Позиционирование товара
Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей и права
Контрольная работа
на тему: "Позиционирование товара"
Дисциплина: Маркетинг
Выполнила
Барановская М.Ю.
Группа49 - БМР
Проверил
Калининград
2009
Содержание
Введение
1. Позиционирование товара
2. Разработка и представление стратегии позиционирования
2.1 Позиционирование по Э. Райсу и Дж. Трауту
2.2 Позиционирование по М. Триси и Ф. Виерсема.
3 Ошибки позиционирования
Заключение
Список использованной литературы
Современная экономика страдает не от дефицита, а от излишков.
В типичном американском супермаркете можно встретить не просто некоторое
количество марок зубных паст.
В рамках одной марки, например "Colgate", вам
будет предложено с десяток разных паст: с содой или перекисью, отбеливающие или
эффективно удаляющие зубной камень. Вафли "Kellogg’s Eggo" выпускаются
в 16 вариациях, салфетки "Kleenex" насчитывают 9 разных типов.
Студентам на выбор предлагаются сотни школ бизнеса. С точки
зрения продавца, это можно назвать гиперконкуренцией. С точки зрения покупателя
- сверхвыбором.
Если все товары и услуги на рынке одинаковые, полноценной
победы не добьется ни одна компания. Компания должна стремиться к значимым и
существенным позиционированию и отличительной особенности.
За каждой компанией или рыночным предложением должна стоять
некая доведенная до сознания целевого рынка особая идея; каждая компания должна
придумывать новые свойства, услуги, гарантии, поощрение для преданных
потребителей, новые удобства и удовольствия.
Но даже если компания не похожа на другие, ее отличия
недолговечны. Хорошие идеи быстро копируются, поэтому компании должны постоянно
придумывать новые более значимые характеристики и преимущества товара для
привлечения внимания избалованных выбором и склонных к экономии потребителей.
Обычно компании несколько раз переформулируют их
маркетинговые стратегии (изменяются экономические условия, конкуренты
предпринимают атаку за атакой, товар проходит через различные периоды
потребительского интереса и заявленных требований).
Следовательно, необходимо разрабатывать стратегии, соответствующие
каждой стадии жизненного цикла товара. Целью при этом служит увеличение
продолжительности "жизни" продукта и его прибыльности (с учетом того,
что на свете нет ничего вечного).
Товару необходимо обеспечить "не вызывающее сомнений,
четкое и отличное от аналогов желательное место на рынке и в сознании целевых
потребителей", т.е. произвести позиционирование, понимаемое как
определение позиции товара среди конкурентов и придание товару определенного имиджа
на целевом сегменте.
Позиционирование товара имеет целью обеспечить ему
определенное, отличающееся от конкурентных и желаемое для фирмы место в перспективных
сегментах рынка и в сознании целевых групп потребителей. Схемы позиционирования
представляют собой модели (двух - или трехмерные), где каждый из товаров
занимает строго определенное место в системе координат в соответствии с
выраженными предпочтениями потребителей и перспективностью самих сегментов
рынка, которые они представляют.
Основной принцип
позиционирования - товар должен быть как минимум необходим, как
максимум привлекателен и индивидуален. Позиционирование может быть основано на
рациональных и/или эмоциональных выгодах.
Рациональные выгоды - это выгоды, представленные в виде
логичных аргументов. Они имеют логичные обоснования и потому легко принимаются
потребителем.
Эмоциональные выгоды не содержат обоснованных рациональных
аргументов, а доставляют удовольствие сердцам и душам потребителей. Дать
разумное обоснование невозможно, но эмоциональные выгоды говорят потребителю,
что превосходство над окружающими или принадлежность к какой-то группе
возможны, "если вы пользуетесь этой маркой".
Позиционирование осуществляется с помощью множества средств,
но прежде всего - на основе анализа перспективности сегментов и сравнения
рыночных долей конкурентов в этих сегментах, путем выработки адекватной
намеченным целям ценовой и рекламной политики. Важную роль играют также: сбытовая
стратегия, пропаганда и создание паблисити, брендов.
