Особенности японского менеджмента
Государственная
академия сферы быта и услуг
кафедра
“Менеджмента и маркетинга в сфере быта”
Реферат по
менеджменту на тему
Особенности
японского менеджмента
студент IV курса
специальности 2301-02
“Информационный сервис”
шифр 2794-001
Володченко Е.В.
ГАСБУ 1998
СОДЕРЖАНИЕ
I. Японские принципы управления.
II. Японская философия управления.
III. Японские методы управления производством.
IV. Японские методы управления качеством.
I. Японские принципы управления
Японские специалисты
в области менеджмента сформулировали ряд основных принципов управления. К ним
относятся следующие:
— система пожизненного найма;
— ротация по кругу (система должностного продвижения)
;
— организация начитается с обоснования цели;
— человек не только средство для достижения
цели, человек сам — цель управления;
— ориентация на развитие организации;
— философия фирмы обязательна для всех;
— гибкая структура;
— групповой подход;
— должность не связана с окладом
(дифференциация незначительна);
— упор на проведение обучения (деньги — в персонал);
— качество продукции превыше всего;
— ответственность групповая;
— заставляют трудиться условия, а не менеджер;
— новые молодые сотрудники — чистые листы
бумаги ;
— уважение к фирме (семье), главе (отцу);
— группы психологически совместимые;
— «подсиживание» недопустимо.
Японский менеджмент
утверждает, что надежность определяется тремя
факторами: капиталом, материалами и людьми. Они
являются источниками развития экономики, но их
нужно использовать в совокупности, а не каждого в
отдельности.
Качество управления
можно проверить только путем оценки того, как
управляющие используют все эти ресурсы для
достижения определенных целей, что, собственно, и
является основной задачей менеджмента. Основное
назначение управления — связать воедино эти
фактора, но при этом следует помнить, что важнейшим
из них является человек.
Что касается рабочей
силы, то следует отметить большое трудолюбие
японского народа, а также популярность и высокий уровень народного образования,
послужившие существенными факторами укрепления менеджмента
Групповая мотивация
составляет суть традиционной характеристики японского управляющего. Здесь можно
выделить три основных тенденции.
1. Пожизненный найм на работу.
— дух сотрудничества, дух гармонии;
— жизнь работников фирмы и вне ее составляет
единое целое;
— способности руководителей и дар управления персоналом
ценятся более высоко, чем только коммерческая сторона деятельности;
для гибкости фирмы
создаются малые предприятия и филиалы;
— используют на других рабочих местах, если не
пригоден, но не увольняют;
— различного рода компенсации, надбавки,
гарантированная зарплата.
Фирму рассматривают
как «живое существо», менеджеры и рядовые работники являются частью
этого «существа», поэтому часть не может жить отдельно от компании. По
этим причинам крах фирмы будет означать смерть как для управляющих, так и для
других работников.
В основе
пожизненного найма лежит групповое сознание японского народа.
2. Групповое управление.
Управляющие
заботятся о мотивации групп людей. Говорят, что один американец работает лучше,
чем один японец, а десять японцев работают лучше десяти американцев.
Между группами
существует соревнование, но одновременно и сотрудничество. Ответственность
каждой группы — индивидуальная. Большое распространение получила такая деятельность
в группах как кружки качества.
3. Управление с помощью профессиональных управляющих.
Большинство
предприятий и коммерческих организаций имеют форму акционерных обществ. Одной
из черт управляющих в Японии является то, что на больших предприятиях их
владельцы и управляющие — разные лица. Имея очевидное преимущество в искусстве
управления, закаленные в применении метода «конкретных ситуаций»,
восприимчивые к компьютерам, в высшей степени уверенные в своей способности
решать самые сложные проблемы, профессионально подготовленные люди занимают
все уровни менеджмента.
Японский менеджмент
исходит из того, что люди хотят работать и потому существует твердое
убеждение, что:
— работа — источник
удовлетворения;
— люди стараются, чтобы достичь целей, которые
поставлены;
— важную роль играет стремление к самовыражению,
удовлетворение самолюбия;
— люди готовы добровольно взять на себя
ответственность;
— большинство людей обладает значительными
творческими способностями;
—только часть интеллектуальных способностей
людей используется на предприятиях.
