Характеристика Софьи из комедии Грибоедова "Горе от ума"
Характеристика
Софьи из комедии Грибоедова "Горе от ума".
Как посравнить да
посмотреть
Век нынешний и век
минувший
Свежо предание, а верится
с трудом .
А. С. Грибоедов
" Горе от ума "
одно из самых злободневных произведений русской драматургии. Проблемы ,
поставленные в комедии продолжали волновать русскую общественную мысль и
литературу много лет спустя после появления ее на свет .
" Горе от ума "
- плод патриотических раздумий Грибоедова о судьбе России , о путях обновления
, переустройства ее жизни . С этой точки зрения и освещены в комедии важнейшие
политические , моральные и культурные проблемы эпохи .
Содержание комедии
раскрывается как столкновение и смена двух эпох русской жизни - века " нынешнего
" и века " минувшего ". Границей между ними , на мой взгляд ,
является война 1812 года - пожар Москвы , разгром Наполеона , возвращение армии
из заграничных походов. После Отечественной войны в русском обществе сложились
два общественных лагеря . Это лагерь феодальной реакции в лице Фамусова ,
Скалозуба и других , и лагеря передовой дворянской молодежи в лице Чацкого. В
комедии ясно показано , что столкновение веков было выражением борьбы этих двух
лагерей.
Император панически
боялся проникновения в Россию революционных идей - "французской
заразы". Он мог давать обещания на Европейском сейме, но на родине до реальных
шагов дело не доходило. Более того, внутренняя политика приняла репрессивные формы.
И недовольство передовой русской общественности зрело исподволь, ибо твердая
рука Аракчеева навела в стране внешний порядок. И этот порядок, это довоенное
благоденствие, разумеется, радостно приветствовали люди типа Фамусова,
Скалозуба, Горичей и Тугоуховских.
В самом название своей
комедии "Горе от ума" Грибоедов закладывает основную идею произведения,
мы уже можем понять, что всё в нём будет относиться к понятию "ум".
Грибоедов сам говорил что
в его произведениях на 1 умного приходятся 15 глупцов. Мы понимаем, что здесь
будет один единственный герой наделенный умом, а все люди его окружающие его
будут теми 15-ю глупцами, о которых говорил Грибоедов.
И.А. Гончаров писал о
комедии "Горе от ума", что это и "картина нравов, и галерея
живых типов, и вечно жгучая, острая сатира, " в которой представлена
дворянская Москва 10-20 годов 19 века. По словам Гончарова, каждый из главных
героев комедии переживает "свой мильон терзаний". Переживает его и
Софья.
Единственный персонаж,
задуманный и исполненный, как близкий Чацкому,
- это Софья Павловна
Фамусова. Грибоедов писал о ней: Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному
человеку..." В этом персонаже воплощен характер сложный, автор ушел здесь
от сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы и глубины. Софье
довольно долго "не везло" в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей
автора: " Софья начертана неясно". И только Гончаров в "мильоне терзаний"
в 1871 году впервые понял и оценил по достоинству этот персонаж и его роль в
пьесе.
Воспитанная Фамусовым и
мадам Розье в соответствии с правилами воспитания московских барышень, Софья
была обучена "и танцам, и пенью, и нежностям, и вздохам". Ее вкусы и
представления об окружающем мире формировались под влиянием французских
сентиментальных романов. Она воображает себя героиней романа, поэтому плохо
разбирается в людях . Софья. отвергает любовь чересчур язвительного Чацкого. Не
хочет стать женой тупоумного, грубого, но богатого Скалозуба и избирает Молчалина.
Молчалин разыгрывает перед ней роль платонического влюбленного и может до
рассвета возвышенно молчать наедине с любимой. Софья отдает предпочтение
Молчалину, потому что находит в нем множество достоинств, необходимых для "мужа-мальчика,
мужа-слуги, из жениных пажей". Ей нравится, что Молчалин застенчив,
уступчив, почтителен.
