Художественные образы акцентуаций личности
Художественные
образы акцентуаций личности
Героев с
экзальтированным темпераментом мы находим в литературе великое множество.
Задаваясь вопросом о причинах пристрастия писателей к данной структуре
личности, вспомним то, что говорилось уже об истерических личностях.
Экзальтированные личности могут придать развитию сюжета большую живость,
глубокие чувства героев способны увлечь читателя, захватить, потрясти его.
Кроме того, писатели сами часто обладают в известной мере порывистой, лабильной
психикой, поэтому человека данного типа им легко описать, так как его
внутренний мир им близок.
Точно так
же, как и принц Гомбургский, способна на восторг, быстро переходящий в
отчаяние, Катерина Ивановна из «Братьев Карамазовых». Катерина Ивановна,
собственно, никогда не любила своего жениха, гораздо больше ее увлекала другая
мысль — спасти его. В основном из этих соображений она и стала его невестой.
Снова мы сталкиваемся здесь с эндогенным психозом, имеющим некоторое отношение
к экзальтированному темпераменту, или с «психозом счастья», как иногда его
называют: такие больные, впадая в экстатическое состояние, чувствуют себя
призванными к тому, чтобы принести счастье и освобождение другим людям.
Катерина Ивановна восклицает (с. 187):
— А коли
так, то он еще не погиб! Он только в отчаянии, но я еще могу спасти его… Я хочу
его спасти навеки! Пусть он забудет меня как свою невесту! И вот он боится
предо мной за честь свою!? Ведь вам же, Алексей Федорович, он не побоялся
открыться? Отчего я до сих пор не заслужила того же? — Последние слова она
произнесла в слезах; слезы брызнули из ее глаз.
Полный
страсти темперамент этой женщины заставляет ее позвать к себе домой Грушеньку,
свою соперницу в отношениях с Митей. В силу легкой возбудимости она одержима
мыслью, что сделает Грушеньку своей союзницей в деле спасения Мити. Она в
восторге от Грушеньки (с. 101):
—
Грушенька, ангел, дайте мне вашу ручку, посмотрите на эту пухленькую,
маленькую, прелестную ручку, Алексей Федорович; видите ли вы ее, она мне
счастье принесла и воскресила меня, и я вот целовать ее сейчас буду, и сверху,
и в ладошку, вот, вот и вот!.. И она три раза как бы в упоении поцеловала
действительно прелестную, слишком, может быть, пухлую ручку Грушеньки.
Но Катерине
Ивановне пришлось пережить жесточайшее разочарование. Отрезвление началось уже
с того момента, когда Грушенька не соглашается ни на какие дальнейшие
предложения, направленные на спасение Мити. И вот Грушенька окончательно
срывает с себя маску (с. 193):
— Так и
оставайтесь с тем на память, что вы-то у меня ручку целовали, а я-то у вас
совсем нет. Так я и Мите сейчас перескажу, как вы мне поцеловали ручку, а я-то
у вас совсем нет. А уж как он будет смеяться!
В этот
момент эмоциональное состояние Катерины Ивановны делает резкий «поворот» в
другую сторону: она начинает бранить эту «беспутную женщину», это «создание,
всегда готовое к услугам». Под конец «с Катериной Ивановной сделался припадок.
Она рыдала, спазмы душили ее. Все около нее суетились».
Во время
суда чрезмерная эмоциональная возбудимость Катерины Ивановны проявляется
особенно резко. Вначале она Митю защищает, доходя до самоунижения. В своих
свидетельских показаниях она рассказывает, как однажды, спасая отца, пришла
просить у Мити денег (с. 219):
Тут было
что-то беспримерное, так что даже и от такой самовластной и презрительно-гордой
девушки, как она, почти невозможно было ожидать такого высокооткровенного
показания, такой жертвы, такого самозаклания. И для чего, для кого? Чтобы
спасти своего изменника и обидчика, чтобы послужить хоть чем-нибудь, хоть
малым, к спасению его, произведя в его пользу хорошее впечатление.
Однако
спустя немного времени свидетельские показания дает брат Мити, Иван, которого
она любит больше, чем своего жениха. Иван предстает перед нами во время суда
человеком психически больным, он обвиняет себя в подстрекательстве к
отцеубийству. И вот тут-то разбушевавшиеся чувства заставляют Катерину Ивановну
занять абсолютно противоположную позицию. Потрясенная жалостью к Ивану, а может
быть, и объятая страхом, что его признания будут приняты всерьез, она
почувствовала жестокую ненависть к Мите, считая его ответственным за душевное
заболевание брата. Она кричит (с. 230):
Я пробовала
победить его (Митю) моей любовью, любовью без конца, даже измену его хотела
снести, но он ничего, ничего не понял. Да разве он может что-нибудь понять! Это
изверг!