Можно выделить следующие типы позиционирования:
Позиционирование на базе целевой потребительской ниши,
целевых потребителей продукта;
Позиционирование на основе главных (существенных) отличительных
свойств конкретного продукта;
Позиционирование на основе ключевых выгод/ преимуществ,
предлагаемых товаром;
Позиционирование на базе потребительских предпочтений
относительно "идеальной марки" продукта;
Позиционирование на основе ситуации потребления;
Позиционирование на основе особого способа употребления
товара;
Позиционирование на основе отличительных особенностей по
отношению к определенному товару-конкуренту;
Позиционирование на базе разрыва с определенной категорией
товаров;
Позиционирование на основе ассоциации, возникающих у целевых
потребителей от продукта;
Позиционирование на основе способности решать определенные
проблемы потребителей.
Методы
позиционирования ищут связь между товаром и потребностями
целевой аудитории. Важно, чтобы все маркетинговые коммуникации, базируясь на
позиционировании, находились в одном ключе (концепция интегрированных
маркетинговых коммуникаций (ИМК)) и имели единое общее утверждение; единый
смысл; единое содержание.
Существуют следующие методы позиционирования:
Метод
"УТП". Необходимо перебрать все свойства товара до
тех пор, пока не найдется что-то уникальное, что можно об этом товаре сказать. Если
в реальности ничего нет, необходимо найти особенность товара, оставшуюся
незамеченной, и сделать ее своей.
SWOT-анализ.
Сильные стороны - слабые стороны, возможности - угрозы.
Метод
соответствия. Выписываются конкуренты и находятся отличия
нашего товара от конкурентных товаров.
Метод
"реестра". Анализируются рекламные послания
конкурентов:
спонтанные ассоциации (например, нежность, доброта,
чувственность);
атрибуты (например, низкокалорийный йогурт);
преимущества / выгоды (например, излечивает перхоть);
территория (например, страна Marlboro);
имидж-герой (например, "Финт" - для тех, кто
вправду крут).
Метод построения карт. Визуально показывает, что важно для
ЦА в терминах атрибутов товара или услуги. Наиболее эффективно на базе
количественных исследований.
Метод эмоциональной взаимосвязи. Делает особое ударение на
чувствах и ощущениях ЦА:
место и значение товара в их жизни;
их отношение к товару;
их отношение к компании;
о самих себе и о других.
После того, как принято решение о том, как рекламируемый
товар должен выглядеть в глазах потребителей, и будет позиционироваться на
рекламном рынке, разработка рекламной кампании переходит на следующую стадию -
разработку креативной стратегии.
Любая маркетинговая стратегия базируется на "трех китах":
сегментировании, целевом подходе и позиционировании. Компания выявляет
различные потребности и группы потребителей, выбирает из них целевые - те
группы и потребности, что она может удовлетворить лучше других, а затем
позиционирует свое предложение так, чтобы его отличия и имидж компании были
понятны целевой аудитории. Если позиционирование проводиться неудачно, потребители
не понимают, чего им ждать от предложения. Эффективное позиционирование задает
тон всему остальному маркетинговому планированию и дифференцированию.
Позиционирование - это действия по разработки предложения
компании и ее имиджа, направленные на то, чтобы занять обособленное положение в
создании целевой группы потребителей. Конечным результатом позиционирования
является успешное создание ориентированного на потребителя заявления о ценности
продукта - простого и четкого утверждения, объясняющего, почему целевой
аудитории следует покупать этот товар.
Немалый вклад в популяризацию термина позиционирование
внесли известные специалисты в области рекламы Эл Райс и Джек Траут. Они
рассматривают позиционирование как творческий процесс выделения достоинств уже
существующего продукта.
Позиционирование начинается с продукта, товара, услуги,
компании, организации или даже личности. Но позиционирование не относится к
вашим действиям по отношению к продукту. Позиционирование - это ваше
воздействие на образ мыслей потенциальных потребителей. Вы позиционируете товар
в сознании потенциальных потребителей.
Э. Райс и Дж. Траут считают, что хорошо известные продукты
обычно занимают четко обособленные позиции в сознании потребителей. Так, Hertz
воспринимается ими как крупнейшее в мире агентство по прокату автомобилей,
компания Coca-Cola - известный поставщик прохладительных напитков, а “Porsche” -
один из лучших спортивных автомобилей. Конкурентам очень не просто повлиять на
устоявшееся мнение потребителей, и соперничающие компании имеют возможность
использовать только одну из четырех возможных стратегий.
