Группировка
затрат на производство по экономическим элементам
|
Группировка
затрат на производство
по
калькуляционным статьям расходов
|
1. Сырьё и
основные материалы (за вычетом возвратных отходов).
2. Покупные
комплектующие изделия и материалы.
3.
Вспомогательные материалы
4. Топливо
со стороны
5.
Электроэнергия со стороны
6.
Заработная плата основная и дополнительная
7.
Отчисления на социальное страхование
8.
Амортизация основных фондов
9. Прочие
денежные расходы.
|
1. Сырье и материалы
2.Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты
и услуги кооперированных предприятий.
3. Возвратные отходы (вычитаются)
4. Топливо для технологических
целей.
5. Энергия для технологических
целей.
6. Основная заработная плата
производственных рабочих.
7. Дополнительна заработная плата
производственных рабочих.
8. Отчисления на социальное
страхование.
9. Расходы на подготовку и освоение
производства.
10. Расходы по содержанию и
эксплуатации оборудования.
11. Цеховые расходы.
12. Общезаводские расходы.
13. Потери от брака (только
производства, где потери разрешены в пределах установленных норм)
14. Прочие производственные
расходы.
15. Итого производственная
себестоимость.
16. Внепроизводственные расходы.
17. Итого полная себестоимость.
|
В
то же время определение затрат по калькуляции как способ их группировки
относительно конкретной единицы продукции позволяет отследить каждую
составляющую себестоимости продукции (работ, услуг) на любом уровне.
По статьям расходов затраты
группируются в зависимости от места и цели (назначения) их возникновения и
относятся на каждый вид изделия прямым или косвенным методом. Эта классификация
специфична для каждой отрасли промышленности, поэтому состав расходов в каждой
отрасли различен. Как правило, по статьям расходов выделяются: а) сырье и
материалы; б) топливо и энергия; в) основная и дополнительная заработная плата
производственных рабочих; г) отчисления на социальное страхование; д) расходы
на подготовку и освоение производства; е) расходы на содержание и эксплуатацию
оборудования; ж) цеховые расходы; з) общезаводские расходы; и) прочие
производственные расходы; к) внепроизводственные (коммерческие) расходы и т.д.
2. По характеру участия в создании
продукции (работ, услуг)
Выделяют основные
расходы, непосредственно связанные с процессом изготовления продукции, в
частности, затраты сырья, основных материалов и комплектующих, топлива и
энергии, заработную плату производственных рабочих и т.д., а также накладные
расходы, т.е. расходы по управлению и обслуживанию производством – цеховые,
общезаводские, внепроизводственные (коммерческие), потери от брака.
3. По изменяемости в зависимости от
объемов производства. Затраты, которые изменяются
(увеличиваются или сокращаются) пропорционально изменению объема продукции,
называют условно-переменными. Затраты, которые остаются неизменными, и величина
их не связана с ростом сокращения выработки продукции, называют
условно-постоянными. Данная классификация затрат необходима при планировании
производства, а также при анализе финансово-хозяйственной деятельности
предприятия.
4. По способу отнесения на
производство. Очень часто при калькулировании
себестоимости продукции невозможно точно определить, в какой степени те или
иные затраты могут быть отнесены на тот или другой вид продукции. В связи с
этим все затраты предприятия подразделяются на прямые, которые могут быть
непосредственно отнесены на данный вид продукции (работ, услуг), и косвенные,
которые связаны с производством многих изделий, как правило, это все остальные
затраты предприятия.
себестоимость учет калькуляция машинотракторный
1.4 Методы учета затрат и калькуляция
Под методом учета затрат на производство и калькулирование себестоимости
продукции понимается совокупность приемов, применяемых для учета затрат и исчисления
фактической себестоимости отдельного вида продукции, работ, услуг или их
единицы.(6)
Различают четыре основных метода
калькулирования продукции: простой, нормативный, позаказный и попередельный.
Простой применяется на предприятиях, вырабатывающих однородную продукцию, не
имеющих полуфабрикатов и незавершенного производства. В этих предприятиях все
производственные расходы за отчетный период составляют себестоимость всей
выработанной продукции (работ, услуг) Себестоимость единицы продукции
исчисляется путем деления суммы производственных расходов на количество единиц
продукции.
Нормативный применяется на предприятиях с массовым и серийным характером
производства. Обязательным условием его применения является составление
нормативной калькуляции по действующим на начало месяца нормам и последующее
систематическое выявление в текущем порядке отклонений от этих норм (экономии и
перерасхода) в конце месяца. Действующими нормами называются такие, по которым
в данное время производится отпуск материалов и оплата труда.
Показной метод учета применяется на предприятиях индивидуального и мелкосерийного
производства, где производственные расходы учитываются по отдельным заказам на
изделие или работам. Здесь фактическая себестоимость определяется по окончании
выполненного заказа. Вся сумма затрат будет составлять ее себестоимость.
