Модель информационной структуры предприятия социально-культурного сервиса и туризма
План:
Введение
1. Информационные технологии в
социально-культурном сервисе и туризме
1.1 Понятие об информационных
технологиях
1.2 Классификация информационных
технологий
2. Тенденции информационной структуры
предприятия социально-культурного сервиса и туризма
2.1 Основные принципы
2.2 Влияние информационных технологий
на развитие социально-культурного сервиса и туризма
Заключение
Список использованной литературы
Введение
«Модель информационной структуры предприятия социально-культурного
сервиса и туризма» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема данной работы
актуальна потому, что вызывает огромный интерес в сфере связей с
общественностью.
Начиная с 1960 годов
быстрое развитие информационных технологий распространилось почти на каждую
сферу деятельности, и некоторые из наиболее плодотворных приложений появились в
отраслях сферы обслуживания, в бухгалтерском учете, банковском деле и розничной
торговле, а также в гостиничном бизнесе. Более поздние разработки компьютерной
техники и программного обеспечения позволили широко использовать их в операциях
как небольших, так и крупных гостиниц. Сейчас эта технология дает возможность
иметь быстродействующие, надежные и дешевые электронные устройства.
В структуре предприятий
социально-культурного сервиса и туризма важны быстродействие и скорость новой
технологии – при ответе гостям, агентам бюро путешествий и туроператорам,
делающим запросы о наличии номеров, при осуществлении бронирования, при
связывании бронирования с регистрацией гостей, начислениях на гостей и
окончательном расчете по счетам.
Информационная технология
точна, а точность очень важна в связи с общественностью. Продажа напитков
влияет на наличные или на счет гостя, запас спиртных напитков и анализ дохода
гостиницы: она оказывает влияние на все три аспекта в одинаковой степени.
Новая технология
становится дешевой в использовании, дешевле обычных средств автоматизации
офисного труда, и при возрастании стоимости труда офисных служащих в гостиницах
возможности для экономии могут быть значительными.
Данная тема достаточно
подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Калашникова И.В.,
Вострокнутова Е.А., Агеева Д.А. и др.
Актуальность данного
исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы – рассмотреть
модель информационной структуры предприятия социально-культурного сервиса и
туризма.
1. Исследовать
информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме.
2. На основании
теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о тенденциях
информационной структуры предприятия социально-культурного сервиса и туризма.
3. Рассмотреть сущность и
специфику влияние информационных технологий на развитие социально-культурного
сервиса и туризма.
4. Систематизировать и
обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной
проблеме.
5. Предложить собственное
виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.
Для раскрытия
поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения,
двух глав и заключения. Название глав отображает их содержание.
1. Информационные
технологии в социально-культурном сервисе и туризме
1.1 Понятие об
информационных технологиях
Любые управленческие
информационные процессы включают в себя процедуры регистрации, сбора, передачи,
хранения, обработки, выдачи информации и принятия управленческих решений.
Информационные технологии представляют собой те средства и методы, с помощью
которых реализуются эти процедуры в различных информационных системах.
В системах
организационного управления наиболее распространены автоматизированные
информационные технологии, в которых выработка управляющего воздействия
возложена на человека — лицо, принимающее решение. К таким системам относятся
практически все информационные системы, используемые в области
социально-культурного сервиса и туризма.
Современные
информационные системы состоят из нескольких видов обеспечивающих подсистем, к
которым относятся: техническое, программное, информационное, организационное,
правовое и эргономическое обеспечения.[1]
Техническое обеспечение
представляет собой комплекс технических средств, обеспечивающих
функционирование информационной системы. В него входят персональные компьютеры,
периферийное оборудование (принтеры, сканеры, плоттеры и т.д.), средства
коммуникации и связи (модемы, сетевые платы и т.д.), а также средства
оргтехники (ксероксы, факсы и т.д.). Средства оргтехники целесообразно включать
в техническое обеспечение информационной системы, так как они органично
встраиваются в систему сбора, передачи и обработки информации и являются
неотъемлемым атрибутом современного офиса. Кроме того, функции принтера,
ксерокса, факса выполняет одно устройство. Выбор необходимого состава
технических средств должен определяться прежде всего функциональными задачами
информационной системы и соответствующей предметной областью.
Программное обеспечение —
это совокупность программ и документации на них, реализующих основные функции
информационной системы. Рынок программного обеспечения, предназначенный для
реализации задач в области социально-культурного сервиса и туризма, достаточно
обширен. Необходимость разработки собственного программного обеспечения
возникает только при решении уникальных задач.
