.