Попередельный метод применяется на предприятиях, где исходное сырье и материалы в
процессе производства проходят ряд пределов, этапов (кирпичное, текстильное),
или там, где из одних исходных материалов в одном технологическом процессе
производства получают различные виды продукции. При попередельном методе
сначала определяется себестоимость всей продукции, а затем себестоимость ее
единицы.
Организация учета затрат на производство и калькуляция себестоимости
продукции предполагают в качестве важнейшего условия обязательное закрытие
счетов операционных счетов: собирательно-распределительных (25,26),
калькуляционных (20,23,29), сопоставляющий (46), финансово-результативного
(99). Закрытием счета называются операции, в результате которых на балансовом
счете не остается никакого сальдо.(12)
При закрытии собирательно-распределительных счетов общепроизводственные и
общехозяйственные расходы включаются в затраты калькуляционных счетов
пропорционально той или иной базе.
Для закрытия калькуляционных счетов исчисляется фактическая себестоимость
продукции, работ и услуг. После этого плановая оценка продукции, работы услуг,
по которой они оцениваются в течение отчетного периода, доводится
(корректируется), до уровня фактической в части завершенного производства. Этим
самым условные обороты по кредиту калькуляционных счетов (в течение отчетного
периода) доводятся до фактических расходов, учтенных по дебету счетов.
Корректировка плановой себестоимости до уровня фактических затрат производится
методами:
a)
Дополнительных записей в случае превышения фактических затрат над
плановыми;
b)
"Красного сторно" - в случае превышения плановых затрат над
фактическими.
При закрытии сопоставляющих счетов и финансово-результатных счетов
финансовые результаты списываются по назначению.
Закрытие операционных счетов производится в определенной
последовательности. В первую очередь следует закрывать тех отраслей и
производств, которые получают наименьшее количество услуг от других отраслей, а
сами оказывают максимальное количество услуг. В последнюю очередь закрываются
счета с наибольшим количеством встречных и минимальным количеством оказываемых
услуг. Следовательно, при закрытии счетов наибольшее число условностей
приходится на долю тех счетов, которые закрываются первыми, т.к. они не
принимают на себя сумм корректировок по последующим счетам. Счета, которые
закрываются в последнюю очередь, принимают на себя калькуляционные разницы,
списываемые со всех ранее закрытых счетов.
Каждый закрытый счет в последующих расчетах уже не используется и в
дальнейшем на него не относятся никакие суммы калькуляционных разниц. Такого же
принципа следует придерживаться при закрытии аналитических счетов внутри
каждого синтетического счета.(8)
В настоящее время принята определенная последовательность закрытия
операционных счетов. Прежде всего, исчисляется себестоимость работ, услуг и
продукции вспомогательных производств, потребителями которых являются отрасли
основного производства. По данным отчетных калькуляций выявляются и списываются
калькуляционные разницы по работам, выполненным вспомогательными
производствами, в результате чего обеспечивается учет их в составе затрат
основного производства по фактической себестоимости, а счет 23 закрывается.
После закрытия счета 23 в сельскохозяйственных организациях
распределяются по объектам учета затрат амортизационные отчисления, затраты на
ремонт основных средств, расходы по орошению, осушению земель, собранные на
отдельных аналитических счетах счета 20 "Основное производство".(7)
Затем распределяются расходы будущих периодов, общепроизводственные и
общехозяйственные расходы.
После начинается калькулирование фактической себестоимости продукции,
списываются калькуляционные разницы по видам продукции и закрываются счета
20,28,29.
После закрываются счета 46,99.
Калькуляционные расчеты в бухгалтерском учете оформляются
соответствующими калькуляционными листами.
В сельскохозяйственных организациях в составе затрат на производство
животноводческой продукции по статье "Потери от падежа животных"
учитывают потери от гибели молодняка и взрослого скота, находящегося на
откорме; птицы, зверей, кроликов, семей пчел, за исключением потерь, подлежащих
взысканию с виновных лиц или возникших вследствие стихийных бедствий.
Стоимость выращиваемых или откармливаемых животных павших в связи с
эпидемией или стихийными бедствиями, в себестоимость продукции не включают, а
учитывают как убытки по дебету счета 99 "Прибыли и убытки".
2.
Организационно-экономическая характеристика ООО "УЖКХ"
2.1 Общие сведения
Общество с ограниченной
ответственностью услуг жилищно – коммунального хозяйства г. Мариинск (
сокращенно ООО УЖКХ г. Мариинск), именуемое в дальнейшем "Общество",
создано в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и
Федеральным законом Российской Федерации "Об обществах с ограниченной
ответственностью", принятым Государственной Думой 14 января 1998 г., в редакции Федеральных законов от 11.07.1998 г. №96-ФЗ, от 31.12 . 1998 г. № 193- ФЗ , от 21.03.2002 г. № 31- ФЗ . на основании решения общего собрания учредителей от "20"
июля 2004 г.(2)
Общество является юридическим лицом и
строит свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства
Российской Федерации. Общество вправе в установленном порядке открывать
банковские счета на территории РФ и за ее пределами. Общество имеет круглую
печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и
указание на его место нахождения.
