Модель информационной структуры предприятия социально-культурного сервиса и туризма

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,52 kb
  • Опубликовано:
    2011-03-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Модель информационной структуры предприятия социально-культурного сервиса и туризма

План:

Введение

1. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме

1.1 Понятие об информационных технологиях

1.2 Классификация информационных технологий

2. Тенденции информационной структуры предприятия социально-культурного сервиса и туризма

2.1 Основные принципы

2.2 Влияние информационных технологий на развитие социально-культурного сервиса и туризма

Заключение

Список использованной литературы

Введение

«Модель информационной структуры предприятия социально-культурного сервиса и туризма» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Тема данной работы актуальна потому, что вызывает огромный интерес в сфере связей с общественностью.

Начиная с 1960 годов быстрое развитие информационных технологий распространилось почти на каждую сферу деятельности, и некоторые из наиболее плодотворных приложений появились в отраслях сферы обслуживания, в бухгалтерском учете, банковском деле и розничной торговле, а также в гостиничном бизнесе. Более поздние разработки компьютерной техники и программного обеспечения позволили широко использовать их в операциях как небольших, так и крупных гостиниц. Сейчас эта технология дает возможность иметь быстродействующие, надежные и дешевые электронные устройства.

В структуре предприятий социально-культурного сервиса и туризма важны быстродействие и скорость новой технологии – при ответе гостям, агентам бюро путешествий и туроператорам, делающим запросы о наличии номеров, при осуществлении бронирования, при связывании бронирования с регистрацией гостей, начислениях на гостей и окончательном расчете по счетам.

Информационная технология точна, а точность очень важна в связи с общественностью. Продажа напитков влияет на наличные или на счет гостя, запас спиртных напитков и анализ дохода гостиницы: она оказывает влияние на все три аспекта в одинаковой степени.

Новая технология становится дешевой в использовании, дешевле обычных средств автоматизации офисного труда, и при возрастании стоимости труда офисных служащих в гостиницах возможности для экономии могут быть значительными.

Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Калашникова И.В., Вострокнутова Е.А., Агеева Д.А. и др.

Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:

Цель работы – рассмотреть модель информационной структуры предприятия социально-культурного сервиса и туризма.

1. Исследовать информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме.

2. На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о тенденциях информационной структуры предприятия социально-культурного сервиса и туризма.

3. Рассмотреть сущность и специфику влияние информационных технологий на развитие социально-культурного сервиса и туризма.

4. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

5. Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав и заключения. Название глав отображает их содержание.

1. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме

1.1 Понятие об информационных технологиях

Любые управленческие информационные процессы включают в себя процедуры регистрации, сбора, передачи, хранения, обработки, выдачи информации и принятия управленческих решений. Информационные технологии представляют собой те средства и методы, с помощью которых реализуются эти процедуры в различных информационных системах.

В системах организационного управления наиболее распространены автоматизированные информационные технологии, в которых выработка управляющего воздействия возложена на человека — лицо, принимающее решение. К таким системам относятся практически все информационные системы, используемые в области социально-культурного сервиса и туризма.

Современные информационные системы состоят из нескольких видов обеспечивающих подсистем, к которым относятся: техническое, программное, информационное, организационное, правовое и эргономическое обеспечения.[1]

Техническое обеспечение представляет собой комплекс технических средств, обеспечивающих функционирование информационной системы. В него входят персональные компьютеры, периферийное оборудование (принтеры, сканеры, плоттеры и т.д.), средства коммуникации и связи (модемы, сетевые платы и т.д.), а также средства оргтехники (ксероксы, факсы и т.д.). Средства оргтехники целесообразно включать в техническое обеспечение информационной системы, так как они органично встраиваются в систему сбора, передачи и обработки информации и являются неотъемлемым атрибутом современного офиса. Кроме того, функции принтера, ксерокса, факса выполняет одно устройство. Выбор необходимого состава технических средств должен определяться прежде всего функциональными задачами информационной системы и соответствующей предметной областью.

Программное обеспечение — это совокупность программ и документации на них, реализующих основные функции информационной системы. Рынок программного обеспечения, предназначенный для реализации задач в области социально-культурного сервиса и туризма, достаточно обширен. Необходимость разработки собственного программного обеспечения возникает только при решении уникальных задач.

Информационное обеспечение представляет собой совокупность информационной базы предметной области и средств и методов ее обработки. Создание информационной базы в области социально-культурного сервиса и туризма является одной из сложнейших проблем. Прежде всего встают вопросы проектирования информационной базы, которые являются определяющим условием успешной работы всей системы в будущем. Не менее трудоемкой задачей является наполнение информационной базы конкретными данными.

