Интернет-технологии в торговле
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.
ИНТЕРНЕТ- ЭКОНОМИКА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ
2. СПОСОБЫ ВНЕДРЕНИЯ
ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В РОЗНИЧНЫЕ ТОРГОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
3. ИНТЕРНЕТ – МАГАЗИН:
ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
4. СОСТОЯНИЕ И
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Особенностью развития
современного бизнеса является возникновение новой среды, которая стала активно
использоваться в экономических отношениях, — Интернета. Традиционная экономика
испытывает сильнейшее влияние электронной составляющей деловых отношений,
генерирующей прогрессивные формы осуществления бизнес-процессов, под
воздействием которых меняется не только структура субъектов рынка, но и
технология управления ими.
Активная экономическая
деятельность с использованием возможностей Интернета привела к возникновению
нового понятия — электронный бизнес. Его рассматривают как деятельность фирмы,
направленную на получение прибыли, которая основывается на цифровых технологиях
и тех преимуществах, которые они предоставляют.
Важную роль в организации электронного
бизнеса играет электронная коммерция. Современные экономисты под этим термином
понимают коммерческую деятельность в любой сфере электронного бизнеса,
осуществляемую с помощью информационных и телекоммуникационных технологий и
систем. Поэтому сейчас наиболее актуально использование
Интернет-технологий в наши отечественные розничные торговые организации.
Цель работы состоит в том, чтобы на
основании теоретических источников и анализа рассмотреть использование Интернет-технологий в розничных
торговых предприятиях Республики Беларусь.
Объект исследования – Республика
Беларусь.
Предмет исследования – Интернет-технологии.
Для достижения цели в работе необходимо
рассмотреть такие вопросы, как:
Интернет- экономика как
основа развития электронной торговли;
способы внедрения Интернет-технологий в
розничные торговые организации;
Интернет – магазин: понятие и правовые
основы создания в Республике Беларусь;
состояние и направления развития
электронной торговли в Республике Беларусь
При написании работы использовались
следующие методы: анализ и синтез, сравнение, контент-анализ литературы по
исследуемой проблеме, а также другие общенаучные методы и приемы исследования.
Среди представителей, занимающихся этим вопросом, такие ученые,
как Л. Кримченя, Л.И. Брагин, И. П. Шевченко, И. М. Фельдман, В. Г. Бурмистров,
С. Г. Сиденко, Ш. В. Опельбаум, Ф. Г. Панкратов, В. К. Памбухчиянц, П. Г.
Вахрин, Т. К. Серегина, Виноградова С.Н. и др.
Практическая значимость работы
заключается в возможности использования результатов исследования для
дальнейшего изучения вопросов, касающихся состояния и путей развития
электронной торговли в Республике Беларусь.
1. ИНТЕРНЕТ- ЭКОНОМИКА КАК
ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ
Новая экономика возникла как процесс
объединения отдельных людей, целых предприятий в одну информационную систему
общемирового масштаба. Этот уникальный по своей значимости процесс, в котором
Интернет играет главную роль, заслуживает особого внимания.
Интернет взял мир
штурмом. Учитывая его влияние на все аспекты экономической жизни, можно
рассматривать его в качестве источника появлении новой электронной экономики, отличающейся
мобильностью, инновационными возможностями для производственной и деловой
активности, изменением структуры рынка труда и капитала.
Масштаб и скорость развития Интернета, а
также его значительные потенциальные возможности сделали его весьма
привлекательным для бизнеса, что позволяет говорить о возникновении ноной
экономической среды, инфраструктура которой оказывает огромное воздействие на
главные для любой фирмы процессы: инновации, производство, обмен и обслуживание
потребителей. При этом меняются технологии ведения бизнеса, совершенствуются
бизнес-процессы, формируется иная корпоративная культура.
Важнейшее преимущество Интернета — его
мультимедийный потенциал, возможность одновременной передачи текста, звука,
изображения и на этой основе — предоставление разнообразных средств ведения бизнеса:
видеоконференции;
электронная почта;
информационный поиск;
реклама, презентации и т.д.
Для хозяйственной практики фирм
(предприятий) Интернет предоставляет следующие возможности:
1) Распределение информации
и электронный обмен данными (ЭОЛ), который позволяет ускорить передачу
приказов, планов и других документов между географически разбросанными
компаниями, организовать доступ к своим внутренним базам данных.
ЭОЛ позволяет обмениваться
стандартизированной, структурированной информацией между организациями,
допускающими прямую связь со своими компьютерными системами, ограничивать
вовлечение персонала и повторный ввод информации. С помощью электронного обмена
данными происходит автоматическая обработка информации о ценах, принятие
заказов, выписка счетов, генерирование прочей информации на высокой скорости и
с низкими затратами. Например, если стоимость обработки документа в бумажной
форме 150 $, то с помощью ЭОД— только 25 $.
Фирмам электронный обмен данными
позволяет обеспечить высокую надежность всею производственно-сбытового процесса;
сократить издержки на обработку информации вручную; более эффективно управлять
складскими мощностями за счет сокращении времени между поступлением и
выполнением заказа; сократить ошибки при вводе информации о полученных заказах.
2) Мобильная связь. Обеспечивает
контакты персонала, находящегося в командировке с фирмой; демонстрацию
возможностей товара клиентам путем подключения к серверу компании;
3) Сбыт. Локальная группа
сбыта может размешать заказы, распределяв партии товаров, обслуживать нестандартные
запросы и направлять свои отчеты. При наличии средств мультимедиа имеется
возможность организации демонстрации новинок в режиме on-line,
не
обременяя себя затратами на приобретение видеосистемы, расходами на
командировки или почтовыми по доставке новых видеоматериалов;
4) Обслуживание. Повышение
качества обслуживания постоянных клиентов за счет доступа к регулярно
обновляемым базам данных по ремонту, ремонтным средствам и запчастям как в
самой фирме, так и у сторонних организаций; возможность получении консультаций
у экспертов в нестандартных ситуациях.
Интернет является открытой сетью,
поэтому при его использовании необходимо позаботиться об обеспечении
безопасности и конфиденциальности бизнес-операций. Сегодня уже разработаны
весьма эффективные механизмы обеспечения секретности и безопасности передачи
ценной информации.
Учитывая все охватывающее использование
Интернета, новую экономику рассматривают как Интернет-экономику и включают в
нее следующие составляющие:
- Большое число персональных компьютеров,
объединенных в глобальные сети, программные приложения, человеческие ресурсы,
участвующие в создании открытой и доступной сетевой среды;
- Взаимосвязанные электронные рынки с
различными механизмами обмена, возможные благодаря наличию персональных компьютеров
и приложений;
- Покупателей, производителей
(поставщиков), продавцов в режиме реального времени, а также электронных
посредников, которые обеспечивают процесс движения товаров и услуг к
потребителям;
- Системы электронных платежей,
используемые в Интернет-трансакциях;
- Законодательную политику.
Так как Интернет-экономика достаточно
молода, некоторые ее компоненты, такие как создание электронных валют и систем
платежей, а также многие юридические вопросы, связанные с регулированием
правового, таможенного и налогового характера, находятся пока еще в стадии
разработки. Активная экономическая
деятельность с использованием возможностей Интернета привела к возникновению
нового понятия — электронный бизнес. Его рассматривают как деятельность фирмы,
направленную на получение прибыли, которая основывается на цифровых технологиях
и тех преимуществах, которые они предоставляют.
Важную роль в организации электронного
бизнеса играет электронная коммерция. Современные экономисты под этим термином
понимают коммерческую деятельность в любой сфере электронного бизнеса,
осуществляемую с помощью информационных и телекоммуникационных технологий и
систем.
Поскольку электронная коммерция
составляющая электронного бизнеса, его "локомотив", то изучение
1еоретических основ и приобретение практических знаний в этой области сегодня
является весьма актуальным и значимым.
Основным компонентом электронной
коммерции является поддержка цикла коммерческой сделки. Она включает в себя
широкий спектр деятельности;
электронную торговлю физическими товарами
и услугами;
торговлю электронным материалом;
рекламу и продвижение товаров и услуг;
содействие контактам между покупателем и
поставщиком товаров и услуг;
обеспечение маркетинговых исследований
рынка;
пред- и послепродажную поддержку;
электронные закупки;
поддержку реальных бизнес-процессов.
Электронная торговля реальными
(физическими) товарами и услугами использует способы
традиционной торговли, но на принципиально новом уровне. Она позволяет снизить
стоимость, расширить потенциал рынка, более полно удовлетворить запросы
потребителей за счет тесного взаимодействия с поставщиком.