Информационное
обеспечение представляет собой совокупность информационной базы предметной
области и средств и методов ее обработки. Создание информационной базы в
области социально-культурного сервиса и туризма является одной из сложнейших
проблем. Прежде всего встают вопросы проектирования информационной базы,
которые являются определяющим условием успешной работы всей системы в будущем.
Не менее трудоемкой задачей является наполнение информационной базы конкретными
данными.
Организационное
обеспечение представляет собой комплекс методов и правил организации работы с
информационной системой, а также описание должностных инструкций пользователей
информационной системы. В сложных информационных системах этот вид обеспечения
играет весьма важную роль, так как он определяет порядок функционирования
информационной системы. Несоблюдение правил пользования информационной системой
и невыполнение должностных инструкций могут привести к неадекватности базы
данных и, как следствие, к принятию неправильных управленческих решений.
Правовое обеспечение
включает в себя комплекс правовых норм и прав пользователей информационной
системы. Эта подсистема обеспечивает ограничение доступа к данным различных
категорий пользователей, как правило, путем организации парольного доступа.
Кроме того, в настоящее время одними из важнейших вопросов становятся проблемы
защиты информации от несанкционированного доступа.
Эргономическое
обеспечение предполагает разработку рекомендаций и норм правильной организации
рабочего места пользователя системы, в том числе правильное расположение
компьютеров в помещении, соблюдение необходимого уровня освещенности,
установление нормирования работы пользователя за компьютером и т. п.
К современным техническим
средствам реализации информационных технологий относятся: персональные
компьютеры; локальные и глобальные вычислительные сети; коммуникационные
средства; телефонная техника; видеоинформационные системы и др. Современные
информационные системы предполагают, как правило, интеграцию различных
программных продуктов. В состав информационной системы входят средства для
документационного обеспечения управления, информационной поддержки предметных
областей, в частности социально-культурного сервиса и туризма, коммуникационное
программное обеспечение, средства организации коллективной работы сотрудников и
другие вспомогательные технологические продукты.
Внедрение информационных
технологий предполагает не только автоматизацию основных информационных
бизнес-процессов, но иногда и их существенное изменение. Это связано с совершенствованием
документооборота в системе, а повышение надежности и оперативности
предоставления информации позволяет больше времени уделять ее анализу, а не
рутинной обработке.[2]
Внедрение современных
информационных технологий должно обеспечивать выполнение ряда требований, в том
числе наличие удобного и дружественного интерфейса, обеспечение безопасности с
помощью различных методов контроля и разграничения доступа к информационным
ресурсам, поддержку распределенной обработки информации, использование
архитектуры клиент-сервер, модульный принцип построения систем, поддержку
технологий Интернет и т.д.
Современная индустрия
социально-культурного сервиса и туризма за последние годы претерпела весьма
существенные изменения в связи с внедрением новых компьютерных технологий.
Успешное функционирование любой фирмы на рынке туристского бизнеса практически
немыслимо без использования современных информационных технологий. Специфика
технологии разработки и реализации турпродукта требует таких систем, которые в
кратчайшие сроки предоставляли бы сведения о доступности транспортных средств и
возможностях размещения туристов, обеспечивали бы быстрое резервирование и
бронирование мест, а также автоматизацию решения вспомогательных задач при
предоставлении туристских услуг (параллельное оформление таких документов, как
билеты, счета и путеводители, обеспечение расчетной и справочной информацией и
др.). Это достижимо при условии широкого использования в социально-культурном
сервисе и туризме современных компьютерных технологий обработки и передачи
информации.
Индустрия
социально-культурного сервиса и туризма настолько многолика и многогранна, что
требует применения самых разнообразных информационных технологий, начиная от
разработки специализированных программных средств, обеспечивающих автоматизацию
работы отдельной туристской фирмы или отеля, до использования глобальных
компьютерных сетей.
В настоящее время
формирование турпродукта предусматривает использование глобальных
распределительных систем GDS (Global Distribution System), обеспечивающих
быстрое и удобное бронирование билетов на транспорте, резервирование мест в
гостиницах, прокат автомобилей, обмен валюты, заказ билетов на развлекательные
и спортивные программы и т. д.
В сфере
социально-культурного сервиса и туризма также широко распространен видеотекст,
сочетающий возможности компьютерных систем резервирования, электронной почты,
телекса, электронных газет.
информационный структура
сервис туризм
2. Тенденции
информационной структуры предприятия социально-культурного сервиса и туризма
2.1 Основные принципы
Изучение
тенденций и закономерностей комплексного освоения, планирование положительных
результатов и управление ими – сложная методологическая проблема в сфере
социально-культурного сервиса и туризма. В качестве значимых признаков в
социально-культурном сервисе и туризме выделяют: источник идеи, степень
новизны, широту воздействия, масштабность, связность и инвестиционное
наполнение.[3]
Процесс
работоспособности в социально-культурном сервисе и туризме достаточно специфичен.