Организационное обеспечение представляет собой комплекс методов и правил организации работы с информационной системой, а также описание должностных инструкций пользователей информационной системы. В сложных информационных системах этот вид обеспечения играет весьма важную роль, так как он определяет порядок функционирования информационной системы. Несоблюдение правил пользования информационной системой и невыполнение должностных инструкций могут привести к неадекватности базы данных и, как следствие, к принятию неправильных управленческих решений.

Правовое обеспечение включает в себя комплекс правовых норм и прав пользователей информационной системы. Эта подсистема обеспечивает ограничение доступа к данным различных категорий пользователей, как правило, путем организации парольного доступа. Кроме того, в настоящее время одними из важнейших вопросов становятся проблемы защиты информации от несанкционированного доступа.

Эргономическое обеспечение предполагает разработку рекомендаций и норм правильной организации рабочего места пользователя системы, в том числе правильное расположение компьютеров в помещении, соблюдение необходимого уровня освещенности, установление нормирования работы пользователя за компьютером и т. п.

К современным техническим средствам реализации информационных технологий относятся: персональные компьютеры; локальные и глобальные вычислительные сети; коммуникационные средства; телефонная техника; видеоинформационные системы и др. Современные информационные системы предполагают, как правило, интеграцию различных программных продуктов. В состав информационной системы входят средства для документационного обеспечения управления, информационной поддержки предметных областей, в частности социально-культурного сервиса и туризма, коммуникационное программное обеспечение, средства организации коллективной работы сотрудников и другие вспомогательные технологические продукты.

Внедрение информационных технологий предполагает не только автоматизацию основных информационных бизнес-процессов, но иногда и их существенное изменение. Это связано с совершенствованием документооборота в системе, а повышение надежности и оперативности предоставления информации позволяет больше времени уделять ее анализу, а не рутинной обработке.[2]

Внедрение современных информационных технологий должно обеспечивать выполнение ряда требований, в том числе наличие удобного и дружественного интерфейса, обеспечение безопасности с помощью различных методов контроля и разграничения доступа к информационным ресурсам, поддержку распределенной обработки информации, использование архитектуры клиент-сервер, модульный принцип построения систем, поддержку технологий Интернет и т.д.


Современная индустрия социально-культурного сервиса и туризма за последние годы претерпела весьма существенные изменения в связи с внедрением новых компьютерных технологий. Успешное функционирование любой фирмы на рынке туристского бизнеса практически немыслимо без использования современных информационных технологий. Специфика технологии разработки и реализации турпродукта требует таких систем, которые в кратчайшие сроки предоставляли бы сведения о доступности транспортных средств и возможностях размещения туристов, обеспечивали бы быстрое резервирование и бронирование мест, а также автоматизацию решения вспомогательных задач при предоставлении туристских услуг (параллельное оформление таких документов, как билеты, счета и путеводители, обеспечение расчетной и справочной информацией и др.). Это достижимо при условии широкого использования в социально-культурном сервисе и туризме современных компьютерных технологий обработки и передачи информации.

Индустрия социально-культурного сервиса и туризма настолько многолика и многогранна, что требует применения самых разнообразных информационных технологий, начиная от разработки специализированных программных средств, обеспечивающих автоматизацию работы отдельной туристской фирмы или отеля, до использования глобальных компьютерных сетей.

В настоящее время формирование турпродукта предусматривает использование глобальных распределительных систем GDS (Global Distribution System), обеспечивающих быстрое и удобное бронирование билетов на транспорте, резервирование мест в гостиницах, прокат автомобилей, обмен валюты, заказ билетов на развлекательные и спортивные программы и т. д.

В сфере социально-культурного сервиса и туризма также широко распространен видеотекст, сочетающий возможности компьютерных систем резервирования, электронной почты, телекса, электронных газет.

