Показатели
|
Годы
|
2004
|
2005
|
2006
|
1. Выручка от реализации продукции, тыс. руб.
|
8401
|
7083
|
|
2. Себестоимость реализуемой продукции, тыс. руб.
|
7880
|
7611
|
|
3. Прибыль (+)
Убыток (-), тыс. руб
|
521
|
-528
|
|
4. Уровень рентабельности,%
|
6,6
|
-
|
|
Анализируя данную таблицу, можно
сделать вывод, что в 2003 г. данное предприятие получило прибыль в размере 211
тыс. руб. Учитывая себестоимость, уровень рентабельности составил 3,6%. В 2004
г. рентабельность СПК "Приманычский" увеличилась на 3% по сравнению с
2003г., а в 2005 г. предприятие получило убыток в размере 528 тыс. руб.
Стратегические направления. В
конкурентной среде необходимо выбрать из всех присутствующих на рынке
предприятий сходного профиля, основные оказывающие наибольшее влияние в
получении корпоративных (комплексных) заказов. Т.к. стратегической целью
является выполнение таких корпоративных заказов, нам и нужно ориентироваться на
такие сельскохозяйственные предприятия как СПК "Эрдниевский", ФГУП
"Улан Хееч", РГУП "Сарпа". Но при этом нельзя не обращать
внимание на существующих узко-профильных конкурентов.
Т.о. СПК "Приманычский"
в стратегическом развитии конкурентных преимуществ ориентируется на указанные предприятия.
Вышеизложенное лишний раз
подтверждает правильность выбранной целевой установки и позволяет определить
конкурентную позицию СПК "Приманычский", которая заключается:
В укреплении и расширении
сотрудничества с крупными заказывающими организациями, внешнеторговых фирм и
проектных институтов;
В расширении сотрудничества с
российскими производителями в части обеспечения комплексных поставок;
В определении в качестве
главного конкурента СПК "Приманычский" сельскохозяйственных
предприятий, таких как РГУП "Сарпа", ФГУП "Улан Хееч", СПК
"Эрдниевский";
Оперативное направление. Конкурентное
преимущество в агрессивной маркетинговой среде, в которой вынуждено работать
предприятие, заключается в лучшем удовлетворении спроса потребителей,
извлечение наибольшего размера возможной прибыли.
Задача СПК "Приманычский"
- нейтрализовать действие конкурентной среды за счет укрепления собственных
позиций на рынке по следующим факторам:
сроки изготовления
качество продукции
уровень цен
комплектность поставки
работа с институтами
работа с заказчиками
имидж фирмы
Сроки изготовления. Сокращение
сроков изготовления заказов выводит предприятие в конкурентной борьбе на
несколько ступеней выше и является на сегодня самым важным фактором. На сегодня
рынок положительно воспринимает сроки, предлагаемые изготовителем: 30-45 дней -
индивидуальные заказы, 15-30 дней - типовые и серийное оборудование. Задача по
сокращению сроков выполнения заказов ставится всем службам, задействованным в
оформлении и дальнейшем прохождении заказа.
Качество продукции. Необходимо
выделить 2 вида совершенности продукции:
товары предельного качества;
товары, не достигшие
совершенства, требующие модернизации.
Улучшение качества продукции,
достигшей предельного уровня совершенности, как правило, сопровождается
увеличением цены. Для некоторых потребителей покупка более качественного сырья
по более дорогой цене - оправдана, для некоторых - это вовсе не нужно. В этой
ситуации целесообразно иметь 2 направления производства качественной в
определенной степени продукции:
низкое качество - низкая цена (зачастую
это соотношение устраивает потребителей рынка ЖКХ);
высокое качество - высокая цена.
Предлагать рынку
сельскохозяйственную продукцию того или иного качества можно только исходя из
требований участников рынка.
По товарам, требующим
модернизацию, постоянно проводятся работы техническим службами по повышению
потребительских свойств товара. Задача маркетинга - постоянно держать в курсе
потребителей продукции о результатах этих работ. Товару, некогда испортившему о
себе мнение, тяжело завоевать положительные отзывы.