Торговля электронными материалами (программное
обеспечение,
видео- и аудиопродукция, графика, игры, мультимедийные приложении и т.д.)
представляет собой совершенно новый и поистине революционный способ ведения
продаж. Для нее возможно проведение полною цикла коммерческой сделки (заказ,
перевозка, получение, выписка счетов, оплата) через одну и ту же сеть (включая
доставку). Эта форма электронной коммерции считается полностью инновационной и
оказывает огромное влияние на конкурентоспособность и создание новых рабочих
мест.
Электронная коммерция может вестись на
различных уровнях, начиная с простого представительства в сети и заканчивая электронной
поддержкой процессов, совместно осуществляемых несколькими компаниями.
Представительство компании в сети, реклама, пред- и послепродажная поддержка
относятся к нижним уровням коммерции. Доступные сегодня технологии делают
работу на этом уровне недорогой и простой, что привлекает множество мелких
компаний. Более развитые, более сложные формы электронной коммерции ставят и
более сложные проблемы, уклоняясь в сторону скорее культурно-правового, чем
технологического характера. Поэтому более часто их используют крупные и богатые
компании.
Обычно выделяют следующие категории электронной
коммерции:
бизнес
— бизнес
Н2Н
(business-to-business);
бизнес — потребитель В2С (business-to-consumer);
потребитель — потребитель С2С (consumer-to-consumer);
бизнес
— государство
B2A/B2G (business-to-administration/government);
государство
— потребитель
А2С,
или
G2 (administration/ government-to-consumer);
в рамках отдельного бизнеса, или Intra
-business.
Первая категория бизнес — бизнес —
наиболее простые взаимоотношения, уже достаточно распространенные. Это,
например, использование компанией сети для заказов поставщикам, получения счетов
и оплаты.
Категория бизнес — потребитель —
электронная розничная торговля. Сегодня в Интернете открыто множество
магазинов, предлагающих самые разнообразные товары.
Категория бизнес — государство — это
сделки между компаниями и правительственными организациями. Например, в США в
Интернете публикуется информация о планируемых правительством законах, и
компании могут посылать свои предложения электронным способом. Сегодня эта
категория еще в зачаточном состоянии, но может быстро разрастись, если
правительства будут использовать собственные возможности для поддержки и развития
электронной коммерции.
Категории потребитель — государство пока
не существует, но с разрастанием первых двух категорий правительства могут
расширить электронное взаимодействие в таких областях, как, например,
электронные социальные и другие выплаты.
В современном мире практически любая
извес1ная фирма имеет в Интернете собственную web-страницу
или сайт с подробной информацией
своей деятельности.
Многие компании, охваченные эйфорией
возможностей Интернет-экономики, задаются вопросами типа: "Как должна
выглядеть наша Интернет-стратегия?" или: "Как нам перевести бизнес в
Интернет, подобно другим компаниям?"
Действительно, инфраструктура
Интернет-экономики может создать весомые преимущества в маркетинге, скорости
ведения прямых продаж и т. д. Но оптимально его использовать в другом, а именно
в поддержке и улучшении основ обшей электронной бизнес-практики. И когда
пройдет первоначальный восторг, появится опыт й
доверие к новым моделям бизнеса, фирмы начнут определять место своих
Интернет-стратегий в контексте будущей бизнес-среды, А сегодня они уже
задумываются над тем, как им лучше всего подготовиться к выполнению предъявляемых
жизнью новых требований.
Таким образом, Интернет – это источник появления
новой электронной экономики, отличающейся мобильностью, инновационными возможностями
для производственной и деловой активности, изменением структуры рынка труда и
капитала. Учитывая все охватывающее использование Интернета, новую экономику
рассматривают как Интернет-экономику и включают в нее следующие составляющие:
большое число персональных компьютеров; взаимосвязанные электронные рынки с
различными механизмами обмена; покупателей; системы электронных платежей;
законодательную политику. Электронная торговля реальными (физическими) товарами
и услугами использует способы традиционной торговли, но на принципиально новом
уровне. Она позволяет снизить стоимость, расширить потенциал рынка, более полно
удовлетворить запросы потребителей за счет тесного взаимодействия с
поставщиком.
2. СПОСОБЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ
В РОЗНИЧНЫЕ ТОРГОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
С каждым днем растет число пользователей
сети Интернет в Республике Беларусь. Торговые организации также начинают
активно использовать Интернет в качестве дополнительного канала продвижения
своих товаров и услуг. Технология этого процесса раскрывается ниже.
Для осуществления деятельности в
Интернете торговая организация может выбрать:
представительство в виде сайта;
электронный магазин.
Выбор одного из вариантов определяется,
в первую очередь, видом деятельности организации.
Для организации оптовой торговли на
начальном этапе работы в информационной сети Интернет наиболее целесообразно
электронное представительство (сайт). Это объясняется следующими факторами:
1)оптовая
торговля республики по степени использования технологий электронной коммерции,
и в первую очередь электронной торговли, находится в начальном периоде
развития, который в мировой практике получил название этапа электронных
каталогов. Следовательно, размещение в Сети именно информации об организации
каталога товара на этом этапе является экономически выгодным;
2)реализация
технологии электронной торговли требует и электронного осуществления такой
важной технологической операции, как оплата. В Республике Беларусь еще только
появляются первые отечественные системы электронных платежей (например, с конца
2004 г. система Easypay),
которые не используются реально работающими организациями торговли;
3)при
электронной продаже оплата должна осуществляться в момент заказа товара. Она
является гарантом совершения сделки. В отечественной практике применяется
отсрочка платежа за продаваемые в розничную сеть товары. Следовательно, сегодня
технология электронной торговли розничными торговыми организациями не
востребована.
Web-сайт (Веб-сайт)
- это набор сетевых услуг, прежде всего, текстовых документов, связанных между
собой и существующих в Интернете на определенном сервере.
На Web-сайте
публикуется информация, доступная всем посетителям, обратившимся к данному
ресурсу. В зависимости от содержания предоставляемой информации и уровня
интерактивности сайты подразделяются на:
Web-сайт первого
уровня, предоставляющий одну и ту же информацию любому посетителю, который на
него вышел;
Web-сайт второго
уровня, публикующий информацию, доступную всем посетителям, а также динамично
извлекающий уникальную информацию по запросу посетителя;
Web-сайт третьего
уровня, обеспечивающий персонификацию запросов отдельных пользователей и
способный прогнозировать выбор пользователя и предлагать возможные
альтернативы.
Основная функция Web-сайтa
поддержка существующего реального бизнеса. Эта поддержка выражается в
следующем:
продвижение имиджа организации, ее
товаров и услуг и сети Интернет;
расширение клиентской базы организации;
формирование дилерской сети;
создание нового канала сбыта товаров и
услуг;
поддержка клиентов и партнеров
организации;
оптимизация бизнес-процессов внутри
организации и использование сети для взаимодействия ее структурных
подразделений.
При создании Web-сайта
коммерческой организации необходимо решить ряд организационных и технических
вопросов: разработка, размещение, сопровождение сайта. Одна из основных задач
создания сайта организации повышение узнаваемости и известности логотипа и
фирменного стиля организации, что II
спою очередь во многом определяет конкурентоспособность данной организации.
Поэтому при создании сайта необходимо обращать внимание на его структуру и
оформление.
Структура сайта включает следующие
элементы: главная страница, система навигации но сайту, информация об
организации, информация о товарах и услугах прайс-листы, система регистрации и
авторизации, раздел для партнеров, система электронного заказа и его обработки,
раздел для общения с клиентами, новости организации, разделы рекламных акции,
проводимых опросов.
Оформление главной страницы сайта
организации осуществляется с использованием ее фирменного стиля и фирменных
цветов. Рекомендуется на видном месте размещать слоган, используемый
организацией в рекламных целях. Так как сайт поддерживает основной бизнес, на
нем размещается информация о достижениях организации (участие в выставках,
получение дипломов, медалей и т.д.), презентациях новых товаров и услуг и
других мероприятиях. Всю эту информацию можно разместить на главной странице
сайта в виде заголовков новостей для привлечения внимания посетителей к основным
достижениям и направлениям в деятельности организации.
Важным элементом, обеспечивающим
удобство обращения пользователя с сайтом, является система навигации по сайту.
Главное требование к системе навигации заключается в том, чтобы пользователю с
любым уровнем подготовки было понятно, как с ней работать. Система навигации
должна предоставлять пользователю сведения о разделах сайта и о содержании
информации. В качестве средств навигации используются различные виды меню.