информационный структура сервис туризм

2. Тенденции информационной структуры предприятия социально-культурного сервиса и туризма

2.1 Основные принципы

Изучение тенденций и закономерностей комплексного освоения, планирование положительных результатов и управление ими – сложная методологическая проблема в сфере социально-культурного сервиса и туризма. В качестве значимых признаков в социально-культурном сервисе и туризме выделяют: источник идеи, степень новизны, широту воздействия, масштабность, связность и инвестиционное наполнение.[3]

Процесс работоспособности в социально-культурном сервисе и туризме достаточно специфичен. Он получает, как правило, свое признание, с одной стороны, через степень удовлетворенности клиента, а с другой стороны, в основном благодаря принятию совместных решений туристскими организациями, органами управления отраслью в регионе, органами местного самоуправления и общественными организациями, деятельность которых связана с туризмом, а также благодаря оценке отрасли местным населением. Только такое взаимодействие всех элементов (субъектов и объектов) инновационного процесса может привести к появлению существенного синергетического эффекта, выраженного в качестве роста (развития) сферы туризма. Комплексность и трансформируемость открытий, когда внедрение новых услуг (продукта) в одной области дает эффект (и возможно, более сильный) в другой, составляющий их сущность в отрасли, потому нуждаются в научно обоснованной организации и управлении.

Основные принципы социально-культурного сервиса и туризма:

1. Принцип научности, заключающийся в использовании научных знаний и методов для реализации инноваций.

2. Принцип системности. Разрабатываемая стратегия инновационного развития в регионе должна учитывать факторы и условия, необходимые для удовлетворения потребностей людей в отдыхе; ресурсные возможности региона (экономические, финансовые, кадровые и другие); социальное воздействие на общество; факторы внешней среды.

3. Принцип соответствия услуг потребностям. Предлагаются только те услуги, которые действительно нужны клиенту, а не те, которые может произвести и внедрить организация.

4. Принцип позитивности результатов, состоящий в предупреждении неразумного, не продуманного создания и внедрения новшества, которое может быть опасно, во-первых, для клиента; во-вторых, для конкретного предприятия; в-третьих, для биосферы и общества в целом.

5. Принцип имманентности инвестиционным процессам. Для проведения необходимых исследований, разработки и материализации используются инвестиционные ресурсы, эффективность которых определяется степенью значимости и масштабностью услуг.

6. Соответствие инновационной деятельности и ее результатов уровню развития общества.

7. Принцип связности. Процесс заканчивается появлением на рынке продукта, который должен на определенном этапе своего жизненного цикла вызывать потребность (стимулировать идею) создания следующего нового продукта (услуги) и обеспечивать финансовую поддержку этого процесса.

8. Принцип безопасности. Любое предложение должно гарантировать отсутствие вреда для человека и окружающей его среды.

2.2 Влияние информационных технологий на развитие социально-культурного сервиса и туризма

Туристский бизнес, являясь одной из самых динамичных сфер экономики, представляет собой высоко насыщенную информационную отрасль. Другими словами, сбор, хранение, обработка и передача актуальной информации являются важнейшим и необходимым условием функционирования любого туристского предприятия. Успех бизнеса некоторых отраслей экономики напрямую зависит от скорости передачи и обмена информацией, от ее актуальности, своевременности получения, адекватности и полноты. В связи с этим успешное развитие туристского бизнеса предполагает широкое использование новейших технологий как в области создания турпродукта, так и его продвижения на рынок услуг.

Наибольшее влияние современные компьютерные технологии оказывают на продвижение туристского продукта (распространение и продажи). Прежде всего, это касается возможности формирования новых маркетинговых каналов продвижения и сбыта туристского продукта. Так, в области рекламы широкое распространение получила прямая рассылка туристской информации по электронной почте (direct-mail). В последние годы большинство туристских предприятий создают свои собственные сайты в Интернете, а также используют баннерную рекламу. Хотя эффективность этих каналов распространения туристского продукта в России не очень высока, это направление следует рассматривать как весьма перспективное.[4]

Одним из основных направлений применения информационных технологий в туризме является внедрение мультимедийных технологий, в частности справочников и каталогов. В настоящее время туристские справочники и каталоги выпускаются в книжном исполнении, на видеокассетах, на лазерных дисках CD-ROM, в сети Интернет. Электронные каталоги позволяют виртуально путешествовать по предлагаемым маршрутам, просмотреть эти маршруты в активном режиме, получить информацию о стране, объектах по трассе маршрута, данные о гостиницах, кемпингах, мотелях и других средствах размещения, ознакомиться с системой льгот и скидок, а также законодательством в сфере туризма. Кроме того, в этих каталогах обычно приводятся информация о правилах оформления туристских документов, туристские формальности, модели поведения туриста в экстремальных ситуациях и т.д. Клиент может спланировать программу тура, выбрать его по заданным оптимальным параметрам (цена, система льгот, система транспорта, сезон и др.).

