Основные понятия франчайзинга и мерчендайзинга
Содержание
Введение
1. Понятие франчайзинга
1.2 Виды франчайзинга в торговле
2. Чем франчайзинг отличается на практике?
2.1 Мерчендайзинг
2.2 Мерчендайзинг. Искусство успешных продаж
Слово франчайзинг (франшизирование) происходит от
французского franchir, которое значит "освобождать". Сегодня оно
имеет несколько разных значений в зависимости от отрасли. Некоторые даже
называют франчайзинг отраслью самой по себе, будь то товар или услуга. Однако,
типичная франшиза представляет собой договор между продавцом и покупателем - который
позволяет покупателю (франчайзи, франшизодержателю, франшизиару) продавать
товар или услугу продавца (франшизера, франшизодателя). Международная
франшизная ассоциация (international franchise association) дает следующее
определение:
Франшиза
представляет собой непрерывное взаимоотношение между франшизером и франчайзи,
при котором все знания, производственные и маркетинговые методы предоставляются
франчайзи за встречное удовлетворение интересов. (3) Франчайзи получает таким
образом готовое предприятие. И именно в этом главная привлекательность
франчайзинга. Франчайзи не нужно создавать предприятие шаг за шагом, как должен
это делать предприниматель, начинающий с нуля. И, вероятно, оно будет точной
копией всех остальных предприятий во франшизной цепи. (7)
Мерчендайзинг
- новое и популярное в настоящее время слово. Очень часто в крупных магазинах
можно наблюдать промо-акции - мерчендайзеры компаний-производителей и
поставщиков товаров, проводя специальные семинары, в лучших профессиональных
изданиях публикуются статьи о мерчендайзинге тех или иных товарных групп.
Мерчендайзинг
продукции так же важен, как разработка бренда товара, наружная реклама или
проведение рекламных акций.
Раньше считалось, что покупателя
в момент посещения магазина можно спровоцировать на покупку ограниченной группы
товаров. Чаще всего имелось в виду парфюмерия, косметика и ряд других... Усиливающаяся
конкуренция расширяет в наше время приемы мерчандайзинга на другие области
рынка потребительских и промышленных товаров. На помощь приходят психологи,
утверждающие, что привлечь внимание покупателя или изменить его отношение к
товару, можно не затрачивая огромные средства на рекламы. Того же эффекта можно
достигнуть путем создания условий, подталкивающих человека к совершению покупки
в тот момент, когда тот непосредственно стоит напротив товара. Чаще всего
окончательное решение принимается в самом магазине или бутике,
а не за его порогом.
И инструменты мерчандайзинга
должны стать последним аргументом для покупателя в пользу той или иной покупки.
Дав небольшое представление, что
же такое франчайзинг и мерчендайзинг я перейду к основной части моей работы, в
которой основной целью будет дать полное представление об этих понятиях и
показать важность франчайзинга и мерчендайзинга в осуществлении коммерческой
деятельности. (1)
Франчайзинг это форма видения
бизнеса при которой одна компания (франчайзор) представляет другой компании (франчайзи)
проверенную и успешную бизнес-идею, поддержку, обучение, снабжение, развитие,
маркетинг и рекламу. Компании-франчайзоры предлагают проверенные и испытанные
"рецепты бизнесы", которые можно многократно применять в различных
регионах. При этом у компании-франчайзи есть возможность начать новый бизнес,
избежав большинства ошибок и сократить путь, по которому неизбежно придется
следовать тому, кто решит самостоятельно начать новое дело.
При этом франчайзинг - это
действительно минимальные риски для обеих сторон. Франчайзор не вкладывает в
развитие сети собственные средства, а значит, не рискует деньгами. Поэтому даже
очень крупные компании предпочитают выходить на региональные рынки через
деловых партнеров. В свою очередь, франчайзи получает продуманную и чаще всего
проверенную схему бизнеса. В результате доля банкротств здесь в разы меньше,
чем в других партнерских схемах, поскольку более крупная организация защищает
франчайзи, предоставляя партнеру свои рекомендации (по сути - консалтинг) и
установления стандартов. Во всем мире франчайзинг считается одной из самых
надежных систем бизнеса, благодаря чему банки охотно дают заемные средства под
такие проекты. По статистике, из всех вновь образованных фирм в мире 85%
прекращает свою деятельность в течение первых пяти лет. А из тех, кто работает
по франчайзинговой схеме - лишь 14%, иными словами - одна из восьми.