Одним из инструментов навигации является карта сайта, представляющая весь сайт
в виде наглядной схемы, содержащей название страниц и связей между ними. Для
больших сайтов в качестве средств навигации используется поисковый механизм.
Согласно опросу, проведенному Институтом
приватизации и менеджмента, в конце 2002 г. 88% руководителей частных предприятий использовали компьютеры в повседневной деятельности. Электронную почту и в
Минске, и Минской области использовали свыше 70% частных и 40% государственных
предприятий. В регионах электронную почту использовали 40% частных и 25%
государственных предприятий. Спою Web-страницу
имели 30% частных и 10% государственных предприятий.
В конце 2002 г. в республике имелось более 2000 сайтов и Web-страниц.
На конец 2003 г. данный показатель составил почти 9000, т.е. количество сайтов
и Web-страниц за год увеличилось почти в
4,5 раза. Этот темп роста свидетельствует об активной политике использования
Интернет-ресурсов в установлении деловых связей. Он сохранился и в 2004 году.
Отмечается постоянный и устойчивый рост
количества сайтов предприятий. Так, только за период 2001-2003 гг. количество
предприятий, имеющих собственные сайты, возросло более чем в три раза.
У тех предприятий, чье присутствие в
Интернете прежде ограничивалось одной-двумя статическими страницами, появились
сайты, отличающиеся насыщенным содержанием, хорошим дизайном и ориентацией на
удовлетворение информационных потребностей реальных пользователей. Среди сайтов
предприятий, производящих товары народного потребления, можно отметить сайты
городского молочного завода № 2 (www.gmz2.by).
кондитерской фабрики "Спартак" (www.spartak.bу),
минской пивоваренной компании "Оливария" (www.olivaria.com).
ОДО "Виталюр" (www,
vitalur.nsys.
by) и т.д.
Тем не менее большинство сайтов
находится лишь на стадии становления. Причем в разных случаях полнота
использования возможностей Интернета для предоставления высококачественной
информации существенно различается. Наибольших успехов достигли предприятия,
руководство которых признало, что информация стала таким же важным и цепным
общественным ресурсом, как и материальные активы, и является основой экономики,
ориентированной па знания.
Так, на сайте городского молочного
завода № 2 (г. Минск) - www.
gmz2.by
-представлена информация о заводе, каталог продукции с разбивкой на разделы
(молоко, сыры, кисло-молочные товары, творог, соки), прайс-лист, контакты. Сайт
СП ОАО "Спартак" www.sparlak.bv
- оформлен с учетом фирменного стиля и содержит следующие разделы: данные о
компании, пресс-релиз, продукция, о шоколаде, дилеры, заказать. Это позволяет
потенциальным оптовым покупателям не только быстро ознакомиться с предлагаемым
ассортиментом, условиями сделки, новинками товаров или новостями, но и
осуществить заказ нужной продукции.
В разрезе отраслей можно отметить, что
наибольшее количество сайтов и Web-страниц
информирует клиентов о производстве и предложении товаров и услуг. Если в 2002 г.
таких сайтов было чуть более 1200, го па конец 2003 г. их число составило 3091 (темп роста - 2,58). В то же время торговые организации (особенно
розничные) существенно отстают и по используют новые технологии и продвижении своего
имени па рынке.
Количество белорусских Web-сайтов
по отраслям в 2001, 2002, 2003 годах представлено на рисунке 2.1.
Сайты, размещенные в белорусской части
Интернета, можно условно подразделить па две группы:
ориентированные на юридических лиц;
ориентированные на физических лиц.
Среди второй группы сайтов достаточно
активно размещаются и используются в деловой практике электронные витрины.
Электронная витрина представляет гобой технологическую инфраструктуру,
включающую Web-сайт, поддерживающее
оборудование, Web-сервер, а также
системы защиты и платежей, совместно работающие для обеспечения взаимодействия
между коммерческом организацией и потребителем. С учетом выполняемых функций и
предоставляемых услуг и информации покупателям электронная витрина является
наиболее простым видом электронного магазина.
Рисунок 2.1. Количество белорусских Web-сайтов
по отраслям в 2001, 2002, 2003 годах.
Примечание. Источник: [8, с. 59]
Если же организация просто решила
распространять информацию о себе и своей деятельности через Интернет, то
наиболее простой вариант — создание электронного представительства (сайта).
Процесс создания и размещения сайта в
Интернете можно представить в виде следующей последовательности действий:
1.Определение набора необходимых
функций, которые возлагаются на планируемый сайт (их нужно отразить в
техническом задании). В зависимости от указанных функций будут в дальнейшем
разрабатываться и другие модули сайта.
Обязательным модулем является модуль
Ядро системы управления. Остальные модули устанавливаются поверх него. Типовые
модули представлены в таблице 2.1.
Для того чтобы определить структуру и
сложность сайта, необходимо, в первую очередь, сориентироваться на целевую
аудиторию, для которой данный сайт
Таблица 2.1. Типовые модули сайта.
п/п
|
Название модуля
|
Функции
|
1
|
Ядро системы
управления
|
Позволяет
управлять структурой и содержанием
Добавление,
удаление информационных разделов и редактирование их содержания
|
2
|
Каталог
продукции
|
Подробный
каталог товаров, размещенным по категориям с подробным описанием, фотографиями
и ценами Добавление, удаление, редактирование каждой позиции и категорий.
|
3
|
Новости
|
Добавление,
удаление, редактирование новостей. Краткие анонсы новостей на главной
странице и подробный просмотр
|
4
|
Прайс-лист
|
Обновление
прайс-листа на сайте. Прайс-пист доступен дня скачивания и просмотра. Любой
формат прайс-листа Excel, Word или архивный
файл
|
5
|
Поиск
|
Простой или
расширенный поиск по ключевым словам Поиск в каталоге товаров и на
информационных страницах сайта
|
6
|
Обратная связь
|
Возможность
отправлять Е-mail-сообщения Деловые предложения,
пожелания и т.д. ) прямо со страницы сайта Посетителям не нужно использовать
свой почтовый сервер, что значительно экономит время
|
7
|
Статистика
|
Информация о
количестве посетителей вдень, включающая всего на сайте и на конкретных
страница. В этом модуле можно получить информацию, с каких сайтов пришли.
посетители
|
8
|
Рекламный
|
Демонстрация
рекламных и информационных блоков на страницах сайта. Позволяет привлечь
пользователя на приоритетные страницы сайта при помощи красочной графики
|
9
|
Рассылка
|
Посетители
подписываются на рассылку (например, новости или свежие прайс-листы), после
чего возможна быстрая автоматическая рассылка
информации по
всей базе подписавшихся клиентов
|
10
|
Версия для
печати
|
Посетители
могут распечатать любую страницу сайта
каталог,
прайс-лист, контакты и т.д. Печатается только содержимое страницы без дизайна
самого сайта
|
11
|
Новинки
|
Стимулирует
потребительский интерес для выбранных товаров.
|
12
|
Корзина
(заказ)
|
Удобный заказ
выбранных товаров,
который после
выбора вместе с информацией о товаре ступает по электронной почте к оператору
|
13
|
Двуязычный
сайт
|
Возможность
создания копии сайта на другом языке Быстрый переход между языковыми версиями
|
14
|
Опросы
|
Проведение
опросов, настройка списка вопросов, быстрый просмотр результатов в виде
диаграмм.
|
Примечание. Источник: [5, с. 33]
2.Выбор разработчика и утверждение
дизайн-макета.
Отметим, что в конце 2004 г. из 11400 сайтов, зарегистрированных в нашей стране, менее 200 было сделано профессиональными
студиями, разрабатывающими сложные проекты с гарантированным уровнем качества,
— Astronic*. PixelHead,
RedGrafic System
и др. В настоящее время на белорусском рынке осуществляют свою деятельность
менее 10 профессиональных студий. В то же время свои услуги предлагает большое
количество частных разработчиков, а организации часто привлекают к разработке
интернет-страниц и сайтов также штатных программистов.
3.Разработка
системы управления сайтом (с нужным набором модулей) и заполнение сайта
информацией, предоставленной заказчиком.
4.Размещение
в Интернете (хостинг) по конкретному адресу (доменное имя).
По адресу www.tld.by
можно проверить наличие свободных доменных имен, ознакомиться с документами "Временные
правила регистрации и делегирования доменов второго уровня в зоне .BY"
и "Инструкция по регистрации доменов в зоне .BY".
Регистрацию доменных имен в зоне .by
осуществляет в Беларуси только ООО "Открытый Контакте".
