Технология создания бренда ресторана национальной кухни: опыт реализации успешного проекта
Реферат
на тему:
“Технология создания
бренда ресторана национальной кухни: опыт реализации успешного проекта”
Введение
Проект, опыт рождения и реализации которого рассматривается в
данной статье, является экономически успешным и проверенным временем — он
существует уже более пяти лет. Его функциональная модель, разработанная как
сетевой проект, достойна воспроизведения в других регионах России. Успех
данного предприятия был предопределен правильным применением алгоритма создания
и развития бренда на основе синтеза бизнес-технологий, описанных В.Н. Домниным
во втором издании книги «Брендинг: новые технологии в России» [2] и профессором
кафедры корпоративного предпринимательства ГУ-ВШЭ С.Б. Чернышевым в лекции
«Концептуальное проектирование и сетевые оргтехнологии» [3].
Одним из ярких бизнес-проектов, разработанных компанией Russian
Venture House, стало создание первого этноресторана карельской кухни в
Петрозаводске.
Изначально перед компанией стояли следующие задачи: бизнес
территориально должен был находиться в Петрозаводске — столице Республики
Карелии. Он должен был отвечать следующим требованиям: соответствие
времени (возможность сетевого воспроизведения основных технологических
процессов); соответствие ценностям бренда и традиционной
национальной культуры региона; «встраивание» в стратегию развития
региона; высокорентабельное предприятие, возврат инвестиций за два
года.
К тому же этот бизнес должен был быть уникальным и иметь
долгосрочную стратегию развития. Изначально, на этапе постановки задачи, из
материальных ресурсов имелись только помещение площадью 380 кв. м и минимальные
финансовые средства.
На уровне идеи было принято решение посвятить проект национальной
культуре народов Карелии, в частности карельской кухне. Основным принципом
создания элементов идентичности бренда было решено сделать историческую
достоверность и точное соответствие маркетинговых коммуникаций традиционной
культуре карелов. Одновременно с разработкой идеи началось составление
бренд-кода желаемого объекта. При его формировании авторы проекта пользовались
идеальной моделью, которая на тот момент существовала только в виде эйдоса.
Технология создания бренд-кода в данном случае была обратной: от образа к
объекту.
Бренд-код проекта: семантическая матрица, идеологический фундамент
деятельности для руководителей и персонала
Любой правильно спроектированный алгоритм бизнес-процесса имеет
несколько уровней, предназначенных для всех участников данного процесса — от
владельцев бизнеса до потребителей. В идеальном варианте это оргтехнология,
системообразующий многоуровневый гипертекст, представленный в форме четкой и
понятной интерактивной инструкции для всех участников реализации стратегии.
Основная часть оргтехнологии формируется в результате синтеза и комбинирования
уже существующих и отработанных технологий (финансовые, производственные,
кадровые, торговые, маркетинговые, рекламные и другие технологии копируются,
комбинируются и синтезируются — этим занимается весь цивилизованный мир). Но
все составные части, связанные с базовыми символьными технологиями, в успешном
проекте должны быть уникальными1.
Первый, основной уровень оргтехнологии — семантический, он
включает в себя важнейшие смыслы, символику, архетипы. Он и является предметом
рассмотрения данной статьи.
Почему в любом бизнес-проекте важен именно этот уровень? Потому
что в случае успешной реализации одного пилотного проекта перед владельцами
бизнеса чаще всего встает задача сделать его сетевым. А для того чтобы
оргтехнология бизнеса смогла стать сетевой, необходимо, чтобы не только ее
первый уровень был четко описан на уровне стратегии, но и чтобы каждый элемент
в пилотном проекте был функционально опробован и в случае возникновения ошибок
скорректирован.
Отличие представленного проекта заключается в том, что он
изначально, еще на этапе формирования идеи и идеологии, был спроектирован как
сетевой. Представленный ниже бренд-код с комментариями автора является основой
для гипертекста первого, семантического уровня предполагаемой сетевой
оргтехнологии. Комментарии можно рассматривать как виртуальные гиперссылки на
страницы стратегической инструкции для руководителей и персонала проекта.
Пилотный проект должен был использоваться как экспериментальная площадка для
отработки и копирования технологий с целью воспроизведения их в сетевом
формате.