Уровень цен. Конкурентные
преимущества в ценообразовании - относительно эффективный инструмент, но либо
другой критерий может оказаться более важным в оценке покупателей поставщика. На
рынке продукции аграрного сектора конкурентные преимущества выдерживаются при
соблюдении уровня "цена - качество", "цена - условия поставки"
с уровнем цен конкурентов и сдерживании необоснованного шокирующего роста цены
всякий раз, используя индивидуальный подход к покупателю.
Комплектность поставки. Есть
возможности расширить комплектность поставки за счет выполнения заказов
фирм-филиалов. А в перспективе, имея маркетинговую службу, выполнять поставки
любой сельскохозяйственной продукции других предприятий.
Работа с институтами. Конкурентные
преимущества составят в данном направлении следующие действия:
организация более тесно
сотрудничества с проектными институтами посредствам заключения договора "завод-институт",
агентских договоров "завод-специалист института", ориентировать
заказчика на СПК "Приманычский";
Работа с заказчиками. Среди
клиентов СПК "Приманычский" есть так называемые "проблемные"
клиенты, имея потребности в продукции, подтвержденную платежеспособность, по
ряду причин не желают сотрудничать с СПК "Приманычский". Здесь
необходимо подключить человека, лоббирующего интересы СПК "Приманычский"
на своем предприятии на основании агентского договора.
Имидж. Создание имиджа
предприятия за счет выставок, PR, презентаций,
культурны обслуживания клиентов.
Маркетинговая цель СПК "Приманычский":
завоевание доминирующего положения на рынке заказов сельскохозяйственной
продукции, рост инвестиционной привлекательности СПК "Приманычский" и,
как следствие, расширение возможностей привлечения внешнего финансирования.
Основные направления
маркетинговой деятельности:
увеличение объемов продаж;
прирост прибыли;
повышение имиджа компании.
Увеличение объемов продаж
должно обеспечиваться выполнением следующих задач:
более плотная, активная работа с
заказчиками на ранних этапах производства продукции;
расширение круга крупных
потребителей, министерств, путем проведения презентационных компаний и
заключения взаимовыгодных договоров о долгосрочном сотрудничестве;
обеспечение доступности
информации об СПК "Приманычский" и его продукции за счет разработки и
проведения эффективной информационной компании
Прирост прибыли должен достигаться
решением следующих задач:
разработка эффективной ценовой
политики на продукцию СПК "Приманычский";
обеспечение дополнительной
прибыли за счет увеличения продаж продукции несобственного производства.
Повышение имиджа компании
заключается в завоевании и укреплении позитивной репутации торговой марки СПК
"Приманычский" на рынке сельскохозяйственной продукции.
В 2006 году сохраняется курс
работы предприятия 2004-2005 годов с учетом некоторых дополнений и
корректировок.
Стратегическая цель: становления
СПК "Приманычский" лидером в Республике Калмыкия по производству сельскохозяйственной
продукции.
Необходимо провести следующие
мероприятия:
Для более активной оценки
ситуации на рынке постоянно осуществляется мониторинг внешней среды. Продолжать
работу по оценке позиций СПК "Приманычский", в т. ч. с помощью
информации, полученной от конкурентов, отражающей количество отгруженной
продукции в тот или иной регион. Не затрагивая конфиденциальной стороны
сотрудничества с потребителями продукции, наладить получение подобной
информации.
Пересмотреть форму оплаты услуг,
заключить агентский договор на поиск заказчиков и реализацию продукции СПК
"Приманычский" со специалистом, координирующим сбытовую работу. Установить
размер оплаты по данным договорам - 0,5-1%.Т.о. заинтересованность специалистов
возрастет.
Подготовить электронный
материал, содержащий необходимую и достаточную информацию для покупателей
Южного Федерального Округа по номенклатуре СПК "Приманычский". В
настоящее время наряду с традиционными запросами потребителей по номенклатуре
выпускаемых изделий появляются новые требования к формату предоставляемой
информации, а именно, в виде компакт-дисков. Т.о., допускается простота в
поиске и использовании в проектах нужной информации, больший объем данных.
Концентрировать внимание на VIP-клиентах, используя индивидуальный подход к заказчику,
искать возможные пути решения проблем заказчика. Следуя по такому пути
достигается максимальный уровень рентабельности продукции.