В связи с этим,
важной задачей менеджмента является устранение препятствий и создание условий
для достижения желаемых людьми целей.
Методы мотивации
людей могут быть следующими.
1. Круг деятельности не ограничивается;
содействие развитию такого отношения к работе, которое позволило бы выработать
самому человеку динамичный, ориентированный на будущее подход. Чтобы добиться
этого на практике, работа выражается в понятиях целей сроком на год. Целей
примерно пять, они должны быть несколько выше способностей работника. Цели
должны быть достаточно высокими.
2. Делегирование работы и обеспечение творческих
начал. Задания не детализируются, обеспечивается полнота полномочий, работника
не упрекают за неудачи.
3. Наблюдение за работой путем диалога.
Отношения «вызов-ответ» означают взаимный обмен. Вызов означает что
руководители первыми принимают меры к предотвращению трудностей и опасностей;
ответ означает что руководители как можно скорее
решают проблему поставленные подчиненными.
Управляющий не должен уходить от ответов на
назревшие вопросы или задерживать решение проблем.
4. Активизация связей путем личных контактов.
Подчеркивается значение именно личных контактов, а не пересылки распоряжений.
II. японская Философия управления
Она складывается из ряда исходных положений.
1. «Деятельность, которую мы называем управлением,
требует полной отдачи, в ней сконцентрирован человеческий интеллект и опыт.
Человек, посвятивший себя управлению, занимает весьма почетное и вместе с тем
ответственное положение, требующее полной самоотдачи и готовности пойти на
самопожертвование». Социальная значимость роли менеджера велика.
2. Менеджер должен прекрасно понимать цели деятельности
своей организации, обосновать ее политику и создавать планы по достижению
поставленных задач таким образом, чтобы его подчиненные работали с сознанием
собственного достоинства и получали от работы удовлетворение. Дух открытости,
способность быстрых преобразований, дисциплина и порядок в неизменном движении
по пути совершенствования.
3. Важнейшей задачей менеджеров является реализация
ответственности, возложенной обществом на современные корпорации. Для этого им
приходится объединять различные, а иногда и противоположные интересы в одно
целое.
Хотя извлечение
прибыли остается основной целью деловой активности, необходимо уточнить, что
понятие о прибыли расширилось и преобразовалось в понятие создания и увеличения
различных благ.
Таким образом
влияние менеджера распространяется непосредственно или опосредованно на все
общество.
Японцы рассматривают
каждого человека как имеющего экономические, социальные, психологические и
духовные потребности. Они полагают, что только тогда, когда запросы личности
вполне удовлетворены культурой отношений в корпорации, ее способности могут
быть в полной мере использованы для труда, результаты которого в большинстве
случаев бывают выдающимися.
Модель
«человеческого потенциала» прививает каждому служащему сознание своей
полезности, необходимости его информированности о планах компании с предоставлением
возможности проявлять инициативу в текущих делах.
Важнейшей
обязанностью менеджера считается умение объединять разрозненных, обладающих
творческим потенциалом работников в процесс, который оказался бы эффективным.
Имидж единоличного творца решений отвергается.
Таким образом,
определяющие черты японской системы управления состоят в следующем.
1. Система пожизненного найма, при которой люди
получают удовлетворение от зависимости, определяемой тесной вертикальной связью
в компании, преданность.
2. Корпорация сильна лучшими сторонами своих сотрудников.
Все могут вносить свой вклад.
3. Основной задачей менеджера является поддержание
людей в их стремлении достигать групповых корпоративных целей.
Рассмотрим шесть
признаков японского управления.
1. Гарантия занятости и создание обстановки
доверительности.
2. Постоянное присутствие высших менеджеров на
производстве.
3. Интенсивное общение руководителей и подчиненных,
т. е. всех сотрудников.
4. Гласность и ценности корпорации (приоритет качества,
услуг для потребителя, внутреннее сотрудничество).
5. Ориентация на качество.
6. Дорожить
«ноу-хау» компании. Величайший запас «ноу-хау» в мастерстве и уме
опытных рабочих, специалистов, менеджеров. Не допускать утечки, уплывания
бесценного опыта и конкретных знаний.
7. Система непрерывного поиска нововведений.