А между тем девушка умна
и находчива. Она дает верные характеристики окружающим. В Скалозубе она видит
тупого, ограниченного солдафона, который "слова умного не выговорит сроду",
который может рассуждать только о "фрунтах и рядах", "о
петличках и выпушках". Она даже не может представить себя женой такого
человека: "Мне се равно, что за него, что в воду". В отце Софья видит
сварливого старика, который не церемонится с подчиненными и со слугами. Да и
качества Молчалина Софья оценивает правильно, но, ослепленная любовью к нему,
не хочет замечать его притворства..
Софья по-женски находчива.
Она умело отвлекает внимание отца от присутствия Молчалина в гостиной, в ранний
час утра. Чтобы замаскировать свой обморок и испуг после падения Молчалина с
лошади, она находит правдивые объяснения, заявляя, что очень чувствительна к
несчастьям других. Желая наказать Чацкого за его язвительное отношение к
Молчалину, именно Софья распускает слух о сумасшествии Чацкого. Романтическая,
сентиментальная маска сорвана теперь с Софьи и открывается лицо раздраженной,
мстительной московской барышни.
Софья - лицо
драматическое, она персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии. Она - так
же как и ее антагонист Чацкий – натура страстная, живущая сильным и настоящим
чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок (об этом не знает героиня, но
знают зрители) - это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее
драматизм. В лучших спектаклях актрисы в роли Софьи играют любовь. Это в ней
самое главное, это формирует линию ее поведения. Мир для нее поделен надвое:
Молчалин и все остальные. Когда нет избранника - все мысли только о скорой
встрече; она может присутствовать на сцене, на самом же деле - вся душа ее
устремлена к Молчалину. В Софье воплотилась сила первого чувства. Но в то же время
любовь ее нерадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что
избранник никогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья
внутренне уже готова к борьбе. Чувство настолько переполняет душу, что она
исповедуется в своей любви, казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанке
Лизе, а затем и вовсе самому неподходящему в этой ситуации человеку - Чацкому. Софья
настолько влюблена и одновременно удручена необходимостью постоянно таиться от
отца, что ей попросту изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее возможности
рассуждать: "Да что мне до кого? до них? до всей вселенной?" Софье с
самого начала уже можно посочувствовать. Но в выборе ее столько же свободы, сколько
и предопределенности. Она выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого
и безропотного (таким предстает Молчалин в ее рассказах-характеристиках).
Софья, как ей кажется, относится к нему здраво и критически: "Конечно, нет
в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и
скоро опротивит... Да эдакий ли ум семейство осчастливит?" Вероятно, ей кажется,
что она поступила очень практично, ко всему прочему. Но в финале, когда она
становится невольной свидетельницей "ухаживания" Молчалина за Лизой, она
поражена в самое сердце, она уничтожена - это один из самых драматичных
моментов всей пьесы.
Это наносит удар по
самолюбию Софьи, и вновь обнаруживается ее мстительная натура. "Расскажу
всю правду батюшке", - с досады решает она. Это еще раз доказывает, что
любовь ее к Молчалину была не настоящей, а книжной, придуманной, но эта любовь
заставляет ее пережить свой "мильон терзаний".
Мне, признаюсь, жаль
Софью, потому что она не плохая девушка не безнравственная, но, к сожалению,
оказалась жертвой той лжи, которая характерна для фамусовского общества,
погубившего её.
Каждый человек должен
сделать выбор Молчалин или Чацкий. Можно быть Молчалиным и молча подниматься по
лестнице наверх. Или стать Чацким и всю жизнь спорить, бороться, добиваться
своего, сражаться с беспросветной глупостью окружающих
Комедия "Горе от ума"
вошла в сокровищницу нашей национальной культуры. Она и сейчас не утратила
своей нравственной и художественной силы. Нам, людям нового поколения, понятно
и близко гневное, непримиримое отношение Грибоедова к несправедливости,
подлости, лицемерию, которые так часто встречаются и в нашей жизни.