Сроки изготовления. Решение
этого вопроса позволит в несколько раз усилить позиции СПК "Приманычский"
на рынке. На первом этапе, пока не решен вопрос глобально, рассмотреть
возможность сокращения сроков изготовления продукции, используя индивидуальный
подход к заказчику с одновременным повышением стоимости заказа. Для потребителя
продукции СПК "Приманычский" решающими факторами для совершения сделки
служат (по убыванию): сроки изготовления, уровень цен, качество продукции,
комплектность поставки и т.д.
Регулярно проводить работу с
потребителями по улучшению качества продукции СПК "Приманычский". Сбор
и обобщение рекламаций, отзывов и предложений для службы качества и технических
служб.
Ценообразование. Можно
использовать вариант повышения цены: за счет предоставления новых возможностей
покупателю. Например, сократить сроки изготовления продукции, что является
главным инструментом, который позволит не только оставить продажи на прежнем
уровне, но и обеспечить их рост при одновременном увеличении отпускных цен СПК
"Приманычский". Улучшение качества продукции должного эффекта не даст.
Расширить спектр сервисных услуг.
Продукция на экспорт
Необходимо расширить
маркетинговый деятельность по участию СПК "Приманычский" в поставках продукции
за рубежом. С этой целью формировать творческие коллективы с участием
компетентных специалистов и привлечением заинтересованных служб для
осуществления непосредственной работы с покупателями и заказчиками за рубежом. Создать
эффективную структуру "внутреннего маркетинга", объединяющую усилия
технических специалистов и специалистов по продажам, что позволит применить
стратегии "Повышение качества" и "Улучшение свойств".
Сконцентрировать усилия на
прямых поставках в Дальнее и Ближнее зарубежье. Поставка сельскохозяйственной
продукции для замены брака даст возможность удержания позиций на освоенных
рынках. Для этого необходимо применить стратегию "Концепции маркетинговые
усилия" на данном направлении, которая выразится в установлении и
возобновлении прямых контактов с заказчиком за рубежом.
Рассмотреть возможность
реализации стратегии "Стратегическое первенство" с основными
конкурентами в области производства продукции агропромышленного комплекса, т.к разумное
проведение данной стратегии позволит увеличить как объемы "косвенного
экспорта", так и объемы "прямого экспорта". Сотрудничество в
рамках "Стратегическое партнерство" вероятно принесет ощутимую пользу
всем его участникам.
Рекламно-выставочная
деятельность
Цели:
Формирование положительного
имиджа компании в сознании потребителей, общественности и собственного
персонала;
Качественное донесение
необходимой информации до потребителя;
Разработка и реализация
мероприятий по продвижению продукции компании.
Задачи:
Создание долгосрочного
покупательского предпочтения к торговой марке предприятия и его продукции;
Разработка комплекта мероприятий
по продвижению имиджа предприятия на рынках.
Тезисы
единая активная рекламная
политика;
рекламные кампании изначально
включаются в план маркетинга по товару (конкретные усилия на конкретном рынке
по конкретному продукту). Эффективное проведение рекламных кампаний;
четкая проработка целей рекламы;
информативность, достоверность;
поддержка продукта на всех
стадиях ЖЦ (переход от отдельных рекламных объявлений к тотальной рекламе);
четкое взаимодействие и
разделение ответственности заинтересованных служб по конкретным маркетинговым
усилиям (региональные менеджеры, отдел маркетинга, бюро рекламы, главные зоотехники
СПК "Приманычский");
сотрудничество с рекламными и
маркетинговыми агентствами;
анализ рекламы конкурентов;
наличие централизованной функции.
Концепции:
Рекламные усилия следует
сосредоточить на 3-х основных направлениях:
имиджевая реклама предприятия,
продвижение торговой марки (переход от доверия к отдельным продуктам к самой
фирме и ко всему, что позволит);
продвижение нового товара (целенаправленная
рекламная кампания) - задействованы продуктовые менеджеры, отдел маркетинга,
служба рекламы. Как правило, раскрутка торговой марки или бренда, обходится в
десятки раз дешевле раскрутки отдельных ее продуктов. Следовательно,
продвижение продукции должно идти через продвижение имиджа компании;
продуманная процедура участия и
организации рекламных мероприятий, выставок.
Эффективность стимулирования во
многом зависит от выбора времени его проведения. В практике сельского хозяйства
время осуществления отдельных мероприятий по стимулированию привязывается к
определенному сезону.