Первая стратегия состоит в упрочении своего текущего
положения в сознании потребителей. Так, агентство Avis, занимающее второе место
в прокате автомобилей, сделало это своей сильной стороной: "Мы - вторые. Мы
стараемся больше других".
Вторая стратегия состоит в том, чтобы найти и занять
позицию, которую признало бы достаточное количество покупателей. Так, например,
в рекламе шоколада “Three Musketeers” производитель использует тот факт, что в
нем содержится на 45% меньше жиров, чем в любой другой плитке шоколада. Маркетологи
United Jeresey Bank заметили, что крупные кредитные институты долго оформляют
выдачу ссуд, и позиционировали свой банк как "оперативный".
Третья стратегия заключается в депозиционированиии
или репозиционировании конкурента в сознании потребителя. Большинство
американских потребителей посуды считают, что посуда компаний Royal Doulton и
Lenox производится в Великобритании, но первая депозиционировала конкурента,
сделав достоянием гласности тот факт, что штаб-квартира соперника находится в
Нью-Джерси. BMW пытается депозиционировать Mercedes Benz, предлагая следующее
сравнение: "Автомобиль для сидения и автомобиль для вождения". В
известном рекламном ролике сети закусочных Wendy его героиня 70-летняя Клара,
глядя на конкурирующий гамбургер, задается вопросом: "А где говядина?"
Очевидно, что задача такого ролика - зародить в сознании потребителей сомнения
в качестве продукции лидера рынка ресторанов быстрого обслуживания.
Четвертая стратегия - стратегия эксклюзивного клуба. Например,
компания может использовать утверждение, что она входит в Большую тройку. Идея
Большой тройки пришла в голову руководству третьей по масштабам автомобильной
компании США Chrysler (лидер рынка никогда не применяет этот прием). Смысл
утверждения в том, что члены клуба - "лучшие из луших".Э. Райс и Дж. Трут
занимаются исследованиями стратегий коммуникации для позиционирования и
репозиционирования торговой марки в сознании потребителей.
И все же они полагают, что условием удачного
позиционирования является проработка компаний всех материальных аспектов
продукта, его цены, распределения и продвижения, призванных обеспечить
реализацию принятой стратегии борьбы за места в сознании потребителей.
Консультанты Майкл Триси и Фред Виерсема предложили схему
позиционирования под названием "дисциплины ценности". В своей отрасли
организация может стремиться стать фирмой с лидирующим товаром, фирмой с
наивысшей функциональной эффективностью или фирмой, наиболее близкой к покупателю.
В основу этого деления положена идея о том, что любой рынок состоит из трех
типов покупателей. Одним нравятся фирмы, лидирующие в технологическом отношении
(товарное лидерство), другие ценят надежную работу (функциональное
превосходство), третьи ожидают быстрейшего удовлетворения своих индивидуальных
потребностей (близость к покупателю).
Согласно наблюдениям М. Триси и Ф. Виерсема, в подавляющем
большинстве случаев компания не может быть лучшей сразу в трех или даже двух
ипостасях.
Во-первых, для этого не хватит никаких денег, во-вторых,
каждая дисциплина ценности требует собственного стиля менеджмента и инвестиций.
Так, McDonald’s обладает высочайшей функциональной эффективностью, но не может
готовить гамбургеры индивидуально для каждого покупателя: это замедлило бы
работу. Не может McDonald’s и быть лидером в отношении новых товаров, потому
что каждое дополнительное блюдо вносит сумятицу в ее отлаженные операции. Даже
в крупных компаниях наподобие General Electric каждое подразделение должно придерживаться
своей дисциплины ценности. В GE подразделение по выпуску бытовой техники
преследует цель функционального превосходства, подразделение конструкционных
пластмасс стремится быть ближе к покупателю, а перед подразделением по
производству реактивных двигателей стоит задача лидерства в товарной категории.
Для достижения успеха М. Триси и Ф. Виерсема предлагают
компаниям соблюдать следующие четыре правила:
1. Становиться лучшими в одной из трех дисциплин ценности.
2. Добиваться удовлетворительного уровня по двум другим дисциплинам.
3. Продолжать совершенствовать свою позицию в главной дисциплине,
чтобы не уступить свое место конкуренту.