Общество является собственником
принадлежащего ему имущества и денежных средств и отвечает по своим
обязательствам собственным имуществом. Участники имеют предусмотренные законом
и учредительными документами Общества обязательственные права по отношению к
Обществу.(4)
Место нахождения Общества: Российская
Федерация, Кемеровская область, г.Мариинск, ул. 50 лет Октября , 95 . По
данному адресу находится исполнительный орган Общества- Директор.
Почтовый адрес: 652160 Российская
Федерация, Кемеровская область, г. Мариинск, ул. 50 лет Октября , 95 .
Целью создания Общества является
обеспечение необходимых потребностей населения, предприятий, учреждений всех
форм собственности услугами в жилищно-коммунальной сфере и получение прибыли с
последующим ее распределением между учредителями (участниками).
Предметом деятельности Общества
являются:
-
выработка тепловой
энергии и ее передача потребителям;
-
эксплуатация,
строительство, капитальный и текущий ремонт инженерных коммуникаций (систем
теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения ) ;
-
текущий и
капитальный ремонт зданий, сооружений;
-
уборка твердых
бытовых отходов;
-
благоустройство внутридворовых
территорий;
-
транспортные
услуги;
-
начисление и сбор
платежей населению за жилищно-коммунальные услуги;
-
-содержание,
капитальный и текущий ремонт мест общего пользования жилого фонда;
-
осуществление
других работ, услуг и прочих видов деятельность, не запрещенных и не
противоречащих действующему законодательству РФ.
Для достижения целей своей
деятельности Общества может приобретать права, нести обязанности и осуществлять
любые действия, которые не будут противоречить действующему законодательству и
настоящему Уставу. Общество осуществляет свою деятельность на основании любых,
за исключением запрещенных законодательством, операций, в т. ч. путем:
-
проведения работ
и оказания услуг по муниципальному заказу Администрации г. Мариинска и
Мариинскому района, по заказам юридических лиц и граждан как в России, так и за
рубежом;
-
участия в деятельности
других юридических лиц, путем приобретения их акций, внесения паевых взносов,
согласно единогласного решения Общего собрания Общества;
-
осуществления
совместной деятельности с другими юридическими лицами для достижения общих
целей в интересах Общества.
2.2 Учетная политика и организация
бухгалтерского учета
На любом предприятии должна вестись
ученая политика.
Учетная политика в системе
бухгалтерского учета формируется на долговременный период. Учетная политика
составляется в соответствии с принципами российских и международных стандартов
финансовой отчетности. Основные требования к учетной политике изложены в
Приложении по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ
1/98, утвержденным приказом Минфина РФ от 09.12.1998 г. № 60н.
В соответствии с Федеральным законом
от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Положении по
бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98 от
09.12.1998 г. № 60н, Администрацией г. Мариинска была утверждена учетная
политика организации на 2005 год, устанавливающая следующие:
Бухгалтерский учет в ООО "УЖКХ"
ведется бухгалтерской службой под руководством главного бухгалтера в
соответствии с действующим Положением по бухгалтерскому учету и Планом счетов
бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и
инструкцией по его применению, утвержденными приказом Министерства финансов РФ
от 31.12.2000 г. № 94н и формируется на долговременный период. В соответствии с
Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, ответственность за
организацию бухгалтерского учета возлагается на его руководителя.(5)
Основные правила составления, и представления
бухгалтерской отчетности применяются согласно нормам Положения по учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ
4/99 от 06. 07№43н).
Первичные документы унифицированы, то
есть, разработаны ведомственные специальные формы. Так же
используются формы, разработанные самостоятельно организацией.(6)
Право подписи на первичных документах
ООО "УЖКХ" следующие лица: директор организации, главный инженер,
главный бухгалтер.
Полную материальную ответственность согласно
учетной политике несут бухгалтера, секретарь-кассир, водители, программист.
Основные средства принимаются к учету
по первоначальной стоимости согласно нормам Положения по бухгалтерскому учету "Учет
основных средств" (ПБУ 6/01 от 30. 03. 2001 г. № 26н).Письмо Минфина 15.09.2003 №16-00-14\279 (6)
Первоначальная стоимость объектов
основных средств погашается посредством начисления
амортизации линейным способом для всех амортизационных
групп исходя из срока их полезного использования ( п. 19 ПБУ 6/01).
К себестоимости текущего отчетного
периода, в котором были произведены ремонтные работы относят затраты на ремонт
основных средств.
Нематериальные активы организации принимаются
к учету по первоначальной стоимости согласно нормам Положения по бухгалтерскому
учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2000 от 16. 10. 2000 г. № 91 н). Первоначальная стоимость нематериальных
активов погашает посредством начисления амортизации линейным способом исходя из их полезного использования (п. 16 ПБУ 14/2000).