Эти признаки присущи
всем крупным японским фирмам. Например, фирма «Тоёта» — крупнейший в Японии
производитель автомобилей — 400 штук в день, около 4 млн. штук в год. и она
является лидером по объему продажи своей продукции, по чистой прибыли, по
качеству. Причина всех успехов фирмы — система комплексного беспрерывного
улучшения. Сначала поиск вылился в простую, но повальную экономию. Затем
родилась идея «искоренения всего лишнего». «Вечное улучшение» — один
из основных элементов японской системы организации производства.
Японцы уважают тех,
кто «отдал все силы стремлению к победе». Призы в борьбе даются тому, «кто
хорошо старался». «Стратегия бесконечного улучшения» старта своего
рода базисной, стержневой линией японского бизнеса.
Здесь филигранная
слаженность всех звеньев производственного процесса. Еще в конце 40-х годов
японцы отказались от складов, как от «управленческой нелепицы».
У системы «все —
в свое время» есть несколько правил, возведенных в ранг закона.
Одно из них гласит,
что бригада или участок сами принимают детали или изделия с предыдущего звена
производства, т. е. действует система внутренней цеховой приемки. Этим удалось
психологически перестроить персонал, заставив рассматривать бригады на
следующем участке производственной цепочки как покупателей, которые диктуют
уровень требуемого качества. Иными словами, возрождается «модель
деревенского ремесленника», который плел каждую свою корзину на совесть,
поскольку знал, что с односельчанами-покупателями ему жить бок о бок до конца
дней своих.
В японском варианте
деловой этики, ориентирующейся на потребителя, концепция маркетинга есть не что
иное как учет желаний потребителя; общность ощущений с потребителем;
удовлетворение их на таком же уровне, как сам производитель удовлетворял бы
свои собственные желания.
Вкусы и желания
потребителя надо удовлетворять без рассуждений. Японский лозунг: «Пусть за
себя говорят товары и услуги» — это политика фирмы.
Общая коммерческая
политика складывается из шести элементов.
1. Фундамент, стратегическая установка — это
принципы деловой этики или основное направление деятельности компании.
2. Долгосрочные цели (на 5 лет): прибыль, доля
рынка.
3. Долгосрочная политика — стратегия, т. е.
правила долговременного распределения ресурсов—дающие представление о будущем
положении компании.
4. Лозунг года (особо выделить задачи текущего
года).
5. Цели по каждой функции на год (закупки, статистика,
информация).
6. Годовые рабочие планы по каждой функции (затраты,
качество, охрана здоровья, развитие производства).
III. Японские методы Управления производством
Законодателем моды
является компания «Тоёта», разрабатывающая и внедряющая систему «канбан».
Японские менеджеры
преподносят 9 уроков простого подхода к управлению производством. Японские
производители отвергли сложные рецепты управления, их подход заключается в
упрощении проблем, а не в поиске сложных решений.
Японскую систему
управления можно разделить на две основные группы методов. Первая относится к
проблеме эффективности ведения дел, вторая — к проблеме качества продукции.
Первая часть
нацелена на повышение эффективности производства и
известна как система «канбан» — «точно во время». Она прямо
связана с материальными затратами и влияет на все стороны деятельности фирмы.
Система «канбан» оказывает частичное воздействие и на качество
продукции. Обе группы методов тесно переплетаются. Рассмотрим систему «точно
во время».
Урок первый. Управленческая технология — товар
транспортабельный. Секрет успеха заключается в эффективном управлении
запасами. Преимущества как может сначала показаться, незначительны. Они
сводятся к некоторой экономии затрат на производство запасов, которая
возникает от того, что изготавливаются и хранятся самые мелкие партии деталей.
Японцы обнаружили,
что главные выгоды заключены в улучшении качества продукции, повышении заинтересованности
рабочих и в увеличении производительности.
Вот как это
происходит. Рабочий получает по одной детали. Если она не годится, он
незамедлительно доводит это до предыдущего рабочего, тот выясняет причину и
устраняет недостатки. Тем самым оказывается взаимопомощь. Механизм японского
управления использует в качестве «горючего» специфические национальные
черты японского народа: трудолюбие, бережливость, преданность делу, фирме,
восприимчивость к нововведениям, высокий образовательный уровень.
Урок второй. Производство методом «точно во время»
позволяет выявить проблемы, которые в иных условиях не видны из-за избыточных
запасов и лишнего персонала.