4. Повышать эффективность в двух других дисциплинах, потому
что конкуренты постоянно поддерживают рост ожиданий потребителя.
По мере того как число и интенсивность обращений к
потребителям с торговым предложением возрастают, увеличивается и риск
возникновения чувства недоверия к рекламе, а также "размывания" позиций.
Как правило, выделяют четыре основные ошибки позиционирования.
1. Недопозиционирование. Некоторые компании осознают,
что покупатели имеют смутное представление об их торговой марке, не имеют
связанных с ней устойчивых ассоциаций, когда марка рассматривается лишь как
одна из многих. Когда в 1993 году Pepsi представила напиток “Crystal Pepsi",
его встретил весьма прохладный прием, так как потребители не воспринимали его
прозрачность как значимый атрибут прохладительного напитка.
2. Сверхпозиционирование. Покупатели могут иметь
слишком узкие представления о марке. Так, потребители могут думать, что нижняя
граница стоимости колец с бриллиантами от Tiffany - $5 тысяч, тогда как сегодня
компания предлагает ювелирные украшения по цене $1 тысяч.
3. Запутанное (расплывчатое) позиционирование. У
потребителей может сложиться нечеткий образ марки потому, что поставщик делает
слишком много заявлений о свойствах продукта или слишком часто изменяет
стратегию позиционирования. Так было с мощными настольными компьютерами “NeXT"
Стивена Джобса, которые сначала позиционировались в расчете на студентов, затем
- на инженеров, еще позже - на бизнесменов, и всякий раз неудачно.
4. Сомнительное позиционирование. Иногда потребители
с трудом верят в заявления о высоких качествах продукции в свете его реальных
характеристик, цены или репутации производителя. Когда подразделение Cadillac
компании General Motors разработало модель “Cimarron”, ее позиционировали как
отличающегося повышенным комфортом конкурента автомобилям BMW, Mercedes и Audi.
И хотя в автомобиле были кожаные сиденья, багажная сетка,
обилие хромированных деталей и логотип Cadillac на кузове, потребители видели в
нем лишь немного более принаряженную разновидность моделей “Chevrolet Cavalier”
и “Oldsmobile Firenza”. И в то время как модель позиционировалась как "больше
за большие деньги", потребители рассматривали ее как "меньше за
большие деньги".
Решая проблему позиционирования, компания должна выбрать
наиболее адекватные принятой стратегии инструменты маркетинга - микс. Так,
позиционирование, базирующееся на "высоком уровне качества", предполагает,
что производитель концентрирует свои усилия на обеспечении надлежащих
характеристик товаров, установлении более высоких цен, распределении продукции
через высококлассных дилеров и рекламе ее в престижных журналах.
Итак, основой успешного позиционирования являются
отличительные особенности продукта. Суть позиционирования заключается в
получении выгоды из обычного употребления продукции, а не в попытках изменения
самого способа использования.
Таким образом, выведем "секреты" успешного
позиционирования:
В процессе позиционирования необходимо, прежде всего,
отталкиваться от преимуществ продукта и (или) слабых сторон конкурентов. При
этом имеет смысл проработать слабые стороны продукта, чтобы, превратив их в
преимущества продукта, достигнуть сильного позиционирования;
Комбинирование сразу нескольких отличительных особенностей
вашей продукции;
Строить свои решения на данных маркетинговых исследований;
Обратить внимание на потребности и пожелания ваших целевых
покупателей;
Если продукт конкурента очень поход на ваш, необходимо найти
существенное отличие, не используемое конкурентом, которое может стать основой
позиционирования;
Как можно чаще использовать название продукта;
Приняв стратегию позиционирования, необходимо ее всемерно
поддерживать и продвигать с помощью всех доступных элементов комплекса
маркетинга;
Слоган должен быть как можно проще и короче.
1.
Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник / В.И. Беляев.
- М.: КНОРУС, 2005. - 672 с.
2.
Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник / А.П. Панкрухин; Гильдия маркетологов.
- 3-е изд. - М.: Омега-Л, 2005. - 656 с.
3. Котлер
Ф. Маркетинг менеджмент - СПб.; Питер, 2000
4.
http://rada.ru/rekl_pozc.html
5. http://surin.
marketolog. biz/positioning. htm