Амортизационные отчисления по
нематериальным активам отражаются в бухгалтерском учете путем накопления сумм
этих отчислений счете 05 "Амортизация нематериальных активов" (п. 21
ПБУ 14/2000).
Учет процесса приобретения
материалов, а так же периодической печати осуществляется по фактической
себестоимости их приобретения применением счета 10 "Материалы"
согласно нормам Положения по бухгалтерскому учету "Учет
материально-производственных запасов" (ПБУ 5/01*ш 09. 06. 2001 г. №44н).
При передаче в производство и ином
выбытии сырья и их оценка и списание осуществляются
по средней себестоимости (п. ПБУ 5/01).
Учет всех затрат на содержание
организации ведется на счете "Общехозяйственные расходы".Косвенные
затраты учитываются на счетах 25 "Общепроизводственные расходы"
Незавершенное производство
отражается по фактической производственной себестоимости (п. 64 Положения по
бухучету и отчетности).
Товары, приобретенные
организацией для продажи, применяются к учету по стоимости их приобретения
(покупной стоимости) (п. 13 ПБУ 5/01)
Формирование покупной стоимости
товаров производится по стоимости приобретения, включающей только цену
поставщика (п. 6 ПБУ 5/01) установленных п.
16 - п. 23 ПБУ 1/98.
Конкретный план счетов бухгалтерского
учета, используемый предприятием, содержит:
·
Перечень,
описание и характеристики используемых счетов и субсчетов;
·
Расшифровывает
специфику предприятия и особенности кодирования его типичных хозяйственных
операций.
3. Учет затрат и исчисление себестоимости продукции машинотракторного
парка ООО "УЖКХ"
3.1 Синтетический и аналитический учет
Для организации бухгалтерского учета производственных затрат огромное
значение имеет выбор синтетических и аналитических счетов и объектов
калькуляции. Из-за сложности процесса производства и разнообразия затрат на
предприятиях АПК используют следующие счета:
20 "Основное производство",
23 "Вспомогательные производства",
25 "Общепроизводственные расходы",
26 "Общехозяйственные расходы",
28 "Брак в производстве",
29 "Обслуживающие производства и хозяйства",
40 "Выпуск продукции (работ, услуг)",
46 "Выполненные этапы по незавершенным работам"
97 "Расходы будущих периодов".
По дебету названных счетов указываются, расходы, а по кредиту – их
списание. По окончанию отчетного периода учтенные на
собирательно-распределительных счетах (25,26,28,97) затраты списывают на счета
основного и вспомогательного производств. С кредита счетов 20 и 23 списывают
фактическую себестоимость выпущенной продукции (работ, услуг). Сальдо этих
счетов характеризует величину затрат на незавершенное производство. Аналитические
счета открываются на каждый объект учета затрат. Объекты учета затрат зависят
от отраслей и видов производства. В сельскохозяйственных организациях объектами
учета затрат могут быть возделываемые культуры (ячмень, подсолнечник, молоко и
др.), виды работ (подъем зяби текущий ремонт основных средств, снегозадержание
и др.) и т. д. В перерабатывающих отраслях АПК объектами учета могут выступать
отдельные переделы (переработка молока на сливки, изготовление кирпича-сырца и
др.), виды работ и т. д. (21)
Допускается открывать аналитические счета не на каждый объект, а на
группу. Аналитический учет затрат на производство организуется таким образом,
чтобы объекты учета производственных затрат максимально совпадали с объектами
калькуляции. Объекты калькуляции представляют собой отдельные виды готовой
продукции, изделий, полуфабрикатов, работ и услуг, себестоимость которых
определяется. Чем больше объекты учета и объекты калькуляции будут совпадать,
тем больше затрат на производство будет включаться в себестоимость конкретного
вида продукции по прямым признакам, а поэтому точнее будет исчислена
себестоимость продукции.
В жилищно-коммунальных организациях объекты учета производственных затрат
и объекты калькуляции зачастую не совпадают, т.к. из основного производства
получают несколько видов сопряженной продукции
Для каждого объекта калькуляции необходимо правильно выбрать
калькуляционную единицу, которая должна соответствовать характеру продукции,
его физическим свойствам.(22)
Для этого применяют в основном натуральные (тонны, рабочие дни, штуки,
киловатт-часы и т.д.) и условно-натуральные единицы, исчисленные с помощью
коэффициентов (даты, и т.д.).
В конце отчетного периода расходы, учтенные на счетах 25,26,28, списывают
на счета 20,23 и др. В течение отчетного периода с кредита счетов 20 и 23
списывают плановую, нормативную или фактическую себестоимость выпущенной
продукции или выполненных работ и услуг. В конце отчетного периода плановая или
нормативная себестоимость готовой продукции, работ и услуг доводится до уровня
фактической дополнительной записью или методом "красного сторно". Сальдо
этих счетов означает величину затрат на незавершенное производство.