Использование мультимедийных технологий оперативно предоставляет потенциальному клиенту информацию о любом интересующем его туре и тем самым позволяет быстро и безошибочно выбрать подходящий турпродукт. При этом туроператор (турагент) имеет возможность при необходимости внести изменения в данный тур или сформировать новый эксклюзивный тур, произвести бронирование мест и продать туристу созданную в оперативном режиме туристскую услугу.

Заключение

Подводя итог работы, можно сделать следующие выводы.

Сфера социально-культурного сервиса и туризма сегодня одна из наиболее перспективных и прибыльных, которая постоянно развивается, несмотря на различные препятствия политического, экономического и социального характера. Туристский бизнес во многих случаях является инициатором и экспериментатором в освоении и внедрении современных передовых технологий, непрерывно изменяет формы и способы предложения и предоставления услуг, открывает и осваивает новые возможности.

Работники социально-культурного сервиса и туризма имеют дело с многообразием форм и методов организации отдыха, путешествий, культурного досуга. Развитие туристского бизнеса возможно только на основе внедрения новых идей, совершенствования процессов производства товаров и услуг, расширения их ассортимента.

Ежедневно внедряются инновации самого разнообразного характера под влиянием, как научно-технического прогресса, так и интеллектуального развития человечества. Инновации в сфере социально-культурного сервиса и туризма иногда возникают совершенно неожиданно и даже непредсказуемо под влиянием событий в обществе.

Также важна роль государства в развитии социально-культурного сервиса и туризма, а разработка и реализация механизмов государственной поддержки данных направлений носит жизненный характер.

В области социально-культурного сервиса и туризма происходят кардинальные изменения. Современный уровень развития турбизнеса и жесткая конкуренция в этой области придают особую важность информационным системам туристских агентств. Функциональные возможности этих систем должны обеспечивать ввод, редактирование и хранение информации о турах, гостиницах, клиентах, о состоянии заявок, предусматривать вывод информации в форме различных документов: анкет, ваучеров, списков туристов, описаний туров, гостиниц; рассчитывать стоимость туров с учетом курса валют, скидок, контролировать оплату туров, формирование финансовой отчетности, перевод экспорт-импорт данных в другие программные продукты (Word, Excel, бухгалтерские программы) и прочие возможности. Эти системы не только ускоряют процесс расчетов и формирование документов, но и могут уменьшать стоимость услуг (турпакета), выбрав оптимальный по цене вариант доставки клиентов, размещения и т. п. Заказ на разработку уникальной информационной системы автоматизации офиса стоит достаточно дорого, да и в настоящее время в этом нет особой необходимости, так как существует ряд хорошо зарекомендовавших себя программных продуктов.

Применение информационных систем в области социально-культурного сервиса и туризма приводит к существенным изменениям в менеджменте, а также повышает качество обслуживания.

Список использованной литературы:

1. Агеев Д.А. Тенденции информационной структуры предприятия социально-культурного сервиса и туризма. М.: «Проспект», 2004

2. Биржаков М.Б. Основные принципы информационной структуры предприятия социально-культурного сервиса. СПб.: «Питер -М», 2005

3. Вострокнутов Е.А. Влияние информационных технологий на развитие социально-культурного сервиса. СПб.: «Коммерсант», 2007

4. Головоченков В.С. Основы информационной структуры предприятия социально-культурного сервиса и туризма. М.: «Бином», 2004

5. Ефимова О.К. Понятие об информационных технологиях. М.: «АСТ», 2004

6. Калашников И.В. Принципы информационной структуры предприятия социально-культурного сервиса и туризма. М.: «Наука», 2003

7. Ляпина И.Ю. Организация социально-культурного сервиса и туризма. М.: «Академия», 2006

8. Медлик С.И. Влияние информационных технологий на развитие социально-культурного сервиса и туризма. М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2003

10. Степанов А.Н. Модель информационной структуры предприятия социально-культурного сервиса и туризма. СПб.: «Питер», 2005

11. Тарасова Н.В. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. М.: «ИНФРА – М», 2006

Размещено на


[1] Тарасова Н.В. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. М.: «ИНФРА – М», 2006.С.47

[2] Ефимова О.К. Понятие об информационных технологиях. М.: «АСТ», 2004.С.109

[3] Агеев Д.А. Тенденции информационной структуры предприятия социально-культурного сервиса и туризма. М.: «Проспект», 2004.С.126

[4] Медлик С.И. Влияние информационных технологий на развитие социально-культурного сервиса и туризма. М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2003.С.99

Похожие работы на - Модель информационной структуры предприятия социально-культурного сервиса и туризма

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!