Концепция «точно
во время» составляет сердцевину системы управления производством. Идея
проста: производить и поставлять готовые изделия как раз к моменту их
реализации, комплектующие узлы — к моменту сборки изделий, отдельные детали — к
моменту сборки узлов, материалы — к моменту изготовления деталей.
«Канбан»
чисто японское слово и означает «карточка» или визуальная система
записи. «Канбан» — усовершенствованная система, применяемая в компании
«Тоёта», при которой заказ на изготовление деталей заносится на специальную
карточку.
Система «канбан»
предусматривает выпуск изделий мелкими партиями, сокращение времени переналадок
оборудования и приспособлений, сокращение затрат при отгрузке, поставке,
получении (однодневные поставки осуществляются по заказам по телефону,
несколько раз в день небольшими партиями), полный отказ от каких-либо запасов.
Наличие крупных
партий узлов и деталей скрывает причины появления дефектов и брака. Когда
размер партий сокращается, причины брака обнажаются.
Стоит обеспечить
надлежащую видимость — и каждый будет стремиться выбрать правильный курс. Здесь
применяется методика «вытягивания» деталей и узлов в противовес практике
«выталкивания».
Эффективность
системы «точно во время» определяется рядом факторов. Во-первых,
обеспечивается повышение эффективности производства за счет сокращения
запасов, отходов и косвенных издержек, уменьшаются прямые затраты труда на
переделку. Кроме того, сокращаются потребности в складских помещениях, оборудовании,
механизмах, рабочей силы, затраты на транспортировку грузов, потребности в
контроле и бухгалтерском учете, в обработке информации. Снижаются управленческие
расходы.
Во-вторых,
извлекаются дополнительные выгоды от изучения конъюнктуры рынка и
прогнозирования ее изменения, связанные с размерами закупок и поставок,
сроками поставок и др.
В-третьих,
постоянное повторение цикла (сокращение запасов, улучшение качества, рост
производительности и т. д.) в конечном счете означает, что товары становятся
все более дешевыми и качественными.
В-четвертых, ценовая
тактика японских фирм заключается в ориентации на низкую норму прибыли. Невысокие
затраты и низкая норма прибыли приводят к приемлемым ценам, что позволяет
заключать все новые и новые контракты, а это влечет за собой развитие
производства и стимулирует рост объемов выпуска. Величина валовой прибыли
высока ввиду повышения объема продаж.
Второй урок можно
сформулировать следующим образом: избегайте излишеств, потерь,
неравномерности.
Урок третий. Качество начинается с организации
производства. Необходимо, чтобы весь персонал компании выработал привычку
совершенствовать качество. Задача состоит в том, чтобы все сразу делать правильно.
Ответственность возлагается на самих изготовителей. Это базовый принцип
японского подхода. Он основывается на следующих положениях:
— массовое обучение персонала;
— организация кружков качества;
— выработка целей, привычка к улучшению и
стремление к совершенству.
Рабочим
предоставляется право останавливать линию конвейера (применяя желтый и красный
сигналы).
Принципы,
способствующие дальнейшему повышению качества:
— производство мелкими партиями;
— порядок на рабочем месте;
— ежедневная проверка состояния оборудования.
«Качество — прежде
всего» — это не просто лозунг, а стратегия организации производства и всего
персонала — снизу доверху.
Урок
четвертый. Культурные
различия наций не являются препятствием. Применение метода способствует
изменению отношения рабочих к труду и управляющих к своей деятельности.
Урок пятый. «Стремитесь к упрощениям, и товары
польются рекорд». Смысл: упрощайте производственную структуру предприятия,
ломайте границы между технологически специализированными цехами.
Урок шестой. Гибкость открывает двери к успеху. Гибкость
производства, его быстрая приспособляемость к условиям рынка — фундамент
положения. Отсюда — выпуск смешанных моделей, гибкое использование
высококвалифицированной рабочей силы (многопрофильных рабочих). Гибкое
использование рабочей силы — ключ к эффективному управлению ресурсами.
Урок седьмой. Не берите сразу слишком большой груз: лучше
совершить несколько путешествий (речь идет о закупках материалов, снижении
издержек, точном соблюдении объема, сроков поставок и доставки грузов).