Аналитический
учет транспортных средств, имеющихся на предприятии, можно разделить на две
категории.
К
первой относятся – транспорт, занятый на оказании услуг жилищно-коммунального комплекса
по транспортировке жидких бытовых отходов автомобилем марки КАМАз с емкостью
объемом 10м3, который учитывается по основным средствам и имеет при определении
выручки свой утвержденный тариф. Следовательно и затраты на оказание данных
услуг учитываются на счете № 20-5. И сможет попасть на вторую категорию
транспортных средств, только тогда когда выполняет услуги самому
вспомогательному производству, т.е. откачивает стоки на территории гаража.
Затраты пошедшие на откачку разносятся пропорционально объему оказанных услуг (
в течении месяца, года).
Ко
второй категории транспортных средств относятся машины марки Газель
грузоподъемностью 1,5 тонн, москвич 2715 грузоподъемностью 0,5 тонны, ГАЗ 53
самосвал грузоподъемностью 3,5 тонны, которые в течении смены или месяца
выполняют определенные работы по доставке рабочих, грузов, др. материалов
необходимых в производстве – уголь, песок, щебень, цемент, пиломатериалы и общие
затраты могут быть распределены как по фактически отработанному времени –
часам, так и по количеству перевозимого на определенное расстояние груза (т/км).
А распределение итогов затрат по второй категории транспортных средств, может
также относиться и привлеченные транспортные средства также необходимые в
производстве оказания коммунальных услуг, (автовышка, КАМАЗа по доставке угля,
экскаватора при устранении пожара), учет работы которых производится по путевым
листам и распределяется сразу по мере подачи заявки и получения счет - фактуры
выполненных работ ( т/км, час\раб., и тонн перевозимого груза) из
вышеизложенного следует, что предприятие пока полностью транспортными
средствами необходимыми в производстве не обеспеченно, что в свою очередь ведет
к применению оплаты услуг привлеченными организациями, как по договорным ценам,
так и завышенным тарифам на 25%, что в свою очередь поднимает себестоимость
оказанных коммунальных услуг вспомогательным производством.
При
анализе статей материальных затрат по вспомогательному производству (автопарка)
следует также отметить, что оказание услуг как по транспортировке грузов так и
часовой их работе – невыгодны предприятию и имеет нормативную базу расхода
денежных средств – это фонд заработной платы (минимальная тарифная ставка
первого разряда, расходы ГСМ, ремонтных материалов).
3.2
Анализ работы машинотракторного парка занятого в обслуживании и оказании коммунальных
услуг населению
Анализ производственных показателей
работы машинотракторного парка наглядно показывает,(см. Приложение 1,2,3) что
наибольший объем как затрат, так и объем по перевезенным грузам приходится на
автомобиль марки КАМАз занятый на транспортировке ЖБО, где объем по плану
грузоперевозок составил 82% от общего объема (выполнено т/км 383 в общем объеме
470 т. Тн/км, перевезти грузов планировалось 39,5 т тн на среднее расстояние
11-12 км, фактически же перевезено 41тыс и выполнено 49 т тн/км, что в свою
очередь привело к увеличению лимита затрат оправданного перевыполнением на
4,3%). Отработанно чел.дн в хозяйстве по нормативу с учетом ремон6тов 1701
чел.дн из них на ремонте 243 чел.дн фактически же отработано 1640 чел.дн из них
на ремонте 267 чел.дн, это прежде всего говорит о том, что лимит по ремонту или
стоянке автотранспорта на ремонте превышен на 24 чел.дн – практически на месяц.
Это связано с тем , что по срокам эксплуатации автомобиль КАМАз уже работает 9
лет, на гране списания, трактор ЮМЗ 11 лет и автомобиль ЗИЛ-130 11 лет.
Превышение срока эксплуатации автомобиля приводит к повышенному использованию
норматива на запасные части, так за текущий год по статье запасные части планировалось
израсходовать 365 т.р. где фактически израсходовали 558 т.р, что на 193 т.р.
больше запланированного, но при этом следует отметить что произведен закуп
двигателя КАМАЗ за 210 т.р. со сроком эксплуатации его 8 лет, также произведен
капитальный ремонт трактора ЮМЗ и автомобиля ЗИЛ- 130.