Доменное имя должно быть:
легкозапоминаемым. Считается, что если у
сайта короткое и легко произносимое имя, потенциальный клиент без труда
вспомнит его, увидев интернет-адрес на
визитке или рекламном щите, а также его можно без труда продиктовать по
телефону;
достаточно коротким. Доменное имя не
должно быть длинным, набор имени в адресной строке не должен отнимать много
времени у пользователя;
простым в написании (во избежание ошибок
пользователей при его наборе);
легкопроизносимым (например, для
восприятия по телефону);
содержать либо название торговой
организации, либо основную сферу деятельности, основной товар или услугу и т.
д.
Совпадение адреса сайта с именем
торговой организации позволит внести дополнительную лепту в продвижение
организации как в электронном, так и реальном бизнесе. Но этот подход оправдан
в том случае, если число символов в нем не превышает 5-7. Если пользователь
Сети знает интересующую его торговую организацию, то первое, что он сделает при
попытке найти ее сайт, — наберет в адресной строке либо www.
company_name.com,
либо www.company_name.by
(если сайт ориентирован на Республику Беларусь). Таким образом, желательно,
если позволяют средства, зарегистрировать несколько доменных имен,
соответствующих наиболее вероятному написанию имени торговой организации.
Слово "хостинг" в переводе с
английского языка означает "размещение", "предоставление ночлега".
В контексте интернет-ресурсов хостинг означает, что разработанный организацией
сайт необходимо где-то разместить, чтобы его могли увидеть пользователи во всем
мире.
При выборе хостинг-провайдера следует обратить
внимание на следующие факторы:
пропускная способность каналов
провайдера (при маленькой пропускной способности хостинг-провайдера возможна
ситуация, при которой пользователю придется довольно долго ожидать появления
страницы в окне браузера, что отрицательно скажется на отношении к организации
и отпугнет потенциальных покупателей);
стабильность;
бесперебойность работы;
цена (высокая цена на хостинг-услуги
увеличивает издержки обращения);
трафик (объем информации, переданной
провайдером пользователям);
поддержка сервисов, необходимых при
работе с сайтом;
исполнение и поддержка скриптов,
необходимых для улучшения графического представления информации.
Если сайт торговой организации
ориентирован на белорусский рынок, размещать его следует на сервере одного из
отечественных провайдеров, предоставляющих услуги хостинга или же на сервере
специализированных организаций, занимающихся предоставлением услуг хостинга.
В республике это такие организации, как Extmedia
(www.exlmedia.com),
Витай (www.vilay.by)
и другие. Например, Extmedia
предлагает различные тарифные планы. Так, тарифный план "Старт"
характеризуется: объем дискового пространства - 100 Мб, величина трафика -
неограниченна, количество почтовых ящиков - 5 шт., поддержка JSP,
CGI, PHP,
WAP и другое.
В Интернете существуют также
организации, предоставляющие бесплатный хостинг. Он отличается от платного
хостинга малым количеством предоставляемого дискового пространства (3-5 Мб),
небольшим количеством предоставляемых услуг и сервисов, наличием только одного
электронного почтового ящика.
В таблице 2.2 представлена стоимость
регистрации сайта и хостинга.
Таблица 2. 2. Стоимость регистрации
сайта и хостинга.
Домен
|
Регистрация ($ в год)
|
Продление ($ в год)
|
|
Стандартная
|
При заказе хостинга
|
Стандартная
|
При заказе хостинга
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
.com
|
8,95
|
7,95
|
8,95
|
7,95
|
.net
|
8.95
|
7,95
|
8,95
|
7,95
|
.org
|
8,95
|
7,95
|
8,95
|
7,95
|
.biz
|
8,95
|
7,95
|
8,95
|
7,95
|
.by.lv
|
5
|
4
|
5
|
4
|
.by*
|
95
|
95
|
45
|
45
|
.ru
|
21
|
19
|
21
|
19
|
info
|
8,95
|
7,95
|
8,95
|
7,95
|
.name
|
8,96
|
7,95
|
8,95
|
7,96
|
.us
|
8.95
|
7,95
|
8,95
|
7,96
|
.ws
|
15
|
13
|
15
|
13
|
.de
|
17
|
15
|
17
|
15
|
.be
|
18
|
16
|
18
|
16
|
.ca
|
30
|
28
|
30
|
28
|
.cc
|
28
|
26
|
28
|
26
|
.tv
|
42
|
40
|
42
|
40
|
.ua
|
60
|
55
|
60
|
55
|
.pl
|
96
|
94
|
96
|
94
|
.in
|
18
|
16
|
18
|
16
|
.com.ru
|
2
|
1
|
2
|
1
|
.org.ru
|
2
|
1
|
2
|
1
|
.net.ru
|
2
|
1
|
2
|
1
|
.рр.ги
|
2
|
1
|
2
|
1
|
.msk.ru
|
4
|
3
|
4
|
3
|
.spb.ru
|
4
|
3
|
4
|
3
|
Примечание. Источник:
[5,
с. 33]
Определим примерный перечень затрат на
создание и поддержку сайта.
Первый тип - рекламный сайт (сайт в виде
обычной презентации или электронной визитной карточки торговой организации с
минимально необходимым количеством интернет-страниц, содержащих необходимую
информацию о деятельности организации и контактные сведения):
затраты на разработку. Как уже было
сказано выше, рекламный сайт состоит из одной или небольшого количества
статических страниц. Стоимость одной web-странички
на белорусском рынке колеблется в пределах 30-100 у.е., в зависимости от
разработчика, сложности создания, использования современных средств мультимедиа
(Flash, Java
и т.д.);
затраты на покупку домена второго
уровня. Домен второго уровня в зоне: .by-40-60
у.е., в зонах .щ .com. net.
-8-15 у.е. на 1 год;
затраты на покупку места на сервере для
размещения сайта. Стоимость, как правило, зависит от двух величин: максимально
возможного трафика и объема размещаемой информации. Размещение на белорусских
серверах - минимально 8-10 у.е. в месяц (belBe6host.com),
размещение на иностранных серверах, 1-2 у.е. в месяц;
затраты на рекламу и продвижение ресурса
в Интернете;
затраты на сопровождение.
Второй тип - информирующий корпоративный
сайт (полностью интерактивный web-сайт
с поддержкой баз данных и интегрированными системами поддержки клиентов):
затраты на разработку. Так как этот сайт
будет значительно сложнее предыдущего, то соответственно и затраты на
разработку будут превышать предыдущие а несколько раз;
затраты на покупку домена второго
уровня;
затраты на покупку места на сервере или
приобретение собственного сервера и подключение его к высокоскоростной линии
связи провайдера. Затраты в первом случае не будут сильно различаться по
сравнению с первым сайтом. Если же организация планирует приобретение своего
сервера и аренду высокоскоростного канала, то этот пункт составит большую долю
в общей статье затрат;
затраты на наем администратора сайта и
сопровождение;
затраты на приобретение
специализированного программного обеспечения;
затраты, связанные с обеспечением
безопасности сайта.
Таким образом, Web-сайт
(Веб-сайт) - это набор сетевых услуг, прежде всего, текстовых документов,
связанных между собой и существующих в Интернете на определенном сервере.
Основная функция Web-сайтa
поддержка существующего реального бизнеса.
Процесс создания и размещения сайта в
Интернете можно представить в виде следующей последовательности действий:
1.Определение набора необходимых
функций, которые возлагаются на планируемый сайт (их нужно отразить в
техническом задании). В зависимости от указанных функций будут в дальнейшем
разрабатываться и другие модули сайта.
2.Выбор разработчика и утверждение
дизайн-макета.
5.Разработка
системы управления сайтом (с нужным набором модулей) и заполнение сайта
информацией, предоставленной заказчиком.
6.Размещение
в Интернете (хостинг) по конкретному адресу (доменное имя).
3.
ИНТЕРНЕТ – МАГАЗИН: ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Электронный (или
виртуальный) магазин представляет собой автоматизированную систему, работающую
на базе основ электронной коммерции (f-commerce) и реализующую сервисные и коммерческие функции, присущие
магазинам с традиционными формами обслуживания: демонстрация и характеристика
товаров, получение и обработка заказов, предоставление технической и прочей
поддержки покупателю, доставка и т.д. [16, c.
89]
Основные преимущества
интернет-магазинов перед обычной формой торговли можно представить в виде
таблицы 3.1.