Он получает, как правило, свое признание, с одной стороны, через степень
удовлетворенности клиента, а с другой стороны, в основном благодаря принятию
совместных решений туристскими организациями, органами управления отраслью в
регионе, органами местного самоуправления и общественными организациями,
деятельность которых связана с туризмом, а также благодаря оценке отрасли
местным населением. Только такое взаимодействие всех элементов (субъектов и
объектов) инновационного процесса может привести к появлению существенного
синергетического эффекта, выраженного в качестве роста (развития) сферы
туризма. Комплексность и трансформируемость открытий, когда внедрение новых
услуг (продукта) в одной области дает эффект (и возможно, более сильный) в
другой, составляющий их сущность в отрасли, потому нуждаются в научно
обоснованной организации и управлении.
Основные
принципы социально-культурного сервиса и туризма:
1. Принцип
научности, заключающийся в использовании научных знаний и методов для
реализации инноваций.
2. Принцип
системности. Разрабатываемая стратегия инновационного развития в регионе должна
учитывать факторы и условия, необходимые для удовлетворения потребностей людей
в отдыхе; ресурсные возможности региона (экономические, финансовые, кадровые и
другие); социальное воздействие на общество; факторы внешней среды.
3. Принцип
соответствия услуг потребностям. Предлагаются только те услуги, которые
действительно нужны клиенту, а не те, которые может произвести и внедрить
организация.
4. Принцип
позитивности результатов, состоящий в предупреждении неразумного, не
продуманного создания и внедрения новшества, которое может быть опасно,
во-первых, для клиента; во-вторых, для конкретного предприятия; в-третьих, для
биосферы и общества в целом.
5. Принцип
имманентности инвестиционным процессам. Для проведения необходимых
исследований, разработки и материализации используются инвестиционные ресурсы,
эффективность которых определяется степенью значимости и масштабностью услуг.
6. Соответствие
инновационной деятельности и ее результатов уровню развития общества.
7. Принцип
связности. Процесс заканчивается появлением на рынке продукта, который должен
на определенном этапе своего жизненного цикла вызывать потребность
(стимулировать идею) создания следующего нового продукта (услуги) и
обеспечивать финансовую поддержку этого процесса.
8. Принцип безопасности.
Любое предложение должно гарантировать отсутствие вреда для человека и
окружающей его среды.
2.2 Влияние
информационных технологий на развитие социально-культурного сервиса и туризма
Туристский бизнес,
являясь одной из самых динамичных сфер экономики, представляет собой высоко
насыщенную информационную отрасль. Другими словами, сбор, хранение, обработка и
передача актуальной информации являются важнейшим и необходимым условием
функционирования любого туристского предприятия. Успех бизнеса некоторых
отраслей экономики напрямую зависит от скорости передачи и обмена информацией,
от ее актуальности, своевременности получения, адекватности и полноты. В связи
с этим успешное развитие туристского бизнеса предполагает широкое использование
новейших технологий как в области создания турпродукта, так и его продвижения
на рынок услуг.
Наибольшее влияние
современные компьютерные технологии оказывают на продвижение туристского
продукта (распространение и продажи). Прежде всего, это касается возможности
формирования новых маркетинговых каналов продвижения и сбыта туристского
продукта. Так, в области рекламы широкое распространение получила прямая
рассылка туристской информации по электронной почте (direct-mail). В последние
годы большинство туристских предприятий создают свои собственные сайты в
Интернете, а также используют баннерную рекламу. Хотя эффективность этих
каналов распространения туристского продукта в России не очень высока, это
направление следует рассматривать как весьма перспективное.[4]
Одним из основных
направлений применения информационных технологий в туризме является внедрение
мультимедийных технологий, в частности справочников и каталогов. В настоящее
время туристские справочники и каталоги выпускаются в книжном исполнении, на
видеокассетах, на лазерных дисках CD-ROM, в сети Интернет. Электронные каталоги
позволяют виртуально путешествовать по предлагаемым маршрутам, просмотреть эти
маршруты в активном режиме, получить информацию о стране, объектах по трассе
маршрута, данные о гостиницах, кемпингах, мотелях и других средствах
размещения, ознакомиться с системой льгот и скидок, а также законодательством в
сфере туризма. Кроме того, в этих каталогах обычно приводятся информация о
правилах оформления туристских документов, туристские формальности, модели
поведения туриста в экстремальных ситуациях и т.д. Клиент может спланировать
программу тура, выбрать его по заданным оптимальным параметрам (цена, система
льгот, система транспорта, сезон и др.).