Главной задачей СПК "Приманычский"
было проинформировать целевую аудиторию о предлагаемых товарах к началу
стригального сезона, а также провести мероприятия по стимулированию сбыта.
Так как в нашей республике очень
большая конкуренция в области сельскохозяйственной продукции очень многое
зависит от своевременной рекламы, поиска покупателей на свою продукцию. Реклама
СПК "Приманычский" должна быть направлена на покупателей за пределами
республики, клиентов Ставропольского, Краснодарского края, Ростовской,
Волгоградской области. Основными конкурентами являются РГУП "Сарпа", ФГУП
им. Чапчаева, ГУП "Шатта". РГУП "Сарпа" в течении
нескольких лет сотрудничает с закупщиками шерсти Ставропольского края. Многие хозяйства
нашей республики имеют налаженные связи с покупателями близлежащих регионов.
Для поиска потенциальных
клиентов отделом маркетинга СПК "Приманычский" была размещена реклама
в периодические издания, даны ссылки на сайт агентства в сети Интернет.
С марта 2005 года СПК "Приманычский"
выпустило свою дисконтную карту, дающую накопительную скидку при последующих
покупках шерсти постоянными клиентами.
Таким образом, к первому июля
2007 года 58,7% всех клиентов обратились повторно к услугам СПК "Приманычский"
и воспользовались дисконтной картой.
Разработка бюджета
стимулирования сбыта осуществляется в рамках общего бюджета по осуществлению
коммуникационной стратегии СПК "Приманычский". Размер требуемых
средств для стимулирования сбыта может рассчитываться путем определения затрат
на проведение каждого конкретного мероприятия, которые следует соотнести с
объемом ожидаемой прибыли.
Расчет экономической
эффективности стимулирования сбыта товаров СПК "Приманычский" проводится
по формулам:
В основу взяты 35 дней проведения
рекламных акций.
Среднедневной товарооборот
составил 7613/365 дней = 20,8 тысяч рублей.
Прирост товарооборота составляет
5%.
Расчет товарооборота под
воздействием рекламы.
Тд = (Тс * П * Д) / 100,
где Тд - дополнительный товарооборот,
вызванный рекламными мероприятиями (руб.);
Тс - среднедневной товарооборот
до начала рекламного периода (руб.);
Д - количество дней учета
товарооборота в рекламном процессе;
П - относительный прирост среднедневного
товарооборота за рекламный период по сравнению с дорекламным (%).
Тд= 20,8*35*5%=36,4 тыс. рублей
Расчет экономического эффекта
рекламирования.
Экономический эффект рекламирования
- это разница межу прибылью, полученной от дополнительного товарооборота, вызванного
рекламными мероприятиями, и расходами на рекламу.
Э = (Тд * Нт) / 100 - (3р + Рд),
где Э - экономический эффект
рекламирования (руб.);
Тд - дополнительный товарооборот
под воздействием рекламы (руб.);
Нт - торговая надбавка за
единицу товара (в % к цене реализации);
Зр - затраты на рекламу (руб.);
Рд - дополнительные расходы по
приросту товарооборота (руб.).
Э = 36,4 * 114/100 - (11+2,2) =
28,2 тысячи рублей.
Экономический эффект рекламных
мероприятий положительный - затраты на рекламу меньше дополнительной прибыли,
соответственно 36,4 и 11 тысяч рублей за 35 дней.
Расчет рентабельности
рекламирования.
Эффективность затрат на рекламу может
быть определена с помощью
показателя рентабельности
рекламирования:
Р = (П / З) *100%,
где Р - рентабельность
рекламирования (%);
П - дополнительная прибыль,
полученная от рекламирования товара (руб);
З - общие рекламные затраты (руб.),
З = 3р + Рд.
Р = 28,2/ (11+2,2) =213,6%
Расчет экономической
эффективности рекламы методом целевых альтернатив.
Экономическая эффективность
рекламы может определяться методом целевых альтернатив путем сопоставления планируемых
и фактических показателей, оцениваемых как результат вложения средств в
рекламную компанию.
К = (Пф / По) * 100%,
где К - уровень достижения
планируемого уровня прибыли (%);
Пф - фактический объем прибыли
за период действия рекламы (руб.);
По - планируемый объем прибыли
за период действия рекламы (руб.).