Таблица 3.1. Преимущества
интернет-торговли
Преимущества
продаж через Интернет
|
Преимущества
покупок через Интернет
|
Глобальное
присутствие, доступ на новые рынки
|
Глобальный
выбор широкого спектра товаров
|
Круглосуточный
режим работы
|
Доступность
в любое время и из любой точки мира
|
Неограниченные
масштабы бизнеса
|
Простота
посещения и сравнения альтернатив
|
Уменьшение
капитальных и операционных затрат времени и ресурсов
|
Прямые
поставки по низким ценам
|
Персонализация
обслуживания и индивидуализация продукции
|
Индивидуализация
запросов. Рост информированности о топаре
|
Высокая
гибкость бизнеса
|
Высокое
качество обслуживания
|
Повышенное
качество учета, контроля, анализа и реакции на изменения
|
Удобство
пользования
|
Примечание. Источник: [16, с. 89]
Кроме того, интернет-магазин
избавляется от затрат на аренду торговых помещений, наружную рекламу, охрану,
персонал, заменяя их значительно меньшими затратами на аренду дискового
пространства и траффика у интернет-провайдера. При этом магазин сохраняет
витрину, рекламу, описание и показ товаров, помощь консультантов.
К недостаткам
интернет-магазина можно отнести следующие:
- у покупателя нет
возможности "повертеть товар в руках" передпокупкой;
- как правило, покупки
совершают под влиянием момента, и вслучае электронной коммерции значительно
повышается процент отказов от покупки, незавершенных сделок;
- значительно сложнее
организация доставки; если из реального магазина покупатели сами увозят или
уносят свою покупку (если только это не крупногабаритный товар), то в случае
электронной коммерции все заказы должны быть доставлены покупателю;
- интернет-магазин
недоступен для тех, кто не умеет работать вИнтернете. Последнее обстоятельство
с течением времени будет сказываться все меньше: число пользователей Интернета
растет лавинно-образно.
Последнее время отмечается постоянный и
устойчивый рост количества сайтов предприятий (сайты городского молочного
завода № 2 (www.gmz2.by),
кондитерской фабрики "Спартак" (www.spartak.bу),
минской пивоваренной компании "Оливария" (www.olivaria.com),
ОДО "Виталюр" (www,
vitalur.nsys.
by) и т.д.).
Первые электронные магазины появились и
Беларуси в 1999 г. 15 2002 г. их функционировало 219, а за 2003 г. количество электронных магазинов увеличилось в 1,46 раза, составив 321.
Регулярно рассказывается о
новых технологиях и формах развития торгового процесса в республике, большое
внимание уделяем информационным технологиям и, в частности, электронной
торговле. А как открыть Интернет-магазин, какие тут действуют условия?
Осуществление торговли
является предпринимательской деятельностью. Следовательно, владельцу
Интернет-магазина необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального
предпринимателя или юридического липа.
В соответствии с Гражданским
кодексом Беларуси гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью
без образования Юридического липа только с момента государственной регистрации
в качестве индивидуального предпринимателя.
Интернет-торговля
рассматривается как частный случай розничной торговли - продажи товаров по
образцам. Приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 16 июня 1998 г. N85 утверждены Правила продажи товаров по образцам.
Она, как и любая розничная
торговля, подлежит лицензированию. Выдача лицензии осуществляется в
соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 I". N17 "О лицензировании
отдельных видов деятельности", а также с Положением "О порядке выдачи
субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на осуществление
розничной торговли и торгово-производственной деятельности", утвержденном
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября "1992 г. N666 {с последующими изменениями и дополнениями).
Кроме того, в отношении
розничной торговли действует Положение "О лицензировании розничной
торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия} и общественного
питания:", утвержденное постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 17 октября 2003 г. N1350.
Это Положение
предусматривает в качестве условия дли выдачи лицензии на осуществление
розничной торговли предоставление копии документа, подтверждающего нахождение
торговых объектов во владении или пользовании у юридических лиц или и иди ни
дуальных предпринимателей, намеревающихся осуществлять лицензируемый вид
деятельности, и режим работы таких объектов, за исключением торговых мест на
рынках и разносной торговли. При осуществлении розничной торговли вне торгового
объекта в заявлении о выдаче лицензии указывается форма торговли, включая развозную
и разносную.
Согласно Положению о
государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов
хозяйствования, утвержденному Декретом Президента Республики Беларусь от 16
марта 1999 г, N11 (с последующими изменениями и дополнениями), в учредительных
документах юридического лица или свидетельстве о государственной регистрации
индивидуального предпринимателя, помимо всего прочего, должны быть укачаны виды
осуществляемой деятельности в соответствии с Общегосударственным
классификатором видов экономической деятельности (ОКЭД), которые подлежат
лицензированию. И в соответствии с ОКЭД розничная торговля через Интернет
отнесена к подклассу 2610 "Розничная торговля по образцам".
Таким образом,
Интернет-магазин должен обязательно указать данный вид деятельности в
регистрационных документах (свидетельстве). Осуществление субъектами
хозяйствования деятельности, не указанной в учредительных документах
(свидетельстве), является незаконной и запрещается. Доходы, полученные от такой
деятельности, взыскиваются в местный бюджет в судебном порядке.
Деятельность
Интернет-магазинов должна соответствовать и действующему законодательству о
защите прав потребителей. В частности, продавец обязан своевременно в наглядной
и доступной форме донести до сведения покупателя необходимую и достоверную
информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного
выбора. Закон от 9 января 2002 г. "О защите прав потребителей" и
другие нормативно-правовые акты устанавливают ряд иных требовании, обязательных
для продавца.
В соответствии с ч.1 п. 2 ст.
8 Закона Республики Беларусь от 20 декабря 1991 г. "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь" (с последующими
изменениями и дополнениями) юридические и физические лица, занимающиеся
реализацией продукции (работ, услуг) за наличный расчет через стационарные
торговые (обслуживающие) пункты, обязаны осуществлять прием денежных средстве использованием кассовых
суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем.
Для осуществления розничной
торговли через Интернет не требуется наличие стационарного торгового объекта.
Следовательно, применим пункт 2 ч. 2 ст. 8 Закона, который устанавливает, что в
остальных случаях при реализации продукции (работ, услуг) за наличный расчет
прием денежных средств осуществляется по приходным кассовым ордерам либо
отрывным талонам (би-ле1ам), зарегистрированным в инспекции Министерства по
налогам и сборам.
Следует также указать, что
согласно п. 1 ст. 2 Закона Республики Беларусь от 4 января 2003 г. "О введении в действие Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь"
вышеуказанный Закон утрачивает силу с 1 января 2004 г. за исключением ст. 9, т.е. с момента вступления в действие Общей части налогового кодекса
нашей страны. Особого внимания заслуживает вопрос о публичной оферте. По общему
правилу публичной офертой признается такое предложение, которое содержит все
существенные условия договора и из которого усматривается воля лица, делающего
предложение, заключив договор на указанных в предложении условиях с любым, кто
отзовется (ч. 2 ст. 402 ГК Республики Беларусь).
В случае с розничной
торговлей действует специальные правило, а именно - выставление в месте продажи
(на прилавках, в витринах и т.п.) товаров. Демонстрация их образцов или предоставление
сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и
т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того,
указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли—продажи,
за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары
не предназначены для продажи.
Оптовая торговля в Интернете
подлежит лицензированию в тех случаях, когда обязанность получения лицензии на оптовую
торговлю установлена законодательством (оптовая торговля отдельными видами
товаров, например алкогольными и табачными изделиями; товарами несобственного
производства, за исключением предусмотренных законодательством случаев). Что же
касается вида деятельности по ОКЭД, то в отличие от розничной, классификация
оптовой торговли через Интернет зависит от вида продаваемого товара.
Договор в письменной форме
может быть заключен как путем составления одного документа. подписанного сторонами,
так и путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной,
электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ
исходит от стороны по договору (ч. 2 ст. 404 ГК Республики Беларусь). Однако в
случае возникновения спора довольно сложно доказать в суде наличие договора,
особенно если он заключен посредством электронной почты. В подобной ситуации
суд будет обращать внимание на совершение контрагентами каких-либо действий по
исполнению договора (отгрузка товара, оплата части его стоимости и т.д.), а
также на другие вопросы. В частности, договор должен быть заключение в форме,
которая доступна для восприятия. При этом стороны в нем могут определить
процедуру проверки подлинности текста договора. Данное обстоятельство,
несомненно, будет приниматься во внимание судом. По общему правилу договор
подписывается лицом, уполномоченным на его заключение. При этом в соответствии
с ч. 3 ст. 161 ГК Республики Беларусь возможно использование при совершений
сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического
или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога
собственноручной подписи. Однако
это допускается только в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством
или соглашением сторон. Стороны могут определить порядок использования аналогов
собственноручной подписи и устанавливать критерии их использования в
соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 г. "Об электронном документе".