Слово franchise обозначало во
времена средневековой Франции времена особую привилегию или "вольность",
даваемую французскими королями своим вассалам: это могло быть право охотиться в
королевских лесах или эксклюзивное право торговать какими-то товарам, право
держать рынки и ярмарки, право на содержание паромной переправы, на постройку
дорог и пивоваренных заводов. В дальнейшем идея получила распространение по
всей Европе и мэры многих городов стали давать franchise рыночным торговцам - исключительные
права торговать чем-то в пределах того или иного рынка. (2) За последние 50 лет
франчайзинг обрел такую популярность, что в США в объеме розничного
товарооборота он составляет более 40%, а в странах Европы - от 5 до 30%.
В сущности, франчайзинг
процветает потому, что совмещает стимул к владению малым предприятием с
управленческим мастерством крупного бизнеса. А личная собственность
представляет лучший стимул, когда-либо созданный для побуждения к работе.
Несомненно, от франчайзинга
выгадывает не только франчайзи, но и франшизер, который быстро разрастается,
используя денежные средства других людей (франчайзи). В большой степени именно
поэтому такие гиганты, как "Макдоналдс" и "Баскин-Роббинс",
стали крупнейшими предприятиями за такое короткое время. Кроме возможности
быстрого расширения для франшизера франчайзинг позволяет также франшизеру
внедряться в новые географические районы, которые, вероятно, в противном случае
не были бы подходящими для расширения. Поскольку франшизеру требуется меньшее
количество управляющих, затраты на заработную плату и проблемы с персоналом
уменьшаются. Кроме того, франчайзи обладают более сильной мотивацией, чем
наемные руководящие сотрудники компании.
Международная франчайзинговая
ассоциация предсказывает, что вскоре франчайзинг будет преобладать в розничной
торговле. Он занимает также сильные позиции в сфере услуг и в меньшей степени в
производстве. (6)
Все типы франчайзинговых операций в торговле могут быть
классифицированы по составу их участников, т.е. партнеров по соглашению. С этой
точки зрения такие соглашения могут быть заключены:
между промышленными
предприятиями (производителями) и предприятиями оптовой торговли;
между производителями и
предприятиями розничной торговли;
между оптовиками и розничными
торговцами;
предприятиями розничной торговли
между собой.
Производители и предприятия
оптовой торговли
Этот вид операций возник, когда
производители прохладительных напитков взяли за правило практику переводить на
условия франчайзинга свои разливочные мощности. Вкратце, они начинались (и
продолжаются до сих пор) в форме передачи права использовать концентрат сиропа,
ими производимый и от них получаемый. Главные примеры этой категории - "Кока-Кола",
"Пепси-Кола" и "Швеппс".
Производители и предприятия
розничной торговли.
Эта категория относится к "франчайзинговым
системам первого поколения". Возникли они еще на заре автомобилестроения. Столкнувшись
с трудностями, автомобилестроители создали дилерские сети на принципах
франчайзинга. Также были заключены договора между компаниями по производству
бензина и заправочными станциями.
Оптовики и розничная торговля.
Эта категория не очень четко
определена. При первом рассмотрении она мало отличается от категории "производители
и розница". Типы бизнеса, которые входят в эту категорию: магазины
скобяных товаров, аптеки, супермаркеты и компании автокосметики.
Предприятия розничной
торговли.
Большинство соглашений,
заключаемых с "уличными торговцами", - именно такого рода, они
возникают, когда крупная торговая фирма-франчайзер выбирает этот способ для
развития своей системы сбыта.
Вышеназванные категории не
охватывают некоторые традиционные методы или виды практической деятельности, которые
дали жизнь предпринимательским формам франчайзинга, а именно агентства,
дистрибьюторы, лицензионные соглашения и соглашения по ноу-хау.
Рассмотрим кратко эти формы и
сравним их с франчайзингом.
Начнем с агентств. Агент
действует не от своего собственного имени, он не продавец и не покупатель
товаров своего патрона. Он действует по его поручению и от его имени. В глазах
третьей стороны разделения между ними не существует. Между патроном и его
агентом существуют определенные обязательства, до которых третьей стороне
обычно нет никакого дела. Во всех типах франчайзинга стороны делают все
возможное, чтобы их отношения не приняли характер таких, какие существуют в
агентствах. В соглашении о франчайзинге специально оговаривается, что оператор
не является агентом или партнером франчайзера, у него нет такого права. В
договоре должно указываться, что оператор - это обладатель права на лицензию
франчайзера, чтобы у потребителя не возникало сомнения в его статусе. (3)
Дистрибьютор
- это оптовое предприятие, полностью финансово не зависимое по форме
собственности, которому предоставлены определенные дистрибьюторские права по
отношению к товару. Реально - это взаимоотношения между продавцом и покупателем.