В развитой рыночной экономике
существует множество типов предприятий, но ни на одном из них нельзя обойтись
без маркетинговой службы. Хотя экономисты выделяют различные пути повышения
эффективности фирмы, необходимо концентрировать внимание именно на службе
маркетинга, на том как специалисты этого отдела помогают предпринимателю
повысить эффективность, а следовательно, и прибыльность фирмы.
Прежде всего, маркетологи
занимаются исследовательской работой: исследованием рынка, потребителей,
товара, конкурентов. Многие директора сельскохозяйственных предприятий
недооценивают и даже игнорируют исследования маркетинга, что впоследствии
прямым образом отражается на финансовом благосостоянии фирмы. Хотя исследования
дороги, нельзя приуменьшать их роль, потому что в будущем они принесут только
прибыль: предприятие, особенно молодое, почувствует себя уверенней на новой
почве неосвоенного рынка. При помощи исследований можно выбрать наиболее
оптимальный и прибыльный рынок, потребителей, способ рекламы и т.д., и таким
образом маркетинговые исследования повышают прибыльность предприятия.
Оценка текущего положения в службе
маркетинга СПК "Приманычский" показывает, что практически не ведется
полноценный анализ эффективности рекламных акций, поэтому невозможно
систематически работать над повышением отдачи от такого стратегически важного
направления, как рекламно-выставочная деятельность. Существующая техническая
база не позволяет в соответствии с требованиями времени существенно улучшить
качество рекламных и информационных материалов.
Необходимо регламентировать
поступающую в службу информацию. Основной функцией службы является качественная
"упаковка" информации и распределение ее по необходимым каналам.
Исходя из вышесказанного
необходимо осуществить решение следующих стратегических задач:
реорганизация службы рекламы и
выставок;
систематизация и четкое
планирование деятельности службы;
дельнейшее позиционирование
имиджа предприятия.
Основное внимание при разработке
мероприятий по рекламно-выставочной деятельности следует уделить внимание
следующим стратегическим продуктовым направлениям:
продвижение продукции СПК "Приманычский"
на местном рынке;
продвижение продукции СПК "Приманычский"
на рынке Южного Федерального Округа.
Мероприятия по направлению
"Продвижение продукции СПК "Приманычский" на рынках Южного
Федерального округа": планируется участие в специализированных выставках
сельскохозяйственных животных (г. Ростов-на-Дону), "Золотая Осень" (г.
Ставрополь.
Во время этих выставок будет
проводиться презентация продукции СПК "Приманычский".
Успех кооператива зависит от
подготовленности персонала по сбыту, формирование которого является сложным и
дорогим делом. "Сбытовикам" СПК "Приманычский" надо учиться
продавать в условиях развития предпринимательства. Продавец (коммивояжер) должен
уметь создать ситуацию, в которой клиент сам хотел бы вести беседу.
С помощью рекламы СПК "Приманычского"
повысится информированность населения, увеличивается число покупок, усилится ее
воздействие на формирование потребностей и спроса.
1.
Аванесов А.Ю., Клочко А.Н., Васькин Е.В. Основы коммерции на рынке
товаров и услуг: учебник для высших учебных заведений - М.: ТОО "Люкс-Арт",
2005, 176 стр.
2.
Адамова Н.А., Йохна В.А., Малова Т.Л., Пенкин Т.Е. Организация и
планирование производства агропромышленного комплекса, - Киев: “Высшая школа",
- 2004.
3.
Барышев А.Ф., Маркетинг - М.: ACADEMA, 2002
4.
Батра Р. "Рекламный менеджмент". - М., 2001
5.
Болт Г. Практическое руководство по управлению сбытом. - М: Экономика,
2004
6.
Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для ВУЗов. - М.:
ИНФРА-М, 2003. - 608 с.
7.
Глушенко В.В. Менеджмент. Системные основы. - М.: НПЦ Крылья, 2003
8.
Голубков Е.П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения. - М: Экономика,
2003
9.
Дж.Р. Росситер, Л. Перси "Реклама и продвижение товаров". -
СПб., 2001.
10.
Дж.Р. Эванс, Б. Берман "Маркетинг".
- М., 2002.
11.
Диксон П.Р. Управление маркетингом. Пер. с англ. М.: ЗАО "Издательство
БИНОМ", 2001. - 560 с.
12.