Таким образом, электронный
(или виртуальный) магазин представляет собой автоматизированную систему,
работающую на базе основ электронной коммерции (f-commerce) и реализующую сервисные и
коммерческие функции, присущие магазинам с традиционными формами обслуживания:
демонстрация и характеристика товаров, получение и обработка заказов,
предоставление технической и прочей поддержки покупателю, доставка и т.д.
Правовые основы торговли через Интернет следующие:
- Интернет-торговля
рассматривается как частный случай розничной торговли - продажи товаров по
образцам;
- владельцу Интернет-магазина
необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или
юридического липа.
- деятельность
Интернет-магазинов должна соответствовать и действующему законодательству о
защите прав потребителей.
- Интернет-магазин должен обязательно
указать данный вид деятельности в регистрационных документах (свидетельстве).
- деятельность
Интернет-магазинов должна соответствовать и действующему законодательству о защите
прав потребителей.
- для осуществления
розничной торговли через Интернет не требуется наличие стационарного торгового
объекта.
- в случае с розничной
торговлей действует специальные правило, а именно - выставление в месте продажи
(на прилавках, в витринах и т.п.) товаров.
4. СОСТОЯНИЕ
И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
По данным Всемирного Банка, белорусский
рынок информационных и коммуникационных технологий входит в число крупных
рынков Восточной Европы. В Республике Беларусь электронная торговля
рассматривается как путь к созданию цивилизованного, прозрачного,
высокоорганизованного рынка продукции, услуг и технологий и постепенно из
фантазии превращается в практически осязаемую реальность. Ряд важных заданий
для развития бизнеса и электронной торговли содержит государственная программа "Электронная
Беларусь".
Работы по развитию электронной торговли
в Республике Беларусь были начаты в соответствии с поручением Президента
Республики Беларусь от 15 января 1999 г № 09/124-18 и Совета Министров
Республики Беларусь от 25 мая 1999 г. №35/102-135 о разработке проела
межгосударственного центра электронной торговли
Проект выполнялся Белгосуниверситетом
при поддержке МИД, ГКНТ и Минэкономики на базе Национального центра маркетинга
и конъюнктуры цен (НЦМКЦ) и послужил одной из основ формирующейся в стране
комплексной системы информационного обеспечения внешнеэкономической
деятельности и электронной торговли.
Правительство рядом своих постановлений
(2003-2004 гг.) об "Электронной Беларуси", о межгосударственной сети
информационно-маркетинговых центров, о госзакупках, о формировании базы данных
по ценам на производимую и импортируемую продукцию, о создании универсальной
товарно-сырьевой биржи, определило в соответствии с законодательствам в сфере
информатизации рамочные условия для развития инфраструктуры электронного
бизнеса Все больше спектр услуг, предоставляемых государственными и частными
структурами, фокусируется на информационных и коммуникационных технологиях
Постановление Совета Министров Республики
Беларусь (№ 1138 от 14 сентября 2004 г.), предусматривающее, в частности,
размещение предприятиями и организациями объявлений о проводимых ими тендерах в
электронной информационной системе "Тендеры" и специализированном
издании "Конкурсные торги в Беларуси и за рубежом", окончательно
закрепляет переход на государственном уровне к цивилизованным формам
информационной поддержки ВЭД на принципах равного доступа к информации, максимального
обеспечения "прозрачности" внешнеторговых сделок, активного и
системного использования информационных технологий.
Указы Президента Республики Беларусь о
создании Национального правового Интернет-портала и "О государственной
поддержке разработки и экспорта информационных технологий", "О создании
Парка высоких технологий" явились важнейшей основой для практической
реализации концепции "электронного правительства" и развития экспорта
информационных технологий.
Значительный потенциал для развития
электронного бизнеса и включения белорусских предприятий в международные
торгово-экономические сети имеет создание информационного центра по вопросам
присоединения к ВТО при Госкомстандарте и пункта доступа к сети центров ООН по
вопросам торговли (сеть trade
- point) при Национальном
центре маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел.
В стране развивается проект национальной
системы безналичных платежей "Белкарт", создана одна из лучших в
Европе система автоматизированных межбанковских расчетов, последовательно
развивается законодательство в сфере информатизации и электронной торговли.
На базе Национального центра маркетинга
и конъюнктуры цен реализованы и введены в практическую эксплуатацию системы
информирования белорусских предприятий о зарубежных и внутренних конкурсных
торгах (система "Тендеры"), информационная система по
товаропроводящей сети предприятий-экспортеров, интегрированные базы данных по
законодательству в сфере ВЭД и торговли стран "дальнего" и "ближнего"
зарубежья.
В настоящее время развитие комплексной
системы информационного обеспечения ВЭД и электронной торговли осуществляется в
направлении создания трехуровневой системы оказания информационно-маркетинговых
услуг, которая явится национальным сегментом межгосударственной сети
информационно-маркетинговых центров стран СНГ, инициатором создания которой
Беларусь выступила еще в 1998 году.
В Республике Беларусь действуют два
межгосударственных стандарта, основанных на стандартах Международной
организации по стандартизации (ИСО), касающихся
вопросов электронной торговли: ГОСТ 6.20.1-90 "Электронный обмен данными в
управлении, торговле и на транспорте. Синтаксические правила (ЭДИФАКТ)";
ГОСТ 6 20.2-91 "Элементы внешнеторговых данных".
Важной тенденцией является вовлечение в
деятельность оказания маркетинговых услуг наряду с профессиональными центрами
также и научно-исследовательских и учебных организаций. Университеты (БГУ,
БГЭУ, БАТУ, БГУИР) на базе соответствующих кафедр выполняют проекты по маркетинговым
исследованиям, отличительной чертой которых является наукоемкий подход с профессиональной
и методической поддержкой инновационных клиент-ориентированных решений проблем
анализа рынков. Как правило, эти исследования основаны на последних достижениях
научной мысли и методиках исследования.
Полная инновация потребует больших
капиталовложений, которые сегодня вряд ли возможны. Если же идти по методу
постоянных приращений, то потребуются не столько инвестиции, сколько усилия
всех заинтересованных структур и работников. При наличии управленческой воли
этого вполне можно быстро и эффективно достичь.
В целом государственная политика в сфере
информатизации и электронной торговли реализуется в рамках программы "Электронная
Беларусь", соответствующих постановлений Совета Министров Республики
Беларусь об информационной поддержке экспортно-импортных операций, а также
через отраслевые и ведомственные программы.
Анализ деятельности белорусских
предприятий по сбыту продукции показывает, что формирование подобной системы в
Беларуси находится в самом начальном состоянии. Частично эта информация имеется
в сбытовых службах предприятий и отраслевых центрах, но, как правило, она
оседает мертвым грузом в компьютерах и папках. Ее необходимо задействовать и
проанализировать с помощью современных маркетинговых методов и подходов.
По результатам исследования маркетинговых
потребностей предприятий потребность в информации о состоянии и динамике
внешних рынков испытывают свыше 80% белорусских предприятий, а о действиях
конкурентов, изменениях запросов потребителей и их реакции на новые товары - свыше
70%.
Следовательно, требуется создание и
развитие системы информационного обеспечения товаропроводящей сети и
формирования информационных ресурсов для проведения маркетинговых исследований
и принятия управленческих решений. Причем как составной части республиканской системы
информационного обеспечения внешнеэкономической деятельности и торговли.
Основа для создания такой системы есть.
Многие предприятия создали собственные веб-сайты (общее число свыше 1200), но
информация на них обновляется нерегулярно, на многих не представлены
англоязычные версии. Но самое главное, сгруппированная на сайтах информация о
продукции и услугах не соответствует международным стандартам,
систематизирована в произвольном порядке без строгой привязки к кодам ОКВЭД.
Последнее делает практически невозможным поиск продукции и услуг зарубежными
партнерами. Анализ запросов показывает, что после 3-5 безуспешных попыток найти
нужную информацию, потенциальный потребитель обращается к уже другим
источникам.
Оставляет желать лучшего и общая
постановка маркетинговой деятельности. В социологических опросах руководители
указывают, что именно обучение продвижению товаров и услуг является важной
компетенцией для их предприятий.
Несмотря на положительную тенденцию
интеграции информационных технологий (ИТ) и маркетинга в философию
государственного управления и бизнеса, для значительного числа чиновников и
руководителей предприятий все еще остается сложным осознание, что формирование
конкурентных информационных ресурсов требует определенных инвестиций и большой организационной
работы.