Анализ объекта брендинга
1. Назначение: этноресторан с элементами театра для
туристов.
Понятие «этноресторан» подразумевает фундаментальное положение о
том, что все элементы идентичности бренда должны строиться на основе
национальной культуры титульного этноса территории. Элементы театра должны
использоваться в повседневной деятельности сотрудников ресторана как технология
приближения к реальности и воссоздания исторической достоверности.
Одна из главных задач для проектировщиков состояла в создании
полноценного объекта туристической инфраструктуры, места экскурсионного показа,
отдельного пункта туристических маршрутов. Содержание объекта должно было быть
настолько интересным, чтобы в нем можно было проводить платные экскурсии.
Задача была выполнена: в ресторане и сегодня проводятся экскурсии для
организованных групп и всех желающих.
2. Качества: домашняя деревенская еда из натуральных
продуктов, «происхождение» которых контролируется (история ингредиентов).
Данный пункт подразумевал некое кулинарное «шато» в системе снабжения
ресторана. Все продукты должны были попадать на стол гостям с конкретного
огорода, из леса, с озера. На данный пункт идентичности бренда делалась особая
ставка, т.к. основная идея ресторана — это деревенская пища «ручной работы»,
приготовленная по старинным народным рецептам, с гарантированным качеством
происхождения всех продуктов.
Поскольку практически все, что необходимо для приготовления блюд
карельской кухни, находится в карельской природе в чистом виде, трудностей с
этим не возникло. «Легендирования» поставок продуктов даже не понадобилось по
вышеуказанным причинам. Продукты реально приобретаются у рыбаков и крестьянских
хозяйств Северной Карелии.
3. Польза:
здоровье;
история;
настроение;
атмосфера.
4. Выгода:
разумные цены;
максимальное приближение к природе;
погружение в историю;
обретение новых знаний;
идентификация карельской кухни.
Чтобы решить задачу обеспечения «уникальности» проекта и
построения идентичности бренда карельского ресторана, пришлось начать с бренда
более высокого уровня — бренда территории. Оказалось, им никто серьезно не
занимался ни на уровне правительства региона, ни среди предпринимателей.
Пришлось изучать культуру Карелии и выявлять идентичность региона собственными
силами.
Для построения любого бренда, основанного на традиционных
ценностях народа, проживающего на определенной территории, необходим метакод
местности. Это некий «генотип участка планеты». Он включает в себя совокупность
ключевой информации о земле, воде, биосфере, антропосфере, космосе,
ментальности этноса, проживающего на данной территории. Данная формула
позволяет очень быстро построить бренд местности.
В описываемом проекте задача создания полноценного бренда
территории не стояла, но некоторые параметры метакода местности, включающие в
себя результаты анализа информации на основе изучения экономической, ментальной
и сакральной географии, геологии, почвоведения, климатологии, антропологии,
истории, метаистории, космологии, религиоведения, авторы нашли. Сведений о
древней Карелии оказалось предостаточно, их хватило для создания интер
нет-портала www.vott ovaara.ru (данный ресурс был создан как вспомогательный
канал коммуникаций для туристов).
Историко-этнографическая справка
Карелия как регион носит имя титульной нации — карелов, входящих в
семью финно-угорских народов. Древние племена начали осваивать территорию
Карельского перешейка в VII–VI тысячелетии до н. э. (времена позднего мезолита)
по мере продвижения ледника на юг. Первые населявшие Карелию племена
принадлежали к финноугорской языковой группе. Предполагается, что они пришли
сюда из Приуралья. Древнейшие финно-угры на Русском Севере являли собой некую
прибалтийскофинско-саамскую языковую общность, которая просуществовала около
500 лет, а затем распалась на при балтийско-финскую и саамскую.
Поселения древних людей всегда располагались по берегам озер и
вдоль русел рек. Их основными занятиями являлись охота и рыболовство.
