Направления торговли:
экспорт, импорт,
реэкспорт, реимпорт
|
Методы
торговли:
прямые,
косвенные,
состязательные
товара:
готовая продукция,
комплектное
оборудование,
россыпь
|
Классификация
внешнеторговых
операций
|
Организация торговли:
товарообменные и компенсационные сделки на безвалютной
основе, компенсационные сделки на коммерческой основе, компенсационные сделки
на основе соглашений по производственному сотрудничеству, сделки с
давальческим сырьем, выкуп устаревшей продукции
|
Товарные группы и услуги:
сырьевые товары, продовольственные товары,
потребительские товары, машинотехническая продукция, предметы
интеллектуальной собственности, услуги
|
Рис. 2. Классификация
внешнеторговых операций по основным критериям торговли
По направлениям
торговли внешнеторговые операции содержат экспортные (реэкспортные) и импортные
(реимпортные) операции. Эти операции обычно являются первыми
внешнеэкономическими операциями для фирм, начинающих свою деятельность на
внешнем рынке.
Экспорт –
вывоз товаров за пределы страны. При осуществлении экспортной операции для
экспортера неважно, как будет использоваться товар импортером: последний может
пустить товар в переработку, реализовать на внутреннем рынке или перепродать в
третьи страны. В любом случае для продавца это будет экспортная операция. В
соответствии с условиями Таможенного кодекса РФ экспорт товаров принадлежит к
числу важнейших таможенных режимов и означает выпуск товаров за пределы
национальной территории без их последующего ввоза.
Под экспортом
в международной коммерческой практике понимаются и статистически учитываются:
- вывоз из
страны товаров, произведенных, выращенных или добытых в стране, а также
товаров, ранее ввезенных из-за границы и подвергшихся переработке;
- вывоз
товаров, ранее ввезенных, переработка которых происходила под таможенным
контролем.
Реэкспорт -
вывоз за границу ранее ввезенного товара, не подвергшегося в стране экспорта
какой-либо переработке. Предметом реэкспорта чаще всего выступают товары,
реализуемые на международных аукционах и товарных биржах. К реэкспортным
операциям также относятся операции, осуществляемые без завоза товара в свою
страну. Такие операции не относятся к экспорту или импорту данной страны, хотя
и учитываются таможенной статистикой. Они совершаются торговыми фирмами в целях
извлечения прибыли благодаря разнице цен на один и тот же товар на разных
рынках.
Импорт - ввоз
товаров в страну из-за границы. Под импортом в международной коммерческой
практике понимаются и статистически учитываются:
- ввоз в
страну товаров иностранного происхождения непосредственно из
страны-производителя или страны-посредника для личного потребления, для
промышленных, строительных, сельскохозяйственных и других предприятий или же
для переработки с целью потребления внутри страны, или же с целью вывоза из
нее;
- ввоз
товаров для переработки под таможенным контролем, т.е. такие товары, которые
ввозят в страну для переработки с целью вывоза готовой продукции, содержащей в
себе данный товар в переработанном или измененном виде. В этих случаях, как
правило, импортер освобождается от уплаты таможенной пошлины при ввозе товара
для переработки его под таможенным контролем;
- ввоз
товаров из свободных зон или приписных складов. Свободной зоной (зоной
свободной торговли, свободной экономической зоной) называется территория порта,
находящаяся вне таможенной территории данной страны. Под приписным складом
понимаются все площади и помещения, приписанные к определенной таможне, где
может находиться товар под таможенным контролем.
Реимпорт -
ввоз из-за границы ранее вывезенных отечественных товаров, не подвергшихся там
переработке. К реимпорту чаще всего относятся товары, не проданные на аукционе,
возвращенные с консигнационного склада, забракованные покупателем и др. В
отличие от всех других видов операций - реимпорт является пересечением одним
товаром одной и той же границы дважды: при вывозе и ввозе.
По товарным
группам и услугам внешнеторговые операции подразделяют на операции с товарными
группами: сырьевые товары, продовольственные и потребительские товары,
машинотехническая продукция, предметы интеллектуальной собственности, а также
различными видами услуг.
Торговля
сырьевыми товарами является важнейшим условием жизни и прогресса общества,
позволяющая рационально использовать природные богатства. Сырьем или сырым
материалом становятся исследованные, разведанные и добытые природные богатства.
Сырые материалы, образующие материальную основу продукта, являются основным материалом.
На практике под сырьем понимаются продукты добывающей промышленности и
сельского хозяйства, а под основными материалами - продукцию обрабатывающей
промышленности.
Важной
стороной торговли продовольственными товарами является то, что каждый отдельный
оптовый потребитель страны, импортирующей продовольственные товары, не закупает
их на внешнем рынке самостоятельно. Закупку осуществляет обычно оптовый
посредник, который располагает складскими помещениями, а иногда и
производственными мощностями для доработки (сортировки, расфасовки, упаковки)
этих товаров, а также транспортом для их доставки конечным потребителям. Кроме
того, учитывая большую экономическую значимость поставок продовольственных
товаров (сахар, спирт, кофе в зернах, чай, зерновые и бобовые, масло, рыба,
картофель), мировой рынок предъявляет к ним особо высокие требования по
качеству.