Так, на значительном числе даже крупных
производственных структур весь бюджет информационных ресурсов формируется из
зарплаты отдела маркетинга. Это заметно тормозит создание качественных
информационных ресурсов и выработку на их основе эффективных управленческих
решений и применения полного инструментария маркетинговых коммуникаций.
Сказывается этот факт также и на участии
предприятий в общей инфраструктуре информационного рынка, поскольку оно
становится малоспособным для активного применения существующих платных
информационных ресурсов и как следствие менее эффективным.
Эти вопросы имеют стратегическое
значение, поскольку ответы на них должны формироваться в ходе регулярного
процесса планирования будущего развития, а не в ходе оперативной деятельности.
Что же может дать использование ИТ
ведущим промышленно-торговым предприятиям, какой инструментарий доступен им уже
сегодня, что может быть предложено предприятиям на отечественном рынке
информационно-маркетинговых услуг и каковы перспективы его развития? Эффект от
ИТ, как и от любого другого бизнеса и инструмента, будет положительным только
при грамотном его внедрении и правильном применении.
Во-первых, в расширении рынка (как
закупок, так и сбыта). Большая часть (до 90%) промышленной продукции, в
особенности экспортной (продукция нефтехимии. металлы, древесина и т.д.)
реализуется преимущественно через посреднические компании, которые оставляют
себе торговую наценку. Многократное расширение базы поставщиков/заказчиков уже
само по себе дает ощутимый результат за счет конкуренции между продавцами и
возможности прямой реализации продукции конечным потребителям.
Автоматизация цепочки поставок и работа
системы в режиме реального времени позволяют значительно повысить прозрачность
всего бизнеса, как для руководства компании, так и для клиентов.
Логистика позволяет более эффективно
синхронизировать товарные и информационные потоки и существенно снизить затраты
на доставку товаров потребителям.
Среди других положительных сторон можно
отметить: стандартизацию и ускорение обработки заказов, оптимизацию
транспортных схем, совершенствование контроля за поступлениями средств и оплаты
продукции.
Многое предприятиям для экспресс-анализа
рынков может дать использование информационных систем "Тендеры" и "Товаропроводящая
сеть".
Активную помощь белорусским предприятиям
в электронной рекламе продукции и подготовке маркетологов оказывают Институт
приватизации и менеджмента. администрации порталов TUT.by
и Open, by
и целый ряд других организаций. В соответствии с законом рассеивания информации
нужно стараться использовать максимально все доступные средства.
Естественно, что выработка эффективных
маркетинговых стратегий невозможна без использования временных маркетинговых
информационных систем (МИС).
МИС - это важнейший функциональный
компонент менеджмента предприятия, средство постоянной оценки рынков, основа
для принятия решений по производству и сбыту на базе анализа прогнозов и
результатов. Сегодня количество информации удваивается каждые 20 месяцев.
Следовательно, ее поиск, систематизация и анализ существенно затруднены и
требуют специальной организации этой работы.
С этой целью в 2004 году в рамках
Государственной программы "Электронная Беларусь" начата, при
поддержке структур МИД и ГКНТ реализация проекта по созданию белорусского
сегмента межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров стран СНГ.
Задача всех этих проектов - сделать
электронную торговлю и электронный бизнес технологическим элементом экономики,
создав условия для увеличения товарооборота и повышения конкурентоспособности
белорусской продукции на внешних рынках.
Информационное обеспечение маркетинговой
деятельности заключаетс в том, что продвижение продукции и услуг белорусских
предприятий на внешние рынки имеет решающее значение для развития экспорта и
требует проведения постоянных маркетинговых исследований формирования и
корректировки маркетинговых стратегий, под которыми понимается комплекс мер и
инструментов для продвижения продукции и услуг.
Значимость информационных технологий и
Интернета для анализа рынков сегодня уже никому не надо доказывать. Проблема
состоит е выборе наиболее приемлемых по стоимости и применимости инструментов,
наличия персонала, умеющего использовать этот инструментарий, и самое важное -
государственного подхода к формированию маркетинговых ресурсов и создания
республиканской информационной системы для внешнеэкономической деятельности и
торговли.
Мировое хозяйство в эпоху глобализации
становится сильнее и значимее национальных хозяйств. Для защиты национальной экономики
потребуются новые нетрадиционные методы, учитывающие процессы глобализации и
позволяющие использовать ее преимущества для реализации национальных интересов
и приоритетов.
Современные экспортные рынки
характеризуются жесткой конкуренцией и высокой степенью риска, они подвержены
циклическим колебаниям и протекционистскому лоббированию, что может
воспрепятствовать реализации благоприятных возможностей экспорта или ограничить
их.
Другим ключевым фактором для выработки
маркетинговых стратегий является расширение ЕС за счет новых стран-членов и
обеспечение качества поставляемых в ЕС товаров в соответствии с высокими
стандартами и требованиями сертификации. Начиная от потребительских
характеристик, правил этикетирования и маркировки товаров и заканчивая контролем
их географического происхождения и соблюдения технологии производства, особенно
для рынка продовольственных товаров.
В условиях отсутствия у многих
белорусских экспортеров средств на формирование полноценной товаропроводящей
сети за рубежом выходом может стать торговля по каталогам крупных зарубежных
компаний, которая считается сегодня одним из наиболее перспективных способов
продаж в мире. Ведь в данном случае товаропроизводителю не нужно арендовать
дорогие торговые площади за рубежом.
Каталог - это рекламное издание, объемом
в несколько тысяч страниц, которое выпускает крупная торговая фирма,
представляющая определенный круг производителей.
Торговля по каталогам получила в
последнее время широкое распространение в мире. Всего насчитывается около 8500
наименований каталогов общим тиражом 14 млрд экземпляров. Наиболее
распространены такие каталоги, как немецкие "OTTO",
"Quelle", "Meckeimann",
французские "La
Redoute", "3 Suisses",
шведский "IKEA",
британские "Freemens",
"Kays" и др.
В европейских странах оборот каталожной
торговли составляет примерно 1% ВНП и по каталогам продается практически любой
товар. В целом, на Западе продажа товаров по каталогам обеспечивает порядка
четверти всего розничного товарооборота и дает 10-15% дополнительного дохода торговым
компаниям. Обороты зарубежных лидеров почтовой доставки исчисляются миллиардами
долларов.
Выгоды для производителей очевидны: им
не нужно тратить средства на аренду торговых помещений за рубежом, зарплату
сотрудникам и др. Для покупателя заказ товара по почте также имеет несколько
преимуществ по сравнению с традиционными магазинами. Во-первых, есть время
выбрать из всего представленного в каталоге многообразия наиболее
приглянувшийся товар тщательно обдумать целесообразность покупки, не спеша
взвесить все "за" и "против". Цены, приведенные в каталоге,
действительны в течение всего срока его действия и обычно на 20-30% ниже, чем в
рознице, поскольку продавцу не нужно арендовать дорогие торговые площади. А
главное - покупая вещь по почте, покупателю не нужно обходить несколько
магазинов.
Технология торговли заключается в выборе
конечным покупателем из каталога понравившейся вещи, заполнении и отправки
купона-заявки, оплаты за товар на почте при получении товара. Оплата также
может производиться и наличными в кассе банка центра приема заказов, которые
представляют в большинстве своем самостоятельные малые предприятия и
функционируют во многих странах мира, в том числе и в Беларуси.
К цене заказа прибавляется сервисный
сбор, который включает в себя оплату доставки, таможенную пошлину и страховку
Доставка заказа в случае наличия товара на складе осуществляется в течение 1-6
недель международными почтовыми посылками с наложенным платежом в адрес
клиента. Почтовое извещение поступает по указанному клиентом адресу Информацию
о выполнении заказа можно также получить и на мобильный телефон в виде SUS
сообщения Получение посылки осуществляется в почтовом отделении по извещению и
паспорту или в центре приема заказов.
Для ускорения процесса доставки товара
может использоваться и альтернативная система доставки. В данном случае
заказанные вещи, проходя через таможню, попадают в центральный офис каталога в
стране покупателя, и уже оттуда их забирают посреднические фирмы, которые
развозят товар по всей стране, передавая поездом или самолетом торговому
представителю.