В настоящее время представителей данного народа осталось совсем
немного: карелы составляют не более 10% от общей численности жителей
республики. Но в сельской местности Карелии, где проживает основная часть
населения, сохранилась древняя культура поморов, карелов и вепсов, а на севере
Карелии и саамов. В дальних деревнях, несмотря на формальное принятие
православия как религии и советской власти (а потом и российской демократии)
как социального уклада, ментальность живущих там людей мало изменилась с тех
пор, как Петр I собирал крестьян с окрестных территорий строить
железоделательные заводы на берегах Онежского озера.
Жители карельских деревень и сегодня живут за счет даров леса,
многочисленных озер, натурального хозяйства, верят в языческие приметы,
деревенскую магию и природные силы. Уникальной особенностью представителей
титульной нации этого региона является умение выживать в нелегких природных
условиях долгой зимы, влажной осени и весны, короткого, но «малоснежного», как
шутят в Карелии, лета.
Еще один фактор, который всегда очень сильно влиял на рацион и
образ жизни населения этого региона, — это практически полное отсутствие
пахотных площадей, не усыпанных камнями различного размера. Дело в том, что,
во-первых, по всей территории Карелии несколько тысяч лет назад прошел ледник и
оставил серьезные следы, а во-вторых, Балтийский щит (геотектоническая плита,
на которой находится этот регион) когда-то был зоной активности вулканов,
поэтому ровных площадей, пригодных для возделывания достаточного количества
злаковых культур, тут очень мало. Территория Карелии — это хвойный лес, скалы,
камни, озера, речки, ручьи и перешейки между озерами.
Природа обусловливает не только рацион, но и ментальность
проживающих на данной территории людей. Карелы — люди, удивительно тонко
понимающие природу.
Многие из них общаются с ней на равных — разговаривают с лесом,
деревьями, озерами, птицами, — любят и берегут ее. И природа отвечает им
взаимностью. Дары леса и озер для жителей региона являются в полном смысле
этого слова основой жизни. Карелы, вепсы и поморы настолько хорошо разбираются
в рыбе, грибах, ягодах, северных таежных растениях, обитателях леса, что
обычному городскому человеку даже в голову не придет, из каких продуктов может
состоять обед карела.
Основа карельской кухни — это простота и свежесть продуктов. В
процессе ее изучения выяснилось: в карельском языке нет слова «жареный». Карелы
ничего не жарили — они тушили, варили, пекли, сушили, вялили, солили,
мариновали. Поэтому при проектировании ресторана и выборе технологического
оборудования основным правилом было использование традиционных способов
приготовления пищи.
Основными посетителями ресторана должны были стать приезжие, в
первую очередь организованные группы и одиночные туристы из Скандинавских
стран, которые составляют основу туристического потока из-за рубежа. Вторая
группа посетителей — наши соотечественники, посещающие Карелию для отдыха или
работы. Поэтому основными каналами рекламных коммуникаций стали туристические
агентства, поезда и гостиницы. Предварительным этапом сегментирования
потребителей стало социологическое исследование карельских турпотоков.
Сегментирование потребителей
1. Иностранные туристы:
из Финляндии, Швеции, Норвегии;
англоязычные.
2. Русскоязычные туристы:
из Москвы;
из Санкт-Петербурга;
из регионов России;
из стран СНГ.
3. Делегации:
государственные;
культурные;
спортивные;
бизнес-делегации.
4. Жители Петрозаводска. C учетом данного сегментирования
потребителей в процессе подбора персонала возникла дополнительная задача:
работники, общающиеся с клиентами, должны были владеть английским или финским
языком на хорошем уровне.
При реализации проекта ставка делалась на его уникальность — это
был первый национальный карельский ресторан в России. Несмотря на то что
основой бизнеса являлось предоставление услуги (питание), ресторан по замыслу автора
должен был стать своеобразным «перекрестком коммуникаций», «окном в Карелию»,
причем в другую Карелию: настоящую, древнюю, сказочную, лесную,
«вкусную».
Концепция ресторана подразумевала, что это будет некая
презентационная площадка Карелии.
В этноресторане потребитель сможет познакомиться не только с
кухней карельских народов, но и с основными символами территории, некоторыми
обычаями, услышать народную музыку, исполняемую на национальных инструментах,
увидеть национальные костюмы, отметить народные праздники, купить сувениры,
турпутевки и экскурсии по региону. И самое главное — посетитель ресторана
должен был увидеть традиционное жилище карела, почувствовать запахи, услышать
звуки, потрогать все руками, ощутить дух деревенской избы.