Торговля потребительскими
товарами имеет следующие черты:
- экспорт
потребительских товаров рассчитан не на конечного потребителя, а на оптового
покупателя (именно с ним обычно и имеет дело экспортер);
- реализации
потребительских товаров обязательно должна предшествовать реклама, иначе
конкретный покупатель просто не будет знать товар;
- прежде чем
начать массовую поставку, желательна организация
пробных
продаж с целью выявления реакции конечного потребителя конкретного рынка на
предлагаемый товар;
- диапазон
потребительских товаров должен быть достаточно
широк, чтобы
удовлетворить каждый сегмент покупателей;
- определяющим
при реализации потребительских товаров является их новизна, новые
потребительские функции и качество.
Торговля
машинотехнической продукцией (промышленными товарами) имеет большое значение,
так как доля промышленных товаров в общей структуре внешней торговли страны
определяет ее научно-технический потенциал, уровень производительных сил и
место государства в международном разделении труда. Машинотехническая продукция
характеризуется следующими факторами:
- развитие
торговли машинами и оборудованием идет опережающими темпами по отношению ко
всему внешнеторговому обороту;
- постоянным
появлением новых изделий и новых функций, заполняющих экологическую нишу;
- большим
значением рекламы и всего маркетингового комплекса;
- сокращением
жизненного цикла большинства видов машинотехнической продукции и сокращением
сроков морального износа;
- обострением
конкуренции на рынках машинотехнической продукции, где определяющим показателем
при закупке является не цена, как раньше, а величина эксплуатационных расходов.
Торговля
предметами интеллектуальной собственности характеризуются обменом результатами
производственных научных исследований и разработок, имеющих не только научную,
но и коммерческую ценность. К этому виду относятся сделки по торговле
результатами научно-технических исследований и по торговле объектами авторского
права.
Торговля
услугами - это нетоварные коммерческие операции. Если сделка заключена между
фирмами или физическими лицами разных стран, она считается международной. В
отличие от торговли товарами экспорт или импорт услуг не обязательно означает
перемещение через таможенную границу. В соответствии с действующими положениями
Всемирной торговой организации (ВТО) международные услуги подразделяют на 12
категорий:
- услуги для
бизнеса (профессиональные);
- инжиниринговые
услуги (строительные, промышленно-коммуникационные, научно-технические);
- услуги
связи (почтовые, курьерские, телекоммуникационные);
- дистрибуционные
услуги (услуги торговых агентов, розничная
и оптовая
торговля, франчайзинг);
- транспортные
услуги;
- финансовые
услуги;
- образовательные
услуги;
- услуги
здравоохранения;
- туристические
услуги;
- рекреационные
услуги;
- услуги по
охране окружающей среды;
- прочие
услуги (не классифицированные).
По готовности
товара внешнеторговые операции отличаются тремя степенями подготовки товара:
готовая продукция, комплектное оборудование и россыпь – разрозненное
оборудование в виде отдельных узлов, агрегатов и деталей. В зависимости от
того, как будет задекларирован товар при прохождении таможенной границы, к нему
будут применены разные таможенные тарифы. Данный вид операций особенно
распространен в международной торговле металлургической продукцией.
По методам
торговли внешнеторговые операции делятся на прямые, косвенные (через
посредников) и состязательные (биржи, аукционы, тендеры).
Торговля
прямым методом предполагает установление прямых, непосредственных связей между
производителем и потребителем товара (или услуги), минуя какие-либо
посреднические звенья. В данном случае экспортер сам находит рынок для своего
товара и выходит на него напрямую, без посредников. Как правило, это происходит
в случаях, когда число потребителей и поставщиков ограничено, а спрос на товары
не носит массового характера. В международной практике метод прямых продаж
применяется:
- при
строительстве крупномасштабных промышленных объектов;
- при
осуществлении производственной кооперации между двумя или несколькими
предприятиями для совместного выпуска готовой продукции;
- при продаже
промышленного сырья крупными партиями на основе
долгосрочных
контрактов (поставка шерсти, нефти, газа и т. д.);
- при
закупках крупных партий сельскохозяйственного сырья непосредственно у
фирм-производителей;
- при продаже
стандартного крупносерийного оборудования через собственную внешнеторговую сбытовую
сеть.