Дистрибьютор действует независимо. Он имеет дистрибьюторские договоры в
отношении ряда товаров, у него могут возникать конфликтные и связанные с
конкуренцией ситуации. Бизнес, которым он занимается, - это его собственный
бизнес, и им руководят чисто коммерческие соображения, когда он решает принять
или не принять какие-то ограничения, которые ему могут быть навязаны
дистрибьюторским соглашением. Дистрибьютор все покупает за свой счет и
принимает на себя полностью риск, будет ли он в состоянии перепродать товар с
достаточной прибылью. Отношения типа "продавец-покупатель" могут
присутствовать и во франчайзинге, но в большинстве случаев это будет только
один из разделов договора, а не вся его суть.
Договоренности по лицензированию
и ноу-хау представляют один и тот же тип соглашений. Лицензия - это название характера сделки, при которой одна сторона разрешает другой выполнять определенные функции. Договор по
ноу-хау - это особый тип лицензионного договора, и, в основном, он имеет место
в отношении производственного процесса или комплектующего изделия. Эти типы
договоров возникают на основе использования патента или торговой марки и обычно
дают разрешение на производство товара или комплектующего изделия. Лицензиат (обладатель
лицензии) может заниматься не только одним бизнесом: он может сочетать
деятельность, которую он осуществляет в соответствии с лицензионными договорами
или договорами по ноу-хау, с любыми другими видами деятельности. Как и
дистрибьютор, он независимый бизнесмен. Он не действует от имени или по
поручению лица, передавшего ему права. Эта сделка очень близка
предпринимательской форме франчайзинга, но отличается тем, что лицензиат не
обязан подчиняться какой-либо навязанной системе. (7)
Возьмем простой пример компании,
которая производит мясные продукты и начинает производство гамбургера на одной
из своих линий. Опыт показывает, что гамбургеры хорошо продаются и на них
большой спрос. Молодой сотрудник из отдела маркетинга предлагает компании
открыть собственный ресторан по продаже гамбургеров, что компания и делает.
На этом этапе она могла бы решить
приобрести более широкую дистрибъюторскую сеть для своего продукта, заключив лицензионное
соглашение с другими производителями мяса, чтобы готовить такой же гамбургер по
такому же рецепту в разных частях страны или данной местности. Возможно, она
так и поступит. У нее может быть своя собственная дистрибьюторская сеть, можно
также сбывать продукцию через оптовиков в соответствии с дистрибьюторскими
соглашениями. Она может также рассмотреть использование существующих
возможностей сбыта или набрать дополнительный персонал.
Производитель расширил сеть
сбыта; добавил дополнительные торговые точки; в то же время он привлекает штат
и возможности головного офиса, обеспечивая помощь операторам в разных магазинах.
Тем самым он экономно использует специалистов своей организации. Быстрый рост
торговых точек будет обеспечен без капитальных затрат и без напряжения для
персонала франчайзера.
Каково положение оператора? Он -
не агент. Он не действует по поручению франчайзера и несет обязательства перед
франчайзером только в узких рамках договора. Он владеет своим предприятием,
вкладывает в него необходимый капитал, управляет им. Он - не дистрибьютор, хотя
является частью дистрибьюторской сети франчайзера. Оператор, как и
дистрибьютор, - часть сети, обеспечивающей товарами покупателя, но оператор
действует на розничном рынке, а дистрибьютор на оптовом.
Теперь сравним систему
франчайзинга с соглашениями по лицензиям и ноу-хау. Эти формы ближе к
франчайзингу, чем дистрибьюторы. В рамках договора о франчайзинге имеет место
лицензия, разрешающая оператору торговать, используя торговое имя и
определенную форму организации предприятия. Имеет место также договор о ноу-хау.