Задача перед проектировщиками стояла непростая: из полуподвального
помещения в жилом доме в центре города нужно было сделать ресторан, который бы
с исторической достоверностью повторял внутреннюю архитектуру полностью
деревянной избы карельского крестьянина XVIII–XIX вв. — с печкой, особыми
комнатами, отражающими образ жизни конкретного члена семьи, разноуровневыми по
высоте помещениями и особым духом северного гостеприимства.
Концепцию помещений ресторана разрабатывала Ирина Коровина,
специалист по быту народов Карелии. Основная мысль заключалась в том, что
каждое отдельное помещение (VIP-кабинеты для посетителей) представляло собой
копию жилища конкретного человека — члена карельской семьи в то или иное
историческое время. В итоговом варианте были воссозданы следующие помещения:
первобытная пещера с петроглифами на стенах;
большая карельская горница с печкой (рис. 1);
кабинет за печкой (рис. 2);
банкетный зал в стиле эпохи городищ Средневековья;
комната молодоженов;
комната поморской старухи-колдуньи;
Интерьер всех помещений был продуман до мелочей и соответствовал
бренд-коду проекта.
Костюмы персонала разрабатывались также на основе концепции
исторической достоверности.
Позиционирование бренда
Первый национальный карельский ресторан.
Место, куда обязательно нужно привести гостей, приехавших в
Карелию (ориентация на туристов и приезжих2).
Визитная карточка Петрозаводска.
«Окно в Карелию».
Ценовое позиционирование — выше среднего, но не суперпремиум
(средняя сумма чека ориентирована на приезжего, туриста или обеспеченного
жителя Петрозаводска, для которого дело чести — привести гостя в ресторан —
визитную карточку города).
Данная формула позиционирования стандартна, но в ней была заложена
важная стратегическая идея. На вопрос гостя: «Ну я приехал в Карелию. Кижи,
Валаам, Кивач посетил, а в Петрозаводске что можно посмотреть кроме
набережной?» — у жителей города достойного ответа не было. Не было подходящего
места с европейским уровнем качества, куда чиновник или предприниматель мог
привести высокого московского или иностранного гостя, накормить-напоить его и
показать, что и у нас заботятся о сохранении культур малых народов, да еще и
деньги могут на этом зарабатывать.
Посещение этноресторана и сегодня воспринимается гостями города
как увлекательная поездка к бедуинам в пустыню, только более комфортная.
Идентичность бренда
1. Миссия бренда: возрождение древних традиций карельского
народа. Миссия бренда всегда является «парадной вывеской» бизнес-проекта, ее
трансляция является обязательным элементом коммуникации со структурами власти.
2. Видение бренда:
восстановление забытых кулинарных и культурных традиций
карелов;
возрождение интереса к истории Карелии;
популяризация карельской кухни среди населения;
формирование имиджа Карелии и повышение ее туристического
потенциала.
Для актуализации ценностей бренда и правильной организации
технологического процесса было принято решение пригласить шеф-повара,
обладающего именем, опытом и знаниями, из соседней Финляндии. Данное решение
было совершенно правильным, и время подтвердило это. Лицом ресторана стал
профессионал, поставивший своей целью возрождение национальной карельской
кухни. Кроме этого, Тармо Васениус, шеф-повар ресторана, благодаря участию в
проекте успешно занимается собственным брендингом в родной стране.
3. Ценности бренда: здоровая (в плане
«происхождения» и приготовления), натуральная пища: — полное отсутствие
красителей, консервантов, генетически модифицированных ингредиентов; —
отсутствие жареной пищи (как уже было сказано, в карельском языке нет слова
«жареный»); — древние народные способы и секреты заготовки, хранения,
приготовления продуктов; — собственные заготовки даров леса; — контроль за
происхождением продуктов;
национальные культурные ценности;
национальный колорит во всех атрибутах бренда.
Данные ценности являются нормой для сельского населения Карелии,
при реализации проекта нужно было транслировать их по всем каналам
маркетинговых коммуникаций.
4. Философия бренда: стандарты традиционной домашней
карельской кухни.