Торговля
косвенным методом включают следующие виды операций, выполняемых через
посредников: комиссионные операции, операции торговых фирм и домов, агентские и
брокерские операции. Этот вид торговли применяется:
- когда товар
пользуется массовым спросом, т. е. потребителей много и производитель
самостоятельно не в состоянии выйти на оптимального покупателя;
- когда товар
находится на конечном этапе своего жизненного цикла и необходима помощь
национального посредника для его реализации;
- когда рынок
данного товара характеризуется серьезными внешнеторговыми ограничениями или
национальными особенностями и выйти на него без местных посреднических фирм
также не представляется возможным.
По
организации торговли (встречная торговля) внешнеторговые операции включают:
товарообменные и компенсационные на безвалютной основе, компенсационные на
коммерческой основе и на основе производственного сотрудничества, торговлю на
давальческом сырье (толлинг) и выкуп устаревшей продукции.
Компенсационные
сделки имеют место в следующих случаях:
- при
безвалютном обмене товарами и услугами;
- при
встречных закупках продукции экспортерами на часть стоимости экспорта;
- при сбыте
новых моделей оборудования с одновременным выкупом устаревшей техники;
- при
поставках комплектного импортируемого оборудования частями в счет оснащения
построенных производственных объектов в стране импортера;
- при
переработке сырья, добытого в одной стране, производственными мощностями другой
страны, когда стоимость переработки и транспортировки оплачивается
дополнительными поставками сырья.
Потребность в
таких сделках обусловлена, прежде всего, неконвертируемостью национальной
валюты и острым дефицитом свободно конвертируемой валюты, наиболее часто их
результатом является неэквивалентный обмен и как следствие – недобросовестная
конкуренция.
Операций
обеспечивающего характера (вспомогательные или сопутствующие операции),
связанные с продвижением товара от продавца к покупателю и товарооборотом,
подразделяются на:
- международные
перевозки грузов;
- таможенные;
- транспортно-экспедиторские;
- страхование
грузов;
- хранение
грузов при международных перевозках;
- ведение
международных расчетов.
Практика
свидетельствует, что на одну основную операцию приходится более десяти
вспомогательных. В этой связи даже одна внешнеторговая операция охватывает
разнообразные сферы взаимоотношений экономического, финансового и правового
характера между партнерами.
3.
Международная торговая сделка
Правовой
формой, определяющей международные коммерческие операции, является торговая
сделка, обязательное условие которой – заключение ее с иностранными
контрагентами.
Под
международной торговой сделкой понимается договор между двумя или несколькими
сторонами, находящимися в разных странах, по поставке установленного количества
и качества товарных единиц и (или) оказание услуг в соответствии с
согласованными сторонами условиями.
Под товарными
единицами понимаются отдельные количества товаров одного вида, которые
признаются в течение определенного периода предметом фактической или возможной
торговой сделки. Партия состоит из одной или более товарных единиц,
предназначенных для совместной перевозки из оговоренного пункта отправления в
установленное покупателем место поставки. Перевозка партии может осуществляться
последовательно в несколько этапов.
Международный
характер договора вытекает из того, что его субъектами являются коммерческие
предприятия, находящиеся в разных странах.
К торговым
сделкам относятся все сделки, связанные с обменом товарами в материальной форме
и представлением услуг как основных, так и обеспечивающих международный
товарооборот.
Стороны в
торговой сделке относятся к особой категории предпринимателей, именуемых
коммерсантами, деятельность которых подчиняется во многом также специальному
правовому режиму.
Характерными
чертами международных торговых сделок являются:
- значительное
расширение номенклатуры и изменение характера продукции, поступающей в
международный товарооборот, обновление и частая смена изделий; расширение
поставок промежуточной продукции;
- комплексный
характер сделок на поставку оборудования для целых предприятий;
- рост
масштабов сделок;
- расширение
практики поставок «под ключ», когда продавец берет на себя обязательство на
весь комплекс работ по строительству предприятия;
-
осуществление крупномасштабных сделок совместно компаниями разных стран путем
создания консорциумов. Стороной в таких сделках выступает головная компания,
которая довольно часто является инжиниринговой фирмой[2].
Список
используемой литературы
1. Котлер Ф. Основы
маркетинга. Краткий курс.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004.
– Стр. 564 – 567.
2. Коммерция: Уч.
Пособие/ Под ред. д.э.н. профессора А.У.Альбекова/ РГЭУ «РИНХ» - Ростов-н/Д.,
2005 г. – с. 136-137.
3. Багиев Г.Л., Моисеева
Н.К., Никифорова С.В. Международный маркетинг. - СПб: Питер, 2001 г.
4. Алексунин В.А.
Международный маркетинг. - М.: Изд. дом «Дашков и К», 2000 г.
5. Черенков В.И.
Международный маркетинг. - СПб.: Об-во «Знание»,1998.
[1] Котлер Ф. Основы
маркетинга. Краткий курс.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004.
– Стр. 564 – 567.
[2] Коммерция: Уч. Пособие/
Под ред. д.э.н. профессора А.У.Альбекова/ РГЭУ «РИНХ» - Ростов-н/Д., 2005 г. –
с. 136-137