Рассматривая основные статьи затрат
следует отметить что при общем увеличении объема грузоперевозок на 4,3% фонд
заработной платы с учетом ремонтов увеличился на 2,9% , что соответствует нормативу
роста. Наибольший удельный вес в статье материальных затрат принадлежит фонду
оплаты труда с отчислениями, которые занимают 35,6% по плану от общего размера
затрат, фактически же он занимает 32,7% от общего размера фактически сложившихся
затрат. Стоимость оказанных услуг в целом по машинотракторному парку должна
быть равна размеру затрат на содержание машинотракторного парка. По анализу же
работы автопарка размер затрат на содержание его 2301 т.р. при стоимости
оказанных услуг 2170 т.р, что дало предприятию убыток в размере 131 т.р,
которые перераспределились по услугам оказанным за один час работы
транспортного средства, т.к. автотранспорт используемый по утвержденным
тарифным расценкам принес прибыль в размере 72 т.р , которая в свою очередь
пошла на погашение убытков. По общей работе машинотракторного парка следует
сделать следующий вывод, что тариф на объем оказываемых услуг заложенный для
предприятия с учетом 5% го размера рентабельности был выполнен, там где
транспортные услуги оказывались по часам принесли соответственно убыток и
основной статьей, которая должна была бы пополнить стоимость основных средств
как источник финансирования- амортизационное отчисление в статье затрат
отсутствует , т.к все тр.ср. в предприятии находятся в аренде.
Второй основной причиной является
срок эксплуатации тр.ср., который по предприятию составил 10,3 года при
нормативном сроке 9 лет, что составляет 11,1% амортизационных отчислений от
балансовой их стоимости (рыночной).
Третьей причиной,
неудовлетворительной работой автопарка является отсутствие
материально-технической базы, позволяющей выполнить как тек так и кап рем. На
само предприятие, что позволило бы предприятию сократить затраты на ремонт в
среднем на 25-30% где также следует отметить что приобретаемые запасные части
на транспортное средство также не соответствует срокам эксплуатации, т.к. 15%
из них не служат дольше 1-2 мес. Это же причина относится на качество резины планировалось
произвести замену резины на 161 тр.. фактически же израсходовано 191 т.р, не смотря
на превышение лимита срок эксплуатации резины не превысил к нормативному на 67%.
3.3 Основные элементы затрат формирующих себестоимость
продукции (работ, услуг) предприятия ООО "УЖКХ"
Таблица № 2
|
|
Затраты предприятия
|
|
Включаемые в себестоимость продукции
по элементам
|
Смешанные затраты
|
Относимые на финансовые результаты (Счет
"Прибыли и убытки")
|
Осуществляемые за счет чистой прибыли
|
1. Материальные затраты
2. Затраты на оплату труда
3. Отчисления на социальные нужды
4. Амортизация основных фондов
5. Прочие затраты
|
Процент за кредит Командировочные расходы
Представительские расходы
Расходы на подготовку кадров
Расходы на рекламу
Образование страховых фондов и др.
|
Затраты по аннулированным производственным
заказам, а также затраты на производство, не давшее продукции.
Затраты на содержание
законсервированных производственных мощностей и объектов (кроме затрат,
возмещаемых за счет других источников)
Не компенсируемые виновниками
потери от простоев по внешним причинам.
Убытки от операций с тарой.
Судебные издержки и арбитражные
расходы.
Присужденные или признанные штрафы,
пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных
договоров, а также расходы по возмещению причиненных убытков.
Суммы сомнительных долгов по
расчетам с другими предприятиями, а также отдельными лицами, подлежащие
резервированию в соответствии с законодательством.
Убытки от списания дебиторской
задолженности, по которым срок исковой давности истек, и других долгов
нереальных для взыскания.
Убытки по операциям прошлых лет выявленные
в текущем году
Некомпенсируемые потери от
стихийных бедствий (уничтожение и порча производственных запасов, готовых
изделий и других материальных ценностей, потери от остановки производства и
прочее), включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией
последствий стихийных бедствий.
Некомпенсируемые убытки в
результате пожаров, аварий, других чрезвычайных ситуаций, вызванных
экстремальными условиями.
Убытки от хищений, виновники
которых по решению суда не установлены
Ряд налогов (на имущество, рекламу
и др.)
|
Оплата "смешанных затрат"
сверх установленных норм
Оплата процентов по просроченным
ссудам и др.
Затраты на содержание культурно-бытовых
объектов, по благоустройству города.
Расходы, связанные с содержанием и
оказанием бесплатных услуг учебным заведениям.
Материальная помощь, подарки,
дополнительные отпуска, надбавки к пенсиям и т.п.
Доходы по ценным бумагам
предприятия.
Ряд местных налогов (сбор за право
торговли, со сделок на бирже)
Образование различных фондов
предприятия и т.п.
|
Выводы и предложения
Себестоимость продукции – выраженные в денежной форме
затраты на ее производство и реализацию. В условиях рыночных отношений
себестоимость является важнейшим показателем производственно-хозяйственной
деятельности предприятия. Исчисление этого показателя необходимо для оценки
выполнения плана по данному показателю и его динамики; определение
рентабельности производства и отдельных видов продукции; выявление резервов
снижения себестоимости продукции; определения цен на продукцию; исчисление
национального дохода в масштабах страны; расчета экономической эффективности
внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий.