Интересным направлением для белорусского
экспорта может также стать создание собственного белорусского каталога и его
распространение по аналогии с зарубежными, например, на территории нашего
основного торгового партнера - Российской Федерации. Этому способствует доверие
со стороны россиян к белорусской продукции, разбросанное по огромной территории
многомиллионное население, слабое развитие в большинстве регионов Российской
Федерации розничной торговли, развитая сеть почтовых отделений, отсутствие в
этом сегменте рынка серьезной конкуренции. Проведенные опросы также показали,
что почти 40 млн. россиян хотя бы раз в жизни совершали покупку по почте
Первые успешные шаги по внедрению
торговли по каталогам уже сделало РУП "Белпочта". Можно предположить,
что создание на базе РУЛ "Белпочта" системы приема различных
платежей, позволит в ближайшее время перейти к полностью автоматизированной
системе торговли по предварительным заказам, в том числе и для жителей сельской
местности.
Электронное правительство и госзакупки.
Электронное правительство перестает быть экспериментом в области
административных реформ и теперь является составной частью государственного
управления.
Главная задача е-government
- повышение эффективности взаимодействия государства и населения и
трансформация самой сути государственного управления.
Для реализации концепции электронного
правительства необходимы следующие предпосылки:
экономические (сокращение затрат на
обслуживание населения);
технические (появление необходимых
технологий);
социальные (повышение уровня социальной
и технической грамотности населения и ответственности основной массы
населения).
Таким образом, в Республике Беларусь
электронная торговля рассматривается как путь к созданию цивилизованного,
прозрачного, высокоорганизованного рынка продукции, услуг и технологий.
Государственная политика в сфере информатизации и электронной торговли
реализуется в рамках программы "Электронная Беларусь",
соответствующих постановлений Совета Министров Республики Беларусь об
информационной поддержке экспортно-импортных операций, а также через отраслевые
и ведомственные программы.
Эффект от информационных технологий, как
и от любого другого бизнеса и инструмента, который будет положительным только
при грамотном его внедрении и правильном применении: в расширении рынка (как закупок,
так и сбыта), стандартизации и ускорении обработки заказов, оптимизации
транспортных схем, совершенствовании контроля за поступлениями средств и оплаты
продукции, т.д.
В условиях отсутствия у многих
белорусских экспортеров средств на формирование полноценной товаропроводящей
сети за рубежом выходом может стать торговля по каталогам крупных зарубежных
компаний, которая считается сегодня одним из наиболее перспективных способов продаж
в мире.
Электронное правительство перестает быть
экспериментом в области административных реформ и теперь является составной
частью государственного управления, главная задача которого состоит в повышение
эффективности взаимодействия государства и населения и трансформация самой сути
государственного управления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании всего выше изложенного
можно сделать следующие выводы:
1) Интернет – это источник появления новой
электронной экономики, отличающейся мобильностью, инновационными возможностями
для производственной и деловой активности, изменением структуры рынка труда и
капитала. Учитывая все охватывающее использование Интернета, новую экономику
рассматривают как Интернет-экономику и включают в нее следующие составляющие:
большое число персональных компьютеров; взаимосвязанные электронные рынки с
различными механизмами обмена; покупателей; системы электронных платежей;
законодательную политику. Электронная торговля реальными (физическими) товарами
и услугами использует способы традиционной торговли, но на принципиально новом
уровне. Она позволяет снизить стоимость, расширить потенциал рынка, более полно
удовлетворить запросы потребителей за счет тесного взаимодействия с поставщиком.
2) Web-сайт
(Веб-сайт) - это набор сетевых услуг, прежде всего, текстовых документов,
связанных между собой и существующих в Интернете на определенном сервере.
Основная функция Web-сайтa
поддержка существующего реального бизнеса.
Процесс создания и размещения сайта в
Интернете можно представить в виде следующей последовательности действий:
1.Определение набора необходимых
функций, которые возлагаются на планируемый сайт (их нужно отразить в
техническом задании). В зависимости от указанных функций будут в дальнейшем
разрабатываться и другие модули сайта.
2.Выбор разработчика и утверждение
дизайн-макета.
7.Разработка системы управления сайтом (с
нужным набором модулей) и заполнение сайта информацией, предоставленной
заказчиком.
8.Размещение в Интернете (хостинг) по
конкретному адресу (доменное имя).
3) электронный (или
виртуальный) магазин представляет собой автоматизированную систему, работающую
на базе основ электронной коммерции (f-commerce) и реализующую сервисные и коммерческие функции, присущие
магазинам с традиционными формами обслуживания: демонстрация и характеристика
товаров, получение и обработка заказов, предоставление технической и прочей
поддержки покупателю, доставка и т.д. Правовые основы торговли через Интернет следующие:
- Интернет-торговля
рассматривается как частный случай розничной торговли - продажи товаров по
образцам;
- владельцу
Интернет-магазина необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального
предпринимателя или юридического липа.
- деятельность
Интернет-магазинов должна соответствовать и действующему законодательству о
защите прав потребителей.
- Интернет-магазин должен
обязательно указать данный вид деятельности в регистрационных документах
(свидетельстве).
- деятельность
Интернет-магазинов должна соответствовать и действующему законодательству о защите
прав потребителей.
- для осуществления
розничной торговли через Интернет не требуется наличие стационарного торгового
объекта.
- в случае с розничной
торговлей действует специальные правило, а именно - выставление в месте продажи
(на прилавках, в витринах и т.п.) товаров.
4) в Республике Беларусь электронная
торговля рассматривается как путь к созданию цивилизованного, прозрачного,
высокоорганизованного рынка продукции, услуг и технологий. Государственная
политика в сфере информатизации и электронной торговли реализуется в рамках
программы "Электронная Беларусь", соответствующих постановлений
Совета Министров Республики Беларусь об информационной поддержке экспортно-импортных
операций, а также через отраслевые и ведомственные программы.
Эффект от информационных технологий, как
и от любого другого бизнеса и инструмента, который будет положительным только
при грамотном его внедрении и правильном применении: в расширении рынка (как закупок,
так и сбыта), стандартизации и ускорении обработки заказов, оптимизации
транспортных схем, совершенствовании контроля за поступлениями средств и оплаты
продукции, т.д.
В условиях отсутствия у многих
белорусских экспортеров средств на формирование полноценной товаропроводящей
сети за рубежом выходом может стать торговля по каталогам крупных зарубежных
компаний, которая считается сегодня одним из наиболее перспективных способов
продаж в мире.
Электронное правительство перестает быть
экспериментом в области административных реформ и теперь является составной
частью государственного управления, главная задача которого состоит в повышение
эффективности взаимодействия государства и населения и трансформация самой сути
государственного управления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1.
Анализ
хозяйственной деятельности предприятий // Под. ред. Ермолович Л.Л. Мн.:
Экоперспектива, 2001. 451 с.
2.
Виноградова
С.Н. Организация и технология торговли. Мн.: Высшая школа, 2002. 460 с.
3.
Гвоздев Б.З., Зверев А. В. Экономика предприятия. М.: "ЮРКНИГА",
2004. 400 с.
4.
Гольман
И.А. Рекламное планирование. Рекламные технологии. М.: Гелла-Принт, 1996. 512
с.
5.
Давидовская
И., Климченя Л. Торговля: первые шаги в Интернете. // Гермес. 2006. №3. с.
31-33.
6.
Дашков
Л.П., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых
предприятий: Учебник. М.: ИВЦ "Маркетинг", 2000. 336 с.
7.
Канаш
И. Электронная торговля: востребованность и эффективность. // Гермес. 2005.
№12. с. 44-46.
8.
Климченя
Л. Поддержка реального бизнеса // Гермес. 2005. №3. с. 57-59.
9.
Лебедева
С.Н. Экономика торгового предприятия: учеб. пособие. Мн.: Новое знание, 2005.
240 с.
10.
Основные
правила торговли. - Мн.: Белорусская ассоциация кулинаров, 2001.-276 с.
11.
Памбухчиянц
В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий. М., 1998.
12.
Платонов
В.Н. Организация розничной торговли: Учеб. пособие. Мн.: БГЭУ, 1996. 127 с.
13.
Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник/ Под общ. ред. А.Н. Соломатина. М.: ИНФРА-М, 2002. 292 с.
14.
Экономика
предприятия / Под ред. А.И. Ильина, В.П. Волкова. М.: ООО "Новое знание",
2003. 677 с.
15.
Экономика
предприятия / Под ред. В.Я.Хрипача. Мн.: Финансы, учет, аудит, 1997. 346 с.
16.
Электронная
коммерция: учеб. пособие/ Под общ ред. Л.А. Брагина. М.: Экономистъ, 2005. 287
с.
17.
Электронная
нормативно-правовая база "Консультанст-Плюс". – Мн., 2004.
18.
Ярцев
А.И. Распределение товаров: Учеб. пособие / А.И. Ярцев. — Мн.: БГЭУ, 2002. —
195 с.