Ноу-хау присутствует во всех аспектах коммерческой деятельности в условиях
франчайзинга. Прежде чем начать дело, оператор должен быть соответствующим
образом обучен, он получает помощь в размещении предприятия, его планировке,
оформлении, организации, оборудовании, в области маркетинга и т.д. Он будет в
центре постоянного внимания со стороны франчайзера, в случае необходимости
получит поддержку и руководство в разрешении проблем продвижения товара,
осуществлении нововведений и т.д. Особое отличие франчайзинга от всех других
форм соглашений состоит в том, что оператор действует исключительно под
торговой маркой франчайзера и на базе его хозяйственной системы. (2)
Мерчендайзинг (Merchandising) - это
комплекс маркетинговых мероприятий, направленных на продвижение продукции,
которые осуществляются на территории торговой точки. Результатом мерчендайзинга
является повышение спроса на продукцию, желание потребителей выбрать и купить
из всего ассортимента именно продвигаемый товар. (4)
Мерчендайзинг (англ. "merchandising"
- "искусство сбыта") - эффективная технология управления выкладкой
и размещением товара, позволяющая значительно увеличить продажи продукта в
розничных торговых точках. Термином мерчандайзинг обычно обозначаются те
формы стимулирования сбыта, которые не являются объявлениями. Мерчандайзинг
особенно эффективен и важен в отношении товаров повседневного потребления (FMCG
- Fast Moving Consumer Goods) и товаров "импульсного спроса". Основная
задача мерчандайзинга - привлечение внимания покупателя к продукту или бренду
непосредственно в розничных точках.
Широкий ассортимент товаров
разных марок заставляет руководителей крупных компаний с особой тщательностью
подходить к вопросам мерчандайзинга. Концепция мерчендайзинга включает в себя
оптимальный товарный запас, расположение и представление товара. (3)
Мерчендайзинг обеспечивает следующие преимущества:
Опыт команды профессионалов для
разработки стандартов мерчендайзинга;
Для организации работы
мерчендайзеров и ее поддержания на качественном уровне не привлекаются
человеческие ресурсы со стороны Клиента;
Охват максимального количества
торговых точек;
Высокая скорость работы,
постоянный контроль ситуации в рознице.
Успешный мерчендайзинг:
Помогает продать ваши товары. Мерчендайзинг
привлекает внимание к товару, когда большинство покупателей спешит.
Напоминает о необходимости
сделать покупки.
При одновременном обслуживании
нескольких покупателей особое значение приобретает правильная выкладка товара и
рекламные материалы. Они напоминают покупателю о товарах вашей фирмы, помогают
выбрать нужный товар и влияют на решение о покупке.
Повышает качество обслуживания,
а также делает товар легко доступным для потребителя и продавца. Это помогает
розничной точке работать эффективнее.
Выделяет новые продукты и
специальные предложения, способствуя увеличению продаж.
Эта маркетинговая деятельность
предполагает грамотное и продуманное размещение товара, разработку и
расположение рекламных материалов о продукции таким образом, чтобы привлечь
внимание покупателя.
Целью мерчендайзинга является
привлечение покупателя к определенным видам и маркам товаров для того, чтобы
значительно увеличить объем их продаж. Это достигается путем выделения
продукции относительно конкурентов и стимулирования желания потребителя выбрать
и купить продвигаемый товар. (4)
Визитный мерчендайзинг
В рамках визитного
мерчендайзинга Nextep Promotion предлагает своим клиентам следующие услуги:
Предоставление мерчендайзеров
для компаний-поставщиков
Хранение и размещение POS
материалов, необходимых для работы мерчендайзеров.
Выполнение разовых заказов в
области управления мерчендайзингом (категорийный менеджмент, Reset полок,
разработка планограмм и др.).
Использование опытного персонала
позволяет уменьшить число штатных сотрудников компании и снизить управленческие
издержки. (3)
В настоящее время в большинстве
развитых стран посещение магазина (становится популярным и как сам процесс и
крупные торговые центры все более сливаются с центрами отдыха. В Англии,
например, существуют фирмы, перевозящие англичан за покупками на целый день в
крупнейший континентальный торговый центр Gateshead's Metro Centre.
И в нынешней России, особенно в
больших городах отмечаются подобные проявления. И торгово-развлекательные
центры становятся все более и более популярными.
Значение мерчандайзинга осознали
давно. Первые прообразы универсальных магазинов появились в Европе еще в начале
19-го века. С тех пор многое изменилось. С развитием технологий появились новые
методы торговли и маркетинга и получили развитие старые. Стали доступны новые
виды упаковки и выкладки, а техника самой продажи переросла в психологическую
схватку с новым поколением покупателей. Стали появляться даже новые виды торговли,
все полнее и тоньше использующие инструменты мерчандайзинга.
Вот как описывали стратегию
успешной торговли в середине 20-го века - "Характерная черта успеха
торговых сетей - сочетание эффективного мерчандайзинга с контролем продукции со
стороны продавцов".