Важнейшими целями управленческого
учета являются:
-
Оказание
информационной помощи управляющим в принятии оперативных управленческих
решений;
-
Контроль,
планирование и прогнозирование экономической эффективности деятельности
предприятия;
-
Обеспечение базы
для ценообразования;
-
Выбор наиболее
эффективных путей развития предприятия.
В процессе работы был изучен и выявлен анализ
производственных показателей работы машинотракторного парка, за период 2005-2006 г. который наглядно показывает, что наибольший объем как затрат, так и объем по перевезенным
грузам приходится на автомобиль марки КАМАз занятый на транспортировке ЖБО.
Одна из объективных причин повышения себестоимости услуг
машинотракторного парка – рост цен в связи с инфляцией на промышленную
продукцию ( запасные части, электроэнергию, нефтепродукты, и т.д.), другая –
более высокие темпы оплаты труда по сравнению с темпами роста его
производительности. Это также результат инфляции.
Однако наряду с объективными причинами немаловажную роль
в повышении себестоимости продукции играют и субъективные причины. При одном и
том же уровне и темпах роста цен на продукцию величина себестоимости продукции
в разных хозяйствах неодинакова. Это обусловлено разным уровнем механизации
производственных процессов.
Немаловажной причиной влияющей на себестоимость продукции
(услуг) является организация труда. При низком уровне организации труда хуже
используются трудовые ресурсы, техника, и т.д., в результате чего происходит
перерасход на единицу продукции.
Большое влияние на себестоимость продукции оказывает
степень концентрации и специализации производства. Рациональный уровень
концентрации и специализации хозяйства способствует более полному использованию
трудовых и материальных ресурсов.
Ежемесячный анализ издержек позволяет оперативно
управлять производственными затратами, не допускать их перерасхода на
производство продукции. Важно при этом, чтобы в процесс управления затратами
привлекались непосредственные исполнители работ. Внедрение арендного подряда,
организация учета по центрам ответственности, зависимость зарплаты от объемов
производства заставляют считать каждый рубль, сопоставлять затраты с результатами
производства. Это действенный рычаг снижения себестоимости продукции.
В заключении необходимо сказать, что способы отнесения
косвенных затрат на себестоимость продукции выбираются непосредственно
руководством того или иного предприятия, и закрепляются в Приказе по учетной
политике на весь финансовый год. Изменение этих способов в течение финансового
года не допускается.
- Таким образом, руководству предприятия необходимо своевременно
избрать метод учета затрат на производство, наиболее подходящий для данного
вида предприятия, и максимально соответствующий способу производства продукции,
и в дальнейшем неукоснительно придерживаться этого метода.
- Таким образом, руководству предприятия необходимо
уделять должное и своевременное внимание процессу анализа затрат на
производство, а также организации бухгалтерского учета, который находится не на
должном уровне. Это поможет не только оптимизировать затраты на производство,
но и улучшить производственный контроль и, как следствие, повысить
экономическую эффективность хозяйствования.
Список использованной
литературы
1.
Федеральный закон
РФ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от
14.11.2002г. (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 169-ФЗ,от 18.12.2006 N
231-ФЗ, от 24.07.2007 N 212-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 02.07.2010 N 152-ФЗ)
2.
Федеральный
"О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 28.09.2010)
3.
Положение по
бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, учрежден
приказом Минфина России от 06.05.2000 №33н
4.
Положение о
ведении учета и отчетности в РФ (Приказ МФ РФ №34н от 26.03.2007г.)
5.
Положение о
составе затрат (утв. СН РФ №661 от 31.05.2008г.)
6.
О бухгалтерском
учете: Федеральный закон № 116 от 29.07.2007г.
7.
План счетов
бухгалтерского учета и инструкция его применения №120 06.07.2001г.
8.
Новый план счетов
бухгалтерского учета №94 31.09.2001г.
9.
Самоучитель по
бухгалтерскому учету.- Понамарева .-М: Приор,2007
10.
Астахов В.П.
Бухгалтерский (управленческий) учет: Учебное пособие Серия "Экономика и
управление" Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ" , 2006-832с.
11.
Бабаев Ю.А. Бухгалтерский
учет-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005г
12.
Безруких Н.С.
Бухгалтерский учет-М: Бухгалтерский учет,2007г
13.
Глушков И.Е.
Бухгалтерский учет на современном предприятии "КНОРУС", Новосибирск, "ЭСКОР",
2005г
14.
Друри К. Введение
в управленческий и производственный учет: Пер. с англ.- М: Аудит 2006г
15.
Зотов В.П.
Экономический анализ .-Кемерово,2003-350с.
16.
Ивашкевич В.Б.
Бухгалтерский учет 2004г.
17.
Карпова Т.П.
Основы управленческого учета.-М: 2008г
18.
Кирьянова З.В.
Теория бухгалтерского учета.-М: 2006г
19.
Ларионов А.Д.
Бухгалтерский учет.- М: Проспект, 2007г
20.