Использование
мультимедийных технологий оперативно предоставляет потенциальному клиенту
информацию о любом интересующем его туре и тем самым позволяет быстро и
безошибочно выбрать подходящий турпродукт. При этом туроператор (турагент)
имеет возможность при необходимости внести изменения в данный тур или
сформировать новый эксклюзивный тур, произвести бронирование мест и продать
туристу созданную в оперативном режиме туристскую услугу.
Заключение
Подводя итог работы,
можно сделать следующие выводы.
Сфера
социально-культурного сервиса и туризма сегодня одна из наиболее перспективных
и прибыльных, которая постоянно развивается, несмотря на различные препятствия
политического, экономического и социального характера. Туристский бизнес во
многих случаях является инициатором и экспериментатором в освоении и внедрении
современных передовых технологий, непрерывно изменяет формы и способы
предложения и предоставления услуг, открывает и осваивает новые возможности.
Работники
социально-культурного сервиса и туризма имеют дело с многообразием форм и
методов организации отдыха, путешествий, культурного досуга. Развитие
туристского бизнеса возможно только на основе внедрения новых идей,
совершенствования процессов производства товаров и услуг, расширения их
ассортимента.
Ежедневно
внедряются инновации самого разнообразного характера под влиянием, как
научно-технического прогресса, так и интеллектуального развития человечества.
Инновации в сфере социально-культурного сервиса и туризма иногда возникают
совершенно неожиданно и даже непредсказуемо под влиянием событий в обществе.
Также
важна роль государства в развитии социально-культурного сервиса и туризма, а
разработка и реализация механизмов государственной поддержки данных направлений
носит жизненный характер.
В области
социально-культурного сервиса и туризма происходят кардинальные изменения.
Современный уровень развития турбизнеса и жесткая конкуренция в этой области
придают особую важность информационным системам туристских агентств.
Функциональные возможности этих систем должны обеспечивать ввод, редактирование
и хранение информации о турах, гостиницах, клиентах, о состоянии заявок,
предусматривать вывод информации в форме различных документов: анкет, ваучеров,
списков туристов, описаний туров, гостиниц; рассчитывать стоимость туров с
учетом курса валют, скидок, контролировать оплату туров, формирование
финансовой отчетности, перевод экспорт-импорт данных в другие программные
продукты (Word, Excel, бухгалтерские программы) и прочие возможности. Эти
системы не только ускоряют процесс расчетов и формирование документов, но и
могут уменьшать стоимость услуг (турпакета), выбрав оптимальный по цене вариант
доставки клиентов, размещения и т. п. Заказ на разработку уникальной информационной
системы автоматизации офиса стоит достаточно дорого, да и в настоящее время в
этом нет особой необходимости, так как существует ряд хорошо зарекомендовавших
себя программных продуктов.
Применение информационных
систем в области социально-культурного сервиса и туризма приводит к
существенным изменениям в менеджменте, а также повышает качество обслуживания.
Список использованной
литературы:
1. Агеев Д.А. Тенденции информационной
структуры предприятия социально-культурного сервиса и туризма. М.: «Проспект»,
2004
2. Биржаков М.Б. Основные принципы
информационной структуры предприятия социально-культурного сервиса. СПб.:
«Питер -М», 2005
3. Вострокнутов Е.А. Влияние
информационных технологий на развитие социально-культурного сервиса. СПб.: «Коммерсант»,
2007
4. Головоченков В.С. Основы
информационной структуры предприятия социально-культурного сервиса и туризма.
М.: «Бином», 2004
5. Ефимова О.К. Понятие об
информационных технологиях. М.: «АСТ», 2004
6. Калашников И.В. Принципы
информационной структуры предприятия социально-культурного сервиса и туризма.
М.: «Наука», 2003
7. Ляпина И.Ю. Организация
социально-культурного сервиса и туризма. М.: «Академия», 2006
8. Медлик С.И. Влияние информационных
технологий на развитие социально-культурного сервиса и туризма. М.:
«ЮНИТИ-ДАНА», 2003
10. Степанов А.Н. Модель информационной
структуры предприятия социально-культурного сервиса и туризма. СПб.: «Питер»,
2005
11. Тарасова Н.В. Информационные
технологии в социально-культурном сервисе и туризме. М.: «ИНФРА – М», 2006
Размещено на
[1]
Тарасова Н.В. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и
туризме. М.: «ИНФРА – М», 2006.С.47
[2]
Ефимова О.К. Понятие об информационных технологиях. М.: «АСТ», 2004.С.109
[3]
Агеев Д.А. Тенденции информационной структуры предприятия социально-культурного
сервиса и туризма. М.: «Проспект», 2004.С.126
[4] Медлик С.И. Влияние информационных технологий на
развитие социально-культурного сервиса и туризма. М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2003.С.99