5. Внешние черты:
дизайн: изба карельского крестьянина, восстановленная
с исторической точностью, элементы жилища представителей других исторических и
социальных слоев карелов;
фирменные цвета: зеленый, светло-коричневый, красный,
белый;
язык и поведение: народность, верность древним
традициям, историческая достоверность, некоторая загадочность, природный
оптимизм и чувство юмора;
реклама: «точечная», ненавязчивая.
6. Уровни качества бренда.
Функциональное качество бренда: здоровая,
качественная, простая еда плюс историческая атмосфера.
Надежность — строгий контроль: — за происхождением
продуктов; — за исторической достоверностью рецептов и способов хранения,
заготовки, приготовления продуктов; — за исторической достоверностью атрибутов
бренда со стороны специалистов Карельского научного центра РАН, Петрозаводского
государственного университета, культурных и национальных организаций
(подтверждение солидными учреждениями правильности пути развития бренда)3.
Характер бренда: традиционность, некоторая
консервативность, сохранение «культурного кода» карелов, вепсов, поморов наряду
с использованием современных технологий, позволяющих сберечь и преумножить
духовное богатство северных народов.
Ключевые слова для рекламных и маркетинговых коммуникаций:
«добрый», «деревенский», «домашний», «душевный», «дружелюбный», «сдержанный»,
«скромный», «немногословный», «простой», «хозяин-мастер», «добытчик»,
«лесопромышленник», «купец», «рунопевец», «добрая бабушка», «рачительная
хозяйка», «расторопная невестка», «толковая молодежь», «уют», «очаг», «пироги»,
«чай».
Социальное качество бренда: радушие по отношению ко
всем гостям.
Вводится ключевое понятие «гость дома» (рис. 3),
подразумевающее: — полный контакт с хозяевами дома; — несколько способов
обратной связи; — одушевление, одухотворение избы (восприятие потребителем
ресторана как жи лого помещения). В данном случае социальное качество бренда
явилось важнейшим элементом управленческого стиля предприятия. Весь персонал
должен был играть роль хозяев карельского дома, принимающих гостей — уставших
путников.
Ассоциации бренда
1. Образ товара (услуги): деревенская трапеза в уютной
домашней обстановке.
2. Образ потребителя:
гость, заглянувший на огонек;
внуки, приехавшие к бабушке;
путешественник, прибывший издалека.
3. Образ хозяина: карельский крестьянин, крепко стоящий на
ногах, а также хозяйка, создающая уют. Прислуга — карельская молодежь из
деревни, помогающая старшим, изучающая иноземные языки.
Хозяева знают историю предков, чтут память о ней, умеют рассказать
и показать, могут удовлетворить любопытство гостя. Роль радушных хозяев часто
играют артисты и музыканты народных фольклорных коллективов, которых в
Петрозаводске имеется достаточное количество. Народная музыка, исполняемая на
традиционных инструментах, сопровождает по вечерам трапезу гостей.
4. Культурные ассоциации: природа Карелии, народные
промыслы, плотницкое и кузнецкое мастерство, карельское народное творчество
(руны, сказки, загадки, песни, кантеле), эпос «Калевала», Кижи, Валаам.
5. Мифологические ассоциации: элементы древних верований,
обрядов, обычаев, восходящих к образам «Калевалы» (рис. 4).
6. Бренд как человек: гостеприимный, радушный хозяин-карел,
ценящий традиции предков, заботящийся о здоровье своей семьи и гостей.
7. Карта архитектуры элементов идентичности бренда: схема
элементов идентичности бренда выглядит как солнце, каждый луч которого
представляет собой отдельный вид коммуникаций, направленный на определенную
группу потребителей4. Кроме того, существуют закрытые, «корпоративные» группы,
взаимодействующие с брендом, но не описанные в сегментировании (представители
власти, руководители турфирм), для которых существуют свои виды коммуникаций.
Коммуникации «замкнуты» непосредственно на управляющем ресторана,
который является главным «хозяином дома».