Шишкина Вместо
займа - Главбух № 24 , декабрь 2005г.
Приложение №1
№ п/п
|
Показатели
|
Ед. изм.
|
План2006
|
Факт 2006г
|
Отклонение
факта от плана
|
1
|
Прямые
расходы
|
Т.р.
|
1080,2
|
1340
|
259,8
|
1.1
|
Затраты на
оплату труда
|
*-*
|
233,2
|
252
|
18,8
|
1.2
|
Начисления
на фонд оплаты труда 17,1 (14+0,3+2,8)
|
*-*
|
39,9
|
43
|
3,1
|
1.3
|
амортизация
|
*-*
|
100
|
100
|
---
|
1.4
|
Горюче-смазочные
материалы
|
*-*
|
442,7
|
619
|
176,3
|
1.5
|
Содержание
основных средств (отопление, Эл. Энергией)
|
*-*
|
45,4
|
46
|
0,6
|
1.6
|
Ремонт и
техническое обслуживание
|
*-*
|
166,8
|
213
|
46,2
|
1.7
|
Прочие
прямые расходы в т.ч. налоги
|
*-*
|
52,2
|
67
|
14,8
|
2
|
Накладные
расходы
|
*-*
|
169,30
|
201
|
31,7
|
2.1
|
Цеховые
расходы
|
*-*
|
|
|
|
3
|
Итого
затрат:
|
*-*
|
1249,5
|
1541
|
291,5
|
4
|
Натуральные
показатели
|
м3
|
35800
|
7830
|
5
|
Расходы на
1м3
|
руб
|
44,67
|
43,04
|
-1,63
|
6
|
рентабельность
|
%
|
3,0
|
6,8
|
3,8
|
7
|
Доходы от
реализации
|
Т.р.
|
1286
|
1646,1
|
362,1
|
8
|
Средний
тариф 1м3
|
руб
|
45,98
|
45,98
|
----
|
9
|
Среднемесячная
зарплата 1 работающего
Среднемесячная
з/п 1 работающего по территории муниципального образования
|
*-*
*-*
|
9717
5493
|
10500
5493
|
783
-----
|
Приложение №2
Анализ работы автомобиля ЗИЛ-130 по доставке
угля от угольного склада ст. Мариинск на котельную по ул. Тургенева № 31 а при
упрощенной системе налогообложения
Наименование
статей затрат
|
Ед. изм.
|
План 2006г
|
Факт2006г
|
отклонение
|
Перевозка
грузов за год
|
тн
|
29160
|
29400
|
240
|
Отработанно
в год
|
дн
|
243
|
245
|
2,0
|
1
Заработная плата ФОТ
|
Т.Руб.
|
74,3
|
79
|
|
Отчисление
на фонд оплаты
|
*-*
|
12,7
|
13,5
|
|
ВСЕГО:
|
*-*
|
87
|
92,5
|
5,5
|
Расход ГСМ: литров
|
Литров
|
10692
|
10780
|
88,0
|
Стоимость
|
Т.р
|
134,0
|
137
|
3,0
|
капремонт
|
Т.р
|
51,7
|
49,0
|
2,1
|
Текущий
ремонт
|
Т.р.
|
31,2
|
36,7
|
5,5
|
Прочие
прямые затраты (техника безопасности, охрана труда, содержание боксов)
|
Т.р
|
15,2
|
17,4
|
22
|
Накладные
расходы
|
Т.р
|
51,90
|
53,8
|
1,9
|
Всего
затрат
|
Т.р.
|
371
|
387
|
16,0
|
Рентабельность
5%
|
%
|
18,6
|
---------
|
-------
|
Итого
затрат с рентабельностью
|
руб
|
389,6
|
387
|
-2,6
|
Приложение №3
Анализ работы трактора ЮМЗ-6Л занятого
на подвозе угля при упрощенной системе налогообложения
Наименование
статей затрат
|
Ед. изм.
|
План 2006г
|
Факт2006г
|
отклонение
|
Отработанно часов
|
|
1944
|
1888
|
-64
|
Отчисление на фонд оплаты
|
Т.р
|
87,0
|
90
|
3,0
|
Отчисления на з/п
|
Т.р.
|
12,4
|
12,9
|
0,5
|
Стоимость ГСМ
|
Т.р
|
154
|
162
|
8,0
|
капремонт
|
Т.р
|
27,5
|
27,5
|
-------
|
Текущий ремонт
|
Т.р
|
16,5
|
18,7
|
2,2
|
Прочие затраты всего
|
Т.р
|
15
|
15,6
|
0,6
|
Всего прямых затрат
|
руб
|
312,4
|
326,7
|
14,3
|
Накладные расходы
|
руб
|
47,6
|
49,3
|
2,0
|
Всего затрат
|
руб
|
360
|
376
|
16
|
Всего затрат за/час
|
руб
|
185,19
|
199
|
13,81
|