Незадолго
до этого она уже называла его «зверем». Достоевский продолжает (с. 232):
О,
разумеется, так говорить и так признаваться можно только какой-нибудь раз в
жизни — в предсмертную минуту, например всходя на эшафот. Но Катя именно была в
своем характере и в своей минуте. Это была та же самая стремительная Катя,
которая кинулась тогда к молодому развратнику, чтобы спасти отца; та же самая
Катя, которая давеча, перед всею этою публикою, гордая и целомудренная,
принесла себя и девичий стыд свой в жертву, рассказав про «благородный поступок
Мити», чтобы только лишь сколько-нибудь смягчить ожидавшую его участь. И вот
теперь точно так же она тоже принесла себя в жертву, но уже за другого, и может
быть только лишь теперь, только в эту минуту, впервые почувствовав и осмыслив
вполне, как дорог ей этот другой человек.
Дойдя до
предела эмоционального возбуждения после своего свидетельского показания против
Мити, Катерина Ивановна впадает в истерический припадок (с. 232—233):
Минута же
мщения слетела неожиданно, и все так долго и больно скоплявшееся в груди
обиженной женщины разом, и опять таки неожиданно, вырвалось наружу. Она предала
Митю, но предала и себя! И разумеется, только что успела высказаться,
напряжение порвалось, и стыд подавил ее. Опять началась истерика, она упала,
рыдая и выкрикивая. Ее увели.
Припадок не
свидетельствует о наличии патологического истерического начала в психике; он
указывает лишь на то, что внутреннее напряжение сделалось невыносимым, а
нормальный путь разрядки не представлялся возможным.
В тех
случаях, когда экзальтированность чувств остается ведущим фактором, но к ней
присоединяется и самостоятельная возбудимость в сфере воли, возникает такое
качество личности как страстность. Восторг и отчаяние находят в этом случае
выражение в самих поступках, в то время как при отсутствии волевой возбудимости
чрезмерная экзальтированность чувств больше выражается в идеях и душевных
переживаниях. У Катерины Ивановны активность появилась лишь тогда, когда
эмоциональное возбуждение достигло апогея, обычно же оно проявлялось больше в
экзальтированности идей.
Гипертимически-демонстративные
личности
В момент,
когда недоброжелательно настроенные гости Марьи Александровны готовы вот-вот
припереть ее к стенке, она проявляет величайшую ловкость и маневренность (с.
374):
Марья
Александровна удесятерилась в эту минуту, видела все, что происходило в каждом
углу комнаты, слышала, что говорилось каждою из посетительниц, хотя их было до
десяти, и немедленно отвечала на все вопросы, разумеется, не ходя за словом в
карман.
Поскольку
гипоманиакальные личности в состоянии гнева склонны к бестактности, доходящей
до бесцеремонности и грубости, «светской» натуре Марьи Александровны нисколько
не противоречит факт, что в такие минуты она осыпает своего слабоумного мужа
отборнейшей бранью.
Однако все
эти качества характеризуют Марью Александровну лишь наполовину. Она может
притвориться сущим ангелом доброты. Несмотря на переполняющую ее ненависть, она
может расточать улыбки и быть воплощением любезности. Обманутого ею
молоденького возлюбленного своей дочери, который со злобой высказывает свое
возмущение, она умеет вкрадчиво обвести вокруг пальца, так что он в конце
концов расстается с ней полный благодарности. Лишь позднее на Мозглякова
находит прозрение (с. 364—365):
Тут он,
кстати, припомнил, что Марья Александровна чрезвычайно хитрая дама, что она,
как ни достойна всеобщего уважения, но все-таки сплетничает и лжет с утра до
вечера.
Марья
Александровна добивается того, чтобы князь сделал Зиночке предложение. Князь, надо
сказать, страдает старческим маразмом и непрерывно мелет отчаянный вздор: тем
не менее Марья Александровна восклицает (с. 245):
— Но
сколько юмору, сколько веселости, сколько в вас остроумия князь!
Какая
драгоценная способность подметить самую тонкую, самую смешную черту!.. И
исчезнуть из общества, запереться на целых пять лет! С таким талантом! Но вы бы
могли писать, князь! Вы бы могли повторить Фонвизина, Грибоедова, Гоголя!..