Атрибуты бренда (природные, крестьянские, национальные)
Характерные черты бренда:
элементы театра;
уютная деревенская обстановка;
народная музыка;
народные праздники, обычаи, обряды;
кухня «от бабушки», еда, приготовленная «в печи»;
традиционные карельские продукты из леса, реки, озера, моря,
с огорода, происхождение которых контролируется;
древние народные рецепты, рецепты от известных в Карелии
людей.
1. Визуальные атрибуты:
цвета;
дизайн;
логотип Kalitka;
символ — клюква с листиком;
главный герой — хозяин дома;
герои — хозяйка, семья, младшие члены семьи;
один фирменный шрифт (рис. 5).
2. Аудиальные атрибуты:
карельская народная музыка;
речевые форматы: язык общения — русский, молодежь говорит
по-фински, по-английски, умело оперирует поговорками, пословицами, загадками.
3. Кинестетические атрибуты:
старое дерево;
керамика;
домотканые салфетки, скатерти, полотенца, занавески,
половики-дорожки;
кованое железо;
антикварные предметы быта и необходимые новоделы.
4. Обонятельно-вкусовые атрибуты:
пища, приготовленная «в печи»;
запахи — дерево, сушеная трава, пироги, ржаной хлеб, квас.
С точки зрения технологии приготовления пищи с ролью печки
прекрасно справились италь янские пароконвектоматы.
5. Синестезия при посещении ресторана. Эффект синестезии
элементов бренд-кода достигался путем «перемещения» посетителя ресторана из ХХI
в ХVIII в. При этом были задействованы все органы чувств человека: он видел,
слышал, ощущал запах и вкус, мог потрогать все то, что составляло быт
деревенской семьи карелов.
Имя бренда — «Калитка» — было определено изначально. В нем заложен
глубокий смысл, оно является полисемантичным. Калитка — это одно из самых
распространенных блюд финно-угор ских народов, жителей Скандинавии и Русского
Севера (в Архангельской, Вологодской областях оно известно как шаньги). Другой
смысл названия бренда — ворота, вход в другой мир — мир древней, настоящей,
аутентичной, «вкусной» Карелии. Это некий переход, позволяющий современному
человеку почувствовать и узнать много такого нового для него и такого
привычного для сельского жителя Карелии. Калитка — это дверь не только в мир
деревенской, традиционной кухни, но и в мир природы, древней культуры,
повседневной жизни карелов.
Имя домена www.kalitka.net обозначал сетевой способ
воспроизведения этого бренда в любой географической точке и взаимодействия
потребителя с экологически чистыми продуктами питания, которые должны были
производиться под маркой «Калитка». Идея бренда продуктовой линии основана на
ценностях, транслируемых рестораном («зеленые», чистые продукты из лесов и озер
Карелии; домашние, здоровые способы приготовления, крестьянские рецепты).
Причем экспортный потенциал данного бренда довольно существенен, прежде всего
он ориентирован на страны Северной Европы.
К сожалению, нынешние владельцы бизнеса решили не продолжать
данный проект в сетевом формате, ограничившись реализацией только его первого
этапа, открыв ресторан под другим именем. Но общий успех изначально заложенных
смыслов и спроектированного технологического процесса позволяет сделать выводы
о правильности выбранной концепции. Проект давно себя окупил, что позволило открыть
новый ресторан (финской кухни), а сетевой проект ждет серьезных инвесторов.
Заключение
Данный пример не является универсальным бизнес-рецептом, но
реализация описанного проекта позволяет сделать следующие выводы.
1. Схема проектирования оргтехнологии бизнеспроцесса основывается
на фундаментальных, проверенных на практике алгоритмах брендинга.
2. Алгоритм построения бренда должен быть многоуровневым — в
зависимости от того, кто будет пользоваться отдельными частями бренд-кода.
Семантика разных уровней бренд-кода должна соответствовать
ментальности разных целевых групп: от владельцев бизнеса до персонала низшего
звена и потребителей.
3. Построение бренда, связанного с традиционными ценностями
этноса, основывается на глубоком погружении разработчиков в «культурную ткань»
народов, населяющих конкретную территорию. Основной фактор успеха — умение
работать с ключевыми носителями уникальных знаний о территории, историческими и
культурологическими источниками.
4. Для создания успешного бренда, основанного на культуре этноса,
необходимо определение параметров метакода территории.