Завьялов Л., Демидов Д. Формула успеха. Маркетинг: сто вопросов - сто
ответов, как действовать на внешнем рынке. М., 2002.
13.
Ким С.А., Пушкин П.С., Овчинников С.И. Организация и планирование
промышленного производства, - Минск: “Высшэйшая школа", - 1999
14.
Кожекин Г.Я., Синица Л.М. Организация производства, - Минск: ИП
“Экоперспектива”,-2001.
15.
Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. М.: Центр экономики и
маркетинга, 2006.
16.
Кокеткин П.П., Доможиров Ю.А., Никитина И.Г. Планирование и управление
на швейных предприятиях (Справочник), - Москва: Легпромбытиздат, - 2003
17.
Котлер Ф. "Основы маркетинга". - СПб., 1994.
18.
Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. Минск. Высшая
школа, 2005,451 стр.
19.
Лебедев О.Т. Филиппова Т.Ю. "Основы маркетинга". - СПб., 2003.
20.
Лунев В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой. - М.: Финпресс,
НГАЗиУ, 2001. - 356с.
21.
Маслова Т.Д., Ковалик Л.Н., Божук С.Г. М31 Маркетинг // СПб: Питер, 2001.
- 320 с.: ил. - (Серия "Краткий курс").
22.
Маркетинг: Учебник / Под редакцией Романова А.Н. М.: Банки и биржи,
ЮНИТИ, 2006.
23.
Моисеева А.К., Аниськин Ю.П. "Современное предприятие,
конкурентоспособность, маркетинг, обновление". - М., 2003.
24.
Немчин А.М., Минаев Д.В., Маркетинг. Учебное пособие. // "Бизнес-пресса",
2001 - 512 с.
25.
Николаева Т.И. Адаптация торговли к условиям рынка. - Екатеринбург: Издательство
УрГЭУ, 2005, 168 стр.
26.
Николаева Т.И. Торговля потребительскими товарами: проблемы развития и
совершенствования - Екатеринбург: Издательство УрГЭУ, 2006, 209 стр.
27.
Организация и планирование машинно-строительного производства, - Под ред.М.И.
Ипатова, В.И. Постникова, М.К. Захаровой, - Москва: “Высшая школа", - 1998.
28.
Организация, планирование и управление деятельностью промышленных
предприятий, - Под ред. С.Е. Каменицера, Ф.Ф. Русинова, - Москва: “Высшая школа",
- 2004.
29.
Организация, планирование и управление деятельностью промышленных
предприятий, - Под ред. С.Е. Каменицера, - Москва: “Высшая школа", - 2002.
30.
"Основы маркетинга"
Ф. Котлер, М., 1996 Перевод с английского “Ростинтэр”, 704 с.
31.
Павлов А.В. Разработка бизнес-плана. Практические советы. Изд-во: Альянс,
2004.
32.
Политика и практика маркетинга на предприятии / Кеворков В.В. Леонтьев С.В.
- М., Учебно-методическое пособие - 2001
33.
Портер М. Cтратегия развития компании в условиях высококонкурентных
рынков // Практический маркетинг, 2003, - №11, С. - 12
34.
Проблемы планирования и управления. Опыт системных исследований / Под
ред. Голубкова Е.П. - М., Экономика – 1987 Родин В.Г. Основы маркетинга. - М: Прогресс,
2002
35.
Сергеев И.В. Экономика предприятия, - Москва: “Финансы и статистика”, - 2003
36.
Серегина Т.К., Титкова Л.М. "Реклама в бизнесе". - М.: Инфра-М,
2006
37.
Соловьев Б.А. Основы теории и практики маркетинга. - М: МИНХ им. Г.В. Плеханова,
2003
38.
Торговое дело: экономика и организация: Учебник под общей редакцией проф.
Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько - М.: Инфра - М, 2003, 256 стр.
39.
Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. М.: ЗАО "Бизнес-школа
ИНТЕЛ-СИНТЕЗ", 2000. - 640 с.
40.
Хруцкий В.Е. и др. Современный маркетинг. - М: Финансы и статистика,
2003.
[1] Барышев
А.Ф., Маркетинг – М.: ACADEMA, 2002, с. 91-94
[2] Котлер
Ф. «Основы маркетинга». – СПб., 1994, с. 215-216
[3]
Голубков Е.П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения. - М: Экономика, 2003,
с. 164-165