Застревающе-возбудимые
личности
Особую
опасность таит в себе, как уже указывалось, комбинация возбудимости и
застревания.
С
психологической точки зрения весьма примечателен убийца, объединяющий в себе
эти черты личности, описанный у Достоевского. Мы имеем в виду Рогожина из
романа «Идиот». Сначала читатель узнает о неумении Рогожина владеть собой.
Отсутствие контроля над своими поступками иногда достигает у Рогожина таких
масштабов, что можно смело говорить об эпилептоидной психопатии. Он присваивает
деньги отца, чтобы купить серьги для Настасьи Филипповны, в которую влюбился. Избитый
отцом до полусмерти, он бежит из дому и проматывает находящуюся у него сумму.
Преследуя одну цель — покорить Настасью Филипповну, добиться ее взаимности, он
сколачивает вокруг себя шайку отчаянных молодчиков, проникает в квартиру
соперника и здесь устраивает дебош. В состоянии дикого возбуждения он обещает
дать Настасье Филипповне 100 000 рублей. Позднее он в самом деле приносит эту
сумму, в сцене же, которая при этом разыгрывается, особенно ярко проявляется
его несдержанность, полное отсутствие самообладания. Шайка его буйствует, а сам
он швыряет в лицо молодой женщине 100 000 рублей, точно покупая ее за эти
деньги. Когда, после длительных колебаний, она как-будто решает соединиться с
ним, он вне себя от радости (с. 196):
—
Едем!—заревел Рогожин, чуть не в исступлении от радости.— Эй, вы… кругом… вина!
Ух!..
— Припасай
вина, я пить буду! А музыка будет?
— Будет,
будет! Не подходи! — завопил Рогожин в исступлении, увидя, что Дарья Алексеевна
подходит к Настасье Филипповне.— Моя! Все мое! Королева! Конец!
Он от
радости задыхался.
Вскоре,
однако, мы убеждаемся, что объяснить поведение Рогожина одной лишь
эпилептоидной возбудимостью невозможно. Крайняя настойчивость, упорство, с
которым он домогается Настасьи Филипповны, свидетельствуют о параноических чертах
личности. Здесь нужно оговориться, что Достоевский предлагает в романе такое
развитие сюжета, которое у самого нормального и незаметного человека может
вызвать глубочайшие аффективные потрясения. Настасья Филипповна не любит
Рогожина, но на протяжении романа неоднократно делает шаги навстречу его
домоганиям. Она заявляет, что в ближайшее время готова выйти за него замуж, но
снова и снова отступает, иногда спасаясь бегством от него к князю Мышкину.
Рогожина постоянно шатает от надежды к неверию, он испытывает тягостную
ревность, вместе с ревностью растет и его любовь. Достоевский, таким образом,
изобразил развитие ненависти-любви в психологическом плане. Но если бы для
Рогожина не были характерны параноические реакции, то эти аффекты не приобрели
бы столь рокового, пагубного характера. У самого Достоевского находим указания
на то, что натура Рогожина заключала в себе параноическое начало, что было
характерно и для его отца. Князь Мышкин однажды даже сравнивает отца с сыном
(с. 242):
— А мне на
мысль пришло, что если бы не было с тобой этой напасти, не приключилась бы эта
любовь, так ты, пожалуй, точь-в-точь как твой отец бы стал, да и в весьма
скором времени. Засел бы молча один в этом доме с женой, послушною и
бессловесною, с редким и строгим словом, ни одному человеку не веря, да и не
нуждаясь в этом совсем, и только деньги молча и сумрачно наживая. Да
много-много, что старые бы книги когда похвалил, да двуперстным сложением
заинтересовался, да и то разве к старости…
А вскоре
после этого следуют слова, которые наводят на мысль, что параноическим чертам
Рогожина князь придает еще большее значение, чем эпилептоидным (с. 243):
— Ты все
это баловство теперешнее скоро бы и бросил. А так как ты совсем необразованный
человек, то и стал бы деньги копить, и сел бы, как отец, в этом доме со своими
скопцами; пожалуй бы и сам в их веру под конец перешел, и уже так бы ты свои
деньги полюбил, что и не два миллиона, а пожалуй бы десять скопил, да и на
мешках своих с голоду бы и помер, потому у тебя во всем страсть, все ты до
страсти доводишь.
В этой
характеристике раскрыта параноическая застреваемость эгоистических устремлений.