И сегодня мерчандайзинг - быстро
развивающееся направление в продвижении продаж. Согласно статистике, 80%
товаров приобретаются в магазинах не потому, что они лучше, а потому что эти
товары произвели наиболее благоприятное впечатление на покупателя в момент
посещения магазина.
Опыт продаж в различных секторах
рынка позволяет утверждать, что эффективное продвижение продукции в современных
форматах розничной торговли возможно только при условии соблюдения базовых
стандартов эффективного мерчендайзинга (наличие товара и его лучшее
расположение в точке продаж).
Эффективный мерчендайзинг
обеспечивает следующие преимущества:
опыт команды профессионалов для
разработки стандартов мерчендайзинга
для организации работы
мерчендайзеров и ее поддержания на качественном уровне не привлекаются
человеческие ресурсы со стороны Клиента
охват максимального количества
торговых точек
высокая скорость работы,
постоянный контроль ситуации в рознице.
Мерчендайзинг
в России не очень развит. Это из-за того, что покупателей много, а продавцов
мало. Из-за этого торговля и без маркетинга, и без, в частности,
мерчендайзинга, чувствует себя безбедно. Продают по принципу "не зайдёт этот - зайдёт другой, не зайдёт другой - зайдёт
третий, кто-нибудь да зайдёт, что-нибудь продадим". Конкуренция
увеличивается, проникновение крупных торговых сетей (как отечественных, так и зарубежных)
достаточно сильно. В скором будущем и небольшие магазинчики будут обращать
внимание на мерчендайзинг.
Мерчендайзинг
- система продвижения товара на месте продажи.
Вот, что в ходит в понятие мерчендайзинга:
Внутримагазинная информация
Расположение торгового оборудования
Выкладка товара на торговом
оборудовании
Поведение продавцов. (4)
Заключение
До последнего времени слово
франчайзинг было синонимом для предприятий общественного питания с едой
быстрого приготовления типа "Макдоналдс". Но сейчас франчайзинг проник
в большинство отраслей. Назовите какой-нибудь товар или услугу - и не
исключено, что имеется кто-то, предоставивший на них франшизу.
Франшизы существуют в таких
различных областях, как художественные галереи и мастерские по ремонту обуви,
бары и персональные компьютеры. Франчайзинг проник даже в сферу таких услуг,
как оздоровительные центры для снижения веса.
Франчайзинг часто оказывается
лучшим путем к успеху для будущего предпринимателя. Соотношение банкротств
является низким, поскольку более крупная организация защищает франчайзи путем
предоставления рекомендаций и установления стандартов. В США только 4% всех
франшизированных предприятий прекратили свое существование. Однако опыт
показывает, что франшиза является отнюдь не бесспорным путем к успеху.
Франчайзинг, таким образом, не
просто альтернативное решение, это еще одно средство в арсенале производителя,
оптовика или розничного торговца, которое можно использовать, чтобы расширить
свой бизнес. Отсюда следует, что система франчайзинга применима почти к любому
виду деловой активности, но это не означает, что любой бизнес будет успешным
франчайзингом. Успешные системы франчайзинга обычно создаются на основе свежих
идей, запатентованного оборудования и ассоциаций торговых марок. Они
демонстрируют новые подходы к существующим концепциям. (1)
Мерчендайзинг сегодня - это
наиболее быстро развивающееся направление в продвижении продаж. Можно, конечно,
определить его как маркетинговую деятельность в торговой точке с целью
оптимально презентовать продукт покупателю. Все это так, но главное - принять
вот что: по сути, мерчендайзинг представляет собой научную методику, которая
позволяет, зная психологию покупателя, значительно увеличивать продажи.
Статистика утверждает, что 80%
товаров приобретают в магазинах не потому, что они лучше, а потому что в
конкретный момент эти товары произвели наиболее благоприятное впечатление на
покупателя, то есть под влиянием мерчандайзинга.
Шоппинг стоит в мире на втором
месте по популярности после просмотра телевизора. Так же как щелкаем по
телевизионным каналам, мы прогуливаемся по магазинам, выбирая нужное или
интересное. По словам экспертов, 30% покупок приходится на твердо
запланированные, 6% - это покупки, запланированные вообще, 4% - альтернативные
и 60% всех покупок были импульсивными, то есть решение о приобретении
принималось непосредственно у прилавка под влиянием мерчендайзинга. Но главным
образом, как ни странно, на желание купить определенный товар влияют незаметные
нюансы, обыгрывающие с подачи высококлассных специалистов в мерчендайзинге наши
собственные привычки и стереотипы поведения. (7)