Японские покупатели стремятся к одному поставщику одного изделия.
Закупки из одного
источника: фирма, 60% поставок которой предназначается для одного покупателя,
приложит все усилия, чтобы угодить партнеру, чтобы не имел дела с другими
фирмами. Еще одна формулировка: заставляйте своих поставщиков осуществлять
поставки ежедневно или еще чаще.
Урок восьмой. Большой упор на самоусовершенствование.
Меньше программ, меньше вмешательства со стороны специалистов. Кружки качества
сочетаются с получением рабочими смежных профессий и ротацией рабочих и
управляющих.
Японцы не открыли
ничего нового и не внесли никаких поправок в старые представления о линейном и
штабном персонале. Они просто придерживаются желания помочь линейным
руководителям и рабочим улучшить свою работу. Поэтому производственный
персонал обучают и готовят так, чтобы сделать знатоками своего дела и вовремя
перемещают его, чтобы работники смогли самоусовершенствоваться. Они все делают
в соответствии с наукой. И снова подчеркивается та же мысль: фирма не
нуждается в большом числе реализуемых или управляемых специалистами программ,
управляющие производством и рабочие могут справиться сами.
Урок девятый. Простота — это естественное состояние.
Стремление к дебюрократизации, к устранению излишнего бумаготворчества там,
где можно обойтись устным распоряжением и телефонным разговором, отказ от
ненужных административных звеньев.
Простота японской
системы не терпит излишних органов и бюрократической волокиты. Японцы все
больше прибегают к простым и ясным решениям. Основной девиз: упрощать и
сокращать.
Немаловажное
значение имеет и выбор времени перемен — символично, что в «Тоёте» эта система
зародилась во время настоящего кризиса, под угрозой банкротства.
IV. Японские методы управления качеством
Эти методы подробно
изложены в одноименной книге крупного японского специалиста Каору Исикава — президента
технологического института в Токио.
Один японский
менеджер говорил: «Многие иностранцы, посещая нашу фирму, удивляются, как мы,
используя ту же технологию, оборудование и сырье, что и в Европе и США,
добиваемся более высокого уровня качества. Они не понимают, что качество дают
не станки, а люди».
Этим он дал одно из
самых лучших объяснений стабильности японской экономики.
Можно по-разному
объяснять экономические достижения в Японии, но в конечном итоге на первое
место надо поставить человеческий потенциал. Японские менеджеры каким-то
образом обнаружили секрет овладения энергией людей и использования их резервов
с большей эффективностью, чем кто бы то ни было. В значительной мере этому
способствовала система управления качеством.
В японском языке
есть несколько близких по значению слов, обозначающих «управление» — «кейе»,
«кан-ри», «кансей», «тосей», аналогичных понятию «менеджмент», который в общем
виде подразумевает необходимость установления цели, постановку задачи и
нахождение пути к ее эффективному достижению и решению. В Японию менеджмент
пришел с Запада, но здесь он имеет свою специфику, связанную с национальными
традициями и условиями культурного развития.
Как
осуществлять управление качеством?
Необходимо следовать
формуле: «планируй — делай — проверяй — воздействуй». Это называется «круг
управления», который помогает двигаться в правильная направлении. Он состоит из
6 секторов, т. е. предполагается шесть комплексов мероприятий:
1. Определение целей и задач.
2. Определение способов достижения целей.
3. Обучение и подготовка кадров.
4. Выполнение работ.
5. Проверка результатов выполненных работ.
6. Осуществление соответствующих управляющих воздействий.
Что мешает
управлению и совершенствованию?
Как правило, все
дело в людях, в частности в их неправильной позиции. К ним относятся:
1. Пассивные руководители высшего звена, их желание
уйти от ответственности.
2. Те, кто считает, что все обстоит хорошо и нет
никаких проблем.
3. Те, кто считает свою фирму самой лучшей.
4. Полагающиеся на свой скудный опыт, считающие,
что самыми лучшими путями к достижению целей являются те, которые им хорошо
известны.
5. Те, кто думает только о себе или о своем подразделении.
6. Кто не желает слушать мнения других.
7. Кто любыми путями стремится выдвинуться и заботится
только о собственном благополучии.
8. Отчаяние, ревность, зависть.
9. Те,
кто закрывает глаза на внешний мир, на происходящее вне их непосредственного
окружения.
Для борьбы с такими
вредными позициями требуется убежденность, дух сотрудничества, энтузиазм и
стремление к нововведениям.
Что такое
обеспечение качества?
Это означает гарантирование
такого уровня качества продукции, которое позволяет потребителю с уверенностью
приобретать и использовать ее в течение длительного времени, причем эта
продукция должна полностью удовлетворять требованиям потребителя: оправдывать
его доверие и удовлетворять его запросы. Имеет большое значение и организация
сервисного обслуживания. Принципы обеспечения качества следующие:
1. Обеспечение качества, основанное на контроле.
2. Обеспечение качества, основанное на
управлении производственным процессом.
3. Обеспечение качества на стадии разработки
новых видов продукции.
Фирмы Японии,
находящиеся на передовых рубежах науки и техники, ставят перед собой следующие
задачи:
1. Процветание и высокая репутация фирмы.
2. Объединение усилий всех работников,
достижение всеобщего участия в решении задач, создание согласованно
действующей системы.
3. Завоевание доверия заказчиков и потребителей.
4. Творческий подход к разработке новой
продукции (оригинальная технология).
5. Эффективное административное управление качеством.
6. Уважение личности, обучение всех работников
фирмы, культура производства, передача традиций следующему поколению.
7. Использование статистических методов
управления качеством.
Главное
правило: «Лицо фирмы определяется ее работниками».
Под административным
управлением понимается: организация производства, изучение затрат времени,
улучшение рынка, управление закупками, функционально-стоимостной анализ,
стандартизация, подготовка кадров, учет затрат и т. д.
Прежде всего должны
учитываться интересы персонала, а затем удовлетворяться запросы потребителей.
Эта важнейшая задача
решается с помощью трех основных средств: качество, цена (затраты и прибыль),
количество (сроки поставки).
Принцип «качество
прежде всего» подтверждается с помощью следующих правил :
1. Управление качеством начинается с подготовки
кадров и этим заканчивается.
2. Следующий этап производственного процесса — потребитель
твоей продукции.
3. Полезность сотрудника определяется не его
постоянным физическим присутствием, а потребностью фирмы в этом сотруднике
(его качества: быстрота реакции, сообразительность, инициатива).
4. Состоявшимся руководителем можно назвать
того, кто способен управлять и вышестоящим по должности (без злоупотреблений).
5. Наделение подчиненных правами стимулирует всестороннее
развитие их способностей и активизирует их творческие возможности (хорошо знать
стратегию, практическую политику фирмы).
6. Достоверность информации руководителей всех
звеньев.
7. Ответственность за деятельность кружков
качества.
8. Сотрудничество и связь с другими отделами (горизонтальные
связи).
9. Ориентация на перспективу (глава фирмы — на 10
лет, зам. руководителя — 5 лет, начальник отдела — 3 года).
Основой деятельности
кружков качества является содействие совершенствованию и развитию предприятия
и его подразделений, создание здоровой, творческой и доброжелательной
атмосферы на рабочем участке, всестороннее развитие способностей работников
и как результат — использование их в интересах фирмы.
Принципами
деятельности кружков качества являются: добровольность; саморазвитие; групповая
деятельность; участие служащих; взаимосвязь с рабочим местом; деловая
активность; непрерывность функционирования; взаиморазвитие; атмосфера
новаторства и творческого поиска; осознание важности этого занятия.
Изучая практический
опыт работы японских фирм, можно отметить, что на первый взгляд ничего особенного
в деятельности их менеджеров нет, но в том-то и состоит «изюминка»
японского менеджмента. Успех японцев в том, что они все делают, как того
требуют принципы, как полагается, «как учили», с соблюдением всех
требований человеческих и деловых отношений, четко выполняют инструкции.
В нашей же стране
практически все знают правила дорожного движения, но мало кто их соблюдает. Так
и в управлении: знаем, как надо делать, но действуем совсем не так.
1. Сульповар Л. Б., Маннапов Р. Г.
“Менеджмент наука и искусство управления
бизнесом.”
2. Комир Ю. Д.
“Техника эффективного делового общения.”
3. Щербаков В. И.
“Новый подход к управлению.”
4. Шекшня С. В.
“Управление персоналом современной
организации.”